Охрана репродуктивного здоровья населения как проблема. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье

Традиционно проблемы народонаселения изучались в рамках демографической науки, но в результате длительного их осмысления международной научной и политической общественностью эта проблематика стала трактоваться шире, включая медицинские и социально-психологические аспекты. Здоровье, в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляет собою состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов . При этом понятие «здоровье» является относительно условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Главнейшей составляющей этого понятия является репродуктивное здоровье (reproductive health). Согласно рекомендациям Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития (Каир, 1994), под репродуктивным здоровьем подразумевается не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушений ее функций и/или процессов в ней, а и состояние полного физического и социального благополучия. Это означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (рождению детей) и самостоятельному решению вопросов планирования семьи. Предусматривается право мужчин и женщин на информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным по цене и приемлемым методам регулирования рождаемости, не противоречащим закону . Утверждается возможность доступа к соответствующим услугам в области здравоохранения, позволяющим женщине благополучно перенести беременность и роды, создающим оптимальные условия для рождения здорового ребенка. В понятие «репродуктивное здоровье» включено также сексуальное здоровье - состояние, позволяющее человеку в полной мере испытывать половое влечение и реализовывать его, получая при этом удовлетворение.

Данный феномен представляет особый интерес для социологов и социальных психологов, поскольку репродуктивное здоровье практически полностью обусловлено поведением - давним объектом как эмпирических, так и теоретических социологических и социально-психологических исследований. Для конкретизации области изучения из всего поведенческого поля выделяется сексуальное и репродуктивное поведение. Особый интерес в этой связи вызывает сексуальное и репродуктивное поведение подростков и молодежи, поскольку в подростковом возрасте формируются модели поведения, многие из которых в будущем оказывают влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни.

Вторая интересная сторона проблемы связана с понятиями «сексуальность» и «репродуктивность» и процессов, стоящих за ними.

Таким образом, сегодня вопросом репродуктивного здоровья населения интересуются не только медики и психологи, но и социологи. Особого внимания заслуживает подростковая сексуальность, имеющая сильные социальные детерминанты. Недооценивать важность проблемы подростковой сексуальности нельзя, ибо это ведет к серьезным, а иногда и трагическим последствиям. Являясь крайне сенситивными, долго находившиеся под запретом для обсуждения на любом уровне, вопросы связанные сданной проблемой всегда волновали подростков, порождая мифы, стыд, а иногда и страх.

По типу воздействия на репродуктивное здоровье можно выделить два вида эффектов репродуктивной токсичности, являющихся результатом влияния непосредственно на мужскую и женскую половую функцию (плодовитость) и развитие потомства.

Первый вид эффектов проявляется в форме таких изменений мужского и женского репродуктивного здоровья, как замедление полового развития, снижение плодовитости и либидо, стойкие нарушения менструального цикла и сперматогенеза, гинекологические заболевания, нарушение течения беременности (угрожающий аборт, самопроизвольный аборт, угроза преждевременных родов, осложнения второй половины беременности), родов и лактации, преждевременное репродуктивное старение и др.

Ко второму виду эффектов относятся нарушения нормального развития плода как до, так и после рождения, обусловленные неблагоприятным воздействием на любого из родителей до зачатия или влиянием на развитие потомства в пренатальный и постнатальный период. Это могут быть мертворождения, врожденные пороки развития, морфогенетические пороки развития, малая или большая масса новорожденного, нарушения пропорции новорожденных и т.д.

Изменение отдельных показателей состояния репродуктивного здоровья под воздействием загрязненной окружающей среды рассмотрим по физиологическому циклу -- начиная от невозможности зачатия ребенка и заканчивая нарушениями состояния здоровья новорожденных детей. Неблагоприятные изменения репродуктивного здоровья детей при воздействии загрязненной окружающей среды на родителей и потомство могут проявиться достаточно рано. Репродуктивная система в детском и юношеском возрасте обладает высокой чувствительностью к воздействию различных факторов окружающей среды. Риск нарушений репродуктивного здоровья у детей и подростков возрастает в критические периоды роста и развития организма и во многом определяет полноценность детородной функции. Патогенез формирующихся нарушений этой функции весьма сложен.

Чтобы избежать абортов, необходимо своевременно объяснить подрастающему поколению, что подразумевается под термином сексуальная жизнь, как правильно ее вести. Такое воспитание помогает избежать необдуманных поступков со стороны молодежи, уберечь половую сферу от патологий, исключить роковые события для своего будущего.

Что такое репродуктивность

Министерство здравоохранения, чтобы снизить количество выполненных абортов, риск ранней, нежеланной беременности, ввело определенные нормы, которые распространяются в массах уже не первое десятилетие. Репродуктивность – это способность к размножению, продолжению человеческого рода. Чтобы поддерживать здоровье репродуктивной системы, каждый человек должен знать существующие методы контрацепции, ответственно подходить к вопросу планирования семьи, продолжения рода.

Репродуктивное здоровье человека

Самая большая угроза для человека – диагностированное бесплодие. Такое заболевание одинаково развивается в женском и мужском организме, препятствует продолжению рода. Чаще является приобретенным состоянием, считается следствием перенесенных абортов, патологий и аморальной сексуальной жизни. Репродуктивное здоровье человека каждый воспринимает по-своему, однако, согласно нормам ВОЗ, это психическая, физиологическая, социальная готовность индивида начинать половую жизнь с целью продолжения рода.

Репродуктивное здоровье женщины

Воспитание девочек влияет на их мировоззрение уже во взрослом возрасте. Если родители с раннего детства прививают скромность, порядочность и избирательное отношение к представителям противоположного пола, репродуктивное здоровье женщины не вызывает опасений. Если дети не осведомлены, то незапланированная беременность – не единственная сложность, возникающая на их пути. Не исключены инфекции и венерические заболевания, которые диагностируют у современной молодежи. Статистика показывает, что последствия могут оказаться самыми трагичными для женщины и ее семьи.

Репродуктивное здоровье мужчин

Мужской фактор бесплодия не менее распространенный в современной медицине. Если беременность женщины не наступила в течение полугода после отказа от всех методов контрацепции, имеет место серьезная проблема со здоровьем. Репродуктивное здоровье мужчины обусловлено двумя факторами – сперматогенез и потенция. Причиной патологического процесса становятся стрессы, хроническая усталость, дефицит витаминов в организме, неправильный образ жизни, вредные привычки, внутренние заболевания.

Репродуктивное здоровье подростков

В переходном возрасте важно обеспечить репродуктивное здоровье подростков, чтобы защитить их от опрометчивых поступков в будущем. Этот важный период начинается с приходом менструации у девочек и поллюций у мальчиков, но это не единственные перемены половой системы подрастающего поколения. Поскольку подростки не придерживаются гигиены тела, вступают в ранние браки, выбирают по жизни наркоманию, курение, алкоголь, то репродуктивная функция снижается. Проблема в современном обществе приобретает глобальные масштабы.

Репродуктивное здоровье населения

В условиях недостаточной экологии репродуктивное здоровье населения заметно страдает. Эта всемирная проблема решается на государственном уровне, чтобы защитить современную молодежь. Разработано ряд социальных программ, основная цель которых – объяснить населению и всем его социальным сословиям, что такое здоровье на репродуктивном уровне. Кроме того, поведать о профилактических мероприятиях, направленных на обеспечение безупречного состояния половой сферы человека. Организация такого процесса гарантирует физическое и моральное благополучие среди населения.

Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье

Такое понятие возникает еще при беременности женщины, которая еще при вынашивании плода должна обеспечить его здоровье на уровне репродукции. Для этого в современной гинекологии имеется такое определение, как планирование беременности. Требуется обследовать будущих родителей – женщину и мужчину, исключить врожденные заболевания, генетические патологии. Если болезни выявлены, то их требуется своевременно лечить, предотвратить осложнения для внутриутробного развития плода. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье, отдельно изучаются современной медициной.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Первый признак, что в состоянии женщины не все в порядке – нарушенный менструальный цикл. Как следствие, отсутствие стабильной овуляции и невозможность благополучно зачать ребенка. Половая активность снижается, а проблему требуется решать на гинекологическом уровне. Другие факторы, разрушающие репродуктивное здоровье, можно разделить на несколько категорий это:

  1. Внешние причины: стрессы и хроническая усталость, вредные привычки и вредное производство, неправильное питание и малоподвижный образ жизни, прием лекарств и психосексуальный фактор.
  2. Внутренние причины: инфекции, дефицит йода и дисфункция эндокринной системы, гормональный сбой и андрогенодефицит, истощение организма и иммунный дисбаланс, андрогенная недостаточность и недостаток тестостерона, дефицит фолиевой кислоты.

Профилактика нарушений репродуктивного здоровья

Чтобы избежать крайне нежелательного ухудшения половой функции в любом возрасте пациента, требуется с особой ответственностью подойти к общедоступным профилактическим мероприятиям. Знать о них требуется с начала периода полового созревания, при этом придерживаться всю оставшуюся жизнь, донести до сознания собственного потомства. Итак, эффективная и надежная профилактика репродуктивного здоровья акцентирует внимание на таких социальных и психологических комплексах для каждого человека:

  • разработка мер для продуктивного лечения половой сферы от вирусных, инфекционных заболеваний;
  • лечение психологических болезней расстройства половой функции;
  • планирование беременности, начала первых сексуальных отношений;
  • профилактика болезней, передаваемых половым путем;
  • разработка мероприятий, направленных против младенческой, материнской смертности;
  • лечение андрогенной недостаточности, гормонального дисбаланса;
  • проведение лекций, семинаров на тему ранней половой жизни;
  • разъяснение населению прав в отношении получения помощи молодым семьям;
  • проведение лекций на тему ранней беременности, венерических болезней, их симптомов.

Охрана репродуктивного здоровья

Чтобы исключить андрогенную недостаточность и другие проблемы половой сферы, необходимо поберечь половую систему и не только. Первым делом требуется избегать большого количества сексуальных партнеров, исключить из своей повседневной жизни незащищенные половые контакты с незнакомцами, своевременно лечить болезни половой системы, исключить риск незапланированной беременности. Другие мероприятия по охране здоровья репродуктивного возраста, которые одинаково касаются женщин и мужчин, следующие:

  • сохранение репродуктивного здоровья обоих половых партнеров с помощью витаминотерапии;
  • употребление фолиевой кислоты при вынашивании плода;
  • обеспечение благоприятных экологических факторов для планирования, выхаживания беременности;
  • профилактика выполнения абортов в раннем возрасте;
  • изучение социально-бытовых вопросов планирования семьи.

Видео: охрана репродуктивного здоровья женщин

Лекция

«Репродуктивное здоровье»

Учебные вопросы.

Определение репродуктивного здоровья человека. Особенности факторов, определяющих и влияющих на него.

На биологическом уровне функционирования человека решаются две задачи – выжить и воспроизвести потомство. Решение первой задачи связано с адаптационными возможностями человека, высоким уровнем индивидуального здоровья. Вторая задача решается только репродуктивно здоровыми людьми.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье. В данном контексте мы видим, что репродуктивное здоровье является неотъемлемой частью здоровья человека в широком смысле. Но, тем не менее, очевидна специфичность этой составляющей, что и позволяет выделить и рассматривать репродуктивное здоровье как бы отдельно.

Как на здоровье человека в целом, репродуктивное здоровье определяется рядом показателей, на него влияют различные условия и факторы. В идеале уровень репродуктивного здоровья оценивается по результатам репродуктивной функции – количеству состоявшихся зачатий и количеству своевременно родившихся детей при отсутствии каких-либо при этом искусственных ограничений. В современной жизни последние являются неизбежным, и поэтому реально репродуктивное здоровье рассматривается как результат сознательной регуляции человеком своей детородной функции.

Уровень репродуктивного здоровья зависит от ряда факторов, имеющих некоторую специфичность содержания и воздействия:

репродуктивный потенциал человека, который зависит от генетически заложенной мощности репродуктивной системы человека. Например, это количество половых клеток, созревающих в организме мужчины или женщины в детородном возрасте;

совместимость партнеров, которая прослеживается на различных уровнях: на генетическом, например, совместимость по Rh -фактору; на физиологическом и физическом, что связано со степенью анатомического сходства партнеров, с ритмом их жизнедеятельности, например, с биоритмами; на психологическом уровне, в этом случае рассматривается сходство, например, особенности характера и темпераментов партнеров;

половая культура, определяет образ жизни, поведение индивидуума определенного пола в обществе;

регулирование деторождения неизбежно оказывает влияние на уровень репродуктивного здоровья человека. Влияние этого фактора определяется целесообразностью и грамотностью использования различных методов контрацепции, осуществление планирования семьи.

Понятие пола индивида, основные этапы его формирования. Первичные и вторичные половые признаки. Общая характеристика половой функции человека.

Профилактика нарушений и возникновения причин, снижающих репродуктивное здоровье, в значительной степени связана с половым воспитанием и половым просвещением, составляющими основу половой культуры индивида. Половая культура понятие неизмеримо большее, чем культура половых, сексуальных отношений. В связи с этим необходимо определить содержание и смысл понятий «пол» и «секс». В некоторых языках эти слова являются синонимами, в русском языке их содержание различно.

Пол – это совокупность анатомических, физиологических, психологических и сексуальных признаков и особенностей, определяющих половую принадлежность индивида к мальчикам-мужчинам или девочкам-женщинам.

Секс характеризует собой межполовые, интимные отношения, половую жизнь.

Выделяют: генетический пол – определяется наличием половых хромосом. В каждой клетке человека находятся 23 пары хромосом: 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом. Каждая пара аутосом у мужчины аналогична соответствующей паре у женщины. Генетически мужчина отличается от женщины строением и количеством половых хромосом – это одна Y -хромосома и одна X -хромосома, у женщины половые хромосомы одинаковы и представлены Х-хромосами. Информация, которая заложена в этих хромосомах, определяет развитие у будущего плода половых желез или гонад. Таким образом, генетический пол обуславливает формирование гонадного. Гонадный или истинный пол идентифицируется по основному показателю половой принадлежности – гистологическому строению половой железы, это могут быть или яичники, в которых созревают женские половые клетки – яйцеклетки, или могут быть яички, продуцирующие сперматозоиды, а также секретировать специфические половые гормоны женские или мужские.

В результате функционирования половых желез развивается организм с определенным внешним и внутренним строением, т.е. у индивида формируются как внутренние, так и внешние половые органы. В этом случае речь идет о морфологическом или соматическом поле субъекта. Строение наружных половых органов определяется как первичные половые признаки, по которым врач-акушер определяет гражданский пол новорожденного. В период полового созревания, связанного с активизацией деятельности половых желез появляются и вторичные половые признаки, проявляющиеся в анатом-физиологических и психологических изменениях индивидуума.

Гражданский пол во многом зависит от воспитания и других воздействий, которые оказываются на индивида в течение всей его жизни., например, выбор одежды, прически, игр и т.д.) и при этом обязательно происходит формирование полового сознания. В конце концов, человек выбирает определенный тип полового поведения в обществе, например, он определяется в выборе полового партнера.

Как видно из вышеизложенного, категория «пол» - многогранна. И наука рассматривает ее с учетом своей специфики: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С медицинской точки зрения пол – принадлежность организмов или специальных клеток к одной их двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы. Определение психологического пола связывается с чувством и осознанием своей половой принадлежности, а также и с психосексуальной ориентацией, например, влечение к противоположному полу, Также при рассмотрении этого аспекта пола учитываются и социосексуальные ориентации, т.е. реализуемую систему половых ролей, на основании которых он осуществляет соответствующую деятельность и достигает определенного социального статуса. С педагогической точки зрения пол рассматривается как биосоциальная категория. Так как биологическое определяется действием генетических структур, а социальное – как результат его поведения, сформировавшего в результате воспитания и влияния окружающей среды. Мнение биологов, медиков и психологов сводится к тому, что «пол» бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола зависит от среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются в разной степени.

Наука, изучающая специфику психологических и социальных аспектов взаимодействий полов, физиологию и патологию половой жизни, называется сексологией . Сексологи в своей работе опираются на знания, практический опыт самых разных направлений современной науки. В связи с этим принято выделять несколько аспектов:

1. Биолого-медицинский , который изучает вопросы строения, функционирования мужского и женского организмов, физиологию полого созревания, специфику половой функции. Половая функция является одной из основных биологических функций организма, наиболее ярко проявляющаяся с момента половой зрелости, определяющаяся способностью к воспроизводству полноценного потомства с последующим его воспитанием.

2. Психологический аспект включает изучение вопросов сексуального поведения. Личностные особенности половой жизни, сексуальность индивида на разных этапах его сексуальной жизни и т.п.

3. Социально-исторический аспект рассматривает специфику сексуального поведения, закрепленную в соответствии с моральными, религиозными, гражданскими и другими нормами, принятыми в том или обществе, также изучается реальное половое поведение, сексуальная символика, вопросы эволюции полового поведения и т.п.

Все эти звенья, определяющие методологическую основу сексологии, отражают единство усилий, целей, деятельности со стороны родителей, воспитателей, медиков, социологов и других специалистов в осуществлении полового воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Формирование правильного взаимоотношения полов.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач :

Рождение желанных здоровых детей;

Сохранение здоровья женщины;

Достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

Осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи – это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 – 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт – это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

Начнем этот раздел с разговора о значении семьи в жизни человека. Подчеркнем, что в системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.

Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье.

Семья - это группа людей , связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период ее образования и становления. Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребенок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двух детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Юноши и девушки как потенциальные родители должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодежи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего, это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.

Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.

Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.

Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие человека, а трудовая деятельность создает необходимую материальную основу для семейной жизни. Молодой человек к этому времени имеет определенное правильное представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. В определенной степени знает механизм зачатия и зарождения новой жизни и осознает ответственность супругов за рождение здорового ребенка.

Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность

намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Коротко затронем вопрос о нравственности и гигиене ранней, добрачной половой жизни, а также о половой жизни без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств.

По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни не благоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребенка - употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребенок, родившийся от таких родителей, возбужден, беспокоен, плохо спит, часто вздрагивает во сне, всего пугается.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

Важно отметить, что нормальная половая жизнь благотворно действует на здоровье, работоспособность и долголетие человека, но при этом подчеркнуть - основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать еще до брака, в период знакомства.

Особо стоит еще раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями.

В то же время в браке супруги познают взаимную любовь, имеют поддержку, утешение в сложных жизненных ситуациях. Православная Церковь считает, что только в браке возможна сексуальная близость, потому что брак является источником продолжения рода. В православной религии высоко ценится семья, где основные устои - это любовь между мужем и женой, родителями и детьми. Брак в христианстве рассматривается как обет взаимной любви и верности, который хранится в течение всей жизни.

Большинство мировых религий высоко ценит семью. Так, например, в исламе брак рассматривается как воля Аллаха, а брачные отношения являются не только источником деторождения, но и источником сексуального наслаждения. Супругам отводятся определенные социальные роли: муж обеспечивает материальное благополучие, жена воспитывает детей. Сексуальные отношения вне брака не приветствуются, так как не делают супружескую жизнь стабильной.

В современном обществе семья остается главной структурой. Семья, основанная на кровном родстве, малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В большинстве культур брак освящается традициями и связан с удовольствием и радостным подъемом, счастливыми ожиданиями и планами на будущее.

В то же время необходимо отметить, что пару, вступающую в брак, ожидает много проблем. В любом случае, если два человека сходятся, чтобы 24 ч в сутки проводить вместе, они столкнутся со многими проблемами. Каждый из супругов имеет свою сформировавшуюся систему поведения, свои взгляды на отношения в семье, свое понимание социальных ролей супругов. На этой почве могут возникнуть конфликты, когда ожидания приходят в противоречие с действительностью. С определенного момента начинается процесс переговоров по достижению баланса и гармонии в отношениях. Необходим элемент компромисса с обеих сторон. Важно хорошо помнить, что в природе не существует полностью совместимых людей, но в то же время каждый человек тренируем в определенной степени, т. е. может изменить свои взгляды на жизнь и свое поведение. Вот эти возможности и необходимо уметь использовать, продвигаясь друг к другv навстречу, создавая в семье атмосферу гармонии и любви.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника, понять его точку зрения. Поэтому очень важно до вступления в брак в период ухаживания более детально познакомиться, друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологический, культурный, материальный.

Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин раздражению и ссорам.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи. В совместной жизни главным можно считать умение понимать и простить спутника жизни, видеть все его достоинства и прощать недостатки.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, оральные и интеллектуальные. Это создает базу прочной совместной жизни, помогает сохранить и пронести через всю жизнь чувства первой любви, обеспечить счастливую жизнь.

Вопросы для самоконтроля:

    Что такое репродуктивное здоровье?

    Что такое пол? Виды пола.

    Как формируются правильные взаимоотношения полов?

    Что такое семья?

    Половое воспитание. А.Г. Трушкин, В.В. Баташев,. Л.Ю. Трушкина и др. Ростов-на-дону. «Феникс» 2001 С.310

    Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5 , 1987 г.

    Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии» № 2, 1987 г.

    Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991 г.

    Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)

НА ТЕМУ: “РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВНЫЙ

ОБРАЗ ЖИЗНИ”.

Здоровье человека – интересное и сложное явление. Оно всегда интересовало и будет интересовать не только ученых, но и каждого человека. На всех языках мира есть слово «здоровье», у всех народов мира есть поговорки о здоровье.

Так все знают:

    здоровье самое ценное сокровище;
    без здоровья нет счастья;
    здоровому – все здорово.
Какие пословицы и поговорки знаете Вы о здоровье?
Когда вы встречаете знакомых, родных на улице или дома, то всегда здороваетесь т.е. говорите: « - Здравствуйте!». Это означает, что вы желаете им здоровья.

Каждый имеет свое представления о здоровье, хотя существуют обобщения, которые коротко и полно раскрывают содержание этого понятия.

Вспомни, что ты узнал о здоровье в школе? Приведи знакомые тебе определения здоровью?
Здоровье – это …

    Попробуй сформулировать собственное определения «здоровью»!
Здоровье – это хорошая физическая форма человека. Это означает, что в организме человека слажено работают все внутренние органы.
Так же есть такое понятия как « репродуктивное здоровье». Знаете ли Вы, что такое репродуктивное здоровье?

Репродуктивное здоровье - это не только способность зачать, родить и воспитать здорового ребенка, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Таким образом, репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворительной и безопасной сексуальной жизни, способность к продолжению рода и возможность решать, когда и как часто это делать. Это предусматривает право мужчины и женщины на планирование семьи.
Это так же включает сексуальное здоровье, цель которого – улучшение жизни и личных отношений, а не лишь консультирование и лечение заболеваний, которые передаются половым путем.

В истории человечества межличностными отношениями являются две самостоятельные линии – мужская и женская, которые постоянно сталкиваются и влияют друг на друга. Деятельность мужчин всегда имела ведущий характер и осуществлялась, как общая деятельность в группах. Первоначальными мужскими видами деятельности всегда были войны, охота и др. Отсюда – традиционно мужская готовность к взаимодействию с другими мужчинами, ориентация мужчин на товарищей и их мнение. Тогда как деятельность женщин всегда была индивидуальной, а их общение с представительницами своего пола – заметно осторожным.
На протяжении развития человечества общество достаточно долгое время пользовалось отдельным воспитанием мальчиков и девочек. Мальчиков готовили к будущей роли воина, руководителя. Их отдавали на обучение. Для этого существовали специальные организации, где они воспитывались, отдыхали, выполняли определенные общественные дела. Там были одни мальчики, под наблюдением наставников исключительно мужского пола.
Воспитание девочек осуществлялась в стенах родного дома. Девочек готовили к будущей роли жены и матери, хранительницы домашнего очага. Поэтому сексуальность мальчиков (как будущих мужчин) отличалась от сексуальности девочек (как будущих женщин).

Современные девочки, как будущие женщины, имеют более четкую, в сравнении с мальчиками, репродуктивную установку. Они больше ориентированы на традиционный брак и рождение детей в этих условиях. Кроме того (женщины) девочки более критично относятся к своему здоровью, в том числе и репродуктивному. Они демонстрируют большую, по сравнению с мальчиками, осторожность и ответственность относительно использования контрацепции, как метода защиты от заболевания СПИДом и предупреждения нежелательной беременности, а так же большей заинтерисованности в информации такого рода.

Различные особенности имеет отношение мальчиков и девочек к любви. Потребность в любви – одна из основных природных потребностей человека. В желании быть согретым любовными чувствами между людьми, практически не существует отличий: не половых, не возрастных, не статусных. Потребность в любви одинаково сильное как у мальчиков, так и у девочек, но разными являются формы выражения этих чувств.

Существуют разные виды любви, по современной типологии различают шесть основных стилей, или «цветов» любви:

    Первый «цвет » - агапе .Почему первый? Да потому, что обрушивается агапе на подростка лет двенадцати - тринадцати, захватывает все его существо, заставляет страдать, жить с сознанием, что он или она первый и единственный человек, переживающий подобное чувство. Агапе бескорыстна, это любовь – самоотдача. Есть в ней элемент нежной, преданной дружбы и первое, пока робкое, неосознанное влечение к физической близости… Страх перед мыслью об этой близости заставляет подростков бежать от взрослых, от самого себя и уж, конечно, от предмета любви … Пережить агапе вовремя – большая удача. Это как прививка, облегчающая жизнь в период других, более сильных эмоций.
    Эрос- это любовь –страсть, она захватывает человека целиком, лешает контроля над собой, критики происходящего, концентрирует на себя все силы, внимание. В эросе как бы соединились три вечных сестры- Вера, Надежда, Любовь. Жаль только, матери их Софье, которая, как известно, по- русски называется Мудростью, не нашлось места. Это зачастую и ведет…нет, нет, я не стану занудно морализировать. Ты сам или сама, если не находишься в данный момент под властью эроса, сможешь поразмыслить насчет последствий.
    Людус. Вот уж популярный у сегодняшней молодежи «цвет». Даже не «цвет» - расцветочка. Этокий веселенький ситчик! Любовь- игра, легко допускающая измены, не требующая глубины чувств. Сегодня ты со мной, завтра с ним, послезавтра мы снова вместе. Без упреков, слез и потрясений. Без претензий. Лозунг- «Мы современные люди!» Современные ли? Дело в том, что мода на людус во всем цивилизованном мире проходит, а у нас задержалась. Как туфли, модные в париже вчера, а у нас завтра.
    Четвертый «цвет» - прагма . Рассудочная любовь. По расчету, под контролем разума. « И не любовь это вовсе»,- скажет кто-то. Позвольте, позвольте, вполне любовь, ибо предполагает прагма стремление к физическому обладанию. Партнер интересен, он волнует. Его руки, глаза, улыбка, походка..Но и перспектива его карьеры при прагме всегда важна. Владелец прагмы, как правило, уже перешагнул через юность.
    Другой вид любви – мания . Человек одержимый таким «цветом» любви- пленник. Мания- любовь-одержимость. Любящий не уверен в себе, в любимом, зависим в своем чувстве от каждого слова, шороха и взгляда. Любовь- мука- вот что такое мания. Понимать и прощать
    И последний «цвет» любви в современной типологии- это сторге. Теплая, нежная, спокойная любовь- дружба.
Доказано, что любовные переживания и установки молодых мужчин содержат больше «эротических» и особенно «людических» компонентов, а у женщин ярче выражены «прагматические», «сторгические» и «маниакальные» черты, что «маниакальные» увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых, что мужские и женские предпочтения при выборе партнеров не совпадают.

Очень часто среди молодежи в понятие “любовь” вкладывают удовлетворение физиологических потребностей человека, через сексуальные контакты, которые нельзя называть отношениями. Сейчас довольно часто можно встретить молодых людей, которые имели половые контакты в подростковом возрасте.

По данным опроса школьников, сделанного Центром «Здоровье», основными причинами, которые подталкивают подростков к ранним половым контактам, являются:

    потерянность девочек перед чувствами, связанными с первой любовью и нежеланием обидеть партнера отказом в сексе (самопожертвование ради любимого, услуга ему);
    представление о сексе, как о хорошем способе снятия стресса;
    способ развлечся (пока ты молодой и несвязанный супружескими обязанностями, любовные связи – это хороший способ расслабиться, классно провести время);
    секс, как таблетка от одиночества;
    желание почувствовать себя взрослым;
    неумение противостоять давлению партнера;
    копирование поведения взрослых;
    давление сверстников.
Подростковый возраст является особенным, в нем детство пересекается со взрослостью, половое созревание набирает быстрые темпы, а сексуальность стремится к вершине своего развития. У большинства из Вас возникает искушение попробовать, что такое секс. Все это так провокационно, что возникает вопрос: «Почему сексуальные влечения такие сильные, ведь Вы еще не готовы их удовлетворить?»
    Хочу Вам сказать, что эти испытания существуют для того, чтобы научиться контролировать свои желания и противостоять искушению. Вы должны понимать, что это испытание на прочность, что очень важно научиться контролировать свои сексуальные желания, и сила человеческого разума целиком приспособлена приостановить какие – либо чувства. Это очень не просто, особенно для Вас мальчики, но необходимо Вам, как будущим мужчинам, потому что это так же достойно, как владение собой. Только Вы сами можете решить когда начать половую жизнь, но это решение должно быть обдуманным, осознанным и взвешенным. Для того чтобы радоваться со своими друзьями, достигать своих целей и стремиться к заветной мечте, быть с кем –то, кто тебе действительно не безразличен. Ты достоин большего!
Природа создала людей двух полов и подарила им один из основных инстинктов – продолжение рода. Но в человеческом обществе мужчина и женщина живут вместе не только ради этого. Их отношения стали более глубокими, духовными, чувственными. Интимные отношения обогащаются любовью, верностью, уважением. Благодаря таким отношениям мужчина и женщина могут создать семью и иметь детей.
Сегодня отношения между мужчиной и женщиной имеют немного другой характер, нежели 10 лет тому назад. Проблема ранних половых отношений, одна из главных для молодежи. Но не все знают, об опасности ранней сексуальной жизни и возможных ее последствиях. Таких, как :

1.Раняя нежелательная беременность, которая приводит к тому, что несовершеннолетние матери бросают своих детей, а так же рождение детей с многочисленными отклонениями.
2.Заражение инфекционными заболеваниями, передающимися половым путем, а также заражение СПИДом.

Существуют более 20 видов инфекций, передаваемых половым путем. Такие, как: сифилис, гонорея, хламидиоз, гарднереллез, трихомониаз, уреаплазмоз, кандидоз и др. От этих заболеваний не легко вылечиться и от них остаются очень тяжелые последствия, такие как бесплодие, рак.

Но самое опасное заболевание, которое называют чумой 20 века – это СПИД .
Что Вы знаете о СПИДе?

Человечество узнало о ВИЧ – инфекции считанные десятки лет назад.
ВИЧ- это вирус иммуннодефецита человека. СПИД – синдром, приобретенного иммуннодефецита.
Человек, больной СПИДом может выглядеть здоровым и чувствовать себя хорошо многие годы. Вирус может передаваться на всех стадиях заболевания. Чаще всего ВИЧ- инфекция передается половым путем. Большая часть больных – это молодые люди, которые употребляют наркотики, люди, имеющие беспорядочные сексуальные контакты. ВИЧ-инфекция может так же передаваться через нестирильные инструменты, когда делают пирсинг, татуировку и другие манипуляции, в которых есть контакт с кровью. ВИЧ-инфекция не передается через пожатия рук, использование туалета, бассейна, постельного белья, кухонной посуды, укуса комара.

Откуда берутся неприятности, связанные с инфекционными заболеваниями:

1.Когда верность любимому человеку для тебя пустой звук.

2.Когда у тебя куча сексуальных партнеров.

3.Когда игнорируется меры безопасного полового контакта.

В понятия «здоровый образ жизни» , «репродуктивное здоровье» так же входит и отказ от вредных привычек, таких как: курение, алкоголизм, наркомания.

Например, как влияет курение на репродуктивное здоровье?
Сигарета – это химическая фабрика, производящая 4000 разных химических соединений, из них 40 – канцерогенов.
- 40 % страдающих импотенцией мужчин, являются курильщиками;

    снижение способности к зачатию: вероятность того, что для возникновения беременности понадобится более года, у курящих в 3-4 раза выше, чем у не курящих;
    риск выкидыша при курении возрастает в 8-10 раз;
    в 20-30 % случаев курение является причиной рождения ребенка с недостатком массы тела;
    в 10% случаев курение является причиной детской смертности.
В заключении, я бы хотела, чтобы Вы задумались о своем здоровье. В том числе и репродуктивном. Ведь у Вас еще вся жизнь впереди. А быть здоровым – это значит:
заниматься любимым делом;
любить и быть любимым;
это крепкая семья; здоровые дети;
шанс стать долгожителем;
не тратить деньги на лекарства;
не иметь лишних проблем.

А Н К Е Т А

1.Можна ли по внешнему виду определить, что человек болен СПИДом? Да_ Нет_
2.Является ли возбудителем СПИДА, вирус иммуннодефецита человека? Да_ Нет_
3.Может ли анализ крови показать, что человек заражен ВИЧ? Да_ Нет_
4.Только ли мужчины могут заболеть ВИЧ инфекцией? Да_ Нет_
5.Если поцеловать больного СПИДом, можно ли заразиться от него? Да_ Нет_
6.Существуют ли сегодня таблетки от СПИДа? Да_ Нет_
7.Может ли передаваться в момент переливания крови? Да_ Нет_
и т.д.................

Влияние вредных факторов на репродуктивную систему.

Формирование репродуктивного здоровья человека начинается задолго до его рождения и зависит от множества эндогенных и экзогенных факторов риска, воздействующих в период эмбриогенеза, роста и развития его родителей, их соматического здоровья и множества других факторов.

Среди факторов, определяющих состояние репродуктивного здоровья, выделяются эндогенные и экзогенные.

Эндогенные факторы:

Наследственные,

Детский анамнез и период становления репродуктивной функции родителей,

Состояние соматического здоровья родителей,

Репродуктивное здоровье матери и отца,

Состояние здоровья матери во время беременности,

Инфекции.

Экзогенные факторы:

Факторы условий труда,

Факторы окружающей среды,

Социально-экономические показатели жизни,

Качество медицинского обслуживания,

Условия быта,

Сбалансированность питания (и в период беременности).

Действие вредных веществ на репродуктивную функцию женского и мужского организма осуществляется через:

Действие на репродуктивную способность, т. е. на мужскую и женскую фертильность (на либидо, сексуальное поведение, на сперматогенез и овогенез с индукцией мутаций, которые могут проявляться в последующих поколениях, репродуктивный цикл, гормональную активность и др.):

Действие на развивающийся организм, т. е. от момента зачатия до рождения и после рождения (спонтанные аборты, структурные аномалии, нарушения роста и функциональная недостаточность).

Нарушения репродуктивного здоровья, которые наблюдаются при воздействии вредных факторов, могут иметь характер специфических или неспецифических повреждений.

К числу специфических показателей вредного воздействия на состояние репродуктивного относятся:

Нарушение способности к зачатию как у женщин, так и у мужчин;

Нарушение способности женщин к вынашиванию плода;

Нарушение развития нового организма от момента зачатия до периода его полового созревания;

Нарушение лактационной функции у кормящих женщин;

Повышенная частота новообразований у потомства.

Вместе с тем в большинстве случаев длительная экспозиция к любым вредным факторам малой интенсивности может проявляться, прежде всего, в виде нарушений способности организма к адаптации в неблагоприятных условиях среды (снижение иммунорезистентности, ухудшение детоксикационной функции, вегетативные нарушения и т.п.), что может сопровождаться увеличением частоты нарушений половой возбудимости (импотенцией) у мужчин или в виде увеличения частоты неблагоприятного течения и исходов беременностей у женщин, например токсикозов беременности, преждевременных родов, хронической внутриутробной гипоксии плода и ряда других осложнений. Такое влияние рассматривается в качестве неспецифического репродуктивного эффекта, и его связь с каким-либо определенным вредным производственным фактором в меньшей степени поддается доказательству путем применения эпидемиологических методов.

Деление вредных эффектов на специфические и неспецифические в значительной мере условно, однако, в практических целях выявление специфического повреждения репродуктивного здоровья может служить веским аргументом в пользу причинной связи с конкретным вредным фактором и может рассматриваться в качестве основания для предъявления дополнительных требований по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на снижение репродуктивных нарушений среди работающих или других контингентов населения.

Влияние производственных факторов на репродуктивное здоровье

Возникновение нарушений репродуктивного здоровья в результате воздействия на организм вредных факторов производственной среды продемонстрировано во многих наблюдениях и подтверждено экспериментально, однако научные основы оценки риска этих нарушений и их первичной профилактики остаются одной из наименее разработанных проблем гигиены.

В настоящее время в Российской Федерации воздействию вредных, опасных веществ и неблагоприятных производственных факторов подвергаются около 5 млн. человек и больше половины из них составляют женщины.

СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" содержит перечень потенциально опасных для репродуктивного здоровья веществ, в который включено 156 химических элементов и соединений. Имеются также достаточные доказательства в отношении, по крайней мере, 30 видов различных производственных процессов, где риск возникновения подобных нарушений оценивается показателем, более чем в 2 раза превышающим ожидаемый популяционный уровень. Важно, что в результате воздействия многих вредных веществ на организм женщин как во время беременности, так и в период, предшествующий ее наступлению, нарушения репродуктивного здоровья могут возникать без каких-либо признаков отравлений.

Установлены также вредные вещества, вызывающие при профессиональном контакте нарушения репродуктивной функции у мужчин, в том числе злокачественные новообразования яичек и грудных желез, а также снижение сперматогенеза вплоть до полной стерилизации.

Факторы условий труда:

1 - токсические и канцерогенные вещества;

2 - производственная пыль;

4 - вибрация;

5 - ионизирующие излучения (рентгеновское, -излучение) и поля;

6-неионизирующие излучения (СВЧ, лазерное, инфракрасное, ультрафиолетовое) и поля;

7 - высокие и низкие температуры;

8 - высокое и низкое атмосферное давление;

9-биологические факторы (микро- и макроорганизмы, вакцины, сыворотки, гормоны, дрожжи, дрожжеподобные грибы, антибиотики и другие);

10 - тяжесть, напряженность и длительность труда;

11-статические и динамические нагрузки на опорно-двигательный аппарат;

12 - подъем и перемещение тяжестей;

13 - неудобная рабочая поза;

14-психо-эмоциональное перенапряжение (интеллекта, памяти, внимания, мышления);

16 - монотония;

17 - гиподинамия и др.

В первые 2 года работы в неблагоприятных условиях у женщины развивается первичная декомпенсация , затем в последующие 3–4 года – период адаптации . При стаже 5–9 лет развивается стадия компенсации , а при стаже 10 лет и более – период стойкой декомпенсации .

В современном понимании оценка риска утраты репродуктивного здоровья - это расчет статистической вероятности возникновения в популяции специфических повреждений репродуктивной системы у работающих в результате воздействия на организм производственного фактора или комплекса факторов, действующих с определенной силой и в течение определенного времени.

Для оценки опасности воздействия факторов на репродуктивное здоровье используют понятие репродуктивной токсичности – это неблагоприятные эффекты, сопровождающие процессы оплодотворения и беременности или сказывающиеся на потомстве. Выделяются 2 группы эффектов, связанных с репродуктивной токсичностью:

1. Нарушения репродуктивных функций: изменения мужской и женской репродуктивной системы и связанной с ней эндокринной системы, вредное действие на созревание, продукцию и транспорт гамет, репродуктивный цикл, сексуальное поведение, плодовитость, роды, преждевременное репродуктивное старение, а также изменение других функций организма, определяющих целостность репродуктивной системы, - репродуктивная способность.

2. Нарушения развития плода: структурные либо функциональные изменения плода от момента зачатия, в период внутриутробного развития и после рождения, вызванными воздействием вредных факторов на организм родителей перед зачатием или воздействием на развивающийся организм антенатально, постнатально и в период вплоть до полового созревания ребенка, - токсичность для развития.

К числу профессиональных заболеваний женщин относятся:

Опущение и выпадение женских половых органов при тяжелой физической работе, выполняемой преимущественно стоя;

Злокачественные новообразования женских половых органов и молочной железы при воздействии на организм ионизирующих излучений и других канцерогенных факторов.

К числу профессионально обусловленных заболеваний могут быть отнесены:

Неспецифические воспалительные болезни женских тазовых органов при работе на холоде;

Дисплазии и лейкоплакия шейки матки, новообразования женских половых органов, при воздействии вредных производственных факторов, обладающих мутагенным и канцерогенным действием, а также гормонов и гормоноподобных веществ;

Нарушения менструальной функции;

Привычный выкидыш и бесплодие у женщин, подвергающихся воздействию общей вибрации и чрезмерным сенсорно-эмоциональным нагрузкам в процессе труда (напряженный характер труда, работа в ночные смены).

Классификация химических соединений, производственных процессов или профессиональных воздействий, обладающих репродуктивной токсичностью включает 2 класса, базирующихся на степени доказанности риска нарушений репродуктивного здоровья человека, подтвержденных результатами научных исследований, а также внекатегорийный класс, к которому относятся вещества, влияющие на или через лактацию.

Класс 1: Известный (или предполагаемый) репродуктивный токсикант или токсикант развития

Этот класс включает две группы веществ класса 1A и класса 1B.

Класс 1A: Вещества, о которых известно, что они оказывают вредное влияние на репродуктивную способность или на развитие. К этому классу относятся вещества, имеющие достаточные доказательства, полученные в исследованиях на людях.

Класс 1B: Вещества, о которых предполагается, что они оказывают вредное влияние на репродуктивную способность или на развитие.

Отнесение вещества к этому классу в значительной степени основано на доказательствах, полученных в исследованиях на животных.

Класс 2: Подозреваемый репродуктивный токсикант или токсикант развития

Этот класс включает вещества, для которых существуют ограниченные наблюдения на людях, или в отсутствии таковых имеются данные в эксперименте на животных, однако данные об избирательности действия не достаточно убедительны для отнесения вещества к классу 1.

Внекатегорийный класс: влияние на или через лактацию. К этому классу относятся вещества, поступающие в женский организм и нарушающие лактацию или присутствующие в грудном молоке в количествах, вызывающих нарушения здоровья вскармливаемого ребенка, которые должны быть классифицированы как опасные для грудных младенцев.

Факторы окружающей среды, влияющие на репродуктивное здоровье населения

Репродуктивное здоровье человека может определяться не только профессиональной деятельностью, но и другими причинами, в частности факторами окружающей среды. На формирование экологически зависимой патологии репродуктивной системы оказывают влияние специфические, неспецифические и конституциональные факторы. Нарушения проявляются в виде клинических, патофизиологических, иммунологических и биохимических изменений, имеющих сходные результаты при воздействии самых разных факторов окружающей среды. Возникающие расстройства репродуктивного здоровья проявляются в форме повышения частоты нарушений менструальной функции и неспецифических хронических воспалительных заболеваний половых органов; снижения фертильности, и, как следствие этого, увеличения числа бесплодных пар; учащения патологии беременности и родов; ухудшения состояния плода (вплоть до его гибели) вследствие гипотрофии, гипоксии, пороков развития; снижения качества здоровья новорожденного (вплоть до смертельных исходов), увеличения числа детей-инвалидов.

В последние годы интенсивно развивается экологическая репродуктология. Одним из фундаментальных положений ее является тезис об особо высокой чувствительности репродуктивной системы людей к воздействию внешних факторов любого происхождения различной интенсивности.

Для оценки экологического неблагополучия в нашей стране используются «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия», основанные на ряде медико-демографических показателей, отражающих репродуктивное здоровье.



Похожие публикации