Ситуативные психические состояния. Психическое состояние личности

23. Психические состояния

Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долго-временность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.

Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И ЕЕ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ В любой форме психотерапии психотерапевт выступает всегда в качестве модели коммуникации. Начиная работу с какой-то семьей, особенно важно и полезно, как показывает наша практика, прямо определить цели

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия Вернёмся назад: вспомним первое упражнение.Помните упражнение, предложенное в самом начале книги? Возможно, когда вы только приступили к его выполнению, оно показалось вам слишком простым. Что может быть проще –

Из книги Общая психология: конспект лекций автора Дмитриева Н Ю

Лекция № 6. Психические состояния Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

23. Психические состояния Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

25. Положительные и отрицательные психические состояния Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась

Из книги Психология масс автора Ольшанский Дмитрий Вадимович

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Психологические особенности и психические состояния Гнев глупого – в его словах, гнев умного – в его делах. Арабская пословица Индивидуальные особенности психикиНекоторые люди имеют повышенную склонность к приступам гнева. Это явление наиболее характерно для

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Глава 6 Психические состояния § 1. Понятие психических состояний Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

§ 3. Пограничные психические состояния Психические состояния, находящиеся между нормой и патологией (слабые формы психических расстройств), называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния;

Из книги автора

4.2 Психические состояния людей, потерявших работу «Когда Бог закрывает одну дверь, Он открывает другую; но мы часто не замечаем её, уставившись взглядом в закрытую дверь…» Хелен Келлер (Helen Keller, 1880-1968 гг.) слепоглухая американская писательница, преподаватель и

Из книги автора

Беседа по теме «Психические состояния» Любое психическое состояние, – говорит психотерапевт, – это относительно устойчивое и в то же время динамическое образование. К нему больше всего подходит понятие «состояние, продолжающееся в данный момент времени». Этот момент

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом. Причем эта связь является настолько тесной, что различные очень сложно выделить, «развести». Так, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, и др.

Тем не менее существуют различные системы классификации психологических состояний. Наиболее часто выделяют состояния личности, состояния сознания, состояния интеллекта. Применяются и другие классификации, рассматривающие кризисные, гипнотические и другие состояния. При этом применяются различные критерии классификации. Наиболее часто виды состояний выделяются на основе следующих шести критериев.

Виды состояний по источнику формирования :

  • обусловленные ситуацией, например реакцией на брань;
  • личностно-обусловленные, например резкая эмоциональная реакция, нередко возникающая у холериков.

Виды состояний по степени внешней выраженности :

  • поверхностные, слабо выраженные, например настроение легкой печали;
  • глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.

Виды состояний по эмоциональной окраске :

  • положительные, например поэтическое вдохновение;
  • отрицательные, например уныние, апатия;
  • нейтральные, например равнодушие.

Виды состояний по длительности :

  • кратковременные, например вспышка гнева, продолжающаяся несколько секунд;
  • продолжительные, длящиеся иногда годами, связанные с чувствами мести, скуки,депрессии;
  • средней продолжительности, например связанные с чувством страха во время авиационных перелетов.

По степени осознанности :

  • неосознанные, возникающие, например, во время сна;
  • сознательные — состояния мобилизации всех сил, например у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.

Виды психических состояний по уровню проявления :

  • физиологические, например голод;
  • психологические, например воодушевление, энтузиазм;
  • психофизиологические.

По указанным критериям может быть дана всесторонняя характеристика, по сути дела, любого конкретного состояния из всего многообразия встречающихся психических состояний. Так, состояние, вызванное чувством страха:

  • может быть обусловлено или внешней ситуацией, или личностными причинами;
  • может более или менее глубоко затрагивать психику человека;
  • характеризуется как отрицательная эмоция;
  • имеет обычно среднюю продолжительность;
  • достаточно осознается человеком;
  • реализуется как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

На основе этих критериев могут быть описаны такие, например часто встречающиеся состояния, как тревога, любовь, утомление, восхищение и др.

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей: малых и больших групп, народов, . В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний: и общественное настроение.

Характеристика основных психических состояний личности

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в [[Профессиональная деятельность/профессиональной деятельности]], являются следующие.

Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной трудовой деятельности , возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности. стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру к состоянию творческого вдохновения , свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.

Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.

Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.

— состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.

Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.

Состояние релаксации - это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.

Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.

Состояние сна особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга — чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования - противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.

Психические состояния - целостная характеристика психической деятельности на определенном отрезке времени, детерминированная:
1) предшествующей, наличной и ожидаемой ситуациями;
2) набором актуализированных свойств личности;
3) предшествующим психосоматическим состоянием;
4) потребностями, стремлениями и желаниями;
5) возможностями (проявившимися способностями и скрытым потенциалом);
6) объективным воздействием и субъективным восприятием ситуации.

Проблема психических состояний впервые поставлена в отечественной психологии Н.Д.Левитовым (О психических состояниях человека. М., 1964.)

Примеры психических состояний: агрессивность, апатия, азарт, волнение, бодрость, усталость, интерес, терпение, сонливость, леность, удовлетворенность, страдание, ответственность (долг), доверие, совестливость, сочувствие (сострадание), открытость, откровение.

Характеристики психических состояний:
1) Эмоциональные (модальные);
2) Активационные (отражают интенсивность психических процессов);
3) Тонические (ресурс сил);
4) Тензионные (степень напряжения);
5) Временные (продолжительность, устойчивость: от секунды до нескольких лет);
6) Полярность (благоприятные - неблагоприятные; положительные -отрицательные).

Классификация психических состояний:
1) Нейтральные (спокойствие, безразличие, уверенность);
2) Активационные (возбуждение - апатия);
3) Тонические: (а) эмоциональные (аффект, паника, настроение, стресс, депрессия, счастье и др.), (б) функциональные (оптимальные и неблагоприятные), (в) психофизиологические (сон, бодрствование, боль, гипноз);

Боль - психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Бодрствование - поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации той или иной деятельности. Сон - периодическое функциональное состояние с угнетением осознаваемой психической деятельности. Гипноз - особое психофизиологическое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия (гипнотического внушения). Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других факторов.

4) тензионные (напряженность, расслабленность - зажатость). Возникают при повышенной нагрузке, при выходе за пределы комфортной зоны; при препятствии на пути удовлетворения потребностей, при физической и психической травме, тревоге, лишении условий.

Функции психических состояний:
1) Интегративная (интегрируют процессы и свойства личности для обеспечения протекания деятельности);
2) Адаптивная (установление соответствия между актуализированными потребностями человека и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения.;
3) Информационная;
4) Энергетическая;
5) Оценочная;
6) Антиципирующая;
7) Настроечная;
8) Побуждающая;
9) Уравновешивающая.

Непрерывность состояний - отсутствие резко выраженных переходов из одного состояния в другое.

Функциональные состояния определяют эффективность деятельности человека.

Оптимальные функциональные состояния: оптимальная работоспособность, готовность к действию, операционная напряженность. Высокая и стабильная продуктивность, работа выполняется легко и быстро без напряжения, внимание сосредоточено, психические и моторные функции активизированы; заинтересованность делом и целеустремленность.

Неблагоприятные функциональные состояния: ухудшение показателей выполняемой деятельности или опасное перенапряжение сил человека. Виды:
Утомление естественное истощение сил в результате интенсивной продолжительной работы, сигнал о необходимости отдыха. Физическое, умственное, сенсорное, двигательное, позотоническое и др. Физиологический дискомфорт, раздражительность, апатичность, ухудшение внимания, желание отдохнуть. Циклы: компенсируемое - некомпенсируемое - состояние срыва; острое - хроническое переутомление.

Монотония - из-за однообразной работы, стереотипных действий, содержательной бедности заданий. Способствуют: отсутствие разнообразия в обстановке, однообразный шум, приглушенная освещенность. Снижается тонус и активация - сонливость, апатия, скука. Возникают автоматизмы. Итог: травмы, аварии, несчастные случаи. Или возникает состояние пресыщения - активное эмоциональное неприятие скучной работы, которое разряжается в аффективной форме.

Стресс - работа организма в режиме сверх затрат. Физиологический стресс вызывают физические воздействия: сильный шум, высокая температура воздуха, яркие вспышки света, вибрация и т. п.

Среди факторов, детерминирующих развитие и возникновение состояний, выделяют пять групп явлений, определяющих их возникновение и развитие:
мотивация - то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность;
содержание труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации;
величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации;
исходный фоновый уровень, т. е. след от предшествующей деятельности;
индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов. Определяют специфику и развитие функциональных состояний. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.

Регуляция и саморегуляции психических и функциональных состояний. Диагностика психических и функциональных состояний. Обеспечение оптимальной работоспособности.

В основу разработанной нами программы (см. Зоткин Н.В. Обеспечение оптимальной работоспособности как способ повышения психического благополучия личности // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 81-84.) легли выделенные С.А. Шапкиным и Л.Г. Дикой феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации и психического благополучия личности. Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами; основу второго, когнитивного компонента, составляют перестройки в когнитивных системах деятельности; третий, эмоциональный компонент, определяется динамикой эмоциональных переживаний; четвертый составляют мотивационно-волевые процессы, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов.

Подбор методик основывался на выводе о том, что оптимальная работоспособность зависит от высокой мотивации, способности к адаптации и способности выдерживать эмоциональные (психологические) и физические нагрузки. Методики отбирались из большого количества описанных в литературе по критериям эффективности, простоты выполнения и минимального времени выполнения. Оценка соответствия критериям также основывалась на данных из литературных источников (в основном, на утверждении авторов об экспериментальном или эмпирическом подтверждении их эффективности).

Программа обеспечения оптимальной работоспособности включает следующие методики.

Для активации интеллектуальной (когнитивной) сферы используется методика «Интеллектуальной саморегуляции» С.Е. Злочевского. Перед сном суммируются результаты дневной интеллектуальной и практической работы и производится планирование содержания, объема и порядка выполнения работы на следующий день (время выполнения 1-2 минуты).

Для активации на физическом и физиологическом уровне используются методики «Восстановления рабочего тонуса мышц» Ф. Перлза и дыхательные упражнения (время выполнения от 1 до 5 минут).

Инструкция дается в соответствии с оригинальным текстом Ф. Перлза: «Зевание и потягивание восстанавливают рабочий тонус мышц. Чтобы увидеть зевание и потягивание в наиболее благоприятной форме, понаблюдайте за кошкой, когда она просыпается после полуденной жары. Она вытягивает спину, насколько возможно растягивает лапы, освобождает нижнюю челюсть, и при этом все время наполняет себя воздухом. Наполнившись до максимального объема, она дает себе «сдуться», как воздушному шарику - и готова к новым делам. Выработайте привычку зевать и потягиваться при каждой возможности. Возьмите кошку за образец. Начинайте зевок, дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно. На вершине напряжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться».

Дыхательное «бодрящее» упражнение - каждый час несколько раз повторить медленный вдох и резкий выдох - и «восстанавливающее» упражнение: на счет шесть - вдох, на шесть - задержка дыхания, на шесть - выдох (время счета постепенно удлиняется при последующих выполнениях).

Для активации эмоциональной сферы и общего физического тонуса устраиваются перерывы в работе с использованием бодрой, активной музыки с любимой мелодией, воспроизводимой аудиотехникой или мысленно, с обязательным отвлечением от работы (время выполнения от 2 до 5 минут).

Дополнением к данной методике было предварительное (3-5 минутное) расслабление с инструкцией: «Взгляд чуть выше горизонта, погружение в себя и расслабление; расслабить мышцы и дать свободу мыслям».

Для активации эмоционально-мотивационной сферы использовались упражнения из тренинга счастья Р. Дэвидсона и Р. Холдена. Первое - улыбаться себе в зеркало по 1-2 минуте перед работой (с бодростью) и после работы (с удовлетворением); улыбка должна быть неподдельной, когда загораются глаза и ощущается (желательно) прилив счастья. Второе - каждый день делиться хорошими новостями с коллегами и окружающими - не менее 10 минут в день в совокупности. Третье - планировать и устраивать себе каждый день маленький праздник или удовольствие, вне зависимости от того, заслужен он или нет. Предварительно пишется список удовольствий, состоящий из 25 пунктов, который становиться основой действий в третьем упражнении.

Программа применяется в комплексе всех названных методик и занимает около 30-40 минут в день потраченных на себя.

Для предотвращения появления мотивации нежелания выполнять программу (в силу ограниченности времени или из-за стремления невыполнять малозначимые для них требования) участникам предлагалось делать не упражнения, а вырабатывать привычки. В этом случае акцент смещался с обязательных сознательных усилий по выполнению заданий на обыденные автоматические (слабоосознаваемые) действия. Это позволяет участникам обойти собственное сопротивление, связанное с негативным отношением к долженствованию. Программа предназначена для самостоятельного освоения и проведения при ежедневном контроле (самоконтроле) в течение двух-трех недель. Необходимым средством контроля и самоконтроля является (рефлексивный) субъективный отчет испытуемых о результатах освоения программы. Такой отчет одновременно обладает для участников эффектом самовнушения, усиливая положительное отношения к освоенным заданиям программы.

психологический эмоциональный состояние настроение

Введение

1. Состояния человека

2. Психические состояния

2.1 Структура состояний

2.2. Классификация состояний

2.2.1 Стресс

2.2.2 Фрустрация

2.2.3 Аффект

2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния

2.4. Производственные психические состояния

2.5. Настроение

3. Факторы управления психическими состояниями

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Понятие «психологическое состояние» как специфическая психологическая категория введено Н.Д. Левитовым. Он писал: Психологическое состояние - целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности .

Психологические состояния - важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они - простые психологические и сложные психические состояния - являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

1. Состояния человека

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно - с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. .

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний, как уже говорилось выше, была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не представлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи - эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. .

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический, а третьи - тот и другой одновременно.

В общих чертах структуру психофизиологического состояния человека можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

Самый нижний уровень, физиологический, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень - изменения психических функций и настроения; социально-психологический уровень - характеристики поведения, деятельности, отношения человека.

1 Психический уровень реагирования

Переживания, психические процессы

II. Физиологический уровень реагирования

Вегетатика Соматика (психомоторика)

III. Поведенческий уровень

Поведение Общение Деятельность


2. Психические состояния

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности (Сосновикова). Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными (Мясищев). В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

2.1 Структура состояний

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса .

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Например Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.



Похожие публикации