На чем базируется суть нод комплексного типа. Консультация для педагогов

Непосредственно образовательная деятельность - это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости:

Уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,

Решения конкретных образовательных задач.

Комбинированной - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач , не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексной - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированной - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Структура классической непосредственно образовательной деятельности.

В любой непосредственно образовательной деятельности можно выделить три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончании (открытый конец или мотивация на дальнейшую деятельность).

Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.


Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (можно её называть традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры - занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры - занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия - 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях - фронтальная и подгрупповая.

Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе. В детском саду проводятся 2 – 3 НОД в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило в первой половине дня.

Структура НОД
- организационный момент;
- начало НОД (установки к ходу НОД);
- ход НОД;
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец НОД). В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования:
Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
НОД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.
НОД в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.
НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД. Структура непосредственно образовательную деятельность
Начало НОД предполагает организацию детей:
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) НОД.

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. НОД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» г.о. Тольятти «Олеся» городского округа Тольятти «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна г. Тольятти, 2017 г « Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые нотки» 4 корпус г. о. Тольятти

2 слайд

Описание слайда:

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач: сохранение здоровья ребёнка; развитие базовых качеств личности; построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ Организованная образовательная деятельность согласно ФГОС ДО Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе

3 слайд

Описание слайда:

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». НОД - основная форма обучения в детском саду. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

4 слайд

Описание слайда:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; Интеграция образовательных областей. Интеграция направлений развития и образования детей (Образовательные Области) ФГОС Художественно- эстетическое - развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

5 слайд

Описание слайда:

Классификация ОД в ДОУ (по С.А. Козловой) ВИДЫ НОД: 1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) . Основание классификации Название Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее приобретённых знаний НОД творческого применения знаний и умений; Комплексная НОД, где одновременно решается несколько задач. Содержание ОД (раздел обучения) Классическая НОД по разделам обучения; Интегрированная НОД(включающие содержание из нескольких разделов обучения).

6 слайд

Описание слайда:

Подготовка к НОД и что следует учитывать? Подготовка к НОД включает следующие компоненты: Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга) Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой) Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.). Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции ОО) Обучающая задача: повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

7 слайд

Описание слайда:

Цели НОД Цель – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы Требования при постановке целей: Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка). Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими Алгоритм постановки цели: Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, чётко ее сформулируйте. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия). Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

8 слайд

Описание слайда:

Методика проведения НОД Реализация детских видов деятельности Они имеют следующие компоненты: Умение детей принимать познавательную задачу Активность дошкольников Готовность дошкольников к проблемным ситуациям Усвоение детьми программного материала Детская деятельность Формы работы Игровая Игровые ситуации, сюжетные игры, игры с правилами, настольный театр, пальчиковые игры, обучающие ситуации, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, театрализованные игры Познавательно -исследовательская Решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, коллекционирование, реализация проекта, интеллектуальные, наблюдение, экскурсия, дидактические игры, рассматривание, решение проблемных ситуаций, иллюстраций, сюжетных картин, исследование, мини-музеи, конструирование, увлечения Двигательная Игровые упражнения, соревнования, эстафеты, спортивные игры и упражнения, игровая беседа с элементами движений, подвижные и дидактические игры с правилами, игровые ситуации, досуг, ритмика, аэробика, детский фитнес, гимнастика,аттракционы, спортивные праздники, организация плавания Продуктивная Реализация проектов, выставки, мини-музеи, детский дизайн, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческой группы, опытно-экспериментальная деятельность, Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), составление рассказов по картине, игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа по произведениям, ситуативный разговор с детьми, литературные праздники, досуги, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголки Музыкально-художественная Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, беседа, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество, рассматривание картин художников слушание, импровизация, исполнение, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением), Трудовая Самообслуживание, дежурство (по столовой, по уголку природы, подготовке к деятельности), трудовые поручения, задания, совместные действия экскурсия, реализация проекта

9 слайд

Описание слайда:

Введение в процесс обучения игры вызывает у детей: желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании НОД Ведущая деятельность в ДОУ – игровая Принципы ОД Культурно- исторический Личностно-ориентированный Развивающего образования Амплификации развития ребенка Деятельностного обучения Природосообразности Принцип здоровьесбережения Принцип тематичности Принцип заинтересованности Инновационные технологии Проектная деятельность Проблемно-поисковая (исследовательская деятельность) ТРИЗ Метод моделирования Дифференцированное обучение Деятельностный метод Интегрированное обучение Проблемно-игровое обучение Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии

10 слайд

Описание слайда:

Использование разнообразных форм организации детей Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения. Формы организации обучения Фронтальная. (Обще групповая) Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности; интереса детей к данному занятию; сложности материала. Необходимо помнить: Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе Индивидуальная (с одним ребенком) Подгрупповая (индивидуально-коллективная) Особенность Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. (Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.) Особенность Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. (Работа группами во время НОД; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.) Особенность Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. (НОД усвоения знаний; овладения умениями и навыками; применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная по комплексу её основных задач.)

11 слайд

Описание слайда:

Метод как способ достижения цели Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. «Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели. , т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. «Прием» - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят Традиционные методы Современные методы Практические Методы, повышающие эмоциональную активность (авт. Смирнов) Наглядные Методы, повышающие познавательную активность (авт. Козлова) Словесные Методы формирования долга и ответственности (авт. Бабанский) Перцептивный (чувственное восприятие) Методы формирования интереса к учению (авт. Бабанский) Наглядные Методы повышения познавательной активности (авт. Поддьяков, .Клюева) Словесные Методы формирования интереса к учению (авт. Бабанский) Игровые Методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н. Поддьяков)

12 слайд

Описание слайда:

Успешность формирования зависит от того, какими мотивами она побуждается. МОТИВАЦИЯ - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности. Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста, мотивация должна быть экономной, не должна доминировать, завершённость ситуации. Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие /отсутствие интереса Мотивация в формировании НОД Виды мотивации Мотивация общения Личной заинтересованности Проблемно-бытовая Сказочная Познавательная Информационная (после 6 лет) Семантическая (обозначающая)6-7лет Достижения успеха (5-7 лет) Соревновательная (6-7 лет) Принципы мотивации: Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Внешняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Игровая мотивация даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится. На каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться.

13 слайд

Описание слайда:

Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) 2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – Отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Структура НОД

14 слайд

Описание слайда:

Требования к организации НОД Санитарно- гигиенические требования: Учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей; Соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; Оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности; Длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно; Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия; Предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. Дидактические требования: Точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; Творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; Оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; Выбор наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; Обеспечение познавательной активности детей и развивающий характер НОД, Рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью НОД; Использование в целях обучения дидактического материала и игр, словесных и игровых приемов. Систематическое осуществление контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования: Наличие продуманного плана проведения НОД; Четкое определение цели и дидактических задач НОД; Грамотный подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ИКТ; Поддержка необходимой дисциплины и организованности детей при проведении НОД. НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей; Организация процесса обучения, полезная интеграция содержания

15 слайд

Описание слайда:

Обеспечение психолого-педагогических условий в НОД Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение каждым ребенком; Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; Поддержка индивидуальности и инициативы детей: через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; Развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников Форма общения педагога с детьми при проведении НОД: Это - партнерские отношения: Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Проявление личностных качеств педагога. Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), педагогическая культура, такт, его позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом

16 слайд

Описание слайда:

Особенности организации НОД: организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы организации; развивающий характер обучения дошкольников; чувственный способ познания мира; присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство) игровая цель или другая интересная детям; опора на опыт и знания детей; преобладание диалога воспитателя с детьми; предоставление детям возможности выбора деятельности и организация проблемно поисковой деятельности; более свободная, в отличии от занятия, структура ОД; создание ситуаций успеха; развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей активное участие младшего воспитателя.

17 слайд

Описание слайда:

Основной целью воспитательно-образовательной работы является реализация требования программы воспитания и обучения. Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество. Вывод Таким образом правильно организованная НОД это: Мотивация. Субъект-субъект, сотрудничество. Интеграция. Проектная деятельность. Партнерство. Комплексный подход к обучению. Самостоятельно-поисковая деятельность. Разнообразие видов деятельности. Совместная деятельность воспитателя и ребенка. Взаимодействие с семьями детей. Учет интересов детей. Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

18 слайд

Описание слайда:

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26.09.2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа ДОО Нормативная правовая база системы дошкольного образования для организация ОД в соответствии с ФГОС ДО

19 слайд

Описание слайда:

Литература: 1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1, 2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) 3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. 5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. . 6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» 7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Шпаргалка для воспитателя «Как подготовить НОД» I. Четкое определение и формулирование темы и ведущих понятий, место темы в план воспитательно -образовательного процесса. II. Определение целей и задач (целевая установку НОД- для себя и для детей.Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД) III. Планирование учебного материала: Подобрать оборудование и дидактический материал (литературу, наглядных пособий и пр.) по теме, отбирая только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать обучающие задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, творческий подход к заданию. Упорядочить обучающие задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».Три набора заданий: -подводящие детей к воспроизведению материала, -способствующие осмыслению и закреплению материала. IV. Продумывание «изюминки» НОД с учетом возраста детей, которая вызовет удивление, изумление, восторг, останется в памяти детей (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному) V. Группировка отобранного материала: обозначение последовательности в которой будет организована работа с отобранным материалом, то как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке - умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового VI. Планирование контроля за деятельностью детей: Продумать: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе. После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает педагогам работать, а детям - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью Памятка для воспитателя Примерный перечень глаголов для составления задач. -Активизировать… -Ввести новые роли (события, действия)… -Воспитывать… -Добиваться… -Закрепить… -Напоминать… -Осваивать… -Обеспечить… -Обогащать… -Помочь… -Показать… -Приобщать… -Расширять… … -Создавать условия (обстановку)… -Способствовать… --Укреплять здоровье… -Формировать умения… -Формировать представления… -Развивать интерес… потребность… -Развивать стремление… -Создавать условия (обстановку)…

23 слайд

Описание слайда:

1. Умница! Ты прав! 2.Правильно! 3.Это хорошо! 4. Прекрасно! 5. Отлично! 6.Это то, что надо! 7.Это лучше всего! 8. Необыкновенно! 9.. Замечательно! Хорошая работа! 10. Я горжусь тем, как ты работал. 11.Ты сейчас на правильном пути. 12. Я знал, что ты сможешь сделать 13. Мне нравится ход твоих мыслей! 14. Я очень горжусь тобой 15. Твоя работа принесла мне много радости 16. Я верю в тебя, у тебя всегда получается. 17. Продолжая работать так же, ты добьешься многого. Памятка воспитателю «Оценка воспитателем деятельности детей» Доброжелательная оценка педагога (взрослого) всегда рождает в маленьком сердце желание быть лучше, быть самим собой. Выражайте свободно и искренне свои чувства ребенку. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые нотки» 4 корпус (детский сад «Олеся») г. о. Тольятти «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна « Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Ушинский Воспитанник должен быть не только объектом воспитания, но и субъектом его… П.Блонский Субъектность ребенка – один из показателей качества работы Н.Веракса …Строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении… этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. Е.И. Тихеева …ОД должна носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. И. Песталоцци Юридический адрес: 445054, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 131; Тришина Юлия Юрьевна Тел. 89608475408 e-mail: [email protected] 2016 г

24 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТКА « НОД» Цели и задачи НОД: соответствие теме, уровня подготовленности правильности и обоснованности постановки образовательной и воспитательной целей и задач НОД с учетом особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в детей Структура и организация НОД: продуманность основного вида детской деятельности и формы её организации, логическая последовательность и взаимосвязь этапов; целесообразность распределения времени; рациональность выбора форм организации структурных компонентов; рациональная организация труда воспитателя и детей. наличие плана и организация его выполнения воспитателем; оборудование. Содержание НОД: соответствие содержания требованиям ООП ДОУ; отражение темы дня, недели, регионального компонента; полнота, достоверность, доступность изложения; научный уровень излагаемого материала; воспитательная направленность занятия; степень нравственного влияния; реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов; подведение (мотивация) детей к восприятию новых знаний; выделение главной идеи знаний; выделение главной идеи нового материала; формирование новых понятий, активного словаря. Организация самостоятельной работы детей: характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень слож-ности, вариативность, учет уровня подготов- ленности детей; инструктаж и помощь воспитателя; степень усвоения нового материала (эффективность); связь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы, приемы, объем); виды организации самостоятельной деятельности (по образцу, по плану, схеме, модели, по словесному указанию) Методика проведения НОД: определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возмож­ностям данного возраста детей; использование технологий развивающего обучения; разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем; оценка методи-ческой вооруженности воспитателя педаго-гическими технологиями; эмоциональность подачи материала; эффективность исполь-зования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Культура общения воспитателя с детьми: соблюдение норм педагогической этики и такта, создание морально-психологического климата в детском коллективе. Соблюдение санитарно-гигиенических условий, дидактических и организационных требований. Анализ проведения НОД НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения ООП ДОУ и решения конкретных образовательных задач 1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) . ВИДЫ « НОД»

25 слайд

Описание слайда:

Юридический адрес: 445054, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 131; Тришина Юлия Юрьевна Тел. 89608475408 e-mail: [email protected] 2016 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые но тки» 4 корпус (детский сад «Олеся») г. о. Тольятти «Организация непосредственно -образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты Предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) 2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) – 2мин. Посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Форма общения педагога с детьми при проведении НОД: Это - Партнерские отношения: Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Проявление личностных качеств педагога? Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), педагогическая культура, такт, его позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид

Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО - в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные конспекты НОД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель НОД - развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.

Предлагаем использовать в работе план-модель НОД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении.

План-модель непрерывной образовательной деятельности по объему занимает от 2/3 до 1 страницы. В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий. Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности.

План-модель универсален - его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.

Какую структуру имеет план-модель

План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы НОД:

  • этапы НОД, включая целеполагание;
  • ключевые вопросы;
  • ситуация выбора - элемент партнерского взаимодействия.

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. План-модель также включает этап постановки цели для детей.

Пример целеполагания НОД

Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД - организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей - стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.

Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4-5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу.

Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования - следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи - это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой НОД.

Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах.

Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.

Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.

Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество - 4-5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату.

Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными.

Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждой НОД обязательно должны быть и открытые вопросы - такие, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с детьми.

Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе НОД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать.

В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.

Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение.

Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели НОД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:

  • провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
  • продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;
  • дать дополнительную информацию;
  • сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.

Рефлексия - последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей - важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

  • результат - соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
  • содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
  • способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)
  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

Шаблон плана-модели НОД

КАК СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Листайте презентацию, кликая мышкой, или используйте стрелочки внизу

Электронная презентация о плане-модели НОД

Чтобы вам удобнее было познакомить воспитателей с планом-моделью НОД, используйте

В чём же отличие НОД от занятий? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя по отношению к детям. За годы существования системы дошкольного образования наиболее распространённой моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие: - проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам) -решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.) - закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности. Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Следовательно, НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности.


Процесс обучения в детском саду В виде учебной деятельностиЧерез организацию детских видов деятельности 1.Ребенок- объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый- главный, он руководит и управляет ребенком. 1.Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее. 2.Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) 2.Активность ребенка не меньше, чем активность взрослого. 3.Основная деятельность- учебная. Главный результат учебной деятельности- решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель: знания, умения, навыки детей. Активность детей нужна для достижения этих целей. 3.Основная деятельность- детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность. конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность. сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких норм и правил. Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков- побочный эффект этой активности. 4.Основная модель организации образовательного процесса учебная. 4.Основная модель организации образовательного процесса- совместная деятельность взрослого и ребенка. 5.Основная форма работы с детьми- занятие. 5. Основная форма работы с детьми- рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. 6.Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).


7. Мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходиться украшать занятия наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого- вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний» 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности. 8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии 8. Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора- участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. 9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.


Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально- образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности. Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая во время деятельности тема (образ). При подготовке к образовательной деятельности большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, во время образовательной деятельности необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать. Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровье сберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д).






Двигательный режим по ФГТ - это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.




Основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд.


Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций.






Этот вид деятельности в контексте ФГТ понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, чтение как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д.


Интегрированные занятия. Тематические занятия. Экскурсия. Коллективное занятие. Занятие-труд. Занятие-творчество. Занятие- посиделки. Занятие-сказка. Занятие-пресс- конференция журналистов. Занятие- путешествие. Занятие-эксперимент. Занятие- конкурс. Занятие-рисунки-сочинения. Занятие-беседа. Реализация проектной деятельности. Игры- экскурсии. Модульное обучение.


Виды детской деятельности Формы НОД ДвигательнаяПодвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Соревнования. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес. Спортивные игры и упражнения. Аттракционы. Спортивные праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения). Организация плавания. ИгроваяСюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры. ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини-музеи. КоммуникативнаяБеседа, ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Логоритмика. ТрудоваяДежурство. Поручение. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия. Познавательно- исследовательская Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование. Увлечения. Конкурсы знатаков. Музыкально- художественная Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Музыкально-дидактические игры. Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Презентации новых книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг. Посещение библиотеки.


1. ОО «Чтение художественной литературы» - форма проведения – литературная гостиная, экскурсия в виртуальную библиотеку (например: читальный зал), ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок). 2. ОО «Коммуникация» - тематические путешествия (в виртуальный зоопарк – если тема «Дикие животные», на ферму в деревню - если «Домашние животные» и т. д, пресс-конференции для старших дошкольников, просмотр мультфильма - для воспитанников младших групп. 3. ОО «Познание» - предполагает использование познавательных игр, исследовательская деятельность, детское экспериментирование, а также проблемно- поисковые ситуации, экскурсии (на «стройку», если тема «профессии») и даже просмотр кукольных спектаклей с последующей беседой по ним, КВН. 4. ОО «Музыка» - формы организации НОД - беседа, виртуальные экскурсии в филармонию, викторина «Угадай мелодию», посещение тематического праздника, театральные этюды. 5. ОО «Художественное творчество» - игры-драматизации, репетиции и разыгрывание разнообразных сказок, инсценировки, творческие мастерские и т. д.


Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников. Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников и повышение мотивации обучения Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы.



Похожие публикации