Психологическое здоровье определение. Психологическое здоровье человека: определение, особенности, факторы

Введение ………………………………………………………………………… 3

§ 1. Психологическое здоровье ………………………………………………… 4

§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья …………. 5

§ 3. Понятие, виды и источники психологической травмы:

· Физиология психологической травмы ……………………….. 8

· Психологические травмы у детей ……………………………. 10

§ 4. Семья как источник психологического здоровья ребенка:

* Понятие семьи ………………………………………………… 15

* Стили родительского воспитания ……………………………. 15

* Взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологического здоровья ребенка ………………………….… 19

Заключение …………………………………………………………………….. 20

Список литературы …………………………………………………………….. 22

Введение

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, нравственного и психологического здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти - изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. «Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психологическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, на мой взгляд, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного воспитания, которое приводит к сохранению, укреплению психологического здоровья детей.

§ 1. Психологическое здоровье

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Задача педагогов школы – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Существует более 300 определений “здоровья”. Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:

· как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

· как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

· как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.

Одним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на

ухудшение здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Термин «Психологическое здоровье” встречается пока не часто. Но в тех случаях, когда человека нельзя однозначно назвать ни здоровым, ни больным, целесообразнее использовать для оценивания состояния здоровья термин “психологическое здоровье”.

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Для школьников таким патогенным фактором является школьный стресс как состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта.

Важной чертой эмоционального стресса является повышенная тревожность. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью считаются наиболее “удобными”: готовят уроки, выполняют все требования педагогов, не нарушают правила поведения; с другой стороны, зачастую это и наиболее “трудные” дети, которые оцениваются как невнимательные, невоспитанные, неуправляемые. Все это служит поводом для обращений к психологу.

§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

Высокий уровень развития рефлексии.

Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

Успешное прохождение возрастных кризисов.

Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Стиль активный Время появления
и основное содержание
внутреннего конфликта
Стиль пассивный
Защитная
агрессивность
Младенчество.
Чувство небезопасности, стремление к безопасности
Страх уничтожения (смерти)
Деструктивная агрессивность Ранний возраст.
Чувство несвободы, зависимости - стремление к самостоятельности
Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)
Демонстративная
агрессивность
Дошкольный возраст.
Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности
Страх самовыражения
Компенсаторная
агрессивность
Младший школьный возраст.
Чувство неумелости, неполноценности - стремление к ощущению собственной значимости, ценности
Страх взросления
Отрицающая агрессивность Подростковый возраст.
Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» - стремление ощутить целостность «Я»
Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.

В настоящее время люди, к сожалению, редко задумываются о здоровье. Как часто мы произносим слова: «Привет, как здоровье? Спасибо, все хорошо». Для большинства людей здоровье означает лишь отсутствие каких-либо недугов или достаточно серьезных заболеваний. Но ведь здоровье – это не только хорошее физическое самочувствие, но и эмоциональное, психическое, психологическое состояние человека. Человек себя должен ощущать счастливым, нужным этому миру.

Проблемы психологического здоровья человека

Речь идет о психологическом здоровье личности, которое несколько отличается от психического. Для психического характерно соответствовать требованиям адекватности, которое выставляет общество. Неадекватное поведение указывает на психические отклонения. Человек может быть полностью адекватен, но быть расстроенным, подавленным, угнетенным, раздраженным, испытывать ощущение дискомфорта. Также наоборот, бодрый духом, в отличном настроении, может быть психически неадекватным.

Итак, психологическое здоровье человека – это не только душевное, но и личностное здоровье, умение четко оценивать ситуацию, правильно действовать, принимать себя и окружающих, быть в хорошем расположении духа, проявлять креативность в решении жизненных задач. Как правило, психологически здоровые люди имеют активную жизненную позицию, они разумны, жизнерадостные, творческие, открыты к взаимодействию с окружающим их миром. Существует определенная норма психологического здоровья – наличие личностных характеристик, которые позволяют взаимодействовать с обществом, а также развиваться и утверждаться самому.

Сохранение психологического здоровья

Оно зависит на прямую от вас. В частности, психологическое здоровье женщины подвержено нарушениям больше, чем мужское, т.к. женщины часто многое принимают в свой адрес. Предлагаем вам пройти интересный тест на психологическое и эмоциональное здоровье. Выберите эфирное масло, запах которого хотите ощутить сейчас больше всего: лаванда, корица, мята, герань:

  1. Лаванда – означает, что вам нужно отдохнуть. Она поможет избавиться от бессонницы, истерии, снизит агрессию.
  2. Корица – показывает, что возможно у вас сейчас нет сил, корица снимет депрессивное состояние, избавит от чувства одиночества и страха.
  3. Мята – означает, что у вас бывают спады жизненных сил. Мята снимет нервное напряжение, восстановит силы, повысит активность.
  4. Герань – показывает, что вас беспокоит беспричинная раздражительность. Герань улучшит настроение, устранит зависимость от чужого мнения, чувство страха.

Также есть несколько советов по устранению депрессии:

  • если вы чувствуете, что вам как-то тошно на душе, есть напряжение – лучшим способом является беседа с близким человеком или психологом.
  • если вы не хотите открывать душу другим людям, то верным помощником станет простое письмо. Изложите в нем все свои переживания, ведь бумага стерпит все.
  • старайтесь рассматривать жизненные ситуации с разных сторон. Ищите во всем позитив.
  • если внутри куча отрицательных эмоций, то нужно освободиться от неприятного, сделайте себе какой-нибудь подарок, что заполнит душевную пустоту.

Основные показатели, когда психологическое здоровье в норме:

Подведя итог вышесказанного, мы понимаем, что все-таки немаловажным является эмоциональное состояние человека. Без него он будет жить неполноценно. Поэтому, стоит проверять не только свое физическое, но и психологическое здоровье.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ: РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

Зеленцова Татьяна Викторовна

старший преподаватель, магистр психологии ИнЕУ,

г. Павлодар, Республика Казахстан

Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из направлений психологической науки - клинической психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. «Мне кажется, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность», - писал А. Маслоу .

В конце 1970-х гг. прошлого века, в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. Гуманитарная парадигма допускает существование разных точек зрения о критериях здоровой личности, модели который существенно обогатили рациональный взгляд на проблему психического здоровья. А. Маслоу указывал: «Я предполагаю, что уже в недалеком будущем мы получим своего рода теорию психологического здоровья, генерализованную, обще-видовую теорию, которую можно будет применить ко всем человеческим существам независимо от того, какая культура их взрастила, в какую эпоху они живут» .

Теоретические модели психологического здоровья представляют собой варианты развития и конкретизации более общих представлений о человеческой реальности. Их сопоставление помогает осветить исходную философскую систему координат. В истории философии отчетливо видны основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление (XVIII-XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии - И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности. При этом индивидуальную сущность они признавали вторичной по отношению к общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и быть человеком. Крайней формой данного выражения стали труды К. Маркса и Ф. Энгельса о приоритете общественного над индивидуальным, поглощение человеческой индивидуальности коллективным, развитие тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.

Социоцентрической парадигме противостоит направление философии индивидуализма, авторами которой стали М. Штирнен, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Х. Ортега - и Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Н. Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, его совершенствование как личности, желания «быть самим собой». Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм в реальной жизни предстает в форме самообожания, чувства одиночества, потерянности, отчаяния, проявляется в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности.

Психологическое здоровье человека интегрирует аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем, многие проблемы, возникаю­щие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.) .

В истории психологии, в русле теории психологического здоровья преемственно рассматриваются две ориентации. Первая - социоцентрическая (Э. Фромм, В. Франкл, Б. Братусь), в основе которой ученые ссылаются на то обстоятельство, что человек в отличие от животного не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществить родовую природу. Человеком надо стать. Поэтому психологическое здоровье характеризуется как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности. Вторая - персоноцентрическая (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), исходит из того, что человеческой природе присущи позитивные силы (потребности самоактуализации), направляющие к здоровью и росту. Психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия. Разные пути размышления приводят ученых к схожим представлениям о том, какими качествами дожен обладать психологически здоровый человек. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующей формированию психологического здоровья.

Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.

Понятие «психическое здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что «патологические нарушения психического здоровья - неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы - это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные дости­жения и развившие свои личностные возможности . По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям - наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.)

В советской психологии (А.Н. Леонтьев) развивает положение о том, что личностные смыслы - это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают «смысловое поле» для становления и проявления субъектности . Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности - в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.

Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье - это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире .

Религиозное, философское, психологическое учение о трехсос­тавной сути человека - телесной, душевной, духовной - является основание для построения образов субъективной реальности, представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности. Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуали­зацию, универсализацию. Принцип развития - это динамическое преобразование систем связей и отношений в процессе социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособление человека от общества). В антропологическом подходе человек представлен целостно и основу его психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе (ориентировочные возрастные нормы психического здоровья). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития .

При содержательном раскрытии категории психологического здоровья можно использовать определение «человечность», данное А. Маслоу. «Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях, и являются предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя своих собственных сил и способностей» .

Соответственно, психологическое здоровье - это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человеческого индивида .

На основе саморазвития, совершенствования самобытия и возникает человечность индивида - существенная характеристика психологического здоровья. Она выражается в жизнестойкости, основанной на любви к жизни и воле к ее совершенству во всех областях. «Жизнь и дух, - писал К. Юнг, - представляют собой две силы или необходимости, между которыми находиться человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» . Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности - отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.

Список литературы:

1.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352 с.

2.Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 40‑55

3.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 322 с.

4.Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1990. № 2. С. 33‑36.

5.Шувалов А.В. Гуманитарно -антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии.2004. № 6. С. 18‑33

6.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 352 с.

Современный мир зачастую окружает людей стрессами и многими причинами потерять душевную гармонию и саму суть психологического здоровья. Что же такое психологическое здоровье? Прежде всего, оно определяется как отсутствие ярко выраженных отклонений в психологической и эмоциональной жизни человека, которое может помешать его социальной адаптации, а так же достижению поставленных им перед собой целей и решению разного рода задач, возникающих каждый день.

Не стоит путать психологическое здоровье с психическим – во втором случае это понятие является более узким и в случае нарушений часто требующим вмешательства компетентного специалиста. Нарушение же психологического здоровья – скорее продолжительные изменения в психических процессах человека, склонность к некомфортным эмоциональным состояниям, возникновение зависимостей (например, алкоголь и сигареты), появление необычных интересов.

Психологически здоровый человек спокоен, целеустремлен, адекватен по отношению разного рода событиям (не зависимо от того положительные они или отрицательные), разумен, активен и готов к сотрудничеству. Такие люди чаще всего четко знают чего хотят и стремятся достичь этого, занимаются самообразованием и самосовершенствованием, стараются достичь счастья.

Однако в современном обществе из-за обилия стрессов и всякого рода давления, люди все чаще могут – сами того не зная – быть подвержены нарушению психологического здоровья.

Чаще всего встречаются следующие признаки нарушенного психологического здоровья:

Неуравновешенность

Агрессивность

Депрессивность

Чувство вины

Наличие большого количества страхов или фобий и т.д.

Уровень психологического здоровья может различаться у людей, обладающих разными характерами. К примеру, более мягкий и пассивный будет больше подвержен нарушениям, нежели чем уверенный в себе человек.

Как улучшить психологическое здоровье:

Эмоциональное состояние. Очень важно быть в позитивных отношениях как в семье, так и вне ее – например, иметь возможность получить поддержку в трудные минуты жизни, что существенно снизит риск ухудшения общего состояния.

Умение справляться с трудностями. Любой способен воспитать в себе такое полезное качество как упорство в достижении цели и умению с достоинством проигрывать. Способность адекватно реагировать как на положительные, так и на отрицательные ситуации – очень полезное качество в современности.

Целеустремленность. Психологически здоровый человек никогда не сидит на месте и ставит перед собой реальные цели и стремится к их воплощению.

Оптимизм, надежда, вера, позитивный взгляд на окружающее очень важны для сохранения психологического здоровья человека.

Способность видеть прекрасное, ценить красоту и вдохновляться. Замечая больше красоты окружающего мира, чем всего негатива, что так старательно окружает любого в современном мегаполисе, человек существенно повысит эмоциональное состояние и принесет множество новых красок и позитивных моментов жизнь.

Что такое здоровье?

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная Организация Здравоохранения)

  • физического;
  • психического;
  • социального.

Физическое здоровье, как правило, определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).

Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия. Обычно человек жалуется окружающим на трудности в жизни и трудности общения, на проблемы психологического и социального характера. Таким образом, «здоровье» рассматривается, как мера способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности.

Что такое психологическое здоровье?

Психологическое здоровье – это отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой.

Психологическое здоровье — более широкое понятие по отношению к психическому здоровью. Нарушения психического здоровья — психозы, неврозы и другие расстройства, требуют, в большинстве случаев, компетентного вмешательства психиатра. Нарушения психологического здоровья — это лишь стойкие негативные изменения в работе психических процессов, склонность к дискомфортным психическим состояниям, расстройства характера, наличие аддиктивных зависимостей, проявление весьма необычных интересов и склонностей. К психологическому нездоровью относят также комплексные расстройства в душевной жизни, например излишнюю склонность к психологическим защитам.

Основные критерии психологического здоровья

  • адекватное восприятие окружающей среды;
  • осознанное совершение поступков;
  • активность, работоспособность, целеустремлённость;
  • способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь;
  • чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям;
  • способность составлять и осуществлять свой жизненный план;
  • ориентация на саморазвитие;
  • целостность личности.

Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами в изменяющемся мире, способен формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие полноценную жизнь.

3 уровня психологического здоровья:

Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

Адаптивный, средний уровень , проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:

— поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.

— поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек «в любой монастырь идет со своей молитвой». Их девиз: «Нам все равно как, лишь бы по-нашему».

К признакам низкого уровня здоровья также относятся: непонимание своих потребностей, эмоций, способностей, конфликтов и нежелание их осознавать; игнорирование и искажение реальности с помощью защитных механизмов, ее замена фантазиями, ложью; неумение установить баланс своих и чужих потребностей, неуважение либо к потребностям других, либо к своим, эгоцентрический смысл жизни (обладание и разрушение), использование других как средства достижения своих целей, неспособность к самоотдаче и любви, забота только о самом себе и др.

Психолог А. Маслоу (Abraham Maslow ) о психологическом здоровье

«Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее. Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен увидеть больше правды, и более высокой правды. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению».



Похожие публикации