Что было субстратом а что ферментом когда. Задание на дом

?
2. Как изменяется в желудке пищевой комок?
3. Почему в желудке перевариваются белки, но стенка желудка не страдает?
4. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?
5. Как изменяются в ней белки, жиры и углеводы?
6. Как работают пищеварительные ферменты?

Из глотки сформировавшийся в ротовой полости пищевой комок попадает в пищевод. Устье пищевода снабжено кольцевыми мышцами, которые препятствуют обратному движению пищи из желудка в пищевод. В желудок пища попадает измельченной и пропитанной слюной. С наружной поверхности пищевой комок подвергается действию желудочного сока, а внутри его продолжается действие слюны. Постепенно пищевой комок распадается и превращается в кашицу, которая обрабатывается желудочным соком. Желудок - самая широкая часть пищеварительного канала (рис. 75). Он располагается под диафрагмой в левой части живота. Форма и размеры желудка изменяются в зависимости от объема принятой пищи. Желудок взрослого человека может вместить до 3 л пищи.

В слизистой оболочке желудка находится множество желез.

Одни из них выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока и раздражающих веществ пищи, другие выделяют соляную кислоту. Есть железы, выделяющие фермент пепсин, расщепляющий белки. Соляная кислота не только создает необходимую среду для работы фермента, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникшие с пищей.

В среднем слое стенки желудка находится мышечная оболочка, состоящая из гладких мышц. Их сокращение способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию ее желудочным соком. Постепенно мышцы проталкивают пищевую кашицу к двенадцатиперстной кишке. На границе между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится кольцевая мышца - сфинктер. Периодически он открывается и пропускает полупереваренную пищу в двенадцатиперстную кишку.

Если человек съел недоброкачественную пищу, возникает рвотный рефлекс и содержимое желудка выбрасывается наружу. Рвота может быть вызвана также раздражением корня языка, где наряду с рецепторами глотательного рефлекса, а также чувствительными рецепторами к горькому находятся и рецепторы рвотного рефлекса. Раздражение корня языка пальцами применяют для вызывания искусственной рвоты, когда возникает необходимость удалить из желудка недоброкачественную пищу.

Двенадцатиперстная кишка - начальная часть тонкой кишки.

Вся тонкая кишка имеет длину 5-6 м, двенадцатиперстная кишка - 27-30 см, что примерно соответствует ширине сложенных вместе двенадцати пальцев (рис. 76).


В двенадцатиперстную кишку поступает сок поджелудочной железы и желчь из печени. Желчь - это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса. Под ее воздействием жиры распадаются на малейшие капельки, так что общая их поверхность увеличивается. В таком виде они становятся более доступными для действия ферментов. Кроме того, желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы, в частности трипсин - фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Подобным образом действует кишечный сок, выделяемый остальными отделами тонкой кишки.

Пищеварительные ферменты.

Расщепление пищи происходит под действием биологических катализаторов - ферментов, представляющих собой белки сложного строения. Пищеварительные ферменты наиболее активны при температуре 37-39 °С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент обладает специфичностью, то есть действует на строго определенный субстрат. При этом каждый фермент работает только при определенных условиях: ферменты слюны - в слабощелочной среде; ферменты же лудка - в кислой среде; ферменты поджелудочной железы - в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

Микроорганизмы кишечника.

В тонкой и толстой кишке находятся полезные для организма кишечные палочки, а также незначительное количество вредных микроорганизмов, вызывающих гниение белка и брожение углеводов.

При нормальной активности пищеварительных ферментов кишечная палочка активно размножается и сдерживает размножение вредных микроорганизмов. Она полезна еще и тем, что выделяет ферменты, способствующие пищеварению, а также синтезирует некоторые витамины . Но при ухудшении условий жизнедеятельности кишечной палочки, которое происходит при неправильном питании или необоснованном применении антибиотиков, размножение ее приостанавливается. Это улучшает условия жизни для гнилостной или бродильной микрофлоры. Возникает особое заболевание - дисбактериоз.

При дисбактериозе происходит усиленное образование кишечных газов, нарушение всасывания воды в толстой кишке, снижение эффективности пищеварения . Заболевание нарушает самочувствие человека вследствие отравления организма продуктами жизнедеятельности вредных микроорганизмов.

Пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.

1. Как пищевой комок попадает в желудок?
2. Где располагается желудок?
3. Какую функцию выполняет внутренний железистый слой желудка?
4. Какое значение в составе желудочного сока имеет соляная кислота?
5. Какую функцию выполняет мышечный слой стенки желудка?
6. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?
7. Протоки каких пищеварительных желез впадают в двенадцатиперстную кишку?
8. Какова функция желчи, выделяемой печенью?
9. Что такое фермент? Назовите известные вам пищеварительные ферменты.
10. Будет ли действовать пепсин, если соляную кислоту желудочного сока нейтрализовать щелочью?
11. Каково значение кишечной палочки?


Лабораторная работа


Действие слюны на крахмал

Оборудование : накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%-й), вода.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта - показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются светлыми.

Ход работы

Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5% -й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин).

Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.

Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Ответьте на вопросы:

1. Что было субстратом, а что - ферментом, когда вы писали букву на бинте?
2. Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?
3. Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Окончание. См. № 20/2005

Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Наряду с мелкими слюнными железами, находящимися в стенках ротовой полости и не имеющими специальных протоков, имеются три пары крупных слюнных желез, протоки которых открываются в ротовую полость.

Демонстрационно-практическая работа «Определение положения слюнных желез»

Оборудование: зеркало.

Цель работы: выяснить расположение слюнных желез.

ХОД РАБОТЫ

1. Определение положения околоушных слюнных желез. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

2. Определение положения подчелюстных слюнных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

3. Подъязычная железа. Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

1-й ученик. Чтобы изучить особенности пищеварения в ротовой полости, необходимо получить чистую слюну. С этой целью ученые проводили опыты на собаках. Под наркозом у собаки вырезали кусочек слизистой оболочки рта вместе с отверстием протока слюнной железы, стараясь не повредить сам проток. Такой кусочек слизистой оболочки через прокол в щеке выводили наружу и пришивали к коже так, чтобы чистая слюна через отверстие изливалась наружу. Теперь ее можно было собрать в пробирку, измерить количество, исследовать свойства. Собака после операции быстро поправлялась.


1 – околоушный проток; 2 – добавочная околоушная железа;
3 – околоушная железа; 4 – подчелюстная железа

Для изучения работы слюнных желез у человека используют специальную металлическую капсулу-присоску – она присасывается к слизистой оболочке рта так, что слюна поступает теперь не в рот, а в капсулу. Через резиновые трубочки слюна из капсулы выводится наружу, где ее собирают в пробирку и затем исследуют.

2-й ученик. В этой пробирке находится слюна. Что она собой представляет?
Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200 мл/ч (при пережевывании пищи). Слюна человека представляет собой вязкую, бесцветную, прозрачную, но слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Она содержит различные органические и неорганические вещества и имеет слабощелочную реакцию (схема 1).

Схема 1

Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы. Фермент a-амилаза расщепляет молекулы крахмала и гликогена до мальтозы и сахарозы. Мальтаза расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов. В слюне в незначительном количестве содержатся и другие ферменты – протеазы, пептидазы, липазы, щелочная и кислая фосфатазы, РНКазы и др.

Учитель. Проведем простые опыты для выяснения того, на что действуют ферменты слюны.

Опыт «Действие слюны на крахмал»

Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал при реакции с йодом дает интенсивное синее окрашивание. Под действием ферментов слюны крахмал разрушается. Если крахмала разрушается весь, то при добавлении йода окрашивания не происходит.

Оборудование для опыта в домашних условиях: нагревательный прибор, небольшая кастрюля, бинт, картофельный крахмал, чайная ложка.

Оборудование для опыта в классе: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%-ный спиртовой раствор), вода.

Подготовка к опыту (дома)

1. Налейте в кастрюлю стакан холодной воды и добавьте туда половину чайной ложки крахмала. На небольшом огне доведите жидкость до кипения, постоянно помешивая. После того как раствор закипит, продолжайте кипятить его еще 3–5 мин, постоянно помешивая, до образования однородной клейкой жидкости – клейстера.

2. Смочите в крахмальном клейстере бинт, расправьте его и дайте ему просохнуть. Нарежьте бинт на куски длиной 10 см.

ХОД РАБОТЫ

Приготовьте йодную воду: в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода, чтобы получилась жидкость цвета крепко заваренного чая.

Вату, намотанную на палочку, смочите слюной или водой (1-я группа – слюна некурящего человека; 2-я группа – слюна курящего человека; 3-я группа – вода) и напишите ею букву на накрахмаленном бинте. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1–2 мин). Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, т.к. крахмал в них расщепился до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт проведен правильно, на синем фоне получится белая буква.

Полученные результаты запишите в тетрадь и объясните их.

Накрахмаленный бинт + слюна некурящего человека = ...

Накрахмаленный бинт + слюна курящего человека = ...

Накрахмаленный бинт + вода = ...

Вопросы группам

1. Что было субстратом, а что – ферментом, когда вы писали букву на бинте?

2. Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?

3. Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Каждая группа делает выводы по своей работе.

Общий вывод по итогам работы

Крахмал синеет под действием йода. На участке бинта, обработанном слюной, окрашивания не произошло. Значит, под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны – a-амилаза и мальтаза – в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы. Точнее, амилаза расщепляет крахмал, декстрин и гликоген до мальтозы и глюкозы, а мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы. Опыт со слюной курящего человека показал, что никотин снижает активность ферментов. (Учащиеся перерисовывают схему 2 с доски в тетрадь. )

3-й ученик. Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. Количество выделяющейся слюны зависит от того, какие вещества попадают в ротовую полость.
Слюна, выделяемая подъязычной и подчелюстными железами, мутная, вязкая, содержит ферменты, слизь. Слюна околоушных желез прозрачная, невязкая, бедная ферментами, в ней нет слизи. Из околоушной железы выделяется в 2 раза меньше слюны, чем из других желез. Всего же у человека за сутки выделяется 1,2–2 л слюны.
Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный тракт, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.

Схема 3. Дуга слюноотделительного рефлекса (А) и схема рефлекторной дуги (Б)

4-й ученик. Что и как контролирует отделение слюны? (Демонстрирует схему 3 на ватмане .) Один человека берет в рот кончик ручки, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Какой это рефлекс? (Безусловный .)
А вот другой пример. Я сейчас вам расскажу, как хорошо пахнет жареная картошка. У всех во рту сразу скопится слюна. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку незнакома какая-то пища, выделения слюны при ее описании не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет.

Итак, слюна выделяется рефлекторно. В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи.
А как вы думаете, почему ранки в полости рта быстро заживают? (Слюна содержит лизоцим, убивающий бактерии .)

Учитель. «Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть», – говорил Иван Петрович Павлов при каждом удачном опыте. За цикл работ по физиологии пищеварения И.П. Павлову в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.

Осмысление (первичное закрепление материала)

    Что обозначено на схеме 3 цифрами 1–5? (1 – рецепторы языка; 2 – чувствительный нейрон; 3 – центр слюноотделения, продолговатый мозг; 4 – двигательный нейрон; 5 – слюнная железа ).

    Будет ли происходить слюноотделение, если перерезать нервы, отходящие от языка и слизистой рта? (Слюноотделение будет происходить, т.к. его обеспечит возбуждение зрительных, слуховых, обонятельных рецепторов .)

    Будет ли происходить слюноотделение, если перерезаны нервы, иннервирующие слюнную железу? (Нет, т.к. возбуждение не дойдет до слюнной железы .)

Отчет команды «Анатомы»

1-й ученик. Большое значение в нормализации работы пищеварительной системы имеют вкусовые ощущения, которые мы получаем от пищи, попадающей в ротовую полость.
В стенках гортани, надгортанника, глотки, мягкого неба, но главным образом на поверхности языка, находятся особые клетки – вкусовые рецепторы. Они собраны группами в образования, называемые вкусовыми сосочками. У человека на языке их насчитывается более 3 тыс. Размер каждой рецепторной клетки, входящей в сосочек, не превышает 10 мкм, но это настоящая химическая лаборатория. У каждой такой клетки есть участок, предназначенный для контакта с пищевыми веществами. Рецептор связан с двумя видами нервных волокон. По одним сигнал идет в головной мозг, а по другим – из головного мозга.

Язык (lingua ) человека и других млекопитающих образован поперечно-полосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет множество разнообразных функций: жевание, глотание, артикуляция речи, восприятие вкуса. Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери детенышами млекопитающих (включая человека), поэтому язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый и широкий.
Язык имеет удлиненную овальную форму. По бокам он ограничен краями, которые кпереди переходят в верхушку, а кзади – в корень; между верхушкой и корнем расположено тело языка. Верхняя поверхность языка – спинка – выпуклая и значительно длиннее, чем нижняя.


1 – грибовидные сосочки; 2 – листовидные сосочки;
3 – желобовидные сосочки; 4 – пограничная борозда;
5 – слепое отверстие языка; 6 – язычная миндалина

Слизистая оболочка языка покрыта неороговевающим многослойным (плоским) эпителием. Слизистая оболочка спинки и краев языка лишена подслизистой основы и непосредственно сращена с мышцами. Передний отдел спинки языка усеян множеством покрытых эпителием сосочков, являющихся выростами пластинки слизистой оболочки. У человека имеются четыре вида сосочков: нитевидные, грибовидные, желобоватые (окруженные валом) и листовидные. Больше всего на спинке языка нитевидных сосочков – высоких, узких выростов, длиной примерно 0,3 мм. Покрывающий их многослойный плоский эпителий частично ороговевает. Нитевидные сосочки имеют специализированные нервные окончания, которые воспринимают механические раздражения.

Грибовидных сосочков меньше и расположены они на верхней поверхности языка неравномерно: их несколько больше на кончике и по краям языка. Эти сосочки закругленные, длиной 0,7–1,8 мм и диаметром 0,4–1 мм, основание их сужено, поэтому формой они напоминают гриб. Покрывающий их эпителий ороговевает.


1 – грибовидный; 2 – листовидный; 3 – нитевидный; 4 – желобоватый

Сосочки, окруженные валом, или желобоватые, имеют диаметр 2–3 мм и расположены в виде римской цифры V на границе между спинкой и корнем языка. Их немного, обычно 7–12. По форме желобоватый сосочек напоминает грибовидный, однако верхняя поверхность его уплощена, а вокруг сосочка имеется узкий глубокий желобок, в который открываются протоки желез. Желобок снаружи обнесен валиком слизистой оболочки. На поверхности грибовидных и боковых поверхностях желобоватых сосочков в толще эпителия располагаются вкусовые почки – группы специализированных рецепторных вкусовых клеток. Небольшое количество вкусовых почек расположено на листовидных сосочках и в области мягкого неба.
Листовидные сосочки длиной 2–5 мм лежат по краям языка в виде поперечно-вертикальных складок или листиков. Их количество с каждой стороны варьирует от 4 до 8. У новорожденных и грудных детей листовидные сосочки хорошо развиты и имеют много вкусовых почек.
На слизистой оболочке корня языка сосочков нет, ее поверхность неровная из-за скопления в ее собственной пластинке лимфоидной ткани, образующей язычную миндалину.
Мышцы языка делятся на две группы:

– наружные, начинающиеся на костях и оканчивающиеся в языке, которые осуществляют движения языка и сохраняют его тонус;
– собственные мышцы языка, не связанные с костями, которые изменяют форму языка.


1 – шилоязычная мышца; 2 – подъязычно-язычная мышца;
3 – хрящеязычная мышца; 4 – подбородочно-язычная мышца

Собственные мышцы языка состоят из пучков продольных, поперечных и вертикальных волокон, переплетающихся между собой и с наружными мышцами. Все мышцы языка иннервируются волокнами XII пары черепных нервов.

2-й ученик .

(pharynx ) представляет собой воронкообразный канал длиной 11–12 см, обращенный кверху своим широким концом и сплющенный в передне-заднем направлении. Верхняя стенка глотки сращена с основанием черепа. На уровне границы между VI и VII шейными позвонками глотка, суживаясь, переходит в пищевод. У взрослого человека глотка вдвое длиннее ротовой полости, у новорожденного приблизительно равна ей. Функции глотки не ограничиваются продвижением пищи изо рта в пищевод. В глотке человека и других наземных позвоночных животных перекрещиваются дыхательный и пищеварительный пути.

Полость глотки делится на три части: верхнюю – носовую, среднюю – ротовую и нижнюю – гортанную. Спереди носовая часть глотки (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть глотки с полостью рта сообщается через зев, а внизу гортанная часть через вход в гортань – с гортанью. Задняя стенка глотки отделена от передней поверхности позвоночника прослойкой из рыхлой соединительной ткани, благодаря чему глотка подвижна. На уровне хоан на боковых стенках носоглотки с обеих сторон расположены глоточные отверстия слуховых (евстахиевых) труб, которые соединяют глотку с каждой стороны с полостью среднего уха и способствуют сохранению в ней атмосферного давления. Вблизи глоточного отверстия слуховой трубы (между ним и небной занавеской) расположено парное скопление лимфоидной ткани, трубные миндалины.


1 – свод глотки; 2 – глоточная миндалина;
3 – носовая часть глотки; 4 – мягкое нёбо;
5 – небный язычок; 6 – зев

На границе между верхней и задней стенками глотки располагается непарная глоточная миндалина, которая вместе с трубными, небными и язычной миндалинами образует глоточное лимфоидное кольцо Пирогова–Вальдейера, играющее важную роль в функциях иммунной системы.

Стенка глотки состоит из трех слоев слизистой оболочки, выстланной однослойным многорядным реснитчатым эпителием (носовая часть) и неороговевающим многослойным (плоским) эпителием (остальные отделы). Вместо подслизистой основы имеется фиброзная оболочка, которая сращена со слизистой оболочкой, а наверху прикрепляется к основанию черепа.

К фиброзной оболочке снаружи прилежат поперечно-полосатые мышцы глотки, которые располагаются в двух направлениях – продольном (подниматели глотки) и поперечном (сжиматели-констрикторы). Последний, циркулярный, слой более мощный и состоит из трех мышц: верхнего, среднего и нижнего констрикторов, которые покрывают друг друга черепицеобразно, причем верхний лежит глубже других. При глотании продольные мышцы поднимают глотку, а циркулярные сокращаются последовательно сверху вниз, тем самым продвигая пищу в направлении к пищеводу. В акте глотания участвуют также небная занавеска и мышцы языка. При глотании мягкое небо отделяет носоглотку, гортань поднимается, надгортанник опускается и прикрывает вход в гортань, корень языка проталкивает пищевой комок в глотку, а дальше пища поступает в пищевод.

3-й ученик .

Пищевод (oesophagus ) человека – цилиндрическая трубка длиной 22–30 см. В спокойном состоянии имеет щелевидный просвет. Начинается на уровне границы между VI и VII шейными позвонками и оканчивается на уровне XI грудного позвонка впадением в желудок. У новорожденного начало пищевода находится на уровне III–IV, а у стариков смещается до VII шейного – I грудного позвонков.

Различают три части пищевода: шейную, грудную и брюшную. Шейная часть пищевода прилежит к позвоночнику. Грудная часть постепенно отходит от него вперед и влево, т.к. желудок расположен в левом подреберье. На уровне границы между IV и V грудными позвонками пищевод перекрещивает левый главный бронх, который проходит кпереди от пищевода. Брюшная часть пищевода самая короткая (1,0–1,5 см), находится в брюшной полости под диафрагмой. В брюшную полость пищевод проходит вместе с блуждающим нервом через пищеводное отверстие диафрагмы.

Пищевод окружен рыхлой волокнистой соединительной тканью, что обусловливает его подвижность. Лишь впереди в шейной части он соединен с трахеей фиброзной тканью. Пищевод имеет три сужения: первое – у самого начала, на границе между VI и VII шейными позвонками; второе – при перекресте с левым бронхом; третье – на уровне пищеводного отверстия диафрагмы.

Стенка пищевода состоит из четырех слоев: слизистой оболочки подслизистой основы, мышечной и адвентициальной оболочек. Слизистая оболочка выстлана неороговевающим многослойным (плоским) эпителием, который при переходе пищевода в желудок переходит в однослойный простой столбчатый эпителий слизистой оболочки желудка. Подслизистая основа развита хорошо, благодаря чему слизистая оболочка образует продольные складки, и просвет пищевода на поперечном разрезе имеет звездчатую форму. В подслизистой основе находятся многочисленные собственные железы пищевода.

Мышечная оболочка верхней трети пищевода образована поперечно-полосатыми мышечными волокнами, в среднем они постепенно заменяются гладкими миоцитами, в нижней полностью состоят из гладких миоцитов. Мышечные волокна и миоциты располагаются в два слоя: внутренний кольцевой и наружный продольный. Такое расположение сохраняется на всем протяжении пищеварительной трубки. Мышечная оболочка обусловливает как перистальтику пищевода, так и его постоянный тонус. Адвентициальная (наружная) оболочка образована рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью.

3-й ученик .

Глотание. Пережеванная, смоченная слюной и ставшая более скользкой пища превращается в комок. Благодаря движениям языка и щек пищевой комок попадает на спинку языка. Раздражение рецепторов корня языка сопровождается поднятием мягкого неба, которое ограничивает сзади ротовую полость. Благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает в носовую полость, а сокращениями языка проталкивается дальше в глотку. В момент проталкивания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Поэтому пища не попадает в дыхательные пути, а в результате сокращения мышц глотки продвигается в пищевод. Глотание является сложным рефлекторным актом. Обязательное условие при этом – раздражение рецепторов корня языка. От них нервные импульсы передаются в продолговатый мозг, где располагается центр глотания. Отсюда выходят нервные волокна, оканчивающиеся в глотательных мышцах. Центр глотания находится во взаимодействии с центром дыхания и центром сердечной деятельности. Вот почему во время каждого глотательного движения задерживается дыхание и учащаются сердечные сокращения. Из глотки пищевой комок попадает в пищевод. В это время открывается вход в желудок.

Вопрос группе

Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой? (Сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку .)

Вывод: строение органов соответствует выполняемым ими функциям.

Закрепление

    Как называются три пары крупных слюнных желез.

    До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?

    Какие три части различают во внешнем строении зуба?

    Как называется мягкая часть в центре зуба, содержащая нервы и кровеносные сосуды?

    Как называются твердые ткани зуба?

    Какие виды зубов вы знаете?

    Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?

    При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?

    Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желез?

    Собака увидела пищу, и у нее началось слюноотделение. Какой это рефлекс: условный или безусловный?

Задача. В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

Подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке?

1. Функции органов в ротовой полости:

а) механическое измельчение пищи (язык, зубы);
б) образование пищевого комка (слюна, язык);
в) частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);
г) определение качества пищи и ее температуры (язык);
д) орган речи у человека (язык, зубы, губы).

2. Регуляция слюноотделения:

а) нервная: безусловный слюноотделительный рефлекс (продолговатый мозг – центр слюноотделения; возникает при наличии пищи во рту); условный слюноотделительный рефлекс (вид и запах пищи).
б) гуморальная: гормоны гипофиза, поджелудочной железы, щитовидной железы, половые железы.

3. Функция органов вкуса очень важна в процессе пищеварения.

Вопрос в конце урока

Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен?

Задание на дом

Изучить § 31 учебника (Биология 9. Человек.//Под ред. А.С. Батуева. – М.: Просвещение, 1994). Ответить на вопросы в конце учебника. Используя новые термины, составить кроссворд (не менее 10 слов) на отдельных листах.

  • проверить усвоение учащимися знаний о процессе пищеварения
  • дать понятие “ ФЕРМЕНТ” и “ СУБСТРАТ”,
  • рассмотреть, как происходит изменение пищи под действием ферментов,
  • формулировать свойства ферментов.
  • Развивающие:

  • сформировать умение выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы,
  • продолжить формирование умения работать с учебником, лабораторным оборудованием,
  • показать практическую направленность полученных знаний.
  • Воспитательные:

  • способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания и пищеварения.
  • Оборудование:

    • таблицы “ Строение пищеварительной системы”
    • “ Изменение пищи под действием ферментов”
    • учебник
    • оборудование для лабораторной работы.

    Ход урока

    1. Организация начала урока.

    2. Актуализация знаний учащихся

    Фронтальная беседа по вопросам:

    1. Что такое пища?
    2. Какие различают продукты питания?
    3. Из каких питательных веществ состоят продукты питания?
    4. Какие вещества называются балластными?
    5. Что такое пищеварение?
    6. Назовите этапы пищеварения?
    7. Назовите органы пищеварительной системы?
    8. Какие пищеварительные железы вы знаете?
    9. В чем особенности пищеварения в ротовой полости? Какие функции выполняют зубы и язык?
    10. Какую функцию выполняют слюнные железы? Каков состав слюны?
    11. В чем заключаются особенности пищеварения в желудке? Каков состав желудочного сока?
    12. Что происходит с пищевой кашицей в 12- перстной кишке? Какова роль желчи и поджелудочного сока?
    13. Какие функции выполняет тонкий кишечник?
    14. Что происходит с пищевой кашицей в толстом кишечнике?

    3. Постановка целей урока:

    На протяжении нескольких уроков вы изучали строение пищеварительного канала и работу его органов. Рассматривая процесс пищеварения, мы неоднократно встречались с понятием “ ферменты”, говорили, что под их воздействием происходит расщепление пищи. Наша задача сегодня раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в процессе пищеварения, рассмотреть, как изменяются питательные вещества под действием ферментов.

    4. Изучение новой темы.

    Ферменты – белки сложного строения,выполняющие функцию биокатализаторов.

    Ферменты воздействуют на питательные вещества.

    Субстрат- вещество, на которое действует фермент.

    Ферменты выделяются пищеварительными железами. Определенные виды ферментов выделяются определенными железами.

    Как же изменяются питательные вещества под действием ферментов?

    Работа с таблицей.

    Изменение пищи под действием ферментов

    Ребята переносят таблицу в тетрадь.

    Рассмотрев таблицу, можно заметить что ферменты обладают целым рядом свойств.

    (Учитель обращается к классу с вопросом о том, какие свойства ферментов заметили ребята. Затем свойства ферментов записываются в тетрадь).

    Свойства ферментов:

    1. Являются биологическими катализаторами белковой природы;
    2. Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат;
    3. Каждый фермент действует только при определенных условиях:
    • ферменты слюны – в слабощелочной среде;
    • ферменты желудочного сока – в кислой;
    • ферменты поджелудочного сока – в слабощелочной.
  • Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.
  • При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.
  • Способны действовать не только в клетке, но и вне ее, и даже вне организма.
  • Убедиться в этих свойствах ферментов вы сможете, проделав лабораторную работу.

    Лабораторная работа
    “Действие слюны на крахмал”

    Оборудование:

    • Накрахмаленные бинт, нарезанный на кусочки 10 см.
    • Вата.
    • Спички.
    • Блюдце.
    • Аптечный 5% йод.
    • Вода.

    Ход работы:

    1. Приготовить реактив на крахмал – йодную воду.(несколько капель йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.)
    2. Намотать на спичку вату, смочить ее слюной написать букву на накрахмаленном бинте.
    3. Расправленный бинт зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 минуты)
    4. Опустить бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.
    5. После проведения опыта ребятам предлагается ответить письменно на вопросы:
      • Что было субстратом, а что ферментом, когда вы писали букву на бинте?
      • Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?
      • Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

    5. Первичная проверка усвоения материала.

    Вывод: Ферменты – это вещества белковой природы, выполняющие роль биокатализаторов. Они вырабатываются в пищеварительных железах, входят в состав пищеварительных соков, расщепляют питательные вещества до более простых веществ (вывод формулируют учащиеся).

    Ответь пожалуйста на вопросы лабораторной работы действие слюны на крахмал. Что было субстратом, а что ферментом, когда писали букву на бинте? Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта? Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить Пожалуйста прошу сегодня надо.

    Ответы:

    Владислав, субстратом является крахмал,а ферментом является амилаза и мальтаза,которая содержится в слюне.Естественно после прокипячение два этих ферментов разрущатся и некакой рекции не будет.А что карается синней буквы на беллом фоне,то я думаю,что могла.

    Похожие вопросы

    • ПППППЛЛЛЛЛЛЛИИИИИЗЗЗЗЗЗИИИИИКККК СРОЧНО ИГРАЛИ НА ПЛОЩАДК_ ОПРЕДИЛИТЕ ОКОНЧАНИЕ СЛОВА ПЛОЩАДК_ ПОБЫСТРЕЕ ПЛИЗИК:-()
    • Составьте 10 определённо-личных предложений!!!
    • помогите пожалуйста.."нет лучшего средства для создания идиотов,чем алкоголь при его продолжительном употреблении" Э.Крепилин эссе
    • В треугольнике MKP MK=12 см,KP=15 см,MP=18 см, KO-биссектриса угла K.Найдите разность длин отрезков OP и OM
    • Составьте и запишите словосочетания гл+сущ, гл+наречие с данными словами. Пр_вратить, пр_зирать, пр_мыкать, пр_одолеть, пр_творить(в жизнь), пр_творяться, пр_землиться, пр_нимать, пр_гласить, пр_прятать, пр_певать, пр_слушиваться, пр_глушить, пр_высить, пр_проводить. где такой знак _ надо вставить букву) Заранее спасибо)


    Похожие публикации