Съемные протезы для детей. Виды съемных протезов для детей

Конструкции зубных протезов, применяемые в клинике протезирования детей, имеют особенности, обусловленные особенностями детского организма и их назначением.

Основное показание к их применению - нормализация функции жевания, глотания, речи, дыхания, профилактика морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

Конструкции протезов должны быть простыми, чтобы не осложнять процесс их изготовления, быть доступными для всех детей, нуждающихся в протезировании. В практике зубного протезирования детей применяются следующие конструкции зубных протезов: вкладки, коронки, штифтовые зубы, съемные пластиночные протезы, мостовидные протезы и распорки, а также протезы - аппараты.

По назначению они делятся на лечебные, профилактические и фиксирующие. Лечебные восстанавливают морфологические и функциональные нарушения.

Профилактические предупреждают формирование аномалий и деформаций при развитии и формировании зубочелюстной системы.

Фиксирующие - для фиксации других конструкций зубных протезов, ортодонтических аппаратов, лечебных и прокладочных материалов.

По способу фиксации они делятся на несъемные и съемные.

По времени применения (использования) - временные и постоянные, хотя понятие постоянные в детском возрасте относительное, т.к. с ростом, развитием и формированием зубочелюстной системы все конструкции зубных протезов необходимо периодически заменять.

Искусственные коронки

Коронки, применяемые в клинике детского протезирования для удобства изложения, принято условно разделить на «временные» и «постоянные».

К временным относятся профилактические или фиксирующие коронки. Ими покрывают не кариозные зубы, а используют, например, на фронтальные зубы при травматическом отломе угла или режущего края для фиксации лечебного материала, применяя биологический метод лечения пульпита, для фиксации профилактических аппаратов (протезов) у детей с дефектами зубных рядов, предупреждающих смещение зубов, для фиксации ортодонтических аппаратов.

При использовании временных коронок, зубы не препарируют, при плотно стоящих зубах проводят физиологическую сепарацию с помощью эластичных колец или прокладок, а в некоторых случаях достаточно незначительно истончить апроксимальные поверхности.

Особенностью временных коронок является то, что их край должен располагаться на уровне десневого края потому, что:

1) если коронка изготавливается на временный зуб, то, исходя из его анатомической особенности - расположения экватора в области десневого края – коронка будет плотно охватывать зуб, а при попытке введения ее в зубодесневой карман она будет травмировать край десны;

2) если коронка изготавливается на постоянный зуб, то она в области шейки будет значительно шире зуба, поскольку должна пройти через непрепарированный экватор, а, следовательно, при попытке введения ее края в зубодесневой карман, она также будет травмировать десну.

Для изготовления временных коронок используются тонкостенные гильзы, толщиной 0,14 - 0,15 мм. Во время технологического процесса изготовления коронки ее толщина уменьшается до 0,11 - 0, 12 мм. Исходя из этого, после наложения такой коронки появляется незначительное завышение прикуса, которое самоустраняется через 1 - 2 дня, а поэтому не является причиной патологических состояний.

После выполнения своей функции временная коронка свободно снимается аппаратом Коппа, поскольку поверхность эмали зуба гладкая.

При необходимости изготовления постоянных коронок применяются общепринятые врачебные правила и технические методы в зависимости от их конструкции (рис. 156).

Для протезирования штифтовыми зубами в детском возрасте пригодны преимущественно корни верхних передних зубов и премоляров, имеющих один корень, а также нижние клыки. Корни нижних резцов и премоляров плоские и истонченные и при механической подготовки канала корня под штифт его стенки истончаются, что приводит к перфорации или поломки корня штифтом.
Требования к корню под штифтовый зуб полностью соответствуют требованиям как и для взрослых.

Учитывая анатомические особенности корней и каналов в детском возрасте (тонкие стенки и широкий канал), а также наиболее частое осложнение при протезировании штифтовыми зубами в виде расцементировки и возможного полома корня, для детей разработана специальная конструкция штифтового зуба.

Ильина - Маркосян Л.В. предложила конструкцию штифтового зуба, особенностью которой является то, что в ней имеется приспособление улучшающее фиксацию, герметизацию устья корневого канала и является амортизатором неблагоприятных для корня боковых нагрузок. Это приспособление представляет собой литую вкладку в устье корневого канала кубической формы с сечением 2 –3 мм.

Схема разновидности вкладок изображено на (рис. 157), где видно, как сила, направленная на зуб под каким – либо углом к его вертикальной оси, достигнув препятствия в виде стенок вкладки, раскладывается на две: вертикальную и горизонтальную. Из них практически опасной может быть только горизонтальная, которая значительно ослабляется встречным сопротивлением.

Итак, данная конструкция штифтового зуба имеет следующие положительные свойства:

1. Плотно прилегает к поверхности корня и герметично обтурирует устье корневого канала.
2. Надежно фиксируется на корне.
3. Наличие вкладки раскладывает (перераспределяет) все виды нагрузки на большую площадь поверхности корня, выполняя амортизирующую функцию.
4. Не оказывает отрицательного влияния на корень и ткани зуба.
5. Эффективна в эстетическом отношении.
6. Несложна в изготовлении.

Конструкция штифтового зуба Ильиной - Маркосян Л.В. имеет существенный недостаток в том, что в результате формирования полости под вкладку кубовидной формы неравномерно истончаются стенки корня, что снижает их прочность. Поэтому Цитрин Д. Н. предложил формировать полость в виде двух встречных треугольников, обращенных вершинами к устью корневого канала. Основание одного треугольника обращено к вестибулярной, а второго к оральной поверхности. Такая форма полости под вкладку в меньшей степени ослабляет прочность стенок корня.
Недостатком этой конструкции заключается в трудоемкости формировании полости под вкладку.

Нами предложена конструкция штифтового зуба с вкладкой в устье корневого канала ромбовидной формы. Формирование такой полости не трудоемко, сохранившиеся стенки корня имеют относительно равномерную толщину, что не ослабляет его прочность (рис. 158).

Мостовидные протезы

Мостовидные протезы в детской практике принято подразделять на профилактические и лечебные. Функция профилактических мостовидных протезов (аппаратов), сохранение места в зубном ряду в области дефекта для последующего нормального прорезывания постоянного зуба, предупреждая смещение зубов ограничивающих дефект и антогониста. Они применяются только при отсутствии одного зуба.

С этой целью было предложено ряд конструкций, которые просты в изготовлении и применении.

Обычные мостовидные протезы, укрепленные на двух коронках, не применимы в детском возрасте, так как они задерживают рост челюстей. Вред от такого протезирования станет заметным через некоторое время даже по внешнему виду. Например, если при отсутствии у подростка четырех верхних резцов укрепить на клыках мостовидный протез обычной конструкции, рост соответствующего участка верхней челюсти приостановится. В результате может сформироваться прогенический прикус и эстетические нарушения в виде уплощенного лица.

Мостовидные протезы с односторонним укреплением применяют в случае потери одного зуба. При наличии корня зуба, ограничивающего дефект зубного ряда с одной стороны, средством для фиксации протеза может служить штифтовый зуб.

При восстановлении дефектов зубного ряда у детей мостовидными протезами с односторонней опорой (консольные). Неотъемлемой частью детского консольного мостовидного протеза является литая окклюзионная накладка или отросток на оральной поверхности передних зубов, отходящий от тела протеза к зубу непокрытому опорной коронкой. Он предохраняет недостаточно устойчивый опорный зуб от вывихивающих и вращательных движений под давлением языка, откусывания и пережевывания пищи. Окклюзионная накладка располагается в фиссуре на интактной поверхности эмали, а при наличии в зубе кариозной полости изготавливается вкладка с углублением для нее. При протезировании данной конструкцией мостовидного протеза необходимо осуществлять постоянный контроль за тем, чтобы во время роста челюсти окклюзионная накладка не сошла с опорного зуба, если же из наблюдений этот фактор становится явно неизбежным, протез необходимо заменить.

Если мостовидный протез должен быть укреплен посредством штифтового зуба, он готовится по описанному выше методу. Вкладка, расположенная в устье канала, обеспечивает фиксацию искусственного зуба, а небный отросток препятствует вращению и расшатыванию опорного корня.

При протезировании зубных рядов у детей мостовидными протезами с двусторонней опорой, для предупреждения задержки роста челюстной кости конструкция протеза должна быть раздвижной.

Раздвижные мостовидные протезы - одна из наиболее удачных конструкций, применяемых в детской практике. Протезы полноценны и эффективны в функциональном и эстетическом отношении, так как укрепляются на естественных зубах и весьма устойчивы. Фиксирующими элементами раздвижного мостовидного протеза могут быть временные или постоянные коронки, штифтовые зубы, а замещающие отсутствующие естественные зубы цельно литые или с пластмассовыми фасетками искусственные зубы. Применение керамики и металлокерамики в этом возрасте нецелесообразно, так как эти протезы временные и после прекращения роста челюстей заменяются на постоянные.

Протез состоит из двух частей, подвижно соединенных между собой. В процессе роста челюсти, части протеза постепенно расходятся (между ними образуется щель), таким образом, развитие и рост челюстей беспрепятственно продолжается.

Принцип подвижного соединения звеньев протеза выдвигается многими из современных авторов и обоснован стремлением предоставить протезу и опорным зубам возможность независимой подвижности в процессе развития, роста и формирования морфофункционального и эстетического оптимума зубочелюстной системы.

Впервые конструкцию раздвижного мостовидного протеза применительно для практики детской стоматологии предложила Ильина – Маркосян. Тело протеза состоит из двух частей, соединенных между собой задвижкой, представленной трапециевидным отростком (в виде ласточкиного хвоста), отходящего от одной половины тела, а во второй половине с оральной поверхности для этого отростка имеется соответствующей формы и размеров паз. Обе половины тела протеза соединяются путем задвижения отростка в паз и собранном положении спаивается с опорными элементами протеза.

Недостатком предложенной конструкции является то, что при раздвижении протеза во время роста челюсти и выхода отростка из паза образуется пустота, которая забивается пищей и плохо вычищается.

Нами предложена конструкция раздвижного протеза, когда паз для отростка - задвижки находится внутри тела и при раздвижении его половин постоянно остается закрытым отростком – задвижкой прямоугольной формы и гигиенические свойства конструкции не ухудшаются (рис. 159).

Копп З. В. предложена конструкция протеза с шарнирными замками, допускающими подвижность частей протеза в пределах определенной амплитуды.
Подвижное соединение протеза обеспечивают его звеньям большую устойчивость и в то же время дают им возможность раздвигаться в стороны вслед за естественным расширением зубной дуги во время роста.

Съемные протезы

Долгое время существовало мнение, что съемный протез для ребенка может явиться моральной травмой и пользоваться таким протезом он не сможет. Однако такое убеждение безосновательно. Как показывает практика протезирования детей съемными пластиночными протезами, что даже дети младшего возраста (3 – 4 года), с интересом относятся к своим «искусственным зубам», охотно пользуются протезами и достаточно быстро адаптируются к ним.

Конструкции съемных протезов для детей, восстанавливая целостность зубного ряда и сохраняя артикуляционное равновесие зубочелюстной системы, также должны иметь свои особенности, отвечающие требованиям растущего детского организма. Кроме того, базис протеза, передавая жевательное давление на беззубый участок альвеолярного отростка стимулирует развитие челюстной кости в данном участке и прорезывание постоянных зубов.

Впервые, частичные съемные пластиночные протезы с конструктивными особенностями для растущего детского организма, были предложены Ильиной – Маркосян Л.В. (1947), которые представляют собой: 1. Протезы, как правило, изготавливаются без кламмеров. 2. Базис протеза не имеет искусственной десны (не перекрывает альвеолярный отросток с вестибулярной поверхности), а заканчивается на уровне гребня альвеолярного отростка. Такая конструкция пластиночных протезов не задерживает рост челюстных костей, а фиксация протеза осществляется за счет анатомической ретенции, адгезии и когезии. При неблагоприятных условиях для фиксации протеза возникает необходимость изготавливать кламмера или перекрыть альвелярный отросток базисом, в таких случаях базис протеза должен быть раздвижным, т.е. иметь свободный разъем (рис. 160). 3. Искусственные зубы ставятся на приточке. 4. Дистальные границы базиса максимально расширены: на верхней челюсти до линии «А», на нижней челюсти базис перекрывает ретромолярное пространство.

Шарова Т.В. (1983) считает целесообразным край базиса протеза заканчивать в области переходной складки, обосновывая это тем, что при наличии достаточного физиологического раздражения наиболее активный оппозиционный рост челюстных костей, особенно нижней челюсти, происходит с вестибулярной поверхности альвеолярного отростка. Кроме того, у основания альвеолярного отростка образуется плотный костный рубец, который препятствует своевременному прорезыванию постоянных зубов. Наступает преждевременная атрофия альвеолярного отростка.

Конструктивной особенностью такого протеза является то, что с вестибулярной поверхности, на всем протяжении ската «беззубого» участка альвеолярного отростка, где должен располагаться базис протеза, шаблонное пространство между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхности базиса величиной 1 – 1,5 мм для оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. Край базиса с вестибулярной повехности на уровне переходной складки должен быть утолщен в виде валика и закруглен на всем протяжении. Он погружается в переходную зону и натягивает слизистую оболочку в этой области. Вследствие того, что существует органическая связь слизистой оболочки преддверия полости рта и надкостницы, последняя через слизистую оболочку получает соответствующее раздражение, в ответ на которое происходит усиленный аппозиционный рост костной ткани альвеолярного отростка и апикального базиса.

Развитие, рост и формирование полноценной в анатомическом и функциональном отношении зубочелюстной системы возможно при условии нормального морфологического развития в эмбриональном периоде полноценной биологической потенции растушего организма и выполнении всех физиологических функций с адекватной нагрузкой.

Полное отсутствие зубов и их зачатков у детей является следствием нарушений развития органов эктодермального генеза (эктодермальная дисплазия). Такая врожденная патология приводит к различным по степени тяжести нарушениям развития и роста альвеолярных отростков и челюстных костей, а следовательно, нарушаются все основные функции зубочелюстной системы. Ребенок с полным отсутствием зубов (рис. 161).

Чтобы при такой патологии развитие и рост челюстных костей максимально приблизить к физиологическим условиям, необходимо создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы вследсвие врожденной патологии. Это обосновывает необходимость своевременного рационального зубного протезирования уже в раннем детском возрасте, которое является одним из составляющих комплекса мероприятий санации полости рта и профилактики различных стоматологических заболеваний.

Для успешного решения этой проблемы необходимо одновременно рассматривать три очень важных аспекта, учитывая возраст пациента:

1. Постановка пациентов с такой патологией на диспансерный учет у врача - ортодонта и оказание своевременной специализированной помощи в полном объеме;
2. Проведение квалифицированного анализа психо-эмоционального состояния пациента и его интеллектуальной способности адекватно воспринимать необходимость проводимых врачебных манипуляций;
3. При протезировании не только максимально исключить вероятность задержки естественного роста челюстных костей, но и создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы стимулирующие их развитие и рост.

С целью восстановления функций зубочелюстной системы, а в первую очередь функции жевания, необходимо осуществлять протезирование детей полными съемными зубными протезами.
Максимально ранним возрастом возможного зубного протезирования детей мы считаем 3 - 3,5 года, что соответствует данным исследований Л.М. Демнера, П.С. Флиса, Т.В. Шаровой. В этом возрасте от ребенка уже можно ожидать адекватного, соответственно возрасту, понимания необходимости самого протезирования, так и всего комплекса врачебных манипуляций, проводимых на различных этапах изготовления протезов. Кроме того, учитывая психо-эмоциональное состояние ребенка при полном отсутствии зубов, правильно проведенная психологическая подготовка и квалифицированные, доступные для детского восприятия рекомендации, позволят выработать у него элементарные правила и приемы пользования полными съемными зубными протезами и избежать возможных осложнений.

Учитывая рост детского организма, а следовательно, постоянное увеличение размеров и изменение формы челюстных костей, возникает проблема сочетания двух взаимоиcключающих факторов при протезировании полными съемными протезами:

1. Для изготовления функционально полноценных полных съемных протезов необходимым условием является плотное прилегание базиса протеза к всей поверхности протезного ложа и создании клапанной зоны в области переходной складки;

2. В то же время, необходмиым условием возможности постоянного роста челюстных костей у детей является свободная от базиса протеза вся вестибулярная поверхность альвеолярного отростка.

Решая эту задачу, для протезирования детей при полном отсутствии зубов нами предложена конструкция полного съемного протеза с эластичной прокладкой. Протез за счет своих конструктивных особенностей не задерживает естественного роста челюстных костей, но в то же время создается клапанная зона, обеспечивающая его хорошую фиксацию и стабилизацию во время функции.

Данная конструкция полного съемного зубного протеза применялась нами для протезирования детей с трехлетнего возраста. Во всех случаях отмечен хороший лечебный результат (рис. 162).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Детская стоматология активно развивается и дает возможность решить массу проблем. Протезирование зубов у детей позволяет бороться с дефектами зубного ряда, восстановить жевательную функцию, благоприятно влияет на развитие зубной системы и на растущий организм юного пациента.

Многие люди уверены, что зубные протезы ставят только пожилым. Этой уверенности есть объяснение, ведь восстановление зубного ряда чаще всего требуется именно людям в преклонном возрасте, когда зубы становятся менее крепкими и ломкими. Тем не менее, для протезирования нет ограничений по возрасту.

Причины отсутствия зубов у детей

Дефекты зубного ряда у юных пациентов стоматологии возникают в силу следующих причин:

  • Кариес и его осложнения.
  • Травмы зубного ряда.
  • Адентия.
  • Воспаления ротовой полости и появление новообразований.
  • Ретенция.

Наиболее часто требуется протезирование передних зубов, расположенных на верхней челюсти. Эти зубы чаще всего поражаются кариесом, да и травмы случаются в большинстве случаев спереди. Адентия и воспалительные заболевания также возникают в передней части зубного ряда.

Чуть реже протезирование требуется молярам и премолярам. Для указанных зубов наибольшую опасность также представляет кариес, реже травмы и другие причины. Если у ребенка присутствует адентия, то указанные зубы при этом могут отсутствовать.

На сегодняшний день хорошо исследованы причины возникновения кариеса. С протезированием при травмах также все достаточно ясно. Причины адентии полностью неизвестны до сих пор. Если одни специалисты связывают малое количество зубов с приспособлением организма к изменениям жизни, то другие настаивают на врожденных нарушениях в развитии.

Классификация адентии

Классификация выполняется по четырем группам:

  1. Практически полное отсутствие зубов. Как правило, у таких детей имеются общие основные и дополнительные признаки заболевания.
  2. Уменьшенное количество зубов, сопровождающееся некоторыми аномалиями, например, .
  3. Адентия с отсутствующими резцами в нижней части челюсти и верхними боковыми резцами. При этом нижние клыки заметно крупнее верхних, а нижняя часть лица уменьшена.
  4. Четвертая группа адентии выявляется наиболее легко и выражается в отсутствии части верхних и нижних резцов. Прикус в таких случаях не нарушается.

При адентии любой степени необходимо выполнять протезирование как можно быстрее. В противном случае дети будут отставать в развитии из-за сложностей пережевывания пищи. Исключение составляет лишь четвертая группа. Протезирование детей с легкой степенью адентии выполняется в индивидуальном порядке по согласованию с родителями.

В каких случаях требуется протезирование зубов у детей?

Отсутствие либо потеря родных зубов в детском возрасте является достаточно большой проблемой. Причем эстетическая сторона отходит на второй план, так как зубы отсутствуют у всех ребят в тот или иной период времени. В первую очередь необходимо восстановить жевательную функцию организма и получения всех необходимых витаминов и микроэлементов для правильного развития организма.

Установка протезов необходима, если:

  • Зубы сильно повреждены кариесом, и установить пломбу не представляется возможным.
  • Разрушение зубов при флюорозе.
  • Появление воспалительных процессов в надкостнице.
  • Периодонтит.
  • Раннее выпадение молочных зубов.

Чаще всего протезируют передние зубы. При этом установка протезов детям и взрослым имеет определенные отличия. Если у взрослых пациентов челюсть полностью сформирована, то организм ребенка постоянно растет. Стоматолог должен обладать большим опытом и знаниями, чтобы при протезировании молочных зубов у детей не нарушить процессы развития организма.

Детские зубные протезы

При необходимости установки протеза ребенку следует учитывать, что у него полностью не сформированы ткани полости рта, поэтому изделие должно быть максимально простым, удобным, гипоаллергенным, безопасным и устойчивым к воздействию агрессивных веществ, не мешать естественному росту челюсти. При выборе конструкции следует учитывать материалы, конструкцию, назначение.

Материалы:

  • Акрил.
  • Нержавеющая сталь.
  • Сталь с хромовым покрытием.
  • Серебряные и оловянные сплавы.

Назначение:

  1. Лечебные — позволяют свести к минимуму дефекты зубного ряда.
  2. Профилактические — позволяют предотвратить деформации и аномалии зубного ряда.
  3. Фиксирующие — закрепляют в ротовой полости ортодонтические аппараты и материалы для лечения и профилактики зубов.

Зубные протезы для детей бывают:

  • Временные и постоянные.
  • Съемные и постоянные.
  • Мостовидные протезы.
  • Коронки.
  • Штифты.
  • Вкладки.

Конструкция штифта для детского протезирования аналогична взрослому изделию. Исключение составляет наличие у детского изделия специального приспособления, при помощи которого фиксация выполняется более прочно и надежно.

Вкладки предназначены для сохранения пульпы и устранения дефектов эмали, они плотно прилегают к корню зуба и надежно фиксируются.

Мостовидные протезы

Часто используются при протезировании зубов у детей и подростков, могут быть:

  1. Профилактическими.
  2. Лечебными.

В первом случае изделия дают возможность минимизировать смещение имеющихся зубов. В результате при росте постоянного зуба ребенок не будет испытывать проблем и неудобств. Использование профилактической мостовидной конструкции оправдано при отсутствии одного зуба.

Мостовидный протез состоит из двух частей, которые имеют подвижное соединение между собой. По мере взросления и роста ребенка увеличивается его челюсть. Благодаря подвижному соединению части протеза расходятся, восстанавливая жевательную функцию и не препятствуя росту организма. Протез продолжает выполнять свои функции без дополнительного обращения к стоматологу. Помимо этого, при пережевывании пищи часть нагрузки передается на челюсть, что ускоряет появление коренных зубов.

Методы фиксации

Несмотря на достаточно простую технологию изготовления, детские мостовидные протезы имеют определенную конструкцию. Фиксации моста на двух коронках не допускается, так как при этом нарушается рост зубочелюстного аппарата, поэтому мостовидный протез крепится только к одному зубу, что и объясняет его конструкцию.

При отсутствии не более чем одного зуба подойдет односторонняя фиксация. Если имеется корень, который ограничивает дефект с одной стороны, для монтажа протеза подойдет штифт.

При установке детского мостовидного протеза с опорой на две стороны лучшим вариантом является раздвижная конструкция. Такие протезы держатся очень прочно, а функциональность зубного ряда совершенно не страдает. Для установки используются штифты, коронки временного либо постоянного типа.

Коронки

С помощью коронок удается восстановить частично разрушенные зубы, минимизировать их смещение при росте ребенка либо лечении полости рта. Коронки устанавливают для фиксации лекарства при травмах режущей части зуба.

Установка коронок временного типа выполняется без препарирования зубов. Край временной коронки и десны располагаются на одном уровне. Такая особенность установки позволяет не травмировать зуб и десну.

При изготовлении коронок применяется материал с толщиной стенок до 0,15 миллиметров. В процессе обточки стенка становится толщиной не более 0,12 миллиметров. Установка сопровождается изменением прикуса, приходящим в норму через два дня. Демонтаж коронки выполняется при помощи специального аппарата и происходит безболезненно для ребенка.

Съемное протезирование

Съемное протезирование зубов у маленьких детей на практике доказало свою эффективность. Пациенты любого возраста достаточно быстро привыкают к конструкциям и пользуются ими без жалоб и недовольства.

Съемные приспособления являются предпочтительным вариантом восстановления жевательной функции у ребенка. Если устанавливать стандартные несъемные конструкции, менять их придется довольно часто.

Съемные протезы выполняют функцию ортодонтических устройств, используют при травмах и аномалиях строения челюсти. Протезирование выполняется в обязательном порядке при полном отсутствии зубов, так как в противном случае патология продолжит развиваться, что приведет к нарушению функциям роста и развития организма.

Съемные пластинчатые конструкции не используют кламмерное крепление. Основа протеза выполняется без искусственной десны, что позволяет не ограничивать рост тканей и челюсти. Установка кламмеров востребована только в крайних случаях.

Использование современных технологий позволило значительно усовершенствовать детское зубное протезирование. Различные варианты конструкций дают возможность подобрать необходимый вариант для ребенка с травмами, болезнями зубов и адентии.

Детским протезированием зубов занимаются только самые опытные стоматологи, основной задачей которых является восстановление жевательных функций и внешнего вида. Современные конструкции позволяют детям спокойно пережевывать пищу, не испытывая неудобств и дискомфорта.

Ваша оценка:

Кариес, врожденные зубочелюстные аномалии, травмы – это лишь малая толика причин, вследствие которых детям приходится протезировать зубы. Порой без установки зубных протезов под угрозой оказывается нормальное развитие детского организма. Именно по этой причине протезирование зубов у детей – крайне важная отрасль современной стоматологии, которой уделяется особое внимание.

Ввиду того, что детский зубочелюстной аппарат сформирован еще не в полной мере, а ткани зубов и слизистая оболочка ротовой полости рта очень нежные и чувствительные, зубные конструкции, предназначенные для детей, должны отличаться максимальной простотой и атравматичностью, к тому же, они не должны становиться помехой росту зубных дуг и челюстей. Как правило, ортопедические конструкции устанавливаются на конкретный период, и через определенное время им необходима замена.

По своему назначению детские протезы могут быть:

  • лечебными – восстанавливающими морфологические и функциональные нарушения зубов;
  • профилактическими – предупреждающими аномалии и деформации развития зубов и челюстей;
  • фиксирующими – предназначенными для того, чтобы фиксировать зубные конструкции, ортодонтические аппараты, лечебные и прокладочные материалы.

Помимо этого, зубные протезы для детей бывают постоянными и временными, а также несъемными и съемными. Так, в детском протезировании широко применяют:

  • Коронки . Их ставят при кариесе и частичном разрушении зубов. При установке коронок нужно следить за тем, чтобы они заходили за края десен. В ходе проведения препарации зуба пульпа должна сохраниться, а обточку следует осуществлять по обычной методике.
  • Пластинчатые съемные конструкции . Их применяют, если отсутствует несколько зубов. А если необходимы расширение челюсти и ортодонтические исправления расположения зубов, то используются раздвижные пластиночные конструкции.

Следует отметить, что самый оптимальный вариант протезирования детских зубов – съемное протезирование. Объясняется это просто: зубочелюстной аппарат у детей активно растёт, поэтому и зубным конструкциям, создаваемым для них, требуется регулярная замена.

Многие скажут, что эта процедура является ненужной, однако они серьезно ошибаются, ведь если ее не проводить, то с постоянными зубами могут возникнуть серьезные проблемы. Сильно разрушенные молочные зубы протезируют коронками (металло-композитными либо металлическими – если зубы жевательные, металло-композитными – если зубы фронтальные). Если молочные зубы были рано удалены, то изготавливаются съемные пластины с искусственными зубами. Вкладки, штифты, а также мостовидные протезы при протезировании молочных зубов не используются, – только пластиночные протезы и коронки.

Многие справедливо интересуются стоимостью услуги протезирования зубов . В нашей стоматологической клинике сочетаются отличное качество, гарантируемое наличием новейшего оборудования и квалифицированных специалистов, и вполне приемлемая цена.

Если вам необходимо провести протезирование зубов детям, то мы всегда ждем вас!

Большинство людей считают, что зубные протезы - это удел пожилых. Действительно, в большинстве своем восстановление зубного ряда требуется в преклонном возрасте, ведь зубы становятся более хрупкими и ломкими. Все же для протезирования нет возвратных ограничений. Применяется оно как во взрослом, так и в совсем юном возрасте. Например, протезирование молочных зубов у детей - это обычная практика в стоматологии.

Для чего нужно протезирование молочных зубов?

«Зачем протезировать молочные зубы, если на их месте вырастут коренные?» - этот вопрос волнует каждого родителя, которому было объявлено о необходимости такой стоматологической процедуры. Коренные зубы действительно вырастут, но только в строго отведенное для этого временя: резцы в 6-9 лет, клыки и задние зубы в 10-12 лет. Для смены зубного ряда необходимо, что корни молочных зубов рассосались, а на их место встали зачатки постоянных.
По ряду причин ребенку может быть необходимо раннее удаление молочных зубов. В основном делается это в том случае, если молочный зуб был сильно разрушен или является источником инфекции. Чтобы проблема не распространилась на здоровые зубы, лучше всего удалить ее эпицентр.

Если удалить зуб в возрасте 5-6 лет, на его месте, конечно, не вырастет новый. Случится это только после полного формирования зачатка коренного моляра или резца. Все оставшееся время в ряду будет «проплешина», а это чревато те, что:
1) Оставшиеся зубы будут нести на себе повышенную нагрузку.
2) Моляры и резцы начинают стремиться занять освободившееся место. В результате для прорезания коренного моляра или резца не остается места, он начинает расти хаотично.
3) Могут возникнуть проблемы с прикусом.
4) Ребенку становится неудобно разжевывать пищу.
5) Нарушается дикция, а в это в возрасте 5-6 лет очень опасно. Проблема неправильного произношения может остаться на всю жизнь.
6) Малыш стесняется улыбаться, особенно если удалены передние резцы или клыки.
Протезирование молочных зубов у детей крайне необходимо. От этого зависит внешний вид и здоровье улыбки в будущем.

Какие протезы молочных зубов чаще всего используются?

В основном используются съемные протезы на один зуб. Крепятся они при помощи кламмеров - полукруглых замков, которые обхватывают оставшиеся зубы в обеих сторон. Для естественного вида кламмеры окрашены в белый цвет. Иногда может использоваться фиксация на клей, но она неудобна потому, что требует большего времени для закрепления протеза.

Если удалено сразу несколько моляров или резцов более выгодно будет установить мостовидный протез. Смотрится он намного естественнее.

Из каких материалов изготавливают протезы молочных зубов?

Материал играет большую роль при выборе протеза молочных зубов. В основном используются нетоксичные материалы, например, нейлон. Но в том случае, если зачаток коренного зуба уже виден на рентгене и до его прорезания осталось чуть меньше года, можно воспользоваться и более дешевым вариантом - пластиком.

Нейлоновые протезы молочных зубов

Нейлон - это очень мягкий материал, который идеально повторяется естественный рельеф слизистой. Используется он только для изготовления базиса - искусственной десны. Для воссоздания натурального зуба он не подходит, в этих целях используется пластик.
Нейлон популярен за счет своей гипоаллергенности, он не выделяет никаких токсинов и полностью безопасен для ребенка.

Пластиковые протезы молочных зубов

Пластиковые или акриловые протезы в детской стоматологии используются очень редко. Все дело в том, что у большинства маленьких пациентов наблюдается аллергическая реакция на этот материал. Все же если противопоказаний нет, такой протез может стать отличным вариантов. Выглядит он довольно естественно, очень прочен и стоит совсем недорого.

Как проходит протезирование молочных зубов?

После удаления молочного зуба должна пройти хотя бы неделя. За это время лунка затянется, и можно будет приступать к протезированию.
Стоматолог делает слепок всей челюсти. Это необходимо для того, чтобы протез идеально соответствовал всему ряду. При помощи шкалы Вита определяется цвет эмали.
Изготовление протеза проходит в специальной лаборатории по полученным данным.
Во время следующего приема у стоматолога проводится примерка протеза. Ребенку должно быть удобно с ним разговаривать и есть. Если возникни какие-то проблемы, протез возвращается в лабораторию для доработки.

Сколько стоит протезирование молочных зубов?

Протезирование зубов у детей - это вполне доступная процедура. Изготовление одного искусственного зуба будет стоить около 1000 рублей. Большей статьей расхода станет система крепления. Каждый отдельный кламмер стоит около 1000-1200 рублей.

Занятие №13

I . Тема: Детское з убное протезирование.

II .Цель: Получить знания о функционально-морфологических нарушениях челюстно-лицевой области при ранней потере зубов, ознакомиться с методами протетического лечения в детском возрасте.

При изучении данной темы студент должен:

Знать: этиологию ранней потери зубов в детском возрасте; функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов; осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

Уметь: применять клинические методы исследования для определения показаний к протезированию; применять специальные методы исследования для определения показаний к протезированию; составлять комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

Владеть : навыками диагностики адентии и принципами ее лечения

Ш.Вопросы входного контроля.

    причины ранней потери зубов у детей;

    клинические проявления дефектов зубных дуг у детей;

    деформации зубных дуг при раннем удалении временных зубов, первых постоянных моляров;

    функциональные нарушения при удалении зубов у детей;

    замещение дефектов коронок временных и постоянных зубов у детей;

    замещение дефектов зубных дуг у детей;

    особенности зубного протезирования у детей.

IV . Содержание занятия:

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей является значительной, меняется с возрастом и достигает 69,6% и выше (Ф.Я. Хорошилкина, 2010).

Диагностика адентии

При осмотре полости рта выявляется локальный дефект в зубном ряду. Разновидность адентии уточняется на рентгенограмме.

Провести анализ функциональных нарушений довольно сложно по причине изменяющегося состояния зубочелюстной системы. Для их оценки применяются статистические и динамические методы исследования, используемые при характеристике этой функции у взрослых.

Классификации дефектов зубных рядов у детей .

При диагностике дефектов зубных у детей клиницисты пользуются классификацией Кеннеди.

Клиника адентии

Многие считают, что дефекты зубных рядов могут явиться результатом первичной адентии. Первичная адентия – редкое явление, причиной такой адентии являются врожденные заболевания и пороки развития челюстно-лицевой области. Так, ангидротическая эктодермальная дисплазия проявляется такими признаками, как скудное оволосение, сухость кожи, отсутствие отдельных (частичная адентия), либо всех зубов (полная адентия).

Часто встречается первичная частичная адентия. Причиной адентии может стать гибель зачатка зуба. Интересно отметить, что дефекты зубных дуг при этом не симметричны.

При врожденных несращениях верхней губы, альвеолярного отростка и нёба, как правило, отсутствуют вторые и реже – центральные резцы.

Общепризнано, что основной причиной вторичной адентии являются осложнения кариеса, одного из самых распространённых заболеваний детского и взрослого населения. В результате формируются дефекты зубных дуг протяженностью до трех и более зубов.

Преждевременная потеря временных зубов требует конкретного определения. Рекомендуют считать потерю временного зуба преждевременной и приводящей к нарушению развития зубочелюстной системы в том случае, если она происходит раньше, чем за один год до физиологической смены. Достоверность диагностики преждевременной потери временных зубов во многом зависит от установленных сроков прорезывания постоянных зубов. В этой связи представляют интерес сроки прорезывания постоянных зубов, установленные исследованиями в разные годы в регионах страны.

Нередко причиной адентии становится травматическое повреждение челюстно-лицевой области в результате падения во время активного отдыха, дорожно-транспортного происшествия. При травме повреждается фронтальная группа зубов, особенно при аномалии их положения.

Внешних симптомов при частичной адентии и фиксированной высоте прикуса может не быть. При отсутствии всей фронтальной группы зубов западает губа.

При удалении верхних временных резцов замедляется рост переднего отдела верхней челюсти. Под давлением языка происходит вестибулярный наклон и зубоальвеолярное удлинение в области нижних резцов. Передний отдел нижней челюсти беспрепятственно растет кпереди, что приводит к формированию мезиальной окклюзии. При потере передних зубов становится нечетким произношение отдельных звуков, формируется инфантильный тип глотания.

Адентия в боковых отделах, отсутствие контакта зубных дуг приводят к уменьшению межальвеолярного расстояния и снижению высоты нижней трети лица (Рис.). Неравномерное распределение жевательного давления приводит к перегрузке фронтальных зубов, снижается жевательная эффективность. Дефицит физиологического раздражения "беззубых" участков челюстей при жевании способствует нарушению парности и сроков прорезывания постоянных зубов, ретенции постоянных зубов в результате образования глубокого костного рубца, мешающего своевременному их прорезыванию, нежелательному внутрикостному перемещению зачатков постоянных зубов и возникновению аномалий положения отдельных зубов. Возможность прокладывания языка в области дефектов зубной дуги оценивают как «вредную привычку». При этом нарушается физиологическое равновесие между отдельными группами мышц, между экзо- и эндосилами, воздействующими на зубные ряды. Зубоальвеолярное удлинение и мезиальное смещение зубов, изменение формы и размеров зубных дуг приводит к деформации окклюзионной кривой и альвеолярного отростка. Нарушение процесса становления высоты прикуса и ее последующее уменьшение приводят к аномалиям окклюзии, нарушению объема движений в височно-нижнечелюстных суставах вокруг сагиттальной и трансверзальной осей.

В случае потери постоянных зубов у детей сопровождается атрофией альвеолярного отростка в области удаленных зубов, нежелательным перемещением и поворотом вокруг продольной оси зубов, граничащих с дефектом зубной дуги, смещением средней линии зубной дуги в сторону удаленного зуба. Нарушение фиссурно-бугоркового контакта с зубами-антагонистами приводит к снижению высоты прикуса, жевательной эффективности, приобретает стойкий характер, приводит к функциональной перегрузке фронтальных зубов.

Таким образом, формирование дефектов зубных рядов вследствие ранней потери зубов относится к факторам риска развития вторичной деформации зубочелюстной системы (Рис.), внутрикостного смещения зачатков постоянных зубов, изменения положения прорезывающихся постоянных зубов, недоразвития альвеолярного отростка в соответствующем участке челюсти, изменения тонуса сосудов пародонта, деформации альвеолярных отростков, укорочения и сужения зубных дуг, а также вынужденного смещения нижней челюсти во время жевания, нарушения взаимоотношений элементов височно-нижнечелюстного суставов. Степень деформации зубных дуг и окклюзии зависят от продолжительности времени с момента удаления зуба.

Эффективность замещения дефектов зубных дуг у детей зависит от своевременности проводимых мероприятий. Однако, из-за недостаточности материальной базы детских стоматологических поликлиник и соответствующих специалистов ортопедическая помощь детям оказывается с опозданием или не проводится совсем.

Реабилитация пациентов, которым зубопротезирование своевременно не было проведено, существенно усложняется. При лечении детей с дефектами зубных дуг и сформированной вторичной зубочелюстной деформацией следует проводить ортопедическое и ортодонтическое лечение одновременно, либо начинать лечение с устранения вторичной зубочелюстной деформации.

Показаниями к зубному протезированию у детей являются :

    Кариозное разрушение временных и постоянных зубов.

    Повышенная стираемость эмали временных и постоянных зубов.

    Гипоплазия эмали.

    Ранняя потеря временных и постоянных зубов.

    Адентия частичная или полная.

    Ретенция зубов.

    Дефекты верхней зубной дуги, обусловленные одно- и двусторонним сквозным несращением верхней губы, альвеолярного отростка и неба.

    Дефекты альвеолярного отростка и нёба при врожденной патологии развития или вследствие воспалительных, травматических или др. повреждений челюстей.

    Своевременное протезирование предупреждает развитие зубочелюстных деформаций.

Показания к зубочелюстному протезированию уточняют с помощью рентгенологического исследования альвеолярного отростка, компьютерной томографии, ортопантомографии, либо обзорной рентгенографии челюстей. Оценивают положение и степень развития зачатков, наличие для них места в зубном ряду, а также возможность его сохранения или создания.

Устранение дефектов зубного ряда у детей имеет свои особенности, связанные с продолжающимся ростом челюстных костей и возрастной спецификой анатомического строения зубов. Данное обстоятельство исключает механический перенос принципов конструирования зубных протезов из взрослой ортопедической стоматологии в практику лечения детей. Применение зубных протезов у детей направлено на восстановление жевательной эффективности, предупреждение зубочелюстных деформаций. Наряду с общепринятыми требованиями к зубным протезам, они должны быть простыми в изготовлении и применении, не препятствовать росту и развитию зубочелюстной системы. Анатомическую целостность коронок зубов у детей по показаниям восстанавливают вкладкой, одиночной коронкой, штифтовой конструкцией. Применение вкладок и штифтовых конструкций у детей требует от специалиста соблюдение всех общепринятых правил изготовления этих конструкций.

Одиночные коронки

В случае преждевременного разрушения коронок зубов у детей применяют коронки, восстанавливающие их анатомическую форму и функциональную полноценность. При подготовке к изготовлению восстановительных коронок у детей важное значение придают принципу щадящего препарирования с минимальной травмой твёрдых тканей зуба. По этой причине перспективно применение тонкостенных коронок, изготовление которых, исходя из высокой приспособляемости пародонта и быстрой адаптации всех звеньев зубочелюстной системы ребёнка к разобщению прикуса (сустав, связки, жевательные мышцы, периодонт), возможно без обработки твёрдых тканей зуба. При использовании восстановительных коронок у детей необходимо исключить травму десневого края и не доводить край коронки до уровня десны.

Дефекты зубных дуг замещают несъемными и съемными конструкциями. На выбор конструкции зубного протеза влияют топографоанатомические взаимоотношения между временными зубами и зачатками постоянных, периодичность и активность роста челюстных костей.

Несъёмные зубные протезы с двусторонней фиксацией для замещения дефекта зубной дуги у детей неприемлемы из-за возможной задержки роста зубоальвеолярной дуги.

Применение несъёмных мостовидных протезов у детей ограничивает различная степень формирования корней опорных зубов и пониженная устойчивость их пародонта к функциональной нагрузке. Использование несъёмных протезов, не препятствующих развитию зубочелюстной системы, у детей не отвергается. Этому требованию отвечают раздвижные мостовидные протезы, но они имеют сложную конструкцию, их изготовление требует специальной подготовки зубного техника и соответствующую материально-техническую базу. Распорка межзубная – несъемный профилактический протез, предотвращающий смещение зубов в сторону дефекта зубного ряда, применяется при ранней потере временных вторых моляров. Состоит из фиксирующего кольца или коронки, укрепляемой на опорном зубе и промежуточной части П-образной формы, изготовленной из ортодонтической проволоки диаметром 1,0 мм.

Для рационального зубного протезирования детей следует помнить, что после прорезывания постоянных зубов в 13-14 лет продолжает изменяться форма зубных дуг. Увеличивается ширина зубной дуги при одновременном её укорочении, в связи с чем допустимо использование несъёмных протезов в боковых участках зубных дуг с 12-13 летнего возраста, а во фронтальном участке – не ранее 15-16лет.

Протезирование дефектов зубных дуг съёмными протезами.

При замещении дефекта зубной дуги IV класса по Кеннеди передние зубы можно установить "на приточке", либо на «искусственной десне».

При множественной адентии и недоразвитии альвеолярного отростка фиксация и стабилизация частичного съемного пластиночного протеза достигаются за счет несъемных коронок с припаянными ретенционными элементами.

Рис. . Состояние при двустороннем врожденном несращении верхней губы, альвеолярного отростка и нёба: а – первичная адентия верхних постоянных резцов, вторичная адентия временных клыков, аплазия межчелюстной кости, б – конструкция зубного протеза, в – улыбка пациента.

При множественной адентии с целью обеспечения нормального развития зубочелюстной системы оправданно начинать ортопедическое лечение съёмными протезами с 2,5-3,0 летнего возраста.

В зависимости от активности роста челюстей и плана лечения протез подлежит замене через 0,5-1 год. При первых признаках прорезывания постоянных зубов искусственные стачиваются.

При замещении дефекта зубной дуги в боковом участке (III класс по Кеннеди), зубы устанавливают на искусственной десне. Между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхностью базиса оставляют пространство глубиной до 1,0 мм, для возможности роста альвеолярного отростка и апикального базиса в трансверсальном направлении. Край искусственной десны в области переходной складки закругляют и утолщают в виде валика, вызывающего во время функции слабое натяжение слизистой оболочки и надкостницы, что способствует росту костной ткани альвеолярной кости, апикального базиса. Заднюю границу базиса заканчивают позади последних моляров по границе твердого и мягкого нёба (линия «А»). Для фиксации и стабилизации съемных протезов используют гнутые проволочные кламмера. Частичные съемные пластиночные протезы такой конструкции подлежат замене через 6 мес.-1 год. Для передачи жевательного давления на альвеолярный отросток с целью стимуляции прорезывания ретинированных зубов повышают прикус на искусственных зубах.

Отдельные исследователи предлагают при съёмном протезировании в детском возрасте избегать кламмерной фиксации протеза (Т.В. Шарова, Г.И. Рогожников,1991) и применять их только на период адаптации детей к протезу в течение 10-12 дней. Конструктивной особенностью съёмных бескламмерных протезов является создание в базисе условий для обеспечения беспрепятственного оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. С помощью съёмного протезирования восполняется недостаток физиологического раздражения, необходимого для роста челюстных костей, своевременного прорезывания и правильной взаимной установки в центральной окклюзии постоянных зубов, а также нормализации высоты прикуса. Считается недоступной гиперкоррекция высоты прикуса на «беззубых» участках челюсти, так как это способствует преждевременному прорезыванию постоянных зубов, внутрикостное развитие которых еще не завершилось. Края базиса частичного съёмного протеза изготавливают утолщёнными, захватывая последний зуб противоположной стороны дефекта. С вестибулярной поверхности базис не должен перекрывать альвеолярный отросток. Для лучшей фиксации дистальный край протеза на верхней челюсти не должен доводиться до линии «А».

Для фиксации съемных протезов у детей можно использовать кламмеры Адамса, телескопические коронки, вестибулярные дуги как в переднем, так и в боковых участках зубных дуг. Для равномерного распределения силы жевательного давления на нижней челюсти рекомендуют увеличивать площадь протезного ложа и уменьшать окклюзионную поверхность в области боковых искусственных зубов. В зависимости от расположения и протяженности дефектов зубных дуг частичные съемные пластиночные протезы могут включать один и боле зубов.

Часто в съёмных протезах у детей применяют постановку зубов «на приточке». Клиницисты советуют при выборе конструкции зубного протеза учитывать возраст ребёнка, причину, вызывающую формирование дефекта, его протяженность, состояние рядом расположенных зубов и антагонистов, а также характер прикуса. При сочетании потери зубов с зубочелюстными аномалиями базис съемного протеза можно использовать для укрепления ортодонтических приспособлений, таких как ретракционные вестибулярные дуги, пружины, винты, наклонные плоскости, окклюзионные накладки. В связи с продолжающимся ростом зубочелюстной системы следует периодически заменять протез. К клиническим критериям, свидетельствующим о целесообразности замены ортопедического аппарата, относят ухудшение его фиксации. Рекомендуют менять или перебазировать съёмные протезы в период временного прикуса через каждые 6-8 месяцев, смешанного – 8-10 месяцев, а у детей 11-15 лет – через 1,0-1,5 года.

Учитывая, что давление, оказываемое губой на альвеолярный отросток во время глотания и речи так же, как и искусственная десна могут задержать рост челюсти, целесообразно применять устройство (Рис.), включающее нёбную пластинку с искусственными резцами (2), поставленными по ортогнатическому соотношению с антагонистами (13), винт (5), кламмеры (6,7). При этом нёбная пластинка разделена на передний (1) и боковые (3,4) сегменты, которые при расширении винта Бертони (5) перемещаются отдельно друг от друга в сагиттальном и трансверзальном направлениях. А в области дефекта зубного ряда по гребню альвеолярного отростка с передним сегментом соединен губной щит (8), отодвигающий губы (9, 10) от поверхности десны на 1,0-2,0 мм. Щит устраняет западение верхней губы, нормализует смыкание губ. Свободный край губного щита закруглен, повторяет контуры переходной складки, обходит уздечку верхней губы и слизистые тяжи и продолжается до уровня расположения первых временных моляров. При смыкании губ натягиваются мягкие ткани в области основания альвеолярного отростка (11), вследствие чего активизируется рост переднего отдела верхней челюсти, постоянные резцы (12) прорезываются в правильном положении. Увеличение размеров апикального базиса исключает возможность рецидива деформации верхней зубной дуги.

Рис. Устройство с искусственными зубами для предупреждения верхней микрогнатии при раннем удалении временных резцов: а – вид снизу, б – вид сбоку.

V .Вопросы текущего контроля:

    Этиология ранней потери зубов в детском возрасте;

    Функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов;

    Осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

    Клинические методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Специальные методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

VI .Литература: Основная:

    Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В.Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва, М.: 2003. – 640 с., с илл.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Лекции по ортодонтии преподавателей кафедры детской стоматологии КГМА

Дополнительная:

    Бушан М. Г., Хорошилкина Ф. Я., Малыгин Ю. М. Справочник по ортодонтии. – Кишинев, 1990 г.

    Белякова С. В., Фролова Л. Е. Врожденные пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, смертность, факторы риска. – Стоматология, 1995, №5, с. 72-75.

    Виноградова Т. П. Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1987 г.

    Герасимов С.Н. Несъемная ортодонтическая техника. – Н.Новгород, 2002.

    Давыдов Б. Н. Аномалии и деформации лицевого скелета у больных с расщелинами верхней губы и нёба. – Тверь: Изд.-во Твер. гос. мед. акад., 1999.

    Калвелис Д. А. Ортодонтия. – Элиста: АОЗТ "Эсен", 1994 .

    Косырева Т. Ф. Оценка морфо – функционального состояния зубочелюстно-лицевой системы и ортодонтические мероприятия в медицинской реабилитации детей и подростков с врождённой полной односторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: Автореф. дис. …доктора мед.наук. – Санкт-Петербург, 2000.

    Руководство по ортодонтии // под ред. Хорошилкиной Ф. Я.– М.: Медицина, 1999.

    Хорошилкина Ф. Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Френкель К., Фальк "Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий". – М.: Медицина, 1987

    Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. Основы конструирования и технология изготовления ортодонтических аппаратов. – М.: Медицина. – 1982.

    Хорошилкина Ф. Л., Гранчук Г. Н., Постолаки П. И. Ортодонтия и ортопедическое лечение аномалий прикуса обусловленных врожденным несращением челюстно-лицевой области. – Кишинев, 1989.

    Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Диагностика и комплексное лечение при зубочелюстно-лицевых аномалиях, сочетающихся с врождённым несращением верхней губы, альвеолярного отростка, нёба. – Санкт-Петербург: Б.и., 2001. – 285 с.

    Шмудт, Холдгрейв. Практическая ортодонтия. М.: Медицина, 2000.

    Шульженко В. И., Верапатвелян А. Ф. Ортопедическая протракция верхней челюсти при мезиальном прикусе, обусловленном одно- и двухсторонним сквозным несращением губы и нёба. // В кн.: Материалы 2-го Международного симпозиума. Актуальные вопросы черепно-лицевой хирургии и нейропатологии. – М, 1998. – с.124-125.

    Шульженко В. И., Аюпова Ф.С., Верапатвелян А. Ф. Система комплексной реабилитации детей и подростков с врожденным несращением губы и нёба на кафедре ДСО и ЧЛХ. // В кн.: Новые технологии в стоматологии. – Краснодар, 2004. – с.173-179.



Похожие публикации