Доступная безбарьерная среда для инвалидов. Безбарьерная среда или одна показуха

Главнейшим фактором, определяющим развитие сообщества, является отношение в нём к инвалидам. Всемирные исследования показали, что на нашей планете проживает десять процентов людей от всего количества, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Именно для них, а также слабовидящих и слабослышащих граждан должна быть организована безбарьерная среда.

В настоящий момент в нашем государстве действует программа " ", которая подразумевает организацию общей доступности ко всем социально значимым местам для МГН. Иными словами, она рассчитана на то, что к 2020 году маломобильное населения будет способно посещать любое место, будь то государственное учреждение или торговый центр и перемещаться по любому маршруту с использованием общественного транспорта.

Безбарьерная среда для инвалидов обустраивается в нашей стране довольно-таки быстро, тем не менее до полной реализации программы ещё далеко. Это обусловлено как перебоями с финансированием, так и отсутствием грамотных подрядчиков, способных произвести работы качественно и в кратчайшие сроки.

Создание безбарьерной среды

Доступная среда может быть обустроена как на строящемся объекте, так и при реконструкции. При правильном подходе подобные работы не отнимут много времени, сил и денег. Все действия необходимые для формирования приемлемых условий для маломобильных групп населения могут быть выполнены сотрудниками нашей фирмы.

Безбарьерная среда для инвалидов организовывается совокупностью следующих действий:

  • Экспертиза зданий и сооружений на общедоступность.
  • Паспортизация, с указанием категории доступности и предоставлением рекомендаций при необходимости.
  • . Оно осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учётом пожеланий заказчика.
  • Безбарьерная среда также не может быть воплощена в жизнь без проведения строительных работ.

Создание безбарьерной среды предоставляющей доступ на любой объект может быть осуществлено при выполнении следующих строительно-монтажных работ:

  • Строительство входных групп со всем необходимым оборудование. На первый взгляд комплекс мероприятий по обустройству входных узлов направлен на доступность безбарьерной среды для инвалидов колясочников, но монтажники нашей организации стремятся сократить расходы и создают универсальный дизайн. Например, пандусы, позволяющие попасть в те или иные помещения дополнительно оборудуются поручнями и тактильной плиткой, что позволяет предоставить доступ на объект людям со слабым зрением.
  • Внутренняя и внешняя перепланировка зданий. Для упрощения жизни инвалидов колясочников требуется проведение частичной перепланировки различных помещений, ведь здания построенные до начала реализации программы «Доступная среда» не всегда предназначены для перемещения людей с ограниченными возможностями. Чаще всего это выраженно в узких дверных проёмах и высоких порогах.
  • Монтаж поручней и пандусов. Доступность среды для инвалидов это в первую очередь присутствие пологих пандусов по которым может въехать коляска. Разумеется, аппарель для данных целей тоже подойдёт, но она не многофункциональна. Например, пандус, оснащённый поручнями, предоставит доступ не только колясочникам, но и гражданам со слабым зрением.
  • Также создание безбарьерной среды не мыслимо без установки и настройки информационных систем. Слабовидящие и слабослышащие люди очень часто не имеют возможности пользоваться информационными системами для лиц без ограничений. Именно поэтому специалисты нашей компании готовы установить тактильное оборудование.
  • Устройство и переустройство туалетных комнат - это также создание безбарьерной среды. Люди с ограниченными возможностями ни редко не способны воспользоваться стандартной туалетной комнатой из-за узости кабинок и прочих неудобств.
  • В комплекс мероприятий, способных организовать безбарьерную среду для инвалидов также включены работы по монтажу внутренних сетей электроснабжения.

Доступность созданная сотрудниками нашей организации отвечает всем нормам и требованиям законодательства. Здания и сооружения, обустроенные нами с лёгкостью, пройдут любую проверку.

Если вас заинтересовали наши услуги рекомендуем обратиться за помощью к консультантам нашей фирмы. Для этого вам нужно позвонить по номеру телефона указанному на главной странице сайта. Стоит отметить, что выезд наших сотрудников на места, для изучения степени сложности, абсолютно бесплатен для клиентов.

Мы оказываем все перечисленные услуги на территории всей страны, таким образом являясь федеральной компанией. Сотрудничество с нами оставит только положительные эмоции.

Мы часто в последнее время слышим тезис о безбарьерной среде, но кому она нужна? Первое, что приходит на ум - маломобильным группам населения. Это верно, но лишь только на половину, на самом деле безбарьерная среда нужна всем жителям города и ниже я расскажу почему и покажу как это работает на примере Франции.


Для начала выдержка из СП 59.13330.2012: « К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п…», это уже достаточно большая группа населения, но Йенс Визике из Ассоциации пассажиров Берлина, во время визита на наш вокзал, справедливо заметил, что мы все становимся маломобильными, когда у нас большой чемодан. Для всех этих людей город начинается с самого сложного - подъезда. В некоторых городах франции существуют отдельные программы переделки подъездов со ступеньками в безбарьерные.

Пандус для входа в не обязательно должен быть большим железным и с перилами, можно использовать такое аккуратное решени

К слову о людях с чемоданами, вот так выглядит вход в один из вокзалов Парижа. Нет никаких препятствий, бордюров и ступенек

Переход через дорогу не должен создавать никаких проблем, на этапе проектирования закладывается необходимая высота тротуара, проезжей части, трамвайных путей, что по сути не требует практически никаких дополнительных затрат.

Островки безопасности могут быть практически без бордюров, ограничением и защитой тут выступают столбики. Эти же столбики не дают автомобилистам заехать куда не нужно, очень полезная вещь, хотелось бы, чтобы у нас в городе их взяли на вооружение вместо заборов

Для борьбы с машинами, закрывающими пешеходные переходы, применяют выступающие бордюры, в кармане перед переходом спокойно паркуется автомобиль, но при этом не закрывает обзор и не мешает людям переходить через дорогу

Похожее решение применено у нас на ул.Щорса, рядом с рынком Мави, и это действительно работает!

Если вместо занижения тротуара поднять проезжую часть, то можно «убить двух зайцев» - убрать барьер для пешехода и создать его для машины, чтобы значительно повысить безопасность на переходе

Особенно хорошо таким образом поднимать проезжую часть на выездах из дворов и прилегающих территорий, автомобилист должен понимать, что это место, где ходят люди, а не дорога, и приоритет у людей

Иногда барьером может стать отсутствие инфраструктуры, особенно это касается людей с плохим зрением, для них тоже нужна инфраструктура, которая, впрочем, не требует больших затрат

Отдельная тема - доступ в общественный транспорт, он должен быть лёгким, удобным и быстрым

В общественном транспорте одна из ключевых функций безбарьерной среды - ускорение посадки и высадки. Именно поэтому платформы на трамвайных остановках находятся на том же уровне, что пол трамвая.

А на остановках автобусов не должно быть никаких карманов, потому что в таком случае автобус не может подъехать вплотную, пассажирам приходится выходить на проезжую часть, что крайне негативно сказывается, как на времени посадки, так и на безопасности

Безбарьерная среда нужна и тем, кто хочет быть мобильным не используя машину - велосипедстам

И не только им….

И конечно безбарьерная среда нужна простым людям, ведь это удобно, когда не нужно спотыкаться об бордюры

Это могут быть трамвайно-пешеходные улицы

Или просто небольшие комфортные улочки, где чувствуешь себя защищённым, но не ограниченным

Архитектор Ян Гейл в своей книге «Города для людей» обращает внимание, что люди предпочитают плавные и ровные подъемы, а не ступеньки, потому что это комфортно, такая среда не вызывает отторжения и желания уйти. Именно поэтому безбарьерная среда нужна для всех.

Отдельно хочу сказать про внеуличные (подземные и надземные) пешеходные переходы. Это один из самых серьёзных барьеров в городе не только для маломобильных групп населения, но и для молодых и здоровых. В первую очередь это, конечно, психологический барьер, ведь никому не хочется делать лишний крюк, спускаться куда-то и подниматься, к тому же в подземных переходах, из-за ограниченного пространства, отрезанного от улицы, повышенная криминогенная обстановка. По этим причинам во многих странах от такого типа переходов отказываются в пользу обычной наземной "зебры", даже если это широкая оживлённая дорога.

Вот такими нехитрыми способами можно сделать городскую среду значительно привлекательнее для людей, гораздо дружелюбнее и безопаснее. Надеюсь, что и в нашем городе в скором будущем произойдут значительные перемены в этой сфере.

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

Законодательная база

Этапы программы


Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций - исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие - не больше 70%.
В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов


В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.


«Свободная Пресса » выясняла насколько комфортно сегодня инвалидам в столице Паралимпиады-2014.

Недавно в Сочи закончились . Фильм, надеюсь, мы скоро увидим на экранах. А я решил проверить, как действует программа «Сочи без барьеров», которая была осуществлена к Паралимпийским играм-2014. Ведь прошло всего два года…

Около этого зачехленного агрегата в самом центре Сочи я стоял достаточно долго. Ждал любого инвалида-колясочника, которому потребуется спуститься в подземный переход. Рядом продавались мороженое, цветы, всякие разные сувениры с паралимпийской символикой и игрушечные фигурки Лучика и Снежинки - симпатичных талисманов прошедших два года назад зимних Паралимпийских Игр…
Мимо проходили люди. Пристал к девушке:

Не поможете разобраться?

В чем?
- Да вот в инструкцию по спуску платформы с инвалидом в подземный переход?
Дамочка хихикнула:
- А что это так сложно?
- Почитаем…

Безбарьерная инструкция

Хором мы начали чтение. Не хочу приводить текст этого замечательного документа полностью, потому как вы все равно ни черта не поймете. Думаю, достаточно пары инструкционных фразочек убористым шрифтом. Например: «Для вызова и раскладывания платформы на нижней посадочной площадке вставить ключ в гнездо внешнего пульта…» И далее все в таком же техническом духе! Какой к чертовой бабушке «ключ» и где его искать?

Конечно, можно было и позвонить. Однако, безбарьерная среда, уверен, создавалась не для того, чтобы подъехав к поземному переходу инвалид начинал названивать по мобильному в какую-то экстренную службу и ждать пока придет «продвинутый пользователь» и начнет помогать человеку с ограниченными возможностями использовать возможности системы спуска в подземный переход, предназначенной сделать возможности инвалида не ограниченными. Сколько пройдет времени в ожидании «дежурного по спуску» - десять минут? Двадцать? Час? Во всяком случае о периоде ожидания прибытия помощи в инструкции ничего не сказано. Зато сам аппарат ярко и зримо демонстрирует заботу об инвалидах и для любой поверяющей комиссии сам его грандиозный вид говорит о том, что на создание доступной среды в Сочи никто не экономил. Я еще раз посмотрел на «зачехленное чудо» безбарьерной техники и по внешнему виду понял, что дермантиновое покрывало с него давненько не снимали. А исправен ли этот агрегат? На лифтах в домах хотя бы пишут время последних испытаний лифта. На этом спускаемом устройстве для инвалидов даты последней проверки я не обнаружил. И кто знает, как он работает спустя два постпаралимпийских года…

Поиски карты доступности

Ладно, с коварными техническими устройствами все понятно. Вернее, ничего не понятно. Но при подготовке к Паралимпиаде-2014 много говорили о создании в Сочи «Карты доступности». И такая карта была создана! Я обошел десяток киосков печатной продукции в поисках такого важного издания. В лучшем случае мне предлагали картографическое произведение с пиктограммными обозначениями автостоянок, где предусмотрены места для машин инвалидов. Доступной и понятной карты для передвижения по Сочи инвалидов не обнаружил. Видимо, все абсолютно уверены, что после события мирового паралимпийского масштаба в Сочи больше не приедет делегация Международных паралимпийцев и никто не станет проверять доступность Сочи для инвалидов. А как же Чемпионат мира по футболу-2018? Да и Всемирные хоровые игры у Сочи «на носу». На эти события тоже могут приехать люди с ограниченными возможностями. И почему, собственно, им не приехать?

Конечно, в период «подготовки и проведения» Паралимпийских Игр-2014 в Сочи сформировали безбарьерную среду. Кнопки для вызова продавца, например, понатыкали при всех мало-мальски заметных магазинчиках. Пробовал недавно нажать на парочку таких кнопочек. Ну вы меня понимаете: ждите ответа. Пришлось кричать!

Так что я был почти уверен: если в самом центре Сочи наглухо зачехлен аппарат для спуска инвалидов-колясочников в подземный переход через главную улицу города Сочи, то чуть дальше от центра картина будет намного печальней. Не ошибся! В паре автобусных остановок от центра Сочи, но все равно в очень посещаемом месте, где сверкает огнями огромный гипермаркет спуск в подземный переход смастерили под углом градусов 45 и уложили плиткой, по которой можно кататься с полным ощущением ледовой горки под ногами. На глаза попался и щиток уличного освещения, в который упиралась тактильная дорожка для слабовидящих. Только представьте, что случится, если этой дорожке поверит инвалид по зрению…

А я все продолжал изучать постпаралимпийское наследие безбарьерного Сочи. Спустя два года стало понятно, что за всем этим созданным с таким трудом наследием внимательно и «на постоянной основе» никто не следит. Никто не отвечает за исправную работу дорогущих подъемников в подземных переходах и за то, чтобы тактильные дорожки не приводили слабовидящих лоб в лоб в щиток уличного освещения. Даже звуковые сигналы с информированием инвалидов по зрению о том, что можно переходить дорогу теперь работают не везде. А ведь так хорошо правильно и грамотно все начиналось в этом благородном деле создания «Сочи без барьеров». Создать создали, а кто будет сохранять? А без этого получается, что барьеры не устранили, а сделали их еще больше.

Опыт надо беречь
Думаю, теперь самое время привести слова заместителя председателя комитета Госдумы России по физической культуре, спорту и делам молодежи, паралимпийца-колясочникаСергея Поддубного , сказанные после недавнего посещения Сочи: «Объективно и определенно могу сказать: сегодня Сочи самый безбарьерный город России, наиболее приспособленный для людей с ограниченными возможностями…»

Как бы я не натыкался на безбарьерные барьеры в постпаралимпийском Сочи, безусловно, депутат Поддубный лично проверял доступность города, стало быть знает, о чем говорит. Конечно, он прав, когда констатирует факт, что в создании безбарьерной среды Сочи стал флагманом перемен в отношении к инвалидам. Однако, спустя время приходится с печалью констатировать: безбарьерную среду в Сочи соорудили, но неизвестно кто возьмет на себя функцию по ее поддержанию в доступном для инвалидов состоянии? Какая мобильная служба примет в эксплуатацию весь «безбарьерный Сочи». Общества инвалидов? Волонтеры? Меценаты? Понятно, что решения по созданию безбарьерной России на основе сочинского опыта приняты на уровне правительства РФ, но не принято никаких обязывающих местные власти правительственных постановлений, где четко и однозначно было бы прописано, кто, как и на какие деньги обязан создавать безбарьерную среду (это пол дела), но главное: кто обязан содержать эту доступную среду в доступном для инвалидов состоянии. Сколько уж писано-переписано, как инвалидам-колясочникам приходиться пробивать себе выход на улицу из дома силами общественности и СМИ. Если уж в Сочи, где доступная среда была сформирована практически по команде первых лиц государства, тактильные дорожки упираются в щитки уличного освещения, а колеи спуска в поземный переход, порой, находятся в состоянии «ледяной горки» то, это не вина местной власти, а отсутствие у этой власти банального бюджета по сохранению доступной среды и за ней контроля.

Как все-таки это по-нашему! Сначала вбухать громадные деньги в социально-значимый государственный проект и не продумать механизма, чтобы этот проект не заглох через два года, после своего триумфа…

Наверное, самое время признаться и в том, что, создав безбарьерную среду в одном городе, сделав ее «опытным образцом» для всей страны следует идти дальше и продумать экономические и управленческие механизмы по обеспечению работоспособности такой среды по всей России. Понятно, что регулярно проверять состояние «доступности городов» для людей с ограниченными возможностями дело отнюдь не журналистов. Кто-то должен получить ответственное поручение и все свои усилия направить на то, чтобы доступная среда, созданная однажды, не становилась со временем недоступной для тех, ради кого она и была создана навсегда. И чтобы забота об инвалидах не превращалась просто в пустые слова.

Владимир Кильдеев

Например, есть специальные международные требования к созданию интернет- сайтов, выполнение которых обеспечивает доступность информации для любого пользователя, в том числе для инвалида по зрению.

Доступными должны быть не только здания и сооружения, но также общественный транспорт и транспортная инфраструктура (парковки, остановочные комплексы, автозаправки и т. п.).

Кроме обеспечения физической доступности зданий, необходимо обращать внимание и на эксплуатацию. Нельзя загромождать входы и подходы к оборудованию (столу, телефону и т. п.). Во время влажной уборки пола в общественном помещении нужно ставить предупреждающую табличку «Осторожно, скользкий пол», дворнику необходимо своевременно очищать от снега пандус и т. д.

Эта статья посвящена вопросам архитектурной доступности среды.

Доступная (безбарьерная) архитектурная среда - это такая среда , в которую могут свободно, то есть без посторонней помощи, заходить, попадать и которую могут использовать все МГН (в том числе инвалиды с разными формами нарушений, вне зависимости от тяжести заболевания и степени ограничений).

Термин «доступность» означает возможность беспрепятственно воспользоваться всеми имеющимися услугами людям с инвалидностью, то есть отсутствие дискриминации. Спортивное сооружение должно быть ориентировано на потребности как инвалидов- зрителей, так и инвалидов-спортсменов, тренирующихся в спорткомплексе. В культурно- зрелищных учреждениях необходимо обеспечить свободный доступ для инвалидов не только в зрительный зал, но и на сцену (фото 1.2).

Защита прав на доступность - это фактически борьба за гражданские права людей. Недоступность здания (отсутствие пандуса, перил, туалета для инвалидов, лифта, пониженного бордюра и т. п.) - это не просто отсутствие свободного доступа, а это отказ человеку с инвалидностью в равном доступе к образованию, работе, отсутствие условий для полноценной жизни. Только равные возможности создают равные права.

Доступность (безбарьерность) среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

Здание может быть недоступно для инвалидов-колясочников, но одновременно на 100 процентов приспособлено для инвалидов по слуху.

Создание доступной среды для разных категорий инвалидов предполагает активное участие непосредственно самих инвалидов с разными видами физических и сенсорных ограничений на всех стадиях этого процесса: при разработке техзадания, проектировании, строительстве, сдаче объекта и последующей эксплуатации. Только они сами знают свои возможности и могут рассказать о своих потребностях, оценить эффективность предлагаемых решений.

Архитекторы, владельцы зданий в США и других странах в первые годы формирования доступной среды обращались за консультациями в различные общественные организации инвалидов. Общение носило стихийный характер, эти услуги не оплачивались. Представители организаций инвалидов могли также влиять на формирование доступной среды через участие в создаваемых рабочих группах, советах, комитетах по доступности.

Однако со временем пришло понимание, что консультантами могут работать только подготовленные и обученные люди с инвалидностью (слабовидящие, инвалиды-колясочники и др.), имеющие специальные знания и большой жизненный опыт преодоления трудностей. Таких людей за границей называют пользователи-эксперты (User/Expert). На сегодня они привлекаются к работе не как любители, а как специалисты своего дела, осознающие ответственность за принимаемые решения. В США они получают зарплату, потому что их профессионализм и экспертное мнение позволяют принимать взвешенные решения, избегать дорогостоящих ошибок, особенно на ранних этапах проектирования.

Повышение качеств доступной архитектурной среды для нужд отдельных категорий инвалидов и других маломобильных групп населения не должно ущемлять права и возможности других граждан; ограничивать условия жизнедеятельности тех, кто в этом не нуждается.



Похожие публикации