Как ходить к зубному с ребенком. Рекомендации детского психолога Сапегиной Д.Л

Как бы не старались родители следить за здоровьем детских зубов, первые проблемы могут возникнуть у малышей даже в самом раннем возрасте. Чаще всего, основной причиной этого является генетическая предрасположенность, и если мама или папа – частые «гости» в кабинете стоматолога, то, скорее всего, кроху ждет такая же участь. Именно поэтому родители должны тщательно следить за ротовой полостью ребенка и знать, когда и как нужно лечить детские зубы.

Лечение зубов детям

С какого возраста можно лечить зубы ребенку

Как бы не старались стоматологи проводить «просветительскую» работу среди родителей, некоторые мамочки упорно считают, что молочные зубы лечить не нужно, так как они все равно выпадут. Тем не менее, специалисты не устают повторять о том, что зуб, который начал портиться – это:

  • очаг инфекции во рту;
  • вероятность неприятного запаха;
  • эстетически некрасивый вид.

И если с последними двумя пунктами можно смириться, то первый способен повлечь немало опасных последствий в виде снижения иммунитета малыша, возникновения острых респираторных заболеваний, фарингита, ларингита, а также болезней желудка и кишечника.

Кроме того, разрушенный молочный зуб может «передать» инфекцию зачатку зуба постоянного, вследствие чего он может расти поврежденным, либо не вырасти совсем.

Одним из серьезных осложнений невылеченн ого кариеса является пульпит молочного зуба – воспалит

ельное заболевание внутренних тканей, симптомом которого является острая боль. Пульпит имеет несколько форм и стадий, самая сложная из которых может привести к удалению зуба.

ВАЖНО: «Потеря» молочных зубов ранее срока их естественной смены может вызвать у ребенка проблемы с пережевыванием пищи, а так же привести к развитию нарушения прикуса.

Вот почему так важно вовремя остановить разрушение молочных зубов и сохранить здоровье ребенка в целом. И начинать лечение нужно уже с момента обнаружения первых тревожных симптомов , независимо от возраста малыша.

Зачем нужны детские стоматологи

Уже на этапе прорезывания зубов педиатр может направить ребенка на прием к детскому стоматологу. Данный специалист подскажет, как облегчить процесс роста зубов, обучит правилам соблюдения гигиены полости рта, а также профилактики кариеса.

Детский стоматолог способен ответить на многие вопросы: о пустышке, сладостях, чистке зубов и т. д.

В более старшем возрасте, если у ребенка уже имеются проблемы, врач сможет подобрать подходящую для маленького пациента методику, с помощью которой процесс разрушения зубов будет замедлен либо приостановлен совсем.

С целью проведения профосмотров нужно приводить малыша на прием к детскому стоматологу три-четыре раза в год. Благодаря частым осмотрам, кариес может быть выявлен на самой ранней стадии и не повлечет негативных последствий.


Детский стоматолог

Где лечить зубы ребенку

Наверное, каждый третий взрослый может с некоторым ужасом припомнить свой первый визит к стоматологу, который на всю жизнь стал причиной страха перед стоматологическим кабинетом.

«Стандартные» условия в государственных клиниках и отсутствие психологической подготовки докторов к общению с детьми привели к тому, что наше поколение записывалось на прием лишь в случае, когда уже совсем «невмоготу».

Сегодня же существуют специализированные детские стоматологические кабинеты и даже целые клиники, поход в которые не вызовет никаких отрицательных эмоций. Современное оборудование и методики лечения снижают все болезненные ощущения, а квалифицированные специалисты смогут найти подход даже к самым маленьким детям.

К счастью, на сегодняшний день есть возможность выбора места лечения детских зубов. Подобные услуги предоставляются как городскими поликлиниками, так и частными кабинетами. Выбирая клинику, следует детально изучить отзывы о врачах и условиях лечения .

Сперва можно наведаться туда без малыша и «разведать обстановку». Важно все: и квалификация врачей, и отношение к малышам, и общая атмосфера. Если на уровне интуиции кажется, что что-то «не так» - лучше продолжить поиски. Ведь очень важно, чтобы посещение врача – стоматолога было как можно менее травматичным для детской психики.

Как лечат зубы детям

Основным различием кариеса молочных и постоянных зубов является то, что в первом случае течение его проходит намного стремительнее из-за более тонкой эмали молочного зуба. И если «упустить» момент, то лечение может быть уже не целесообразным, и зуб придется удалять. Вот почему так важны профилактические осмотры.

Но если проблема уже возникла и визит к стоматологу откладывать дальше некуда, важно, чтобы процесс лечения проходил поэтапно:

Знакомство с доктором

Первое посещение стоматолога не должно вызывать никаких болевых ощущений. Пусть ребенок пройдется по кабинету, задаст волнующие вопросы, сядет в кресло (на руки к маме или самостоятельно). Доктор посмотрит на зубки, постучит по ним, пообщается с крохой и назначит время следующего приема. Важно, чтобы первый визит оставил у ребенка лишь положительные впечатления.

Подготовка

На данном этапе доктор объясняет ребенку (на его языке), что произошло с зубом и как ему помочь. Важно озвучить действия, которые будут проводиться, чтобы никакое движение не стало для малыша неожиданностью и не напугало его.

Лечение

Данная стадия – самая ответственная и сложная. Сегодня во время манипуляций нередко практикуется просмотр детьми. Это отличный способ, который действительно работает, помогая ребенку отвлечься , расслабиться и дать доктору сделать все необходимое. Происходит все легко и просто: малыш удобно лежит в кресле, следя за увлекательным сюжетом на экране, прикрепленном к потолку.


Ребенок смотрит мультик во время лечения

Если участок поражения зуба небольшой, могут применяться технологии, которые подходят даже двухлетним детям:

  • шлифовка поверхности с последующим нанесением реминерализирующего средства;
  • пропитка кариозного пятна специальным препаратом, который герметично «закрывает» его и останавливает процесс разрушения.

Если область поражения кариеса достаточно большая и необходимо применение бормашины, ребенку могут предложить наркоз. Он может быть:

  • местным, который делается в два этапа: сначала обезболивается место укола, а затем – вводится непосредственно шприц с анестезией;
  • общим, потребность в котором возникает, если необходимо длительное лечение за одно посещение (более шести зубов), если ребенок слишком активен, эмоционален, агрессивен.

ВАЖНО: Во время лечения ребенка под общим наркозом в кабинете, помимо стоматолога и его ассистента, обязательно присутствие врача-анестезиолога и медсестры-анестезиста.

Если молочный зуб спасти не удалось, а время смены зубов еще далеко (нередко такое случается у детей 4-5 летнего возраста), на месте удаленного зуба врач ставит специальный «удерживатель пространства», благодаря которому зубной ряд не искривляется, а дикция не нарушается;

Поощрение

Важно, чтобы после процедуры ребенок почувствовал себя настоящим героем, а возможные неприятные ощущения быстро забылись. Некоторые клиники практикуют небольшие сувениры и грамоты для детей по окончании приема. Если такой услуги нет – следует позаботиться о положительных эмоциях для ребенка самостоятельно, заранее купив подарочек и незаметно отдав его врачу.

Подобный ход не только «сотрет» все неприятные впечатления, но и поможет без лишних проблем и уговоров повторить визит к врачу при надобности.

Как видно, процесс лечения детских зубов намного обширнее, чем работа со взрослым пациентом, которая, зачастую, состоит лишь из непосредственно лечения (и очень редко – подготовки). Кроме того, стоматологу необходимо в максимально короткий срок (пока малыш сидит спокойно) качественно провести все нужные манипуляции, не доставив при этом болезненных ощущений маленькому пациенту.

Что делать, если ребенок не дает лечить зубы

Зачастую поведение малыша во время приема у стоматолога напрямую зависит от его возраста. И если для ребенка, которому 3 года волнение, плачь, и желание вырваться являются нормальной реакцией, то семилетний ребенок уже вполне может контролировать свои эмоции.


Ребенок не дает лечить зубы

И если в его поведении присутствуют подобные проявления, следует немедленно искать их причину. Необходимо проанализировать, что именно побуждает ребенка к такой реакции: он боится самой процедуры, конкретного врача или врачей в целом, а, может быть, это лишь способ манипулировать родителями с целью получить желаемое?

После того, как установлена причина страха, следует поговорить с ребенком о том, что его тревожит. А после, обсудить сложившуюся ситуацию со стоматологом, а иногда (если страх перешел в фобию) и с психологом.

ВНИМАНИЕ: Если ребенок просит, чтобы мама осталась с ним в кабинете врача, важно пойти малышу на встречу. Но если в ее присутствии он начинает вести себя неконтролируемо и не дает врачу закончить процедуру, маме лучше покинуть кабинет, предоставив разрешение ситуации специалисту.

Прежде, чем сказать малышу о предстоящем визите к стоматологу, родители (особенно мама) должны побороть собственное волнение и ни в коем случае не показывать его ребенку.

А чтобы свести к минимуму любые негативные моменты при посещении врача, психологи рекомендуют соблюдать некоторые правила:

  • с самого раннего возраста следует объяснять детям, что зубы нужно беречь, следить за ними и проверять у доктора, первый визит к которому лучше запланировать в возрасте годика;
  • можно играть с малышом «в стоматолога», леча зубы куклам и мишкам. Важно, чтобы ребенок воспринимал данный процесс как полезное и важное мероприятие, не наделяя его никакими негативными свойствами;
  • перед приемом у врача можно посмотреть различные мультфильмы или интересные видео о том, как лечат зубы малышам;
  • поход к доктору лучше планировать на утренние часы, чтобы ребенок за день не успел себя «накрутить»;
  • не стоит «обещать» ребенку, что будет «не больно», если на самом деле его ждет укол или другая болезненная процедура. Мало того, что он, уверенный в безобидности процедуры испугается, испытав резкую боль, данный стресс может стать причиной категорического неприятия стоматолога в дальнейшем;
  • объясняя ребенку, что будет происходить, не стоит также и «углубляться» - пусть это сделает врач на адаптированном для малыша языке. Родителям стоит ограничиться общими фразами в спокойном тоне;
  • очень важно оградить ребенка от «страшных» историй посещения стоматолога. Важно следить за тем, чтобы в присутствии малыша вообще не обсуждались темы подобного рода. Кроме того, при ребенке категорически недопустимо отзываться о врачах плохо. Малыш должен усвоить, что доктор – это человек, который делает добро, помогая людям не болеть и быть здоровыми;
  • не нужно ругать, стыдить или унижать малыша, сравнивать его с другими «смелыми» детьми, если он запаниковал и не «дался» полечить зуб. Лучшее в данной ситуации – спокойный и откровенный разговор с высказыванием надежды на положительный исход следующего посещения;
  • важно отыскать «своего» стоматолога, который смог бы завоевать доверие ребенка, найти к нему подход и настроить на позитив.

Видео. Как лечат зубы детям профессионалы

Мультик про зубы, который можно показать ребенку

Заключение

Чтобы поход к стоматологу не вызывал у ребенка «дрожь в коленках», родители с самого раннего возраста должны внушить маленькому человечку необходимость регулярного ухода за зубами и посещения врача.

Профилактические осмотры, «добрый доктор» и отсутствие негативных эмоций помогут малышу сохранить зубы здоровыми, чтобы в будущем он мог стать обладателем красивой белоснежной улыбки!

Поход с ребенком к стоматологу – мероприятие не для слабонервных. Многие родители переживают едва ли не сильнее детей – в том числе и потому, что знают: если малыш боится стоматолога, то даже самый безобидный осмотр может превратиться в тяжелое испытание.

Евгения Шикова, стоматолог-ортодонт, врач Бостонского института эстетической медицины, рассказала «Летидору», в чем кроются причины детской дентофобии (боязни стоматологического лечения), как ее побороть, и даже поделилась несколькими профессиональными секретами.

Основные причины страха

В целом, самая распространенная причина детского страха – прошлый негативный опыт : ребенок пережил некое болезненное лечение и теперь закономерно опасается его повторения. Это касается детей всех возрастов, да и взрослые нередко оттягивают визит к зубному врачу до последнего именно из-за этого.

Вторая причина – это страх неизвестности , который возникает у ребенка, когда его вообще впервые приводят к стоматологу, или когда он уже бывал в кабинете врача, но, например, оказался на приеме у незнакомого доктора или вместо терапевта пришел к ортодонту .

Как показывает практика, дети часто негативно реагируют, если доктор начинает свою работу непосредственно с осмотра полости рта.

Для стоматологов это привычная рутина, как и для взрослых пациентов, которые уже понимают, для чего они пришли. А для маленького ребенка это неожиданно. И поскольку полость рта является зоной личного пространства, врач таким образом нарушает границы маленького пациента.

Некоторые родители не придают этому значения, считая, что ребенок «ничего не понимает», однако это не так. Грубое вторжение в личное пространство может привести к тому, что, повзрослев, человек будет всеми силами избегать любых врачей .

Как подготовить малыша к первому приему

Итак, ребенок еще ни разу не был у зубного врача, но уже напуган. Что делать?

Ни в коем случае не проводить осмотр насильно!

Это вызовет еще больший страх у ребенка, который он потом будет испытывать в кресле стоматолога постоянно.

Совсем маленьких детей 3–4 лет следует усадить в стоматологическое кресло вместе с родителем. Иногда допустимо проводить самый первый осмотр даже без перчаток и инструментов, чтобы ребенок не пугался предметов, которые видит впервые в жизни.

Если при визуальном осмотре ясно, что отсутствует явная патология, то прием должен происходить в форме знакомства. А уже на следующем профилактическом осмотре можно взять в руки инструменты (зеркало, зонд и т.д.), показать их ребенку, рассказать о них.

Важно действовать постепенно.

Не нужно в первый же визит проводить какие-либо процедуры, особенно если ребенок сильно напуган или у него были, например, травмы, из-за которых ему удаляли зубы.

После этого у малыша сформируется представление о том, что белый халат – знак опасности и боли.

Почему так важен этап знакомства? Врач показывает ребенку, что, во-первых, будет всегда делать только то, что говорил, и, во-вторых, никогда не нарушит это обещание.

Если стоматолог сообщает маленькому пациенту, что не будет удалять зуб, то пусть обязательно сдержит слово.

Это важнейший аспект – установление доверительных отношений между ребенком и доктором. Нельзя обманывать малыша, даже если родители настаивают на процедурах. Если доверие установлено, то последующее лечение проходит намного спокойнее.

Как побороть страх у детей старшего возраста и подростков

В этом возрасте также важно создание доверительных отношений и уважение к юному пациенту. Во-первых, всегда следует рассказать и показать, что сейчас будет происходить, что доктор намерен делать и для какой цели. Во-вторых, обязательно нужно спрашивать разрешения на все манипуляции - например, осмотр полости рта. Эти элементарные действия помогают ребенку понять, что с ним будет происходить, а самое главное – для чего. А значит, устраняется страх неизвестности.

Подростки 12–15 лет приходят обычно с родителями. Стоматологу очень важно при первой беседе выслушать сначала их, а потом примерно те же вопросы задать самому пациенту и выслушать его версию. Ведь цели родителей и желания детей вполне могут различаться. Скажем, к ортодонту приходят для того, чтобы у их ребенка были ровные зубы и красивая улыбка. Но не менее важно выяснить, готов ли ребенок к лечению.

С подростками особенно важно вести конструктивный диалог по поводу лечения и всех манипуляций. Когда им понятен смысл происходящего, то их заинтересованность в процессе и результате лечения возрастает.

Если же стоматолог видит, что по каким-то причинам ребенок не готов или не хочет лечиться, то лучше отложить процедуры.

Поскольку ортодонтическое лечение весьма длительно, то имеет смысл подождать 3 месяца, полгода или даже год.

Если врач дает такой совет , то родителям не стоит настаивать на немедленном лечении. За этот период ребенок может наладить гигиену ротовой полости, физически вырасти и эмоционально повзрослеть, к тому же это время нужно для формирования зубочелюстной системы. Тогда лечение пройдет спокойно и плодотворно.

Что делать родителям

Нельзя пугать ребенка: «Будешь плохо себя вести – отведу к стоматологу!» Лучше всего объяснить, что визит к стоматологу – это важная часть жизни, и нужно это делать периодически, чтобы избежать очень сильной боли. Например, можно сказать, что если долго терпеть боль и не идти к доктору, то потом лечить будет еще неприятнее и дольше. А вот при регулярном осмотре, даже если еще ничего не беспокоит (то есть признаки заболевания может обнаружить только врач), лечение пройдет быстрее и приятнее.

детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011

Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или проезжала мимо детской стоматологической поликлиники, на меня накатывал огромный страх, я сразу вспоминала неприятный запах лекарств, противный звук бормашины, врачей и мне становилось не по себе. А когда к нам в школу приезжали стоматологи, ужас вместе с запахом стоматологических препаратов распространялся по коридорам, и самая строгая учительница казалась нам просто ангелом по сравнению с врачом.

Почему же при этом одного ребенка удается вылечить, и он преодолевает страх и дальше ходит к врачу с удовольствием, а другой сопротивляется до последнего, выматывая всех взрослых вокруг, и для него приходится искать какие-то другие способы решения проблемы. Что же взрослые могут сделать, для того чтобы ребенок спокойно переносил стоматологические процедуры.

Я познакомилась с Аней (имя изменено), когда ей было четыре года. Это была симпатичная маленькая девочка, которая очень любила рисовать и играть на компьютере. Когда она засмеялась, я обратила внимание, на то, что у нее черные все верхние передние зубы. Ее мама рассказала мне, что дочка сильно боится лечить зубы, поэтому их пришлось посеребрить, чтобы инфекция не перешла на другие, из-за этого зубы стали черными, их теперь никак не отчистить, приходится ждать, пока они поменяются. Она сказала, что сначала девочка не боялась, но так как у доктора ей было больно, то пришлось силой заставить сидеть ее, в то время как врач ставила пломбу. К сожалению, когда они пришли к врачу, зуб было необходимо срочно лечить, так как он беспокоил девочку. Аня кричала, плакала, вырывалась, но взрослые не отпускали, так как им нужно было закончить работу. Уже в этот момент мама поняла, что делает что-то неправильно, но останавливаться было поздно.

В следующий раз Аня наотрез отказалась идти к врачу, хотя оставалось еще много зубов, которые нужно было лечить, тогда ее повели против ее воли и посеребрили зубы. Я попробовала поговорить с девочкой о микробах, которые разрушают зубки и о ежедневной гигиене, она слушала с большим интересом, оказывается, ей об этом никто не рассказывал. В последствие ее мама рассказала мне, что Аня теперь с большой ответственностью относится к чистке зубов, все время вспоминает про микробов.

Давайте рассмотрим ошибки,
которые делают родители, пытаясь вылечить ребенку зубы:

Ошибка первая: привести ребенка к врачу, когда у него уже что-то болит.

В общем-то, позиция родителей логична: «Для чего идти к врачам, если ничего не болит». Но с другой стороны, ребенку нужно время, для того чтобы привыкнуть к врачу и доверять ему. Стоматологическое лечение специфично, во время него используется много разных необычных аппаратов, инструментов, ребенок должен познакомиться с ними, понять как они действуют, чтобы они не пугали его, а на это нужно время.

Вспомните себя, ведь когда у вас что-то болит, вы становитесь капризны, раздражительны, вам тяжелее терпеть неудобства. В этот момент вам нужен комфорт и люди, которым можно доверить свою боль, а не новая обстановка, где необходимо взаимодействовать с новыми людьми и усваивать кучу новой информации. Для ребенка это важно вдвойне. Родители часто совершают эту ошибку потому что, неосознанно избегают или откладывают посещение врача вместе с ребенком и тем самым усугубляют положение. Происходит это, как правило, потому, что у родителя самого существует страх медицинских процедур. Таким образом родительские установки напрямую формируют у ребенка аналогичные, так страх врачей передается из поколения в поколение.

Анина мама рассказала мне позже, о том, что она в детстве очень сильно боялась всяких медицинских процедур и не позволяла себя лечить. Страх формирует у родителей особое отношение к чувствам детей, они думают, что бояться врачей — это нормально, таким образом, неосознанно подкрепляют чувства ребенка.

Исходя из вышеперечисленного, хочется дать родителям следующие рекомендации: познакомьте ребенка со стоматологом как можно раньше. Начинать посещения можно, когда ребенку исполнится один год. Выберите подходящего врача, который специализируется на работе с детьми, приходите к нему регулярно, чтобы это мероприятие стало для малыша привычным, чтобы он научился доверять доктору. Как бы вам не хотелось отложить визит, сделайте посещение врача неприкасаемым правилом. Не позволяйте своим страхам проникать в жизнь ребенка.

Ошибка вторая: не мотивировать ребенка лечиться.

Аня, когда первый раз шла к врачу не понимала, зачем ей это нужно, она намного позже узнала о микробах и кариесе. В медицинском кабинете, так или иначе, приходится терпеть некоторые неудобства, например, показывать рот незнакомому человеку, чувствовать, что в него льется вода, помещаются разные инструменты, человек должен представлять, для чего ему все это. Опыт показывает, что если у ребенка нет вообще никакой мотивации (т.е. он не понимает, зачем пришел к доктору, не хочет идти), то вылечить его оказывается достаточно сложно. Маленькие дети не могут сами себя побуждать к чему-либо, эту функцию должны выполнять за них взрослые. Поэтому мотивацию для ребенка нужно создавать. Лучше, конечно, чтобы мотивация была истинной, т.е. лечение ради достижения здоровья. Но у маленьких детей она бывает редко, чаще внешняя (получение подарка, одобрения). В случае Ани, наилучшим мотивом для нее было бы избавление от боли, дискомфорта, который она испытывала. Нужно было бы объяснить ей, что только врач может помочь ей чувствовать себя лучше, никто другой этого сделать не сможет. А для того чтобы у доктора все получилось быстро и хорошо, она должна помогать ему и делать все как он скажет. Объяснить, почему зуб болит, что там поселились микробы, которых нужно прогнать. Дети, кстати, очень живо представляют себе эту картину, и с удовольствием включаются в борьбу против вредителей. Для наглядности можно все это нарисовать вместе. Таким образом, чтобы лечение состоялось и прошло нормально, рассказывайте своему ребенку, независимо от возраста, куда он идет и для чего ему это нужно.

Ошибка третья: применять насилие при лечении

Вследствие первых двух ошибок, Анина мама совершила третью. Ребенок тревожен, не в лучшем физическом состоянии в незнакомой обстановке, с ним не церемонятся, а сразу пытаются совершить какие-то манипуляции с его телом, конечно девочка стала сопротивляться. Ну а мама, наоборот, с одной стороны, она понимает, что ребенка надо лечить, с другой ей своего ребенка жалко, с третьей, она хочет быть хорошей матерью в глазах врача. Врач просит помочь ему и предлагает удержать ребенка силой во время лечения, это проще, чем искать другие способы договориться с малышом. Мама интуитивно понимает, что так делать нельзя, но не решается противостоять авторитету врача. Этот феномен можно назвать: «Насилие от бессилия», когда взрослые ничего другого не находят как физически удерживать ребенка во время проведения процедуры, наказывать, принуждать к лечению.

Начинается все безобидно и взрослым кажется, что надо только объяснить малышу, что они не принесут ему вреда, и он поймет, и откроет рот, и будет спокойно сидеть. Но не тут-то было, врач, ассистент и мама объясняют ребенку, но он рот не открывает. На каждый следующий посыл от взрослых идет отказ. Взрослые сначала стараются мягко по-хорошему, обещают подарки, хвалят, но ничего не происходит. Наоборот ребенок еще больше вжимается в кресло, наступает момент, когда он вообще не слушает никаких слов, ему надо отсюда встать. У взрослых уже включилась доминанта, и они хотят завершить процесс. Они думают, ну что за абсурд, они что, делают что-то плохое, ведь зуб надо лечить, и начинают давить.

Постепенно они отбирают подарки, которые только что наобещали, потом начинают угрожать, что ребенок не получит ни одной конфеты, что за дверью стоит дядя со шприцом и он сейчас зайдет, что мама не будет с ним разговаривать, чтобы к врачу он больше не приходил. Ситуация превращается из безобидной, в очень даже обидную: взрослые агрессивно давят на ребенка, он им противостоит, спасает себя, но теряет любовь окружающих. И ведь это они его затащили в эту ловушку. Начинают держать руки, ноги, рот открытым, ну как тут поверишь, что тебе не хотят зла. Ребенок сначала капризничал от тревоги, теперь он обижен. Его не слышат, не принимают, мама с ними заодно. Это становится похожим на насилие, ребенок кричит от отчаяния. В лучшем случае удается заляпать зуб кое-как, но тогда врач не может дать никакой гарантии на пломбу и расстраивается мама, да и ребенок. Все было зря. В худшем – ребенок уходит очень обиженный, он не оправдал надежд, родитель потерял время и перед ним по-прежнему проблема здоровья ребенка, только теперь он еще и не доверяет врачам.

Никогда не применяйте насилие, для того чтобы вылечить ребенку зубы. В лучшем случае вы решите небольшие проблемы на данный момент, но приобретете большие проблемы на будущее. Так как в душе ребенка надолго поселится страх, который будет препятствовать не только нормальному взаимодействию с врачами, но и хорошему уходу за зубами. Ведь психика человека так устроена, что избегает соприкосновения со всем, что может напомнить о травме.

Вернемся к Ане. Так или иначе, а нужно было заниматься ее зубами, и мама записала ее на очередной прием к стоматологу. Он был назначен на 8 утра, а клиника находилась в часе езды от дома девочки, так что ей пришлось встать очень рано, она не выспалась и пребывала в плохом настроении. Всю дорогу Аня задавала маме тревожные вопросы о том, куда они идут и зачем, спрашивала, не будут ли ее лечить. Мама отвечала, что они идут к хорошему доктору, ничего делать не будут.

Аня не хотела идти, капризничала и еле двигалась. В результате они опоздали к назначенному времени, прием получился скомканным, девочка еле-еле зашла в кабинет, не хотела садиться в кресло, показала врачу зубы издалека, стоя у письменного стола. Стоматолог заметила несколько зубов, требующих немедленного лечения и один из них был настолько плох, что его необходимо было удалять. Но о начале лечения пока не могло быть и речи, Аня все время плакала, хотела выйти из кабинета. Требовалось провести большую психологическую работу, прежде чем эта маленькая девочка научилась бы лечиться, но на это не было времени, зубам была необходима срочная помощь. В итоге ребенка пришлось лечить под общим наркозом.
Сейчас Ане 7 лет, она совершенно спокойно посещает врача-стоматолога, этому предшествовала сложная совместная работа родителей, врачей и детского психолога, но это уже другая история.

Ошибка четвертая: назначать прием у врача в некомфортное для ребенка время

Аня итак была в тревоге перед приемом, а тут еще такое раннее время. Получается, поход к врачу превратился в экстремальную в жизни девочки ситуацию, она и мобилизовала все свое ресурсы, чтобы дать отпор. Так не должно быть, надо стремиться к тому, чтобы прием у врача был само собой разумеющимся делом. Это не грандиозное событие, которого ждут и к которому готовятся, иначе сверхзначимость сыграет против вас, ребенок будет напряжен, натянут как струна. С другой стороны, вообще не говорить об этом тоже нельзя, ребенок должен знать и понимать, куда и зачем он идет. Лучше не назначать визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер). Он все-таки должен быть в хорошем настроении и ресурсном состоянии. На прием ребенку лучше всего приходить сытым, здоровым. У детей от телесного комфорта напрямую зависит комфорт психологический. Сейчас во многих клиниках делают уютные детские уголки, где есть разные игрушки, можно порисовать и посмотреть мультики. Это придумано не просто так, ребенок, пребывая в такой атмосфере, расслабляется, привыкает к новой обстановке, что способствует хорошему доверительному контакту с врачом. Для того чтобы игровая комната сработала таким образом, родителям нужно спланировать свое время так, чтобы у ребенка была возможность поиграть перед приемом, соответственно нужно прийти в клинику заранее.

Ошибка пятая: обещать ребенку, что ему ничего не будут делать

Именно так делала Анина мама, когда они шли к врачу. Она, вероятно, хотела успокоить девочку, не тревожить лишний раз, не провоцировать истерику. Понятно, что ребенок задает вопросы типа: «А что мне там будут делать?» из-за собственной тревоги и страха. Но ведь ответы родителей «Ничего» не уменьшают этой тревоги, просто потому, что ребенок не понимает настоящей цели похода. Если ему ничего не будут делать, то зачем ему туда идти. Кроме того, это неправда, врач как минимум будет проводить осмотр, иначе действительно, зачем это мероприятие. Поэтому, если родитель обещает ребенку, что ему ничего не будут делать в кабинете, он совершенно сознательно его обманывает, вряд ли ребенок поверит ему в следующий раз. Здесь есть такой тонкий момент, родитель, таким способом, переносит ответственность на врача. «Мое дело привести ребенка» — думает он, а дальше врач пусть думает, что делать. Но получается, что таким образом «подготовленный» ребенок практически гарантировано выдаст негативную реакцию в кабинете врача, что ставит успех всей операции под сомнение с самого начала.

Родителю очень важно сотрудничать с врачом, так как лечение состоится и пройдет нормально только при объединении усилий. Поэтому, если ребенок задает вопросы: « А куда мы идем? А что мне там будут делать?», ему необходимо на доступном для его возраста языке объяснить правду. Например, если вы идете на скажите что вы идете познакомиться с доктором, показать ему зубки, подобрать хорошую пасту и щетку. И ни в коем случае не нарушайте обещание, не меняйте планов, осмотр, значит только осмотр. Если планируете сразу лечение, то об этом нужно предупредить и ребенка, например такой фразой: «доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если это необходимо». От ребенка могут последовать и другие вопросы, это естественно, так как ему непонятно и от этого тревожно.

Самое лучшее будет, если вы спокойно объясните, в чем будет заключаться лечение. При этом, следует избегать слов и словосочетаний с негативной эмоциональной окраской, таких как: «укол», «сверло», «сверлить», «кровь», вырывать зуб, лучше заменять их на нейтральные: «заморозить», «помыть», «почистить». В любом случае, даже если вы растревожите ребенка этими сообщениями, лучше это сделать заранее, так у вас будет достаточно времени все объяснить, а у ребенка успокоиться.

Ошибка шестая: мотивировать ребенка подарками

Как-то я присутствовала на стоматологическом приеме одного мальчика. Его звали Боря, было ему около пяти лет. Мальчик дверь в кабинет стоматолога открыл ногой, бахилы надевать он отказался, так что вошел в уличной обуви, с ним были мама и няня. Врача Боря называл исключительно по имени, хотя обычно дети и родители зовут ее по имени и отчеству. Для малыша в кабинете сразу включили мультики и стали всем составом уговаривать его сесть в кресло. Но Боря садиться не собирался, сначала прошелся по подоконникам, повалялся по полу, потом все-таки решил присесть.

Дальше перед взрослыми стояла задача уговорить мальчика начать лечение. Боря не хотел лечиться, он сел, чтобы посмотреть мультики. Тогда врач решила использовать проверенный способ, она обещала мальчику, что если он позволит вылечить сегодня зуб, то его ждет подарок. На что Боря ответил: «А мне не надо ваших подарков, не хочу я лечиться». Тогда мама с няней достали из сумки и поставили на стол врача огромную красивую коробку, в ней находился электронный игрушечный робот, о котором Боря давно мечтал, они пообещали, что отдадут его мальчику, если тот вылечит зуб. На какой-то момент у Бори загорелись глаза, но потом он подумал и сказал, что откроет рот, только если мама купит ему еще какой-то автомобиль. Мама согласилась, однако, как только врач приступила к работе, мальчику снова стало тревожно, он отказался от всех подарков, встал и попытался выйти из кабинета.

Этот довольно яркий пример, хорошо иллюстрирует ситуации, когда родители пытаются купить послушание ребенка в кабинете врача. Рассмотрим причины, по которым этот механизм не работает. Если ребенку обещают подарок перед первым приемом у врача, это сразу его настораживает, он чувствует, что ему предстоит нечто неприятное, иначе бы игрушек не предлагали. Соответственно тревога, которая итак присутствует перед неизвестным, растет, обстановка вокруг лечения зубов нагнетается, что не может не отразиться на поведении ребенка в кабинете врача. Если же ребенок уже имеет тревогу или страх перед лечением, то обещанные подарки вряд ли смогут быть достаточно весомым мотивом, чтобы побороть страхи, они, как правило, сильнее. Именно это и произошло в выше описанном случае.

Детей, которые часто получают подарки от родителей или родственников вообще ничем не удивишь, поэтому они легко отказываются от игрушек ради собственного спокойствия, они знают, что получат их без особого труда через некоторое время. Из всего этого можно сделать вывод: не стоит обещать ребенку подарок перед походом к стоматологу. Он должен с детства усвоить, что посещение врача, это часть необходимой заботы о его здоровье, которая сама по себе ценна. Если ребенок проявил силу воли и поборол свою тревогу в кабинете у врача, сделайте для него что-нибудь приятное, но неожиданно, после приема, поощряя его за хорошее поведение, выразив ему таким образом свое одобрение и поддержку.

Ошибка седьмая: торопить процесс

Мила пришла в клинику очень радостная, с удовольствием рисовала рисунки перед приемом, рассказывала о том, как она любит лечить зубы. Когда она выходила из кабинета врача, то была тоже очень довольна, несла в руке небольшой сувенир, подаренный ей стоматологом, и с интересом рассматривала его. Однако, как оказалось приключения ее на сегодня еще не были закончены, через несколько минут девочку снова пригласили в кабинет, теперь уже к другом врачу — гигиенисту, там ей сделали профессиональную гигиеническую чистку зубов. Мила вышла из кабинета спокойной и уставшей, на лице не осталось следов радости, той, что была до этого. Сегодня ее ждал еще один прием, у хирурга, от него Мила вышла с заплаканными глазами и ваткой, торчащей из угла рта, взгляд был совсем потухшим. Вряд ли Мила придет в клинику в следующий раз с радостью.

Такая ситуация встречается не так уж редко. Заключается она в том, что родители хотят сделать все и сразу. Видят, что ребенок хорошо сидит лечится, просят врача: «Давайте еще одну пломбу сегодня поставим». А у ребенка, в силу возраста, хватает внимания и терпения и физических сил только на один зуб. И если врач идет на поводу у родителей, то ребенок вместо удовольствия от лечения, испытывает дискомфорт, получает негативный эмоциональный опыт, что, конечно же, отражается на его поведении у врача на следующем приеме.
Отсюда следующий совет: постарайтесь сохранить у дочки или сына позитивные воспоминания о докторе и лечении.

Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой. В этом процессе двигаться лучше постепенно, от маленькой работы к большой, от простого к сложному, только тогда результат будет устойчивый и положительный: ваш ребенок научится следить за зубами сейчас и продолжит делать это в будущем, когда вырастет.

Здесь описаны основные ошибки родителей, вследствие которых тревога детей перед лечением у стоматолога усиливается, что неизбежно отражается на их поведении в кабинете. В основном с помощью соблюдения несложных правил, этих ошибок можно избежать. Если же меры предосторожности не помогают, значит, есть другие обстоятельства, которые подкрепляют страх. В этом случае необходимо обратиться к специалисту

Почему я говорю только об ошибках родителей и обращаюсь к ним. Потому, что ребенок не имеет достаточно функций, для того чтобы проконтролировать свое поведение и эмоции. А врач стороннее лицо и не всякий раз будет заботиться о вашем ребенке. Кто еще кроме родителей, может повлиять на это. Опыт работы в стоматологии с детьми, которые боятся, дал мне очень много. Это была яркая эмоциональная работа. По крайней мере, я знаю, когда моим детям необходимо будет лечить зубы, я постараюсь сделать все, чтобы они не боялись врачей.

Ни взрослые, ни дети не любят ходить к врачам, а уж тем более к стоматологам. И для многих родителей детей в возрасте 5-6 лет встает вопрос о том, как уговорить ребенка сходить к врачу даже на банальный осмотр, что особенно непросто, если уже был негативный опыт лечения зубов. В один прекрасный день у моего 5-летнего сына разболелся зуб. Я оперативно записалась на прием в детскую стоматологию и приступила к моральной подготовке ребенка к процедуре лечения.

Причины страха перед детским стоматологом: почему мой сын так боялся лечить зубы?

Когда я сказала сыну о том, что в ближайшее время нам предстоит сходить «проверить» зубки, то встретилась с неожиданной истерикой, которая меня весьма удивила. Ребенок неожиданно залился слезами и заголосил «Не хочу! Не пойду!». И все это происходило с учетом того, что несколько раз мы уже посещали данного врача, правда последний визит был довольно давно.

Дождавшись, пока ребенок успокоится, я начала выяснять причину такой реакции.

«Почему ты так говоришь? Мы ведь и раньше ходили к стоматологу?» — «Мне сделают там больно!» — «Откуда ты знаешь? Ведь раньше мы проверяли зубки и все было в порядке. И никто не делал тебе больно». – «Мне рассказали об этом в садике и бабушка с дедушкой».

Все оказалось предельно просто. «Добрые» друзья и родственники уже рассказали о том, что может ожидать ребенка, вызвав у него массу негатива еще до похода к врачу.

В принципе, существует несколько простых и банальных причин, почему у детей именно стоматолог вызывает леденящий ужас.

  • Негативный опыт. Если ранее ребенку лечили зубы не самыми гуманными методами, например, без обезболивания, или врач оказался недостаточно внимательным и осторожным. Так случается, когда болезнь запущена, а на детский наркоз требуется существенная сумма денег. Поэтому в данной ситуации лучше не скупиться, а занять или выделить необходимую сумму на лечение, чтобы у ребенка не осталось психологической травмы. Также следует выбрать хорошую стоматологию, где врачи занимаются лечением именно у детей.

Такой опыт был у моей подруги, когда ее 4-летней дочери нужно было лечить 2 пульпита, а на наркоз не было денег. Им пришлось все делать «наживую», ребенка держали мама и двое санитаров. Итог: ребенок стал бояться не только стоматологов, но и в принципе всех людей в белых халатах.

  • Разговоры с родственниками. Очень часто ребенок боится того, чего даже не знает. Родители, бабушки и дедушки начинают по доброте душевной уговаривать: «Не бойся. Тебе не будет больно». Следует всегда помнить о том, что подсознание почти каждого человека плохо воспринимает отрицательную частицу «НЕ». В итоге, ребенок воспринимает все уговоры с точностью до наоборот и начинает боятся, даже не побывав в стоматологическом кабинете.
  • Рассказы друзей. В садике малыша могут напугать истории тех ребят, которые получили неприятный опыт лечения зубов. К тому же дети склонны преувеличивать все события, поэтому даже обычный осмотр зубов может вселять ужас.

Как мы уговорили ребенка посетить стоматолога: проверенные способы

Подумав, как следует, я выработала целую стратегию того, как сгладить негатив при походе к зубному врачу:

  • Игра. Я купила детский стоматологический набор и предложила полечить зубки плюшевому медведю, объясняя каждое действие: для чего тот или иной инструмент. Сын очень увлекся, особенно ему понравилось подобие стоматологического налобного зеркала, которое было сделано из куска картона и фольги, и считать зубки на распечатанном плакате.
  • Знакомство со стоматологической клиникой. Я заранее договорилась с администратором клиники о том, что мы просто придем с ребенком, посидим, осмотримся и уйдем, не заходя в кабинет. К счастью, нам пошли навстречу. Детские стоматологии предусматривают массу отвлекающих плакатов, игровых столиков и игрушек для того, чтобы ребенок мог расслабиться. Сначала мой сын слегка нервничал, но я твердо пообещала ему, что мы идем знакомиться с новыми людьми. Знакомство прошло наилучшим образом.

  • Подарок в качестве компенсации. Я понимала, что страдания и переживания ребенок легче перенесет, если будет знать, что в конце его ждет приятный подарок. Естественно, этот подарок не должен быть съедобным. Зная, как сын любит кататься на лошадях, я пообещала ему после похода в стоматологию устроить день празднования здоровых зубов с прогулкой верхом на лошади. Я заранее договорилась с конным клубом на день, в который мы должны были идти к врачу.
  • Условные знаки. Когда сын сел в кресло стоматолога, я объяснила ему, что разговаривать будет нельзя, но если ему станет нехорошо или он захочет передохнуть, то поднимает вверх ручку. Эта договоренность очень выручила нас во время самой процедуры лечения.
  • Терпение. Родителям следует проявить всю выдержку и терпение во время процедуры и не срываться на малыша, если он капризничает. Ведь даже взрослые люди боятся стоматологов, что уж говорить о маленьком ребенке, который итак может быть испуган. Гораздо спокойнее он будет вести себя, когда близкий человек будет рядом подбадривать его.

Конечно, поход к стоматологу – не самая легкая процедура как для детей, так и для родителей. Но все можно преодолеть, если тщательно продумать все нюансы. Для нас поход к стоматологу не обошелся без слез, но у сына четко сложилось уверенность в том, что это было необходимо для его же здоровья.

Ошибки родителей: чего не стоит делать, собираясь с ребенком к стоматологу?

К сожалению, многие родители, сводив детей один раз к зубному врачу, закладывают в них негатив и подрывают доверие, совершая ошибочные действия:

  1. Эффект неожиданности и отсутствие моральной подготовки. Многие ведут деток к стоматологу, не предупреждая их об этом, как раз опасаясь их неожиданного упрямства и паники. Это не совсем честно по отношению к детям. Такое поведение может нарушить доверительные отношения ребенка с родителем.
  2. Угрозы. Бессмысленно пытаться ругать ребенка за боязнь и нежелание лечить зубы. Это может обернуться настоящей истерикой во время процедуры. И не факт, что в такой ситуации удастся полноценно вылечить больной зуб.
  3. Обещание невыполнимого . Ребенок может потребовать в качестве подарка за перенесенный поход к стоматологу то, чего родители не смогут дать. Например, очень дорогую игрушку или сладости, которые нельзя будет давать в день лечения. Опрометчивые родители могут пообещать все это, лишь ребенок согласился пойти. Всегда следует держать данное ребенку обещание и договариваться предварительно о его выполнении.
  4. Пустить все на самотек. Чтобы сохранить нервы, родители могут просто оставить ребенка наедине с врачом и уйти из кабинета. Но это только еще больше напугает малыша, оставленного без поддержки родителей. Такое поведение может отрицательно сказаться на взаимоотношениях с родителями.

Несмотря на то, что лечение зубов для моего сына оказалось неприятной процедурой, у него не больше нет страха в стоматологическом кабинете. Все потому, что после того, как нам пролечили все зубы, я объяснила, что теперь мы будем регулярно ходить к доктору, чтобы он проверял, все ли в порядке. Сын хорошо уяснил, что последующий поход будет просто осмотром.

Редко можно встретить малыша, который с удовольствием бежит на уколы и предпочитает конфетам лекарственные препараты. Однако львиная доля в отношении ребенка к лечению зависит от родительского воспитания.

Сладкие лекарства

Безусловно, нашим детям повезло больше, чем старшим поколениям – специалисты фармацевтической промышленности стараются сделать прием лекарств максимально комфортным для ребенка.

Большинство сиропов и суспензий, которые предназначены для детей, имеют сладкий и приятный вкус, а некоторые даже продаются в ассортименте, в зависимости от вкусовых пристрастий малышей.

Поэтому имеет смысл поинтересоваться у продавца в аптеке – возможно, в продаже есть препарат с приятным вкусом, что значительно облегчает его прием.

Отвлечение

Здесь работает все – от танцев с пантомимой до мультфильмов и рекламы. Иногда ребенок настолько увлечен приключениями любимых героев, что даже не замечает таких малоприятных процедур, как промывание носа или обработки ран.

Без обмана

Не стоит вводить малыша в заблуждение фразой «Тебе не будет больно!», тогда как процедура предстоит болезненная. Пусть один раз этот прием сработает, но в следующий раз ребенок уже будет знать, что его ожидает, да и доверия к родителям будет меньше.

Лучше честно сказать, что будет неприятно, но не заострять на этом внимание, переключив его на другое – рассказать принцип действия лекарства, поведать о своих болезнях и т.д.

Хитрости

Чересчур горькие лекарства можно попробовать смешать с сахаром (сиропом от варенья, соком). Однако, следует обязательно предварительно проконсультироваться с доктором или фармацевтом относительно такой самодеятельности – иногда такой «микс» может снизить эффективность лечения или даже нанести вред организму.


Еще один отличный прием – давать лекарство при помощи шприца (естественно, без иглы). Таким образом отсутствует риск того, что препарат разольется (как в случае с ложкой), да и быстрота действий намного выше.

Именно шприц выручил меня при лечении у дочки бронхита, когда доктор посоветовал давать малышке теплую минеральную воду «Боржоми» с молоком (выпить эту смесь самостоятельно нереально). Этим же способом я «вливала» ребенку полтора литра Регидрона в день.

Воспитание

Ни в коем случае не стоит пугать ребенка злыми докторами. Часто приходится слышать несуразицы на площадке – например, «непослушных детей отвозят на уколы» или «врач будет резать живот, если будешь кушать песок». А потом родители удивляются истерикам под кабинетом у педиатра.

Немаловажную роль играет то, как вы преподнесете ребенку предстоящий визит к доктору. Если начинать с того, что «ты главное не переживай», «придется потерпеть» и т.д., то и результат будет соответствующий. Я поступаю абсолютно наоборот: использую фразу «а то не пойдешь к врачу!» и, как результат, дочь иногда даже просит сходить в поликлинику.

Выводы

«Как вы лодку назовете, так она и поплывет» - как относитесь к лечению вы, так и будет это делать ваш ребенок. Ведь для кого-то лечение – это истерики до рвоты, а для кого-то увлекательная игра в доктора.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в



Похожие публикации