Сновидения как отражение типологических особенностей личности и ее психологических состояний. Воздействие шума во время сна Как связана частота сновидений с профессиональной деятельностью

Изменение частоты сновидений. Обычно наступает задолго (недели, месяцы) до манифеста или очередного обострения психического расстройства. Более трети пациентов отмечают при этом учащение сновидений, порой в 2–3 раза и даже более: «Стал видеть сны каждую ночь, раньше видел их редко, 1–2 раза в месяц... Появилось до 2–3 снов за ночь, особенно под утро, такого раньше не было...

После смерти матери стал видеть по два сна за ночь; до этого были сны, но намного реже... Всю ночь, кажется, вижу сны, один за другим. Такое было со мной лет пять тому назад, сны просто замучили меня... Сны стали частые, по три за каждые два часа... Никогда раньше не видел снов или не помнил их, теперь вижу каждую ночь». Появляются или учащаются сновидения и во время дневного сна.

Встречаются пациенты, которые бывают удивлены необычной частотой снов и стараются считать их. В одном наблюдении пациент насчитывал до 30 снов за ночь - полисомния. Сны при этом шли один за другим или прерывались пробуждениями.

Учащение сновидений более типично для , траурных реакций, тревожно-ипохондрических состояний, гипомании. Примерно треть пациентов отмечает урежение сновидений вплоть до полного их исчезновения: «Сны пропали совсем, раньше видела их до 4–6 за неделю... Снов стало меньше, они стали короткими, мелькнут и тут же исчезнут... Раньше за ночь видела 1–2 сна, а теперь их почти нет или я о них забываю...

До болезни видела сны где-то раз в неделю, а теперь снов нет совсем... Всегда видела много снов, а за последние месяц-два снилось что-то раз или два... Три месяца как не вижу никаких снов. Перед тем снилась несколько раз умершая бабушка и еще два умерших человека. Бабушка трогала меня за щеку, я это ощущала как на самом деле... В детстве были сны бесцветные и немые, а я при этом не мог двигаться. Казалось, что за ковром скрываются какие-то чудища.

Затем сны исчезли, я долго, года 2–3 не видел никаких снов. Потом стала сниться серая комната, а в ней летает коричневый клубок. Постепенно сны стали цветными, а я в них начал двигаться». Урежение сновидений, олигосомния, выявляется у пациентов не только в настоящее или недавнее время, но также или исключительно в отдаленном анамнезе.

Так, больная говорит, что три года назад в течение полугода она также, как и теперь, не видела ни одного сна, и тогда была сильно этим напугана. Урежение сновидений более свойственно состояниям гиперсомнии, апатии, адинамии, выраженной астении, брадифрении, наблюдается также в связи с приемом нейролептиков, антидепрессантов, наркотиков. У оставшейся трети пациентов как до, так и в течение болезни не наблюдается значительного изменения частоты сновидений, у многих из них сновидения вообще бывают редко.

Изменения чувственной яркости и сенсорной модальности сновидений. Здоровые индивиды, сравнивая яркость своих сновидений с наглядными и мысленными образами, обычно указывают на близость сновидных образов и образов представления. Лишь некоторые индивиды постоянно или часто видят очень яркие сны, большей частью это лишь эпизодические сновидения, иногда связанные с соматическим неблагополучием. Кроме того, сравнительно редко здоровые люди видят цветные сны. С наступлением психического расстройства, а нередко и задолго до него яркость и сенсорная модальность сновидений меняются. В части случаев наблюдается утрата прежней яркости образов сна. Пациенты сообщают, что последние становятся «размытыми, нечеткими, смутными, стертыми, блеклыми, бесцветными, серыми, неопределенными, как в тумане, похожими на тени, силуэты».

«Сны стали невзрачными, тусклыми, не могу собрать их во что-то целое», - говорит больная. Иногда способность воспринимать образы сна выпадает полностью: «Снится, что я ничего не вижу и не слышу. И ноги отнимаются». Другими словами, пациенты указывают на то, что теряют способность воспринимать образы сна так, как они могли это делать ранее. Утрата способности воспринимать образы представления в бодрственном состоянии обозначается, как известно, терминами «анидеизм», «аникония».

Такие сновидения, полагаем, следовало бы называть аниконическими, хотя этот термин подразумевает лишь нарушение восприятия оптических образов сна. Аниконические сновидения появляются большей частью у пациентов с анестетической депрессией, но отметим, что иногда симптомы психической анестезии в бодрственном состоянии могут при этом отсутствовать. Значительно чаще выявляется обратная картина, т. е. возрастание способности воспринимать сенсорные характеристики образов сна: «Сны такие, будто все происходит в реальности... Сны яркие, как в жизни...

Происходит все как на самом деле, все натурально, будто и не сон это... Как не сон был, а будто в реальности, проснулась и подумала: слава Богу, это всего лишь приснилось... Падаю куда-то вниз, ясно чувствую этот полет, будто сижу в падающем самолете, а за метр от земли просыпаюсь и думаю: хорошо, что это приснилось». Яркость образов сна в таких случаях не уступает таковой наглядным образам или даже превосходит последние, ее можно сравнить разве что с яркостью эйдетических образов. Поэтому, полагаем, такие сновидения было бы целесообразно обозначить как эйдетические.

Значительным образом меняется при этом и сенсорная модальность образов сна, это касается цвета, интенсивности различных других ощущений: «Сны стали цветными. В них представлена вся палитра цветов, не помню только, есть ли среди них фиолетовый цвет. Остро ощущаются также боль, вкус, движения, эмоции, звуки, прикосновения ко мне, голод, жажда, практически все. Нет, кажется, только запахов... Сны яркие, звуковые, цветные, с ощущениями боли и наслаждения, вкуса и запахов, полета. Сидишь, говоришь, ходишь, думаешь - все реально на 100%... Сны яркие, сценоподобные, воспринимаются со всеми подробностями, оттенками.

Даже давние такие сны вспоминаются так, будто они снились совсем недавно». Нередко встречаются сновидения с отчетливым преобладанием одной какой-то модальности ощущения - монохроматические, двух - бихроматические или более модальностей - полихроматические сновидения: «Все белое: стены, пол, предметы, стол, скатерть, на столе белая тарелка, а вне находится что-то красное, жидкообразное, как кровь. Я в ужасе, меня всю сковывает, закрываю глаза, и все исчезает. Тут я просыпаюсь в холодном поту. Три раза снился этот сон. На третий раз я подумала: это же сон, и откуда он берется. С тех пор это сон не снился.

Я аборт делала раньше, виню себя, что загубила живую душу, может, поэтому такое снилось, как напоминание, какая я... В 15 лет в течение года я лунатила, два раза во сне в окно выпрыгивала. Мне снилось, будто у дома стоит умершая мать, она во всем белом, даже как бы светилась вся. Дорожка, на которой она стоит, белая, и все вокруг тоже белое... Вижу во сне, что рядом со мной стоит белая женщина, волосы белые, одежда белая, и в руках ее что-то тоже белое... Снился зеленый сон. Все было в нем зеленого цвета: мама, обстановка и я сама, я видела себя при этом со стороны...

Снилось несколько раз, будто я заблудилась в лабиринте. Лабиринт состоял из каких-то ниш. И весь он был розового цвета, разных и очень красивых оттенков этого цвета. Было что-то еще фиолетового цвета, но немного. Когда я осознавала, что окончательно заплутала, всякий раз в этом месте просыпалась... Снится каждую ночь, будто я что-то строю из краснокровавого материала... Приснилось раз, будто ко мне приближается женщина, блондинка, в белоснежной одежде, с огромными зелеными глазами. Я в это время лежу, не сплю. Она перешагивает через меня и говорит: не бойся, я твоя судьба...

В моих снах больше зеленого цвета, а красного нет, кажется, вообще... Голоса снятся громкие, ясные, отчетливые, я чувствую, что где-то рядом есть люди, но не вижу их, как ни стараюсь... Снилось, что я в раю, иду и вижу, что кругом пшеница, она золотистого цвета, очень красивая, я ощущаю необычайную душевную радость, восторг. Навстречу мне идет умерший муж, он как живой и весь в белом. От него исходят сияние и чистота. Он говорит мне: я люблю тебя, но я теперь женат, прощай. Повернулся и ушел, сияние исчезло, все стало как обычно. Все это происходило как наяву, я была, верно, во второй жизни...

Снится лес, почему-то он серый-серый, зелени и других цветов нет совсем». Столь яркая представленность одних модальностей ощущения и полное выпадение других указывает, возможно, на то, что явления сенсорной гиперестезии в сновидениях могут сочетаться с признаками сенсорной гипе- и анестезии. Можно, вероятно, считать, что колорические иллюзии встречаются и в сновидениях. Имеются данные о том, что монохроматические сновидения с преобладанием красного и синего цветов чаще встречаются при эпилепсии. Некоторые наши пациенты с эпилепсией сообщали о «белых» снах, в которых преобладающим был белый цвет.

Выявление в анамнезе периодов урежения, исчезновения либо учащения сновидений, а также явных свидетельств изменения модальности ощущений в образах сна является, полагаем, достаточным поводом к тому, чтобы более детально расспросить пациентов об их самочувствии именно в то время, когда наблюдались такие сновидения.

На основе методики контент-анализа выявлены особенности содержания сновидений, связанные с психологическими особенностями сновидца, и показана взаимосвязь свойств личности, имеющих первостепенное значение для адаптации — тревожности, нейротизма и депрессивности, с содержанием сновидений. Различия в сюжетных ходах, образных рядах и эмоциональной окраске сновидений коррелируют с изменением уровня тревожности и её типом; учащение повторяющихся сюжетов связано с выраженным нейротизмом, а увеличение количества защищающих объектов с ростом депрессивности.

Изучение сна и сновидений — один из путей познания человеческой личности, её адаптивных возможностей и приспособлений к условиям жизни.

Более двухсот лет назад И. Кант предположил, что сновидения, по всей вероятности, существуют для того, чтобы выявить скрытые наклонности . Однако трудности изучения материала сновидений, а так же лакуны в развитии отечественной психологии (отечественные работы в области сновидений носят в основном физиологический характер) привели к тому, что в отличие от психоанализа, сновидение в психологии не рассматривается как психодиагностический фактор.

Впервые объективизировать содержания сновидений попытался З. Фрейд. За прошедшее столетие в рамках психоаналитической школы сложился свой подход к исследованию сновидений, опирающийся на интерпретацию, цель которой — установление связи между сновидением и причинами или следствиями текущих или ранних проблем сновидца . Не столь давно возникший психологический подход к пониманию сновидений предполагает опору не на интерпретацию, а на объяснение и направлен на выявление личностных и индивидуально-психологических особенностей сновидца и психологическую работу с ними .

Интерпретация — отображение неких свойств явления в новое смысловое пространство. Объяснение — отображение свойств явления на смысловое пространство жёстко с ним связанное либо непосредственно в исходное . При интерпретации, выбор второго смыслового пространства произволен и может диктоваться субъективными или объективными факторами. Таким образом, в целях объективизации исследования сновидений необходимо максимально опираться на объяснение, хотя на практике интерпретативный и психологический подход дополняют друг друга.

Несмотря на то, что сновидение в высшей степени субъективный продукт, недоступный непосредственному наблюдению, его исследование должно быть максимально объективно. С каждым годом появляется все больше предпосылок для изучения содержания сновидения объективными методами, исключающими искажающее влияние исследователя. Письменная регистрация делает сновидение в той или иной мере доступным для объективных методов исследования, а разработка новых методов формального исследования текстов вкупе с наличием вычислительной техники и развитие методов математической статистики позволяют поставить задачу формального исследования сновидения.

Представление о неизменности личностных и индивидуально-психологических качеств субъекта в бодрствовании и сновидении — основа психологического подхода к исследованию сновидений, соответственно, поведенческие, эмоциональные и когнитивные особенности личности должны характерно проявляться как в бодрственной, так и в сновидческой жизни.

К. Хорни считала, что и базальная тревожность, которая возникает в ответ на потенциальную опасность, и явно выраженная, которая возникает в ответ на явно выраженную опасность, могут быть по различным причинам вытеснены и проявляться лишь в сновидениях или физических симптомах . Предположение о том, что частота отчётов о сновидениях и их содержание зависит от психотипологических особенностей личности, обосновал В.Ротенберг .

Экспериментальные исследования других авторов показали, что текст сновидения загружен информацией о психотипе субъекта . В ряде работ отмечена корреляция между тревожностью субъекта и содержанием его сновидений , отражены особенности сновидений, характерных для различных форм депрессии , а так же показано, что невротические проблемы субъекта существенным образом изменяют характер его сновидений . Таким образом, текст сновидения можно рассматривать как информационно ценный для распознавания личностно значимых свойств сновидца.

Выявление взаимосвязи содержательных особенностей сновидений с выраженными личностными свойствами, возможно, позволит по-новому подойти к пониманию специфики использования материала сновидений в психокоррекционной и психотерапевтической практике.

Предмет изучения данной работы — взаимосвязь свойств личности, имеющих первостепенное значение для адаптации: тревожности, нейротизма и депрессивности с особенностями содержания сновидений.

В исследовании приняли участие мужчины и женщины среднего возраста от 25 до 47 лет в количестве 70 человек.

Для определения уровней тревожности участников исследования была использована методика исследования уровня тревожности Ч.Спилбергера STAI, позволяющая дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние . По результатам этой методики первичная выборка была разбита на группы: группу лиц с умеренным уровнем ситуативной тревожности и группу с повышенным уровнем, а так же группу лиц с умеренным уровнем личностной тревожности и группу с повышенным.

Для определения уровня нейротизма и депрессивности участников была использована методика FPI — Фрайбургский личностный опросник . По результатам методики FPI первичная выборка была разделена на две группы как по показателю "невротичность" — группу лиц с повышенным уровнем нейротизма и группу с умеренным уровнем, так и по показателю "депрессивность" — группа с повышенным уровнем депрессивности и группу с умеренным уровнем и ниже.

С целью изучения особенностей содержания сновидений и сновидческой деятельности участникам исследования была предложена авторская анкета, в которую наряду с текстом наиболее запомнившегося сновидения, вошли вопросы о частоте, регулярности и повторности сновидений.

Формализация текстов сновидений была проведена в соответствии с методикой контент-анализа . Статистическая часть исследования обеспечивалась с помощью пакета STATISTICA v8.0 и пакета MS EXCEL. Для выявления взаимосвязей между содержанием сновидений и выраженностью признака в каждой паре групп отдельно был произведён анализ частотных различий по критерию 2 Пирсона.

В результате проведённого анализа содержания сновидений в группах с разным уровнем ситуативной тревожности выявлено достоверное различие на уровне сюжетов и образов.

В сновидениях лиц с выраженной ситуативной тревожностью чаще, чем в сновидениях лиц с умеренной, встречаются сюжеты полёта и железной дороги (уровни значимости p=0,004 и р=0,005 соответственно). В сновидениях лиц с умеренной ситуативной тревожностью более активно используется сюжет испытаний.

Образ мужчины и образ незнакомца представлены в сновидениях группы с выраженной ситуативной тревожностью, а в сновидениях лиц с умеренной — образ природного ландшафта.

Негативные эмоции (р=0,004) и деструктивные взаимодействия (р=0,07) преобладают в сновидениях группы с повышенным уровнем личностной тревожности. Наряду с этим становится незначительной успешность результата взаимодействия — успешность взаимодействия в сновидениях лиц с нормальным уровнем личностной тревожности значимо выше.

В образном ряду сновидений лиц с повышенным уровнем личностной тревожности представлены мужской образ и образ матери. Это подтверждает предположение C.Авакумова, что с ростом тревожности субъекта связано появление в содержании сновидений пар амбивалентных объектов "свой-чужой" .

Мужской образ как важное различие присутствует при сравнении содержания сновидений лиц и с повышенной ситуативной (р=0,04), и с повышенной личностной тревожностью (р=0,01), что совпадает с выводом об увеличении мужских персонажей в сновидениях лиц с высокой тревожностью.

С увеличением уровня нейротизма статистически достоверно увеличивается количество повторных сновидений. Это согласуется с данными о нарастании частоты сновидений с ростом тяжести невротического заболевания и большей значимости сновидений для лиц с повышенным уровнем невротичности .

Существование среди взаимосвязей позитивной эмоциональности, более характерной для сновидений лиц с умеренным уровнем нейротизма, согласуется с результатами о появлении неприятной эмоциональной окраски в сновидениях лиц больных неврозом.

В группах с разным уровнем депрессивности существуют статистически достоверные различия на уровне частоты появления сновидений, сюжетов и образов.

Появление как частых, так и редких сновидений скоррелировано: у группы с выраженной депрессивностью сновидения более частые, у группы с умеренной депрессивностью более редкие. Среди образов сновидений лиц с выраженной депрессивностью преобладает образ матери, образ природного ландшафта чаще встречается в сновидениях лиц с умеренной депрессивностью. Из сюжетного ряда для сновидений лиц с выраженной депрессивностью характерно наличие сюжета железной дороги.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  • в сновидениях лиц с повышенной ситуативной тревожностью отражаются сюжеты менее контролируемых ситуаций, чем в сновидениях лиц с умеренной тревожностью;
  • в сновидениях лиц с повышенной личностной тревожностью преобладают негативные эмоции и деструктивное взаимодействие, а успешность результата взаимодействия становится незначительной;
  • с ростом как ситуативной, так и личностной тревожности связано появление в содержании сновидений пар амбивалентных объектов "свой"-"чужой";
  • в сновидениях лиц с повышенным уровнем тревожности чаще встречаются мужские персонажи;
  • с увеличением уровня нейротизма увеличивается количество повторных сновидений;
  • с увеличением уровня депрессивности, возможно, связано увеличение количества сновидений и наличие символически защищающих образов.

Сновидения обладают большими потенциальными возможностями для оценки течения психокоррекционной работы и объективизации её результатов. Из материала, поставляемого сновидениями, можно выделить постоянные элементы, динамика изменения которых позволит провести психодиагностическое исследование без вмешательства в психокоррекционной процесс.

Для настоящего исследования были взяты свойства личности, имеющие первостепенное значение для процесса социальной адаптации человека — тревожность, нейротизм и депрессивность. Проведённое исследование показало, что существуют значимые взаимосвязи между содержательными особенностями сновидения и выраженностью ситуативной и личностной тревожности. Так же и можно предполагать существование взаимосвязей содержательных особенностей сновидения с выраженностью нейротизма и депрессивности.

Результаты исследования можно использовать в психодиагностическом процессе для оценки психотерапевтической работы.

Литература:

  1. Авакумов С.В. Особенности манифестного содержания сновидений у лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью/Авакумов С.В., Бурковский Г.В.//Сибирский психологический журнал. — 2002. — №16-17.
  2. Авакумов С.В. Психология сновидения/С.В. Авакумов. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2008.
  3. Блейхер В.М. Анализ сновидений как метод исследования внутренней картины болезни/В.М. Блейхер, С.Н. Боков//Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях: сб. научных трудов НИПНИ им. В.М. Бехтерева. — Л., 1990. — Т. 127.
  4. Вендрова М.И. Сновидения больных с церебральной органической патологией: автореф. дис… канд. мед. наук/М.И. Вендрова. — М., 1988.
  5. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002.
  6. Касаткин В.Н. Теория сновидений. Л., Медицина, 1972.
  7. Корабельникова Е.А. Особенности восприятия в сновидениях больных с неврологической патологией — СПб.: Аграф+, 2008.
  8. Красноперов О.В. Влияние уровня тревожности, работоспособности и других личностных факторов на сон и сновидения здоровых людей.//Актуальные проблемы физиологии труда и профилактической эргономики. — М., 1990.
  9. Лыков В.И. К анализу сновидений у больных с непсихотическими тревожно-депрессивными расстройствами/В.И. Лыков, А.Е. Архангельский//Война и психическое здоровье: сб. тезисов Юбилейной научной конференции… — СПб.: ВМА, 2002.
  10. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. Л., 1990
  11. Ротенберг В.С. Сновидение как особое состояние сознания/В.С. Ротенберг/ Бессознательное. — Новочеркасск: Сагуна, 1994
  12. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: ООО "Фирма СТД", 2003.
  13. Хорни К. Новые пути в психоанализе. Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2007.
  14. Христофорова О.Б. Логика толкований. М., РГГУ, 1998.

Факт наличия сновидений в парадоксальной фазе сна не подлежит сомнению. Можно считать экспериментально подтвержденной также реальность психической активности в фазе ортодоксального сна. Этот факт является очень важным для доказательства фундаментального теоретического положения о непрерывности психической активности даже в спящем мозгу. Следует однако отметить, что некоторые исследователи, разбудив своих испытуемых в фазе МС, не получали от них никаких рассказов о сновидениях или же получали очень мало достаточно бедных содержанием рассказов. А некоторым другим исследователям, наоборот, удалось получить столько же сновидений, сколько

1 ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики. - М., 1987. - С. 123-124.

2 Там же. -С. 124.

в фазах ПС. Таким образом, по этому вопросу среди исследователей нет единодушия (табл. 1).

Таблица 1

Таблица процентных отношений сновидений, рассказанных после пробуждения из ПС и МС фаз сна"

Анализируя эти данные, Р. Бергер, из статьи которого приведена таблица, выдвинул предположение, что эти различия обусловлены тем, что разные авторы по-разному определяют, какую форму психической активности назвать сновидением. Если считать сновидением вербальный отчет о переживании, включающем описание образов разных модальностей, часто странной или нереальной природы, в которых активно фигурирует сам рассказчик, то 70 %, первоначально полученных Клейт-маном и Азерински, можно считать адекватными. Примерно такие же проценты получило большинство других исследователей. Но если давать сновидениям более широкое когнитивное определение, включающее фрагментарные отчеты о психических безобразных явлениях, близких к сознательному мышлению, то можно, конечно, получить даже 74 % (см. табл. 1). Поэтому Р. Бергер считает, что следует провести различие между типичными сновидениями и отчетами, сходными с мышлением бодрствующего человека. Он выяснил, что независимые судьи, заранее не знающие, из какой фазы сна получены сновидения, почти безошибочно отличают друг от друга эти два типа сновидно-подсознательных психических содержаний.

У. Фаулкис сообщил, что сновидения, рассказанные после 9-24-минутной фазы парадоксального сна, отличались большей эмоциональной



Таблица взята из кн.: Dreams and dreaming/ Ed. by S. G. M. Lee and A. R. Mayes. - Harmondsworth (Mx.), 1973. - P. 227. Приводится с сокращениями.

насыщенностью и искаженностью образов, чем те сновидения, которые испытуемые рассказывали через 4-60 секунд после начала ПС".

Все сновидения последних циклов сна в значительно большей мере разработаны и структурированы в виде целостных сюжетов, по сравнению со сновидениями начала ночи. Вместе с этим поведенческая глубина сна, определяемая по порогу пробуждения внешними стимулами, к концу ночи уменьшается. Для парадоксальной фазы и стадии II ортодоксального сна эти пороги одинаковы, для стадии III - ниже, но меньше всего для стадии IV фазы МС, которая в последних циклах сна сильно сокращается или даже исчезает.

Было выдвинуто также предположение, что сновидения, о которых рассказывают испытуемые после пробуждения из МС, являются воспоминаниями о сновидениях предшествовавших фаз ПС. Этому утверждению противоречит тот факт, что имеются качественные различия между психическими переживаниями периодов МС и парадоксальной фазы. Сновидения фазы ПС являются преимущественно зрительными, тогда как в ортодоксальном сне спящий, если судить по его отчетам, никаких образных внутренних содержаний не воспринимает, или количество образов ограничено.

Что касается сновидений ортодоксальных фаз сна, предполагается также, что они возникают в процессе пробуждения, возврата сознания. Это скорее всего сноподобные явления, образующиеся под влиянием внешнего раздражителя. Чем медленнее происходит возвращение сознательного состояния, тем обширнее отчеты о мыслительных процессах, якобы протекавших во сне. При резком пробуждении испытуемые сообщают меньше мыслей. Однако в частоте отчетов при этих двух формах возвращения сознания нет разницы, поэтому на основе приведенных фактов трудно сделать какие-либо окончательные выводы.



В целом, сновидения фазы медленного сна отличаются следующими особенностями:

Они более коротки и, вследствие этого, в них меньше образов различных видов (зрительных, слуховых и т. п.), чем в сновидениях парадоксальной фазы сна;

1 Foulkes W. D. The Psychology of Sleep. - N. Y., 1966.

Если человек пробуждается от сна после фазы ПС, то он сразу же ориентируется в окружающей среде, отдает себе отчет в том, где находится, а при пробуждении после МС в первые секунды и даже минуты переживает сильно выраженную дезориентацию и забывчивость.

По этим признакам легко различать сновидения двух основных фаз ночного сна.

В настоящее время начинает преобладать точка зрения, согласно которой психическая активность не прекращается в течение всей ночи. Не до конца ясно, отличаются ли так сильно психические переживания фаз МС и ПС, или же известные нам различия зависят от различий в способности людей осознавать свои психические процессы и содержания, в одинаковых формах протекающие в течение всей ночи. Исследователь не может непосредственно воспринимать сновидения своих испытуемых, поэтому он вынужден работать с их отчетами. А эти отчеты показывают, что психические переживания этих двух фаз различны. Можно добавить, что о существовании различий косвенно свидетельствуют различия в характере электрической активности мозга.

Нельзя, конечно, упускать из виду возможность искажения сновид-ных событий в процессе их воспроизведения, а также большие индивидуальные различия в способности их воспроизведения. В повседневной жизни одни утверждают, будто не видят снов, а другие каждое утро рассказывают одно или несколько сновидений. Когда этих же людей в лаборатории будят в фазах парадоксального сна, то все они рассказывают сновидения. Однако те, кто в повседневной жизни плохо помнят свои сновидения, и в эксперименте воспроизводят их примерно в два раза меньше, хотя предполагается, что видят они почти столько же сновидений, сколько и другие.

На основе этих фактов можно предположить, что отличия в способности воспроизведения сновидений являются характерными личностными качествами людей и зависят от различной интенсивности действия механизма вытеснения. Напрашивается еще одна гипотеза, что у плохо воспроизводящих сновидения содержат больше искажений. Для проверки этих гипотез следует провести сравнительные исследования.

дений медленного сна страдает из-за отсутствия образных и драматических содержаний в психических процессах этой фазы. Не исключено также, что подсознательные психические процессы фазы медленного сна не менее драматичны и личностно значимы, чем сновидения фазы парадоксального сна, но из-за плохого воспроизведения и фрагментарности материала это невозможно установить. Получены данные, свидетельствующие о том, что в сновидениях ортодоксальной фазы меньше действующих лиц (кроме самого субъекта-сновидца), чем в сновидениях парадоксального сна. В сновидениях фазы ПС между действующими лицами больше взаимодействий эмоционального, в частности сексуального и агрессивного, характера.

Таким образом, несмотря на наличие большого эмпирического материала, в настоящее время мы еще не можем дать окончательных ответов на ряд вопросов о природе психической активности человека в течение всего ночного сна, о природе сновидений медленного сна и т. п. Однако эти вопросы нельзя считать принципиально неразрешимыми.

В целом можно согласиться с Г. Уолтером в том, что «мы не располагаем точными сведениями о причинах, по которым мозг должен треть своей жизни проводить во сне»".

Об этих причинах существуют различные предположения. Считается, например, что в бодрствующем состоянии в нейронах, вследствие метаболизма, накапливаются вредные химические вещества (гипнотоксины) и сон нужен для освобождения от них (А. Пъерон). Другое предположение состоит в том, что сон нужен для блокады сенсорных путей и для предоставления возможности работы другим системам мозга. И, наконец, высказана точка зрения, согласно которой сон, быть может, представляет собой лишь «генетический след бесплодных ночных приключений широкоглазых кошек и шакалов, наследство далеких предков которые были плохо экипированы для ночных сражений» 2 .

Возможны и другие предположения, но, с нашей точки зрения, информационный подход к пониманию функционального значения сна человека, о котором мы уже говорили в предыдущих параграфах, является одним из самых плодотворных.

Для дальнейшего углубления наших знаний о фазах сна многообещающим является исследование сноговорения. Приведем здесь ряд данных об этом любопытном явлении.

1 Уолтер Г. Живой мозг. - М, 1966. - С. 247.

2 Там же.

Сноговорение в 75-80 % случаев происходит в фазе медленного сна и только в 20-25 % случаев - в парадоксальной фазе. Утверждают, что «мысли говорящего во сне человека похожи на сновидения, причем как две капли воды»".

Сноговорение чаще всего появляется во второй стадии МС, когда на ЭЭГ преобладают сонные веретена. На стадиях III-IV при преобладании дельта-волн наблюдаются случаи сомнамбулизма.

Сновидения ортодоксальной стадии сна, преимущественно с тусклыми образами, чаще всего регистрируются в стадии II, однако иногда испытуемые рассказывают о сновидениях и в тех случаях, когда их будят во время стадий III и IV, т. е. глубокого ортодоксального сна. Но большинство испытуемых все же утверждают, что у них никаких сновидений не было. Это субъективное впечатление, и оно, конечно, не является доказательством действительного отсутствия сновидений, тем более - психической активности другого рода.

Психические процессы МС и ПС тесно взаимосвязаны. Предполагается, что некоторые темы сновидений ПС повторяются и разрабатываются дальше в фазах МС.

Получены и другие, чрезвычайно интересные данные. Обнаружена, например, одна существенная разница между ПС и МС. Когда спящий, находясь в ПС, разговаривает и сразу же после этого пробуждается, его рассказ о сновидении сходен с содержанием сноговорения. При МС имеет место обратная картина: рассказ о сновидении мало похож или совсем не похож на содержание сноговорения. Создается впечатление, что эти два процесса - сноговорение и образное (подлинное) сновидение протекают независимо, как будто принадлежат двум разным людям. На основе таких фактов можно прийти к заключению, что во время МС психическая активность личности происходит на двух различных подуровнях подсознательного. Возможно, что эти два вида психической активности совершаются одновременно, но разными полушариями головного мозга. Сноговорение, по-видимому, осуществляется в более глубоком слое подсознательного, чем образное сновидение. И во время ПС психика человека параллельно работает на различных уровнях, о чем мы уже писали. Все эти данные и выводы подтверждают представления 3. Фрейда о существовании латентных мыслей сновидения и его явного содержания.

Представляет интерес и такой факт: когда человека принудительно будят в парадоксальной фазе, он чувствует себя сравнительно лучше, чем когда вынуждают пробуждаться во время МС, особенно глубоких

Вейн А. М.

стадий ортодоксального сна. В последнем случае его настроение бывает хуже. Этот факт представляет практический интерес. Может быть следует так организовать распорядок дня, чтобы просыпаться во время ПС. Но возникает вопрос: в чем причина этого различия? «Объяснение тут может быть такое: электрографические циклы сна отражают какие-то нейрохимические циклы, и их незавершенность во сне, возможно, неблагоприятно сказывается на работоспособности мозга в период бодрствования и на нашем общем эмоциональном состоянии» ".

Однако следует искать также психологические причины.

Как мы уже знаем, экспериментальные исследования показали, что в 70% случаев люди, проснувшись после стадий III и IV медленного сна, где преобладают дельта-волны, не рассказывают ни о какой психической деятельности, отрицают ее существование. Но вот любопытный факт: с переходом от II к стадии III МС сердце спящего начинает биться все быстрее и быстрее и к концу фазы ортодоксального сна достигает своего предела. Кожно-гальваническая реакция тоже, весьма умеренно выраженная в бодрствующем состоянии, в стадиях I-H МС исчезает, но затем появляется вновь, когда совершается переход к стадии III, а в стадии IV уже не прекращается совсем. Это признак «эмоциональной бури». Но если в психике не протекает никаких процессов, ничего не переживается, то откуда и вследствие чего появляются эти реакции сердца и кожи?

Во время парадоксального сна, когда в психике спящего протекают образные сновидения, кожно-гальваническая реакция появляется время от времени, совпадая с резкой активизацией движений глаз. Если в такие моменты парадоксального сна будят человека, он рассказывает эмоционально насыщенные сновидения.

Возможно, что в ортодоксальных фазах идет процесс подготовки новых сюжетов для сновидений последующей фазы парадоксального сна. Предполагается, что именно в ортодоксальных фазах происходит консолидация воспринятой днем информации, ее отбор и осмысление. Психический отдых невозможен без ортодоксального сна.

Парадоксальный сон у детей

В период внутриутробного развития детей, с момента зачатия до 28-й недели, непрерывная электрическая активность отсутствует. Регистрируются только одиночные группы медленных волн и низкоамплитудная быстрая активность. Различия ЭЭГ сна и бодрствования не выражены. Они становятся четкими примерно через месяц после рождения.

Вейн А. М. Три трети жизни. - М., 1970. - С. 81.

Последовательная смена двух основных видов сна - парадоксального и ортодоксального - является одним из основных биологических ритмов. Исследования показывают, что фазы ПС появляются на 28-30-й неделе беременности, поэтому они имеются не только у новорожденных, но даже у недоношенных детей, а в первые 30 недель постнатальной жизни 80 % времени сна занято фазами ПС. К 40-й неделе беременности, т. е. перед рождением ребенка, фазы парадоксального сна составляют около 50% сна".

В них у новорожденных и маленьких детей наблюдаются сосательные движения, улыбка, диффузные движения тела. Ч. Фишер и соавторы отмечают: «Каким-то еще непонятным образом физиологические процессы связываются со зрительными сновидениями, возможно на 30-й неделе жизни, хотя сновидения незрительных модальностей могут появляться даже раньше» 2 .

Логичнее однако полагать, что физиологические процессы циклов сна и сновидений связаны изначально. Принимая эту более естественную точку зрения, мы освобождаем себя от искусственной задачи раскрытия того, каким образом где-то около 30-й недели жизни зрительные сновидения соединяются с физиологическими процессами фазы ПС. Идея об изначальной связанности ПС со сновидениями предполагает возможность существования наследуемых психических образов. Это можно считать доказанным для животных, имеющих сновидения, поскольку, как недвусмысленно показывают данные этологии и зоопсихологии, сразу после рождения многие животные узнают и различают представителей своего вида и других видов животных, а также ряд других особенностей природной среды. Что касается человека, то в некоторых новейших экспериментальных исследованиях получены данные, свидетельствующие об избирательности восприятия младенцев, их большой чувствительности к образу человеческого лица 3 .

Парадоксальная фаза сна у детей обычно наступает сразу после засыпания, а не после стадии IV медленного сна, как у взрослых. Поэтому у младенцев продолжительность циклов сна укорочена и составляет

См.: Webb W. В. and Cartmght R. D. Sleep and Dreams // Annual Review of Psychology,

Palo Alto, 1978, 29. - P. 223-252.

Fisher Ch. et al., Cycle of penile erection synchronious with dreaming (REM) sleep //

Dreams and Dreaming/ Ed. bv S. G. M. Lee and A. R. Mayes. Harmondsworth (Mx.),

См.: Восприятие: механизмы и модели. - М., 1974; Бауэр Т. Психическое развитие

младенца. - М, 1979.

около 60 минут. С возрастом длительность ПС постепенно сокращается, устанавливаясь на уровне 22-25 % всей длительности сна, тогда как сразу после рождения составляет 55-80 % всего сна.

Некоторые исследователи полагают, что, хотя в электрографическом отношении наличие парадоксального сна у детей не подлежит сомнению, тем не менее, во многих отделах мозга не замечается усиления метаболизма и нейрональной активности. Фейнберг пришел к выводу, что метаболически парадоксальный сон детей и взрослых не равноценны 1 .

Хотя период, наступающий сразу после засыпания, имеет некоторые особенности, сходные с характеристиками парадоксального сна, истинно парадоксальными, согласно этому автору, следует считать те фазы, которые наступают после медленного сна. К этой точке зрения склоняется и А. Н. Шеповалышков.

Преобладание у новорожденных фазы парадоксального сна французский исследователь М. Жуве объясняет тем, что у них к моменту рождения локализованные в варолиевом мосту физиологические механизмы запуска парадоксального сна уже сформированы, тогда как механизмы медленного синхронизированного сна еще незрелы. В первые же месяцы жизни механизмы медленного сна быстро созревают, и этот процесс отражается на ЭЭГ. Обнаружено также, что у детей до трехлетнего возраста между ортодоксальными и парадоксальными фазами сна имеются переходные периоды длительностью 1 -2 минуты, иногда до 5 минут. В более поздних циклах сна (к концу ночи) эти переходные периоды редуцируются 2 .

В 1964 году Ченг иЛарош, исследуя одного новорожденного вплоть до двухмесячного возраста, обнаружили, что уже с самого момента рождения дети во сне время от времени улыбаются. Дальнейшие наблюдения показали, что улыбка появляется в фазе парадоксального сна. Мимика в виде улыбки, задолго до появления в бодрствующем состоянии при восприятии матери, в организованной и дифференцированной форме выражается у спящего ребенка в виде миоклонических гримас. Все 52 случая улыбки, зарегистрированные у этого ребенка, появились в фазе ПС, т.е. тогда, когда у взрослых протекают сновидения. В бодрствующем состоянии улыбка, как известно, выражает положительные эмоции человека - радость, удовольствие.

1 FeinbergJ. Effects of age on human sleep patterns// Kales A. (Ed.), Sleep. Physiology and Pathology. A Symposium. - Phil, and Toronto, 1969. - P. 39-53.

2 Jouvet M. Paradoxical sleep - a study of its nature and mechanisms // Akert et al., Sleep

mechanisms. - N. Y.-London, 1965. >

Исследования французских ученых, регистрировавших электрическую активность мозга начиная с 6-го месяца внутриутробного развития до 1-летнего возраста, показали также, что улыбка есть даже у нерожденного еще ребенка, и у ребенка, рожденного на неделю раньше времени (на 37-й неделе внутриутробного развития). Оказывается, однако, что улыбка имеется даже у детей, рожденных после 7 месяцев внутриутробного развития. Эта улыбка парадоксального сна сохраняется еще у 5-летнего ребенка".

Когда к концу первого месяца постнатальной жизни ребенок впервые улыбается, воспринимая свою мать, одновременно в парадоксальных фазах сна улыбка появляется все реже и реже.

Как показывают ЭЭГ, с возрастом меняется пространственное распределение форм активности в мозгу. Если в первые дни постнатальной жизни активность преимущественно локализована в центральных областях мозга, где находятся моторные зоны (здесь регистрируется наибольший потенциал по сравнению с лобными, височными и затылочными областями, а также первые неустойчивые компоненты ЭЭГ), то к концу первого года жизни наибольшая нейрональная активность наблюдается в теменно-затылочной области. А. Н. Шеповальни-ков выдвинул предположение, что данный сдвиг обусловлен повышением функциональной роли и морфологическим развитием коркового конца зрительного анализатора. Между тем у слепых от рождения детей даже в старшем возрасте фокус максимальной активности, как и у новорожденных, локализуется над центральными отделами головного мозга как во сне, так и в бодрствующем состоянии.

В связи с этими интересными фактами можно выдвинуть ряд предположений:

Наследственная информация сосредоточена в нейронных группах тех областей головного мозга, где регистрируется наиболее интенсивная и «зрелая» электрическая активность;

Зрительные центры коры при рождении еще «незрелы», так как до этого по зрительным нервным путям информация не поступала;

В этом отношении большой интерес представляет вышеприведенный факт: у слепых от рождения детей сновидения интересны тем, что если в них имеются зрительные образы, то они, безусловно, носят наследственный характер.

См.: Petre-Quadens О. Ontogenese du reve chez le nouveau-nee humain // Reve et conscience / Ed. par P. Wertheimer. PUF, P. 1968. - P. 109-121.

Об их наличии в ПС можно косвенно судить по быстрым движениям глаз. Трудность доказательства их существования состоит в том, что слепые не знают, что такое «зрительный образ», и их сообщения об отсутствии в их сновидениях зрительных образов не заслуживают доверия. К некоторым другим особенностям активности детей в парадоксальных фазах сна мы вскоре вернемся.

§ 9. Сексуальная активность в фазе парадоксального сна"

Еще задолго до открытия фаз сна, в 1944 и 1947 годах, Р. Олмейер с сотрудниками опубликовал две статьи, в которых описывались циклы эрекции пениса во время сна. Согласно этим авторам, эрекции появлялись каждые 84,5 минуты и имели среднюю длительность 25,5 минуты.

В 1948 году эрекцию у спящих обезьян, собак и кошек наблюдал сексолог Бич, что свидетельствует о наличии у этих животных сексуальных сновидений. Пирсон описал эрекцию у спящих землероек, которые перед пробуждением совершали толчкообразные движения таза. А. Кинси и соавторы тоже сообщали об эрекциях у спящих собак. Эти же авторы отмечали опухание гениталий у сук, вагинальную секрецию, толчкообразные движения таза, а также вокализации при сексуальном возбуждении во сне 2 .

После открытия (в 1953 году) парадоксальной и ортодоксальной фаз сна возник вопрос: не совпадают ли периоды эрекции с фазами ПС? Изучая добровольцев - мужчин, Ян Освальд в 1962 году пришел к выводу, что эрекции сопровождают только некоторые периоды сна и в течение этих периодов могут появляться и исчезать. Вопрос в том, возможна ли эрекция в фазе МС, Ян Освальд оставил без ответа 3 .

Ч. Фишер, Ж. Гросс и Ж. Цух, совершенствуя методику исследования, провели тщательные эксперименты для проверки результатов как вышеназванных авторов, так и Ольберга, обнаружившего, что эрекция в течение ночного сна имеет 3-4 периода, причем первый период на-

" Описание физиологических аспектов сексуальной активности во сне мы даем в основном по работе: Fisher Ch., Gross J. and Zuch Z„ Cycle of penile erection synchronieus with dreaming (REM) sleep // Dreams and dreaming / Ed. by S. G. M. Lee and A. R. Mayes. Harmondsworth (Mx.), 1973. - P. 235-258. См. также: Hartmann E. The biology of dreaming. - N. Y„ 1967.

2 Oswald Ian. Sleeping and Waking. - Amst.-N. Y., 1962. - P. 141-142.

3 Там же. Р. 140-142.

ступает через 60-90 минут после засыпания. Ч. Фишер и сотрудники совершенствовали методику таким образом, чтобы можно было регистрировать состояние пениса непрерывно в течение всей ночи, т. е. уровень эрекции и ее изменения. Одновременно снималась ЭЭГ для точного сравнения фаз сна с состоянием пениса. Поскольку при эрекции температура пениса повышается на 2-3 градуса, на всю ночь к этому органу прикрепляли термометр. Методика исследования в целом была разработана подробно, с учетом всех возможных ошибок и получения артефактов.

В качестве испытуемых были приглашены 17 добровольцев-мужчин в возрасте от 20 до 35 лет (врачи и другие медицинские работники). Их исследовали в течение 27 ночей. Испытуемым не была известна подлинная цель исследования. Им было сказано, что исследуются вегетативные процессы и движения тела. В течение ночи несколько раз будили испытуемых и просили рассказать только что увиденные сновидения. Свои сновидения рассказывали и те, кто пробуждался спонтанно. За голыми испытуемыми наблюдали через окошко, а при необходимости - входя в комнату. В целом испытуемые в лабораторных условиях спали хорошо.

Были получены весьма убедительные данные. У всех испытуемых было зарегистрировано всего 86 фаз парадоксального сна. Из них в 60 % случаев наблюдалась полная эрекция, в 35 % - частичная, в остальных 5 % случаев эрекция не наблюдалась. Таким образом, в 95 % фаз ПС наблюдалась полная или частичная эрекция. В случаях отсутствия эрекции фазы ПС были короткими, неустойчивыми и сливались со стадией II медленного сна.

Эрекции начинались с началом парадоксальной фазы или примерно за 2,5 минуты до начала этой фазы. Ослабление пениса начиналось за 0,6-2,0 минуты до окончания ПС. Максимальная эрекция наблюдалась примерно через 5,4 минуты после начала ПС, а полное ослабление наступало через 12,4 минуты после окончания фазы парадоксального сна. В большинстве случаев эрекция сохранялась в течение всей фазы ПС, т.е. до 30 минут и дольше, без заметных флуктуации. Отмечались, однако, некоторые случаи с флуктуациями. Иногда ослабление начиналось примерно с середины ПС, продолжаясь до конца фазы.

Ч. Фишер и сотрудники утверждают, что в фазах МС случаев эрекции они не наблюдали. Исключением являются те случаи, когда II стадия МС предшествовала ПС, и за 2 минуты до начала ПС начиналась эрекция.

Выяснилось, что появление эрекции в парадоксальной фазе сна не зависит от того, когда испытуемые удовлетворяли свою сексуальную

потребность. Например, один из испытуемых имел сексуальное сношение за 5 часов до эксперимента, второй - за 24 часа, третий - за 48 часов. У всех этих мужчин в течение ночи регулярно во всех парадоксальных фазах сна происходили эрекции. Один из испытуемых был гомосексуалистом, в реальной жизни - сексуальным импотентом. У него тоже регулярно наблюдались эрекции в парадоксальных фазах сна и держались до 25 минут в зависимости от длительности самих фаз.

Циклы эрекции отмечались и во время дневного сна. В тех случаях, когда испытуемые осознавали, что наблюдают их половую активность, эрекции немного подавлялись.

Поскольку эрекции появляются в фазах ПС, Ч. Фишер и сотрудники связывают их со сновидениями. До обсуждения этого вопроса уместно кратко коснуться того, есть ли признаки половой активности у спящих детей.

Все взрослые люди каждую ночь во время быстрого сна и частично во время медленного сна видят сновидения - не менее 4-6 раз. Субъективная длительность сновидений соответствует объективной длительности периода быстрого сна. Таким образом, суммарное время «просмотра» сновидений составляет 60-100 минут за ночь.

Как правило, у большинства людей отчеты о сновидениях в быстром сне более яркие, более сложные и фантастичные, более эмоционально окрашенные по сравнению со сновидениями в медленном сне, где преобладают рациональные и реалистические элементы, сходные с мышлением в бодрствовании. Главное же различие заключается в продолжительности сновидений - сновидения в быстром сне более длительны. Возможно поэтому, при пробуждении в период быстрого сна сновидения лучше запоминаются.

Показано, что степень эмоциональной окраски сновидений коррелирует с частотой сердечных сокращений и дыхания, величиной вазоконстрикции и выраженностью электрической активности кожи в последние минуты быстрого сна перед пробуждением.

Практически в 100% случаев сновидения включают в себя зрительные раздражители - образы, сцены. Слуховые раздражители проявляются, примерно, в 10% сновидений - оклик человека по имени, очень краткий разговор. Вкусовые и обонятельные раздражители в сновидениях почти не отображаются.

Цветные сновидения чаще видят люди с художественным типом ВНД, черно-белые сновидения - люди с мыслительным типом ВНД. Независимо от типа ВНД, цветные сновидения чаще испытывают люди, спящие на правом боку. При положительном эмоциональном статусе или же в уравновешенном психическом состоянии в цветных сновидениях преобладают мягкие, нежные краски, полутона. При отрицательных эмоциях сновидения окрашены в красные тона, при черно-белых сновидениях черный цвет приобретает очень интенсивную выраженность.

Частота сновидений в известной степени зависит от характера деятельности человека.

Зависимость частоты сновидений от характера деятельности, % (В.И.Шостак, С.А.Лытаев)

2.2Природа сновидений.

Очевидно, что о природе сновидений задумывается каждый человек. В древности сновидения рассматривались как врата в иные миры. В Древней Греции сновидения играли руководящую роль даже при выработке законов. Огромное значение приобретали «вещие сны», предсказывающие развитие будущих событий. Однако уже Аристотель учил, что сновидения - это не «язык богов» или «странствие души», а явления, вытекающие из самой сущности человеческого духа, которые представляют собой результат особой деятельности мозга человека, в особенности, его органов чувств. В своем трактате «О сновидениях и их толковании» Аристотель пытался понять природу сновидений.

Впервые систематические исследования роли сновидений предпринял основоположник психоанализа 3. Фрейд. В широко известной работе «Толкование сновидений» он попытался доказать, что сновидения возникают на основе неудовлетворенных потребностей организма и служат способом удовлетворения общих для всех индивидуумов биологических мотивов - мотивов враждебности, сексуальности, голода. В этом ключе 3. Фрейд рассматривал сновидения как особый и важный язык мозга. Он полагал, что сновидения являются продуктом нашей собственной психической активности. При этом 3. Фрейд предположил, что сновидения содержат не только явный, очевидный смысл, который можно изложить в пересказе, но и скрытый, неявный, который невозможно сразу осознать, или уяснить. Чтобы понять это второй смысл, необходима дополнительная информация о личности того, кто видел этот сон, и определенный опыт психоаналитика. Используя метод «свободных ассоциаций», психоаналитик приводят пациента к осознанию замаскированных в сновидении вытесненных желаний, что снимает эмоциональную напряженность. Для древних греков и других народов Ближнего и Среднего Востока военный поход без толкователя сновидений был подчас так же невозможен, как сегодня без разведки. Когда Александр Македонский предпринимал свой завоевательный поход, в его свите были самые знаменитые толкователи сновидений. Город Тир, расположенный тогда еще на острове, оказал царю такое яростное сопротивление, что он подумывал уже об отказе от его осады. Но вот однажды ночью он увидел во сне танцующих в триумфе сатиров и, когда рассказал это сновидение толкователю, узнал, что ему предвещается победа над городом. Он приказал войскам наступать и взял Тир. В те времена толкование сновидений казалось волшебством, но и это явление вполне объяснимо: если разбить слово сатир на слоги «са» и «тир», то в переводе с греческого языка это будет означать «твой Тир».

И.П. Павлов долгое время не разделял точку зрения 3. Фрейда в отношении природы сновидений. Согласно И.П. Павлову, сновидения являются результатом неопределенных сцепок возбуждения в сторожевых пунктах коры, Что характеризует их фантастичность, но в то же время и лишает сновидения какой-либо информативной значимости для субъекта и психоаналитика. Однако многолетний опыт различных школ психоанализа позволяет полагать, что представления 3. Фрейда во многом соответствуют истине.

Возможность контроля сновидений. П. Гарфильд (1994) отмечает, что уже 50000 лет назад люди пытались вызывать сновидения с помощью определенных ритуальных формулировок, а методы контроля над содержанием сновидений были известны жителям древнего Египта, Индии, Ассирии, Китая и других стран. Современные психотерапевты и психоаналитики пришли к выводу, что содержание сновидений, действительно, можно контролировать. Имеет ли это практический смысл? Для определенной части людей, очевидно, имеет. П. Гарфильд в своей книге «Управление сновидениями» приводит пример из жизни синойского племени (Малайзия), у которых каждый член племени умеет уничтожать ночные кошмары. Синои учат своих детей воспринимать сны как важную часть формирования личности, в связи с чем, у них отсутствуют экзогенные психические расстройства.

Представления И.П. Павлова находят многочисленные подтверждения в исследованиях клиницистов. Например, в книге И.Е. Вольперт «Сновидения в обычном сне и гипнозе» приводятся интересные соображения о биологическом и антропологическом значении сновидений. По мнению автора, сновидения представляют собой остаток далекого филогенетического прошлого, когда преобладал неполный сон и сновидения играли роль импульса для мобилизации организма при неожиданной опасности, возникшей во время сна. Для современного человека биологические значения сновидений в одних случаях способствуют более глубокому торможению уже заторможенных доминант, в других - служат психической разрядкой, в третьих - сигнализируют о нарушениях в организме.

В таблице из книги В.Н. Касаткина четко прослеживается зависимость между частотой появления сновидений и характером трудовой деятельности человека (табл. 10.1). He все люди физического труда видят сны: например, только около половины обследованных колхозников и рабочих видели сны, тогда как среди врачей, педагогов, студентов сновидения были почти у 100% обследованных. Была отмечена тенденция, что при взрослении (до 18 - 20 лет) частота появления сновидений возрастает, к 25-30 годам несколько снижается, а затем вновь увеличивается до 50-55 лет. Пожилые люди обычно говорят, что сновидения были, но плохо запоминались. Частота сновидений зависит также от состояния нервной системы: уравновешенные и спокойные люди видят сновидения, как правило, реже, чем легковозбудимые.

Показательны исследования частоты сновидений у студентов в различные месяцы года (в % к числу засыпаний). В летние месяцы (каникулы) количество сновидений снижается, тогда как в периоды напряженной учебы их количество возрастает (рис. 10.8). По данным Касаткина, из 3040 обследованных в 95,2 % случаев сновидений ясно обнаруживаются эпизоды из предыдущей жизни и деятельности людей и только в 4,8 % случаев отмечались элементы (незнакомые лица, предметы), которых, возможно, не было в жизни данного человека. Специальные исследования показывают, что у взрослых людей 62,5 % сновидений были связаны с работой; 41,4 % - с жилищем, одеждой, пищей; 44,3 % - со здоровьем; у 38,6 % - с эпизодами из семейной жизни и только 8 % сновидений носили сексуальный характер. Люди, ослепшие в возрасте до 5 лет, как правило, во сне не видят зрительных образов. Te, которые ослепли позже, видят зрительные образы только своего детства. Например, человек ослеп примерно в 9 лет, а в возрасте около 50 лет он потерял ногу. Иногда он видел сон: своих товарищей по классу, в котором учился в детстве, и что он ходит, т.е. ногу еще не потерял.

Ранее отмечалось, что в сновидениях довольно тонко и рано отражаются даже незначительные изменения в организме, такие, как изменения настроения, начало заболевания и др. Влияние на сновидения изменений функций различных систем наиболее четко видно в момент перехода их в патологическое состояние и особенно при болезнях.

Большинство сновидений базируется на слуховых, зрительных, реже обонятельных восприятиях и речи. Отсюда делают вывод, что сновидения больше связаны с психосоциальной жизнью, чем непосредственно с сенсорным притоком. Сложность анализа сновидений обусловлена также тем, что сновидения используют язык образного мышления, не поддающийся полному и адекватному перекодированию на язык человеческого общения и, следовательно, вербального мышления.

Какова психологическая значимость сновидений? Одна из наиболее часто рассматриваемых гипотез состоит в предположении, что сновидения выполняют функцию психологической защиты. Косвенным доказательством в пользу этой гипотезы могут служить данные о том, что при депривации сна резко нарушается адаптация к стрессирующим воздействиям. Согласно другой гипотезе, во сне используется невербально-образное мышление для решения проблем, которые не удается решить во время бодрствования. В соответствии с этим предположением во время сновидений происходит поиск путей взаимного примирения конфликтных мотивов и установок. С позиции этой гипотезы, сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты. При этом конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а с помощью образов. Благодаря этому происходит вытеснение невротической и непродуктивной тревоги. Таким образом, утверждается, что сновидения - возврат к образному типу мышления. Более того, во время «быстрой» фазы сна мозг переходит в режим работы, похожий на бодрствование, но при этом блокируется поступление внешней информации. Другими словами, сновидение выполняет функцию психологической защиты.



Похожие публикации