Ассистивные технологии в пелагогике. Материально – технические условия реализации аооп для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Ассистивные технологии в педогогике

В статье рассматривается вопрос о необходимости создания условий для получения образования лицами с ОВЗ. Раскрывается значение ассистивных технологий для реабилитации и поддержки лиц с ОВЗ, включения их в инклюзивное образовательное пространство, интеграции в современное общество. Рассмотрена классификация ассистивных средств по их функциональному назначению. Ключевые слова: инклюзивное образование, ассистивные технологии, лица с ограниченными возможностями здоровья. В современных условиях термины "инклюзия", "инклюзивное образование" приобретают особое значение, являясь одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Инклюзивное образование предполагает создание необходимой адаптированной образовательной среды и оказание поддерживающих услуг, а не просто предоставление права посещать образовательные учреждения. Проблемы профессионального становления лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной России очень актуальны. Это объясняется в первую очередь тем, что численность людей с различными отклонениями в развитии возрастает. Учитывая направленность государственной политики на обеспечение качественного образования лиц с ОВЗ, остро встает вопрос о необходимости организации инклюзивного образования. Именно это позволит создать наиболее благоприятные условия для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день получение высшего образования лицами с ОВЗ и их обучение в вузах России является редкостью и сопряжено с большими трудностями. В первую очередь, отметим, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. Следовательно, необходимо искать оптимальные организационные, правовые, технологические решения.

  • Ассистивные технологии - необходимое условие успешного обучения лиц с ОВЗ. К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции. Таким образом, включение детей с ОВЗ в образовательное пространство требует особой организации учебного процесса, в частности речь идет о: - наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями; - информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ; - техническом обеспечении образования. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, возникает необходимость широкого использования вспомогательных средств и технологий в процессе обучения. Термин «ассистивная технология» тесно связан с термином «технология обеспечения возможностей», т.е. такой технологией, которая обеспечивает доступ к информации, общению или среде. Ассистивные технологии призваны удовлетворить как можно более широкий спектр потребностей - от физических недостатков, таких, как неспособность эффективно работать с мышью или клавиатурой, до сенсорных проблем, когда при потере зрения и слуха экран или звуковые устройства становятся менее полезными. В настоящее время в процессе обучения большую роль играют информационно-коммуникативные средства. Однако следует учитывать, что современные устройства коммуникации и обработки информации предполагают, что пользователь обладает способностью видеть, слышать, говорить и осязать. В результате люди с физическими, сенсорными и когнитивными недостатками не могут получить доступ к компьютерам и использовать их. Поэтому основное внимание в мировой практике при развитии технологий для людей с инвалидностью сфокусировано на тех аспектах, которые обеспечивали бы конструктивные решения, позволяющие осуществить альтернативное представление данных и возможность работать с устройствами ввода и вывода информации. Для решения данной проблемы развиваются, так называемые, «ассистивные технологии» (англ. «assistive technology», от англ.«assist» - помогать, содействовать, ассистировать) или помогающие/вспомогательные технологии, обеспечивающие адаптацию управления компьютерным оборудованием, вводом данных и представлением мультимедийных информационных потоков, для людей с особыми потребностями, учитывая их индивидуальные требования. Термин «ассистивные технологии» используется в «Конвенции ООН о правах инвалидов», документах российской государственной программы «Доступная среда», а также иных государственных административных документах и регламентах. Согласно определению ЮНЕСКО, ассистивные/вспомогательные технологии - это устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья. Ассистивные средства и технологии могут быть самого разного характера (программные, электронные, механические, оптические и т.д.) и предназначения. Это и инвалидные кресла-коляски, протезы, слуховые аппараты, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, собаки-поводыри с соответствующим снаряжением, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое.
  • Ассистивные технологии могут быть классифицированы по функциональному назначению в зависимости от категории нарушений у потенциальных пользователей: 1) технологии для людей с сенсорными нарушениями, включая: а) ассистивные средства для лиц с нарушениями слуха (сурдоинформационные средства); б) ассистивные средства для лиц с нарушениями зрения (тифлоинформационные средства); в) ассистивные средства для лиц с нарушениями речи (голосообразующие средства); 2) технологии для людей с физическими нарушениями в работе опорно- двигательного аппарата (моторными нарушениями); 3) технологии для людей с когнитивными нарушениями (умственными, психическими, нарушениями развития). 4) технологии для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям (например, для пожилых или людей с серьезными заболеваниями). К примеру, для лиц с нарушениями зрения предлагаются следующие средства: сканирование текста с речевым выводом, экранные лупы (увеличители), программы чтения информации с экрана, голосовые калькуляторы, синтезатор речи по тексту, брайлевские дисплеи и принтеры, тифлокомпьютеры для незрячих и др. Для студентов с нарушениями слуха имеется возможность использования таких средств и устройств, как слуховые аппараты, кохлеарные импланты; для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата - отслеживание головы, направления глаз, ножные манипуляторы-мыши, устройства перелистывания книг, виртуальные клавиатуры. Использование перечисленных средств в процессе профессионального образования лиц с ОВЗ значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации. Таким образом, создание материально-технических ресурсов и применение ассистивных технологий в соответствии с особенностями и возможностями студентов с ОВЗ - необходимые условия их успешного обучения. Ассистивные технологии особенно важны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Новые технологии помогают лучше видеть, слышать и использовать компьютер. Они помогают компенсировать функциональные ограничения человека и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс профессионального становления


Материально - техническое обеспечение процесса освоения АООП и СИПР должно соответствовать специфическим требованиям стандарта к:

  • организации пространства;
  • организации временного режима обучения;
  • организации учебного места обучающихся;
  • техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии);
  • специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
  • условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • информационно-методическому обеспечению образования.

Организация пространства

  • Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
  • Важным условием реализации АООП является возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры образовательной организации для тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорнодвигательных функций, зрения. С этой целью территория и здание образовательной организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды.
  • В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности.

Организация временного режима обучения

  • Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПин, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
  • Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
  • Учебный день включает в себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося.

Организация учебного места обучающегося

  • Рабочее / учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
  • При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени.
  • Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства.
  • Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков должны быть оснащены в соответствии с особенностями развития обучающихся (поручни, подставки, прорезиненные коврики и др.). В связи с тем, что среди обучающихся с ТМНР есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как: смена памперса, помывка тела и др. в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.

Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся (ассистирующие средства и технологии)

  • Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии. Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).
  • К ассистирующим технологиям относятся:
  • индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);
  • приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
  • электронные адапторы, переключатели и др.;
  • подъемники, душевые каталки и другое оборудование, облегчающее уход и сопровождение.
  • Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные устройства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результаты, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся

  • Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

«Язык и речевая практика»

  • Использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
  • Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются: специально подобранные предметы,
  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
  • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
  • Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.

«Математика»

  • Предполагает использование разнообразного дидактического материала:
  • предметов различной формы, величины, цвета,
  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
  • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, калькуляторов и других средств.

«Окружающий мир»

  • Дидактические средства, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.
  • В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

«Человек»

  • Сенсорные средства, воздействующие на различные чувственные анализаторы и вызывающие положительные реакции обучающихся на окружающую действительность.
  • В образовательной организации должен иметься набор материалов и оборудования, позволяющий обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности.
  • Использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться как в печатном виде (книги, фото альбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации).
  • Для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т.д.

«Искусство»

Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.

Занятия музыкой и театром важно обеспечить доступными музыкальными инструментами (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, оснастить актовый зал воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

«Физическая культура»

Должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды, ортопедические приспособления и др.

«Технологии»

Образовательной организации для осуществления трудового обучения обучающихся требуются:

  • сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. материалы);
  • заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
  • материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) и ухода за животными;
  • инструменты, соответствующие профилю труда, включая

оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предоставления услуг (бытовых, общепит, гостиничный сервис и др.);

  • наглядный учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.

Кроме того, для обеспечения успешного овладения обучающимися технологическим процессом необходимо создать условия, способствующие выполнению доступных трудовых действий и получения качественного продукта. Для этого с учетом индивидуальных возможностей обучающихся создаются алгоритмы действий, расписания в виде ряда графических изображений. Для создания, обработки и распечатки графических изображений образовательной организации необходимо иметь оборудование и программное обеспечение.


Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

  • Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
  • Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка.
  • Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).

Информационно-методическое обеспечение.

  • Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
  • Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
  • необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
  • характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
  • доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
  • возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).

Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе основания для оплаты специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение

Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:

oсанитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

oвозможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

oсанитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

oсоциально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);

oпожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

1.Организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

2.Организации временного режима обучения;

3.Организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

4.Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);

5.Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).

Данная задача постепенно решается в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175, а также соответствующих региональных программ развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В большинстве субъектов Российской Федерации за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, включающие в себя приспособление зданий, а именно:

oустройство пандусов;

oрасширение дверных проемов;

oзамена напольных покрытий;

oдемонтаж дверных порогов;

oустановка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки;

oоборудование санитарно-гигиенических помещений;

oпереоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов;

oсоздание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов;

oустановка подъёмных устройств и др..

Для реализации мероприятия по оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата субъектами Российской Федерации приобретается специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт, программное обеспечение:

oспециальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте;

oспециализированные аппаратно-программные комплексы для детей-инвалидов;

oкомпьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;

oучебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;

oнаборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития;

oоборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции;

oмобильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;

oинтерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;

oкомплектыкомпьютерного,телекоммуникационного,

oспециализированного оборудования и программного обеспечения;

oреабилитационное оборудование:

oкислородные концентраторы и коктейлеры;

oреабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки);

oспециализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы;

oкабинеты логотерапевтический коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;

oуниверсальные цифровые устройства для чтения;

oцифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD;

oдокумент-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;

oпортативные устройства для чтения плоскопечатных текстов;

oнастольные электронные увеличительные устройства;

oцифровые модульные системы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства;

oслуховые тренажеры «Соло-01В» (М);

oаудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»;

oлингводидактические комплексы;

oавтобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.

Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

Klotchkova. *****@***ru

к. э.н., доцент Российского экономического университета

Darda. *****@***ru

РЫНОК АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УСТРОЙСТВ: СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ

Ключевые слова: ассистивные технологии и устройства, лица с ограниченными возможностями, инвалиды.

Keywords : assistive technologies and devices, persons with disabilities, disabled.

Как показывает практика, инвалиды имеют более низкий уровень здоровья и образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности по сравнению с людьми, не имеющими инвалидности. Отчасти это связано с тем, что данная категория населения сталкивается с барьерами, препятствующими их доступу к услугам здравоохранения, образования, занятости и транспорта, а также к информации. Результаты социологических исследований , проведенных на территории Российской Федерации, показывают, что 60% граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом , 48% – при совершении покупок; 75% респондентов – инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

Создание «доступной среды» является первоочередной задачей государства на современном этапе формирования системы социальной защиты граждан. Государственная политика в сфере поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями направлена на формирование организационных подходов к решению задачи создания всесторонней системы, предполагающей как обеспечение нуждающихся ассистивными технологиями и устройствами с целью формирования «доступной среды» для данной категории граждан, так и обеспечение социальной защиты инвалидов, совершенствование всех элементов системы социального обеспечения, сочетающих обеспечение нуждающихся категорий граждан как в денежной форме, так и в форме реальной социальной адаптации. Политика государства в отношении инвалидов ориентирована на обеспечение их равных прав и возможностей, а также обеспечение всестороннего и реального участия инвалидов в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.

В 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, в связи с чем приняла на себя ряд серьезных обязательств по обеспечению надлежащего уровня гарантий для людей с ограниченными возможностями. В Конвенции о правах инвалидов (Статьи 20 и 26), резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA58.23 и принятых ООН Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, подчеркивается важность ассистивных устройств; государствам предлагается содействовать обеспечению доступа к ассистивным устройствам и технологиям по умеренной стоимости, а также способствовать обучению инвалидов, специалистов и работников абилитационных и реабилитационных служб.

Всемирная организация здравоохранения с сотрудничающими центрами и партнерами способствует проведению этой деятельности путем:

Разработки нормативных руководящих принципов;

Организации региональных и страновых семинаров, совещаний и симпозиумов для содействия и поддержки в обеспечении доступа к ассистивным устройствам;

Оказания содействия в разработке национальной политики и программ в отношении ассистивных устройств и технологий с особым акцентом на развитие кадровых ресурсов;

Противопролежневые матрацы и подушки;

Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов;

Специальная одежда;

Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения;

Собаки-проводники с комплектом снаряжения;

Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом;

Сигнализаторы звука световые и вибрационные;

Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления;

Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;

Телефонные устройства с текстовым выходом;

Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче - и калоприемники);

Абсорбирующее белье, подгузники;

Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2016 г. в России зарегистрировано 12 751 тысяч инвалидов (на 1000 человек населения приходится 87 человек с ограниченными возможностями), из них 617 – дети, что составляет 4,8 % от общего числа инвалидов, при этом около половины - это инвалиды второй группы (рис. 1).

Рисунок 1. Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2016 г. (тыс. чел.)

Весьма положительным моментом является установившаяся динамика к сокращению численности инвалидов (рис.2).

Рисунок 2. Численность инвалидов в Российской Федерации за период 2010-2016 гг. (на 1 января, тыс. чел.).

Вместе с тем, при наметившейся тенденции сокращения численности инвалидов в стране, следует отметить, что по данным Минтруда России в период с 2009 по 2015 гг. наблюдалась положительная динамика по объемам обеспечения инвалидов по всем основным группам технических средств (табл. 1).

Таблица 1

Сведения о технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях, которыми обеспечены инвалиды

Технические средства реабилитации

Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни

Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

Кресла-стулья с санитарным оснащением

Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы

Ортопедическая обувь

Противопролежневые матрацы и подушки

Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов

Специальная одежда

Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения

Собаки-проводники с комплектом снаряжения

Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом

Сигнализаторы звука световые и вибрационные

Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления

Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами

Телефонные устройства с текстовым выходом

Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче - и калоприемники)

Абсорбирующее белье, подгузники

Услуги по сурдопереводу

Источник: Росстат.

Существенно увеличилось число тростей, костылей, опор и поручней – более чем в 13 раз; в 3,8 раза увеличилось число приспособлений для одевания, раздевания и захвата предметов; более чем в 3 раза возросло количество специальных средств при нарушениях функций выделения. С момента утверждения государственной программы «Доступная среда» тенденция по указанным последним двум группам сохранилась: темпы роста составили 165,3% и 184,4% соответственно. Следует также отметить, что по данным группам технических средств наблюдались наиболее высокие темпы роста. Наряду с этим, по сравнению с 2011 г., количество тростей, костылей опор и поручней сократилось (на 7%). Данная тенденция для рассматриваемой группы характерна на протяжении 2012-2014 гг. и лишь в 2015 г. наблюдалось некоторое увеличение показателя по сравнению с предыдущим годом (темп роста составил 107,2%). Аналогичная ситуация складывалась и в отношении числа кресел-колясок и кресел-стульев: если по сравнению с 2009 г. можно отметить положительный рост показателя, то по сравнению с 2011 г. наблюдается отрицательная динамика (-3,7% и 7,7% соответственно). Вместе с тем, по сравнению с 2014 г. показатели увеличились по данным группам технических средств почти на треть.

На протяжении 2009-2015 гг. положительная тенденция наблюдалась в отношении обеспеченности инвалидов протезами и ортопедической обувью - среднегодовой темп прироста составлял около 8% по каждой группе; в среднем на 10,3% ежегодно увеличивалось число противопролежневых матрацев и подушек; более чем на 25% ежегодно увеличивалось количество приспособлений для одевания, раздевания и захвата предметов, причем их число по сравнению с 2014 г. возросло в 1,6 раза.

Противоположная ситуация складывается в отношении следующих групп технических средств: специальная одежда; специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; собаки-проводники с комплектом снаряжения; медицинские термометры и тонометры с речевым выходом. На протяжении 2011-2015 гг. отмечалась отрицательная динамика обеспеченности инвалидами данными средствами. Такая же тенденция наблюдалась и относительно групп: «телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами» и «телефонные устройства с текстовым выходом». Вместе с тем, в 2015 г. их число по сравнению с 2014 г. увеличилось более чем в 2 раза. Аналогично в отношении обеспеченности сигнализаторами звука и слуховых аппаратов - в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом отмечался существенный рост показателей. Почти в 1,5 раза за последний год увеличилось оснащение инвалидов голосообразующими аппаратами: в период 2011-2015 гг. их число возрастало в среднем почти на 20% ежегодно. Наконец, в период с 2011 по 2015 гг. ежегодно на 10% увеличивалось число услуг по сурдопереводу и только за последний год их число увеличилось почти в 1,5 раза.

В качестве ожидаемых результатов государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации (ред. от 01.01.2001) отмечается увеличение доли инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и (или) абилитации в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 57 процентов к 2020 году).

По данным Минтруда России в 2015 г. 83 070 детям-инвалидам были рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе 82,4% при переосвидетельствовании. Больше всего лиц нуждались в ортопедической обуви (54,8%); подгузниках (29,5%); туторах нижних конечностей (25,8%); прогулочных креслах-колясках с ручным приводом (19,5%); корсетах, головодержателях, реклинаторах, оптураторах (17,2%); слуховых аппаратах, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (13,4%), а также аппаратах нижних конечностей (10,5%), опорах (10,4%) и ходунках (10,3%).

По мнению экспертов, наибольшей востребованностью среди ассистивных технологий и устройств пользуются памперсы, протезы, ортопедическая обувь и кресла-коляски. Таким образом, ассистивные технологии, предназначенные для помощи при передвижении, и средства ухода являются наиболее многочисленной группой средств реабилитации, с заявками на которые обращаются инвалиды в органы соцзащиты.

Потребность инвалидов в технических средствах вследствие различных заболеваний имеет свои особенности. По данным представителей ФСС РФ, в специальных технических средствах больше всего нуждаются инвалиды вследствие травм – 33% и, особенно, вследствие травм опорно-двигательного аппарата – 42,8%. При этом в сложном и атипичном протезировании (ортезировании) нуждается 1/3 инвалидов, имеющих потребность в протезно-ортопедической помощи.

Однако в целом, востребованность тех или иных ассистивных технологий и устройств определяется не собственно профилем заболевания, а тем, какие функции жизнеобеспечения нарушены у больного. Так, в случае онкозаболеваний необходимы средства ухода и устройства, облегчающие мобильность; в случае болезней системы кровообращения - кардиостимуляторы и устройства, облегчающие мобильность, поскольку паралич - одно из частых последствий при инсультах; тяжелые формы сахарного диабета приводят к необходимости ампутации конечностей (и, соответственно, протезированию) или потере зрения. Частичная потеря слуха, требующая использования специальных устройств, является общей проблемой старения и присуща примерно трети всех людей старше 65 лет.

Следует отметить, что формирование рынка ассистивных технологий и устройств в Российской Федерации в значительной степени осуществляется за счет средств Федерального бюджета, поскольку, как отмечалось ранее, инвалиды являются на сегодняшний момент наименее обеспеченной частью населения.

Финансирование производства ассистивных технологий и устройств осуществляется в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации -р.

Средства идут по двум каналам:

Передача средств в ФСС, оттуда - в региональные отделения ФСС РФ, которые и занимаются сбором заявок от инвалидов, организацией закупок и их выдачей, а также - выдачей компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства.

Передача субвенций в региональные бюджеты. В этом случае организацией обеспечения занимаются профильные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (министерства/департаменты социальной защиты, социальной политики и т. п.). В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в 2009-2010 гг. заключены соглашения между Минздравсоцразвития России и высшими должностными лицами органов исполнительной власти 21 субъекта РФ о передаче осуществления полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов услугами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами по их ремонту.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются региональные программы социальной поддержки инвалидов. Помимо Федерального бюджета, в формировании рынка ассистивных технологий и устройств активно участвуют местные бюджеты . Так за счет средств местных бюджетов инвалиду предоставляется одно техническое средство реабилитации, необходимое для устранения ограничений тех или иных категорий жизнедеятельности в бытовой, профессиональной или общественной деятельности, согласно рекомендациям индивидуальной программы реабилитации инвалида. В региональный перечень входят специальные средства передвижения (вертикализатор взрослый, подъемное устройство и др.), специальные средства для ухода, быта и досуга, расходные материалы для инсулиновой помпы, электроаспиратор (отсос хирургический), глюкометр с речевым выходом, лупы и др.

Удовлетворение потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями требует разработки комплексного, системного подхода, направленного на регулирование жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения и обеспечивающего переход от преимущественно финансовых форм социальной поддержки инвалидов к формам социальной адаптации и вовлечения данных категорий граждан в экономические и социальные процессы, происходящие в обществе. Является актуальной реализация программ, направленных на преодоление самоизоляции инвалидов и снижение их социальной зависимости. Данный подход должен обеспечиваться путем разработки и внедрения в практику новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, разработанных с учетом российского и международного опыта, способствующих формированию в Российской Федерации системы обеспечения ассистивными технологиями и устройствами с целью создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения с целью повышения их мобильности.

Конвенция ООН по правам инвалидов.

Всемирная организация здравоохранения. - http://www. who. int/disabilities/technology/ru/

Http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

Https://www. fedstat. ru/indicator/41634

Государство уделяет особое внимание развитию ассистивных технологий и активно поддерживает российских разработчиков и производителей, занимающихся их выпуском, ТАСС. Учитывая тот факт, что в настоящее время на рынке превалируют средства реабилитации зарубежного производства, поддержка отечественных производителей, выпускающих аналогичные устройства, поможет людям с ограниченными возможностями в нашей стране получить современные ассистивные устройства, помогающие им полноценно участвовать в жизни общества.

В настоящее время объем рынка ассистивных технологий в России составляет от 40 до 60 миллиардов рублей в год. До 80% различных устройств и приспособлений, помогающих людям с ограниченными возможностями в учебе, работе и повседневной жизни, закупается за рубежом. При этом незаслуженно мало внимания уделяется разработкам российских ученых и инженеров, которые мало в чем уступают зарубежным аналогам, а нередко и превосходят их, хотя гораздо меньше по цене. Не верите? Посмотрите представленные ниже образцы различных устройств и убедитесь в этом сами!

Протезы кисти Киби и Stradivary


Отличительная особенность этих протезов – органичное сочетание функциональности и эстетичности. Конструкция протеза Stradivary позволяет видоизменять его для выполнения различных рабочих операций, что обеспечивается заменой пальцев на отдельные рабочие инструменты, возможностью встраивания устройств беспроводного доступа к интернету и вывода информации на дисплей, вмонтированный в области предплечья. Кроме того, в зависимости от предпочтений пользователя, могут изменять форма, размер и цвет протеза. На активный тяговый протез Киби в прошлом году была получена декларация соответствия, что позволяет получить государственную компенсацию при его приобретении.

Инвалидная коляска-трансформер Caterwill


Уникальность этой инвалидной коляски с электроприводом в том, что она оснащена одновременно двумя платформами – колесной и гусеничной. Для езды по ровной поверхности используется колесная платформа, для передвижения по пересеченной местности, преодоления бордюров, ступенек и других препятствий – гусеничная. Такая конструкция позволяет, с одной стороны, обеспечить высокую проходимость, с другой стороны, делает передвижение плавным и комфортным, а также снижает энергопотребление. Вместе с тем, габариты этой коляски такие же, как и у обычной электроколяски. Коляска-трансформер Caterwill – отличный вариант для жителей населенных пунктов, где с доступной средой для инвалидов дела обстоят, мягко говоря, не лучшим образом.

Система ориентирования «Говорящий город»


Информационная система «Говорящий город» предназначена для обеспечения доступности городской и транспортной инфраструктуры для слепых и слабовидящих, людей, передвигающихся в инвалидной коляске, с помощью костылей, пожилых людей и других маломобильных групп населения. Устройство, которое находится у пользователя, внешне напоминает мобильный телефон. «Говорящий город» помогает найти какой-либо объект в городе, определить местонахождение городского транспорта, сориентировать пользователя в окружающей среде, к примеру, предупредить о приближении к пешеходному переходу, сигналах светофора, «приведет» в нужный кабинет в поликлинике и т.п.

Терминал «Инфо+»


Уличный терминал «Инфо+» обеспечивает доступ к различной информации, которая может потребоваться человеку с ограниченными возможностями при его передвижении по городу, в т.ч. и некоторым госуслугам. Этот программно-аппаратный комплекс может стать незаменимым помощником для инвалидов-колясочников, людей с нарушениями зрения, инвалидов по слуху. Устройство оснащено двухдисплейным сенсорным модулем, индукционной системой, а также системой масштабирования и изменения контрастности текста, модулем IP-телефонии. На терминале есть тревожные кнопки, позволяющие связаться с экстренными службами, а также две широкоугольные камеры, сопряженные с системой «Безопасный город».

Компьютер-органайзер ElBraille


Портативный компьютер-органайзер ElBraille предназначен для помощи незрячим и слабовидящим людям в получении образования, пользовании социальными сетями, использовании различных компьютерных программ и сервисов, неадаптированных для таких категорий пользователей. Конструкция ElBraille включает восьмиточечную клавиатуру Брайля и 14 обновляемых ячеек, позволяющих осуществлять вывод информации с помощью рельефно-точечного шрифта, а также систему речевого сопровождения. Наряду со специальным программным обеспечением компьютер-органайзер ElBraille позволяет использовать стандартный функционал операционных систем, в т.ч. и приложения, обеспечивающие использование экранного доступа. С помощью Bluetooth-модуля можно также управлять другими устройствами, к примеру, мобильным телефоном.

Принтер Брайля BlindBot


BlindBot – современное устройство на элементарной базе, отличающее невысокой ценой. Главным достоинством принтера BlindBot является его доступность для людей с нарушениями зрения: его стоимость составляет всего 20 тысяч рублей, тогда как аналогичные принтеры Брайля могут стоить 150 тысяч рублей и больше. Этот принтер может работать с бумагой любой толщины: от тонкой принтерной до очень толстой.

Ортопедический аппарат «Тройник»


Это устройство предназначено для реабилитации людей, перенесших травмы и заболевания опорно-двигательной системы. «Тройник» имитирует возвратно-поступательные движения, характерные для естественной ходьбы. Аппарат «Тройник» стабилизирует пациента в положении стоя, стимулирует мышцы бедра и голени, нормализует акт ходьбы, а также уменьшает энергозатраты при передвижении. Тем самым ортопедический аппарат «Тройник» выполняет сразу несколько задач: помогает человеку правильно перемещаться в пространстве, возвращает утраченные навыки ходьбы, стимулирует различные группы мышц, принимающие участие в акте ходьбы.

Универсальный подъемник «Minik »


Подъемник для инвалидов-колясочников «Minik» – самый маленький в России подъемник для людей с ограниченными возможностями, а также единственное выпускаемое в нашей стране устройство, предназначенное для пересаживания людей с инвалидностью в автомобиль. «Minik» – по-настоящему универсальное устройство, с помощью которого можно пересадить человека в автомобильное кресло, на кровать, диван, ванну, унитаз и т.п. Кроме того, после монтажа дополнительных комплектующих и специальной тележки «Minik» может использоваться в качестве вертикализатора. При всей свой универсальности «Minik» – достаточно компактное устройство, кроме того, его габариты позволяют использовать этот подъемник в различных помещениях (ванная комната, туалет и т.п.) даже не заезжая в них в инвалидной коляске.

По данным экспертов ВОЗ, во многих странах мира, где уровень доходов населения оценивается как средний и низкий, доступ к ассистивным технологиям имеет лишь 5-15% людей, нуждающихся в них. Количество производимых в этих странах ассистивных устройств очень невелико, да и качество их зачастую невысокое. В Конвенции о правах инвалидов и принятых ООН Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов обращается внимание на то, что ассиствиные устройства и технологии очень важны для людей с ограниченными возможностями. Описанные выше разработки позволяют говорить о том, что отечественная промышленность может выпускать высокотехнологичные протезы, удобные инвалидные коляски, эффективные системы навигации и т.п. Это позволяет надеяться на то, что государственная система обеспечения инвалидов в ближайшем будущем будет модернизирована и им будут предоставлены современные средства реабилитации.



Похожие публикации