При работе по психологической коррекции с ребенком. Принципы психокоррекции ребенка

Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:

1. Единство диагностики и коррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению диагноза и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.

2. Деятельностный принцип коррекции. Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.

3. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Коррекционная работа с ребенком не будет эффекта за пределами зоны ближайшего развития.

4. Направленность психокоррекционной работы "сверху вниз", то есть на создание оптимальных условий для развития высших психических функций, которые будут способствовать компенсации недостатков элементарных психических процессов.

5. Принцип нормативности, то есть ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.

6. Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направлена на устранение причин отклонений в развитии.

7. Принцип "замещающих онтогенеза". Коррекционная работа должна начинаться с той "точки", с которой начались отклонения от оптимальной программы.

Таблица С

ОПИСАНИЕ И психологическом смысле приемов и способов психокоррекции

Способы воздействия

Возможные формы

Простое предложение

"Я предлагаю Вам сделать такое..."

Используется в ситуации, когда клиент фактически готов к предлагаемой действия, но из-за своей нерешительности не может ее начать.

Запрещается предлагать клиенту принятия жизненно важных решений.

Парадоксальная инструкция

"Предлагаю Вам продолжать то, что Вы делаете"

Доказательство противоречий клиента до такой степени, когда становится очевидным их непродуктивный характер. Некоторые клиенты начинают осознавать примитивность переживаний, вызывает данная ситуация. Нельзя предлагать ригидным, склонным к замятия личностям.

Фантазирование

"Представьте себе Вашу проблему. Опишите то, что Вы чувствуете, видите, слышите! Ли на эту проблему можно посмотреть иначе? Попробуйте это сделать. А, возможно, мы сможем еще что-то заметить в этой ситуации? Можно ли иначе объяснить поведение в ней других людей и свое собственное поведение? "

Спектр действия очень широк. Используют для воспроизведения и анализа травмирующих обстоятельств, выявление особенностей реагирования клиента на психогенную ситуацию, а также для коррекции поведения и переноса клиента в подобную ситуацию. Один из основных приемов развития рефлексии. Формирует у клиента способность по-разному смотреть на травмирующее фактор. Применять следует постоянно. Недопустима оценка высказываний, действий, переживаний, мыслей клиента. Психолог принимает интерпретации клиента и лишь хочет сказать ему, что клиент немного не учел в своем видении ситуации.

Приглашение клиента к новому видению ситуации

"Поскольку мы с вами выяснили, какой психологический эффект может иметь место в данной ситуации, то попробуйте не спешить с выводами, если столкнетесь с подобными обстоятельствами". "Итак, какой вы видите вашу ситуацию?"

Предусматривается обязательное расширение знаний и умений клиента по психологии, на базе которых клиенту предлагается четкая рекомендация: что психологически целесообразно делать в подобных ситуациях, а что делать не стоит.

Продолжение табл. С

Способы воздействия

Возможные формы

Самораскрытия психолога перед клиентом

"Вы знаете, со мной когда-то тоже случалось подобное... Отчетливо помню эти переживания. Как сейчас вижу себя в этой ситуации, свои действия, поведение."

Самораскрытия психолога заключается в том, чтобы максимально идентифицироваться с восприятием клиентом данной проблемы.

Можно использовать в начале интервью для установления контакта с клиентом. На стадии поиска альтернативных путей решения проблемы психолог рассказывает, как бы он вел себя в подобной ситуации, показывает, как можно в этой ситуации действовать.

Механизм

"обратной

"Очень хорошо вас понимаю... Да, вам можно посочувствовать... Охотно верю, что сразу и не знаешь, что ответить в подобной ситуации."

Позволяет клиенту понять, как психолог воспринимает его жизненную ситуацию и определить определенное эмоциональное отношение психолога к клиенту, в зависимости от четкости сигналов, посылаемых в ходе обратной связи.

Открытые вопросы

"Кто? Где? Когда? Почему? Как? Опишите в деталях вашу встречу с сыном после школы."

Позволяют получить дополнительную, относительно достоверную информацию о проблеме клиента.

Часто используется при анализе ситуации.

Закрытые вопросы

"Никак не могу понять, какую позицию вы занимаете: такую или такую..." (Дается точное описание каждого варианта поведения).

Применяют в тех случаях, когда клиент высказывается неясно, противоречиво, уклоняется от ответа.

Повтор-перевод

"Правильно ли я понял Вас? Вы говорите, что эта ситуация вызывает у Вас такие вот чувства..." (Дается их полное описание).

Позволяет убедить клиента, что психолог его понимает, а также выяснить некоторые обстоятельства.

Психолог анализирует ситуацию, поведение, действия, характерные переживания клиента.

Окончание табл. С

Способы воздействия

Возможные формы

Логическая цепочка

"Давайте попробуем проследить логику Ваших соображений, которыми переживаниями могут сопровождаться события, какие действия и поступков они Вас подталкивают?"

Прием показывает клиенту, чем на самом деле могут быть вызваны его переживания и позволяет ему спрогнозировать дальнейшие действия.

Используем для обучения клиента прогнозированию, для иллюстрации ошибочно выбранного способа поведения вследствие логично ложных соображений.

Эмоциональное резюме

"Давайте с Вами еще раз переживем тот момент. Вспомним все ошибки, отметим чувства, которые могли бы вызвать у Вас акцентированные обстоятельства"

Прием используется для облегчения понимания клиентом характера собственных переживаний, для выработки навыков "видения" мыслей и чувств, умение говорить о них.

Можно использовать в ходе всей работы с клиентом.

Выплывет-Юче резюме

"Итак, мы пришли с Вами к выводам, которые позволяют Вам изменить характер Вашего отношения к ситуации."

Дает возможность суммировать интервью, помогает клиенту сделать обобщения и конкретные шаги в реальной жизни.

Используют прием, как в ходе интервью на отдельных этапах, так и в конце его, подводя общий итог разговору.

8. опережая характер психокоррекции. Коррекционная работа направлена на формирование того, чего следует достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности, а не на тренировку того, что уже достигнуто ребенком.

9. Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумела выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.

10. Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.

11. Эмоциональная насыщенность занятий. Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.

Основные этапы психокоррекции при работе со школьниками такие: -диагноз;

Прогноз (предвидение дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции и при отсутствии таковой);

Создание психолого-педагогической коррекционной программы. В ней определяется цель, направления психокоррекции, приблизительное количество занятий, их периодичность, продолжительность занятий; перечисляются приемы и методы, которые будут использоваться. Обязательным является наличие в коррекционной программе психологической части, которую осуществляет психолог, и педагогической, которую психолог разрабатывает с родителями, социальными работниками, педагогами и т.д. и осуществления которой происходит под контролем психолога.

Выполнение психокоррекционной программы;

Анализ ее эффективности.

Психологическая коррекция является одним из важ­ных звеньев в системе комплексной реабилитации детей

с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

В патопсихологии и в специальной психологии психокор­рекция рассматривается как способ психологического воздей­ствия, направленный на коррекцию отклонений в психиче­ском развитии ребенка.

В процессе психологической коррекции нарушений детей с ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенно­стей развития ребенка, характер сочетания в картине его со­стояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.

Психологическую коррекцию можно рассматривать в ши­роком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция - это ком­плекс медико-психолого-педагогических воздействий, на­правленных на устранение имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных

свойств.

В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия, направ­ленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных

свойств.

Б.Д. Эльконин (1980) в зависимости от характера направ­ленности коррекции выделяет две ее формы; симптома­тическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и при­чины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура на­рушений в развитии ребенка. Например, у ребенка с ДЦП наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребен­ку усвоить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, не­смотря на интенсивные занятия, у ребенка по-прежнему от­мечаются существенные трудности в усвоении математики. Такой способ коррекции является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую нарушения счета у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у детей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представ­лений, что обусловлено церебрально-органической недоста­точностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому пси­хологическая коррекция должна быть больше сконцентри­рована не на внешний проявлениям отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти откло­нения. Для эффективности психокоррекций необходимы за­нятия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.


Эффективность психологической коррекции в значитель­ной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин.

Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его ана­лизу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих, отправных идей, чрез­вычайно важна в теории и практике психологической кор­рекции.

Важным принципом психологической коррекции являет­ся принцип комплексности. Согласно этому принципу пси­хологическую коррекцию можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических фак­торов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффектив­ны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родители), в ко­торой находится ребенок.

Второй принцип психологической коррекции - личност­ный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психиче­ское явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых

тренингов, психорегулирующих тренировок. При использо­вании разнообразных приемов психокоррекционных воздей­ствий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.

Третий принцип - деятелъностный подход. Личность - проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблю­дение этого принципа чрезвычайно важно в процессе психо­логической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как це­лостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отно­шений ребенка. Психокоррекционный процесс должен про­водиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник - то в контексте игровой дея­тельности, если школьник - то в учебной деятельности. Од­нако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, кото­рый является личностно значимым для ребенка и подрост­ка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных на­рушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от использования продук­тивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).

Четвертый принцип психологической коррекции - это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на осно­ве полной психологической диагностики не только зоны ак­туального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, фи­зических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Процес­сы психологической диагностики и коррекции являются

взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции зало­жен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскры­ваются коммуникативные способности личности, как в про­цессе групповых психокоррекционных занятий. Или пси­хогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Пятый принцип психологической коррекции - иерар­хический. Он базируется на положении Л.С. Выготского о ве­дущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реа­лизация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразо­ваний, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребен­ка. Например, для коррекции мнестических функций у ре­бенка необходимо развивать мыслительные операции: ана­лиз, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материа­ла повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.

Шестой принцип - каузальный. Реализация этого прин­ципа в психокоррекционной работе направлена на устране­ние причин и источников отклонений в психическом раз­витии ребенка. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ДЦП могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочета­ние обоих факторов. В зависимости от первопричины разра­батывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмо­ционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного воспитания боль­ного ребенка, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений является резидуально-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном

психологической коррекции должно быть снижение эмоцио­нального дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок на фоне медикаментозной те­рапии.

Седьмой принцип психокоррекции - временной, так как важно раннее начало онтогенетически последовательного воз­действия, опирающегося на сохранные функции. В послед­ние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию речевого развития и нарушения ори­ентировочно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сло­жившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреж­дение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педаго­гическое воздействие в младенческом и раннем возрасте по­зволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить пси­хоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компен­сации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функ­циональной системы являются первые три года жизни ре­бенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития на­ходится ребенок.

Основные направления психокоррекционной рабо­ты при ДЦП в раннем и дошкольном воз­расте:

Развитие эмоционального, речевого, предметно-действен­ного и игрового общения с окружающими;

Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухово­го, кинестетического восприятия и стереогноза), форми­рование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности
(внимания, памяти, воображения);

Развитие зрительно-моторной координации и функцио­нальных возможностей кисти и пальцев; подготовка к ов­ладению письмом.

Восьмой принцип - единство коррекционной работы с ребенком и его окружением , прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в про­цессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально сти­мулировать это развитие, сглаживать негативное влияние за­болевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возмож­ности и перспективы развития, организовать целенаправ­ленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качест­ва. Для этого важно активное включение ребенка в повсе­дневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел опре­деленные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результа­те у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто ро­дители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не да­ют ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно посте­пенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ре­бенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухо­дить в себя, в свое одиночество.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать фор­му, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости.

Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразви­тием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме патологии развития - недоразвитие высших форм мыслительной деятельности (абстрактного мышления).

Как показано выше, у больных с ДЦП в сочетании с пси­хическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсор­ных сигналов."

Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формиро­вание перцептивных операций;

Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия;

Развитие скорости восприятия объектов.

Направления психокоррекции памяти:

Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях;

Развитие приемов ассоциативного и опосредованного за­поминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление от­личается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мыш­ления у них непосредственно связано с развитием деятель­ности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образ­ного мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, вели­чины, цвета;

Обучение использованию вспомогательных предметов
(орудийные действия);

Формирование наглядно-образного мышления в процес­се конструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллекту­альной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо про­водить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психо­лога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориен­тироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специали­стов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении ре­жима дня, четкой организации повседневной жизни ребен­ка, исключении возможности незавершения начатых ребен­ком действий.

44. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста

Что это такое и с чем ее едят?

Наука Госпожа Психология очень многогранна и любопытна. Сколько же всего ее интересует! И среди всех ее отраслей, детская психология занимает весьма значимое место. Давайте разберемся, что же она изучает?

Детская психология - это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Также, она занимается раскрытием общих закономерностей психического развития в онтогенезе (развитие человека на протяжении его жизни). В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов: младенческий возраст (от 0 до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 6-7 лет), младший школьный возраст (с 6-7 лет до 10 лет), подростковый возраст (от 10 лет до 14 лет), ранний юношеский возраст (от 15 лет до 16 лет). Для чего все это нужно знать психологу, работающему с детьми? Для того, что это знание и анализ возрастных особенностей, а также типичных трудностей развития ребенка в каждом возрастном периоде, позволит выделить основные типы проблем и, соответственно, направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми разных возрастов.

Вот мы и добрались до того заветного термина, которым называют то специфическое взаимодействие между детским психологом и маленьким клиентом – коррекция психического развития, если короче – то психокоррекция. Основная цель подобного мероприятия – восстановление или поддержка психологического здоровья ребенка. Да, да, здоровье может быть не только физическим. Для объяснения этого термина мы используем такие слова как гармония и баланс. Мы считаем, что они лучше всего объяснят сокровенный смысл. Представьте себе чаши весов. Когда они уравновешенны, тогда все в порядке. Если где-то перевес, то значит система дала сбой… Сбой между душой и телом, или между желаниями и возможностями, или между требованиями и самоощущением… не важно. Но надо налаживать механизм. Чем детский психолог и будет заниматься – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Тогда возникает логичный вопрос: а КАК он это будет делать? Как он – психолог, поймет, в каком месте «неполадка» и что «чинить»? В детской психокоррекции, невозможно обойтись без общения с родителями или одним из родителей ребенка (или с фигурой их заменяющей). В процессе деликатной беседы «вырисовываются» основные трудности, с которыми пришли на прием, запрос на помощь. Потом психолог проводит психологическую диагностику. Ее направленность зависит от примерного (т.к. в процессе работы он может меняться) запроса и ситуации, с которой Вы обратились. По результатам беседы и диагностических мероприятий составляется план психокоррекции. Длительность консультации обычно составляет 60 минут.

А теперь разговор пойдет о методах, которые могут быть использованы в работе с детьми и подростками. На данный момент, существует действительно много разнообразных упражнений, техник, которые специалисты используют в индивидуальной или групповой работе с клиентами. Но все они – воплощение какого-либо метода психотерапии. Вот какие они бывают:

  • Игротерапия

Это наиболее популярный и известный метод, используемый в работе с детьми. Почему? Игра – это деятельность, которая развивается у ребенка практически с первых лет жизни и активно способствует его развитию. Игра сама по себе – «психотерапия». Особенно, когда она оказывается «в руках» знающего все тонкости ее использования психолога. Она позволяет в доступной форме обучить какому-то навыку или, к примеру, проработать травматичную тему.

  • Арттерапия

«Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. В отличии от игры, в искусстве есть один немаловажный «плюс» - оно позволяет создавать! Будь то рисунок, поделка из глины или коллаж. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта различают рисуночную терапию, библиотерапия (как литературное сочинение или прочтение литературных произведений), драмотерапия, музыкотерапия и пр. При работе с детьми, чаще всего используется рисуночная, песочная терапия и сказкотерапия.

  • Тренинг

Поведенческий тренинг – это разновидность групповой формы работы. Они направлены на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на общение с социальным миром, на развитие способностей познания себя и других людей. Иногда у ребенка может не хватать каких-то значимых навыков, и тогда тренинговая работа поможет этот пробел заполнить.

  • Психогимнастика

Это тоже одна из разновидностей групповой работы, хотя некоторые ее элементы, можно использовать и в индивидуальной работе. В основе психогимнастики лежит двигательная экспрессия. Это различные упражнения, этюды, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ну, к примеру, во время подобного занятия детьми могут изучаться различные эмоции, азбука выражения различных эмоций. Основная цель - лучшее понимание себя и окружающих, снятие психического напряжения и др.

  • Метод социальной терапии. Статусная психотерапия

Метод социальной терапии - это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением - как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.

Метод статусной психотерапии основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Например, относительное повышение успешности непопулярного, «изолированного», «пренебрегаемого» ребенка путем перевода его в группу более младших детей, понижение статуса относительной успешности путем перевода в группу более старших детей может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении.

Во время работы с ребенком любого возраста, психолог продолжает также взаимодействовать с родителями маленького клиента. Иногда получается так, что сложившаяся ситуация, может быть разрешена только после работы со всей семьей. Даже если изначально запрос был только на работу с ребенком. Обоснование выбора такого направления работы (семейное консультирование) лежит в понимании семьи как системы .

Что это значит? Это значит, что семья рассматривается как единая система, организм, механизм…Ну, к примеру, как часы. А конкретнее, часовой механизм. Неважно, большой он или маленький….главное, что механизм. А в механизмах, как нам известно, суть точной работы заключается в слаженности работы всех его деталей. Члены семьи, конечно не винтики и гайки, но баланс семьи зависит от степени «слаженности» и гармоничности их взаимодействия, и иногда изменение состояния одной детали ведет к поломке другой. Вот и приходиться, иногда налаживать работу изнутри, конечно же, не без желания участвовать в ней всех ее членов! Вот и получается, что иногда трудности, возникшие у ребенка, причины их возникновения кроются не в нем самом, а в специфичности взаимоотношений между домочадцами, а порой, еще и глубже – между целыми поколениями! И тогда работа с ребенком будет бесполезна, так как причина глубже. Опытный психолог сможет это понять и предложить консультацию семье.

Главное, что со всем этим ворохом разнообразных ситуаций можно и нужно справляться, и сделать это реально!

Клинический психолог Ситникова Анастасия

При использовании материалов статьи обязательно указание автора и ссылка на сайт www.psytren.ru

Игумнов С. А.

Психотерапия и психокоррекция детей и подростков

М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 112 с.

В предлагаемой читателю книге систематически изложены основные понятия и методики клинической психотерапии и пси­ хологической коррекции в детском возрасте. Рассмотрены особен­ ности и возможности групповой, игровой, гипносуггестивной пси­ хотерапии в детском и подростковом возрасте, а также методы се­ мейной психотерапии. Особое внимание обращено на кризисную психотерапию у подростков.

Книга удачно сочетает в себе популярность изложения слож­ ных понятий современной психологии и психотерапии со строгой научностью и детальностью в описании конкретных психотерапев­ тических методик. Эта книга необходима не только врачам, пси­ хологам, педагогам, студентам медицинских и педагогических учебных заведений, но и широкой читательской аудитории, осо­ бенно родителям, которым небезразличны проблемы душевного здоровья и гармоничного личностного развития их детей.

ISBN 5-89939-016-6

© Игумнов С. А., 2000

© Издательство Института психотерапии, 2000

Предисловие

Глава 1. Слово - серебро...

Диагностическое интервью

в клинической психотерапии

Глава 2. Вся наша жизнь - игра...

Ведущие направления игровой психотерапии

Глава 3. Трудно человеку, если он один...

Групповая психотерапия

Глава 4. Наведение транса...

Недирективные методы гипносуггестии

и «направленного воображения»

Примеры методов гипнотизации детей

Глава 5. Все пройдет, как с вешних яблонь дым...

Гипноанальгезия в детском возрасте

Глава 6. Мой дом - моя крепость!

Семейная психотерапия и семейное

консультирование

Глава 7. Сколько их упало в эту бездну...

Самоубийства у подростков и методы

их предотвращения

Приложение 1

Детско-подростковый вариант прогрессивной

мышечной релаксации по Якобсону-Эверли

Приложение 2

Рисунок семьи

Приложение 3

Краткий словарь психологических

и медицинских терминов

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономические трудности, неблагоприятная криминаль­ ная обстановка, последствия чернобыльской катастрофы, по­ вышенный радиоактивный фон в некоторых регионах СН Г и другие сложности современной жизни нередко вызывают пси­ хосоциальные стрессы, которым подвергается каждая семья и, конечно, дети. Отсюда - возрастающее число невротичес­ ких расстройств у детей и подростков. Количество случаев психологической дезадаптации, не попадающих в поле зре­ ния психиатров и психотерапевтов, но требующих професси­ ональной помощи, чрезвычайно велико.

Как же помочь таким детям?..

Ответ на этот вопрос и дает книга опытного детского психотерапевта, доктора медицинских наук, заведующего курсом детской психиатрии и психотерапии Белорусского государственного института усовершенствования врачей С. А. Игумнова. В предлагаемой читателю книге системати­ чески изложены основные понятия и методики клиничес­ кой психотерапии и психологической коррекции в детском возрасте. Рассмотрены особенности и возможности группо­ вой, игровой, гипносуггестивной психотерапии в детском и подростковом возрасте, а также методы семейной психоте­ рапии. Особое внимание обращено на кризисную психоте­ рапию у подростков и на особенности психологической ди­ агностики и психотерапии у лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Книга удачно сочетает в себе популярность изложения сложных понятий современной психологии и психотерапии со строгой научностью и детальностью в описании конкрет­ ных психотерапевтических методик. Эта книга необходима не только врачам, психологам, педагогам, студентам меди­ цинских и педагогических учебных заведений, но и широ-

кой читательской аудитории, особенно родителям, которым небезразличны проблемы душевного здоровья и гармонич­ ного личностного развития их детей.

Я. Л. Коломинский,

доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, заведующий кафедрой общей и детской психологии Белорусского государ­ ственного педагогического университета

СЛОВО-СЕРЕБРО- ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Психотерапия - комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее - на весь его организм с целью устранения болезнен­ ных симптомов и изменения отношения к себе, своему со­ стоянию и окружающей среде (Рожнов В. Е., 1971).

Клиническая психотерапия в детском и подростковом возрасте, как и у взрослых, разделяется на общую и частную (Кондратенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А., 1999).

Под общей психотерапией подразумеваются меропри­ ятия, нормализующие социальную микросреду ребенка и подростка, формирующие психофизическую и эмоцио­ нальную нагрузки в соответствии с возрастными и инди­ видуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств и личности, что уже само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе ее дальнейшего развития.

Частная психотерапия - набор медицинских и психо­ логических, представляющих собой адаптированные для дет­ ского и подросткового возраста психотерапевтические при­ емы и методики - суггестивные (связанные с внушением), рациональные и т. п., - используемые в работе со взрослы­ ми, а также специально разработанные системы психотера­ пии, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции (игровая, семейная и другие формы психотерапии).

Клиническая психотерапия осуществляется в разных формах в зависимости от конкретных условий ее проведе­ ния, задач, возраста пациента (ребенок, подросток, взрослый)(Карвасарский Б. Д., 1985).

Великому режиссеру К. С. Станиславскому принад­ лежит выражение «Театр начинается с вешалки». Точно так же - с вестибюля, гардероба, приемной психотерапевта начинают формироваться впечатления клиента об учрежде­ нии, в котором ему предстоит «поведать свои душевные тай­ ны» людям, которые совсем недавно были для него «посто­ ронними» (а это нелегко!).

Представление психотерапевта о клиенте тоже начинает складываться из «мелочей». Ранний (за полчаса и более) приход клиента свидетельствует о его высокой тревожнос­ ти и вместе с тем достаточно высоком уровне мотивации к работе.

Систематическое опоздание считается в классическом психоанализе одним из проявлений сопротивления клиен­ та проводимому лечению.

Вместе с тем нельзя забывать, что «чувство времени» зависит от личностных и культуральных особенностей клиента.

Поздоровавшись с клиентом, следует спросить его имя, отчество (у взрослого), имя (у ребенка) и представиться ему. Важно запоминать (и не путать!) имена клиентов. «Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук в любом языке» (Карнеги Д., 1990). Отметьте для себя, как клиент входит, на каком расстоянии от вас са­ дится (это его «личная дистанция» по отношению к вам, ко­ торая может укорачиваться и удлиняться в ходе терапии). В процессе психотерапии важное значение имеет «подстройка» к тону, громкости и, конечно, темпу речи (отражающему ско­ рость протекания ассоциативных процессов у клиента).

Целесообразно бывает вычленить специфические особен­ ности речи (жаргонизмы, профессиональные обороты, неоло­ гизмы) и уяснить для себя их значение. Например, если подро­ сток заявит: «Вчера завалили мы на флэт (в квартиру) и колес

наглотались», ясно, что речь идет отнюдь не о велосипедных колесах, а скорее всего о таблетках психотропного препарата). В процессе беседы можно «возвращать» клиенту отдельные «особенные» слова и фразы (Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж.. 1994) - этим подкрепляется восприятие психотерапевта как внимательного и «понимающего» слушателя. Но перегружать свою речь жаргонизмами, особенно в беседе с асоциальными подростками, не стоит: принадлежа к иной субкультуре, пси­ хотерапевт вряд ли постигнет все «тонкости» постоянно ме­ няющегося блатного жаргона, а разговор на ломаном либо ус­ таревшем жаргоне настораживает подобных лиц.

Однозначно не следует копировать патологические осо­ бенности речи клиентов (заикание, дефекты звукопроизношения), навязчивые движения: многие из этих людей имеют психотравмирующии опыт «передразнивания» их окружающими и именно в этом ключе воспринимают по­ добную «подстройку».

Клиническая беседа обычно начинается с так называе­ мого открытого вопроса (например, «Что привело вас (тебя) сюда? и т. п.»), этим мы избегаем преждевременного уста­ новления рамок беседы.

Но у детей ответом на подобный вопрос может быть удивленный взгляд, пожимание плечами, только ребенок побойчее скажет что-нибудь типа «Моя мама привела меня сюда, чтобы вы со мной поговорили!» В детском возрасте невербальный компонент общения преобладает над вербаль­ ным, лучшими способами «подстройки» к ребенку будут со­ вместная игра, рисование (особенно полезны проективные рисуночные тесты).

В случаях недобровольного обращения (под давлением родителей и других членов семьи, администрации, в ситуа­ ции судебной психолого-психиатрической экспертизы и т. п.) мы можем столкнуться с негативным отношением к беседе, особенно у подростков (Личко А. Е., 1983).

Беспроигрышных способов установления контакта в этих случаях не существует. Часто помогает такой прием: в ответ на реплику подростка «у вас и так все обо мне написано!» можно

сказать: «Да, кое-что мне сообщили, но мне хотелось бы услы­ шать об этом непосредственно от тебя (или от вас, так как не­ которые старшие подростки предпочитают такой стиль обра­ щения, как бы подчеркивающий их «взрослость»). В отличие от следователя для психотерапевта важны не столько «прото­ кольные подробности», сколько характерная для клиента ма­ нера рассказывать. Даже заведомая ложь клиента может быть полезна для выявления его личностных особенностей.

Нецелесообразно уличать клиента во лжи, противоре­ чиях, непоследовательности, пытаться с ходу изменить его убеждения, какими бы странными они нам ни казались. В отношении же бредовых идей следует помнить пословицу, гласящую что и «сто мудрецов не переубедят безумного».

Продолжительность первой (диагностической) беседы со­ ставляет в среднем 40 - 50 минут (Kaplan Н. I., Sadock В. J., 1991).

Для психотерапевта важно четко структурировать свое рабочее время: ведь затянувшаяся до 3 - 4 часов клиничес­ кая беседа с одним словоохотливым клиентом приведет к срыву всего графика работы и бесцельному ожиданию ос­ тальных клиентов, которые могут уйти с чувством обиды и разочарования.

Поэтому за 5 - 10 минут до окончания консультации можно сказать клиенту: «К сожалению, время нашей сегод­ няшней беседы подходит к концу. Но, может быть, у вас ос­ тались ко мне вопросы?» или «Проблема, затронутая в ходе нашей беседы, очень сложна. Для того чтобы полностью в ней разобраться, нам потребуется еще одна или несколько встреч». После этого можно согласовать с клиентом время и место следующей консультации или сеанса.

Однако в ходе беседы недопустим и педантизм, при ко­ тором соблюдение расписания становится самоцелью. При нестандартных ситуациях (особенно при кризисных состо­ яниях с наличием суицидальных намерений и т. п.) особен­ но важно дать клиенту закончить свой рассказ, проявить за­ интересованность в его проблеме и наметить хотя бы началь­ ные пути выхода из кризиса.

Глубина «проникновения в прошлое» зависит от того, сколько времени имеется в распоряжении психотерапевта, сколько встреч будет проведено (Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж., 1994). Если запрос клиента предполагает долговременную работу, то, как правило, необходим детальный анализ про­ шлого; при разовых консультациях и кратковременной пси­ хотерапии большее внимание обычно уделяется ситуации «здесь и теперь». Последнее, впрочем, зависит от теорети­ ческой ориентации психотерапевта.

Первая беседа с клиентом обычно позволяет составить лишь предварительное заключение о его проблемах - терапев­ тическую гипотезу. В ходе второй и последующих бесед проис­ ходит получение дополнительной информации о клиенте и тем самым уточнение гипотезы. Гипотеза не должна зашоривать мышление психотерапевта. На любом этапе психотерапии нуж­ но иметь мужество отказаться от нее, если она противоречит реальности, в противном случае мы работаем не с клиентом, а

с проекцией на него наших собственных проблем.

В начале второй беседы полезно узнать у клиента, что он (она) думает о первой встрече, о его (ее) реакции на эту встречу. Можно также спросить: «Часто после того, как че­ ловек уходит от врача (психолога), он припоминает еще це­ лый ряд проблем, которые ему хотелось бы обсудить. Есть ли у вас подобные проблемы?»

Разговаривая с родственниками клиента, надо руко­ водствоваться тремя важными правилами (Kaplan Н. I., SadockB. J., 1991):

1) психотерапевт должен лично увидеться с клиентом («заочная» психотерапия недопустима);

2) психотерапевт в ходе работы с клиентом должен общать­ ся с членами его семьи, лишь получив на то согласие клиента;

3) психотерапевт обязан соблюдать конфиденциаль­ ность беседы, не обманывать доверие клиента ни прямо, ни косвенно.

Единственным исключением из третьего правила могут быть случаи, когда в опасности находится жизнь клиента или кого-либо еще.



Похожие публикации