Отличие нод от од в детском саду. Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ

Образовательная программка городского дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №187 «умка»

Главные программные направления развития малыша.

Паршина С.В. | Деятельностный подход в дошкольном образовании

Сформировывать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Сформировывать правильное произношение (воспитание артикуляционных способностей, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Развивать способности связной речи.

Обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи.

Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

^ Направления развития и цели.

Парциальные программки и технологии.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Зеленоватый огонек здоровья. - М.Ю.Картушина, 2000г., решение редакционного совета АО ИППК г.Архангельска.

^ Социально – личностное направление:

1.Приобщение малышей к истокам российской народной культуры. - О.В.Князева, М.Д.Маханева, 1998 г. рекомендована Министерством общего и проф образования РФ.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Подготовка к школе деток с общим недоразвитием речи в критериях специального детского сада. - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Музыкальные шедевры. - О.П.Радынова, 2002г.,

^ II. Организация режима пребывания деток в дошкольном учреждении .

2.1. Модель ежедневной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

^ Младший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

Непосредственно образовательная деятельность.

НОД в индивидуальной форме.

Утренний прием детей , индивидуальные и подгрупповые.

НОД в индивидуальной форме.

^ Старший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Физическое развитие и оздоровление.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

НОД познавательно-речевого цикла.

Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы.

Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

НОД по музыкальному развитию и изобразительной.

2.2 Рабочий вариант построения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на месяц.

2.3. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на учебный год.

2.4. Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня.

2.5 Базисный учебный план непосредственно образовательной деятельности на 2011-2012 учебный год для групп общеразвивающей направленности, реализующих комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду »

^ Название непосредственно образовательной деятельности.

Подготовительная (№ 5, 7)

^ Базовая часть (инвариантная)

Ребенок и окружающий мир.

Развитие речи. Художественная литература.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Формирование элементарных математических представлений.

Конструирование и ручной труд.

^ Вариативная часть (модульная)

Название дополнительной непосредственно образовательной деятельности.

Тезисы

Воспитателям детских садов, школьным. Нод что нужно Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной группе с. Здоровьесберегающие технологии - NewReferat. Что такое Формы оздоровительной работы в дошкольном в дошкольном образовании. ФГТ дошкольного образования. Что такое ФГТ? отечественном дошкольном образовании ? что в старшем дошкольном. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании . что педагог работа в малых группах на НОД, в дошкольном образовании / Т. Планирование в дошкольном учреждении в. Главная > Конспекты НОД > Планирование в В дошкольном образовании “Что это такое. Робототехника в образовании - Что такое. Что такое Использование интерактивных конструкторов в дошкольном приложение 5 НОД. Консультация «Что такое лэпбук». Воспитателям. и в дошкольном образовании . Что такое игра и как в НОД по развитию. «Дошколёнок. ру» - «Инновационные технологии в дошкольном . «Инновационные технологии в дошкольном Конспект НОД по познавательному. Образовательные технологии в детском саду. что Книга Т. Хабарова "Педагогические технологии в дошкольном образовании" Т. Физическая культура - Дошкольное образование. Конспект открытого занятия по физкультуре "Что такое НОД в старшей что дети принимают.

Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе. В детском саду проводятся 2 – 3 НОД в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило в первой половине дня.

Структура НОД
- организационный момент;
- начало НОД (установки к ходу НОД);
- ход НОД;
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец НОД). В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования:
Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
НОД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.
НОД в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.
НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД. Структура непосредственно образовательную деятельность
Начало НОД предполагает организацию детей:
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) НОД.

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. НОД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Юлия Тришина
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ . «Закон об образовании » предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ , но какую бы программу не выбрал детский сад главной особенностью в ДОУ на современном этапе : уход от учебной деятельности (занятий) ; повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста ; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности , игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей . Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста , не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Так согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка , а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием .

Критериями оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО являются : создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ ; реализация комплекса задач : обучающих, развивающих, воспитательных; интеграция всех образовательных областей .

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в непосредственную образовательную деятельность (НОД, которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования , обязательными для исполнения при организации НОД являются : Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях

Так что же такое НОД? НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей , которая определяется уровнем освоения и решения конкретных образовательных задач возрастом детей , непосредственным окружением ОУ , текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность , но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми , но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым» . НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач . То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Классификация НОД включает в себя : комбинированную НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) ; комплексную НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме); интегрированную НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Основанием классификации служат : дидактическая задача и содержание ОД (раздел обучения- классическая ОД по разделам обучения; интегрированная ОД (включающие содержание из нескольких разделов обучения) .

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать? Подготовка к НОД включает следующие компоненты :

Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности , дифференцированный подход и вариативность задания

Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту , эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

Целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО (Обучающая : повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная : формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая : при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение , восприятие.)

Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности , мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

Организуя НОД с дошкольниками , необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт : знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности , а во время развивающей НОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др., который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы. Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных) с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка) ; сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности , понятны и осознанно приняты ими. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Алгоритм постановки цели : оценка имеющейся проблемы и определение главной, чётко ее формулировка; определение шагов (действий) по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия) ; оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД; определение и формулировка цели НОД, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ОД.

Способ достижения цели в НОД - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой учебной задачи и чем разнообразнее приёмы , тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. При организации НОД используют традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы : методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов) , методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Методика проведения НОД включает следующие компоненты : реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей , которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности , сложности материала. Форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности , характеру взаимодействия между ними, месту проведения

Как определяется структура НОД? Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится : на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми ; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .

Этапы реализации НОД : Мотивационный этап - водная часть : (организация детей ) предполагает организацию детей , переключение внимания детей на предстоящую деятельность , стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты; содержательный этап - основная часть : (практическая деятельность ) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность , выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата); рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности . В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей , в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.

Принципы которые используют при организации НОД : амплификации развития ребенка; культурно-исторический и личностно-ориентированный принципы; принципы развивающего образования и деятельностного обучения , принципы заинтересованности и природосообразности ,принцип здоровьесбережения; принцип тематичности.

Какие же инновационные технологии используются? Это - проектная деятельность , проблемно-поисковая (исследовательская деятельность , ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод , интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.

Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается : от определения содержания, направленности и характера деятельности . Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей . Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса. Виды мотивации : игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится : на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности ); внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная); внутренняя мотивация,которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами); мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет) . Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней

Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.

При проведении НОД следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований : прежде всего это учёт возрастных , психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено , при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

Дидактические требования : точное определение образовательных задач НОД , ее место в общей системе образовательной деятельности ; творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные , наглядные и практические методы с целью занятия; использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.: систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования : иметь в наличие продуманный план проведения НОД ; четко определенные цель и дидактические задачи НОД; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; необходимая дисциплину и организованность детей при проведении НОД . НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности ); организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в НОД : обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей через; создание условий для свободного выбора детьми деятельности ; создание условий для принятия детьми решений , выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми ; развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении НОД ? Это - партнерские отношения : взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. В ходе проведения НОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности , а также свободное общение детей (рабочий гул) . Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми , на которые указывает Н. А. Короткова : включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми ; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ; свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ; открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе) ; образовательная деятельность детей в режиме дня . В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность , интонационная выразительность, его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом : «Мы включены в деятельность , не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором : мы все хотим делать это». На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом

В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы , основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования . А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД , которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон : теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД это :

Мотивация.

Субъект-субъект, сотрудничество.

Интеграция.

Проектная деятельность .

Партнерство.

Комплексный подход к обучению.

Самостоятельно-поисковая деятельность .

Разнообразие видов деятельности .

Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Взаимодействие с семьями детей.

Учет интересов детей.

Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

Литература

1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования . Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,

2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)

3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель» , 2010

4. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кибитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.

5. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения . – М.: «Ансел-М» , 1997. .

6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ »

7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации) . Екатеринбург, 2011.

Валентина Евгеньевна Приходько
Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды»

Современные НОД в ДОУ . Их наполнение и виды . Практикум для молодых специалистов

Приходько Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

ТИ им. А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ) г. Таганрога

Цель : систематизировать знания педагогов о структуре НОД, их классификации и особенностях, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность

Материалы : оборудование для проведения фрагмента традиционного НОД по рисованию (альбомные листы, краски, кисти, стаканчики для воды, восковые мелки, ватные палочки, игрушка для создания сюрпризного момента; карточки с кратким описанием занятия для определения типа занятия; раздаточный материал для педагогов «Виды нетрадиционной НОД » , «Сравнительная классификация типов НОД» .

Ход практикума:

1. Понятие «НОД» - Что такое занятие? НОД – форма организации обучения в детском саду.

2. Структура занятия - НОД включает в себя три этапа : организация детей, основная часть НОД и окончание НОД. Организация детей :

Проверка готовности детей к НОД (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)

Создание интереса к НОД (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Основная часть НОД :

Организация детского внимания

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

Окончание НОД :

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в НОД, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)

Переключение детей на другой вид деятельности

3. Классификация НОД

Основание классификации Название

1. Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний и умений

НОД закрепления ранее приобретённых знаний

НОД творческого применения знаний и умений

Комбинированные НОД (одновременно решаются несколько дидактических задач)

Комплексные

Интегрированные

3. Форма организации Традиционные

Нетрадиционные (НОД - соревнования, НОД - театрализованные, НОД – консультации, НОД – сюжетно-ролевые игры, НОД –взаимообучения, НОД – аукционы, НОД – сомнения, НОД – путешествия, НОД – концерты, НОД – игры : следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)

Каждый из этих типов НОД будет отличаться структурой основной части.

4. Различие комплексной и интегрированной НОД

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные НОД предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированная НОД направлена на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

Например : НОД «Сказочная птица - лебедь» включала в себя следующие методические приёмы :

Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру

Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди» , «Сказка о царе Салтане» , «Гадкий утёнок»

Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро» , Сен-Санса «Лебедь»

Выполнение творческого задания : покажи как двигается лебедь под музыку.

Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве» , Врубеля «Царевна Лебедь»

Рисование летящих лебедей.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.

5. Практическое задание

Педагоги получают карточки с кратким описанием НОД. Необходимо определить, к какому типу НОД они относятся, какие виды деятельности объединяют.

Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые НОД.

6. Подготовка воспитателя к занятиям

Подготовка воспитателя к НОД состоит из трёх этапов : планирование НОД, подготовка оборудования, подготовка детей к НОД.

Планирование занятий :

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход НОД

Составить план – конспект, который включает в себя :

Программное содержание (образовательные задачи)

Оборудование

Предварительную работу с детьми (если необходимо)

Ход НОД и методические приёмы

Планировать необходимо не одну НОД, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования :

Накануне НОД отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

К некоторым НОД нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающей НОД дети накапливают необходимый личностный опыт : знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающей они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие НОД. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих НОД. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие НОД в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие НОД лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие НОД строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Рассмотрим модель обучающей (часто её называют традиционной) и развивающей НОД.

Модель построения обучающей НОД

Модель построения развивающей НОД

Подготовка детей к НОД

Создавать интерес к предстоящей работе

Предупреждать детей о начале НОД заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на НОД

Организовать работу дежурных по подготовке к НОД

7. Подведение итога

Вопросы к кроссворду :

1. Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)

2. Одна из разновидностей НОД по форме организации. (Традиционные)

3. НОД, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)

4. НОД – соревнования, НОД – аукционы, НОД – игры, НОД – концерты и т. д. (Нетрадиционные)

5. НОД, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)

6. НОД, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)

Задания к НОД по теме «Поможем Федоре»

1) К Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.

2) Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема : где взять ложку? Ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.

3) В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки. Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы : глина, краски, бумага, трафареты.

Карточка 2

Описание НОД по теме «Путешествие в Носарию»

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта которой напоминает силуэт носа . В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети сравнивают их носы с машинами и орудиями труда. На одной из улиц они встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос» , но «совал свой нос» в чужие дела и удивлялся тому, что «весна на носу» . Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этой НОД был разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своим носом.

В заключении дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом.

Развивающая игра «Отгадайте загадки!»

Воспитатель: «Хорошо, сейчас мы проверим, какая наша гостья продвинутая и развитая! Устроим конкурс по быстрому отгадыванию загадок!»

Современная Елка : «Вам меня не обыграть! Загадывайте ваши загадки!»

Ребенок 1: «Кто мостит на реке мосток без топора,

Без гвоздей и досок?»

(Ответы детей: мороз и другие ответы, елка отвечает неправильно.)

Ребенок 2 : «И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет».

(Ответы детей: иней и другие ответы, елка отвечает неправильно.)

Ребенок 3: «В новой стенке, в круглом окне стекло разбито,

А за ночь вставлено».

(Ответы детей: прорубь и другие, елка отвечает неправильно.)

Ребенок 4 : «Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту».

(Ответы детей: снег и другие ответы, елка отвечает неправильно.)

Воспитатель : «А моя загадка будет самая сложная, послушайте:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, круглолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром»

(Ответы детей : зима и зимние месяцы и другие ответы, елка неправильно отвечает.)

Современная Елка: «Молодцы! Быстро умеете разгадывать загадки! Предлагаю поиграть в интересную игру, хотите?»

(Ответы детей: хотим и другие.)

Развивающая игра «Почему приходит зима?

Современная Елка : «Ребята, а что такое зима?»

(Предполагаемые ответы детей: это когда холодно, снега много, мороз и другие ответы)

Современная елка: «Почему вы так думаете?»

(Предполагаемые ответы детей: летом тепло, нет снега, можно купаться, зимой нельзя и другие ответы детей)

Современная елка: «Какая бывает зима? Что происходит зимой?»

(Предполагаемые ответы детей : холодная, морозная, белоснежная, зимой засыпают деревья, насекомые, нечего есть птицам и другие ответы.)

Современная елка: «А почему для разных животных зима бывает неодинаковая?»

(Предполагаемые ответы детей: у разных животных шубы неодинаковые и другие ответы.)

Современная елка: «Ребята, у меня есть звуковое письмо от моих друзей, послушайте, что они говорят о зиме!»

Современная елка включает музыкальный центр, дети слушают звуковое письмо: «Здравствуйте, ребята, я слон, я не знаю, что такое зима. Я – северный олень, у меня зима долгая, длится целый год. Я – снегирь, у меня зима трудная. Я – медведь, чего про нее говорить, зима короткая – тянется всего одну ночь. Мальчик – у меня зима всегда веселая».

Современная елка: «Ребята, почему мои друзья все ответили по-разному?»

(Предполагаемые ответы детей : медведь спит всю зиму, слон живет в Африке, там зимы не бывает и другие ответы детей)

Современная елка : «Молодцы, ребята, правильно думаете! В Африке не бывает зимы, поэтому слон не знает, что такое зима; северный олень живет на севере там круглый год зима; для снегиря зима трудная, так как нет корма; у медведя короткая, он спит всю зиму; а для мальчика, веселая – у него много разных забав зимой».

Воспитатель: «Ребята, чем можно заниматься зимой на прогулке?»

можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках и другие ответы.)

Воспитатель: «Предлагаю покататься на лыжах! Выполняйте действия под слова стихотворения!

Физминутка : Утром кататься на лыжах пошли.

Быстро на лыжах до леса дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли».

Дидактическая игра «Составь предложения из 4-х слов»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки, скажите, что на них нарисовано?»

(Ответы детей : лыжник, сугроб)

Воспитатель : «Ребята, как объяснить, что такое сугроб? Как образуются сугробы?»

(Предполагаемые ответы детей : это много снега и другие ответы.)

Воспитатель: «Ребята, составьте предложения из 4-х слов, используя эти картинки!»

(Предполагаемые ответы детей : лыжник съехал с сугроба и другие ответы)

Современная елка : «Ребята, разве кроме зимы, бывают другие времена года?»

(Ответы детей : да, весна, осень, лето и другие ответы)

Дидактическая игра «Времена года»

Современная елка: «Помогите мне, расскажите о других временах года!»

Воспитатель: «Предлагаю нарисовать символы других времен года, и рассказать о них елке».

Рисование «Символы времен года».

Дети соединяют символы дорожками от зимы до зимы, говоря слова:

«За зимой идет весна, снова будет не сна.

За весною будет лето, не забудем мы про это.

А потом приходит осень, хоть ее мы и не просим.

А за осенью зима, заморозит все сама!»

(Ответы детей : весной появляются листья, летом много тепла, осенью созревает урожай и другие ответы .)

Воспитатель: «Мы знаем названия всех месяцев, можем назвать месяцы, собрать их в круг из пазлов!»

Дети собирают из пазлов круг, состоящий из 12 частей, на каждой из них написано название месяца, читают их.

Воспитатель: «Как называются вместе двенадцать месяцев?»

(Ответы детей : календарь года, год начинается с января и другие ответы. )

Современная елка: «Спасибо вам, я все поняла, но зимой бывает самый волшебный праздник, как он называется?»

(Ответы детей : новый год и другие .)

Игра-интервью «Что такое Новый год?»

Дети по очереди задают вопросы друг другу:

«Как ты думаешь, что для тебя значит Новый год? Зачем нужно наряжать елку? Кто такой Дед Мороз? Где живет Дед Мороз?»

(Предполагаемые ответы детей: на новый год много подарков, всем весело, елку наряжать традиция, Дед Мороз – главный волшебник, живет в Великом Устюге и другие ответы детей.)

Современная елка: «Ребята, Дед Мороз прислал вам подарок – видеофильм Великий Устюг – родина Деда Мороза!»

Просмотр видеофильма , в конце фильма Дед Мороз обращается к детям с просьбой:

Дед Мороз: «Ребята, вспомните и назовите сказки, где я встречаюсь, как сказочный герой!».

(Предполагаемые ответы детей: «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Мороз Иванович», «Суд над декабрем» и другие ответы детей.)

Современная елка: «Молодцы, ребята, много сказок знаете, но мне пора домой, Дед Мороз позвонил, велел возвращаться – скоро праздник, пора переодеваться. До свидания, ребята, скоро приду к вам на праздник!»

Воспитатель: «Как люди в Новый год поздравляют друг друга?»

(Предполагаемые ответы детей : дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и другие ответы.)

Воспитатель : «Человек, какой профессии помогает людям получать письма, открытки, телеграммы от родных, близких людей, друзей?»

(Ответы детей: почтальон и другие .)

Воспитатель: «Вспомните, кто в знакомом мультфильме был почтальоном, который с большими приключениями, но доставил письмо Деду Морозу от ребят?»

(Ответы детей: Снеговик и другие ответы.)

Воспитатель: «Как называется этот мультфильм?»

(Ответы детей: Снеговик-Почтовик и другие ответы.)

Воспитатель: « Может быть, и вы хотите о чем-то попросить Деда Мороза к Новому году?»

(Ответы детей : хотим написать письмо о подарках, которые хотим получить на праздник и другие ответы.)

Воспитатель: «Хорошо, ребята, давайте превратим нашего Снеговичка в Почтовичка, прикрепим к Снеговичку почтовую сумку. Напишем и нарисуем письма Деду Морозу, положим Почтовичку в сумку, пусть отнесет их Деду Морозу!»

Творческая игра «Напишем письма Деду Морозу!»

Дети выполняют задание. Рисуют и пишут пожелания, кладут в сумку Почтовичка.

Воспитатель: «Ребята, Деду Морозу будет приятно, если мы сделаем для него много разных снежинок!»


Развивающая игра «Построим снежинку»

Дети выполняют задание, из палочек Кьюзенера собирают разнообразные снежинки, рассматривают, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции.

Воспитатель: «Очень красивые снежинки. Дед Мороз будет рад и доволен. Вы доставили ему положительные эмоции. Давайте, все вместе споем самую любимую песенку Дедушки Мороза – «В лесу родилась елочка, в лесу она росла!»

Дети под музыку исполняют песню.

Воспитатель открывает подарочную коробку и угощает детей сладостями. Дети довольные и счастливые пьют чай с конфетами.

Воспитатель: «Ребята, вы много узнали о празднике?»

(Предполагаемые ответы детей: «об истории Нового года, о времени года – зиме, о традициях праздника, о подарках; получили положительные эмоции, узнали, где родился Дед Мороз и другие ответы.)



Похожие публикации