Упражнения для зрительной гимнастики для детей. Почему падает острота зрения

В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить нарушение зрения у малыша?

  • Любая двигательная активность помогает глазам малыша лучше работать. Стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.
  • Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
  • Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. Сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и перенапрягаться, адаптируясь к свету.
  • Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика — одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глаз следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Пальминг. Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Упражнение можно делать во время учебы, например, на переменах между уроками. Даже за 10-15 секунд глаза вашего ребенка успеют немного отдохнуть. Но, конечно, будет лучше, если упражнение продлится дольше. После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету и лишь затем их открывайте.

"Письмо носом". Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).

Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

Основной комплекс упражнений для глаз

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.

Упражнение 1. Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода — до нескольких минут).

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение 3. На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.

Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели) и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Упражнение 4. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели) и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

Упражнение 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12 часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. После выполнения упражнения закрыть глаза на несколько секунд.

Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут).

Упражнения для снятия зрительного напряжения

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6 раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Обсуждение

Книга упражнений для лечения детских глазок

Все упражнения рекомендованы Американской оптометрической ассоциацией для домашнего применения с целью коррекции нарушений и недопущения регресса между проведенными процедурами лечения у врачей.
В 1999 году совместное заявление Американской Академии Оптометрии, Американской Оптометрической Ассоциации, Коллегии Оптометристов в Проекте Видения и Фонда Оптометрических Расширений сообщило: «Многие нарушения зрения могут эффективно лечиться только очками или контактными линзами, однако некоторые из них наиболее эффективно лечится упражнениями для зрения.... Исследование показало, что упражнения для зрения могут быть эффективным вариантом лечения проблем с окулярной подвижностью, неврабизными бинокулярными расстройствами, косоглазием, амблиопией, нарушениями визуальной информации».

К книге будут приложены красно-зеленые очки и другие приспособления для упражнений.

Упражнения будут представлены в виде заданий в сказке про Гномика-очечника с мотивацией для успешного выполнения.

Ищите в поисковиках: Книга упражнений для лечения детских глазок

Хорошая гимнастика для глаз. Я, сама в детстве по ней занималась, правда от очков меня это не уберегло.

Спасибо за информацию!

спасибочки!

Комментировать статью "Нарушение зрения у детей: как предотвратить? Гимнастика для глаз"

миопия у ребенка:(сходили к врачу - один глаз 0,5 другой 0,75. говорит мб спазм и районной. там сказали что минус слишком маленький для очков и мол гимнастику для глаз делайте. толку не было, да и кто будет ту гимнастику каждый день делать. когда зрение уже ухудшилось до...

Посмотрите другие обсуждения: Нарушение зрения у детей: как предотвратить? Нарушения зрения у детей - гимнастика для глаз. Витамины для поддержания зрения у детей должны находиться в аптечке у каждого родителя. с 6 лет они, у нас такие были. в 2 года...

гимнастика для глаз. Зрение. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника гимнастика для глаз. Может кто сталкивался, моему 1 год 3 мес, бывает, что глаза немного косят Нарушение зрения у детей: как предотвратить? Гимнастика для глаз.

Зарядка в детском саду. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Зарядка в детском саду. В этом году в нашем детском садике решили делать зарядку с 8.15 до 8.30 Есть небольшой физкультурный зал.

совсем беда у старшего ребенка со зрением - в прошлом году (учебном) было 2-2,5 (минус. ходили на аппараты разные, делали массаж, гимнастику Зрение падает пока растет ребенок, А с ним и глаза (звучит жутковато, но факт). Как остановится рост, так перестанет падать зрение.

Высокая дальнозоркость у ребенка. Зрение. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Высокая дальнозоркость у ребенка. Подскажите кто сталкивался - у моей дочки 1.5 г дальнозоркость +7. носим очки уже полгода.

Упало зрение. Врачи, поликлиники, болезни. Ребенок от 7 до 10. Гимнастика для глаз. Упало зрение. сходите сначала еще к одному окулисту. моей намерили на левом глазу 0,6, сказали "что вы хотите - первый класс, зрительные Учебники на подставке.

Нарушение зрения у детей: как предотвратить? Гимнастика для глаз. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Глаза хотят отдохнуть.

Как сберечь зрение: гимнастика для глаз. у ребенка в 9 лет зрение -3 по весне зрение может ухудшаться где-то на пол-диоптрии, контроль лучше делать осенью, когда Нарушение зрения у детей, близорукость и дальнозорковть Упражнения для глаз: как улучшить зрение у детей.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Куда вы водите своих детей в спортивные секции, на танцы, в художественные студии и на другие доп. занятия в ЮВАО?Желательно...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Раздел: Болезни (если ребенок не видит 7 8 строчек). Результаты посещения окулиста.

Нарушение зрения у детей: как предотвратить? Гимнастика для глаз. Любой детский психолог скажет, что полноценное развитие Гимнастика для глаз для детей и взрослых, работающих за компьютером. Как излечить близорукость, косоглазие с помощью упражнений.

Подскажите, пожалуйста, что делать с частичной атрофией зрительного нерва? Как научить фиксировать взгляд? Франции одна мама с ребенком -аутистом. Всего несколько раз с телом ребенка поработали специалисты,показали приемы маме и она безоговорочно поверила в этот...

Нарушение зрения у детей: как предотвратить? Гимнастика для глаз. Упало зрение. сходите сначала еще к одному окулисту. моей намерили на левом глазу 0,6, сказали "что вы хотите - первый класс, зрительные Учебники на подставке.

У меня ребенок занимается, там их регулярно тянут. Растяжка уже довольно приличная. А тут я услышала мнение, что все гимнастки и балерины Конкретно про гимнастику и акробатику - слышала мнение, что сильная нагрузка в этих видах спорта приводит к задержке роста.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Вообще,девочки, напишите что вы делаете для ребенка, как занимаетесь,какие у кого программы есть для борьбы с дцп.

Нарушение зрения у детей: как предотвратить? Гимнастика для глаз. Мальчики видят, что своих стариков мы не бросаем. Лучшая зарядка для маленького ребенка это заклеивание одного глазика на некоторое время. Но первые годы 1, 5 -4 г. значительного улучшение не было.

Усталость глаз очень часто приводит к зрительным нарушениям. В наш век преобладания технических средств обучения, повышенных умственных нагрузок очень важно заниматься профилактикой заболеваний глаз. И лучше всего с этим справляется детская зрительная гимнастика. Узнаем о ее видах.

Гимнастика для глаз в детском саду, в школе, на уроке

Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:

  1. Движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
  2. Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
  3. Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.

В школе для выполнения подобной гимнастики подойдут учебные пособия. Например, учитель берет в руки большой треугольник и предлагает детям обвести его взглядом, останавливаясь на углах. То же самое можно сделать с прямоугольником, кругом.

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами - «Покажи глазами». Учитель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ученика - по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Эффективным является упражнение, при котором движения глазными яблокам выполняются с закрытыми веками. Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

«Удивимся» - дети глазами имитируют удивление, поднимая широко раскрытые глаза вверх вместе с бровями. В этом положении нужно задержаться на 3-4 секунды.

На уроках для разнообразия подобные упражнения можно сочетать с массажем: дети кладут пальцы на закрытые глаза и массируют их по часовой стрелке, затем против нее.

Гимнастика для глаз для детей при близорукости, при дальнозоркости, при косоглазии, при астигматизме

Если родители не занимаются профилактикой утомляемости глаз у ребенка, то это часто приводит к развитию их заболеваний. И тогда уже требуется выполнение специальной гимнастики.

При близорукости , то есть миопии, это следующие упражнения:

  1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки надо сомкнуть, дать отдохнуть.
  2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми.
  3. Исходное положение для выполнения упражнения - стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу.
  4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить.
  5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление.
  6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить малышом словесно.

При дальнозоркости полезной будет такая гимнастика:

  1. «Пишем носом». Нужно усадить мальчика или девочку прямо. Предложите ребенку представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут.
  2. Пальцы малыша в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой.
  3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами.
  4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположите большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки.

Упражнения для глаз при косоглазии у детей:

  1. Пусть ребенок расположит свой указательный пальчик на носу. Движениями глаз он должен следить за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз.
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются.
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе.
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора.
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево.

Детская гимнастика для глаз при астигматизме - это:

  1. Вращение глазами по часовой стрелке.
  2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.
  3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

Эти три упражнения в начале выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

Гимнастика для глаз для детей по Аветисову, метод Бейтса, метод тибетских монахов

Методика Аветисова сегодня используется для профилактики расстройств зрения и для его восстановления. Она полезна для школьников и состоит из трех видов гимнастики.

Упражнения для улучшения кровообращения :

  1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
  4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются.

Упражнения для укрепления мышц :

  1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния.
  2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине.
  3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

Упражнения для улучшения аккомодации выполняются стоя:

  1. Ребенок смотрит вдаль. Затем взгляд переводится на палец руки, расположенный на расстоянии 20 сантиметров от носа, задерживается на 5 секунд и снова переводится вдаль.
  2. Вытянутая рука ребенка приближается к носу медленно, и глаза следят за ней до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
  3. Вначале юный пациент должен смотреть на пальцы вытянутой правой руки. Затем левой рукой закрывается левый глаз, а правый должен следить за приближением и удалением правой руки. Далее то же самое выполняется другим глазом.

Методика Бейтса позволяет устранять астигматизм. Она включает в себя последовательное выполнение таких упражнений:

  1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.
  2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз.
  3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый.
  4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз.
  5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

Тибетские монахи известны своими универсальными рецептами здоровья, методиками оздоровления и очищения организма. В их арсенале имеется и замечательное упражнение, простота и доступность которого помогают усилить в глазах кровообращение, снять усталость и со временем, при систематическом его выполнении, улучшить остроту зрения. Итак, вначале нужно хорошенько разогреть ладони рук трением друг об друга. Затем их (не пальцы!) кладут на сомкнутые веки и надавливают со средней силой на глаза. Делать это надо в темпе одно надавливание за одну секунду. После тридцати подобных нажимов следует сделать паузу, но глаза не открывать. Цикл повторяется трижды. Детям такое упражнение вначале может делать мама, считая до тридцати. Затем, когда ребенок научится, он может проделывать его самостоятельно под счет взрослого.

Специально для - Диана Руденко

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение наиболее влияет на развитие личности во всех смыслах. Поэтому здоровье глаз нужно поддерживать с самого раннего возраста. Когда речь идет о гигиене зрения у детей, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных способностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Одним из наиболее простых и действенных способов поддержать зрение у ребенка на должном уровне является зрительная гимнастика.


Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.


Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

На эти симптомы необходимо своевременно обратить внимание и максимально ограничить ребенка от «общения» с компьютером, телевизором и другими подобными «игрушками».



Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.



Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Максимальное время, которое ребенок в этом возрасте может потратить на чтение книги без ущерба для здоровья, составляет 15-20 минут в день.


Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.



Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу.

Назначение гимнастики

Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок узнает о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество разнообразных методик проведения физминутки для детей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры или в стихах.

Благодаря регулярному проведению зрительной гимнастики, у ребенка с ранних лет формируется осознание того, что зрение очень важно для человека и его нужно беречь.

При ответственном отношении родителей к здоровью своего чада, эти полезные навыки он сможет перенести и во взрослую жизнь.


С помощью зрительной гимнастики можно не только предотвратить развитие многочисленных глазных болезней, но и восстановить зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близлежащих тканей.

Если для ребенка за время пребывания в детском саду стали привычными занятия зрительной гимнастикой, то велика вероятность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сможет избежать многочисленных проблем со здоровьем.



Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение полноценного отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.

Если следовать всем правилам проведения зрительной гимнастики, то положительный эффект наступит совсем скоро.


Основные аспекты методики

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы возрастает. Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью. В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.



Большую роль в поддержании зрения на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Детям должно быть интересно, и они обязательно должны включиться в процесс, а также стараться выполнить все рекомендации в точности, иначе пользы от такой гимнастики не будет. Поэтому чаще в дошкольных учреждениях гимнастику для глаз проводят в форме игры.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц , что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.



Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

  • На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них. Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд. После чего повторить упражнение заново.
  • Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.



  • Ребенок, не двигая головой, медленно поднимает глаза вверх-вниз, а потом вправо-влево. Для маленького ребенка лучше, чтобы он мог фиксировать свой взгляд на каком-нибудь объекте, который соответствует одной из крайних точек.


  • Нужно к стене или потолку прикрепить картинку со сложным узором. Ребенок должен, не перемещая головы, внимательно взглядом пройтись по всем линиям. После выполнения данного упражнения нужно сделать перерыв как минимум на 10 минут.


  • Ребенок поочередно фиксирует свой взгляд то на самом дальнем, то на самом ближнем объекте от него.

Это лишь несколько самых простых упражнений для укрепления глазных мышц. Для своего ребенка можно найти более широкий перечень методических рекомендаций, разработанных современными специалистами в области детской и подростковой офтальмологии.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия. Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах - этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку , то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Гимнастика

При миопии

Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом различает объекты, которые находятся на достаточном расстоянии от него, то возможно у него миопия (близорукость). В таком случае ребенка незамедлительно нужно показать офтальмологу.

Причиной данного заболевания является снижение функциональной активности цилиарной мышцы, которая отвечает за степень натяжения хрусталика. Из-за этого искажается форма глазного яблока, принимая эллипсовидную форму, вследствие чего отраженные лучи фокусируются не на поверхности сетчатки, а немного впереди. Поэтому детально рассмотреть какой-либо объект ребенок может только с ближнего расстояния.

Исправляется подобное состояние с помощью постоянного ношения очков, аппаратным лечением , физиопроцедурами, ночными линзами, лекарственными препаратами (глазные капли, витаминные комплексы и т. п.), лазерной коррекцией.



Для этого случая разработан комплекс упражнений для глаз. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей, но при этом обладают выраженным терапевтическим эффектом:

  • Малыш начинает как можно быстрее моргать в течение минуты. После непродолжительного перерыва нужно повторить упражнение еще раз.
  • Ребенок должен сильно зажмуриться и оставаться в таком положении 5-7 секунд, после чего широко раскрыть глаза. Повторить упражнение 5 раз.
  • Медленно водить взглядом с потолка на пол и в обратном порядке. Повторить упражнение 3 раза.
  • Предложите ребенку растереть ладошки друг об друга, а потом, когда они нагреются, приложить их на несколько секунд к векам.
  • Малышу необходимо на несколько секунд зафиксировать взгляд на кончике носа. Потом закрыть глаза. В таком порядке упражнение повторить 5 раз.

В завершение гимнастики можно легкими круговыми движениями помассировать веки ребенку или предложите сделать это ему самому. Нагрузка обязательно должна быть посильной! Переутомление во время физминутки может дать обратный эффект, поэтому во время выполнения упражнений внимательно следите за состоянием ребенка.



При детской гиперметропии (дальнозоркости)

Детская дальнозоркость связана с тем, что световые лучи сосредотачиваются не на сетчатке, а за ее пределами. Из-за этого ребенок не может в точности рассмотреть объекты, которые находятся на близком расстоянии от него. Если ребенку возрастом младше восьми лет ставится диагноз – гиперметропия слабой или средней степени, это может быть вариантом физиологической нормы и быть связано с относительно малым размером глазного яблока и его слегка уплощенной формой. По мере взросления, детская зрительная система становится более совершенной и проблемы со зрением проходят сами собой.

Чтобы детская дальнозоркость не успела принять стойкую форму, следует регулярно заниматься с ребенком зрительной гимнастикой:

  • Сперва требуется как следует подготовить мышцы к зарядке. Для этого подходит следующее упражнение: малыш принимает горизонтальное положение, и двумя ладонями старается максимально плотно закрыть ими глаза (желательно, чтобы сквозь них вообще не проникал свет). Это простое упражнение поможет снять избыточное напряжение с глазных мышц.


Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Гимнастика для глаз, предназначенная для выполнения младшими школьниками и детьми, посещающими детский сад, может включать элементы игры. Например, данные упражнения можно оформить в стихотворном виде и, включая как аудиозапись, выполнять их всем коллективом.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Упражнения для глаз помогут вам и вашему ребенку сохранить хорошее зрение. В статье представлен практический материал, который может быть интересен и полезен для проведения зрительной гимнастики, физминуток, динамических пауз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире. Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций. Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации. К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения. Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения. Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.

Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.

Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.

Основными задачами являются:

Укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

Улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Снятие напряжения зрительного аппарата;

Укрепление мышцы век;

Общее оздоровление зрительного аппарата

К основным принципам гимнастики для глаз относятся:

Индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.

Регулярность проведения упражнений.

Постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.

Поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется, однако следует соблюдать следующие рекомендации:

Гимнастику проводить несколько раз в течении дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.

Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.

Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.

Используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк), постепенно переходя к более сложным и длинным.

Педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.

Комплексы гимнастики делятся по возрастам так:

3-4 года – первые упражнения простые упражнения;

5-7 лет – расслабляющая гимнастика.

7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.

Вот самые распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастик для глаз:

«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.

«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.

Упражнение «Далеко – близко» .

Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики, в которых

Задания даются в стихотворной форме.

Используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.

Применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В.Ф.Базарного).

Используются ИКТ.

Используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве

В задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.

Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.

Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах

(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Сова»

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Стрекоза

Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,

Как горошины глаза. поднести их к глазам

Влево - вправо, Соответственно смотреть глазами,

Вниз - вперед. не поворачивая головы.

Ну, совсем как вертолет!

Синички

Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко, не поворачивая головы.

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Ночь"

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)

Мы рисуем

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, Рисуем указательным пальцем в воздухе и следим взглядом

А на них - огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке - палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем, следим за

На кривой дорожке - галка, ним глазами.

По наклонной едут сани,

По волнистой - кот с усами.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз - вверх, к руговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз . Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

«Овощи»

Ослик ходит выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, посмотреть вверх

А внизу растет крапива, посмотреть вниз

Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава, посмотреть вниз

Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Примеры упражнений для глаз

(метод Бейтса)

Общеукрепляющие упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
  1. В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу.
  2. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

Моргание

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

Список используемой литературы:

  1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
  2. Нагаева Т.Н . Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Смирнова И. В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М., Центрполиграф, 2004



Похожие публикации