Основные методы медицинской реабилитации. Очищение крови и сосудов

Реабилитация - это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Закон «О реабилитации после болезней и травм» в нашей стране предусматривает гарантированную государством оплату медицинской реабилитации первого уровня и оплату амбулаторного наблюдения и продолжительного стационара для пациентов, нуждающихся в длительном наблюдении при болезни, вызывающей большой социальный риск. Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет, что права на социальную компенсацию у социально застрахованного лица вступают в силу, если временная потеря трудоспособности, ее частичная или полная потеря или смерть данного лица наступают при следующих обстоятельствах:

  • несчастный случай на работе;
  • несчастный случай по дороге на работу или с работы в транспорте работодателя;
  • профессиональное заболевание.

Реабилитация - это восстановление функций организма, нарушенных в результате перенесенного или врожденного заболевания, операции, травмы. Реабилитация обычно проводится в специальных центрах.

Виды реабилитации

Реабилитационные меры могут быть направлены на восстановление физического или психического здоровья пациента. Также важна и социальная реабилитация, включающая социально-бытовую и социально-профессиональную адаптацию. Некоторым пациентам необходима более продолжительная и интенсивная реабилитация, это обусловлено тяжестью перенесенного заболевания.

Физическая реабилитация

Пациенту назначают специальные упражнения и тренировочные программы для восстановления утраченных движений в конечностях. Лечебная гимнастика проводится под обязательным руководством опытного кинезиотерапевта. Некоторым пациентам приходится заново учиться ходить. Им назначают различные физиотерапевтические процедуры, активизирующие обмен веществ в мышцах (например, электрофизиотерапевтические процедуры). Врачи определяют, имеется ли необходимость во вспомогательных средствах для облегчения жизни больного.

Психическая реабилитация

Логопеды обучают больного говорить. При отсутствии гортани, пациента обучают т.н. пищеводной речи, звуки которой формируются в пищеводе. Также возможно использование различных технических средств для облегчения общения пациента с окружающими.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация предоставляется лицам, которые самостоятельно не могут заботиться о себе и не получают ни от кого другого необходимую помощь. Социальная реабилитация полагается лицам после отбывания срока заключения, лицам с проблемами зависимости, бездомным, а также лицам с психическими нарушениями и безработным. Меры социальной реабилитации необходимы для возврата человека к нормальной жизни. Человеку помогают найти работу или переквалифицироваться. К социальной реабилитации также относится организация отдыха пациента и помощь в повседневных жизненных ситуациях.

Кому нужна реабилитация?

Реабилитация необходима больным ревматизмом, артритом или хроническими заболеваниями легких, а также после инфаркта миокарда , операций на сердце, операций на межпозвоночных дисках, после инсульта , тяжелых травм и т.д. Кроме того, реабилитация может помочь пациенту избавиться от болезненного влечения (например, к алкоголю, снотворным препаратам или наркотикам).

Способы и методы реабилитации

В зависимости от перенесенного заболевания или травмы применяют различные реабилитационные меры.

Кинезиотерапия

Кинезиотерапия - использование движения для восстановления после болезни. Лечебная физкультура применяется для пациентов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например, при артрозе, заболеваниях межпозвоночных дисков, ревматизме, спастическом параличе, а также при травмах позвоночника. Применением изометрических упражнений пытаются преодолеть атрофию мышц, возникшую вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата. Основная цель кинезиотерапии - остановить дальнейшее прогрессирование заболевания. Существуют специальные упражнения лечебной физкультуры, предназначенные для восстановления подвижности определенных суставов. Кинезиотерапевт обучает этим упражнениям пациента, который затем регулярно выполняет их самостоятельно. Некоторым пациентам приходится заново учиться ходить, брать вещи, сидеть.

Физиотерапия

Физиотерапия - лечение различных заболеваний с помощью физических методов воздействия, которые способствуют ускорению процесса выздоровления. К этим методам относятся использование света, инфракрасных и ультрафиолетовых лучей, тепла, электрического тока, а также массаж и лечебная физкультура. Кроме того, применяют и водные процедуры. В ваннах с массажным душем используются и лекарственные вещества. Применяются и грязевые ванны .

Ежедневный труд

Пациент заново должен научиться многим движениям: иногда он не может нормально пользоваться различными предметами домашнего обихода, выполнять работу по дому или обращаться с рабочим инструментом. Терапевт по социально-трудовой реабилитации показывает, каким образом пациент, несмотря на немощь, может самостоятельно есть, готовить еду, работать. Если пациенту требуется протез, то врач обучает, как им пользоваться. Во время трудовой терапии пациент, потерявший способность выполнять свою обычную работу, трудится в специальных мастерских и приобретает новые навыки.

Речевая терапия

После инсульта, черепно-мозговых травм, менингита и других заболеваний часто нарушается память и центр речи. Пациента заново учат говорить. В некоторых случаях логопед проводит обучение с помощью картинок, а вызываемые ими ассоциации пациент должен выразить словом, так постепенно учат говорить. Иногда больной не способен нормально говорить. В этом случае логопед реабилитационной клиники обучает его другим средствам общения. Например, при удаленной гортани пациента обучают пищеводной речи или языку жестов.

Помощь психолога

Особенно большие проблемы возникают у пациентов с болезненным влечением, потому что у них часто отсутствует воля и желание выздороветь. При строгом контроле за таким пациентом физическая зависимость часто исчезает довольно быстро, однако без дальнейшего наблюдения алкоголики, наркоманы или токсикоманы не защищены от быстрого прогрессирования заболевания. Часто консультация психолога необходима не только пациенту, но и членам его семьи. Эффективна работа в группах взаимопомощи, где люди делятся опытом и помогают друг другу. В случае, если пациент избегает или боится контактов с другими людьми, необходима профессиональная помощь психолога или психиатра. Также крайне важна и помощь социального работника, который поможет человеку адаптироваться и найти работу по силам. Кроме того, социальный работник расскажет о предоставляемых льготах и возможностях их получения.

Реабилитация особенно эффективна в том случае, если активное участие в ней принимает сам пациент, таким образом он помогает себе.

Восстановление после несчастных случаев

Реабилитационные меры применяются после несчастного случая или при профессиональном заболевании. Трудовая реабилитация включает в себя приобретение новой специальности.

Профилактический курс реабилитации

В реабилитационном центре применяется много методов лечения, например, лечебные ванны, ингаляции , лечение минеральными водами и т.д. Об условиях лечения, различных санаториях и предоставляемых услугах можно узнать у своего лечащего врача.

Кто оплачивает реабилитацию?

Учреждения социального страхования выплачивают пособие по нетрудоспособности, компенсацию в случае потери трудоспособности или одноразовое пособие, если потеря трудоспособности определена на 10-24% пожизненно. Также оплачиваются лечение, уход, медицинская и профессиональная реабилитация и вспомогательные средства для реабилитации.

Где проводят реабилитацию?

Различные клиники и центры медицинской реабилитации обеспечивают пациенту развитие или восстановление его физического, психологического, социального и профессионального потенциала или адаптацию человека к жизни в обществе.

Реабилитация пациентов с тяжелыми болезнями

Реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Реабилитация проводится также с целью предотвращения развития остаточных явлений. Для этого применяются необходимые реабилитационные меры, в том числе и специфические, проводимые только при некоторых заболеваниях.

Еще в больнице с пациентом связывается работник социальной службы. Он отвечает на все волнующие больного вопросы. Прежде всего врач, социальный работник и пациент решают вопрос о наиболее подходящем для последнего реабилитационном центре. После этого врач выписывает направление. Есть специальные центры, в которых осуществляется реабилитация больных с практически любыми заболеваниями. В них для каждого пациента составляется индивидуальный план лечения, составляющими которого может быть гимнастика, диеты, медикаментозное лечение, консультации психолога и др. Время пребывания пациента в реабилитационном центре 3-4 недели. Если во время последнего осмотра врач делает заключение, что пациент еще не здоров, то лечение продлевается. Врач определяет трудоспособность пациента после реабилитации. Если пациент перенес тяжелое заболевание, его сразу направляют в реабилитационный центр. Позднее лечение продолжается в домашних условиях. Участковый врач может ежегодно направлять больного на восстановительное лечение в санаторий.

Возвращение на работу

Страховые компании работают по принципу «лучше реабилитация, чем пенсия». Это значит, что после травмы или тяжелого заболевания человек должен приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей. Если из-за перенесенной травмы он не может выполнять прежний объем работ, то нагрузку увеличивают постепенно: сначала человек работает только пару часов в день, через несколько недель время работы увеличивают.

Если после перенесения болезни или травмы трудоспособность человека восстанавливается, но, например, из-за аллергии или инвалидности, он не может выполнять прежнюю работу, то в этом случае ему предоставляется возможность приобрести новую профессию (подбирают ту сферу деятельности, которая ему по силам).

Зарплату выплачивают по листку нетрудоспособности, но лишь до определенного срока. До истечения этого срока человек должен пройти медицинскую комиссию, которая решит вопрос о его трудоспособности. Если человек нетрудоспособен (временно или даже пожизненно), то ему назначают инвалидность. Пациент должен постоянно находиться под наблюдением семейного врача, который следит за его состоянием и работоспособностью.

Неважно, хочет ли человек попасть в реабилитационный центр, переквалифицироваться или получать пенсию по инвалидности, заявление в соответствующую социальную службу он должен написать собственноручно. Каким бы тяжелым ни был случай, врачи не будут искать больного. Правда, есть одно исключение из правил. Если несчастный случай произошел на работе, работодатель должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию, которая позаботиться о пострадавшем и примет необходимые меры.

Человеческий организм обладает неограниченными возможностями, он способен не только побороть болезнь, но и полностью восстановить все свои функции. При оказании квалифицированной помощи данные процессы могут пройти гораздо быстрее и эффективнее.
Определение работы
Восстановительное лечение – это комплекс процедур направленных на реабилитацию организма, и может включать в себя ряд различных видов терапии восточной и европейской традиции. Главной целью подобного лечения является не просто вмешательство в деятельность организма и снятие основных симптомов заболевания, но при помощи различных методик заставить организм активизировать восстановительные процессы во всех органах и системах. Болезни наносят человеческому телу существенный вред, приводят к потере трудоспособности и существенно сокращают продолжительность жизни.

Важность проведения восстановительных процедур
Реабилитация всегда была важной составляющей любого лечебного процесса. Не секрет, что порой методы лечения и не контролированное использование лекарственных средств может причинить организму больше вреда, чем сами последствия заболевания. Кроме этого, человек ежеминутно подвергается действию различных факторов, способных снизить его защитные силы, среди которых экология, некачественные продукты и вредные привычки. Восстановительное лечение в Москве является важным и крайне необходимым, оно позволяет человеку задействовать все защитные механизмы своего организма и постоянно сохранять здоровье и жизнерадостность.
Основные принципы работы центра
Центр восстановительной медицины «Интер-Лекарь» специализируется на оказании квалифицированной врачебной помощи, используя для этого целый спектр различных методик. Главной целью работы центра является заставить организм самостоятельно успешно бороться с недугами, не прибегая при этом к радикальным медикаментозным методам лечения. В центре собраны самые прогрессивные методики, используется высокотехнологическое инновационное оборудование, и работают квалифицированные специалисты, многие из которых обладатели научных работ и ученых степеней в области медицины. Оказываются комплексы различных услуг, собраны воедино самые прогрессивные знания в восстановительной медицине, дающие возможность быстрого восстановления функциональных возможностей организма.
Массаж и его уникальные свойства
Одной из самых известных процедур, применяемой как в традиционной, так и в восточной медицине является массаж. Это один из самых быстрых и эффективных способов справиться с болевыми симптомами в области позвоночника и суставов. Для массажа существует несколько десятков различных показаний, его восстановительные свойства являются уникальными и действенными. Существует множество различных разновидностей данной процедуры, например спа массаж , который оказывает на организм тонизирующее и успокаивающее действие и помогает справиться с последствиями стрессов и нервных расстройств.
Иглорефлексотерапия и рефлексотерапия .
Методики, которые родились в Китае и на сегодняшний день практикуются в Поднебесной, как методы традиционной медицины. В нашем обществе иглоукалывание принято относить к нетрадиционным методам, однако, это совсем не уменьшает достоинств и неоспоримых преимуществ данных процедур для организма человека в целом. На теле расположено множество различных акупунктурных точек, при воздействии на которые можно добиться лечебного и восстановительного эффекта, различных органов и целых систем организма. Действие на болевые точки дает возможность запустить, а при необходимости приостановить множество различных процессов нашего организма, что, безусловно, способствует выздоровлению после недуга и быстрому восстановлению функций.
Рефлексотерапия – это схожий метод, однако он объединяет в себе большое количество различных способов воздействия на акупунктурные точки нашего тела. Каждая биологическая точка отвечает за определенную зону организма, зону или целую систему, а воздействие на них может дать небывалый эффект восстановления функциональных возможностей. Данный метод имеет происхождение с Древнего Востока, но и сегодня является не менее актуальным и действенным. В нашем центре работают опытные специалисты, имеющие необходимые знания в применении методов воздействия рефлексотерапии. Практикуются различные направления, среди которых популярная иглорефлексотерапия и аурикулотерапия . Они отлично зарекомендовали себя, как наиболее эффективных методы воздействия, на организм человека, оказывающие положительное воздействие и восстанавливающие полноценную работу органов и систем.
Аурикулотерапия и ее действие на организм
Данный метод лечения и диагностики сводится к стимуляции акупунктурных точек расположенных на ушной раковине с применением специальных аурикулярных игл. Французский ученый Поль Ножье сумел совместить топографические показатели человеческого уха с организмом человека с его конкретными частями тела и внутренними органами. Кроме игл точки ушной раковины можно стимулировать при помощи точечного массажа.
Лечение, профилактика и восстановление при помощи медицинских пиявок
Гирудотерапия – это метод лечения, насчитывающий не одну сотню лет, он эффективен при лечении множества заболеваний, включая хронические с застойным рецидивом. Диапазон заболеваний, на которые оказывает положительный эффект гирудотерапия чрезвычайно обширен, сюда входят гипертония и тромбофлебиты, дерматологическая патология и гинекологические болезни. Пиявки оказывают на организм несколько видов воздействия:

  • стимулирует восстановление потерянной крови;
  • укрепляет иммунную систему;
  • активирует рефлекторное воздействие в биологически активной точке соприкосновения;
  • при укусе в кровь попадает биологический секрет пиявки, имеющий высокие целебные свойства.

Мануальная терапия и ее значение
Данный вид лечения берет свое начало в древности и заключается в ручном воздействии врача на организм больного. Лечение позволяет устранить боль при развитии некоторых патологических процессов в позвоночнике и суставах конечностей. Предпосылками для действенности данного метода служит анатомическое строение человеческого скелета и его основных функций. А именно о равномерной работе хрящевой пластинки, позвонков, студенистого ядра и мускулатуры. При определенных обстоятельствах подобная система может давать сбои вследствие атрофических процессов. В подобном случае мануальная терапия будет эффективным методом терапевтического лечения и реабилитационного восстановления организма в целом. Методика может применяться как в стационарных условиях, так и как лечение на дому . Одним из направлений данного лечения является такой метод как остеопатия , при котором лечение производится исключительно руками врача.

Психотерапия и ее значение в общем лечении организма
Важной составляющей частью каждого лечения является восстановление психологического состояния больного. Для этого в центре «Интер-Лекарь» подобран состав профессиональных психологов, способных оказать помощь на самом высоком профессиональном уровне и избавиться от стресса и нервных расстройств. Нормализация психологического состояния, позитивное мышление и восприятие окружающего мира – это те основы, без которых порой сложно восстановить общее состояние здоровья человека.


Восстановительное лечение младенцев и детей младшего возраста
Логопедия – это метод, который совмещает в себе педагогику и медицину и предоставляет возможность ребенку избавиться от существующих у него дефектов речи. Только опытный врач-логопед, способен научить ребенка говорить правильно, что в будущем не даст развиться у него множеству комплексов, связанных с дефектами речи. Логопедия не только помогает справиться с речевыми расстройствами и недостатками, но и дает возможность предупредить их дальнейшее возникновение. Детский и грудничковый массаж – это возможность юному организму справиться с гипертонусом мышц, а также возможность активизировать процессы способствующие общему развитию ребенка.

Большинство лечебных мероприятий идет «на периферии», одни из них оказывают рефлекторное влияние на функциональное состояние нервной системы, другие мобилизуют компенсаторные возможности (Т.В.

Некоторые воздействия способствуют лишь лучшей прйспосабливаемости двигательной системы к вертикальному положению L. Coller 1985, G. Palmer et al, 1988.

В.П. Лебедев, 1974, O.K. Сенько 1976, К.А. Семенова 1978, 1986 в своих работах придают большое значение происхождению тонуса от импульсации, исходящей из лабиринтов.

D. Derm, G. Boun 1964 считают, что активация мышечного тонуса обусловлена рефлексом, который начинается включением рецепторов растяжения в самих мышцах. Это означает, что в состоянии покоя тонус может быть незначительным, но при попытке совершить движение отмечается резкое нарастание мышечного тонуса.

Для снижения повышенного тонуса, гиперкинезов, депрессивных состояний используют различные миорелаксанты, седативные, психотропные препараты. К.А. Семенова еще в 1972 заметила, что миорелаксирующие препараты снижают тонус как спастичных мышц, так и их антагонистов - гипотоничных мышц.

Ученые используют метод акупунктуры с введением церебролизина и лидазы в мочку уха. Описан этот метод Н.З. Мухамедзяновым и др. в 1992, С 1986, Осипенко-Скворцов вводили церебролизин в биологически активные точки. В.Г. Босых (2002) предлагает широко использовать иглорефлексотерапию.

В клинической практике активно ведется ортопедическая и нейрохирургическая коррекция патологических поз и установок. У детей со спастической диплегией сохраняются стойкие последствия лабиринтного тонического рефлекса которые приводят к контрактурам, деформациям, угрозе вывиха тазобедренных суставов, препятствующим развитию статических, локомоторных навыков. В таких условиях средства кинезотерапии бессильны и становится необходимость прибегать в лечении ДЦП к оперативному вмешательству. По мнению Е.П. Меженина (1966, 1983), Е.А. Абальмасова (1983), A.M. Журавлева и соавторов (1986),

К.А. Мс Halle, Р.В. Butter, N. Tompson (1992), оперативное лечение применяют, главным образом, при спастических формах церебральных параличей, иногда при смешанных спастико-гиперкинетической и спастико-атаксической формах. По данным К.А. Семеновой (1999) в тазобедренных суставах сгибательные контрактуры наблюдались у 96,5% детей со спастической диплегиеи, реже в коленных суставах - 18,8%, но в голеностопных суставах имели место стойкие патологические установки типа эквино-варуса - 44,7%, эквино-вальгуса - 40,4%, или пяточной стопы -11,8%. Контрактуры в плечевых суставах, чаще сгибательно-приводящие, отмечались в 42,4% случаев, в суставах пальцев рук - 27,1%, в локтевых суставах в 63,5% и в лучезапястных - 80,0%. Из приведенных данных следует, что именно такие нарушения моторных функций определяют степень обездвиженности этих больных.

Расходятся мнения относительно возраста больных в котором следует проводить оперативные вмешательства. F. Craid (1967), S. Feldkamp (1983) высказывают одобрение в пользу раннего вмешательства, так как оно приведет к правильной позе ребенка и будет способствовать эффективному функциональному восстановлению. Исследования R. Beals (1976), А.П. Кутузова (1981), Х.А. Ухманова (1985) показывают, что после операций, произведенных в раннем возрасте, часто наступают рецидивы или формируются другие грубые деформации в результате выраженной рефлекторной тонической активности, осложнений от длительной иммобилизации. Подытоживая мнения большинства исследователей, напрашивается вывод о нецелесообразности оперативного вмешательства ранее 8-10 летнего возраста.

В основные типы оперативных вмешательств на верхних конечностях входят:

а) при сгибательной контрактуре локтевого сустава - удлинение сухожилия двуглавой мышцы плеча;

б) при сгибательно-приводящей и внутриротаторной контрактуре плеча - удлинение сухожилий большой грудной, большой круглой, широчайшей мышцы, субкапитальная деротационная остеотомия плечевой кости;

в) при пронаторной контрактуре предплечья - тенотомия, или пластика круглого и квадратного пронаторов - операция Тьюби и Денихи, пересадка сухожилия локтевого сгибателя запястья на дистальную треть лучевой кости - операция Стейндлера-Грина, и многие другие.

На нижней конечности оперативное вмешательство направлено на коррекцию формы стопы. В случае стойкой подошвенной флексии стопы наиболее рационально Z-образное удлинение Ахиллова сухожилия.

К. Barry (1979) отметил, что при преобладании флексорного тонуса патологическая установка стоп должна корригироваться функциональными методами. С целью устранения неправильного положения и увеличения стабильности конечностей осуществляются вмешательства на костях и суставах. При эквино-варусной стопе, при плановальгусной стопе используется метод артродеза А.Н. Crawford, К Kucharzyk, B.R. Roy (1990), G.M. Nakano (1989), G.G. Guttman (1990). При спастической диплегии нарушение координации мышц туловища и нижних конечностей компенсируется патологической позой со сгибанием бедер, коленей и туловища. В такой позе центр тяжести верхней части тела проецируется на опорную поверхность стоп, эта поза является необходимым условием удержания туловища в вертикальном положении. Но иногда этих компенсаций недостаточно, следовательно, ребенок не в состоянии самостоятельно садиться, стоять, ходить. Наихудшие результаты после оперативных вмешательств при этой форме ДЦП отмечали В. Etnire, C.S. Chamber (1993). В.Г. Босых, Б.Б. Мартьянов, А.А. Агунов, А.В. Виноградов (2002) отмечали усиление спастичности в 7% к 21-25 дню в раннем послеоперационном периоде. В пользу тенотомии при ДЦП высказываются Dravaric D.M., Feldkampm М, Denke Р (1989),

Bouchard S., (1991) - устранение приводящих и внутриротаторных контрактур в тазобедренных суставах.

К методам функциональной нейрохирургии, используемым в лечении спастических форм церебрального паралича, относятся селективная дорсальная ризотомия, хроническая эпидуральная электростимуляция спинного мозга, хроническое интратекальное введение баклофена, селективная денервация и др. Селективная дорзальная ризотомия разработана Peacock W.G. в 1982 году. Метод основан на прерывании дуги стретч-рефлекса путем выключения афферентного звена, разделяя задние корешки L2-S1 на фасцикулярные группы на уровне конского хвоста. В этой операции используется интраоперационная игольчатая электронейромиография по методике Fasanoetal (1976), Park T.S. etal. (1993).

Одним из перспективных методов в настоящее время является хроническая эпидуральная электростимуляция спинного мозга Waltz G.M., Andersen W.H. (1975). На уровне поясничного утолщения спинного мозга располагаются интернейрональные структуры, «спинальные генераторы локомоций», обеспечивающие координированную мышечную активность, которые и стимулируются (Braun (1911, 1913), Serington (1910), М.Л. Шик (1976), К.В. Баев (1981), Ю.Т. Шпаков, Е.Ю. Шпакова (1995), B.C. Гурфинкель (1998), Е.Г. Сологубов, И.С. Перхурова (1996)).

Заслуживает внимания, по мнению Penn, Kroin (1987), Penn et. al. (1989), и активно применяется хроническое интратекальное введение баклофена. Являясь производным ГАМК, баклофен подавляет пресинаптическое освобождение возбуждающего трансмиттера терминалиями первичных афферентных волокон. В подоболочечное пространство он вводится с помощью инфузионной системы, включающей помпу и катетер. Помпа запрограммированна на непрерывную инфузию лекарства непосредственно в спиномозговую жидкость, что дает

бесспорное преимущество. Однако данная методика является дорогостоящей т.к. требует пополнения помпы каждые 3 месяца.

Следует отметить, что нейрохирургические методы не влияют на фиксированные деформации конечностей. По данным Xu L. et.al. (1993) функциональное улучшение составило более 80%.

Гиперкинетическая форма ДЦП является одной из самых резистентных форм к консервативному лечению. Видимую положительную динамику можно отметить после стереотаксических операций. Разработаны варианты и комбинации: расширенная таламотомия с дополнительной деструкцией центрального таламического ядра и вентро-каудальных ядер; модификация сагитальной таламотомии, предполагающая деструкцию всего ядра в сагитальной плоскости (R. Heimburger 1965, G. Cooper et. al. 1973, Л.Н. Нестерова 1976, Э.И. Канделя 1981); комбинированная таламодентитомия (G.S. Cooper et. al. 1977, R.M. Davis , G.V. Gesink 1979); хроническая стимуляция коры мозжечка (L.A. Whittaker 1980, R.D. Perm, M. Etzel 1982). В то же время ученые сделали вывод о недостаточно высокой эффективности этих методов. Так И.Э. Кандель (1981) отмечал результативность в ближайшие сроки после операции только в 50% случаев, он же сказал: «... среди многих десятков больных, не способных ходить до операции стереотаксической деструкции подкорковых ядер, не наблюдал ни одного, который бы после операции самостоятельно пошел».

Нейрохирургические методы применяются, как правило, детям старше 8-Ю лет (Jankovik J.K. 1994). Несмотря на улучшенные возможности центрального звена рефлекторного кольца, сложно создать новые механизмы регуляции двигательных функций, закономерно развивающиеся в первые годы.

При абилитации больных ДЦП используют методы лечебной физкультуры. М.Р. Могендович представляет положения о висцеро-моторных рефлексах, как основе лечебных эффектов при лечебной

физкультуре. Суть этих представлений сводится к тому, что проприоцептивная импульсация, возникающая при выполнении физических упражнений самостоятельно пациентом или целенаправленных движений пациента, осуществляемых инструктором, вызывает висцеро-моторные рефлексы различной сложности. При этом ведущим элементом рефлекторной регуляции является нейрогуморальный аппарат, реализующий рефлекторные воздействия на вегетативную сферу организма, а также воздействие на проприорецепцию, обеспечивающий функциональную тоническую активность мозга и соответственно состояния его регуляторных механизмов.

И.М. Сеченов в 1905 году указал, что для осуществления мозговой деятельности необходим определенный минимум раздражения внешней среды. Отметив в особенности роль мышечного воздействия, посредством которого страдающий организм контактирует с внешним миром, он, с другой стороны, указал на регулирующее значение мышечного чувства: «походка человека расстраивается несравненно больше от потери мышечного чувства, более темного, едва доходящего до сознания, чем от паралича осязаемых ощущений». Ч. Шеррингтон в 1906 году сформулировал концепцию о ведущей роли мышечной рецепции в системе моторного регулирования. В 1911 году Н.И. Красногорский установил афферентный состав моторной зоны коры, являющейся областью поступления всех проприоцептивных сигналов, пути, проведения которых в центральную нервную систему определены морфологическими исследованиями. Связь проприоцептивной импульсации с различными отделами центральной нервной системы особенно наглядно проявляется в связи с установлением важной роли ретикулярной формации как своеобразного коллектора и распределителя активирующих афферентных потоков в различные структуры мозга.

В восстановительном лечении детей, страдающих церебральным параличом, широко используют массаж С.А. Бортфельд (1956, 1962), М.Н.

Гончарова (1961,1962), А.Е. Штернгерц (1989). Авторы подчеркивают, что массаж позволяет обеспечить восстановление двигательной функции. Р.Б. Безарбекова с соавторами (1978), У.М. Любашевская с соавторами (1978), S. Levitt (1977), Н. Knupfer et F. Rathke (1986) подтверждали эту точку зрения. По мнению К.А. Семеновой (1988), К. Bobathet В. Bobath (1983), при применении активных методик массажа, происходит активация трофических процессов и усиление депривации патологической афферентации. Кроме сегментарного массажа, который рефлекторно воздействует через зоны Захарьина-Геда, классических приемов массажа, A.M. Тюрин (1986), Н.Н. Белая (1981), помимо общепринятых методик, используют расслабляющий массаж, направленный на снижение мышечного тонуса в отдельных спазмированных группах, и укрепление ослабленных, гипотоничным тонусом мышечных групп, стимулирующих массажем (А.Д. Бурычкова 1978, Т.Г. Шамарин 1989, N. Philhs 1969).

Следует согласиться с мнением авторов, что один и тот же прием в зависимости от интенсивности воздействия, может вызвать нарастание мышечного тонуса и расслабление мышц, и, следовательно, необходимость очень точно дозировать интенсивность воздействия (А.Ф. Коптелин 1969, И.М. Махмудова 1978, Н.Е. Мольская 1967, С.С. Северинов 1970). В 1989 году А.Е. Штеренгерц высказал мнение, что в значительной степени эффективность точечного массажа зависит от квалификации массажиста. Колесников О.В. (1990) заключил, что, несмотря на общепринятое мнение об эффективности различных видов массажа в восстановительном лечении больных ДЦП четкого представления о механизмах действия этих методик при церебральных параличах не имеется. По данным иностранных авторов Koman-La, Mooney S.F-3rd (1996). и в последние годы у нас Спивак, Е.Н. Афанасьев (2002) используют коррекцию спастического тонуса ботуло-анатаксином (Botox). Botox блокирует нервно-мышечную передачу в поперечно­полосатых мышцах путем торможения высвобождения ацетилхолина из

пресинаптических окончаний. В результате чего наступает обратимая химическая денервация и слабость инъецированных мышц. Об эффективности внутримышечного введения ботуло-анатоксина пишут Arens L.S., Goldschmidt R.B. 1997, Zelnik N., Giladi N., Goikhman L., Keren G., Moris R., Honigman S. 1998.

Физиотерапевтический метод коррекции двигательных нарушений по методу биологической обратной связи на аппаратах «Митон», «Миотренажер», «Био-Битман», «Elita» описывают в своих работах Черникова А.Л., НерасоваЕ.М, 1988г. Тетраш В.В., Сметанкин А.А., Бекшаев С.С. 1988; Пинчук Д.Ю., Михаленок Е.Л., О.В. Богданов, В.М. Шайтор 1989г., Binder S.A., Moll C.W., S.L. Wolf 1981, В. Petterson, К. Nelson, L.Watson 1993; I.D. Moreland, D.S. Coudrey, S.R. Scholes 1998. Вопрос об устойчивости полученных клинических результатов также остается спорным. Мышечные нарушения нижних конечностей лучше поддаются лечению и требуют меньшего количества сеансов, чем нарушения верхних конечностей (Moreland I.D. 1998, Fuoso A.R. 1998, Basmagian S.V. 1983., Богданов O.B., Пинчук Д.Ю., Чернина H.C. 1987).

Тренировочные сеансы, направленные на увеличение мышечного тонуса, идут более успешно, чем сеансы, имеющие своей целью снижение спастического тонуса. В этом наблюдении едины Basmagian G.V. 1982, Wolf S.L. 1979, 1987, Schleehaken R.E. 1993, Thompson M.A. 1998. Бальнеолечение, теплолечение, грязевые аппликации, электрофорез с использованием лекарственных средств, электростимуляция мышц и нервов, электросон, магнитотерапия, лечение ультразвуком предложены А.Е. Штеренгерцем, И.В. Галиной 1977, Е.В.Шуховой 1979, Н.Г. Кривобокова с соавт.1983, Г.И. Беловой, К.А. Семеновой и соавт. 1985. Кроме того, используются и синусоидально-модулированные токи в лечении ДЦП. Электрофорез с адреналином воздействует на периерическую часть кинестетического анализатора, по данным Мишиной И.М. (1968), приводит к нормализации в работе моторной сферы. О.В.

тятттттттттттттітшттттщтт

шттттттштштттшшттмтшшшштштт

Степанченко (1990) применяет синусоидально-модулированные токи на ослабленные антагонисты в сочетании с методом искусственной локальной гипотермии спазмированных синергистов. По мнению автора, депривируя хаотичный восходящий проприоцептивный поток, гипотермия, воздействуя на мышечно-связочный аппарат, способствует формированию адекватной функциональной перестройки на различных уровнях двигательного анализатора.

Многие ученые предлагают идти по пути ускоренного темпа становления нормативных навыков, а так же догонять упущеное. Сложность устранения уже автоматизированных функций, дистонических атак обусловлена завершением формирования аномально развитой функциональной системы, которая ответственна за выработку патологических автоматизмов. При нарушении двигательного развития осуществляется простая проприорецептивная стимуляция путем склеромерного, миомерного массажа, лечебной гимнастики, имитационной вертикальной ходьбы с поддержкой за талию и ползания, проводимых бригадой в составе врача, массажиста и матери (Т.Н. Осипенко, 1997).

Применяется комплекс К.А. Семеновой (2002), в который входят имитационные походки, ползания в костюме «Адели» (модернизированный «Гравистат»), с использованием мяча и других востановительныхсредств в сочетании с массажем и физиотерапевтическими процедурами.

Институт проблем медицинской реабилитации предложил в 2002 году комплекс, а который входят биомеханическая коррекция позвоночника, мобилизация суставов, система массажа, рефлексотерапия, апитерапия.

конечностей), технику суставных пункций, блокад, вакуумный массаж, а так же акупунктуру, электрофорез.

И. А. Скворцов (2002) использует в лечении иппотерапию: предполагается езда на лошади в течение 20-30 минут 2-3 раза в неделю. В Грузии Н.И. Ионаташвили, Д.М. Цверава (2002) для развития двигательных навыков при детских церебральных параличах предлагают райттерапию. Предполагается осваивать езду на лошади, добиваясь при этом синхронизации движений пациента с движениями лошади. Продолжительность курса 40-60 процедур по 3-5 раз в неделю в течение 3-5 минут.

Таким образом, мы видим, что существует множество методов восстановительного лечения ДЦП, в том числе комплексных, однако эффективность большинства из них недостаточна. Из перечисленных методик только к назначению массажа нельзя подходить патогенетически обосновано и дифференцировано.

Значительная распространенность заболеваний и травм, сложность и стойкость нарушения функций, сопровождающихся длительной и зачастую стойкой утратой трудоспособности, ставят проблему медицинской реабилитации больных в ряд важнейших медико-социальных проблем здравоохранения.

Многолетняя разработка авторами проблем реабилитации при различной патологии позволила им изложить свои представления о восстановительном лечении, обосновать необходимость комплексных реабилитационных мероприятий, направленных на стимуляцию реституционно-регенеративных процессов, усиление компенсаторных механизмов, а также предложить новые технологические подходы к восстановительному лечению больных при различных травмах и заболеваниях.

На базе современных физиологических и клинических концепций созданы теоретические основы лечебной физкультуры, систематизированы физические упражнения и определены методические положения к их применению. Таким образом, созданы необходимые предпосылки для методических разработок частных вопросов в области практического применения средств лечебной физкультуры (физических упражнений, массажа, трудотерапии и др.). Все это вместе взятое способствовало формированию отечественной школы лечебной физкультуры.

Современная лечебная физкультура имеет твердые клинико-физиологические основы и продолжает развиваться. В результате многочисленных экспериментальных и клинических исследований и наблюдений показана высокая эффективность метода лечебной физкультуры при различных заболеваниях и травмах, значительно расширены показания к применению различных средств лечебной физкультуры, выявлены механизмы их лечебного действия на различные функции органов и систем организма. В основе положительного эффекта, получаемого при применении средств лечебной физкультуры, лежит процесс дозированной тренировки, ведущей к повышению функциональных способностей всего организма и отдельных его систем и органов.

Предлагаемое вашему вниманию руководство создано ведущими специалистами, работающими в области восстановительного лечения больных и инвалидов. Работая над этой книгой, мы стремились представить в ней систематическое изложение современных представлений о роли лечебной физкультуры в комплексной терапии заболеваний и травм. Широко использованы литературные источники и Интернет, при этом мы ориентировались на последние публикации по данным разделам в отечественной и зарубежной литературе и собственный опыт наблюдения за больными. Книга задумана как руководство, помогающее врачу определить алгоритм диагностических действий, дать возможность представить патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, и на основании этого назначить рациональные лечебные мероприятия средствами лечебной физкультуры.

Первые главы раскрывают особенности применения средств лечебной физкультуры в клинике внутренних болезней. Представленные методы лечебной физической культуры (ЛФК) оригинальны и апробированы у значительного числа больных, некоторые из них защищены авторскими свидетельствами и патентами.

В главе, посвященной методам ЛФК , применяемым при заболеваниях нервной системы, приведены необходимые сведения о строении сосудистой системы мозга и закономерностях мозгового кровообращения, механизмах его ауторегуляции. Подробно представлены вопросы восстановительного лечения и профилактики, освещен раздел работы междисциплинарной медицинской бригады в неврологическом отделении.

Впервые излагается с современных позиций включение средств ЛФК в лечениебольных после перенесенных инфекционных заболеваний. Даны основные принципы реабилитации этих больных.

В главах, посвященных заболеваниям и повреждениям опорно-двигательного аппарата, приводятся частные методики ЛФК , раскрываются механизмы благоприятного действия различных средств ЛФК при травмах и заболеваниях.

Предпринимая попытку первоначального, возможного на сегодняшний день обобщения литературы и накопленного авторами клинического опыта и научного обоснования методов лечения больных средствами ЛФК , мы сознаем неизбежные при этом издержки, неточности, а порой и субъективизм. Отсюда-и структура данного издания, то приближающаяся к типу к руководству, то близкая к монографии.

Представленные в настоящем руководстве методы восстановительного лечения средствами ЛФК формировались на основании наблюдений, сделанных совместно с учениками (ряд которых был привлечен в качестве соавторов), общения с коллегами смежных специальностей.

Выражаю искреннюю признательность всем специалистам, принявшим непосредственное участие в подготовке этого руководства.

Заслуженный деятель науки РФ,
профессор В.А.Епифанов

Отдел образования Администрации муниципального образования

«Усть-Илимский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №2»

МОУ «Железнодорожная СОШ №2»

Методическая разработка:

Подготовил:

учитель физической культуры

I квалификационной категории

Коротков Владимир Анатольевич

Методы восстановительного лечения при заболевании опорно-двигательного аппарата.

Применение методов восстановительного лечения и реабилитации больных основывается на следующих принципиальных положениях:

    Перед процедурой ЛФК достигается максимальное расслабление спазмированных мышц с помощью массажа;

    Проводится подавление тонических рефлексов;

    Проводится расслабление мышечных контрактур в суставах конечностей;

    Тренировка равновесия и коррекция ходьбы;

    Воспитание манипулятивной функции рук, мелкой моторики.

Лечебная гимнастика

Общими принципами ЛФК являются:

    Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;

    строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

    Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Основными задачами ЛФК являются:

    Нормализация мышечного тонуса, снижение спастичности мышц;

    Увеличение подвижности в суставах;

    Коррекция порочных поз и установок опорно-двигательной системы;

    Коррекция осанки, тренировка силовой выносливости мышц туловища, формирование физиологических изгибов позвоночника;

    Улучшение зрительно-моторной координации, равновесия, тренировка вестибулярного аппарата;

    Развитие навыков стабилизации положения тела, ползания, сидения, ходьбы;

    Развитие функции рук и предметно-манипулятивной деятельности;

    Расширение двигательной активности и познавательной деятельности.

В лечебно-педагогическом процессе используются индивидуальные занятия, утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, игры и т. д. Физические упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, оптимизацию движения в суставах, воспитания правильной осанки, улучшения координированной деятельности анализаторных систем, улучшения общей подвижности и координации движений, формирования навыков самообслуживания.

Гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения являются ведущими средствами лечебной физической культуры. Используются обще-развивающие гимнастические упражнения и специальные упражнения, которые состоят из специально подобранных сочетаний различных движений, отвечающих решению определенных задач.

Основная трудность при выполнении упражнений заключается в том, что каждый ребенок обладает индивидуальными двигательными возможностями, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха – варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Упражнения с постепенным возрастанием степени сложности дают возможность выбрать движения, соответствующие силе и двигательным возможностям ребенка.

Для снижения спастичности даются упражнения, направленные на расслабление мышц, а также ежедневные упражнения на растяжение спастических мышц. Дозированное растягивание мышцы позволяет на несколько часов снизить мышечный тонус и увеличить объем движений в соответствующем суставе. Механизм воздействия растягивающих упражнений, возможно, связан с изменением механических свойств мышечно-сухожильного аппарата.

Упражнения для увеличения мышечной силы. Они применяются для воздействия на ослабленные мышечные группы. При выраженной атонии выполняются упражнения по минимальному активному напряжению мышцы. При появлении мышечных сокращений ребенок обучается дозировать мышечное напряжение и расслабление, дифференцируя степень усилия.

При выраженной мышечной атонии широко применяются условия облегчающие работу мышцы, например, снижение силы трения на скользкой поверхности, скольжение по роликовой дорожке, использование платформы на колесиках и т. п.; снижение веса конечности или тела в воде, на подвесных системах.

В процессе занятий нагрузка увеличивается постепенно, по мере восстановления мышечной силы. Это достигается изменением длины рычага, амплитуды движений, кратностью повторений, темпом, скоростью, переменой исходных положений, увеличением трения, веса и т. д.

Упражнения для снижения повышенного мышечного тонуса. Используются пассивные (на расслабление) и активные упражнения. Упражнения на расслабление начинают со здоровой конечности, создавая ощущение ее расслабленного состояния. Затем пациент обучается расслаблять мышцы пораженной конечности. Активные упражнения реализуются в направленном напряжении мышц антогонистов спастичных мышц.

Необходимо выбрать оптимальный вариант для нормализации мышечного тонуса с учетом клинического состояния и тяжести заболевания. Обязательно проводятся мероприятия по воспитанию тех или иных активных движений.

1) Поза эмбриона. Руки ребенка согнуты, сложены на груди, ноги согнуты, колени прижаты к животу, голова к груди, тело согнуто. Производятся покачивающие движения в разных направлениях. Прием можно повторять многократно.

2) Потряхивание. Нога или рука ребенка берется ниже сустава, в котором имеется контрактура, и дистальный отдел потряхивают, постепенно увеличивая амплитуду и скорость. Для расслабления всей конечности производят потряхивание за дистальные отделы (кисть, стопу).

3) Стимулирующий точечный массаж углов лопаток при отведенных назад плечах.

4) Покручивание кончиков пальцев кистей.

5) С помощью большого фитомяча (диаметр 75-90 см) качания в разных направлениях уложенного животом на мяч ребенка.

8) Нормализация рефлекса на растяжение (с помощью фиксации в растянутом состоянии спазмированных мышц). Для этой цели используются ортопедические аппараты, различных конструкций и другие приспособления, позволяющие зафиксировать в определенном положении тело ребенка.

Упражнения для увеличения подвижности в суставах. С этой целью используются активные, пассивные и активно-пассивные упражнения, которые начинают в облегченных условиях, с амплитудой, не вызывающей болезненных ощущений.

Упражнения на координацию. Это различные движения на точность и ловкость, на равновесие, стоя и при ходьбе по ровной поверхности (поролоновому мату, веревочке, следовой дорожке т. п.), для мелкой моторики кисти (застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молний, складывание картинок из мозаики, заплетание косичек, перекладывание мелких предметов с разной скоростью).

Упражнения для выработки суставно-мышечного чувства . Для этого используют различные утяжелители для конечностей, ходьба по разным по жесткости и упругости материалам (поролон, песок, галька, массажные дорожки и т. п.).

Примерные физические упражнения.

Упражнения с отягощением.

1. Сгибание бедра. И. П. – сидя на стуле с закрепленным вокруг ноги в нижней трети голени грузом (0,5-0,75 – 1,0-1,5 кг) в зависимости от физических возможностей ребенка. Поднять одну, согнутую в коленном суставе ногу (как можно выше). Другая нога остается неподвижной. Удерживать это положение до двух мин, затем нога медленно опускается в исходное положение. Те же движения другой ногой. Упражнение выполняется в медленном темпе пять-шесть раз.

2. Ротационные движения в тазобедренном суставе. И. П. – сидя на стуле с закрепленным вокруг лодыжек грузом. Приподняв ногу, вращать бедро во внутрь, одновременно отводя стопу в сторону как можно дальше. Упражнение в медленном темпе выполняется пять-шесть раз. Тоже самое при ротации бедра наружу.

3. Вытяжение сухожилий подколенной области. И. П. – сидя на стуле с закрепленным грузом в нижней трети голени. Выполнять полное разгибание в коленном суставе. Удерживать это положение до 1 минуты. Затем медленно опускать и поднимать ногу пять-шесть раз в медленном темпе.

4. Упражнение для укрепления передней группы мышц бедра. И. П. – сидя с выпрямленными ногами, напрягать мышцы передней поверхности бедра. Удерживать это положение до 1 мин. Затем медленно опустить ногу и повторить упражнение другой ногой.

5. Укрепление передней группы мышц бедра. И. П. – сидя, положить под ноги в области подколенной ямки валик и закрепить груз вокруг лодыжек. Медленно выпрямить ногу в коленном суставе, удерживать это положение 1 минуту и медленно опустить ногу в исходное положение. Повторить другой ногой.

7. Укрепление отводящих мышц бедра. И. П. – лежа на боку. Вокруг ноги над голеностопным суставом закрепить груз. Медленно поднимать верхнюю ногу в выпрямленном положении вверх. При выполнении упражнения нога не должна перемещаться вперед. Медленно возвратить ногу в И. П. Повторить 5-6 раз.

8. Упражнение для натяжения подколенных сухожилий. И. П. – лежа на животе с грузом вокруг ноги над голеностопным суставом. Поднимать выпрямленную ногу над поверхностью. Удерживать это положение три-пять секунд, затем медленно опускать ногу. Выполнять пять-шесть раз. Повторить другой ногой.

9. Расслабление сухожилий и мышц тазового пояса. И. П. – лежа на животе. Закрепить груз вокруг ноги над голеностопным суставом. Согнуть ногу в коленном суставе, поднять бедро над поверхностью пола. Удерживать это положение до 1 минуты. Ногу медленно опустить. Упражнение повторить другой ногой.

10. Сгибание в коленном суставе. И. П. – лежа на животе с грузом вокруг лодыжки. Медленно согнуть колено, удерживать эту позу 1 минуту, затем медленно вернуться в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнения для тренировки опорной функции рук.

1. И. П. – стоя лицом к стенке, несколько отступив от нее, руки на уровне плеч. Сгибание рук в суставах с опорой о стенку, туловище держать прямо.

2. И. П. – стоя на четвереньках. Ползание.

3. И. П. – стоя на четвереньках, под грудью мяч большого диаметра. Опираться на поверхность большого мяча.

4. И. П. – лежа животом на фитомяче. Выкатывание на мяче вперед.

5. И. П. – лежа на животе на фитомяче, упереться руками на пол. Сгибание и разгибание в локтевых суставах, упражнение выполняется с помощью, затем самостоятельно.

6. И. П. – стоя на коленях. Имитация падения вперед, опираясь на вытянутые руки.

Упражнения для тренировки равновесия.

1. И. П. – стоя, руки на поясе. Встать на носки и удерживать положение 10-15 сек.

2. И. П. – то же. Встать на одну ногу, удерживать равновесие пять секунд.

3. И. П. – стоя, руки в стороны на высоте плеч. Ходьба по двум линиям, нанесенным на полу.

4. И. П. – стоя, руки на поясе. Ходьба по двум линиям, нанесенным на полу.

5. И. П. – стоя, руки на поясе. Ходьба по нарисованным на полу следам.

6. И. П. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Слегка поднимаясь сесть на пятки.

7. И. П. – стоя на четвереньках. Поднимать поочередно вверх одноименные руку и ногу.

8. И. П. – то же. Поднимать попеременно вверх разноименные руку и ногу.

9. И. П. – сидя на полу без опоры на руки. Поднимать ногу вверх и удерживать равновесие.

10. И. П. – то же. Вытянуть руки вперед, отвести в стороны, сохраняя равновесие.

Упражнения для укрепления мышц туловища, мышц плечевого пояса, мышц разгибателей бедра.

1. И. П. – лежа на животе на гимнастическом коврике, руки вытянуты вперед. Поочередное поднимание прямых рук вверх; поднимание обеих рук; руки в «замке» на затылке – прогнуться назад; в руках гимнастическая палка, заведение палки за голову; поочередное сгибание ног в коленных суставах; сгибание обеих ног в коленных суставах; скрещивание ног.

2. Упражнение «Киска». И. П. – стоя на коленях опираясь на прямые руки. Сгибание и разгибание позвоночника в грудном отделе с одновременным опусканием и подниманием головы.

3. Упражнение «Ласточка». И. П. – стоя на четвереньках руки прямые. Поочередное разгибание ног в тазобедренных суставах.

4. Повороты с живота – на бок – на спину, и обратно руки и ноги прямые.

5. И. П. – лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание прямых ног на 15 – 20 см; поочередное отведение прямых ног в сторону на весу; сгибание ног в коленных суставах.

6.Упражнение "Ванька-встанька". И. П. – сидя с максимально согнутыми коленями и удерживает их руками. Выполняется перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.

7. И. П. – сидя с максимально согнутыми коленями и удерживать их руками. Имитируя шагательные движения, сначала максимально напрягает ноги, затем возвращается в исходное положение.

8. И. П. – сидя опираясь на прямые руки сзади. Сохранить сидячее положение во время хлопка под ногами.

9. И. П. – сидя опираясь на прямые руки сзади себя. Стараться сохранить сидячее положение, поймать мяч.

10. И. П. – сидя на полу, наклоны вперед и в стороны с прямыми ногами.

11. И. П. – лежа на спине с согнутыми под прямым углом ногами, опора на всю стопу, разведение коленей.

12. И. П. – лежа на спине, стопой одной ноги провести от стопы до колена другой ноги.

Упражнения для дыхательной и артикуляционной мускулатуры .

1. Задуть одну, две и т. д., поставленные в ряд свечи.

2. Перед зеркалом гримасничать.

3. Надувать мыльные пузыри.

4. Дуть на бумажные корабли, плавающие в тазу.

5. Дуть на «султанчик».

Упражнения для самостоятельной ходьбы.

Правильное положение «стоя» – ноги прямые, руки подняты вверх и чуть назад, позвоночник в положении небольшого переразгибания.

1. Ходьба боком приставными шагами.

2. Ходьба через препятствие лежащее на полу.

3.Выполнение шаговых движений в пределах нарисованных «следов». При улучшении устойчивости, размеры «следов» уменьшаются.

4. Ходьба спиной вперед на прямых ногах.

Упражнения для тренировки функции руки и кисти.

Должна соблюдаться последовательность: движения всей рукой – движения кистью – движения отдельно пальцами – комбинация движений – координаторные движения (с открытыми глазами, с закрытыми глазами).

И. П. – сидя на стуле, стопы на полу или на подставке.

1. Маховые движения руками вперед, вверх, в сторону.

2.Последовательное соединение пальцев рук с последующим их разъединением.

3. Сочетанные движения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах.

4. Игры с мелкими предметами.



Похожие публикации