Тесты по биологии "пищеварение". Тесты по биологии "пищеварение" Обмен веществ и энергии

Диагностическая тематическая работа по биологии

по теме «Питание и пищеварение»

(работа составлена по материалам открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ)

8 класс

Уважаемые учащиеся!

Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической тематической работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.

К каждому заданию с выбором ответа (1-10) приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Исключение - задание номер 2, где нужно выбрать 2 из 5. Примерное время выполнения каждого задания части 1 составляет 1,5 минуты.

Ответы к заданиям 11-15 запишите в работе в специально отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Примерное время выполнения каждого задания части 2 составляет 6 минут.

Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны.

В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

За каждый верный ответ в части 1 Вы получаете 1 балл, за неверный - 0 баллов. За верное выполнение заданий части 2 Вы получаете 2 балла, при несоответствии одной позиции эталону - 1 балл, в других случаях - 0. Максимальное количество баллов за всю работу - 20.

Желаю успеха!

Часть 1

К заданиям 1-10 даны четыре варианта ответа, из которых только один

правильный. Номера выбранных ответов обведите кружком.

ИСКЛЮЧЕНИЕ задание № 2

1. Какой из перечисленных продуктов питания является лучшим источником углеводов?

1) картофель

2) говядина

3) рыба

4) шпинат

2. Поль-зу-ясь таб-ли-цей «Со-дер-жа-ние бел-ков, жиров и уг-ле-во-дов в про-дук-тах пи-та-ния», вы-бе-ри-те вер-ные утвер-жде-ния (2 из 5)

1) В сме-та-не из ор-га-ни-че-ских ве-ще-ств боль-ше всего жиров.

2) В ржа-ном хлебе пре-об-ла-да-ют белки.

3) Наи-боль-шее со-дер-жа-ние бел-ков на-блю-да-ет-ся в сырах и го-ро-хе.

4) Жиров нет в яб-ло-ках, са-хар-ном песке и пшене.

5) Уг-ле-во-ды есть во всех про-дук-тах.

3. Какой орган пи-ще-ва-ри-тель-но-го ка-на-ла об-ла-да-ет функ-ци-я-ми пе-ре-ва-ри-ва-ния пищи?

1) пря-мая кишка

2) пи-ще-вод

3) глот-ка

4) же-лу-док

4. На рисунке изображена схема строения пищеварительной системы человека. Какой буквой на ней обозначен орган, в котором происходит интенсивное всасывание питательных веществ?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

5. Какие продукты содержат вещества, стимулирующие выработку желудочного сока у человека?

1) конфеты и пирожные

2) клубника и абрикосы

3) мясной и рыбный бульоны

4) сливочное масло и творог

6. Какую функцию выполняет соляная кислота в желудке?

1) повышает активность желудочного сока

2) расщепляет сложные углеводы

3) предохраняет стенки желудка от механических повреждений

4) ускоряет процесс всасывания

7. Рассмотрите рисунок с изображением опыта мнимого кормления. Что с его помощью доказал И.П. Павлов?

1) выработку желудочного сока контролируют условные и безусловные рефлексы

2) желудок вырабатывает желудочный сок

3) желудочный сок содержит соляную кислоту

4) обычно у собаки вырабатывается около литра желудочного сока

8. Верны ли суждения об особенностях поджелудочной железы в организме человека?

А. Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, потому, что в ней вырабатываются гормоны и пищеварительные ферменты.

Б. Поджелудочная железа продуцирует гормоны инсулин и глюкагон, регулирующие уровень глюкозы в крови

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Уничтожение бактерий толстого кишечника человека может привести к нарушению переваривания

1) белков

2) жиров

3) глюкозы

4) клетчатки

10. Что нужно делать, чтобы не заразиться широким лентецом?

1) питаться только мясом пресноводных рыб

2) есть хорошо прожаренную рыбу

3) пить минеральную воду во время еды

4) постоянно принимать антибиотики

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (11-15) запишите ответ

так, как указано в тексте задания.

11. Вы-бе-ри-те три вер-ных от-ве-та из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функ-ции в ор-га-низ-ме че-ло-ве-ка вы-пол-ня-ет пи-ще-ва-ри-тель-ная си-сте-ма?

1) за-щит-ную

2) ме-ха-ни-че-ской об-ра-бот-ки пищи

3) уда-ле-ния жид-ких про-дук-тов об-ме-на

4) транс-пор-та пи-та-тель-ных ве-ществ к клет-кам тела

5) вса-сы-ва-ния пи-та-тель-ных ве-ществ в кровь и лимфу

6) хи-ми-че-ско-го рас-щеп-ле-ния ор-га-ни-че-ских ве-ществ пищи

Ответ:

12. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между про-цес-са-ми пи-ще-ва-ре-ния и от-де-ла-ми пи-ще-ва-ри-тель-но-го ка-на-ла, в ко-то-рых они про-те-ка-ют — (1) же-лу-док, (2) тон-кая кишка, (3) тол-стая кишка:

А) об-ра-бот-ка пи-ще-вой массы жел-чью

Б) вса-сы-ва-ние ос-нов-ной части воды

В) рас-щеп-ле-ние бел-ков и не-ко-то-рых видов жиров

Г) ин-тен-сив-ное вса-сы-ва-ние пи-та-тель-ных ве-ществ вор-син-ка-ми

Д) рас-щеп-ле-ние клет-чат-ки

Е) за-вер-ше-ние рас-щеп-ле-ния бел-ков, уг-ле-во-дов, жиров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

13. Вы-бе-ри-те три вер-ных от-ве-та из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие про-цес-сы про-ис-хо-дят в пе-че-ни че-ло-ве-ка?

1) вы-ра-бот-ка желчи

2) вы-ра-бот-ка гор-мо-на ин-су-ли-на

3) обез-за-ра-жи-ва-ние ядо-ви-тых со-еди-не-ний крови

4) син-тез ви-та-ми-на С

5) пре-вра-ще-ние глю-ко-зы в за-пас-ный уг-ле-вод — гли-ко-ген

6) вса-сы-ва-ние вод-ных рас-тво-ров ор-га-ни-че-ских ве-ществ в лимфу

Ответ:

14. Установите правильную последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав банана. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) желудок

2) ротовая полость

3) кровеносные сосуды

4) клетки и ткани организма

5) тонкий кишечник

Ответ:

15. Вставьте в текст «Пищеварение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

«Пищеварение»

Пищеварение начинается в __________ (А). Здесь начинается расщепление ________ (Б) под действием ________ (В) слюны. В желудке под действием фермента желудочного сока _____(Г) запускается процесс расщепления белков. В тонком кишечнике завершается процесс расщепления всех видов органических веществ, в том числе жиров под действием фермента панкреатического сока ______(Д). Аминокислоты и глюкоза всасываются в _____(Е), а глицерин и жирные кислоты - в _____(Ж).

Перечень терминов

1) ферменты

2) пепсин

3) крахмал

4) липаза

5) ротовая полость

6) кровь

7) пищевод

8) трипсин

9) лимфа

10) гормоны

11) гликоген

12) двенадцатиперстная кишка

Ответ:

ОТВЕТЫ

задания

Ответ

256

231232

135

21534

5312469

Вариант 1

Задание.

1. Способны напрямую использовать солнечную энергию для производства питательных веществ:

А. Растения

Б. Животные

В. Человек

2. Тело человека на 60-65 % состоит из:

А. Белков

Б. Углеводов

3. Начальный этап пищеварения заключается:

A. В химической обработке пищи

Б. В механической обработке пищи

B. В энергетических превращениях

4. Пищеварительные соки человека содержат:

А. Ферменты

Б. Витамины

В. Гормоны

5. В ротовой полости под воздействием слюны начинается расщепление:

А. Белков

В. Углеводов

6. Количество зубов у человека составляет:

7. Поверхность зубов покрыта:

А. Дентином

Б. Эмалью

В. Цементом

8. Жевание и слюноотделение можно отнести:

A. К безусловным рефлексам

Б. К условным рефлексам

B. К приобретенным рефлексам

9. Основную роль в определении качества и вкуса пищи играют:

10. Вместимость желудка человека составляет:

11. Основным ферментом желудочного сока является:

Б. Трипсин

B. Соляная кислота

12. Что предохраняет внутреннюю оболочку желудка от самопереваривания:

A. Соляная кислота

B. Ферменты

13. В желудке в основном расщепляются:

А. Углеводы

14. Ближайший к желудку участок кишечника называется:

A. Тонкая кишка

Б. Двенадцатиперстная кишка

B. Толстая кишка

15. Какие органические вещества расщепляются до глюкозы:

Б. Углеводы

16. Желчь выделяется клетками:

Б. Кишечника

B. Поджелудочной железы

17. Гликоген в качестве запасного источника энергии откладывается:

A. В печени

Б. В кишечнике

B. В поджелудочной железе

18. Пищеварение на поверхности оболочки тонкой кишки называется:

A. Внутриполостным

Б. Внутриклеточным

B. Пристеночным

19. Какой участок кишечника является органом иммунной системы:

A. Толстая кишка

Б. Аппендикс

B. Двенадцатиперстная кишка

20. Остатки непереваренной пищи подвергаются воздействию бактерий:

A. В толстой кишке

Б. В тонкой кишке

B. В прямой кишке

21. Основная масса расщепленных питательных веществ всасывается в кровь:

A. В желудке

Б. В толстой кишке

B. В тонком кишечнике

22. Употребление избытка калорийной пищи может привести:

А. К анемии

Б. К гипертонии

В. К ожирению

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Превращение питательных веществ пищи в доступные человеку вещества называется... и состоит из... и... обработки пищи.

2. Под воздействием... молекулы сложных органических веществ расщепляются до более..., способных растворяться в воде и всасываться в... и...

3. К пищеварительным сокам человеческого организма относятся: слюна,... сок,... сок, желчь и секрет... железы.

4. Пищеварение начинается в... полости, где происходит измельчение пищи, смачивание ее..., определение вкуса, обеззараживание и начальное расщепление...

5. У человека сначала вырастают... зубы, а затем... зубы, каждый из которых состоит из корня,... и коронки.

6. Основная часть зуба состоит из..., внутри находится..., а снаружи зуб защищен плотной...

7. Смоченная слюной и пережеванная пища поступает в..., пищевод и... за счет способности стенок пищеварительного тракта к...

8. Слизистая оболочка желудка выделяет желудочный сок, который содержит фермент...,... кислоту, обеззараживающую пищу, и..., защищающую стенки желудка от самопереваривания.

9. В желудке происходит расщепление... до аминокислот, после чего пища попадает в... кишку, куда впадают протоки поджелудочной железы и...

10. В... кишечнике заканчивается переваривание белков,... и углеводов за счет... и пристеночного пищеварения.

11... - самая крупная железа организма человека, она выделяет..., стимулирующую расщепление жиров, накапливает запасы... и обезвреживает токсические вещества.

12. В... кишечнике под воздействием бактерий расщепляется..., всасывается...

13. Процесс перехода расщепленных веществ из тонкой кишки в кровь называется... и происходит благодаря..., покрывающим стенку кишки, при этом в кровь поступают аминокислоты,..., жирные кислоты и минеральные соли.

14. Калорийность потребляемой пищи должна соответствовать... затратам человека, иначе развивается..., пищевой рацион должен быть сбалансирован по количеству белков, жиров, углеводов, минеральных солей и...

Вариант 3

Задание.

1. Перечислите основные функции пищеварительной системы и объясните, в чем они заключаются?

2. Что такое ферменты? Каковы их особенности? Какие функции они выполняют? Приведите примеры.

3. Опишите процессы, происходящие с пищей в ротовой полости.

4. Каковы функции слюны?

5. Для чего человеку нужны зубы? Что придает им прочность?

6. Назовите специфические детали строения глотки, в чем их значение?

7. Охарактеризуйте основные компоненты желудочного сока.

8. Какие процессы происходят в тонком кишечнике?

9. Сформулируйте роль поджелудочной железы и печени в процессе пищеварения.

10. Что происходит в конечных отделах пищеварительного тракта?

11. Что означает понятие «рациональное питание»?

Вариант 4

Задание.

1. Какие современные методы исследования пищеварительного тракта и пищеварительных желез вы знаете?

2. Как можно предотвратить развитие кариеса?

3. Какая судьба ожидает порцию жареной картошки с мясом в пищеварительном тракте?

4. Почему ферменты желудка, расщепляющие белки пищи, не расщепляют белки тех клеток, в которых они вырабатываются?

6. Какой ученый изучил механизм работы пищеварительной системы?

7. Какие заболевания пищеварительного тракта вы знаете?

8. Что бы вы посоветовали человеку, страдающему ожирением?

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПЛАСТИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ВИТАМИНЫ

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. В процессе обмена веществ человек получает из внешней среды:

А. Мочевину

Б. Кислород

В. Углекислый газ

2. Конечным продуктом обмена веществ является:

А. Кислород

В. Мочевая кислота

3. Процессы, приводящие к накоплению энергии и усвоению веществ, являются сущностью:

A. Пластического обмена

Б. Энергетического обмена

B. Водного обмена

4. У людей пожилого возраста начинает преобладать:

A. Пластический обмен

Б. Энергетический обмен

B. Водный обмен

5. Впервые провел исследования по изучению причин авитаминоза:

A. Иван Петрович Павлов

Б. Николай Иванович Пирогов

B. Николай Иванович Лунин

6. Введение термина «витамин» принадлежит:

A. Николаю Ивановичу Лунину

Б. Казимиру Функу

B. Илье Ильичу Мечникову

7. Большинство витаминов имеет:

A. Растительное происхождение

Б. Животное происхождение

B. Минеральное происхождение

8. «Куриная слепота» возникает при недостатке:

А. Витамина В

Б. Витамина С

В. Витамина А

9. Недостаток в пище витамина В1 приводит к заболеванию:

Б. Бери-бери

10. Активизация клеточного дыхания и деятельности нервной системы зависит от наличия в пище:

А. Витамина В2

Б. Витамина В1

В. Витамина В6

11. Предупреждает развитие атеросклероза, ожирения, желчекаменной болезни:

А. Витамин В2

Б. Витамин В6

В. Витамин В12

12. Стимулирует образование клеток крови:

А. Витамин В2

Б. Витамин В6

В. Витамин В12

13. Симптом цинги возникает при отсутствии в пище:

А. Витамина С

Б. Витамина D

В. Витамина А

14. Обмен кальция и фосфора, формирование скелета происходит под влиянием:

А. Витамина С

Б. Витамина D

В. Витамина А

15. Окислительно-восстановительные процессы в организме и синтез гормонов надпочечников стимулируются:

A. Витамином В6

Б. Витамином А

B. Витамином РР

16. Избыток витаминов, особенно во время принятия синтетических препаратов, приводит к:

A. Авитаминозу

Б. Гипервитаминозу

B. Гиповитаминозу

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. В процессе обмена веществ организм получает из внешней среды органические вещества,..., минеральные соли,... и выделяет конечные продукты обмена:... газ,... кислоту, мочевину, избыток воды и минеральных солей.

2. Совокупность процессов, приводящих к усвоению веществ и накоплению..., называется... обменом; за счет него происходит рост, развитие и... клеток.

3. Процесс, в ходе которого происходит... органических веществ в клетках с выделением..., называется... обменом.

4. Первые исследования по изучению витаминов были сделаны... и...

5. Витамин... участвует в обмене белков и углеводов, усиливает сопротивляемость организма к... заболеваниям, при его недостатке развивается...

6. В хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, шпинате содержатся витамины группы..., при недостатке в пище витамина... развивается заболевание...

7. Уровень клеточного дыхания регулируется витамином..., развитие атеросклероза и ожирения предотвращает витамин..., а образование клеток крови стимулирует витамин...

8. В шиповнике, лимонах, черной смородине содержится большое количество витамина..., недостаток которого приводит к повышенной утомляемости, снижает иммунитет и вызывает развитие...

9. Обмен кальция и... в костной ткани контролирует витамин..., образованию которого способствуют... лучи, а его недостаток приводит к заболеванию...

10. Нормальный уровень окислительно-восстановительных процессов в организме определяет наличие витамина..., его недостаток приводит к нарушению работы пищеварительной системы и заболеванию кожи...

Вариант 3

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. В чем сущность обмена веществ?

2. Какие вещества поступают в организм человека из внешней среды и какие выделяются в процессе обмена веществ?

3. В чем заключается различие между пластическим и энергетическим обменом?

4. Что такое витамины? Кем и когда они были открыты?

5. Что такое «куриная слепота»? Каковы причины этого заболевания?

6. Каковы причины и симптомы заболевания бери-бери?

7. Какие еще витамины группы В, кроме указанных в учебнике, вы знаете? В чем их биологическое значение?

9. Синтезу какого витамина способствуют солнечные лучи? В чем его значение? Что возникает при его недостатке?

10. Что вы ведаете о никотиновой кислоте?

Вариант 4

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. В какие виды энергии трансформируется энергия, заключенная в химических связях органических веществ пищи?

2. Каким образом происходит регуляция обмена веществ?

3. Составьте схемы обмена белков, углеводов и жиров в организме человека.

4. Каким образом вода поступает и выделяется из организма человека? В чем ее значение в обмене веществ?

5. Каково значение минеральных солей, поступающих с пищей?

6. Что вы знаете о витаминах Е и К?

7. Известно, что человек может долго обходиться без пищи, сохраняя физическую и психическую активность. За счет чего это возможно?

8. Что такое гипервитаминоз? В результате чего он возникает?

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ВАРИАНТ I
1. С пищей человек получает:
а) неорганические вещества;
б) органические вещества;
в) неорганические и органические вещества.
2. Железа, вырабатывающая пищеварительные ферменты и гормоны (смешанная железа),
- это:
а) печень;
б) подъязычная слюнная;
в) околоушная слюнная;
г) поднижнечелюстная слюнная;
д) поджелудочная.
3. Энергию для осуществления жизненных процессов в организме человек получает с
пищей в виде:
а) тепловой;
б) механической; г)
в) световой;
энергии химических связей.
4 Первый отдел пищеварительной системы, где начинает перевариваться белок:
а) ротовая полость;
б) пищевод;
в) желудок;
г) двенадцатиперстная кишка.
5. Переваривание углеводов невозможно при отсутствии в пищеварительном соке:
а) пепсина; г)соляной кислоты;
б) липазы;
в)
амилазы;
д) жёлчи.
Конечными продуктами расщепления жиров в пищеварительной системе являются:
глюкоза и глицерин;
глицерин и аминокислоты;
аминокислоты и карбоновые кислоты;
а)
б)
в)
г) карбоновые кислоты и глицерин;
д) вода и углекислый газ.
витамины:
а) А и С; б) С и В12; в) В12 и К; г) К и Д.
6. В толстой кишке в процессе жизнедеятельности микроорганизмов синтезируются
7. Ферменты, участвующие в гидролизе белков, выделяются железами:
а) ротовой полости;
б) желудка;
в) желудка и печени;
г)
д) тонкой кишки и желудка, а также поджелудочной железой.
тонкой кишки и желудка;
Зубная формула взрослого человека:
а)
б)
2 * 1 * 2 * 3
2 * 1 * 2* 3 ’
3 * 1 * 2 * 2
2 * 1* 3* 2 ’
в)
г)
1
*1* 3* 3 ;
1* 1 * 3 * 3
2* 1 * 3 * 2
2*1* 3 *.2 "
8. Аппендикс - это полый отросток кишки:

а) двенадцатиперстной;
б) тощей;
в)
слепой;
г) прямой;
д) другое решение.
9. Проток поджелудочной железы открывается в:
а) пищевод;
б) желудок;
в) двенадцатиперстную кишку;
г) тощую кишку;
д) толстую кишку.
10. У человека при виде лимона увеличивается во рту количество слюны. Ее выделение из
слюнных желез происходит рефлекторно. Этот рефлекс:
а) условный; б) безусловный.
Ответы:1в,2д,3г,4в,5в,6г,7в,8д,9а,10в,11в,12а.
1. К пищеварительной системе относят:
Вариант II
а) пищеварительную трубку и печень;
б) печень и селезенку;
в) селезенку и поджелудочную железу;
г) поджелудочную железу и гортань;
д) все верно.
2. Энергию для осуществления жизненных процессов человек получает из пищи. Ее
источником служат вещества:
а) неорганические;
б) органические;
в) органические и неорганические.
3. Для человека типично пищеварение:
а) внутриклеточное и внутриполостное;
б) внутриполостное и пристенное (мембранное);
в) внеклеточное внешнее и внутриклеточное;
г) пристенное;
д) внутриклеточное.
4 Отдел пищеварительной системы, где начинается расщепление углеводов:
а) ротовая полость;
б) пищевод;
в) желудок;
г) двенадцатиперстная кишка;
д) тощая кишка.
5. Переваривание белков в желудке возможно, если пищеварительный сок имеет
среду:
а) щелочную и содержит амилазу;
б) кислую и содержит липазу;
в) кислую и содержит амилазу и липазу;
г) кислую и содержит пепсин.
6. Жёлчный проток открывается в:
а) пищевод;
б) желудок;
в) двенадцатиперстную кишку.
7. Некоторые микроорганизмы толстой кишки продуцируют:

а) витамины и аминокислоты;
б) аминокислоты и сахарозу;
в) сахарозу и глицерин.
8. Поджелудочная железа продуцирует ферменты:
а) протеазы (воздействуют на белки);
б) липазы (воздействуют на жиры);
в) амилазы (воздействуют на сахара);
г) все верно.
9. Аппендицит - заболевание кишечника на уровне:
а) двенадцатиперстной кишки;
б) тощей кишки;
в) толстой кишки;
г) прямой кишки близ заднего прохода.
10. Поступление жёлчи в двенадцатиперстную кишку - процесс периодический.
Сильными возбудителями жёлчевыделения являются:
а) желток яйца, мясо, жиры;
б) молоко, мясо, хлеб;
в) мясо, хлеб, жиры;
г) хлеб, картофель, молоко;
д) жиры, картофель, желток яйца, хлеб.
11. Водорастворимые витамины - это:
а) В, С; б) А, В, Е; в) А, Е, К; г) Е, К, В.
12.Среда сока поджелудочной железы, поступающего в двенадцатиперстную кишку:
а) кислая; б) щелочная; в) нейтральная
Ответы: 1а,2б,3б,4а,5г,6в,7а, 8г,9в,10а,11а,12б

Вариант № 1.

    В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на:

    1. простые сахара 2. глицерин и жирные кислоты

    аминокислоты 4. углекислый газ, воду и аммиак

2. Переваривание крахмала в организме человека начинается в:

1. желудке 2. тонком кишечнике 3. ротовой полости 4. толстом кишечнике

3. Какие пищеварительные железы находятся за пределами пищеварительного тракта?

    слюнные; 2. печень; 3. трубчатые железы; 4. поджелудочная железа

4. Как называются твердые ткани зуба:

А. пульпа Б. коронка В. эмаль Г. дентин.

5. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного тракта, в котором он протекает:

Процессы пищеварения

Отделы

    обработка пищевой массы желчью

    всасывание основной части воды

    начало расщепления белков и некоторых видов жиров

    интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

    расщепление клетчатки

    завершение расщепления белков, углеводов, жиров

А) желудок

Б) тонкая кишка

В) толстая кишка

    Установите соответствие между названиями органических веществ слюны и их ролью в пищеварении.

Органические вещества

Природа, функции

    Птиалин, мальтаза

4. Амилаза

    Ферменты, расщепляющие крахмал в солодовой сахар и далее в глюкозу

    Слизистое вещество, способствующее формированию пищевого комка и проглатыванию

    Фермент, обеззараживающий вещество слюны

    Ферменты, переваривающие крахмал и гликоген до мальтозы

7. Установите последовательность расположения органов пищеварения:

А) Толстая кишка; Б) Тонкая кишка; В) Ротовая полость Г) Пищевод

Д) Глотка Е) Прямая кишка Ж) Желудок З) Анальное отверстие

8. Установите последовательность отделов тонкого кишечника:

А) Подвздошная Б) Тощая кишка В) Двенадцатиперстная кишка

9) Установите последовательность отделов толстого кишечника:

А) Прямая кишка

Б) Поперечная ободочная кишка

В) Сигмовидная кишка

Г) Восходящая ободочная кишка

Д) Слепая кишка

Е) Нисходящая ободочная кишка

Итоговый контроль знаний по теме «Пищеварительная система»

Вариант № 2.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1.Желчь образуется в:

1. желчном пузыре 2. железах желудка 3. клетках печени 4. поджелудочной железе

2. Где находится печень:

1. В грудной полости справа под ребрами

2. В грудной полости слева под ребрами

3. В брюшной полости справа под ребрами

4. В брюшной полости слева под ребрами

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. Какие пищеварительные железы находятся в стенках пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки?

    слюнные; 2. печень; 3. железы рта; 4. поджелудочная железа

5. железы желудка 6. железы кишечника

4. Какие органические вещества находятся в слюне:

А) Муцин Б) Пепсин В) Трипсин Г) Лизоцим Д) Липаза Е) Химотрипсин

Ж) Амилаза З) Нуклеаза И) Мальтаза К) Птиалин Л) Эрепсин М) Лактаза

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Установите соответствие между составляющими желудочного сока и их функциями в пищеварении:

Составляющие желудочного сока

Функции

  1. Соляная кислота

    Муцин (слизь)

А) Фермент, расщепляющий жиры молока

Б) Фермент, расщепляющий белковые молекулы до пептидов

В) Предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений

Г) Среда, губительно действующая на бактерии и активирующая ферменты

6. Установите соответствие между клетками, находящимися в слизистой оболочке желудка и веществами, которые они вырабатывают.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7. Установите последовательность возникновения желудочной секреции, осуществляемой рефлекторно:

А) Раздражение пищей рецепторов ротовой полости, а также вид и запах пищи;

Б) По волокнам блуждающего нерва возбуждение передается к железам желудка;

В) Возбуждение передается чувствительным нейронам в составе чувствительных волокон;

Г) Возбуждение передается двигательным нейронам

Д) Импульсы достигают центры сокоотделительных рефлексов, находящиеся в продолговатом мозге и гипоталамусе;

Е) Вызывается отделение желудочного сока.

Итоговый контроль знаний по теме «Пищеварительная система»

Вариант № 3.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1.В какой отдел кишечника открываются протоки печени и поджелудочной железы?

1. В желудок 2. В двенадцатиперстную кишку

3. В тощую кишку 4. Подвздошную кишку

2. Назовите орган, к которому притекает артериальная и венозная кровь:

1. сердце 2. поджелудочная железа 3. почки 4. печень 5. мозг

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. Моторику кишечника усиливают:

    возбуждение блуждающего нерва;

    механические раздражения слизистой оболочки кишечника;

    химические раздражения слизистой оболочки кишечника;

    возбуждение симпатического нерва

4. Соляная кислота желудочного сока:

А) активирует ферменты желудочного сока, расщепляющие белки;

Б) расщепляет белки до конечных продуктов;

В) способствует образованию энтерокиназы и секретина;

Г) переводит прогастрин в гастрин;

Д) регулирует работу пилорического сфинктера.

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Установите соответствие между отделами пищеварительной системы и реакцией среды в них:

6. Из перечня органов пищеварения выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы:

Вопросы

Органы пищеварения

          Самая большая железа

2. Начальная часть толстой кишки

3. Отдел, следующий за желудком

4. Кишка в форме подковы, место обитания бактерий

5. Проводит пищу в желудок

6. Завершает расщепление и всасывание питательных веществ

1. Слепая кишка

2. Двенадцатиперстная кишка

3. Толстая кишка

5. Пищевод

6. Тонкая кишка

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7. Установите последовательность пищеварения у человека:

А) Здесь происходит перетирание, смачивание пищи слюной и расщепление крахмала;

В) Именно здесь пища в основном и переваривается при участии ферментов, выделяемых поджелудочной железой;

Г) Пища поступает в ротовую полость;

Д) Через глотку, соскальзывая по надгортаннику, который играет роль дверцы, не позволяющей пище попасть в дыхательные пути, пища попадает в пищевод;

Ж) Его стенки всасывают воду и минеральные вещества, а также витамин К, синтезируемый бактериями;

З) Непереваренные остатки пищи поступают в толстый кишечник, содержащий миллионы бактерий;

И) Непереваренные остатки пищи проталкиваются в прямую кишку и путем сокращения стенок прямой кишки при расслаблении анального сфинктера выталкиваются наружу.

Итоговый контроль знаний по теме «Пищеварительная система»

Вариант № 4.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1.Орган, в котором завершается процесс пищеварения у человека:

2. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяют:

1. желудок, поджелудочная железа и слюнные железы;

2. печень, слюнные железы, поджелудочная железа и тонкий кишечник;

3. слюнные железы, желудок, поджелудочная железа и тонкий кишечник;

4. печень, желудок, поджелудочная железа и тонкий кишечник;

5. желудок, тонкий кишечник и поджелудочная железа.

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. Функции желудочного сока:

3. Расщепление жиров молока; 4. Расщепление углеводов.

4. Функции ферментов кишечных железок:

    Обеззараживание пищи; 2. Расщепление белков;

3. Расщепление жиров; 4. Расщепление углеводов.

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Установите соответствие для белков, жиров и углеводов с веществами на которые они распадаются в пищеварительной системе:

6. Против каждого из приведенных слева пунктов поставьте один класс питательных веществ, перечисленных справа:

Вопросы

Питательные вещества

1. Запасаются в жировой ткани

2. Биополимеры, незапасаемые организмом

3. Органические вещества, стимулирующие в малых количествах метаболические реакции

4. Перевариваются ферментами слюны

5. Всасываются стенками толстого кишечника

6. Запасается в мышцах и печени

3. Углеводы

4. Гликоген

5. Водорастворимые витамины

6. Жирорастворимые витамины

7. Минеральные соли.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7. Установите последовательность всасывания в тонком кишечнике продуктов распада жиров:

А) Причем, растворимый в воде глицерин легко проникает через мембрану, а жирные кислоты образуют комплексы со щелочами и желчными кислотами и после омыления всасываются через мембрану ворсинки;

Б) Они затем поступают в лимфатический сосудик ворсинки;

В) В лимфатический сосудик кишечной ворсинки из содержимого тонкой кишки всасываются продукты распада жиров;

Г) В клетках ворсинки из глицерина и жирных кислот синтезируются жиры, свойственные человеку;

Д) Через грудной лимфатический проток жиры попадают в общий кровоток и вступают в обменные процессы.

Е) Избыточное количество жира откладывается в соединительной жировой клетчатке и между внутренними органами.

Ответы итогового контроля

Тест по теме «Пищеварение». Биология. 8 класс Вариант №1 Выберите один правильный ответ. 1. К пищеварительному тракту относят: 1)желудок; 2) слюнные железы; 3) печень; 4) поджелудочную железу 2. Метод зондирования позволяет: 1) изучить контуры разных отделов пищеварительной системы; 2) получить желудочный сок и выяснить его химический состав; 3) изучить изменения химического состава пищи в различных отделах пищеварительной системы; 4) осмотреть полость пищеварительного канала. 3. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез в количестве пар: 1)1; 2)2; 3)3; 4)4. 4. В ротовой полости не происходит: 1) механическое измельчение пищи; 2) уничтожение микробов; 3) расщепление жиров; 4) расщепление крахмала. 5. Центр безусловного глотательного рефлекса расположен в мозге: 1) продолговатом; 2) промежуточном; 3) среднем; 4) переднем. 6. Ферменты желудка действуют в среде: 1) слабощелочной; 2)щелочной; 3) кислой; 4) нейтральной 7. Защитную роль по обеззараживанию веществ в желудке выполняет: 1) лизацим; 2) муцин; 3) соляная кислота; 4) птиалин 8. Железы желудка вырабатывают фермент: 1) лизацим; 2) муцин; 3) желчь; 4) пепсин. 9. Начальным отделом тонкого кишечника является кишка: 1) тощая; 2) двенадцатиперстная; 3) толстая; 4) подвздошная. 10. При расщеплении жиров в кишечнике образуются: 1) аминокислоты; 2) глюкоза; 3) жирные кислоты и глицерин; 4) нуклеотиды. 11. В ворсинках тонкой кишки происходит: 1) переваривание жиров; 2) всасывание аминокислот и глюкозы; 3) обезвреживание азотистых шлаков; 4) сбраживание клетчатки. 12. После приема антибиотиков рекомендуют есть кисломолочные продукты, потому что они: 1) усиливают действие антибиотиков; 2) восстанавливают бактериальную среду в кишечнике; 3) ослабляют действие вредных бактерий; 4) содержат пищеварительные ферменты. Вопрос В1. Выберите три правильных ответа. Назовите железы участвующие в процессе пищеварения: 1. Надпочечники 2. Печень 3. Кишечные железы 4. Слюнные железы 5. Щитовидная железа 6. Вилочковая железа Вопрос В2.Установите соответствие между отделом пищеварительной системы и выполняемыми этим отделом функциями: А. Тонкий кишечник Б. Толстый кишечник 1. Ферменты кишечного сока завершают процесс распада питательных веществ 2. Здесь происходит всасывание воды 3. Начинается формирование каловых масс 4. Характерно всасывание глюкозы 5. Железы образуют кишечный сок с большим количеством ферментов 6. Расщепление жиров, белков и углеводов Задание С1.Прочитайте текст. Используя приведённые ниже слова для справок (список слов избыточен), вставьте пропущенные термины (возможно изменение окончаний). В конце текста укажите номера слов в том порядке, в котором они встречаются в тексте. «В ротовой полости пища измельчается, перетирается и смачивается … Механическая обработка пищи происходит с помощью зубов и языка. В ротовой полости различают три вида зубов. Измельчение пищи происходит с помощью… зубов. В ротовой полости при участии фермента… , содержащегося в слюне, начинается процесс расщепления крахмала до…. Слюна имеет…реакцию. Регуляция работы слюнных желез осуществляется нервным центром расположенным в ….мозге.» Слова для вставки 1.Слабощелочная 2. Глюкоза 3. Промежуточный 4. Кислая 5. Коренные 6. Аминокислоты 7. Продолговатый 8. Птиалин(амилаза) 9. Резцы 10. Лизацим. 11. Слюна Тест по теме «Пищеварение». Биология. 8 класс Вариант №2 Выберите один правильный ответ 1. К пищеварительным железам относят: 1) печень; 2) желудок; 3)кишечник; 4)пищевод 2. Метод эндоскопии позволяет: 1) изучить контуры разных отделов пищеварительной системы; 2) Получить желудочный сок и выяснить его химический состав; 3) изучить изменения химического состава пищи в различных отделах пищеварительной системы; 4) осмотреть полость пищеварительного канала. 3. Фермент ротовой полости птиалин расщепляет: 1) крахмал до глюкозы; 2) белки до аминокислот; 3) жиры до глицерина; 4) жиры до жирных кислот. 4. Защитную роль по обеззараживанию веществ в ротовой полости выполняет: 1) лизацим; 2) муцин; 3) липаза; 4) соляная кислота. 5. Центр безусловного слюноотделительного рефлекса расположен в мозге: 1) продолговатом; 2) промежуточном; 3)среднем; 4) переднем. 6. Желудок не выполняет функции: 1) переваривания белков; 2) секреции соляной кислоты; 3) секреции слизи; 4) секреции желчи. 7. Отделение желудочного сока регулируется: 1) корой головного мозга; 2) гуморальным механизмом; 3) нервным механизмом; 4) нервно-гуморальным механизмом. 8. Снижение кислотности желудочного сока может повлечь: 1) снижение активности ферментов желудка; 2) снижение выработки желчи; 3) снижение выработки слюны; 4) улучшение переваривания белков. 9. Проток поджелудочной железы открывается в кишку: 1) тощую; 2) двенадцатиперстную; 3) толстую; 4) подвздошную. 10. Из ворсинок тонкого кишечника в лимфу всасываются: 1) жирные кислоты; 2)аминокислоты; 3) глюкоза; 4)нуклеотиды. 11. Основное количество воды всасывается в: 1) желудке; 2) тонком кишечнике; 3) ротовой полости; 4) толстом кишечнике. 12. При первых признаках пищевого отравления необходимо: 1) вызвать врача и ждать его приезда; 2) дать больному 1-2 литра теплой воды и вызвать рвоту (при этом ждать врача) 3) положить грелку на живот, вызвать врача и поить больного горячим чаем; 4) положить на живот лед и вызвать врача. Задание В1. Выберите три правильных ответа. Назовите функции характерные для пищеварительной системы: 1.Движение частей тела 2.Механическая обработка веществ 3.Защита внутренних органов 4.Всасывание переработанных веществ 5.Химическая обработка веществ 6.Кроветворение. Задание В2. Установите соответствие между железой пищеварительной системы и выполняемыми этой железой функциями: А. Печень Б. Поджелудочная железа 1. Вырабатывает желчь 2. Вырабатывает инсулин 3. Вырабатывает ферменты расщепляющие жиры, белки и углеводы 4. Обезвреживает вредные вещества 5. Разрушает эритроциты 6. Ферменты, вырабатываемые этой железой действуют только в слабощелочной среде С1. Прочитайте текст. Используя приведённые ниже слова для справок (список слов избыточен), вставьте пропущенные термины (возможно изменение окончаний). В конце текста укажите номера слов в том порядке, в котором они встречаются в тексте. «Пищеварение в желудке. Пищеварение в желудке происходит при участии желудочного сока, который содержит в своем составе….,….,…., Ферменты, содержащиеся в желудочном соке, начинают расщеплять белки до… Ферменты желудка действуют в … среде. Желудочный сок вырабатывается железами расположенными в …..слое желудка.» Слова для вставки. 1.Мышечный 2.Слизистый 3.Соляная кислота 4.Серная кислота 5.Ферменты 6.Аминокислоты 7.Глюкоза 8.Жирные кислоты 9.Слизь 10.Кислая 11.Слабощелочная. Таблица ответов №п/п 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. № Вопроса А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 В1 В2 15. С1 Вариант№1 1 2 3 3 1 3 3 4 2 3 2 2 2,3,4 А:4,5,6 Б:1,2,3 11,5,8,2,1,7 Вариант№2 1 4 1 1 1 4 4 1 2 1 4 2 2,4,5 А:1,4,5 Б: 2,3,6 3,5,9,6,10,2



Похожие публикации