Нервно-психические нарушения и их профилактика. Психические болезни Психические болезни детей и меры их профилактики

Психопрофилактика

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

Профилактика заболеваний - мероприятия, направленные на предупреждение болезней: борьба с факторами риска, иммунизация, замедление развития заболевания и уменьшение его.

Уровни профилактического воздействия:

    Укрепление здоровья - процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить контроль над факторами, определяющими здоровье.

    Первичная профилактика - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных (региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных) групп и индивидуумов.

Первичная профилактика

    Меры по уменьшению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга.

    Формирование парадигмы здорового образа жизни через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии отрицательных факторов на здоровье и уменьшении их воздействия; санитарно-гигиеническое воспитание.

    Меры по предупреждению соматических и психических заболеваний и травм (в том числе профессионально обусловленных), несчастных случаев, инвалидизации и смертности от внешних причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

    Выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, принятие мер по их устранению.

    Проведение иммунопрофилактики (вакцинации) различных групп населения.

    Оздоровление отдельных лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.

    Профилактические мероприятия должны ориентироваться не только на какой-то один фактор риска, а на суммарный риск, определяемый имеющейся совокупностью факторов.

Адаптационный синдром , общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренний среды организма - гомеостаза. Понятие адаптационный синдром выдвинул канадский учёный Г. Селье (1936). Факторы, вызывающие развитие адаптационного синдрома (инфекция, резкие изменения температуры, физическая и психическая травма, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия и др.), называемые стрессорами, а состояние организма, развивающееся при их действии, - стрессом (от английского stress - напряжение). Основные признаки адаптационного синдрома - увеличение коры надпочечников и усиление их секреторной активности, изменение состава крови, нарушение обмена веществ (с преобладанием процессов распада), ведущее к похуданию, падение кровяного давления и др. Развитие адаптационного синдрома проходит 2 или 3 стадии.

1-я - стадия тревоги, продолжается от 6 до 48 часов и делится на фазы шока и противошока; на этой стадии усиливаются выработка и поступление в кровь гормонов надпочечников - глюкокортикоидов и адреналина, организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям,

2-я - стадия резистентности, когда устойчивость организма к различным воздействиям повышена; к концу этой стадии состояние организма нормализуется и происходит выздоровление.

Если действие раздражителей велико по силе и продолжительности, то наступает 3-я стадия - стадия истощения, которая может завершиться гибелью организма.

В уставе ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Несмотря на то, что данное определение не может считаться достаточно научным, оно ясно показывает, что здоровье человека является сложным (многоуровневым) состоянием. И следовательно, его надо рассматривать с позиции структурного анализа.

На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз - способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит стойкий характер (В.М. Дильман, 1987). Стремление к внутреннему постоянству - важнейший механизм организма. Но организм человека, как известно, на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешанности с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому жизнедеятельность (а значит, и здоровье) человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной способностью организма - адаптацией. В этой связи следует заметить, что приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма. И если "плата за адаптацию" выходит за пределы его резервных возможностей, появляется опасность возникновения болезни.

Понятие психической нормы.

    Норма человека - понятие многокомпонентное, включающее психологические, физические и социальные составляющие. Рассматривая норму и ее отклонения, нельзя оценивать только одну какую - либо область (например: степень адаптированности человека в обществе, уровень его развития, наличие генетической предрасположенности к психиатрическому или соматическому заболеванию...), рискуя получить однобокие и искаженные результаты. Только принимая во внимание все стороны функционирования индивида в комплексе можно говорить о его «нормальности» или отклонении от нормы.

    Норма имеет определенный диапазон или «коридор» значений, так же как и ее отклонения. В психодиагностике они обычно обозначаются как: высокие показатели; норма; низкие показатели и т.д. В психиатрии - это переход от нормы к акцентуациям, дальше к неврозам, психопатиям и болезни. У становить четкие границы между нормой и пограничными состояниями на данный момент все еще не представляется возможным. Эта оценка до сих пор остается крайне субъективной и зависящей от многих составляющих.

    Нормальный человек не является образцом безупречности. Он имеет свои недостатки и достоинства; сильные и слабые стороны в развитии и здоровье; и может быть даже свои странности и причуды характера и поведения.

    Норма - понятие динамическое, изменяющееся во времени и с течением времени.

Причем в некоторых направлениях эти изменения происходят сравнительно быстро (в данном случае имеются в виду психологические, физические и др., но не психиатрические феномены).

Нарушения психической адаптации

Общепринятым является представление о том, что психика является "наиболее совершенным и наиболее ранимым аппаратом приспособления человека к социальной и экологической среде" , соответственно при действии на организм экстремальных нагрузок, особенно в ситуации хронического напряжения, этот вид адаптации может нарушаться в первую очередь. Нарушение психической адаптации в условиях хронической стрессогенной ситуации развивается поэтапно, соответственно 4 этапам, рассматриваемым как последовательные стадии психологического кризиса:

1) первичный рост психического напряжения, сопровождающийся различными попытками приспособления к ситуации;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти попытки оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение психического напряжения;

4) если все оказывается тщетным, наступает стадия срыва, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Нарушение отдельных составляющих психической адаптации, согласно описанию Ф.Б. Березина, представляется следующим образом:

а) нарушение собственно психической адаптации проявляется в форме пограничных психопатологических явлений, которые носят характер неврозов, функциональных расстройств, сопровождающихся oщущением болезни и определяющихся в основном интрапсихическими конфликтами.

б) Снижение эффективности социально-психологической адаптации выражается тенденцией к возникновению неадекватного поведения в сфере межличностных отношений, которое зависит от особенностей личности, от ее неадаптивного формирования, и приводит к рассогласованию взаимодействия между индивидуумом и окружением (психопатические peaкции или состояния).

в) Ухудшение преимущественно пcихoфизиологической адаптации проявляется в психосоматических, или так называемых <функциональных> расстройствах (изменение психофизиологических соотношений, приводящее к нарушениям соматического здоровья).

Синдром хронической усталости (СХУ) впервые был описан в 1984 году А. Ллойдом. Характерным его признаком он назвал хроническое утомление, испытываемое больным, которое не исчезает даже после длительного отдыха и со временем приводит к значительному снижению работоспособности – как умственной, так и физической.

В клиническом отношении постоянными симптомами СХУ являются: выраженная усталость и мышечная слабость, которая не проходит после ночного сна, поверхностный сон с кошмарными сновидениями, трудности с засыпанием. Характерны изменчивость настроения в течение дня под влиянием самых незначительных психогенных факторов и периодически возникающее состояние депрессии, при котором больные испытывают необходимость уединения, у них возникает чувство подавленности, а иногда и безысходности.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика (secondary prevention) - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений и осложнений заболеваний, а также комплекс мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

1) проведение диспансерных медицинских осмотров с целью выявления заболевания и факторов, влияющих на их течение;

2) целевое санитарно-гигиеническое воспитание (обучение) пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

3) проведение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов, осуществление динамического наблюдения.

Психологическая поддержка – это система специальных приемов и мероприятий, целью которых является помощь в коррекции чувств и переживаний личности.

Профилактика психосоматических и психиатрических заболеваний

Могут быть использованы такие методы, как: создание благоприятной психологической обстановки, при этом могут проводиться индивидуальные и групповые психотерапевтические беседы с больными; в других случаях широкий арсенал психотерапевтических методов может быть направлен на решение лечебно-реабилитационных задач, содержание которых определяется этапом болезни, ее выраженностью и прогнозом. Может применяться аутогенная тренировка, методы поведенческой психотерапии. В начальный, диагностический период, когда больные испытывают тревогу и страх, целесообразна рациональная психотерапия, направленная на успокоение больного, его активирование, формирование более адаптивного отношения к болезни и лечению. В тяжелых случаях рекомендуется гипнотерапия. В период сложных переживаний (например: перед операцией) считается показанной рациональная психотерапия, приемы самовнушения, направленные на устранение страха, вселение уверенности в успех лечения. Помимо указанных выше используются такие приемы, как "психотерапевтическое зеркало", "лечебная перспектива", "анонимное обсуждение".

Третичная профилактика

Третичная профилактика - это комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма).

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, покончившего с собой, его психическое отношение к предстоящему суициду.

Факторы риска . Определенные аспекты человеческой жизни увеличивают вероятность попыток суицида.

1. наиболее важный фактор суицида – ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решение своих проблем. Люди с душевными болезнями, расстройствами личности, а также лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, имеют высокий риск суицида. В действительности, люди, страдающие не диагностированными психическими болезнями, совершают около 90% всех суицидов. Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Около 1/3 взрослых, совершивших суицид, страдали от соматических болезней во время своей смерти.

2. Другой фактор риска суицида заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, а также в наличии случаев суицида среди родственников. Важную роль играет социальная изоляция индивида. Люди, живущие одиноко или имеющие мало близких друзей, не получают эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей во время трудного периода их жизни.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба (“телефон доверия”)

Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и, в первую очередь, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.

Психологический кризис - эмоционально - поведенческая или невротическая реакция личности на непреодолимую или неразрешимую для нее в данное время ситуацию (препятствие, срыв, острейший, острый или хронический стресс), нарушающую ее важнейшие жизненные цели и ведущую к социально - психологической дезадаптации.

Кризисные состояния может спровоцировать такой патологический вид поведенческой защиты как аутоагрессивное поведение. Формами такой защиты может быть как суицидальное поведение, возникновение психосоматических расстройств, так и различные виды негативных зависимостей - наркомания, алкоголизм, зависимости от азартных игр и от влияния различных тоталитарных религиозных сект.

Движение «Хоспис»

Хосписы развиваются как альтернатива эйтаназии - медицинские учреждения, осуществляющие лечение и уход за умирающими и за престарелыми, но в первую очередь для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни..

Латинское слово hospes первоначально означало гостя. Но в познеклассические времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово hospitalis, прилагательное от hospes, означало "гостеприимный, дружелюбный к странникам". От этого слова произошло и другое - hospitium, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались.

Принципы работы хосписов :

    Утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс;

    Не ускоряет и не замедляет смерть;

    Обеспечивает облегчение боли и других беспокоящих симптомов;

    Объединяет психологические и духовные аспекты ухода за больным;

    Предлагает систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца;

    Предлагает систему поддержки, чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти.

В запущенной стадии заболеваний применяются методы психотерапии, способствующие ослаблению болей, улучшению сна, включающие как важный компонент эмпатическое, сопереживающее отношение к больному, вселение надежды.

Целью психотерапии умирающего больного является сопровождение на его скорбном пути в соответствии с этапами, выделенными Кюблер-Росс.

Пять стадий умирания (Кюблер-Росс)

    Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось.

    Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям.

    Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся если монетка упадет орлом.

    Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни.

    Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть». Не более 2 % людей переживают эту стадию.)

Р. Кочюнас (1999) выделяет следующие принципы психотерапии умирающего человека:

    к умирающему нельзя относиться как к уже умершему; он нуждается в поддержке.

    следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его просьбы.

    необходимо обеспечить умирающему участие в принятии решений о лечении, посетителях и т. п.

    в общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.

    умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать собеседника.

    сочувственное выслушивание помогает умирающему выразить сожаление о нанесенных им обидах, простить своих врагов, принять смерть как торжественный момент жизни, такой же важный и неотъемлемый от нее, как рождение.

Биологическая обратная связь (англ. Biofeedback) - технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки. БОС-методология позволяет человеку модифицировать свое поведение с помощью обратной физиологической связи в сторону большей степени саморегуляции и гомеостатичности. БОС-процедуры применяются при различных формах психосоматических нарушениях, когда одним из ведущих факторов является хронический стресс. Огромное преимущество БОС-метода состоит в том, что он позволяет работать с основными типами дисфункций регуляторных систем организма - нервной (центральной, периферической, вегетативной), иммунной и гуморальной, которые возникают при стрессе.

Нейро-лингвистическое программирование - это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было "Метазнание", то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт.

В названии "НЛП" часть "Нейро" указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать "языки мозга" - те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

"Лингвистическое" подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации.

"Программирование" определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: "программа" в переводе с греческого означает "четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата".

НЛП можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума, тела и духа.

Наркомания

За последние годы наркомания, а в более широком аспекте зависимость от психоактивных веществ, стала глобальной проблемой мирового масштаба. На фоне относительной стабилизации ситуации в нашей стране к 2007 году, продолжается эпидемический рост потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Причем все больший процент среди наркозависимых приходится на молодежь, подростков и детей, которые являются наиболее уязвимой категорией для данной зависимости. Знакомство детей и подростков с наркотиками происходит очень рано: согласно опросам, уже в 11 лет почти каждый третий ребенок информирован о популярных наркотиках. Такая ситуация не может не вызывать тревогу и озабоченность происходящим, зная о негативных последствиях злоупотребления психоактивными веществами как для отдельного человека так и для общества в целом. Например – заболевания самого человека (СПИД, гепатит…), нарушения здоровья его будущих детей (а в сумме национального здоровья), преступность, нежелание, а зачастую уже и невозможность работать и многое другое.

По мнению сотрудников Госнаркоконтроля, в связи с кризисом и тяжелой экономической ситуацией в России, в 2009 году следует ожидать резкого всплеска наркомании и связанной с ней преступности.

Наркотик - психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом - психическую или физическую зависимость от него. Наркотик характеризуют три признака:

    специфическое действие на психику - успокаивающее, активизирующее, галлюциногенное и др;

    широкое распространение используемого вещества, в связи, с чем возникают отрицательные социальные последствия;

    юридическое признание наркотиком и занесение Министерством Здравоохранения России в список наркотических веществ. Уголовное законодательство России устанавливает уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевоз, пересылку и сбыт наркотических средств;

Наркотизм - социальный феномен, выражающийся в относительно распространенном, статистически устойчивом потреблении частью популяции наркотических (или иных токсических, психотропных) средств, влекущем определенные медицинские (заболеваемость наркоманией) и социальные последствия.

Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением средств, включенных в государственный список наркотиков и проявляющаяся психической, а иногда и физической зависимостью от них.

Психоактивные вещества обладают теми же свойствами, что и наркотики, но в официальный список они не включены, так как их социальная опасность не так велика. Нередко эти средства называют токсическими. Примером могут быть некоторые успокаивающие (транквилизирующие) лекарства: сибазон, элениум или вещества, используемые для ингаляций: бензин, ацетон и др. Здесь, так же как и в других случаях нередко этим термином будут обозначаться любые вещества, к которым может возникнуть зависимость.

Злоупотребление наркотиками или другими токсическими веществами без зависимости от них не считается наркоманией или токсикоманией. Основная масса наркоманов - это те, кто потребляет наркотические средства не по медицинским показаниям.

Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому – либо объекту. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом деятельности. В случае наркозависимости в роли объекта и мотива деятельности выступает психоактивное вещество (нелегальное).

На зависимое поведение влияет ряд факторов: биологические, социальные, духовные (культурные) и психологические. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению.

Все уровни жизнедеятельности взаимосвязаны и в процессе развития зависимого поведения все более фокусируются на психоактивных веществах (ПАВ). Формирование заболевания во всех случаях наркозависимостей, будь то табакокурение, алкоголизм, токсикомании и др., проходит несколько этапов. Один из наиболее значимых - это формирование аддиктивного поведения - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака до того как сформировалась физическая зависимость.

Синдром физической зависимости характеризуется следующими признаками:

    непреодолимым желанием употреблять психоактивные вещества;

    снижением контроля за началом, окончанием или общей дозировкой их приема;

    употреблением с целью смягчить синдром отмены (абстинентный синдром);

    повышением толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах);

    снижением ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах);

    игнорированием других удовольствий ради приема наркотиков;

    психическими расстройствами или серьезными социальными проблемами вследствие употребления.

Вначале (во время первых проб) в зависимости от типа высшей нервной деятельности, вида наркотика, дозы, метода его введения в организм, психической установки субъекта вызывается эйфорический эффект. Формируется желание принимать определенный вид наркотиков. Их начинают принимать регулярно.

Затем меняется реактивность организма - исчезают защитные реакции. Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит изменение толерантности. Наркоманы принимают в 2-10 раз более высокие дозы, чем принято использовать их в лечебных целях. Постепенно формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая зависимость с неодолимым влечением к приему наркотика и выраженным абстинентным синдромом.

Этапы развития зависимости от наркотиков

8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследованиях дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет . Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам. аддиктивное поведение.

14-17 лет . Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей.

Медицинская классификация стадий развития наркомании . Она основана на анализе проявления различных форм зависимости - социальной, психической и физической.

О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Он внутренне готов сам начать употребление. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что заслоняет привычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания - наличие группы (которая может формироваться даже вокруг одного употребляющего наркотики). Единственным способом предотвращения дальнейшего развития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы. Необходимо работать с лидерами группы, препятствовать вовлечению в нее новых членов, пусть даже путем изоляции лидеров. На этом этапе остановить развитие заболевания проще всего. Упустить этот момент - значит, затруднить дальнейший контакт с членами группы, для которых развитие заболевания может перейти на следующую стадию.

После начала употребления наркотиков у подростка быстро формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишен возможности принимать наркотики, воспринимает действительность "серой", недостаточно динамичной и живой, во втором, оказывается подавлен проблемами, от которых он и пытался уйти, прибегая к употреблению наркотиков. В зависимости от вида наркотика его воздействие на человека может проявляться по-разному. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболевания ему уже необходима помощь специалистов - психологов и врачей, которая приносит результаты только при поддержке близких людей, особенно родителей.

При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, которая проявляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести - от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома. Конкретные его симптомы зависят от вида наркотика и от особенностей организма человека. Такому больному необходима серьезная медицинская помощь для того, чтобы выдержать состояние абстиненции ("ломки").

В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков - от периода проб через эпизодическое употребление к систематическому. Однако систематическое употребление не обязательно связано с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно раньше.

Три стадии (этапа) развития зависимости: 1 - адаптация (изменение реактивности организма, появления психической зависимости); 2 - возникновение физической зависимости в форме абстинентного синдрома; 3 - истощение всех систем (снижение толерантности, затяжной абстинентный синдром, возникновение в ряде случаев полинаркомании).

1. Первая стадия наркомании - стадия психического влечения к наркотику - характеризуется не только возникновением синдрома психической зависимости от препарата, но и уменьшением его эйфоризирующего действия при повторных приемах. Начинающему наркоману для воссоздания прежних ярких эйфорических ощущений становится необходимым постепенно увеличивать дозу наркотика. При этом в перерывах между приемами наркотика больной испытывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, у него снижается работоспособность. Прием препарата в несколько повышенной дозе полностью снимает эти ощущения. В результате все помыслы и стремления больного направляются к одной цели - получению все новых и новых доз препарата. Первая стадия наркоманий (в зависимости от их вида) длится относительно недолго - от 2 до 6 месяцев.

2. В дальнейшем употребление наркотика приводит к развитию второй стадии наркомании , во время которой формируется синдром физической зависимости от наркотика. В течение второй стадии наркомании организм больного адаптируется к наркотику, и вследствие этого прекращение приема препарата вызывает разнообразные функциональные расстройства, характеризующие синдром абстиненции .

Абстинентный синдром - это сложный комплекс психовегетативных расстройств. Для него типичны изменения психического состояния больного - появление длительных состояний дискомфорта, беспокойства, неудовлетворенности, те или иные вегетативные сдвиги. У больных возникают повышенная секреция слизистых оболочек, насморк, чихание, слезотечение, ощущается перемежающее чувство жара и озноба. Появляются мышечные боли, периодические судороги мышц ног. Резко снижается аппетит. Могут возникнуть рвота, тенезмы, понос, боли в желудке и кишечнике. Больной становится беспокойным, у него преобладает злобно-плаксивое настроение.

Острый период абстиненции длится до 4-5 недель и постепенно (в случае воздержания от приема наркотика) больной приходит в нормальное состояние. Однако остаточные явления абстиненции могут сохраняться в течение нескольких месяцев. Развитие абстиненции в том случае, если лечение наркомании не начать в течение первой или в начале второй стадии заболевания, служит основой для продолжения потребления больным наркотика во все более возрастающих количествах. На данной стадии наркомании толерантность к наркотику резко увеличивается, и ежедневная доза препарата, например морфина, может доходить до 40-50 мл 1%-ного раствора. При этом прием наркотика даже в таких количествах уже не вызывает острой эйфории, которую больной переживает на первой стадии заболевания, но служит лишь для избавления от абстиненции. В течение конца первой и всей второй стадии заболевания нарастают явления интоксикации организма.

3. На третьей стадии заболевания развивается соматическая патология, происходят значительные изменения психики больного. Нарастающие диспепсические расстройства, полное отсутствие аппетита, регулярно повторяющаяся рвота, хронические поносы приводят к резкому, а в отдельных случаях – резкому похуданию. Больные на этой стадии заболевания апатичны, слабы, у них снижено артериальное давление, замедлен пульс, расстроена координация движений, походка шаткая, спотыкающаяся. Характерен внешний вид больных: из-за истощения, сухости кожи, далеко зашедшего кариеса, ломкости волос и ногтей больные среднего и молодого возраста выглядят глубокими стариками.

Психические расстройства вызывают развитие астении и анергии. Толерантность к наркотику в этот период снижена, поэтому прием его становится менее регулярным, а для предупреждения абстиненции требуются несколько меньшие дозы, чем на второй стадии заболевания. На протяжении всей третьей стадии заболевания введение наркотика не вызывает эйфорического состояния и потребность в препарате обусловлена только необходимостью избегать абстиненции. На заключительных этапах наркомании нарастают расстройства пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, может развиться токсическая миокардиопатия, усиливается истощение. Смертельные исходы, как правило, связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, нефропатией, присоединившейся инфекцией.

Основные виды наркоманий

1. Конопля и ее препараты (это гашиш, анаша).

2. Опий и синтетические препараты морфиподобного действия (маковые препараты).

3. Стимуляторы нервной системы типа амфетаминов (эфедрон).

4. Кокаиновые препараты.

5. Снотворные препараты.

6. Галлюциногены.

7. никотинизм.

8. токсикомания

1. К наркоманиям, обусловленным препаратами конопли, относится так называемый гашишизм . Гашиш (индийская конопля ) – наркотик, известный также под названием марихуана, анаша, план, банг, харас, хусус, даг и др. Употребляют гашиш по-разному, чаще всего курят, иногда жуют, делают напитки, добавляют в пищу. При однократном приеме (курении) действие наступает через 10-15 мин.

На начальной (I) стадии потребление гашиша становится регулярным, неприятные ощущения исчезают, растет количество выкуриваемых сигарет. В синдроме психической зависимости отмечается навязчивое стремление к наркотической эйфории. Одурманивание становится единственным состоянием неудовлетворенности.

Физическая зависимость только начинает формироваться, но психические изменения уже проглядывают в виде сужения круга интересов, снижения волевой активности, появления неврозоподобных расстройств.

В хронической (II) стадии наркомании сопротивляемость удерживается на одном уровне при систематическом потреблении гашиша. Отмечается выраженная психическая зависимость в виде постоянного синдрома навязчивости. Только в состоянии одурманивания наркоман испытывает оптимальный физический комфорт и работоспособность. Психические нарушения выражаются в снижении интеллекта, отсутствии интереса к окружающему, страхах, беспокойстве, бредовых идеях преследования. Могут отмечаться острые психозы, мышечная слабость, ухудшение координации движений.

В поздней (III) стадии количество потребляемого гашиша снижается, т.е. сопротивляемость организма падает. Психическая зависимость уступает место растущей физической зависимости. Абстинентный синдром становится затяжным, тяжелым. На первом плане - выраженная астения с ипохондричностью. Повторные потребления гашиша лишь на короткое время и не полностью облегчают тяжесть абстиненции.

Соматоневрологическое состояние утяжеляется, нарастает общее физическое истощение, кожа становится дряблой, землисто-серого цвета, отмечаются выпадение волос, хрупкость костей, зубов, прогрессируют соматические и неврологические заболевания, выявленные на хронической стадии, возможны поражения сетчатки глаза и зрительных нервов. Психозы, вызванные употреблением гашиша, довольно разнообразны, они могут возникнуть при однократном употреблении наркотика и выражаются острым нарушением сознания, страхами, гиперестезиями. Психоз может развиться на высоте абстинетного синдрома, на 2-3 день и спровоцировать начало шизофренического процесса.

2. Наиболее неблагоприятно протекает опийные наркомании , вызываемые злоупотреблением алкалоида опия (морфина) и его производных (морфия, пантопона, омнопона, кодеина, промедола).

К опийным препаратам организм привыкает довольно быстро в результате введения их внутрь, подкожно, внутримышечно или внутривенно либо вдыхания в виде дыма (опиокурение). По мере употребления возникает потребность в увеличении дозы в 10-15 раз в связи с возрастающей толерантностью к препарату. Действие опиума после введения в организм обнаруживается примерно спустя 15-20 с: появляются легкий зуд в области носа, подбородка, лба, сухость во рту, общая заторможенность, зрачки сужаются. Через 7-10 мин возникают чувство благодушия, умиротворенности (эйфория), ощущение приятного тепла в конечностях, разливающегося по всему телу, множество радужных мыслей, повышается активность. Окружающий мир воспринимается иллюзорно, в виде причудливых, красочных картин, сцен. Затем наступает сон, после чего больной испытывает подавленность, угнетение, чувство общего дискомфорта.

При передозировке препарата состояние эйфории сопровождается повышенной возбудимостью, сухостью в полости рта, нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания. Лицо становится багрово-красным, появляется кожный зуд, возможны судорожные припадки. При неблагоприятном течении могут наступить декомпенсация сердечно-сосудистой деятельности и паралич дыхательного центра.

Морфинизм – тяжелое заболевание, при котором организму требуется постоянное введение морфина в высоких дозах, иногда в сотни раз превышающих обычную терапевтическую дозу. Абстинентный синдром у морфинистов протекает тяжело. При этом появляются общая слабость, профузные поносы, проливной пот, нарушается сердечно-сосудистая деятельность. Симптомы абстиненции при внезапной отмене наркотика развиваются через 12-20 ч и наибольшей выраженности достигают на 2-4 сутки после последней инъекции, но спустя 1-2 недели наркоманы постепенно успокаиваются. По мере привыкания к морфину постепенно развиваются психопатические черты личности, грубость, эгоистичность, лживость, наступает социальная деградация. Внешний облик морфиниста носит отпечаток недостаточности питания; у него отмечается сухость кожи, землистый цвет лица, гипотрофия мышц, уменьшение массы тела, зрачки узкие, пульс редкий, наблюдаются вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, парестезий, запоров. На различных участках тела, чаще всего в области предплечий и кистей, заметны рубцы и кровоизлияния от инъекций, следы нагноений и инфильтратов.

3. Наркоманический эффект может быть вызван препаратами из группы стимуляторов ЦНС, например фенамином и др. Эти препараты могут назначаться для уменьшения чувства утомления, повышения настроения, ощущения прилива сил, бодрости, повышения работоспособности, уменьшения потребности во сне. Неправильный прием препаратов может привести к развитию наркомании. Привыкание наступает быстро, затем повышается толерантность к препарату, необходимо увеличить дозу вещества для того, чтобы вызвать эйфорию и успешно бороться с депрессией и усталостью.

4. Кокаинизм - наркотическое и тонизирующее действие листьев кустарника коки. Кокаин нюхают, курят, принимают внутрь.

Привыкание и зависимость от кокаина наступает чрезвычайно быстро - иногда по прошествии нескольких дней после начала его регулярного потребления.

Память постепенно снижается. Наркоманы становятся черствыми, эгоистичными, мнительными, подозрительными. Отмечается ряд соматоневрологических расстройств - зрачки расширяются, реакция зрачков на свет вялая, глаза приобретают своеобразный блеск, появляется сухость в полости рта, шум в ушах, сердцебиение. Аппетит снижается. Кожа бледная, мышцы дряблые. Некоторым кажется, что под кожей заложены кристаллы кокаина, что там ползают черви, жучки, клопы.

Происходит истощение организма, снижение реактивности, отсюда повышенная склонность к инфекционным заболеваниям. Отмечаются фурункулезы, обостряются ранее имевшие место хронические болезни (туберкулез и т.д.). При кокаиновой наркомании отмечается делирий, очень схожий с алкогольным. Начинается на 2-3 день абстиненции с короткого периода предвестников - плохого сна, подозрительности, настороженности. Затем возникают иллюзии, галлюцинации - зрительные, слуховые. Больным кажется, что их окружают люди, звери, преобладают мелкие животные - жуки, пауки, клопы, черви, мыши и т.д. Им "строят" угрожающие рожи.

Слуховые галлюцинации комментирующего, осуждающего характера. Монологи, диалоги. При последних одни голоса их ругают, оскорбляют, другие - жалеют, защищают. Появляются и психические автоматизмы, больные ощущают, как на них действуют посторонние силы, воздействуют электричеством, магнитом, космическими лучами. На основе этих галлюцинаций формируется вторичный бред преследования, воздействия. Находясь во власти описанных переживаний, они нередко сами становятся преследователями и нападают на невинных людей, совершают преступления. На основе зрительных, слуховых галлюцинаций возможен бред ревности.

5 . Наркомания снотворными препаратами

Данная группа веществ, обладающих снотворным эффектом, состоит из 2 подгрупп: а) производные барбитуровой кислоты; б) средства небарбитурового ряда, но вызывающие снотворный эффект. Все эти средства объединяет схожая клиническая картина, возникающая в результате постоянного или периодически возобновляемого приема этих средств. Дозы принимаемых лекарственных средств, как правило, превышают терапевтические. Привыкание к этим веществам идет несколькими путями - неосторожное длительное лечение бессонницы, проводимое вначале под контролем врача, а затем самостоятельно самим больным, прием медикаментов без совета и контроля врача, употребление этих средств как наркотических.

При хроническом употреблении снотворных постепенно нарастает потребность продолжать прием препаратов. Во время абстинентного синдрома наблюдается широкая гамма вегетососудистых, неврологических и психотических симптомов. Возникает беспокойство, нарушается сон, появляются слабость, головокружение, тошнота, рвота, нередки коллаптоидные состояния, артериальное давление резко снижается. Возможны искажения зрительных восприятий. Отмечается повышение рефлексов, тремор, оходящий до судорожных подергиваний мышц. У многих больных возникают эпилептиформные припадки. Больные становятся раздражительными, гневливыми, злобными.

Возможны кратковременные, а порой длительные делириозные состояния и галлюцинозы. Все явственнее выявляются изменения личности. Вначале преобладают раздражительность, взрывчатость, эгоизм, злобность. Затем появляются нарушения памяти, замедляется темп мышления (становится тугоподвижным).

Профилактический принцип советской медицины положен и в основу психиатрии.

Психические и нервные заболевания за рубежом в своем большинстве являются результатом неблагоприятных социально-экономических факторов. Причинами, порождающими в капиталистическом обществе психические и нервные болезни, служат беспощадная эксплуатация большинства меньшинством, безработица, бесправное положение трудящихся, нечеловеческие условия труда и быта.

Развитие социалистического общества в нашей стране привело к устранению многих причин, вызывающих эти заболевания. Навсегда исчезли эксплуататоры, принижавшие личность, выматывавшие физические и духовные силы человека, ставившие его в положение подневольного существа. Конституция СССР гарантирует каждому человеку право на труд, отдых, образование и обеспечение в старости. Все это - исключительно важные предпосылки для предупреждения заболеваний, уменьшения числа психических и нервных расстройств.

Успехи современной медицины и биологии также способствовали почти полной ликвидации сифилиса, малярии, тифов и ряда других инфекционных заболеваний в нашей стране, что в свою очередь сказалось на уменьшении количества инфекционных психозов - тяжелых осложнений перенесенных инфекций со стороны нервной системы. Проведенные оздоровительные мероприятия на производствах, повышение техники безопасности обусловили исчезновение или резкое уменьшение ряда профессиональных заболеваний, в том числе свинцовых отравлений, интоксикаций угарным газом, тетраэтилсвинцом и другими ядовитыми веществами.

Таким образом, проделанная профилактическая работа принесла успешные результаты и полностью оправдала ведущий принцип советской медицины - предупреждение болезней.

Профилактика многих психических заболеваний тесно связана с психогигиеной, т. е. наукой, разрабатывающей мероприятия по сохранению психического здоровья людей. Разработка этих мероприятий требует тщательного изучения влияний многочисленных факторов внешней среды на здоровье. Жизнь человека проходит в общественно полезной деятельности, в труде, и, следовательно, изучение влияния этой деятельности на здоровье должно являться одной из главных задач психогигиены. При правильной организации труда раскрываются во всей полноте все способности человека и труд оказывается непременным залогом психического здоровья и благополучия. В то же время при неправильно организованном режиме трудовой деятельности может наступить переутомление, истощение нервной системы, ослабление устойчивости организма к различного рода неблагоприятным внешним воздействиям. Особое значение приобретает правильное чередование труда и отдыха. Люди, пренебрегающие отдыхом, наносят существенный вред своему здоровью, что способствует возникновению некоторых функциональных расстройств нервной системы, в частности создает благоприятную почву для развития психогенных заболеваний - неврозов и реактивных состояний.

Не меньшее значение для укрепления психического здоровья человека имеет правильная организация быта. Гигиена жилища, одежды, правильное питание, атмосфера взаимной поддержки и доброжелательства, достаточный сон - все это способствует укреплению физического и психического здоровья.

Особое значение имеет гигиена умственного труда, в частности разработка правильного режима и распределение нагрузок в учебных заведениях. Важную роль играет соблюдение гигиенических норм умственного труда у взрослых. Известно, что нервные срывы у лиц среднего и пожилого возраста нередко зависят от умственного и эмоционального переутомления. Психическая травматизация, связанная с возникновением тяжелых ситуаций, в которые попадает человек, с неприятными переживаниями, обусловленными этими ситуациями, должна стать объектом борьбы не только для врачей, но и для широкой общественности. Не подлежит сомнению, что борьба с излишней суетой, мелочной опекой над людьми, которую проявляют иные воспитатели и руководители, борьба с бездушием, черствостью, грубостью, бестактностью, хамством является важным звеном в системе психогигиенических мероприятий. Наша общественность обращает постоянное внимание на эту сторону жизни, претворяя в практику священные принципы коммунистической морали.

Этиология патологии психики разнообразна, но в основном причины остаются неизвестными. Довольно часто причиной патологических изменений в психике пациента становятся различные инфекционные заболевания, которые могут непосредственно воздействовать на мозг (например, менингиты, энцефалиты) или воздействие будет проявляться в результате интоксикации мозга или вторичного инфицирования (инфекция приходит в мозг из других органов и систем).

Также причиной таких расстройств могут стать воздействия различные химических веществ, этими веществами могут быть и какие-то лекарственные препараты, и пищевые компоненты, и промышленные яды.

Поражения других органов и систем (например, эндокринной системы, дефициты витаминов, истощения) вызывают развития психозов.

Также в результате различных черепно-мозговых травм могут наступить проходящие, длительные и хронические расстройства психики, иногда довольно тяжелые. Онкология головного мозга и другая его грубая патология почти всегда сопровождаются тем или иным психическим расстройством.

Кроме того, различные пороки и аномалии строения головного мозга, изменения в функционировании высшей нервной деятельности часто идут вместе с нарушениями психики. Сильные психические встряски иногда вызывают развитие психозов, но не столь часто, как думают некоторые.

Токсические вещества – ещё одна причина психических расстройств (алкоголь, наркотики, тяжелые металлы и прочие химикаты). Всё, что перечислено выше, все эти вредные факторы, при некоторых условиях могут стать причиной психического расстройства, при других условиях – лишь содействовать в возникновении заболевания или его обострении.

Также отягощенная наследственность увеличивает риск развития психических заболеваний, но не всегда. Например, какая-то психическая патология может появиться, если в предыдущих поколениях она встречалась, но также она может появиться, если её никогда и не было. Влияние наследственного фактора на развитие психической патологии остается далеко ещё не изученным.

Основные симптомы при заболеваниях психики.

Признаков психических болезней очень много, они неисчерпаемы и чрезвычайно разнообразны. Рассмотрим основные из них.

Сенсопатии – нарушения чувственного познания (восприятия, ощущения, представления). К ним относятся

гиперестезия (когда повышается восприимчивость обычных внешних раздражителей, которые при обычном состоянии являются нейтральными, например, ослепление самым обычным дневным светом) часто развивается перед некоторыми формами помрачнения сознания;

гипестезия (противоположное предыдущему, понижение восприимчивости внешних раздражений, например, окружающие предметы выглядят блекло);

сенестопатии (разные, очень неприятные ощущения: стягивания, жжения, давления, раздирания, переливания и прочие, исходящие из разных частей тела);

галлюцинации (когда человек воспринимает то, чего нет реально), они могут быть зрительными (видения), слуховые (делятся на акоазмы, когда человек слышит разные звуки, но не слова и речь, и фонемы – соответственно он слышит слова, разговоры; комментирующими – голос высказывает мнения обо всех действиях больного, императивными – голос приказывает действия), обонятельные (когда пациент ощущает разнообразные запахи, чаще неприятные), вкусовые (обычно вместе с обонятельными, ощущение вкуса, который не соответствует пище или питью, которые он принимает, также чаще неприятного характера), тактильные (ощущение ползанью по телу насекомых, червей, появление на теле или под кожей каких-то предметов), висцеральные (когда пациент ощущает явное присутствие в полостях тела посторонних предметов или живых существ), сложные (одновременное существование нескольких видов галлюцинаций);

псевдогаллюцинации, они также бывают разнообразными, но в отличие от истинных галлюцинаций, они не сопоставляются с настоящими предметами и явлениями, больные в этом случае говорят об особых, отличных от реальных голоса, специальных видениях, психических образах;

гипнагогические галлюцинации (видения, которые непроизвольно возникающие во время засыпания, когда закрыты глаза, на темном поле зрения);

иллюзии (ложное восприятие реальных вещей или явлений) делятся на аффективные (чаще возникающие при наличии страха, тревожно-подавленного настроения), вербальные (ложное восприятие содержания реально происходящего разговора), парейдолические (например, вместо узоров на обоях воспринимаются фантастические чудовища);

функциональные галлюцинации (появляются только при наличии внешнего раздражителя и, не сливаясь, сосуществуют с ним до прекращения его действия); метаморфопсии (изменения ощущения величины или формы воспринимаемых предметов и пространства);

расстройство схемы тела (изменения ощущения формы и величины своего тела). Эмоциональные симптомы, к ним относятся: эйфория (очень хорошее настроение с усилением влечений), дистимия (противоположное эйфории, глубокая печаль, уныние, тоска, темное и неопределенное ощущение глубокого несчастья, обычно сопровождается различными физическим тягостными ощущениями – угнетением самочувствия), дисфория (недовольное, тоскливо-злобное настроение, нередко с примесью страха), эмоциональная слабость (выраженное изменение настроения, резкие колебания от повышенного к пониженнному, при чем повышение обычно носит оттенок сентиментальности, а понижение – слезливости), апатия (полное равнодушие, безучастность ко всему окружающему и своему положению, бездумность).

Расстройство мыслительного процесса, к нему относятся: ускорение мыслительного процесса (увеличение количества разнообразных мыслей, образующихся в каждый данный промежуток времени), заторможенность мыслительного процесса, бессвязность мышления (потеря способности к самым элементарным обобщениям), обстоятельность мышления (образование новых ассоциаций крайне замедляется вследствие продолжительного доминирования предыдущих), персеверация мышления (длительное доминирование, при общем, резко выраженном затруднении мыслительного процесса, одной любой мысли, одного какого-то представления).

Бред, идею считают бредовой, если она не соответствует действительности, искаженно её отражает, и если полностью овладевает сознанием, остается, несмотря на наличие явного противоречие с настоящей действительностью, недоступной исправлению. Он делится на первичный (интеллектуальный) бред (первоначально возникает как единственный признак расстройства психической деятельности, спонтанно), чувственный (образный) бред (нарушается не только рациональное, но и чувственное познание), аффективный бред (образен, возникает всегда вместе с эмоциональными расстройствами), сверхценные идеи (суждения, которые обычно возникают в результате настоящих, реальных обстоятельств, но потом занимают в дальнейшем значение, которое не соответствует их положению в сознании).

Навязчивые явления, суть их заключается в непроизвольном, непреодолимом возникновении у больных мыслей, неприятных воспоминаний, разных сомнений, страхов, стремлений, действий, движений при сознании их болезненности и критическом к ним отношении, чем они и отличаются от бреда. К ним относятся отвлеченная навязчивость (счет, вспоминание имен, фамилий, терминов, определений и другое), образная навязчивость (навязчивые воспоминания, навязчивое чувство антипатии, навязчивые влечения, навязчивый страх – фобия, ритуалы). Импульсивные явления, действия (возникают без внутренней борьбы, без контроля сознания), влечения (дипсомания – запой, влечение к пьянству, дромомания – стремления к переездам, клептомания – страсть к воровству, пиромания – стремление к поджогу).

Расстройства самосознания, к ним относятся деперсонализация, дереализация, растерянность.

Расстройства памяти, дисмнезия (ослабления памяти), амнезия (отсутствие памяти), парамнезии (обманы памяти). Расстройства сна, нарушения засыпания, расстройства пробуждения, утрата чувства сна (проснувшись, больные не считают, что спали), нарушения продолжительности сна, прерывисты сон, снохождение (совершение в состоянии глубокого сна ряда последовательных действий – вставание с постели, передвижение по квартире, надевание одежды и другие простые действия), изменения глубины сна, нарушения сновидений, вообще некоторые ученые считают, что сновидение есть всегда факт ненормальный, так всякое сновидение есть обман (сознание обманывается, относясь к продукту фантазии как к действительности), при нормальном (идеальном) сне нет места сновидениям; извращение ритма сна и бодрствования.

Исследование психически больных.

Клиническое психиатрическое исследование осуществляется путем расспроса больных, собирания субъективного (от больного) и объективного (от родственников и знакомых) анамнеза и наблюдения. Расспрос является основным приемом психиатрического исследования, так как подавляющее большинство выше приведенных симптомов устанавливаются только лишь при помощи общении врача и пациента, высказываний больного.

При всех психических заболеваниях до тех пор, пока у больного сохранена способность речи, расспрос является главной частью исследования. Успех исследования путем расспроса зависит не только от знаний врача, но и от умения расспрашивать.

Расспрос неотделим от наблюдения. Расспрашивая больного, врач наблюдает за ним, а наблюдая, задает возникающие в связи с этим вопросы. Для правильной диагностики заболевания нужно следить за выражением лица больного, интонацией его голоса, отмечать все движения больного.

При сборе анамнеза нужно обратить внимание на наследственную отягощенность родителей, на состояние здоровья, болезни, травмы матери больного во время беременности, на то, как протекали роды. Установить особенности психического и физического развития больного в детстве. Дополнительным материалом психиатрического исследования у некоторых больных служит самоописание своей болезни, письма, рисунки и другой вид творчества во время нее.

Наряду с психиатрическим исследованием при психических расстройствах обязательно проводится неврологическое исследование. Это нужно для того, чтобы исключить грубоорганические поражения головного мозга. По этой же причине необходимо провести больному общесоматическое обследование, для выявления заболеваний других органов и систем, для этого же необходимо провести лабораторное исследование крови, мочи, при необходимости мокроты, кала, желудочного сока и другого.

При психических расстройствах, возникающих на почве грубоорганических поражений головного мозга, необходимо исследование спинномозговой жидкости. Из других методов используют рентгенологические (рентгенография черепа, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография), электроэнцефалографию.

Лабораторное исследование высшей нервной деятельности нужно для установления характера расстройства основных мозговых процессов, взаимоотношения сигнальных систем, коры и подкорки, различных анализаторов при психических болезнях.

Психологическое исследование необходимо, чтобы исследовать характер изменения отдельных процессов психической деятельности при различных психических заболеваниях. Патологоанатомическое исследование в случае смерти больного обязательно, чтобы выявить причину развития заболевания и смерти, проверить диагноз.

Профилактика психических заболеваний.

К профилактическим мерам относятся своевременные и правильные диагностика и лечение непсихических заболеваний (общесоматических и инфекционных), которые могут привести к расстройствам психики. Сюда нужно отнести меры по предотвращению травматизма, отравлений различными химическими соединениями. Во время каких-то серьезных психических потрясений человек не должен оставаться один, ему необходима помощь специалиста (психотерапевта, психолога) или близких ему людей.

Психические расстройства и расстройства поведения по МКБ-10

Органические, включая симптоматические психические расстройства
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Расстройства настроения [аффективные расстройства]
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
Умственная отсталость
Расстройства психологического развития
Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Психическое расстройство без дополнительных уточнений

Подробнее о психических расстройствах:

Список материалов в категории Психические расстройства и расстройства поведения
Аутизм (синдром Каннера)
Биполярное расстройство (биполярный, маниакально-депрессивный психоз)
Булимия
Гомосексуализм (гомосексуальные отношения у мужчин)
Депрессии в пожилом возрасте
Депрессия
Депрессия у детей и подростков
Диссоциальное расстройство личности
Диссоциативная амнезия
Заикание
Ипохондрия
Истерическое расстройство личности
Классификация эпилептических припадков и выбор препаратов
Клептомания

Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

Маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз

Шизофрения

Психические нарушения при острых общих и мозговых инфекциях, интоксикациях и травмах мозга

Неврозы и реактивные психозы

Психопатии

Эпилепсия

Олигофрения (малоумие)

Нервно-психические нарушения, наблюдаемые у детей и подростков, многообразны по картинам, тяжести, течению и исходам.

В происхождении нервно-психических расстройств у детей играют важнейшую роль разнообразные пре- интра- и постнатальные вредности - патология беременности и родового акта, различные инфекционные, токсико-септические и дистрофические состояния ребенка в первые годы жизни, эндокринно-вегетативные и метаболические расстройства, травмы черепа, заболевания внутренних органов и многое другое. С другой стороны, при многих, соматических заболеваниях детского возраста отмечаются одновременно выраженные нарушения нервно-психического состояния ребенка, учет и правильная оценка которых могут оказаться нередко очень важными для суждения о прогнозе заболевания и индивидуализированного лечения его. Под наблюдением детских психоневрологов имеются немалые контингента детей (с различными невротическими состояниями, умеренной отсталостью, многообразными припадками и другими проявлениями), которые поступают и остаются под длительным наблюдением педиатров, обязанных оказать этим детям квалифицированную помощь.

Маниакально-депрессивный, или циркулярный, психоз характеризуется течением в форме приступов или фаз - маниакальных и депрессивных с совершенно светлыми промежутками между ними. У больных не появляется каких-либо признаков деградации психики даже после многих фаз, какой бы тяжести и продолжительности они не были. Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, высокой самооценкой, двигательным и речевым возбуждением, отвлекаемостью внимания, бурной активностью и др. У части больных при этом наблюдаются гневливость, агрессивность, «скачка идей», спутанность сознания и др. В депрессивных фазах наблюдаются тоска, двигательное и речевое торможение, идеи самоунижения и виновности, суицидные мысли и попытки и др.

У младших детей (до 8-10 лет) это заболевание встречается очень редко, у подростков - заметно чаще. Обе фазы длятся у них в отличие от взрослых, как правило, недолго, но повторяются часто, с короткими промежутками, а иногда почти беспрерывно следуют одна за другой. Картины обеих фаз у детей также нередко атипичны: в депрессивных фазах преобладают иногда тревога, идеи преследования, сноподобные нарушения сознания с фантастическими переживаниями, а в маниакальных - необузданная шаловливость, недисциплинированность при малой продуктивности и др. У некоторых детей и подростков это заболевание протекает в более мягкой форме (в виде циклотимии) и ошибочно расценивается иногда в таких случаях, как проявление невроза, соматической болезни, либо своевольства и распущенности.



В депрессивных фазах важен строгий надзор за больными. Из медикаментозных средств показаны тофранил (75-100 мг в сутки), фтивазид, иногда аминазин, витамины С, B12 и др. В маниакальных состояниях, хуже поддающихся пока лечению, применяют барбитураты, хлоралгидрат, сернокислую магнезию, аминазин и ванны для снижения возбуждения и др.



Похожие публикации