Никита святой в православной религии. Страдание Святого великомученика Никиты

Когда Честный и Животворящий Крест Господень, сие знамение победы, было вознесено над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира – победу, а ныне ублажаем святого Никиту. Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как-бы под знамением, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой - за свою жизнь и суетную славу, иной - за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда неиссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа,- об этом повествует следующее.

Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по всей вселенной, тогда и в Готской стране, воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил, принимавший участие на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора, - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спустя немного времени, древний завистник – диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется, и число христиан все более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушал князю той страны, по имени Афанарих, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у Готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда единопленники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранными во Фраки греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Дунай, он приказал сделать изображение святого Креста и носить его изображение пред своими полками. Так они напали на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью Креста одолели Афанариха и победили все его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера все более и более стала распространяться среди Готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.

Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил, муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для Готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди Готов с каждым днем все более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.

Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, стараясь отомстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.

Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то, что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом, святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.

Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хоть и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной и бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвил своею душою, и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знаменем креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таким.

Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там один благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии. По некоторому делу своему он пришел в Готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитой и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало непогребенным, Мариан задумал, как-бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика Христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тело мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.

При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем, утешил и Марианна в скорби, и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Марианн, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.

Так Марианн получил искомое сокровище. Скрыть его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика. Пришедши в город Мопсуестию, Марианн с честию похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Марианна ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа и дом Аведдаров ради Кивота Завета. Дом Марианна стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Марианна не мог вместить всех, собиравшихся сюда, верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.

Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создал церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника, отправили послание в город Аназарь, где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарва дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарва просили епископа Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гроб святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:

- «О, святый мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.»

Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никиты и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ, совершив над ними благоговейное пение, снова с честию закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! - воскликнет кто-то, - так это одно и тот же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, - скажет первый, - у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, - ответит второй, - надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием - Готфский. Но позвольте, - начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, - он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита попирает беса. Воин Никита попирает вражеские полки.

Никита Бесогон - сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам - произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы - 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский - полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание - Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих - король вестготов, правил в 363-381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского , военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

Надпись: Святый мученик Никита. Надпись: Христов воин Никита.

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) - самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания - кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском - списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения - титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Святой. Русь XVII в. Святой. Греция XVI в. Святой. Сербия XIV в. Мученик. Русь XVI в.

Место смерти и погребения: Как сын царя - Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

Никита Бесогон попирает беса кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и щитом.

Одежда: В иконографии Никита Готфский - прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета - символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Никита Бесогон в кафтане и с палкой. Никита Готфский в латах, с крестом и мечом.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.


Мч. Никита Бесогон с мечом и кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и копьем.

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с нач. XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых - Никита изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа, как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов - не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет - крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Владимир Шеменев

Эту статью прочитали (5433)


Месяца сентября в пятнадцатый день страдания святого Христова мученика Никиты. Господи благослови, отче.

Некогда жил мудрый муж по имени Никита, сын царя, которого звали Максимианом. И сильно любил он Христа, желая быть сосудом избранным для него. И увидел он ночью во сне видение пречестного креста над своей головой, а, увидев, пал ниц и поклонился ему. Когда же он восстал ото сна, то вышел в город и стал спрашивать всех, говоря: «Кто покажет мне тот образ, что видел я во сне нынче ночью?» И вот встретил он женщину по имени Ульяна, которая сказала ему: «Ты владычествуешь надо всем миром, я же боюсь отца твоего, а то показала бы тебе тот образ, что видел ты этой ночью». И ответил блаженный: «Не бойся, женщина, много богатства дам тебе (за это)». И нагнулась блаженная (женщина), просунула руку в утробу свою и вынула крест, (изображавший) пресвятую Богородицу Марию. Увидев крест, блаженный поклонился ему, говоря: «Воистину это то самое видение, что видел я сей ночью!»

В тот же час отправился он к отцу своему и сказал ему: «О неверный ты беззаконник! Приносил жертвы языческим богам, не ведая до сих пор (истины)». И совлек он с себя дорогую одежду, сам оделся в нищенское суконное платье, говоря: «Господи, наставь меня на путь твой, а я буду молиться тебе».

И явился к царю юный отрок по имени Ульян-преступник, пришел он к отцу его, говоря: «Уверяю тебя, царь, что милый сын твой молится Богу, рожденному Девой Марией, и отрекается от твоих кумиров». И сказал ему царь: «Отрок мой, если ты расскажешь мне (все), то много богатства дам тебе, и по повелению божьему мою вторую дочь отдам за тебя, и станешь мне зятем».

Узнав, что Никита молится в церкви Богородицы на восток, сказал ему царь: «О сын мой милый, слышал я о том, но не верил, нынче же увидел я тебя сам и поверил, что молишься ты богу христианскому, а от моих кумиров отрекаешься!» И сказал ему святой Никита: «О беззаконник, боги твои глухи и немы, слепы и безгласны, уста имеют, а не говорят, глаза имеют, а не видят, уши имеют, но не слышат, руки имеют, но не осязают, ноги имеют, но не ходят, ноздри имеют, но не обоняют, падают, а не встают. Если они сами себе помочь не могут, то как другому помочь - не ведают. А если ты упрекаешь меня, то отдай мне своих кумиров, сколько есть, и я тайно поклонюсь им!» Царь обрадовался и отдал ему двенадцать золотых кумиров. Взял их блаженный (Никита) и отнес на место судное. Там, схватив жезл, растер их в порошок. И вот сошел царь с престола своего и сказал: «О сын мой милый, не видел я, как ты жертву моим богам приносишь». Тогда сын взял его за руку и привел на место судное, где были кумиры и где поклонялись им. И взглянул правитель, и не увидел ничего, и вскричал со словами: «О сын мой, кто же сделал это, не Егорий ли тебя подучил, которого брат мой Дадиан замучил?» И ответил ему святой Никита: «Никто не подучил меня, а уповаю я на Бога моего живого и бессмертного, дабы избавил он меня от беды».

И тогда велел царь вывести Никиту за пределы города и привязать его к столбу, и бить бычьими жилами, омоченными в уксусе и желчи.

Добрый же мученик Христов Никита вытерпел это мучение и помолился, говоря: «Благодарю тебя, Господи мой, что похвальной памяти удостоился я и плоть моя от железа гибнет, и тонкое тело мое увядает!» И сошел к нему ангел Господень по имени Михаил и сказал ему: «Радуйся, мученик Христов Никита, вестник наш, наказание бесам и соблазн для демонов, взгляни (наверх) и увидишь благие твои дела!» И взглянул блаженный на небеса, и спросил его Михаил: «Что видишь?» Он же ответил: «Вижу венец, посреди него руку Господню, а в ней словно бы голубь и столп огненный от земли до небес». И спросил Михаил: «Что скажешь о том?» Блаженный же ответил: «Говорю, что не Бог ли это». И сказал ему Михаил: «Это не Бог, это венец твой (мученический)».

Затем царь повелел привести святого и, развязав его (руки и ноги), положить под четырьмя колесами. И привести красивую девицу, и положить к нему, чтобы сочеталась она с ним, и так принесли бы они жертву языческим кумирам.

Тогда блаженный отгрыз язык свой и выплюнул его в грязь. Непотребная девица увидела, что уста его наполнились кровью, и погнушалась им, не содеяла греха. Отправилась она к отцу его и сказала: «Уверяю тебя, что сын твой языка не имеет, язык он отдал Богу своему!»

Тогда царь велел принести ложе, было же у него девять колес. И разожгли на нём огонь со смолою, и положили на него Никиту. Добрый же мученик Христов, вздохнув, дунул на ложе, и тогда проросла на нём трава, и возлег он на ней, распевая: «Благословен грядущий во имя Господне, Бог, явившийся нам». Увидел царь совершившееся чудо, страшно удивился и разгневался. Тогда повелел он воинам отвести святого Никиту на высокую гору и, связав, спустить вниз с горы. Святой же слетел с горы ничем не вредим. Воины, увидев чудо, совершившееся со святым Никитой, поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И перекрестил он их правой рукой, и сказал им: «Идите с миром - и войдете в рай». И пошел он к отцу своему и сказал ему: «Немилостивый беззаконник, разве не видишь ты силы Бога моего?» Услышав это, царь сидел как немой, не в силах ничего ответить. Поразмыслив, повелел он обернуть Никите уста ремнем и затянуть (всего) так, чтобы тот не смог двигаться, принести рогатину железную размером в двенадцать локтей и острую с четырёх сторон. И велел царь просунуть эту рогатину в правое ухо, а вынуть из левого, под ноги ему рассыпать угли, а в рот ему насыпать пепла, резко подвесив, а под мышки ему поставить два железных светильника. А затем велел царь поджечь под (мучеником) хворост.

И, явившись к нему, дьявол начал говорить так: «Закуйте нашего попирателя и мучителя, никто из ваших властителей не одолел нас, этот же победил было нас, да ныне сам ни во что (обратился)». Святой же Никита отвернул лицо свое, чтобы не видеть его. Дьявол же вскричал: «О горе мне лютое! Схватить меня хочет мученик Христов Никита!» И, произнеся это, дьявол отошел от него.

Потом повелел царь заковать святого Никиту оковами и посадить в темницу. Дьявол же облачился в ангельское одеяние и отправился в темницу, говоря Никите: «Радуйся, мученик Христов Никита!» Блаженный спросил: «Кто это приветствует меня?» А дьявол ответил: «Я, ангел Господень, с небес сошел поговорить с тобою, чтобы ты принес жертву кумирам, а потом помолись Богу своему, и не ввергнешь себя во многие мучения». Блаженный же, воздев руки свои к небесам, а колена преклонив к земле, помолился, говоря: «Господи, покажи, кто это говорит со мной, ведь не на пользу (душе) моей говорит?» И сошел (с небес) архангел Михаил, говоря ему: «Протяни руку свою, мученик Христов Никита, и схвати того, кто сам про себя скажет».

И протянул блаженный руку, и схватил дьявола, и повергнул его пред собой, и наступил ему на шею, и задавил его. Увидел он, что дьявол засипел, и снял с себя железные оковы, которые были у него на ногах, и стал бить дьявола оковами, говоря: «Отвечай мне, демон и бес, кто послал тебя сюда?» Бес же сказал: «Страстотерпец Божий, ослабь мне (тяжесть) ног твоих, и я скажу тебе, что послал меня отец мой, Сатана, который приходил к тебе». И спросил его святой Никита: «Скверный, нечистый, как же ты дерзнул сюда войти?» Отвечал ему бес: «Страстотерпец Божий, как ты стремишься из рук Вседержителя венец принять, так и мы стремимся от отца нашего Сатаны благодарность получить!» И сказал ему страстотерпец: «Ответь мне, бес, как зовешься ты по имени?» И отвечал ему бес: «Я тот, кто называется Вельзевул. Я тот, кто борется с епископами, я тот, кто толкает людей в огонь и потопляет в водах, я тот, кто заставляет людей грешить и платить женщинам (заставляю их так поступать), и у нас на том свете воздастся им их мзда и обличат (они) её. Да лучше бы им безо (всякой) мзды согрешать! Я тот, кто устраивает так, что молвят люди, якобы некий поп грешен, и не будем мы, мол, из его рук причастие принимать! Да будут прокляты говорящие так, а поп таков, что когда входит он в дом Божий, преклонит (колена) и снимет (с себя) бремя грехов своих, и войдет в алтарь в пламенных ризах и потом скажет: „Да наполнятся уста наши“, и снова поклонится и, взяв бремя грехов своих, выйдет вон».

И вот, когда прошло три года, как сидел святой Никита в темнице, вспомнил о нём царь и повелел привести его на судное место. И когда вели его туда, то держал он беса за руку, и придя на судное место, поверг беса ниц пред царем. И сказал ему царь: «О Никита, это бог твой!» Блаженный же ответил: «Это не бог мой, но это приспешник твоих козней!»

И повелел царь приковать святого Никиту между двумя столбами и перепилить тело его пополам. Добрый же мученик Христов Никита и эту муку вытерпел и помолился со словами: «Благодарю тебя, Господи Боже мой!» И, сказав это, остался невредим, а пила стала как воск.

И вот стали похваляться два кудесника, называемые Нахомей (Пахомий) и Адонай, говоря царю, что якобы могут они Никиту предать смерти. И сказал им царь: «Кудесники мои, если сотворите это, то будете мне друзьями и большое богатство я вам дам». И добыли кудесники змеиный яд (растертый) с травой и много другого зелья, и дали блаженному испить из чаши. Добрый же мученик Христов Никита взял чашу, совершил над ней крестное знамение, вздохнул, и тогда выпала роса с неба и капнула в чашу, и закипела чаша, и все зелье волшебное выкипело и вылилось на землю. А блаженный испил чашу с телом и кровью Христовой и пребывал так, славя Господа нашего Иисуса Христа. Увидели кудесники такое чудо и поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита». И спросили они его, говоря: «Страстотерпец Божий, как называется имя твое?» И сказал он им: «Первое имя мое - христианин называюсь, а второе - Никита, Христов мученик». И, пав пред ним, поклонились ему кудесники, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И окропил он их из чаши и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и сказал им: «Идите с миром в рай!»

И сказал отцу своему святой Никита: «О беззаконник, почему не осознаешь ты свершившихся чудес, которые сотворил Бог мой, и не веруешь в него?» И сказал ему царь: «Стоит издавна столп каменный, а в нём лежат мертвые, и если ты убедишь каменный столп воскресить мертвецов, то поверю и я в Бога твоего». И сошел (с небес) архангел Господень Михаил и сказал ему: «Радуйся, мученик Христов Никита, услышана молитва твоя». И перекрестил Никита столп правой рукой. И тогда выросла из столпа лоза и наполнилась гроздьями виноградными, а среди них медом добрым. И восстали двое супругов, и пошли, и поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита». Спросил их страстотерпец: «Откуда имя мое знаете?» Они же отвечали: «От века мы лежали и мучились, а ныне именем твоим здесь пребываем, как же нам не знать твоего имени?» И тогда вскричали все жители города: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И сказал им царь: «Не прельщайтесь, люди мои, хитрит он и соблазняет вас».

И восстали все люди с царицею против царя, а из столпа того потек мед, смешанный с мирром и маслом. Блаженный же Никита крестил весь город, восемь тысяч мужчин и четыреста, а женщин девять тысяч, а детей тысячу.

Упокоился же святой мученик Христов месяца сентября в пятнадцатый день, в воскресенье в три часа дня. И спустились ангелы Господни, не дали телу его лежать на земле, но взяли его в святой град, где почивают мощи святых мучеников Харлампия и Евлампия, и В(о)нифатия. И мощи его (тоже) в святом граде.

Где читается и кто слышит святое чтение о пречестном и преславном мученике Христовом, врачевателе Никите, тот, если начинает плохо учиться делу своему, то хорошо научится, если болеет - получит исцеление, если в горьком рабстве пребывает, то освободится, если бесы мучают, то избавится от них, а сирота и вдовица заступничество получат. У кого же будет это чтение о святом преславном мученике Христовом Никите, то за шесть дней отбегут от него его грехи, а за сорок дней - демоны.

О Христе Иисусе, о Господе нашем (молимся), Ему же слава ныне и присно и во веки!

Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.
После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.
Великомученику Никите было посвящено несколько русских монастырей (действующий Никитский в Переславле-Залесском, упразднённые Никитский в Москве, Александровский Никитский в Кашире, Никитский в Дмитрове). Московский Никитский монастырь дал название Большой Никитской и Малой Никитской улицам, Никитскому переулку; когда-то существовали названные в честь монастыря Никитские ворота Китай-города, благодаря которым появились названия Площадь Никитских ворот и Театр у Никитских ворот.

Тропарь, глас 4:

           Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, / и к борению врагов притекл еси, / и за Христа пострадав, / последи огнем священную твою душу Господу предал еси, / отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прия ти, /
великомучениче Никито. / Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

           Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со ангелы славне радуешися, Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Молитва 1-я:

           К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани.
Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди.
От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я:

           О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление: се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Св.Никита Готфский.
Молитва 3-я:

           О, великое светило, осиявающее всего мира концы, страстотерпче Христов Никите! Днесь умиленно предстояще честней твоей иконе и припадающе и лобызающе сию, усердно молим тя: испроси нам у Христа Бога нашего оставление грехов, исправление жития, и вся благая ко временной и вечней жизни потребная. О, пречестный и преславный страстотерпче Христов! Не презри моления нашего и не остави нас к тебе прибегающих, но милостивно воззри на ны и на земную юдоль нашу; помяни нас странствующих и пришельствующих, и дарованною тебе от Бога силою руководи нас к Небесному Отечеству; укрепи нашу немощь, огради нас от грехопадений, возгрей в нас святую любовь ко Господу, и ревность о спасении нашем подаждь нам; насади в сердцах наших страх Божественный, и направи стопы наша к деланию заповедей Христовых. Испроси же предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, людем в вере единомудрие, суемудрия же и расколов истребление и в делех благих утверждение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Наипаче же молитвою твоею соделай всем нам, еже жити целомудренно и праведно и благочестиво в нынешнем веце, присно же час смертный и страшное второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа памятовати, да благодатию и человеколюбием Его соблюдаеми и спасаеми, мытарств горьких от бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавимся, и в Небеснем Царствии поклонитися Престолу Божию да сподобимся, благодарно и всерадостно прославляюще Пресвятую и Пребожественную Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, во веки веков. Аминь.

Молитва 4-я:

           О, великомучениче Христов, Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша.
О, великий поборниче наш Никито! Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(days.pravoslavie.ru; ru.wikipedia.org; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.nikita-bywalino.ru; www.photoshare.ru; ru.wikipedia.org; bibliotekar.ru; berezovo.z16.ru; www.icon-art.info; lh4.ggpht.com; pereslavl.goldentown.ru).

Для наших читателей: святой никита икона с подробным описанием из различных источников.

Никита Святой – один из самых любимых и почитаемых угодников Божьих в Русской православной церкви. Ещё при жизни он прославился как врачеватель различных недугов, в том числе и духовных. По его святым молитвам мучимые болезнью люди получали внезапное исцеление от Господа. Однако и после смерти своей святой не перестает заступаться за людей, прибегающих к нему с искренними просьбами. По усердным молитвам великомученика Никиты Господь дарует выздоровление от тяжелых болезней, а также помогает разрешить многие житейские неурядицы.

Крещение святого

Великомученик Никита появился на свет на берегах грозного Дуная. Святой родился во времена царствования Константина Великого, когда вера Христова наконец-то стала открыто проповедоваться во всех странах. В стране готов, где рос Никита Святой, христианство тоже быстро стало главенствующей религией. Будущий великомученик принял святое крещение от правящего епископа Феофила, ставшего участником первого Никейского собора.

Великое сражение

Однако недолго дано было сиять свету Христову в готской стране. В скором времени на трон взошел нечестивый князь Фанарих, который, движимый злобой и завистью к ревнителям христианской веры, приказал убить всех провозвестников учения Спасителя. Готы разделились на два противоборствующих лагеря. Первый возглавлял некий Фритигерн, бывший истинным проповедником Христа. Второй лагерь взял под свое командование яростный гонитель христиан по имени Афанарих. В стране, где проживал святой, произошло великое кровопролитное сражение, в результате которого христиане одержали победу. Афанарих бежал с великим позором, а вера Христова получила ещё большее распространение среди готов.

Никита Святой также много отдал сил для того, чтобы Христово учение вошло в каждый дом его соплеменников. Его благочестивая жизнь для многих готов явилась примером истинного христианского благочестия.

После смерти епископа Феофила место на кафедре занял Урфил. Будучи мужем благоразумным, он придумал для жителей своей родной страны письмена и перевел много христианских книг с греческого на готский язык.

Возвращение Афанариха

Но в скором времени страну Никиты должно было постигнуть ещё одно страшное испытание. В её пределы возвратился изгнанный некогда Афанарих. Желая получить возмездие за понесенные унижения, нечестивец снова воздвиг войско против христиан. Многие ревнители Христовой веры были умерщвлены им в жестоких пытках. Но более всего Афанарих жаждал смерти великомученику Никите. Последний же никогда не прятался от жестокой расправы, а всегда открыто проповедовал учение Спасителя. Будучи брошенным в темницу, он и там укреплял словом веры христиан, готовившихся принять мучения за Христа.

Смерть святого

Проповеднику Христа же были уготованы от Афанариха самые страшные истязания. Прислужники царя положили святого на деревянное ложе и зажгли на нем костер. Но угодник Божий, встав со своего места, дунул на пламя, и огонь тотчас же погас. На его месте проросла зеленая трава. Увидев, что придуманные им мучения не приносят должного результата, Афанарих велел подвергнуть истязанию плоть святого. Пытаясь склонить благочестивого мужа к языческой вере, нечестивец приказал морить его голодом. Три года провел великомученик Никита в тяжелых оковах, пока однажды царь вновь не вспомнил о нем и не повелел привести к себе.

Афанарих отдал приказ бросить проповедника Христова в огонь. Святой умер мученической смертью. Но тело его не было тронуто пламенем. Противники христианства, в очередной раз узрев воочию чудо Божье, решили оставить останки святого без погребения. Тело его было с бесчестием брошено на земле вдали от народа.

Подвиг Мариана

В это же время в готской стране проживал один благочестивый муж по имени Мариан. Последний ещё при жизни был близким другом святого. Он всегда восхищался стойкой и бесстрашной верой угодника Божьего. Но особенно Мариан полюбил его, когда увидел, как святой великомученик Никита мужественно претерпевает все уготованные Афанарихом истязания.

Узнав, что тело учителя с бесчестием выброшено на улицу, благочестивый юноша тут же решил предать его погребению. Опасаясь быть увиденным Афанарихом, Мариан решил исполнить свое желание глубокой ночью. Но ему было неведомо, где мучители оставили израненное тело Никиты. Тогда сам Господь послал Мариану путеводителя в виде звезды, которая и привела его к учителю.

Некоторое время он держал святые останки Никиты у себя. Затем, возвратившись на родину, в Киликию, Мариан предал их погребению в стенах своего дома.

В скором времени от честных мощей святого стали совершаться многочисленные исцеления. В дом Мариана каждый день приходили сотни верующих людей, которые получали благодатную помощь по молитвам великомученика Никиты. Слава о мощах святого распространилась далеко за пределы Киликии.

Впоследствии останки великомученика были перенесены в Константинополь. В сербском монастыре Высокие Дечаны также находится частица мощей великого угодника Божьего.

Чудеса по молитвам святого

Икона святого Никиты была особенно почитаемая на Руси. В городе Переславле-Залесском в честь великомученика был воздвигнут в девятом веке монастырь.

В Никитском соборе находится образ святого, от которого много раз ниспосылалась верующим чудесная помощь. Проповеднику Христовой веры часто молятся о здравии детей, об исцелении от родимчика. Кроме того, угодник Божий помогает в духовной брани против врага рода человеческого. Великомученику Никите часто молятся военачальники накануне больших сражений. Святой считается покровителем армии.

Также Никита Святой издревле является защитником всех водоплавающих птиц. Поэтому деревенские жители и владельцы птицеферм тоже часто обращаются за помощью к угоднику Божьему.

Память великомученика совершается русской православной церковью 28 сентября. В День святого Никиты празднуют свои именины все, кто был назван при крещении его именем.

Святой великомученик Никита – 28 сентября день памяти: житие, икона

Святой великомученик Никита: житие

Святой великомученик Никита был готф. Он жил на берегах Дуная и пострадал за Христа в 372 году.

Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.

Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.

Святой великомученик Никита: икона

Святой великомученик Никита: икона

Святой великомученик Никита: икона

Святой великомученик Никита: икона

После рождения шестого Светлане сказали, что детей больше не будет

Вся правда о прививках от гриппа и «падении» иммунитета

Это фальшивое новостное видео видели 14 миллионов человек – и даже я

Любить ребенка, который находится на границе жизни и смерти - это серьезно

В зале суда был корреспондент “Правмира”

Что пережили пожарные в «Зимней вишне»

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы, покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! - воскликнет кто-то, - так это одно и то же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, - скажет первый, - у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, - ответит второй, - надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием - Готфский. Но позвольте, - начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, - он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита Бесогон - сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам - произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы - 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский - полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание - Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих - король вестготов, правил в 363-381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита, побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) - самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания - кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском - списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения - титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Место смерти и погребения: Как сын царя - Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

Одежда: В иконографии Никита Готфский - прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета - символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с начала XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых - Никита, изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего Синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм, освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов - не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет - крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Владимир Шеменев



Похожие публикации