Типы теорий социального благополучия. Экономическое благополучие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 2. Виды благополучия
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

В настоящие время все развитые страны выдвигают на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. По сути, социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни, основанная на поддержании отношений справедливости в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий, повышении уровня жизни всех членов общества

Согласно Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальной политикой государства понимают деятельность, ориентированную на человека, его благополучие. Социальное благополучие можно рассматривать с нескольких сторон, как интегральную оценку, отражающую реальную ситуацию в стране, или как субъективную оценку индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

1. Сущность понятия " благополучие", его виды

Понятие "благополучие" - wellbeing активно используется сегодня в зарубежной и отечественной науке и практике. Русский язык содержит много слов, корень которых "благо". В зарубежной науке также наряду с термином "благо" используются термины "благополучатель", "благодаритель" и другие.

Данное понятие можно рассматривать в разных смыслах. В широком смысле, благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь, культурных, экономических, социальных, психологических, физических и духовных факторов жизнедеятельности, обеспечивающих определенное качество жизни человека.

В узком смысле благополучие - это совокупность определенных условий, которые обеспечивают человеку способность жить полноценной жизнью (быть социально и биологически здоровым, и удовлетворенным уровнем и качеством своей жизни).

Согласно ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Качество жизни - это мера социального благополучия.

Уровень жизни - это мера социального благосостояния

Благосостояние - достаток, обеспеченность, богатство, то есть это совокупность имеющихся у человека материальных благ.

Благодаритель - субъект и источник социального благополучия.

Благополучатель - объект, адресат социального благополучия.

Существуют объективные стандарты (нормы и оценки) благополучия самим человеком. Оценивание собственной жизни с точки зрения благополучия может происходить в двух системах измерения:

1. Официально признанная для данной культуры на данном временном историческом отрезке система измерения.

2. Субъективная система измерения, которая опирается на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном социальном благополучии.

2. Виды благополучия

1. Социальное благополучие - это характеристика социального окружения человека, его социальных отношений, связей и взаимодействий. Социальное благополучие также включает в себя систему ценностных ориентаций, потребностей и интересов. Социальное благополучие зависит от социального статуса человека.

Основные элементы социального благополучия :

социальные контакты;

социальная комфортность;

социальная безопасность;

социальная удовлетворенность.

2. Экономическое благополучие - это совокупность материальных благ, возможность удовлетворять материальные потребности, обеспеченность и стабильность материального достатка.

Основные элементы экономического благополучия :

жилье, питание, обувь и одежда;

движимое и недвижимое имущество.

3. Духовное благополучие - это ощущение причастности или идентификации себя с духовной культурой общества, осознание возможности приобщиться к достижениям духовной культуры, наличие веры и возможность свободно проявлять свою приверженность к ней.

Основные элементы духовного благополучия :

ценности;

смысл жизни;

вера;

счастье;

удача.

4. Физическое благополучие - наличие хорошего физического самочувствия, телесный комфорт, здоровье и физический тонус, то есть естественное состояние организма, характеризуется полной удовлетворенностью с биосферой и отсутствием болезней.

Основные элементы физического благополучия :

активность;

рациональное питание;

соблюдение правил личной гигиены;

оптимальное сочетание умственного и трудового развития;

вредные привычки.

5. Профессиональное благополучие - наличие возможности реализовать свои склонности, способности, ЗУН, через профессиональную деятельность.

Основные элементы профессионального благополучия :

профессия;

занятость;

работа;

трудовая занятость;

профессиональная идентификация;

профессиональные контакты;

профессиональная реализация.

6. Средовое благополучие - это совокупность компонентов окружающей среды в которой функционирует человек.

Основные элементы средового благополучия :

безопасность;

комфортность среды обитания;

качество воздуха и воды;

жилье, которое соответствует санитарно - гигиеническим нормам и. т.д.

7. Семейное благополучие - это наличие ближайшего социального окружения, состоящего как из нуклеарной, так и из расширенной семьи, обеспечивающей душевный комфорт, единение, чувство заботы, понимания, уверенности и стабильности жизни, ее наполненности смыслом.

Основные элементы семейного благополучия :

супруг (а);

дети;

родители;

близкие родственники;

семейное общение и взаимопомощь.

Таким образом, виды благополучия представляют собой компоненты взаимовлияющие друг на друга. Это объясняется тем, что в жизнедеятельности человека все сферы тесно взаимосвязаны между собой. Изменение содержания и качества одного из компонентов обязательно влечет за собой изменение других. Нередко происходит компенсирование одного компонента, который развит в меньшей степени, другим - более развитым. При этом страдает

возможность гармоничной реализации жизнедеятельности во всем ее многообразии. Поэтому изучение различных видов благополучия имеет принципиальное значение для науки и практики.

3. Уровень жизни и оценка благосостояния

Актуальность и значимость регулирования социально-экономических процессов и решения проблем роста динамики социального благополучия населения резко возрастает в периоды сложных, кризисных социально-экономических ситуаций.

Рассматриваемые концептуальные основы динамики социального благополучия имеют ряд новых положений, поскольку ориентированы на дальнейшую адаптацию и последующее практическое применение в решении конкретных управленческих задач. Дальнейшая разработка конкретных методических материалов и их практическая реализация, позволяет по новому рассмотреть регулирование социальных процессов и способствовать решению управленческих задач значительно большей размерности и степени адаптации.

Уровень жизни и оценка благосостояния, основанные на статистических показателях, традиционно рассматривается как главная характеристика эффективности социально-экономической политики. Однако, на наш взгляд, они несколько односторонне отражают социальное состояние и результаты экономической и социальной политики. Повышение общественного благосостояния в настоящее время рассматривается, как рост потребления материальных благ населением. Однако зачастую эти потребности искусственно навязываются и отражаются в соответствующих показателях экономического роста. Более достоверно реальную ситуацию отражает оценка социального благополучия.

Социальное благополучие представляет субъективную оценку индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Помимо традиционных факторов, затрагиваемых при оценке уровня жизни и благосостояния, в данном случае могут рассматриваться такие как:

потребности в общественном престиже;

в уважении;

в социальной защищенности;

в изменении статуса;

в общении;

в свободе социального выбора;

в "ассортименте" социальных альтернатив, благ и. т.д.

А также в реализации социальных ожиданий и притензий. Иначе говоря, социальное благополучие, это субъективная оценка уровня жизни и уровня социального здоровья общества, складывающаяся у социума.

Непосредственно для населения во многих случаях представляется не правомерным отождествление социальной и экономической политики (как, например, социально-экономической), хотя бы в силу того, что основные их цели чаще всего не совпадают. В условиях рынка целью экономической политики является получение максимальной прибыли. Социальная политика направлена, прежде всего, на другие цели - рост благосостояния, развитие прогрессивных изменений в социальной структуре, обеспечение социальной справедливости.

Социальное благополучие характеризуется системой различных показателей. Эта система дополняет показатели уровня жизни и благосостояния населения, и при необходимости может использоваться для анализа их достоверности. Использование уровня жизни в качестве основного показателя эффективности экономической и социальной политики в условиях современной России, не всегда дает достоверную рельную социальную картину.

Так, например, по результатам социологических опросов, доля респондентов относящих себя к категории с низким уровнем жизни, более чем наполовину превышает значение этого показателя, полученного из статистических данных.

Добавим к этому, что в сложных социально - экономических условиях увеличивается доля теневой экономики, которая не попадает в статистические данные. Также необходимо отметить то обстоятельство, что в экономической и социальной политике в России до сих пор измерение бедности по восприятию социума, не рассматривается как ведущий показатель их эффективности.

В целом использование оценки социального благополучия позволяет значительно расширить число рассматриваемых факторов, определяющих ход социальных и экономических процессов. Причем, эти факторы о многих случаях, значительно лучше отражают суть таких процессов и социальные и экономические последствия. Показатели, характеризующие социальное благополучие могут выступать, как самостоятельно в роли альтернатив ной оценки, отражающей мнение социума, так и использоваться при определении других показателей и формировании оценок эффективности…

Все вышесказанное в итоге требует определение основных концептуальных положений по оценке социального благополучия населения.

4. Концептуальные положения управления благополучием населения

Концептуальные положения управления благополучием населения, создающие основу для последующего формирования решений, следующие.

1. Социальное благополучие необходимо рассматривать как одну из основных характеристик социального и экономического развития, тем более что социальное неблагополучие всегда свидетельствует о неудовлетворительном уровне жизни, то есть о недостатке каких - то благ. Вместе с тем падение уровня жизни может иногда сопровождаться ростом социального благополучия. Социальный комфорт может быть не связан с высоким благосостоянием и компенсироваться другими факторами.

2. Число критериев эффективности экономического и социального развития (в том числе и регионального) должно быть увеличено, за счет использования показателей характеризующих социальное благосостояние. Обеспечивается существенное увеличение числа рассматриваемых показателей, в том числе таких нетрадиционных, характеризующих социально - политические предпочтения населения, состояние массового сознания и социальной психологии. В качестве одного из ведущих критериев эффективности экономического и социального развития России в настоящее время и в обозримом будущем целесообразно рассматривать изменение масштабов абсолютной и относительной бедности.

3. Оценку динамики социального благополучия следует начинать с мониторинга основных социальных и экономических процессов. Особое место здесь занимает диагностика благосостояния и его отражение в общественном мнении (в массовом сознании) по основным характеристикам, таким как:

заработная плата, доходы;

собственность, имущество;

жилье;

доступность образования;

обеспеченность работой;

здоровье и состояние медицинского обслуживания;

преступность;

жилищно-коммунальные услуги;

общественный транспорт и другие;

В итоге система показателей для анализа и оценки динамики социального благополучия должна объединять показатели полученные на базе отчетных и статистических данных, а также информацию, отражающую субъективное восприятие собственного состояния, полученную в ходе опросов по представительным выборкам всех основных групп и слоев населения.

Мониторинг может осуществляться в соответствии с календарными сроками формирования отчетности по основным экономическим и социальным показателям, раз в квартал, полугодие, а также экспресс опросами населения в те же сроки.

Результаты периодического мониторинга могут дополняться выборочными материалами. Так, важное значение в оценке изменения территориальной дифференциации социального благополучия населения, представляют результаты анализа социально - политических предпочтений по результатам выборов в органы государственной власти.

4. Мониторинг может осуществляться в соответствии с календарными сроками формирования отчетности по основным экономическим и социальным показателям, раз в квартал, полугодие, а также экспресс опросами населения в те же сроки.

В целях обеспечения управления благополучием населения необходимо оценивать эффективность работы власти с населением, по основным направлениям реализации экономической и социальной политики и ее способности содействовать повышению благосостояния. Также необходимо создание специализированных информационных систем и соответствующее внесение изменений в нормативные акты, регламентирующие процедуры принятия управленческих решений.

Помимо традиционных путей реализации экономической и социальной политики в управлении социальным благополучием населения следует использовать ведущий канал формирования общественного мнения - средства массовой информации.

Дальнейшая разработка методических материалов на базе приведенных концептуальных положений затрагивает решение большого числа задач управления региональными социальными процессами.

Изучение динамики благополучия дает возможность значительно более детально и точно определить цели и критерии при реализации региональной социально - экономической политики.

При этом, разработка конкретных методических материалов с ориентацией на использование в управленческой деятельности, позволяет рассмотреть решение ряда задач управления на качественно новом уровне.

Таким образом, вопрос об оценке социального благополучия всегда остается актуальным, так как ответ на него позволяет делать однозначные выводы относительно достигнутого уровня благополучия на отдельно взятой территории, в регионе и в стране в целом, а также на уровне отдельного гражданина.

социальное благополучие население

Заключение

И.В. Мерзлякова определяет социальное благополучие как высшую социальную ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием её благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи.

Каждый гражданин нашей страны может делать выбор и создавать своё социальное благополучие, реализовывать свою деятельность в нужном для него ключе, достигать желаемых вершин, по максимуму использовать свои способности в той отрасли, которую он предпочитает. Однако, как бы государство не стремилось утолить жажду общества к собственным потребностям, это не возможно… Высказывание древнегреческого философа Демокрита яркое тому свидетельство: "Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше п о требностей они порождают"

Библиографический список

1. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие/ Г.А. Ахинов. - М: ИНФРА-М, 2011. - 272 с.

2. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования, № 1, Январь 2009, С.33-42;

3. Берендеева А.Б. Предмет исследования - социальное благополучие населения // Социол. Исследования. 2006. №5.

4. Переславский В.Т. Ценностные характеристики жизни человека: благополучие и благо: Монография. СПб., 2007.

5. Россия в цифрах. 2009; Крат. Стат. Сб. /Росстат-М., 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная работа как особая форма общественной деятельности. Технологии социальной работы и их место в формировании социального благополучия людей. Анализ влияния церковных технологий социальной работы на социальное благополучие через молодежную работу.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Анализ статистической информации о месте России на мировой карте благополучия. Определение уровня благосостояния страны по характеру ее социального и экономического развития. Изменение степени витальности общества и его резкого снижение в 90 годы.

    статья , добавлен 25.03.2012

    Необходимость обеспечения социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценка социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам социологического исследования в психоневрологическом интернате.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Понятия семьи, брака и супружества в психологической науке. Любовь и финансовое благополучие как факторы удовлетворенности браком. Результаты исследования удовлетворённости браком супругов в семьях с различным уровнем выраженности любви и благополучия.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2014

    Понятия социального обеспечения и социальной защиты населения. История возникновения и развития социального обеспечения населения КБР. Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения, анализ основных социально-экономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Соблюдение интересов государства, общества и социально незащищенных слоев населения как главная цель государственного регулирования. Показатели уровня жизни населения, социальное партнерство как система регулирования социально-трудовых отношений.

    реферат , добавлен 16.08.2011

    Уровень и качество жизни социальных и демографических групп населения. Подходы к оценке его общественного состояния. Проблемы бедности, измерение и пути ее преодоления. Оценка благосостояния и бедности населения на примере Республики Саха (Якутия).

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии, минимальные социальные стандарты. Критерии качества жизни. Тенденции в социально-экономическом развитии России. Политика правительства России по повышению качества жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2003

    Определение понятий воспроизводства населения. Характеристика репродуктивной установки в демографии. Процессы и показатели, отражающие качество жизни населения. Организация регулирования социально-экономических процессов в демографических целях.

Уровень здоровья ПоказателиКритерии оценки Соматический Генетические Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)


Соматический ФункциональныеФункциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип реагирования Психический ПсихологическиеЭмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы Доминантность полушария Тип высшей нервной деятельности Тип темперамента Тип доминирующего инстинкта Нравственный Морально-этические ценности и правовые нормы Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т. д.


Для оценки здоровья человека следует выделить основополагающие принципы, на которых будет основана его диагностика. 1) холистический подход - представление о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим факторам и социальным условиям.


2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). 3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга.


4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Следовательно, при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только состояние в данный момент времени, но в первую очередь динамику (изменение) показателей. 5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и среду обучения, которая должна иметь здоровьесберегающий характер.


Индивидуальный подход к здоровью тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.




Рождаемость - процесс возобновления населения за счёт новых рождений; в статистике частота рождений в определённой группе населения. Уровень рождаемости измеряется коэффициентом отношением числа родившихся живых детей к 1000 населения. На уровень рождаемости оказывают влияние социальные, экономические, правовые, исторические, этнографические, географические, биологические и другие факторы, например степень участия женщин в общественном труде, обеспеченность детскими учреждениями, культурный уровень населения, уровень развития здравоохранения, возраст вступления в брак, внутрисемейное регулирование рождений детей и т.п.


Динамика рождаемости и смертности в России за гг.


Смертность РоссияСШАКанад а Германи я Велико- британи я Япони я Младенческая (на 1000 родившихся) 14,28,76,57,08,23,8 Общая (на населения) Женщины мужчины Коэффициенты смертности в России и в развитых странах (2010 г.)


Существует два типа смертности – традиционный, определяемый преимущественно экзогенными, внешними по отношению к человеку факторами (экология, социально-экономические условия, медицинская профилактика и т.д.), и современный, для которого преобладающими являются эндогенные факторы (индивидуальная активность в борьбе за сохранение своего здоровья и жизни – образ жизни).


Заболеваемость в настоящее время обусловливается возросшим значением эндогенных факторов. В связи с достижениями медицины и развитием социально-экономических условий среди населения возрастает доля лиц, страдающих различными заболеваниями, не приводящих к смертельным исходам, а накоплению хронически больных.


Показатель средней (или ожидаемой) продолжительности жизни является одним из основных показателей уровня благосостояния государства и населения. Он входит, наряду с уровнем образования и уровнем жизни, в индекс человеческого развития, который используется ООН для измерения степени развития человеческого общества.





Под идеальной понимается оптимальная, наилучшая продолжительность жизни вообще Под желаемой – сколько лет человек хотел бы прожить. Желаемая продолжительность жизни различается по полу, возрасту и самооценки здоровья: у мужчин во всех возрастах он выше, чем у женщин; с возрастом этот показатель уменьшается; чем выше самооценка здоровья, тем он выше.


Качество жизни – это совокупность материальных, социальных, духовных, демографических и т.п. условий жизни и уровень их развитости, субъективно воспринимаемую как оценку своей жизни. Оно включает такие показатели как состояние окружающей среды, соотношение полов, возможности образования, степень социальной защищенности, уровень оказания медицинской помощи, демократизация общества и т.д.


Качество жизни тесно связано с уровнем жизни – категорией, оцениваемой количественными показателями и выражающей степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (региона), классов, социальных групп, семьи, индивида в обеспеченности потребительскими благами.


Осанка это непринужденное, привычное, положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характери­ зуется положением головы, туловища, лопаток, выраженностью изгибов позвоноч­ ника в сагиттальной плоскости (лордоз - выпуклость вперед, кифоз- выпуклость назад), положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток.


Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: прямая спина, круглая, кругло-вогнутая, сутулость а б в г Виды осанки: а правильная; б плоская спина; в круглая спина; г кругло-выгнутая спина.


Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Ось головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие воз­расту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)


Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.


При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается грудной кифоз на фоне уменьшения шейного и поясничного лордоза, голова наклоне­на вперед, плечи опущены и сведены кпереди. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.




Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важная характеристика, позволяющая судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. Она зависит от возраста, психологического состояния (при нервных нагрузках пульс учащается), физического перенапряжения, положения тела человека, температуры окружающей среды, принятия пищи. У людей с преобладанием симпатической регуляции имеет место тенденция к учащению (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции - к редкой ЧСС (брадикардия).


Частота сердечных сокращений в покое в зависимости от возраста Возраст, летЧСС, уд/мин Взрослые 60-80


Вторая группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения, связана с психоэмоциональным напряжением и стрессом. Это обусловлено экономической необеспеченностью большого процента населения (до 60%), правовой незащищенностью, невостребованностью интеллектуального потенциала в обществе, утратой социального статуса, тяжелой криминогенной обстановкой, неуверенностью в будущем, миграционными процессами, конфликтной обстановкой в семье и на работе.


Медицинские проблемы миграции связаны со следующими основными факторами: бытовая необустроенность, безработица, низкий уровень материального дохода, плохие условия; санитарно-эпидемиологическое неблагополучие; сложности психологической адаптации к новым условиям жизни, состояние хронического стресса; сложности медицинского обслуживания; изменение климато-географических факторов.


К третьей группе причин плохого здоровья населения России следует отнести неблагополучную экологическую обстановку в большинстве регионов страны. Техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов способствуют ухудшению состояния здоровья населения, росту заболеваемости.


Четвертая группа причин связана с несоблюдением санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту (недостаточная освещенность, температурный дискомфорт, несоответствующая мебель, несоблюдение техники безопасности и охраны труда, отсутствие спецодежды, инструментов и т. д.).



1. Дать определение: что такое здоровье? 2. Какие основные факторы определяют здоровье человека? (выбрать все варианты) а)Состояние окружающей среды б)Генетические факторы в)Образ жизни г)Наличие хронических заболеваний. 3. Какие показатели включает соматическое здоровье? а)психические б)функциональные в)биохимические г)морфологические 4. Какие заболевания школьников чаще всего встречаются? а)сердечно-сосудистые заболевания б)болезни эндокринной системы в)болезни органов дыхания г)болезни органов пищеварения. 5. К школьным болезням относятся: а)сахарный диабет б)нарушение осанки в)близорукость г)хронический гастрит


6. Что понимается под осанкой? а)правильное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. б)привычное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. в)уровень регулирования процессов роста и развития в организме. 7. Какие виды осанок вы знаете? (перечислите) 8. Как менялась динамика смертности в России с гг. а)смертность возрастала б)смертность не менялась в)смертность понижалась. 9. В каких странах младенческая смертность наиболее выше? а)США б)Япония в)Канада г)Россия. 10. Какая ожидаемая продолжительность жизни у женщин на сегодняшний день? а)70 лет б)65 лет в)75 лет г)73 года

Давайте влезем в шкуру компрачикоса и прикинем, как мы сможем использовать будущий закон от Минздавсоцразвития в своих гнусных целях. Вообще, в этом законопроекте много всего интересного, типа введения принудительного лечения насморка для взрослых людей. Но я сейчас буду писать только о том, что может заинтересовать любящего денежки детозащитника.

При исследовании законопроекта я руководствовался разбором от kassidi (ссылка). Полный текст законопроекта лежит вон там (ссылка). Под законопроектом красуется подпись законно избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Итак, начнём строить хищные планы.

Статья 2 законопроекта. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Статья 77 Семейного Кодекса РФ. «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Комбинируем эти нормы. «Если ребёнок не находится в состоянии полного физического, душевного и социального благополучия, орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей».

Уже неплохо, да? Детей, которые находятся в состоянии «полного физического, душевного и социального благополучия» не бывает в принципе. Следовательно, можно будет смело забирать в детский дом любого абсолютно ребёнка. Если, разумеется, родители не сумеют при помощи пухлой пачки денег убедить сотрудницу службы опеки оставить ребёнка с ними.

Обратите внимание - компрачикосам не надо будет ни вымогать деньги, ни подделывать документы. Законопроект даёт им полное право отбирать детей. Прямо таки идеальная ситуация для стрижки денег с населения. А ведь всего-то понадобилось составителям законопроекта - залезть в ВикиПедию и взять определение здоровья оттуда (пруфлинк).

План, кстати, компрачикосы будут выполнять на бедных семьях. Во-первых, бедная семья - это семья социально неблагополучная. Ребёнок, находящийся в такой семье, согласно определению юристов из Минсоцздравразвития, нездоров. А во-вторых, ну какую взятку смогут предложить компрачикосу бедные семьи? Двадцать тысяч рублей? Смешно. С нормальных семей за разрешение оставить детей можно будет срубить тысяч двести как нечего делать…

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение профилактических медицинских осмотров (диспансеризации), диспансерное наблюдение, оказание медицинской помощи в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при поступлении в образовательное учреждение, а также оказание медицинской помощи в образовательном учреждении в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при занятиях физической культурой и спортом в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Чем эта статья полезна для компрачикоса? Тем, что родители теперь обязаны беспрекословно подчиняться всем, кто имеет какое-то отношение к медицине. Хочет женщина из поликлиники, чтобы вы купили ребёнку какие-нибудь витамины за полторы тысячи рублей? Выполняйте. Предлагает уставшая дама в белом халате забрать вашего ребёнка в инфекционную больницу, где он гарантированно заразится чем-нибудь от других детей? Заварите ваш рот и молча отдавайте ребёнка.

Иначе вы нарушите его право на оказание медицинской помощи, предусмотренное статьёй 50 обсуждаемого законопроекта. А нарушение прав ребёнка - дело серьёзное, это прямой повод для вмешательства служб опеки и даже милиции… Я уже представляю себе диалог с врачихой:

«- Знаете, я подозреваю, что у вашего ребёнка что-то инфекционное. Давайте-ка отправим его полежать в инфекционное отделение городской больницы…
- Но ведь мы же сказали, что ребёнок просто выпил несвежего сока!
- А вдруг это всё же инфекция? Отправим на инфекционное, полежит там пару недель… Вы понимаете, у меня инструкция, я не могу её нарушить…
- Вот эта тысяча рублей, возможно, будет достаточной компенсацией за нарушение инструкции?
- Добавьте ещё пятьсот и лечите ребёнка дома».

Проще говоря, законопроект Минсоцздравразвития лишает ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи. Заодно, кстати, компрачикосы наносят богатырский удар по антипрививочникам. Теперь антипрививочникам, которые за последние годы попортили немало крови нечистым на руку чиновникам от медицины, придётся или быть как все, или уезжать из страны.

Ещё одна возможность срубить лёгких денег на детях. Цитирую статью 47:

«Статья 47. Права семьи.

4. Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право совместного нахождения с ребенком в возрасте до трех лет включительно в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше трех лет - при наличии медицинских показаний».

Сейчас, для справки, родитель имеет право находиться в больнице вместе с ребёнком любого возраста… Давайте отрепетируем ещё один диалог:

«- Доктор, я хотела бы находиться вместе с ребёнком.
- Зачем? У нас только дети до трёх лет с родителями лежат. Которые постарше уже одни. Я понимаю, конечно, всякое бывает. Вот, в 2009-м году, в Челябинске дети лежали в палате без взрослых. Так одного четвероклассника сначала его сверстники избивали, а потом и вовсе изнасиловали (пруфлинк). Но вы не волнуйтесь, у нас больница хорошая, такого не бывает.
- Доктор! Неужели ничего нельзя сделать?
- Ну, если бы у вас были медицинские показания… Но у вас таких показаний нет…
- А трёх тысяч рублей хватит, чтобы медицинские показания появились?»

Статья 50. Права несовершеннолетних.

3. Дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно могут содержаться в государственных и муниципальных медицинских организациях в порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Что такое ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации? Смотрим ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, статью 1:

«дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи»

Ну, вы поняли. У вас ребёнок-инвалид? Привозите его к нам, будет теперь жить в интернате. У вас ребёнок-хулиган и на его поведение жалуются в школе? Теперь он будет жить в детском доме. У вас малоимущая семья? В детдоме вашему ребёнку будет лучше. Вы говорите, что нормально зарабатываете, просто работаете на рынке без оформления? Не надо пудрить мне мозги. С точки зрения государства вы безработный, равно как и ваша жена. Собирайте ребёнка, машина ждёт уже.

Ладно, пожалуй, хватит. Уже понятно, что компрачикосам следует всячески поддеживать этот закон, благо он даёт чиновникам практически неограниченные возможности для безопасного изьятия денег у родителей.

Теперь о том, что с этим законом делать.

Во-первых, тем, кто хочет изучить всё подробнее. Материалы для этой статьи я взял из разбора межрегиональной общественной организации «За права семьи», скачать их разбор, 22 листа в Ворде, можно в посте kassidi (ссылка).

Выношу оттуда адреса, по которым можно слать тёплые слова чиновникам, имеющим возможность повлиять на превращение законопроекта в полноценный закон:

Адреса для обращений граждан :

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: http://letters.kremlin.ru)

В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
(электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form)

В Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья

(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по охране здоровья»)

В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по вопросам семьи, женщин и детей»)

В Общественную палату РФ
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
(электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send)

Что именно писать чиновникам? Конечно, было бы здорово, чтобы всех юристов Минсоцздравразвития выгнали на мороз калёным сапогом и лишили их права заниматься юридической деятельностью в течение ближайших пятнадцати лет… Однако будем таки реалистами.

Предлагаю написать по этим адресам, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - негодный законопроект, так как открывает огромные возможности для коррупции. И что из этого законопроекта должны быть исключены:

1. Иезуитское определение здоровья, позволяющее отбирать детей из любых семей, а особенно - из бедных семей.
2. Норма, согласно которой дети старше трёх лет лишаются права на поддержку родителей в больнице.
3. Статья, по которой детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» можно забирать в детский дом без их согласия и согласия их родителей.
4. Статья, лишающая родителей ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи.

Для тех, кто не любит писать своими словами, готовые шаблоны писем против законопроекта есть, опять-таки, в посте у kassidi (ссылка).

Совсем же ленивым я предлагаю заглянуть в блог президента Медведева blog_medvedev и обратить внимание нашего гаранта на ту гнусь, под которой он неосмотрительно поставил свою подпись.

Теперь немного о других новостях с фронта ЮЮ.

1. Когда неделю назад мы обсуждали историю Побежника (), некоторые наивные души отписались в том ключе, будто карательная психиатрия - это, якобы, дела давно минувших лет.

Вот карательная психиатрия в Комсомольске-на-Амуре, февраль 2010:
http://www.newsru.com/russia/04feb2010/psyamur.html

Вот карательная психиатрия в городе Тула, май 2009:
http://www.rg.ru/2009/05/21/siroty.html

Ну и ролик из начала поста, что как, рассказывает про карательную психиатрию в Подмосковье.

2. Недавно при пожаре нашли в кабинете у директора школы гей-порнографию. Директор школы был моментально за это уволен. Цитирую Бэтмана ():

«Тайные увлечения - это тайные увлечения, хотя для педагога это вещь несовместимая. Во-первых, это не должно находиться в школе. Во-вторых, человек, который этим занимается, не может работать с детьми».

Лично я вижу тут однозначную дискриминацию сексуальных меньшинств. С нетерпением жду, когда толерасты напомнят Астахову о его обязательствах перед Западом ().

На всякий случай. Я считаю, что если человек тихо смотрит у себя в кабинете порнографию - он имеет на это полное право. А вот ханжество и фарисейство, которыми насквозь пропитаны борцы за нравственность типа Астахова, наносят детской психике реальный вред.

Для справки, прочесть, что говорят об уволенном директоре его ученики, можно вот здесь (ссылка).

3. Г-н Фурсенко считает, что у нас слишком много учителей: как минимум, на двести тысяч человек больше, чем нужно ().

Надо отметить, что г-н Фурсенко сильно лукавит, когда заявляет, будто на каждого учителя приходится десять учеников. Дело в том, что подавляющее большинство школ работает у нас по убогой и неэффективной классно-урочной системе, из-за чего реальный размер классов - вовсе не десять, а, скорее, тридцать человек.

Но это, в общем, мелочи. Гораздо важнее другое. Г-н Фурсенко предлагает направлять уволенных учителей… в службу опеки! Цитирую ():

«Есть и другая сторона, - сказал Андрей Фурсенко. - Когда у учителя нет полной нагрузки, у него и квалификация теряется». Как считает министр, учителя могут быть востребованы в таких сферах, как попечительство, опека и патронат. «Это тоже педагогическая работа, - отметил министр, - И для кого-то такая работа была бы альтернативой работы в школе».

А теперь представьте - несколько сотен тысяч бедолаг, которые оказались недостаточно компетентны даже для работы в школе… Лично меня такая перспектива не вдохновляет.

4. Неделю назад в одном из интернатов под Одессой недосчитались ста детей ().

5. Ювенальная заказуха в Комсомольской Правде (ссылка).

Если вкратце: сначала пишут про полную импотенцию чиновников, потом заканчивают выводом - а давайте назначим в каждую семью куратора. Дескать, пусть ходит каждые три месяца, проверяет - хорошо ли ребёнку, не пора ли его забирать в детский дом не надо ли ему как-то помочь.

Надо отметить, что «Комсомольская Правда» вообще часто пишет последнее время про родителей-садистов (пример).

6. Пользуясь случаем, поздравляю Павла Астахова с днём рождения его младшего сына: Арсению исполнился год. Закрытое семейное торжество проводилось в Монте-Карло, в присутствии ряда знаменитостей (ссылка).

В общем, теперь я понимаю, почему Астахов с высоты своего положения не видит разницы между просто бедной семьёй в коммуналке и живущими на помойке алкоголиками.

7. «Наши органы опеки и попечительства способны сделать из „домашнего“ нормального социально адаптированного ребенка за несколько лет педагогически запущенного, на которого потом навесят ярлык психически больного и умственного отсталого… ().

8. Любопытный и успешный опыт безшкольного обучения (ссылка):

«Один раз в неделю ребенок приходит на занятие в ЦСО, где проходят обычные уроки, как в школе - дают новый материал, смотрят, как ребенок усвоил материал, с которым работал дома. Но разница в том, что в классах - не более 5-7 человек, преподаватели - люди неслучайные, а которые любят свой предмет и любят детей, подача материала максимально адаптирована под способности детей…

…Маленькое, но приятное дополнение: согласно действующему законодательству, родители, переводящие ребенка на семейное образование, получают от школы „учительскую зарплату“ - на сегодняшний день по Москве эта выплата составляет 8 000 рублей».

Здесь акцент сделан на гармоничном сочетании всех аспектов человеческого существования. Эта формулировка созвучна с определением здоровья, которое было дано Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году. Несмотря на то, что определение здоровья ВОЗ часто подвергается критике за его чрезмерную идеалистичность и умозрительность, его всегда упоминают при необходимости описать понятие здоровья.

Можно выделить следующие виды здоровья.

Физическое здоровье – это состояние организма человека с достаточным адаптивным потенциалом, хорошим уровнем физического развития, функциональной подготовленностью организма к выполнению нагрузок различного уровня и интенсивности.

Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.

Душевное здоровье – это динамическая характеристика индивидуальности; способность ставить принципиально реализуемые цели и достигать их; способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Мерой душевного здоровья считается способность человека продуктивно преодолевать трудные ситуации.

Социальное здоровье – это интегральный показатель, описывающий уровень распространения заболеваний в общей популяции и распространение различных форм социальных девиаций.

Исходя из многозначности определений здоровья и его функционирования на различных уровнях, становится понятным, что здоровье зависит от целого комплекса факторов.
Ю. П. Лисицын и Ю. М. Комаров выделили показатели, выступающие факторами риска для здоровья (табл. 1).

Таким образом, на здоровье человека влияют четыре группы факторов, среди которых наибольший удельный вес приходится на образ жизни. Именно поэтому, чтобы поддерживать высокий уровень здоровья, необходимо не только расширить и изменить представление о здоровье и болезни, но и умело использовать все факторы, влияющие на различные составляющие здоровья (физическое, психическое, социальное и духовное), использовать оздоровительные, общеукрепляющие методы и технологии, сформировать установку на здоровый образ жизни.

1. Античная концепция здоровья

Одним из наиболее ранних определений здоровья считается понятие, выдвинутое греческим философом Алкмеоном в V веке до нашей эры. Он определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил. Аналогичное определение есть у Платона, который считал, что здоровье, как и красота, требует согласия противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

Здоровье в античном понимании прежде всего, ориентировано на внутреннее устройство человека. В гораздо меньшей степени оно связывается с системой отношений индивида с окружающим миром и другими людьми.

2. Адаптационная модель здоровой личности .

Этот подход рассматривает здоровье в контексте отношений личности с окружающей средой. Такое представление о здоровье возникает в ХІХ веке. Теоретические предпосылки этого направления лежат в представлениях О. Конта и Э. Дюркгейма, которые любые проявления жизни человека рассматривали как функцию его социальных отношений. В рамках адаптационного направления можно выделить психофизиологический (биологический), эволюционистский и социально-ориентиро­ванный подходы к здоровой личности.

С позиций психофизиологического (биологического) подхода уровень здоровья – это оптимум психофизического реагирования на внешние стимулы. Его поддержание обеспечивает целостность и стабильность организма. Биологическое здоровье связано с сохранением постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Данный подход к здоровью отражает понятие гомеостазиса.

Эволюционистский подход рассматривает приспособление на уровне человечества в целом. В частности, Конрад Лоренц рассматривал человечество как живую макросистему, которая приобретает в процессе эволюции новые свойства. Таким образом, здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида. Человечество не только приспосабливается к окружающей среде, но и активно ее преобразует. В рамках теории биосферы В. И Вернадского к здоровым видам деятельности человечества можно отнести те, которые упорядочивают среду обитания. Если же социальные институты используют формы деятельности, которые вступают в противоречие с природными закономерностями, это приводит к разрушению и вырождению популяции.

Социальный аспект адаптационной модели здоровья рассматривает его как результат того или иного уровня взаимодействия в обществе. Например, Э. Дюркгейм считал, что условием психического здоровья индивида являются его включенность в систему социальных отношений и высокий уровень интеграции социальных связей. Таким образом, здоровье здесь рассматривается со стороны взаимодействия индивида с социальной средой. Здоровая личность – это человек, поведение которого соответствует принятым в обществе нормам и правилам. Таким образом, здоровье в рамках этого направления отождествляется с нормальностью, с нормальным социальным функционированием. Например, нормальный (здоровый) человек это тот, кто окончит школу, получит образование, создаст семью, будет нормально трудиться и т. д. Следовательно, в рамках данного подхода здоровье является важной социальной предпосылкой нормального функционирования общества.



3. Антропоцентрический эталон здоровья .

В основе антропоцентрического подхода лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. Личность рассматривается как свободно развивающаяся, открытая опыту и ориентированная на высшие достижения индивидуальность. К наиболее устойчивым характеристикам здоровой личности можно отнести следующие:

Самоактуализация – направленность на саморазвитие и раскрытие личностного потенциала;

Полноценное развитие и личностный рост, что предполагают готовность к жизненным переменам, умение активно преодолевать трудности и переходить к более высоким уровням существования;

Открытость опыту, что означает способность принять жизненные неудачи как уроки и не терять доверия к миру при любых невзгодах;

Способность к подлинному диалогу – умение принять другого человека таким, какой он есть и не стараться изменить его;

Свобода в переживании и самовыражении, что является условием творчества;

Стремление жить осмысленно.

Термин «болезнь» - не только описательное понятие. Оно представляет общую абстрактную модель, служащую для того, чтобы определить необычные и необъяснимые изменения у человека и, тем самым, понять эти изменения. Кроме того, этот термин указывает, как вести себя по отношению к таким людям.

Подобные основополагающие абстрактные модели играют важную роль в науке; Кун назвал их парадигмами. Парадигма представляет собой основную модель, по которой выверяется и организуется исследование отдельных проблем.

В медицине такой основной моделью является общая концепция болезни, включающая следующие элементы:

Жалобы, отклонения физических функций и отклоняющееся от нормы поведение («плохое самочувствие»), что объясняется каким-то первичным расстройством или специфическим дефектом (возможно, пока не известным);

Этот дефект имеется в индивиде и образует собственно болезнь;

Этот дефект можно объяснить однозначной причиной либо набором причин, всегда повторяющимся;

Согласно классической биомедицинской модели болезни этот дефект (необязательно являющийся причиной) имеет соматическую природу.

Рассмотрим наиболее распространенные подходы к пониманию болезни.

Современная медицина использует биомедицинскую модель болезни. Биомедицинская модель основывается на представлении о существовании неизменных биологических структур и процессов, функционирующих в норме и патологии. При объяснении причин и природы нарушений функций в этой модели отдается предпочтение данным, полученным в ходе научного исследования этих структур и процессов.

Социально-экономическая модель болезни при анализе факторов, причин и распространенности заболевания исходит из необходимости анализа влияния внешних условий на проявления заболеваний. Основные идеи этого подхода в явной и законченной форме были сформулированы в работе Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии".

Рисунок – Плоскости общей модели болезни

Таким образом, модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина болезни - болезнь - плохое самочувствие - роль больного.

В исследовании общая модель болезни - это прообраз для создания гипотез, поисковая модель для объяснения отклонений, нуждающихся в таком объяснении: жалобы гипотетически обобщаются в некую нозологическую единицу, после чего ищут дефект, лежащий в основе данной единицы, и причину этого дефекта.

В практике модель болезни дает возможность сразу использовать результаты исследований. Врачебную диагностику следует понимать именно как процесс классификации. Сделав диагностику и выделив основные симптомы, врач может перенести на своего пациента все, что он знает благодаря исследованиям о причинах, течении и возможностях лечения данной нозологической единицы.

Модель болезни имеет значение не только для науки, практики и больного, но и для общества . Со времен Средневековья заботу о тех, кого определили как больных, взяло на себя общество и учредило специальные заведения - больницы. Обеспечить эту заботу должным образом доверялось особой профессиональной группе – врачам, имеющим соответствующие обязанности и права.

Если чье-либо состояние было определено как болезнь, то ответственность за этого человека возлагается на систему здравоохранения. И наоборот, если по поводу соответствия модели болезни и некоторого отклоняющегося от нормы состояния возникают сомнения, то компетентность врача может оказаться под вопросом. Поэтому вопросы здравоохранения и профессиональные интересы неизбежно связаны с научной дискуссией о сфере значимости модели болезни..

В документе “Ликвидация разрыва” Всемирная Организация Здравоохранения (1995) заявляет: “Самый беспощадный убийца мира и главная причина страдания на Земле это чрезмерная бедность”.

По определению ВОЗ, здоровье: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.).

С тех пор дискуссии по определению понятия здоровья все еще про­должаются и существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье. В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором была дана новая концепция здоровья как: «степениспособности индивида … с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни. При этом не были определены потребности, которые здоровый человек должен быть способен удовлетворять.

2. НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

Из определения ВОЗ, традиционно здоровье представляется тремя компонентами – физической, душевной и социальной. Физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это способность сохранять и использовать тело. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физической формой, тренированностью, физической активностью.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Душевное или психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Оно определяет способность сохранять и использовать душу. Это способность контролировать свои эмоции и поведение. Способность справляться со стрессами и использовать их для повышения своего здоровья.

Социальная составляющая – способность сохранять и использовать отношения с другими людьми. Она отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество.

Можно выделить еще массу составляющих здоровья: генетическую, иммунную, рода, вида, биосферы, здоровье детей и т.д. Лищук В.А. и Мосткова Е.В. выделили три наиболее общих класса составляющих личного здоровья: физическое, социальное идуховное здоровье. Как правило,духовная составляющая здоровья остается в тени при разработке научных основ, программ здоровья, отчетов о состоянии здоровья народа.

В некоторых работах последних лет рассматривают духовную компоненту здоровья. Правда, большинство этих работ посвящено эзотерическим и оккультным методам лечения и повышения здоровья. Бездуховного человека нельзя признать здоровым. Духовное здоровье зависит от максимального раскрытия духовного, нравственного потенциала, сознательной устремленности человека к реализации высших, светлых свойств личности, приобщения к духовным ценностям. Представляется, что обычно рассматриваемое психическое (или душевное) здоровье является частью духовного. Оно часть духовности, обязательная для общества, с точки зрения обеспечения адекватного поведения.

В.А. Лищук и Е.В. Мосткова понимают поддуховной составляющей здоровья способность сохранять и использовать духовность, доброту, творчество. Они считают, чем больше свободы, чем большую часть себя и среды Вы осознаете и, наконец, чем обоснованнее выбор, тем выше уровень духовного здоровья и тем адекватнее поведение человека, он лучше осознает свою ответственность, соблюдает грань между правами, обязанностями и свободой. Поэтому нет большей ценности, более адекватной меры индивидуального и общественного благополучия, чем духовное здоровье.

Три наиболее общие компоненты здоровья: физическая, социальная и духовная, не имеют равной значимости. Акцент на примат духа над телом служит основанием того, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. В нашем мире, где социальный детерминизм борется с личной свободой, именно духовная составляющая определяет индивидуальное здоровье человека как личности и как свободного субъекта.

Характеристика

Краткое содержание показателей

Физическое

Физические ограничения

Ограничения в самообслуживании, подвижности и физической активности

Нуждается в помощи при купании, одевании. Прикован к стулу, постели. Совсем не гуляет

Физическая активность

Возможность выполнять ежедневные нагрузки

Может гулять, подниматься по лестнице, заниматься спортом

Пребывание в постели

Необходимость постельного режима

Число дней в постели за месяц

Физическое благополучие

Личная оценка физической формы

Психическое

Беспокойство/ депрессия

Чувство беспокойства, нервозности, депрессии, уныние

В депрессии или очень несчастен. Беспокоен, плохое настроение

Психологическое благополучие

Частота и интенсивность общих положительных эмоций

Счастлив, удовлетворен жизнью, просыпается с ожиданием интересного дня

Поведенческий/ эмоциональный контроль

Контроль поведения, мыслей и чувств в течение определенных периодов

Ощущение эмоциональной стабильности. Теряет контроль над поведением, чувствами, мыслями. Беспричинный смех или плач

Познавательное функционирование

Ориентация в простран­стве, времени. Память, внимание, бдительность

Много забывает, делает больше ошибок, чем обычно

Социальное

Контакты с людьми

Частота посещений друзей, телефонных контактов с близкими за определенный период

Число контактов за пос­ледний месяц

Социальные ресурсы

Количество и качество социальных связей

Число близких друзей, людей, с кем поговорить

    ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

На какие факторы надо обратить внимание, как распределить между ними свое время и силы?

Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов (см. рис.). Это, прежде всего – биологические и психологические свойства личности: наследственность, темперамент, тип высшей нервной деятельности. Эти практически не поддающиеся переделке факторы определяют здоровье на 15–20%.

Социально-экономические, политические условия

Физическая (природная) среда

Условия труда

Условия быта

Факторы, обусловливающие здоровье (по Ю.П.Лисицину, 1992)

Конечно, влияет на здоровье и здравоохранение, состояние его служб, кадров, доступность лекарств, уровень медицинской науки. Социально-экономические и политические факторы действуют обычно через условия труда и жизни. На все эти факторы мы почти не можем оказать влияния. Все это вместе определяет здоровье еще процентов на 10–15. Максимум, что мы можем здесь сделать – выбирать политиков, которые будут правильно решать проблемы здравоохранения, управления и экономики.

Сила влияния на здоровье окружающей нас среды от 15 до 25% по разным оценкам. Если разделить окружающую среду на физическую (состояние воздуха, воды, пищи, шум и т.д.) и социальную (среда, в которой растут дети, наши отношения в семье и на работе, телевидение, темпы социальных перемен в обществе и т.д.). При таком разделении, можно увидеть, что мы способны в какой-то мере повлиять на эти факторы. Мы можем бороться за сохранение природы и на уровне всей планеты и, особенно, на уровне собственного дома: использовать фильтры для воды и воздуха, тщательно выбирать средства бытовой химии, убрать подальше источники радиации в доме, максимально обезопасить себя от несчастных случаев, сменить место, где мы живем. Мы можем изменять и социальную среду: выбирать себе друзей, место учебы, работу, выбирать, какие передачи смотреть по TV, какие театры посещать, какие газеты читать.

На 50% (некоторые говорят, что даже на 70%) здоровье определяется образом жизни. И мы можем здесь изменить и улучшить многое. Есть масса способов улучшить наши физические способности, способности общения, научиться справляться со стрессами и добиваться своих целей. Достаточно изучено влияние на здоровье курения, питания, движения, алкоголя. Но, как правило, среди факторов, вредящих здоровью, не рассматривают недостаток духовности. Однако во многом именно духовное нездоровье, деформация нравственных ценностей – причина злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, занятия проституцией. Большие возможности повышения здоровья заложены в переходе к духовной деятельности для получения власти не над природой и другими людьми, а над самим собой, своим телом и духом и в использовании этой власти для помощи себе и другим.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение здоровья?

2. Перечислите основные компоненты здоровья и дайте им краткую характеристику?

3. Перечислите факторы, влияющие на Ваше здоровье?

4. Как влияет на жизнь человека состояние его здоровья и его психофизический потенциал?

5. Что такое болезнь?

6. Что необходимо делать для повышения жизнестойкости организма человека?

7. Что такое адаптация?



Похожие публикации