Чувственный и рациональный уровни познания. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие « » не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе , а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся -
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — , согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Познание представляет собой сложный процесс, в который включена вся психическая деятельность человека: внимание, воображение, интуиция, эмоции, воля и др. Однако основную роль в этом процессе выполняют чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы.

Чувственное познание (или сенситивное) имеет свою специфику: оно осуществляется с помощью органов чувств и дает непосредственное знание о предметах и их свойствах. Его объектом выступает непосредственно данная действительность. Чувственное познание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это простейшее отражение отдельных свойств объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств человека. Так, зрение отражает световые волны, слух - звуковые колебания, обоняние и вкус - химические свойства, а осязание - механические и тепловые свойства объекта. Все органы чувств человека имеют свои пределы. Многие животные обладают такими способностями, которым мог бы позавидовать человек: зрение орла значительно острее зрения человека, а обоняние собаки тоньше человеческого. Однако ограниченность органов чувств человека - факт не только отрицательный, но и в целом ряде случаев положительный.

Представьте себе, что человеческий глаз способен видеть предметы в мельчайших деталях (вплоть до молекул и атомов), а ухо способно воспринимать все звуки вплоть до движения крови в капиллярах; тогда бы жизнь человека стала невыносимой, а его познание мира было бы сомнительным. То есть диапазон отражательных способностей органов чувств человека вполне достаточен для того, чтобы он мог ориентироваться и действовать в окружающем его, соразмерном ему макромире. В современной философской литературе распространено признание социальной обусловленности человеческих ощущений. Этим они отличаются от ощущений у животных: глаз орла видит дальше человеческого глаза, но человек замечает в вещах значительно больше. Нужно также иметь в виду, что человек постоянно совершенствует свои познавательные способности с помощью специально изготовленных орудий познания - приборов, приспособлений, которые усиливают его органы чувств (микроскопы, телескопы, локаторы и т.п.). Поэтому физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезным препятствием в познании мира.

Восприятие - это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта.

Восприятие возникает на основе ощущений, представляет собой специфический синтез ощущений и рождается обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Так, например, взяв в руки яблоко и откусив от него, мы получаем целостный образ как комбинацию различных ощущений: формы, цвета, вкуса, веса, запаха.

Восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, как бездумное созерцание внешнего мира, оно не является механическим суммированием ощущений. На формирование целостного образа (восприятия) могут оказывать влияние разные факторы: уровень культуры человека, его мыслительная деятельность, накопленный опыт, психические состояния. Например, опытный следователь при осмотре места преступления «увидит» значительно больше, чем его начинающий коллега. Восприятию присущ избирательный характер: человек обращает внимание прежде всего на то, что ему интересно. Кроме того, в зависимости от личной системы ценностей один и тот же предмет может восприниматься разными людьми как красивый или безобразный. Может меняться и восприятие одного и того же человека: любящий человек видит в своем партнере одни достоинства. Но если любовь проходит и ее сменяет ненависть, то и восприятие друг друга меняется радикально.

Представление - это чувственный, целостный образ ранее воспринятого предмета.

Представление обладает специфическими особенностями, которые отличают его от восприятия:

  • а) этот чувственный образ воспроизводиться в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим предметом;
  • б) образ-представление отличается обобщенностью, абстрактностью (представление «беднее» восприятия, так как теряет отдельные детали, часть подробностей предмета);
  • в) важную роль в формировании представления играют память и воображение (воображение и память могут формировать представление не только о реальном предмете, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов);
  • г) у этого образа может и не быть своего прообраза в реальности: образ-модель, образ-план, образ-цель.

Все рассмотренные формы чувственного познания представляют собой противоречивое единство субъективного и объективного, которое проявляется в том, что ощущения, восприятия, представления идеальны, т.е. субъективны по своей форме, а по содержанию - объективны, поскольку отражают наиболее важные, наиболее существенные характеристики материальных объектов. Чувственное познание во всей совокупности его форм имеет большое значение в жизни человека. С его помощью человек получает первичные знания о мире и о самом себе, у него формируется чувственная картина мира, которая необходима для адаптации к условиям собственного бытия.

Однако для более глубокого и всестороннего познания вещей, для обобщения знаний, для проникновения в сущность объектов, для познания причин явлений и законов бытия одного только чувственного познания недостаточно. Все это достигается с помощью рационального познания.

Рациональное познание (нередко называется абстрактным мышлением) выражается в том, что с его помощью исследуют общие и существенные признаки и связи явлений действительности, выводятся законы их строения, функционирования и развития. Основными его формами являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это форма мысли, в которой выражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.

В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия - это определенная общность (класс) предметов с родственными признаками.

Число предметов, обобщаемых в понятии может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов (студент). Оно сможет относиться и к несуществующим в действительности предметам («апейрон», «вечный двигатель»). В понятиях может быть различный уровень обобщения. Одни из них могут использоваться в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие - в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские). Понятие отражает общее не только в отдельных предметах («дом», «человек»), но и в отношениях между ними («отталкивание», «упругость» - фиксация общего во взаимодействии с предметами; «высокий», «широкий» - фиксация общего в свойствах тел). По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности рационального познания.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.

Суждение выражает связь понятий. С помощью суждений человек соотносит те или иные свойства с предметами и характеризует эти предметы с определенной стороны. В суждениях выделяются определенные признаки, свойства предмета («тополь - дерево», «все люди смертны»). Здесь выделяются предмет, свойство, которое ему приписывается, и связь. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота. Основным элементом суждения являются понятия, которые связываются между собой определенным образом, что и порождает новую структуру мысли. Про суждение можно сказать, что это форма движения понятий.

Другой формой движения понятий является умозаключение.

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из суждений (именуемых посылками) выводят новое суждение (заключение).

Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах реального мира без непосредственного взаимодействия с ними, опосредованно, благодаря способности к рассуждению.

Чтобы новое суждение было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными. Во-вторых, соблюдать правила вывода, не допускать нарушения законов и принципов логики. Главные типы выводного знания - индукция, т.е движение мысли от частного к общему, и дедукция - от общего к частному.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания, об их роли в познавательном процессе имеет большое значение для гносеологии. В истории философии сложились две альтернативные точки зрения в решении этого вопроса: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм - (от лат. sensus - чувство, ощущение) представители Эпикур, Беркли, Юм, Бэкон, Локк, Гоббс и др. Сторонники этого направления считали единственным источником наших знаний о мире и о самих себе деятельность органов чувств. Все остальные виды знания, рациональные в том числе, являются обобщением и анализом данных чувственного опыта. Классическая формула сенсуализма, сформулированная Дж. Локком, утверждает, что нет ничего в человеческом разуме, чего бы раньше не было в чувствах.

Рационализм (от лат. ratio - разум, мышление) развивали Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Шеллинг и др. Они провозглашали разум единственным источником наших истинных знаний о бытии. Чувственное познание здесь не отрицалось, но рассматривалось как несовершенное, субъективное, подверженное обманам, то есть не дающее истинных знаний.

Такое противопоставление: либо чувства, либо абстрактное мышление в истории философии разрешается попытками гармонически объединить, синтезировать сенсуалистические и рационалистические позиции. Начиная с Аристотеля попытку синтеза чувственного и рационального познания можно найти у И. Канта, В. С. Соловьева, С.Л. Франка и других.

Современная гносеология рассматривает чувственное и рациональное познание как стороны, моменты единого процесса познания. Человек ставит цели и задачи познания, а потом интерпретирует его результаты на рациональном уровне. А необходимую рабочую информацию получает на чувственном уровне. Чувственное познание, отражая объект с внешней, поверхностной стороны, содержит в себе элементы обобщения (они свойственны не только представлениям, но и восприятиям, ощущениям). Рациональное знание обязательно включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержание и связи с объективным миром.

Таким образом, познание не является простым «фотографированием», копированием действительности, а является сложнейшим процессом, где диалектическое единство чувственного и рационального дополняется субъективными предположениями, которые находятся в зависимости от личностных и социокультурных предпосылок, а также от психологических установок и ценностных ориентаций субъекта.

Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть ответ на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философы выделили две основные формы , в которых сознание человека фиксирует результаты познавательной деятельности: чувственно -наглядные образы и абстрактные идеи . В чувственно-наглядном образе отражаются внешние, чувственно-воспринимаемые свойства предметов (размер, форма, цвет и пр.). Абстрактная идея выражает общие свойства, свойственные всем предметам этого класса (растения, животные, человек и т.п. – абстракции).

Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

- чувственное познание – процесс возникновения чувственно-наглядных образов и оперирование ими;

- рациональное познание – процесс формирования абстрактных идей, понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.

Чувственное познание - это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление .

Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств . Ощущения – это простейшая форма психического отражения, которой обладает не только человек. Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире. В среднем человек почти 80% информации о мире получает через зрительные ощущения, около 15 % - через слуховые, остальные источники информации (обоняние, осязание и вкусовые ощущения) в познавательной деятельности играют вторичную роль. Роль зрительных и слуховых ощущений в познании и, следовательно, в формировании сознания человека доказывается феноменом рождения слепоглухонемых детей, у которых без помощи специалистов-психологов не формируется сознание. В прошлом их называли «дети-растения» в силу отсутствия у них какой-либо активной реакции на внешний мир.

Ощущения – субъективны , поскольку не существуют в отрыве от субъекта (человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, он профессии человека (есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета). Проблема субъективности ощущений особенно активно обсуждалась в конце Х1Х века, когда немецкие естествоиспытатели Г.Гельмгольц (1821-1894), Ф.Мюллер (1821-1897), работавшие в области физиологии слуха и зрения, сформулировали «закон специфической энергии органов чувств». Согласно этому закону ощущения – это переживание организмом состояния своих нервов, поскольку, например, любое воздействие на глаз или зрительный нерв вызывает ощущение света, на ухо или слуховой нерв – звука. Из этого факта Гельмгольц сделал вывод о том, что ощущения не несут в себе объективной информации о мире, склоняясь к агностицизму кантианского типа.


В современной науке и философии принято трактовать ощущения как субъективный образ объективного мира, подчеркивая то обстоятельство, что субъективность – не препятствие для познания, а лишь форма, в которой отражается реальность в сознании человека. Субъективность ощущений не является непреодолимым препятствием для изучения процессов и явлений действительности, тем более, что с помощью приборов человек может расширять свои природные познавательные возможности и корректировать получаемую через органы чувств информацию.

На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления.

Восприятие – это целостное чувственно-образное отражение объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств .

Специфика восприятия в отличие от ощущения состоит в следующих его особенностях:

Восприятие представляет собой целостный образ предмета, а не просто сумму его отдельных свойств;

Восприятие носит избирательный характер: сила, глубина восприятия какого-либо явления определяется его значением в жизни человека, в его практической деятельности; сосредоточившись на главном, человек как бы перестает воспринимать все второстепенное;

Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек замечает его сходство (отличие) с другими объектами, относит его к определенному классу (виду) объектов.

Как и ощущения, восприятия субъективны, на их содержании сказываются интересы, чувства, настроения познающего субъекта, его жизненный опыт и пр. Как и ощущения, восприятия жестко связаны с объектом и возникают только при его воздействии на органы чувств человека. Вместе с тем, восприятия являются основой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения действительности, для формирования представлений.

Представление – это наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств человека. Специфика представлений, отличающая его от восприятия, состоит в следующих его особенностях:

- представления формируются на основе прошлых восприятий, в их формировании участвуют не только механизм воспоминания , но и воображение ; - представления отличается от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости при воспроизведении объекта, поскольку воспроизводит лишь основные его черты и свойства, а не все, как при восприятии;

Представления, следовательно, имеют обобщенный характер; в их формировании возрастает роль знаний, жизненного опыта, мотивации и осмысления содержания того, что человек пытается представить;

Представления играют в познавательном процессе особую роль: они создают предпосылки для оперирования мысленными образами, не вступая в контакт с предметами; подключая механизмы воображения и фантазии, комбинируя элементы разных представлений, человек может создавать мысленные образы несуществующих в реальности явлений (кентавры, русалки и пр.);

Тем самым представления становятся основой для возникновения высшего типа познавательной деятельности человека – рационального познания (или абстрактного мышления).

Рациональное познание - более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления (которое называют также абстрактным или рациональным мышлением). Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определенность, обоснованность. С его помощью человек может выйти за пределы чувственного опыта и познать то, что в нем непосредственно не дано (например, сущность процессов и явлений).

Особенности рационального познания :

Это опосредованное отражение , поскольку разум связан с внешним миром через органы чувств; ощущения, восприятия и представления - исходный материал для логического мышления;

Это обобщенное отражение действительности: сравнивая и анализируя данные чувственного познания, мышление выделяет общие признаки и свойства у различных предметов;

Это абстрактное отражение , поскольку процесс обобщения сопровождается процессом отвлечения, абстрагирования (лат. abstrahere – отвлекать) от всего несущественного для данного класса предметов;

Это глубокое отражение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами рационального познания являютсяпонятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки. Термин «понятие» в русском языке связан с глаголом «понимать», то есть в понятиях отражается понимание сущности предметов и явлений, достигнутый на определенном уровне их познания. Развитие науки и общественно-исторической практики человечества сопровождается возникновением новых понятий.

В зависимости от количества предметов, охваченным тем или иным понятием, они отличаются по объему и разделяются на единичные и общие . Единичные понятия включают в себя один предмет (Россия, Европа, Солнце и т.п.). Объем общих понятий может включать в себя множество предметов (страна, часть света, звезда и т.п.). Понятия, включающие в свой объем значительное количество предметов и явлений, называют предельно общими (или предельно широкими), абстрактными понятиями – категориями. Таковы почти все философские понятия, или категории – «бытие», «материя», «познание» и т.д., общенаучные категории «сущность», «явление», «причина» и т.д.

Понятие можно рассматривать как элементарную «частицу» абстрактного мышления. Взаимосвязанные между собой понятий образуют суждения (в языке понятию соответствует слово, а суждению – предложение).

Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте. Суждения выражают не только мысли, но и чувства, эмоции, намерения; особую роль в жизни человека играют оценочные суждения. С помощью суждений строятся научные определения.

Суждения делятся на единичные («Петров – студент»), суждения особенности («некоторые студенты пропускают занятия») и всеобщие («все студенты должны сдать экзамен по философии»). Кроме того, к суждениям уже можно применять истинностную оценку, поэтому они бывают истинными или ложными.

Многие суждения являются результатом жизненного опыта («снег белый», «зимой бывает холодно»), однако значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний путем умозаключений.

Умозаключение – это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на основе двух или более суждений по законам логики выводятся другие суждения.

Умозаключение, в котором из единичных суждений выводится общее называется индуктивным. Противоположный ход мысли, когда вывод частного характера делается на основе общих суждений, называется дедуктивным. Если же вывод делается той же степени общности, то умозаключение называется традуктивным (напр., если, а = б, б = с, то а = с).

С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся научные теории.

Выделение в процессе познания двух процессов – чувственного и рационального носит относительный характер, ибо в реальной практически-познавательной деятельности эти процессы находятся в единстве и постоянно взаимодействуют. Непонимание диалектической взаимосвязи чувственного и рационального и привело мыслителей нового времени к абсолютизации одного из них и к возникновению сенсуализма и рационализма (см.: 1.5.2; 2.5.3 – 2.5.4).

При характеристике рационального познания в современной науке принято различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект (умственная способность) рассматривается как способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Подмышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.

Чувственное и логическое познание – основные формы познавательной деятельности человека. Однако существенноезначение для постижения истины играют такие познавательные способности человека, как вера и интуиция.

Вера – это состояние субъекта познания, при котором отдельные элементы знания принимаются личностью без размышлений и доказательств. Веру обычно делят на религиозную и нерелигиозную . Религиозная вера составляет основу бездоказательных представлений о сверхъестественном и считается в современном религиоведении основным признаком религии. Нерелигиозная вера встречается в научно-теоретическом познании, она связана с наличием в теориях общих утверждений, принимаемых без доказательства. В философии они называются философскими основаниями, а в науках – аксиомами и постулатами, из которых затем дедуктивным путем выводят следствия, проверяемые на практике.

Интуиция - это непосредственное, без логического обоснования, постижение истины, основанное на предшествующем опыте и знаниях субъекта. В иррационалистических концепциях интуиции придается мистический смысл, отрицается ее связь с предшествующим жизненным опытом субъекта, с предыдущими мыслительными процессами. Философское течение, признающее превосходство интуиции над всеми другими познавательными способностями, называется интуитивизмом.

Современные исследователи, объясняя интуитивные «озарения» ссылаются на работу подсознания, которая продолжается даже тогда, когда сознание не занимается решением какой-то проблемы. Признаками интуиции называют внезапность мысли, неполную осознанность процесса ее появления, непосредственный характер возникновения знания. Характерно, тем не менее, что у человека возникает абсолютная уверенность в результативности интуитивного познавательного акта, но убедить в этом окружающих он не может, так как в его сознании отсутствует ход логического умозаключения, приведшего к данному результату.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления, поскольку интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач, оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Классический пример работы интуитивного мышления имел место у Д.И.Менделеева, который, незадолго до своего открытия писал: “В голове все сложилось, а на бумаге таблица никак не получается”.

С понятием интуиции тесно связано понятие творчества . Это процесс человеческой деятельности, создающий нестандартным, в том числе, нерациональным путем качественно новые материальные и духовные ценности.

В истории философии существовали разные объяснения истоков творчества и определения его сущности. Платон называл творчество божественной одержимостью, родственной особому виду безумия. В религиозной философии творчество – это проявление божественного начала в верующем человеке. У Канта творчество в науке – это проявление таланта, а в искусстве – гения. Согласно Фрейду, творчество – это проявление инстинктов и т.п.

Существуют различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей.

Проблема стимулирования творческого процесса становится одной из важнейших в наше время. В науке она рассматривается в двух основных аспектах:

Как развитие врожденных задатков, их раннего распознавания и стимулирования роста исходного творческого потенциала;

Как оптимизация творческой деятельности специалистов. Попытки поставить научные открытия "на поток" сталкиваются с реальной практикой того, что научные открытия, зачастую, продолжают делаться стихийно. Творческий процесс осуществляется в мозгу отдельного талантливого индивидуума, и в силу этого он уникален, поэтому технология творческого процесса умирает, как правило, вместе с его носителем. Характеризуя такую ситуацию, А. Шопенгауэр отмечал, что «талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит».

Таким образом, анализ познавательных способностей человека позволяет сделать вывод, что познание - это сложный, противоречивый процесс, включающий в себя различные стадии и многообразные формы познавательной деятельности человека.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv - воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio - разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

4) понятия-идеи.

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio - наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

Однако, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.


| |

§2. Чувственное и рациональное познание

Познавательные образы по происхождению и сущности делятся на чувственные и рациональные, которые, в свою очередь, образуют чувственное и рациональное познание.

1. Чувственное познание

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания издавна рассматривался философами, а в Новое время оно стало главным (так называемая проблема сенсуализма и рационализма). Сенсуалісти считали источником знания чувственное познание, а рационалисты думали, что только мышление способно дать истину.

Чувственное познание создают чувственные образы, полученные при непосредственном воздействии предметов и явлений действительности на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Основные формы чувственного познания: ♦ ощущение; ♦ восприятия; ♦ представление.

Ощущение - непосредственное отражение какого-либо отдельного свойства объекта (цвета, звука, запаха) с помощью одного из органов чувств. Ощущения зависят как от свойств объекта, так и от строения органа, что воспринимает. Животные, в глазах которых нет "колбочек", не различают цвета. Но эти органы восприятия построены таким образом, чтобы давать достоверную информацию, иначе жизнь владельца органов станет невозможным.

Восприятие - высшая форма чувственного познания - отражение целого, системы свойств с помощью нескольких органов чувств. Оно, как и ощущение, является функцией двух аргументов. С одной стороны, отражение целого зависит от свойств объекта, а, с другой, от строения органов восприятия (потому что состоит из ощущений), предыдущего опыта и всей психической структуры объекта. Каждый человек воспринимает окружающее через структуру собственной личности, по-своему. На этом явлении построены такие методы психодиагностики личности, как метод Роршаха и т.д.

Метод Роршаха заключается в том, что пациент, который диагностируется, рассматривает разнообразные цветные пятна и рассказывает, что именно он видит в них. В зависимости от того, что человек видит, определяют ее важнейшие психологические характеристики, в частности подвижность ЦНС, екстравертованість или інтравертованість, степень агрессивности и другие свойства, а также установки, мотивы личности и ее целостную структуру.

В других проективных тестах подопытный должен дописать незаконченные предложения, определить, что будет происходить с людьми, изображенными на рисунке, и т.д. Во всех этих случаях подопытный объект преобразует информацию согласно своей индивидуальности, а врач имеет возможность выявить структуру личности пациента, поскольку существует надежно установлена зависимость восприятие от этой структуры.

Специфической формой чувственного познания является представление - воспроизведение в психике чувственного образа объекта на основе прошлых ощущений и восприятий.

Если ощущения и восприятия возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с имеющимися предметами и явлениями действительности, то представления возникают тогда, когда этих предметов нет. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждений, хранятся в коре больших полушарий головного мозга от прошлых раздражений органов чувств. Благодаря этом мы можем воссоздать чувственный образ предмета тогда, когда его уже нет в нашем непосредственном опыте. Мы, например, наглядно можем воспроизвести в своей памяти своих близких и домашнюю обстановку, находясь далеко от дома.

Представление - это переходная форма от чувственного познания к познанию логическому. Оно принадлежит к формам чувственного познания, поскольку знания предмета в форме представления носит чувственно-конкретный характер. Существенные свойства предмета здесь еще четко не выделены, но отграничены от несущественных. А представление, в отличие от восприятия, поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с пониманием.

Представление содержит в себе значительный элемент обобщения, потому что невозможно представить себе предмет во всей полноте его признаков, по которым мы его воспринимали раньше. Часть их обязательно забывается. В памяти хранятся только те свойства предмета, что имели для нас наибольшее значение в момент его восприятия. Поэтому представление есть, так сказать, обобщенным отражением предмета. Мы можем иметь представление не о каком-то единичное дерево, но про дерево вообще, как о растении, которое имеет корни, ствол, ветки, листья. Однако это общее представление нельзя отождествлять с понятием, поэтому что в последнем отражены не только общие и частичные свойства, все эти признаки находятся во внутреннем необходимом связи между собой. А в представлении этого нет.

Восприятие относится только к настоящему, тому, что существует в этот момент, а явление - и настоящего, и прошлого, и будущего. Представления существуют в двух формах: в виде образов памяти и образов воображения.

Образы памяти - это образы объекта, которые сохраняются в психике и актуализируются при упоминании. Образы воображения не имеют прототипа в действительности, они сконструированы в психике и является основой фантазии.

Естественно, что представления, как и восприятие, зависит от структуры личности. Так, представление памяти, воспоминания разных людей об одни и те же события много чем различаются.

Об этом хорошо знают юристы, которые опрашивают свидетелей. Ярким примером этого явления есть интересные кинофильмы. В частности «Расемон», в котором несколько людей рассказывают на суде про одну и ту же событие (поединок между разбойником и самураем) так, что все основные моменты предстают по-разному. Также «Супружеская жизнь» - кинофильм по роману французского писателя Э. Базена. В этом фильме супруги, которые развелись, вспоминает историю своего знакомства, любви, совместной жизни и развода. Убедительно показано, что при общей схеме событий представление о детали, нюансы и саму сущность их взаимоотношений существенно отличаются.

Характерные черты чувственного познания:

непосредственность; ♦ единичность; ♦ этажность.

♦ конкретность; ♦ наглядность;

Непосредственность означает, что между объектом и чувственным образом нет никаких опосредованных звеньев (кроме нейрофизиологического процесса, который невозможно устранить).

Единичность заключается в том, что ощущение, восприятие и представление всегда имеют отношение до определенного объекта. Конкретность заключается в том, что отражаются единичные объекты с учетом их специфики в определенных условиях. Наглядность чувственных образов выражает сравнительную легкость их мисленнєвого восприятие, представление. Этажность связана с тем, что ощущение и восприятие отражают внешнюю сторону явлений, в то время как их сущность спрятана и не поддается чувственному познанию.

2. Рациональное познание

Рациональное познание - это активное, опосредованное и обобщенное познание с помощью знаков естественного или искусственного языка в формах суждений, умозаключений, понятий.

Суждение - форма отражения в человеческой голове наличия или нехватки признака у предмета. Суждения осуществляется в форме утверждения или отрицания. Поэтому суждение можно определить еще и так: суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о чем-либо. Внешней, языковой формой выражения суждения является грамматическое предложение. Например, "Листья на дереве зеленые", "Вселенная не имеет границ ни во времени, ни в пространстве" т.д.

В одних суждениях уже достигнуто достоверное знание о признаках предмета, например: "Человек может с успехом работать в условиях космического полета". В вероятных суждениях только предполагается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета: "Возможно, что на Марсе существует органическая жизнь". В суждениях - вопросах лишь делается запрос о существовании какой-либо признака у предмета: "существует вирус, что распространяет онкозаболевания?".

Как видим, гносеологічне, познавательное значение суждения заключается именно в том, чтобы с помощью этой формы мышления осуществлять логическое отражение свойств предметов и явлений действительности. Изучая предметы и явления, мы высказываем о них много суждений, каждое из которых - это знание о какой-либо свойство или отношение предмета.

Много суждений высказывается нами на основе чувственных впечатлений от предметов и явлений, с которыми мы сталкиваемся в непосредственном опыте. Однако суждения высказываются не только на основе непосредственного показания наших органов чувств. Все суждения науки, в форме которых даются определения предметам и явлениям действительности, сформулированы законы природы и общества, выраженные разнообразные общие положения и принципы, являются выводными суждениями, т.е. являются результатами выводов.

Умозаключение - это процесс выведения нового суждения из уже имеющихся. То, что выведено в процессе умозаключения, называется заключением. Те суждения, из которых выводится заключение, называются ссылкой, или основаниями. Умозаключение - это закономерная связь суждений, то есть, предложений. Он существует только тогда, когда ссылка связаны между собой какой-нибудь звеном, так называемым средним сроком. Если мы имеем, например, два суждения "Все инфекционные заболевания вызываются микроорганизмами" и "Грипп - инфекционное заболевание", то с этих ссылок можем сделать вывод: "Грипп вызывается какими-то микроорганизмами". В этом умозаключении ссылка связанные общим для них термином: "инфекционные заболевания", что является необходимой логической основой для заключения. Наоборот, если мы имеем такие суждения, как "Листья на дереве зеленые" и "Кит - млекопитающее", то из них невозможно сделать вывод, потому что нет необходимой логической связи, нет среднего термина.

Применяя разнообразные формы умозаключения, приемы и методы научного познания, человек открывает общие, необходимые, существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности и создает о них научные понятия. Понятие - это конечный результат, итог научного познания мира. В форме понятий отражается сущность предметов и явлений.

Понятие - это отражение в психике предметов и явлений действительности при их общими и сущностными признаками. Понятие как форма мысли выражается словами и характеризуется такими чертами. Во-первых, тем, что отражает предмет по его общими признаками. Это означает, что понятие - форма отображения не только единичных предметов или явлений, но и не определенного количества однородных предметов и явлений и их закономерных отношений. Во-вторых, понятие - это знание о сущностные свойства и отношения вещей. Это обстоятельство важно иметь в виду, потому что разные предметы и явления могут иметь довольно много общих свойств, однако их знание еще не означает знания сущности. Например, и человек, и курица, имеют по две ноги. Однако общий признак "двухногая существо" не будет выражать ни сущности человека, ни сущности курицы как птицы. В-третьих, понятие отражает единство общих и существенных признаков, каждая из которых необходима, а вместе они достаточны для определения предмета.

Понятие возникает уже на эмпирическом уровне, в повседневной жизни, когда, например, дети "определяют" вещи функционально: "Что такое фрукты?" - "их едят"; "Что такое собака?" - "Она кусается". То есть, на этом уровне понятия отражают внешние, а иногда и мнимые признаки вещей ("Моя мама лучше всех!").

Понятие как форма рационального познания является результатом суждений и условием их возникновения, оно как форма мышления является концентрированным выражением длительного исторического опыта познания и скрытых от органов чувств, глубинных, главных свойств и явлений действительности. Наука повышает опыт быстротекущей жизни благодаря нашей способности до образования и применения понятий в познании и деятельности.

Характерные черты рационального познания:

опосредованность; ♦ обобщенность;

♦ абстрактность; ♦ недостаток наглядности;

♦ сутнісність.

Рациональное познание, мысль отражают действительность не прямо, непосредственно, а опосредованно, через промежуточное звено, чувственное познание, которое всегда опосредует связь объекта и рационального знания. Поэтому опосредованность рационального познания - это первая его характерная черта, в противовес непосредственности чувственного познания.

Обобщенность - вторая черта рационального познания, которая заключается в том, что знаки языка, которая применяется в нем, обозначают (кроме имен собственных) определенные совокупности явлений, имеющих общие признаки, а не одно конкретное явление.

Третья черта рационального познания - абстрактность. Образуется из выделения и обособления определенных свойств и отношений от их конкретных носителей, обозначения выделенного знаком (например, словом естественного языка) и потом оперирования этими знаками, что заменяют явления.

Поскольку рациональное познание является абстрактным и существует в знаковой форме, чувственное представление становится невозможным, то есть, говорим о нехватке наглядности как четвертой черты рационального познания. И наконец, пятая черта - способность системы абстракций, косвенно связанных с действительностью, проникать в сущность, выявлять главное.

3. Единство чувственного и рационального в познании

После всего сказанного об чувственное и логическое познание перед нами встает вопрос, почему рациональное познание отражает действительность глубже, полнее, чем чувственное познание. Ведь абстрактное мышление основывается на чувственном познании. Откуда же берется в него эта способность проникать в сущность вещей?

Этот вопрос на протяжении всей истории философии был предметом дискуссий между различными философскими школами. Одни философы утверждали, что логическое мышление не дает ничего нового по сравнению с чувственным познанием. В мышлении, как говорили они, нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах. Эти философы считали, что мышление лишь объединяет, суммирует все то, что известно от чувственных восприятий. Более того, оно может приводить к неразрешимым парадоксам. Например, парадокс парикмахера, который может брить только тех жителей деревни, которые не могут бриться самостоятельно (что же ему делать с собой?).

Другие философы, напротив, утверждали, что чувственное познание - это познание темное, ложное, и что истинным познанием является только разумное, рациональное.

Таким образом, в учении о познании издавна существует два противоположных направления: крайний сенсуализм и крайний рационализм. Оба они характеризуются односторонностью подхода: первый чрезмерно превозносил чувственное познание и унижал роль мышления, а второй преувеличивал роль мышления и умалял значение чувственного познания.

Представители сенсуализма считали, что все наши знания, в конце концов, имеют чувственное происхождение. Однако это направление ограничивал сферу человеческого знания тем, что дается непосредственно в чувственном опыте, ограничивал роль мышления только функцией обработки чувственных данных и отрицал возможность того, чтобы мышление выходило за пределы чувственного содержания знания и проникал в сущность.

Логическое мышление не просто суммирует чувственные впечатления, которые поставляются органами чувств, но и критически перерабатывает, анализирует их, сравнивает с уже достоверно известными результатами науки и практики, обеспечивает связь новых чувственных впечатлений со всем предыдущим опытом научного познания и преобразования мира. Говорят, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обратив внимание на тот факт, что яблоко, сорвавшись с ветки яблони, падает вниз. Однако между общеизвестным фактом падения тел и законом всемирного тяготения - дистанция огромного размера.

Наука открывает законы природы и общества, которые ощущениями непосредственно не воспринимаются, например, физические закономерности атомного ядра или законы генетики. Более того, положения науки часто противоречат непосредственному человеческому восприятию. Например, Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Все это наглядно свидетельствует о том, как много нового дает для познания мира логическое мышление и как глубоко ошибались сторонники крайнего сенсуализма.

Относительно крайнего рационализма, то он также не выдерживает критики. Средневековый схоластический рационализм, нашедший свое отражение в религиозно-идеалистической философии Фомы Аквинского, вполне отрицал любое эмпирическое наблюдение над явлениями природы и был стремлением "рационально обосновать бытие Божие". Галилей приводит пример, когда ученый-схоласт пришел к анатома и попросил показать, где находится центр, к которому сходятся все нервы. Когда анатом показал ему, что они сходятся до человеческого мозга, то монах ответил: "Спасибо тебе, это так убедительно, что я бы тебе поверил, если бы Аристотель не написал, что они сходятся к сердцу". Ф. Бэкон сравнивал схоластов с пауками: "Схоласты, как пауки, плетут свои хитрые словесные тенета, совсем не заботясь о том, соответствует ли их хитрое мудрствования действительности, или нет". Необходимо, однако, подчеркнуть, что к числу сторонников рационализма в свое время принадлежали такие мыслители, как Декарт, Лейбниц, которые разработали логико-математический метод познания, выдвинули много ценных идей.

На самом деле чувственный и рациональный моменты - это две стороны единого познавательного процесса. Логическое мышление благодаря труду и языке исторически возникает из конкретно-образного, чувственного познания. Оно и сейчас не может быть реализованным без устного или письменного слова или какого-либо другого условного обозначения.

Итак, чувственное восприятие обусловливает собой логическое мышление следующим образом:

поставляет первичную информацию о внешние объекты;

слова и символы как внешняя материальная форма выражения мысли непосредственно существуют и функционируют на основе чувств.

В свою очередь, познание с помощью органов чувств никогда не существует в чистом виде, потому что свои чувственные впечатления человек всегда осознает и выражает через посредничество внутренней и внешней речи в форме суждений. Итак, весь процесс воспроизводства человеком внешнего мира в идеальных образах - это постоянный взаимосвязь чувственного и рационального моментов познания.

Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к медицине, медицинского познания, в частности до установления диагноза.

При установлении диагноза на первом этапе медицинского осмотра преобладает чувственное познание, однако оно всегда сопровождается мышлением. После этого, во время определения нозологической единицы в дифференциальной диагностике приоритет Переходит к логическому мышлению, которое оперирует не только словами, но и чувственными образами, представлениями.

4. Познание и творчество

В процессе познания наряду с осознанной чувственностью и рациональностью участвуют не осознанные и не управляемые механизмы, которые особенно развиты у талантливых и гениальных людей, и никак не объясняются логическим мышлением. Они определяют творчество, творческую, не алгоритмізовану деятельность. Важнейшими особенностями творчества есть гармония чувственного и рационального (гармония деятельности полушарий коры головного мозга человека), что оказывается у развитому воображению, фантазии и интуиции.

В здравом уме утечка творческой работы, верной... Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь.

Гораций

Все радости жизни - в творчестве... Творить - значит убивать смерть.

Г. Роллан

Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить.

М. Гоголь

И вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.

Г. Шуман

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение - все в этом.

В. Гюго

В работе мысли есть радость, сила, захватывает дух, гармония.

В. Вернадский

Счастье - это легкий продукт свободного труда, свободного творчества.

И. Бардин

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

Ж. Жубер

Всегда следует предпочесть сандаліям фактов, наблюдаемых над крыльями... представь, каким бы привлекательным ни казался полет.

Ж. Фабр

Найнезбагненніша свойство Вселенной - это то, что она постижима.

А. Эйнштейн

Воображение - это основной элемент в структуре духовного творчества. Его специфическая черта - особое отношение человека к миру, что выражается в относительной независимости, свободе субъекта от непосредственного восприятия действительности. Под воображением обычно понимают психическую деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимались человеком. По значению понятие воображения близкий к понятию фантазии.

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности и состоит из создания образа или психической модели, которая не имеет еще своего конкретного аналога (прообраза) в объективном мире. Без способности к созданию образов воображения, фантазии творческое мышление человека вообще было бы невозможным. "Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве,- писал М. И. Пирогов, - создано умом с помощью фантазии, и многое чего - фантазией при помощи разума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которое они имеют".

Уже в представлениях памяти (репродуктивном представлении) всегда есть элемент фантазии, поэтому что любой акт отражения связан с более или менее значимым мысленным преобразованием объекта. В то же время образы памяти и образы воображения (продуктивные представления) существенно различаются между собой.

Для понимания специфики воображения необходимо учитывать, что, во-первых, преобразование содержания знаний в воображении происходит всегда в наглядной форме (создание наглядных или фантастических образов в искусстве, наглядных моделей в науке и т.д.). Во-вторых, руководящую роль в работе представь играет мышление, связанное с целеполаганием (те или иные образы создаются во имя определенных целей - эстетической, научной, практической деятельности и т.п.). В-третьих, представления - это образы, явления, которые ранее не наблюдались. Однако они связаны с действительностью и отражают ее. Так, в фантастическом образе кентавра сочетаются черты, присущие человеку и коню, в образе русалки - черты женщины и рыбы и т.д.

Образы воображения формируются не только путем комбинирования элементов образов памяти, а и путем переосмысления этих элементов, наполнение их новым содержанием, благодаря чему они не копируют уже существующие предметы, а являются идеальными прототипами того, что возможно. Вследствие этого образы воображения, во-первых, оказываются сложными, комбинированными и, во-вторых, содержат в себе как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.

Превращение эмпирического знания, в результате чего получается дополнительная информация, является главным элементом творческого воображения.

Французский физик Луи де Бройль утверждал, что творческое воображение, мисленнєве оперирования наглядными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. Именно поэтому человеческий ум способен, в конце концов, взять верх над всеми машинами, которые считают и классифицируют лучше, чем он, но не могут ни воображать, ни предчувствовать.

Мечта - особая форма воображения, умственная деятельность, направленная на создание образов желаемого будущего. Творческий характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой замыслов воображения. Спецификой мечты является то, что она не может непосредственно воплощаться в те или иные продукты. Однако ее идея может впоследствии лечь в основу технических, научных и общественных преобразований. Плодотворная мечта стимулирует деятельность личности, создает творческий тонус, определяет жизненные перспективы. И наоборот, иллюзорные мечты отвлекают человека от действительности, оказываются бесплодными, сковывают социальную активность.

Итак, основными операциями процесса воображения является мысленное комбинирование (комбинирование в мыслях) относительно простыми представлениями чувственного опыта, конструирование из них или на их основе сложных новых образов и вследствие этого - фантазирование как предположение возможности существование таких вещей, целостное реальное бытие которых никогда не наблюдалось.

Но каков механизм выдвижения новых представлений и новых идей в процессе воображения? Часто считают, что это интуиция.

Что такое интуиция? Понятие интуиции происходит от латинского слова, что означает "созерцание", "усмотрение", "видение", "зоркого вглядывания". Платон считал, что интуиция - это внутреннее зрение, с помощью которого человек способна созерцать вечный мир идей, находящихся в ее собственной душе. Сложность выяснение сущности и механизма интуиции связана с ее подсознательным характером и сложностью исследования всех явлений психики, Интуицию можно определить подсознательным познавательным процессом, что ведет к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем логического оперирования имеющимися понятиями.

В современной психологии творчества в процессе интуиции выделяют несколько этапов:

накопление образов и абстракций в памяти;

не осознанное комбинирования и переработка накопленных образов и абстракций с целью решения поставленных задач;

четче осознание задачи и ее формулировка;

внезапное нахождение решение (озарение - инсайт - "эврика!" - часто во время отдыха, сна).

Творческая интуиция вступает в свои права тогда, когда имеющаяся информация не дает возможности решить проблему с помощью обычного логического рассуждения. Интуитивное знание возникает вроде бы скачкообразно, без последовательного логического обоснования, при этом важное значение имеет комбинирование чувственных образов (по выражению Эйнштейна, "комбинаторная игра" образными элементами мышления). Известный химик Кекуле долго не мог найти структурную формулу бензола и наконец нашел ее в результате ассоциации, о которой вспоминает так: "Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг одну, то сцепляясь, то роз"єднуючись, и однажды схватились так, что образовали кольцо... Таким образом, пять обезьян, вскочив, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула в голове мысль: вот изображение бензола".

Из приведенного примера видим, что успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и сохранить не только сосредоточенность, но и глубокое восхищение задачей.

Попытки решить задачу до "озарения" являются безуспешными, однако они не бессмысленные. В это время формируется особое состояние психики - поисковая доминанта - состояние глубинной сосредоточенности на решении задачи. Это и приводит к решению проблемы: мышление немного отстраненное ("лицом к лицу лица не увидишь") и мозг, что отдохнул, посещает идея, как говорят, "на светлую голову".

Интуиция возникает только на подготовленной почве как результат труда, опыта и таланта, как результат деятельности чувственного и рационального познания.

Врачебная интуиция связана со скорой, подсознательным позалогічною уверенностью в диагнозе. Такая интуиция - результат обязательных многолетних наблюдений и доведенного до автоматизма процесса сопоставления и анализа признаков.

Обязательной целью чувственного и рационального познания, научного творчества является познание истины.




Похожие публикации