Социальные сети и Православие. Присутствие православных молодёжных объединений в социальных сетях: как грамотно презентовать? Кого из лидеров Православной церкви интересно читать в «ВКонтакте

Присутствие православных молодёжных объединений в социальных сетях: как грамотно презентовать?

В России наиболее популярны следующие социальные порталы: Odnoklassniki i, http://vkontakte.ru/ , Живой журнал , Liveinternet. Впрочем, западные сервисы стремительно обзаводятся поддержкой русского языка и вступают в жесткую конкуренцию за пользователей.

В 2006 г. в России началось победное шествие Odnoklassniki и Vkontakte. Odnoklassniki - русский аналог сайта Classmates, он предназначен для поиска и переписки с бывшими одноклассниками, сокурсниками, сослуживцами и коллегами по работе. Имеет довольно ограниченные по сегодняшним меркам возможности и скудный дизайн, однако очень популярен именно благодаря простоте интерфейса и низкому потреблению трафика.

Vkontakte изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских ВУЗов, но в настоящее время его аудитория представлена всеми слоями пользователей Интернета, западным аналогом является сайт Facebook. Ресурс имеет богатый и современный программный сервис: «стену» для кратких публикаций, «статус» для быстрого доступа к свежим обновлениям на страничках групп и друзей, «календарь» для поздравлений с памятными датами, «видео» для размещения роликов, «аудио» для любимой музыки и сервис для работы с flash приложениями. Работа с сайтом требует определенных навыков, но зато предоставляет молодежи гораздо больше возможностей для самоописания и коммуникации, чем «Одноклассники».

Livejournal и Liveinternet - это вербальное пространство, массовые блог-платформы для размещения онлайновых дневников, имеют стандартный набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателями, создание «френдленты» (индивидуальный список чтения из интересных для пользователя пользователей сервиса).

К плюсам социальных сетей относят, как правило, категоризацию человека по различным сообществам в соответствии с его идентичностью, как следствие, обретение новых единомышленников и друзей, расширение кругозора, обогащение знаниями, оперативный доступ к интересующим новостям и приятное времяпрепровождение с действительно интересными пользователю людьми, список которых он формирует сам. Также участники виртуальных коммуникаций легко получают ценный опыт общения, а для людей с физическими недостатками и дефицитом общения возможности, представляемые социальными сетями, едва ли не единственный способ иметь круг общения и действовать на равных в обществе.

Плюсом социальных сетей также можно назвать возможность мгновенного тиражирования и цитирования событий на обширную аудиторию. Известны массовые случаи, когда просьба о помощи больному ребенку или инвалиду моментально подхватывалась целыми сообществами, и нуждающийся оперативно получал все необходимое. Милосердие и взаимовыручка в данном случае имеет серьезную поддержку в социальных сетях на программном уровне.

Настоящей проблемой виртуального пространства является возможность создания альтернативного «Я» другой внешности, возраста, профессиональной принадлежности и управления впечатлением о себе благодаря невидимости, анонимности пользователя в сети. Такая возможность приводит к некоторым нежелательным последствиям, например, к отсутствию ответственности в отношениях: «Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый» (психиатр Химаншу Тяги), что может привести к подобной же легкомысленности и неадекватности восприятия людей в реальном бытии. Увы, но реальность гораздо более требовательна, комплексна, ответственна, и поколение XXI века, не представляющее себе жизни без Интернета, рискует столкнуться с разочарованием в сложном материальном мире, оказаться в нём «не в своей тарелке». Разочарование, в свою очередь, даст дополнительный толчок к созданию виртуально-карнавальных образов, не соответствующих реальной идентичности ради бегства от трудностей действительной жизни, и, как следствие, росту Интернет-зависимости, этого идола XXI века (что не может не волновать с духовной точки зрения); а также к ограниченной дееспособности в целом. Уже сейчас мы имеем серьезные проблемы с компьютерной зависимостью людей через игры, в перспективе видится усиление её через мощную Интернет-зависимость.

Насколько допустимо с точки зрения Церкви создание альтернативного виртуального образа в принципе? По своей сути, создание сетевой идентичности, отличной от реальной (не важно, с какой целью), есть актерство, маскарад. Подвергается ли порицанию пользователь, который экспериментирует со своей личностью в социальных сетях, выражая в различных виртуальных образах многогранность самого себя или желая нового опыта? Конечно, если деятельность индивидуума наносит ущерб другим людям, травмирует их, приносит боль, то это есть явное нарушение заповеди о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 39). Очевидно, также, что примерять на себя роль женщины, будучи мужчиной или наоборот недопустимо и неприлично для христианина: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).

2. Взгляд РПЦ на важность присутствия православных в социальных сетях.

В Концепции миссионерской деятельности РПЦ мы читаем, что одной из форм миссионерской деятельности является информационная миссия. Информационная миссия – это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. В концепции сказано, что для результативной работы необходимо активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий.

Святейший Патриарх Кирилл говорит о важной роли социальных сетей, которые дают возможность диалога и способствуют возрождению эпистолярного жанра. Его призыв к духовенству идти в блогосферу - это призыв к диалогу с интернет-сообществом на понятном пользователям языке.

О важности сайтов соцсетей для миссионерской деятельности свидетельствует опыт иеромонаха Спиридона (Баландина), насельника Иоанно-Богословского Макаровского монастыря, миссионерствующего на сайте Одноклассники.Ру и в Живом Журнале. В «Церковном Вестнике» за декабрь 2007 г. он рассказывает: «…мое присутствие на популярном сайте предсказуемо обратилось в миссию. И вот я уже разъясняю смысл веры атеисту; рассказываю об Афоне фотографу».

«Это очень перспективное направление деятельности для священнослужителей потому, что большинство молодежи значительную часть своего свободного времени проводят именно в этих социальных сетях. Люди сейчас разобщены, и интернет зачастую - главное средство коммуникации. Именно поэтому представительство Церкви там крайне необходимо. Особенностью такой работы является неформальный характер общения, ориентированный на реальные потребности и запросы общества» - такого мнение руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктора Горбача.
Миссионерская деятельность наиболее эффективна, когда она носит «штучный» характер, а не массовый. Проповедь на стадионах тоже важна - такой формат позволяет охватить большую аудиторию, но самое важное, когда идет личное общение. Это ничем не заменимо. Протоиерей Виктор убежден, что для такой адресной формы православной миссии социальные сети являются очень серьезным ресурсом, которым Церкви жизненно необходимо заниматься. Отец Виктор уверена, что миссионерская деятельность в социальных сетях способна реально привести человека в храм. Самая главная задача - разрушить некое стереотипно-негативное представление о Церкви, которое, возможно, есть у конкретного человека, а дальше он сам будет делать осознанный выбор.

3. Православное молодёжное движение в социальных сетях

Православная молодёжь представлена в различных социальных сетях и блогах, таких как Вконтакте, Одноклассники, ЖЖ и другие.

Наиболее крупными общероссийскими группами православной молодёжи являются группы «Православная молодёжь», «Вера и дело», «Православная молодёжь Мира сего». Эти группы в первую очередь предназначены для виртуального общения православной молодежи, как во всей России, так и других стран.

Группа «Православная молодёжь» является, пожалуй, первой группой в этой области. Численность группы насчитывает около 9500 человек из России и других стран.

Группа «Вера и дело» имеет чуть меньшую численность – около 9000. В группе яркий дизайн (как аватарки так и новостей), что привлекает молодёжь.

Обе группы насыщены видео и фото материалами, списками тем обсуждений.

Третья группа – «Православная молодёжь мира сего» - в отличие от предыдущих групп малочисленна – всего около 1000 человек, однако она имеет огромное преимущество перед первыми двумя, являясь открытой группой, что позволяет иметь свободный доступ к её материалам.

Наиболее же важно и интересно, когда уже реально существующее православное молодёжное движение создает свою группу, во-первых, для представления организации в социальной сети, во-вторых, для активного он-лайнового общения своих участников.

Наиболее удачными примерами являются группы «Православная молодёжь Перми», «Православная молодёжь Воронежа».

Наиболее крупные группы представляющие собой объединения православной молодёжи конкретных городов.
Воронежская группа структурирована, информация в графе «Новости» легко воспринимается и находится, чего не скажешь о Пермской группе, где информации очень много и что-то конкретно тяжело вычленить. Однако у Пермской группы есть очень важный элемент – аватарка. Аватаркой группы является логотип всего епархиального молодежного движения.

Большинство православных молодёжных объединений епархий РПЦ в Росси представлены на сайте ВКонтакте.

4. ВКонтакте: площадка для представления православного молодёжного объединения (на примере Знаменского клуба Новосибирской епархии)

Как говорилось выше, важно чтобы у православного молодёжного объединения по возможности была своя группа ВКонтакте. Группа – это площадка с большим количеством возможностей для представления своей организации на просторах социально сети.

Преимущества группы ВКонтакте от внешнего сайта:

Люди, общающиеся во «В Контакте», как правило, посвящают много времени общению в этой сети и часто проверяют обновления в группах, в которые они вступили. Развивая группу «В Контакте» мы решаем сразу несколько проблем пользователей:

Пользователю не нужно привыкать к интерфейсу Вашего сайта;

Пользователю не нужно подписываться на обновления (эту работу сделает за него «В Контакте»).

Группа организации православной молодёжи, по моему мнению, должна в первую очередь нести презентационную и информационную нагрузку, и лишь потом быть площадкой для общения.

Важно определиться с названием группы, чтобы её можно было найти по поиску. И не менее важно определить тип группы – открытый или закрытый.

Плюсы открытой группы – информация доступна всем, администратору не нужно регулярно проверять наличие поданных заявок в группу. С другой стороны, открытая группа требует регулярной проверки, чтобы не было спама.

Самое главное в группе – то, что бросается в глаза – это аватарка группы.
Для молодёжной организации, собирающейся при конкретном храме на аватарку лучше всего ставить фото данного храма – человек, впервые попавший на страничку группы, может не знать ничего о существовании молодёжной организации, но вид храма скорей всего будет знаком.

Так же важно различать Описание группы и Новости.
В описании группы краткая и всегда актуальная информация. Например – место и время молодежных встреч. В Новостях – яркая, динамичная и актуальная. Новости – самая центральная часть группы. Собственно ради них группа и создается. Поэтому новости должны быть оформлены так, чтобы главная страничка Новостей не была перегружена. По сути – главная страница – место размещения ссылок для перехода в различные разделы группы.

Самая важная часть в работе с группой – системное постоянное обновление контента и общение с пользователями.

Чтобы группа хорошо выглядела - нужно сделать ей достойное оформление.

Многие уделяют оформлению меню группы вконтакте много времени, бессмысленное занятие делать меню для группы вконтакте графическим. Запоминающаяся аватара и смысл группы - вот что надо! Люди объединяются в группах вконтакте в первую очередь для общения по интересам. Группу достаточно аккуратно и систематизировано оформить. При оформлении групп надо есть некоторые общие нюансы:
минимализм, универсальность и лаконичность во всём единство в цветах, отступах, толщине линий, размерах полей таблиц минимум графики

Основным помощником при оформлении групп может служить вики-развметка. Она может быть как очень простой, так и очень сложной.

Самая простая вики-разметка – это работа с текстом и таблицами.

Более сложный вариант вики-разметки рассмотрим на примере группы Православной молодёжи Знаменского храма.

1. Новая страница для Новостей. Она получается как бы внутренней. То есть, нажав на ссылку, человек оказывается во «внутренностях» новостной страницы. Подобная структура новостей позволяет вынести мелкие детали с основной страницы и не перегружать её. Как это сделать вы можете видеть на слайде.

2. Для компактности заглавной страницы, часть информации желательно перевести в таблицу. В таблицу можно перевести и ссылки на внутренние страницы. В Знаменской группе ссылки на странички направлений деятельности сведены в таблицу, для удобства нахождения.

3. Картинка на главной станице группы должна быть лишь картинкой, а не ссылкой на картинку в альбоме (если этого не нужно специально, как ссылку на альбом). Как это сделать вы видите на слайде.

Надо помнить, что чтобы человек со своей странички видел, что в группе обновились новости, надо менять информацию не только в разделах, но и на главной страничке группы. Помимо оформления страницы Новостей группы, так же необходимо помнить некоторые правила по администрированию всей группы.

При создании новой темы старайтесь в её названии давать четкую информацию о том, чему посвящено данное обсуждение. Названия темы из серии «А знаете ли вы, что...» с продолжением вопроса в самой теме - не приветствуются. Длинные сообщения крайне желательно разбивать на абзацы, чтобы их было удобно читать.

Еще одна немаловажная вещь – это создание событий от имени группы. Для этого необходимо создать событие (Встречу) и в разделе информации в строке «организатор» выбрать ту группу, от которой создается событие. В этой строке показываются только те группы, где вы являетесь администратором. После того как создано событие оно появляется в группе в правом столбце в разделе «наши мероприятия».

При модерации группы в контакте нужно постоянно быть активным, удалять спам и информацию, не несущую смысла. Особенно при росте количества членов группы.

Мой хороший приятель, отец Виктор, бывший спецназовец, рассказывал мне, как он в первый раз в своей жизни надел на себя подрясник. И не только надел, но и пошёл в нём по . Он ещё не был рукоположен в сан, но получил благословение на право ношения священнической одежды.

Фото nsad.ru

«И вот иду, – говорит, – а навстречу мне выходит дядька лет шестидесяти, здоровенный такой, и пиво на ходу из бутылки пьёт. Поравнялся он со мной, и вдруг, ни с того, ни с сего, как даст мне по носу. И сломал его, а так как, нос у меня был сломан уже раз двадцать, то кровь не пошла, но всё равно, было больно и очень обидно. За что? Ведь даже не глядел в его сторону. Раньше бы убил его, просто. Но сейчас-то я уже стал христианином, да ещё и подрясник на мне. Сдержал себя, хотя было очень трудно.

Запомнил я того мужика, благо дело было в моём районе. Встречаю его через пару дней, остановил и спрашиваю: «Ты чего же, отец, меня по носу ударил, что я тебе такого сделал»? И представь, он отвечает: «Ты меня прости, сам не пойму, какая муха укусила? Ведь я до последней минуты не собирался тебя бить, а как поравнялись, словно сила какая-то развернула, и я ударил, пьяный был. Стыдно мне, сынок, сил нет как стыдно, уж прости меня старого».

Мне тоже иногда вспоминаются такие забавные, и немного странные случаи из моей жизни. Как-то едем в автобусе, полдень, народу немного, только сидячие места и заняты. Я в подряснике с крестом, стою на задней площадке. Едем. На одной из остановок в салон заходят трое молодых ребят, лет по семнадцати, весёлые, вроде трезвые, смеются. Оно и правильно, молодые должны смеяться, потом наступит время забот и проблем, а пока можно и повеселиться.

Однако замечаю, что эта смеющаяся троица начинает постепенно смещаться в мою сторону и потихоньку так зажимать меня в угол салона на задней площадке. Вдруг один из ребят, как бы случайно, падая на спину, прижимает меня к стенке. Они уже вовсю хохочут, я отхожу в другой угол, а юноша бьётся об меня уже боком. Чувствую, назревает драка, что делать? Я не могу их бить, каноны не позволяют, а на мне ещё и крест. Смотрю на людей, что едут вместе с нами. Видят же, что молодёжь над священником куражится. Думаю, может, кто заступится, ведь я же не в Москве, я же к себе в посёлок еду, и эти люди должны меня знать. А народу забава, мужики в проход со своих мест повылезли, шеи вытянули и с неподдельным интересом ждут, будет драка, или нет.

Ладно, думаю, раз драки не избежать, тогда так, если успеем к ближайшей остановке подъехать, я выйду, а если не успеем, ну, куда деваться, сниму крест и начнём публику веселить. Но всё «испортила» одна пожилая женщина, она сидела к нам боком и держала перед собой большую сумку на колёсиках и инвалидную тросточку. Так вот эта самая бабушка и закричала на молодёжь:

– Вы что же это делаете!? Как вам не стыдно, на священника руку поднимать!

И что вы думаете? Ребятки поутихли, отошли от меня в сторонку и так же похохатывая, вышли на первой же остановке.

Понятно, что потом подошёл я к моей спасительнице, поблагодарил её и спрашиваю:

– Матушка, почему ты за меня заступилась? Вон ведь, здоровые дядьки едут, а никто и пальцем не пошевелил, а ты закричала?

– Ой, батюшка, всё просто. Нас с родителями, когда мне было всего пять лет, выслали, как семью кулаков, на север и загнали голых и босых на болота. Нас, таких семей, там много было. Сказали, мол, хотите – живите, не хотите – подыхайте, как хотите. Вот тогда, если бы не помогали мы друг другу, не заступались бы один за другого, не выжили бы. Там и молиться научилась, все мы тогда только на Бога и надеялись, и выжили. А сейчас я даже рада, что смогла вот хоть на старости лет за священника заступиться. Так на душе радостно.

Фото photopolygon.com

Живём мы, сельские священники, скромно. Может перед кем и стоит проблема, как и во что одеться, где и какую одежду покупать, а вот у меня такой проблемы нет вовсе. Меня полностью, за исключением мелочей, одевает секонд хэнд. Люди приносят в храм много тряпок, что уже не хотят носить, а что-то от усопших осталось. И моя староста Нина, молодец такая, никогда не забывает про батюшку. А я человек к одежде не притязательный, за модой не гонюсь, так что за всё, слава Богу.

Но вот как-то матушка решила, что мне обязательно нужно купить зимнюю непродуваемую куртку. Ну, раз нужно, значит нужно, поехали на рынок. Там у одного армянина сторговали коричневую замшевую куртку, с зимним воротником на заклёпках, и подстёжке на молнии. Одно было подозрительно, уж больно мало торговец просил за неё. Когда мы уже отдали деньги, он мне сказал:

– Понимаешь, брат, такие куртки уже из моды вышли. И их никто не покупает.

Ну, вышли, и вышли, мне всё равно, главное, чтобы куртка была тёплая и ветер не продувал. До сих пор я её ношу, сноса ей нет.

Вот однажды иду после занятий в семинарии на автовокзал в своей новой замшевой куртке. Надел я её прямо на подрясник, наверно, поленился его снимать. Иду в здание областного автовокзала и краем уха слышу, как кто-то кричит:

– Нет, ну вы полюбуйтесь на этого гада! Полюбуйтесь, вот он, кровосос проклятый на нашей шее.

На вокзалах, что железнодорожных, что авто, всегда обитало несметное полчище бездомных алкашей, поэтому к таким крикам и разборкам все давно привыкли, и не обращают внимания. Я тоже не обратил на них внимания, и напрасно. Оказалось, что «гад» с «кровососом» – это я. А поводом к негодованию стала моя новая замшевая куртка с искусственном зимним воротником на заклёпках.

Неожиданно подбегает ко мне нетрезвая тётенька средних лет и хватается за мою куртку.

Ну, думаю, попал, вот ведь, угораздило меня в подряснике пойти, поленился снять его в семинарии, теперь получи. Тётка, хоть и пьяная, а сильная и тяжёлая, повисла у меня на руке и не отпускает.

Но здесь меня выручили другие пассажиры. Двое молодых ребят, видя в какую я глупую ситуацию попал, тут же подбежали и оторвали от меня тётку.

– Мать, – предлагают, – чего ты хочешь? Давай мы тебе хлеба купим? Угомонилась.

А однажды со мной произошла ну очень смешная история. Летом, иду по улице небольшого городка, что рядом с нашим посёлком. Мне нужно было зайти к одному моему знакомому, а тот жил в пятиэтажке. Подхожу к его подъезду, возле входа в подъезд на лавочке две бабулечки раскладывают стопки журналов. Заглянул, а это уже до тошноты знакомая «Сторожевая башня». О как, думаю, иеговисты. Дай-ка я с ними немного пообщаюсь. И забыл, что на мне подрясник и крест. Для иеговистов – это всё равно что для быка красная тряпка. Бабушки, в ответ на какой-то мой невинный вопрос, развернулись – и на меня. Две таки миленькие старушечки, маленькие и худенькие, обе в береточках, у одной золотая фикса во рту.

Оценив ситуацию, они не сговариваясь, вытянули ко мне свои кулачки и бросились в драку. Честное слово. Это было так неожиданно. Им не хватало только боевого клича, типа: “банзай” или “Иегова, вперёд”!

Конечно, мне ничего не стоило бы справиться с зарвавшимися пропагандистами, наверняка из числа бывших активисток годов этак 60-х, но я не забывал, где на тот момент находился. А находился я во дворе, куда стекались подъезды четырёх, стоящих квадратом, пятиэтажных домов. И за мной в это время могли наблюдать десятки и десятки любопытствующих глаз. И вот представьте себе картинку. Люди с высоты своих этажей смотрят, как поп с крестом на груди дерётся с двумя интеллигентного вида старушками. Кого обвинят, их или меня? Ну, конечно же меня, и скажут, а если и не скажут, то подумают: «Совсем уже эти попы распоясались, мало им храмов, уже по дворам старух достают». Ведь ни у кого не сработает, что хулиганят – то как раз эти самые «божии одуванчики». А им, наверно, лестно, может, это у них за мученичество считается – от попа подзатыльник получить.

Так что, друзья мои, не нашёл я больше ничего лучшего, как бежать. Бежал позорно, как писал классик, «подобно лани», с предложенного мне поля боя.

Почитай, что каждый год мне приходится бывать зимой в Москве на Рождественских чтениях.

Встретился там с одним знакомым батюшкой, и тот мне рассказал, что ему накануне вечером какие-то молодые люди в метро угрожали, и даже преследовать начали, хорошо, говорит, что успел до милицейского поста добежать.

– Ты вечером подрясник не одевай, разные люди в Москве живут, будь осторожен, – предупредил он меня.

Наша секция проходила в самом центре города, в Историческом музее, что на Красной площади. Работа секции подходила к концу, а музей ещё был открыт, поэтому я решил пройтись по залам посмотреть экспозицию, тем более, что всегда любил и люблю историю. Гуляю, рассматриваю разные древности, и замечаю, что за мной ходят и явно хотят заговорить, но не решаются, две ещё совсем нестарые посетительницы. Тогда я улыбнулся и первым обратился к ним.

Оказалось, что обе они из , и отбывают на родину этим вечером, что-то около полуночи. Чем-то я им приглянулся, и захотелось им сделать мне что-нибудь приятное. И они предложили сходить с ними посмотреть балет в Большом театре.

– Это же дорогое удовольствие, девушки. Те в ответ снисходительно улыбаются.

– Сразу видно, что ты не театрал. Кто же из настоящих ценителей будет покупать билеты в Большой театр? Никаких денег не хватит. Пойдем, мы тебя так проведём.

Оказывается, в билетных кассах можно попросить билет на «место неудобное», он стоит всего-то 20 рублей, правда с него ничего и не увидишь. А и не надо, нужно немного подождать, и как прозвучит третий звонок, смело идти в зал и любезные смотрительницы предложат тебе занять свободное место. Вот таким образом я в первый раз в своей жизни смотрел балет в исполнении труппы нашего замечательного театра.

Помня наставление моего друга, я планировал разоблачиться ещё по выходу из музея. Но, когда представил себе, как затрапезно буду смотреться без подрясника на фоне людей, специально собравшихся в Большой, то решил повременить, тем более, что был не один. А по окончании представления настолько оставался под впечатлением от увиденного, что и вовсе забыл обо всём. Потом мы гуляли по Красной площади, они рассказывали мне о своём городе, в котором я ещё никогда не был, а потом мы расстались.

Оставшись один, я спустился в подземный переход возле гостиницы Москва, чтобы пройти в метро. Странно, но вокруг почти никого не было, иду один, и вдруг в одном из тупичков большого перехода я увидел их. Наверно, именно об этих людях мне и рассказывал мой знакомый батюшка. Сложно описать чувства, охватившие меня в ту минуту. Зато теперь я точно знаю, о чём думал несчастный капитан Кук в последние мгновения своей жизни.

Передо мной стояло с десяток . Я остолбенел, молодые люди тоже замолчали и во все глаза уставились на меня. Мы стояли и с нескрываемым удивлением рассматривали друг друга. Внезапно, один из них несмело пошёл мне навстречу, и тогда я тоже пошёл к нему. Мы остановились, и как-то одновременно протянули друг другу руки.

– Здравствуй, – сказал я ему.

– Здравствуй, – ответил он, и мы улыбнулись.

Прошло уже много лет с той встречи. А я всё с благодарностью вспоминаю тех женщин из Питера, что неожиданно сделали мне такой подарок – балет «Анюта» на новой сцене Большого театра. Рассказываю вам про тех забавных ребят, что встретил в подземном переходе, и думаю, а может тот самый мальчик, что пошёл мне навстречу, сам сейчас рассказывает кому-то:

– Представляешь. Ночь. Подземный переход, мы стоим, никого не трогаем. И тут из-за угла такой страшный бородатый поп, весь в чёрном. Останавливается и смотрит на нас. Мы оторопели, куда бежать. А он, не поверишь, вдруг подошёл ко мне, улыбнулся и говорит: “Здравствуй”.

В издательстве «Никея» вышла первая книга священника Александра Дьяченко «Плачущий Ангел».

Номер первый

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл завел страницу во «ВКонтакте» в мае 2015 года. Сделано это было, чтобы «нести Слово Божие с использованием наиболее понятных для современников средств коммуникации», объяснил Синодальный информационный отдел.

Там же сделали оговорку: сам патриарх вести страницу не будет, этим займутся его помощники. При этом некоторые вопросы и комментарии будут передаваться Святейшему, и он будет на них отвечать. Сегодня на странице патриарха публикуются его проповеди, толкования Священного Писания, речи и доклады. Комментарии к постам нередко складываются в целые ветки богословских дискуссий, и, по сути, страница патриарха - это ответ всем тем, кто упрекал Православную церковь в непрозрачности и закрытости. Что может быть демократичнее, чем войти в социальную сеть и написать письмо первому человеку в РПЦ?

Композитор и политик

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает за внешние связи Русской православной церкви. Выпускник Музыкальной школы имени Гнесиных, он получил вместе с тем блестящее богословское образование: по окончании Московской духовной академии обучался в Оксфордском университете, который закончил со степенью доктора философии. Прекрасно знает сирийский язык.

Митрополит Волоколамский Иларион. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

В ранге председателя Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион представляет церковь на мировых форумах, где, несмотря на свой интеллигентный бэкграунд, умеет вести себя принципиально и - порой - жестко. Так, в 2007 году он покинул заседание смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне - это было сделано в знак протеста против решения Константинопольского патриархата включить в состав православной делегации членов Эстонской апостольской церкви, которую не признает Московский патриархат.

На сегодняшний день митрополит Иларион - один из самых интересных проповедников в РПЦ. При этом он остается действующим композитором: его произведение «Страсти по Матфею» звучало во многих странах мира.

Светский человек в патриархии

Владимир Легойда проявил себя как талантливый медиаменеджер. Выпускник МГИМО, он в 1996 году создал православный журнал «Фома» - фактически первое издание, пишущее о Церкви простым и понятным языком.

В 2009 году, после избрания патриарха Кирилла, Легойду назначили председателем Синодального информационного отдела РПЦ. Он стал первым человеком в высшем церковном управлении, у которого нет священного сана.

Глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда на пресс-конференции, посвященной вопросу продолжения изучения подлинности останков царственных страстотерпцев. Фото: Александр Щербак/ТАСС

На своей странице во «ВКонтакте» Владимир Легойда комментирует новости из жизни Церкви, рассказывает про случаи из преподавательской практики, выступает с поддержкой православных инициатив, как правило, связанных с кино.

Монах и литератор

Наместник Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов), которого хиротонисали в епископа Егорьевского в октябре 2015 года, собрал немыслимое количество литературных наград за свою книгу «Несвятые святые», сборник рассказов о жизни современных монахов. Суммарный тираж книги составил более миллиона экземпляров, и это неплохой повод задуматься тем, кто говорит о бездуховности России: могла ли в бездуховной стране книга монаха и о монахах возглавить списки бестселлеров?

Наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, секретарь патриаршего совета по культуре, архимандрит Тихон. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Владыку Тихона часто называют духовником президента Путина. Однако сам он (как и президент) на этот счет старается не высказываться. В сообщество во «ВКонтакте» выкладываются записи выступлений владыки, аудиоварианты книги «Несвятые святые», его размышления об истории, о будущем и о предназначении России.

В последние годы православный сегмент интернета получил значительное развитие, в том числе, и в социальных сетях: сегодня очень много групп для общения православных ВКонтакте, в , в Facebook. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что в некоммерческих областях интернета именно православное направление представлено наиболее широко и разнообразно. Среди православных сайтов можно найти как образовательные и информационно-аналитические, так и тематические, рассчитанные на различные заинтересованные группы пользователей. Тем не менее, не перестает быть актуальной тема верующих, и частично эту проблему решают разнообразные форумы и чаты для общения, помогающие поддерживать православных в контакте друг с другом, обмениваться опытом, мнениями, узнавать полезную и актуальную информацию. Отдельной группой идут группы в соцсетях, к которым многие относятся крайне неоднозначно. Причиной этого является вполне обоснованное мнение, что соцсети – эдакая огромная свалка новостей и сведений, в которой очень тяжело отыскать крупицы здравого смысла. Именно поэтому многие верующие не заводят аккаунты в социальных сетях вообще, боясь соблазна пустого и праздного времяпрепровождения, а также обилия суетной, а подчас и откровенно толкающей на грех информации. Даже функция сортировки новостей и тщательная фильтрация друзей не всегда гарантирует православному ВКонтакте того, что его лента будет содержать исключительно религиозные новости.

Православные ВКонтакте — существуют ли христианские интернет грехи?

Вместе с тем, практически невозможно верующему человеку полностью оградить себя от влияния соцсетей, ведь в наше время это означает определенную асоциальность, уход от реальности современного мира.

Православные в ВК и в других соцсетях регистрируются ради того, чтобы поддерживать связь с близкими и дальними родственниками, друзьями, коллегами, быть в курсе событий их жизни. Даже искать работу сегодня удобнее с помощью социальных сетей. И, поскольку интернет-общение занимает определенную часть жизни, на него распространяются правила нашей обычной, реальной жизни. Священнослужители говорят, что верующие время от времени задают им вопрос: есть ли какие-то особенные грехи, которые может «заработать» православный ВКонтакте либо на любом другом ресурсе, созданном для общения. На этот вопрос батюшки отвечают: нет, никаких специфических интернет-грехов нет.

Так же, как и в повседневной жизни, ВКонтакте православные могут подвергаться праздности, а могут, наоборот, вести активную миссионерскую деятельность, могут рассматривать постыдные картинки, а могут загружать электронные версии духовных книг и всячески способствовать их распространению, могут играть в пустые, бестолковые игры, а могут общаться в группе по интересам.

Что помогает православным находиться в контакте друг с другом?

В настоящее время православный сегмент ВКонтакте содержит группы практически всех известных православных интернет-порталов рунета: Азбука, Православие и мир, Предание и так далее. Здесь есть много специализированных групп для общения православных родителей, для знакомства с целью создания семьи, для тех, кто любит духовную музыку и колокольные звоны, и множество других.

Очень важно уметь отличить действительно православные группы ВКонтакте от псевдоправославных, которые распространяют еретическую и оккультную информацию, вводя тем самым людей в заблуждение. Не стоит забывать и о том, что в наше время социальные сети, учитывая их массовость, активно используются как орудие для пропаганды, и под видом православной информации может подаваться все, что угодно. При самоконтроле, соблюдении

Чтобы облегчить труд нашим читателям, представляем им подборку из десяти сообществ «ВКонтакте», которые могут оказаться полезными или поднять настроение, что тоже бывает очень важно:

1. «Верую † Православие « — считается самым популярным православным сообществом «ВКонтакте». Подписчиков сообщества, которых уже более 700 000, его создатели радуют цитатами из святых отцов, рассказами о праздниках, храмах и духовной жизни, творчеством церковных писателей и другими интересными материалами. У сообщества только один существенный недостаток — это паблик, а значит его можно только читать, а общаться здесь не получится.

2. Группа «Православие † Ορθόδοξη Εκκλησία « лишена этого недостатка. Помимо разнообразного интересного контента, здесь доступна функция обсуждения и можно общаться на актуальные темы в сфере собственной духовной жизни, а также делиться с другими участниками интересными материалами, помещая их на стену. Девиз группы: «Не судите, да не судимы будете» — настраивает участников на безконфликтное общение, поэтому здесь уже более 85 000 участников.

3. Группа «Православие « также является одним из наиболее популярных сообществ верующих «ВКонтакте», в ней состоит более 80 000 человек. Среди дополнительных плюсов группы можно отметить возможность попросить участников о помощи или задать свои вопросы священнику. Также здесь довольно часто проводятся конкурсы рисунков или литературного творчества среди участников.

4. «Православная женщина « — тематическое сообщество. Это группа не только для женщин, но и о женщинах, которая раскрывает миру душу православной христианки. Здесь много трогательных рассказов из жизни святых или христианского опыта каждого из нас. Также в группе часто можно встретить статьи православного интернет-жунала «Матроны.ру».

«Православная женщина» — ещё и своеобразный клуб знакомств, где можно отыскать свою вторую половинку. В сообществе более 80 000 человек.

5. «Православная психология « — тематическая группа, посвящённая нашему внутреннему миру, межличностным и внутрисемейным отношениям. Более 55 000 участников, которые имеют возможность решать свои душевные проблемы, пользуясь советами священников и профессиональных психологов.

6. «†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ РЕЦЕПТЫ† « — группа для тех, кто хочет научиться готовить постную пищу и вообще разнообразные блюда постной кухни, узнать о сути и смысле поста, а также получить пользу для своей души, почерпнутую из святоотеческих изречений и выступлений современных пастырей. Об интересе к данной тематике говорит количество подписчиков, которое перевалило за 90 000 человек.

7. «Православные шутят! « — самая крупная группа православного юмора «ВКонтакте», в которой уже больше 80 000 участников. Участникам сообщества предлагают смешные картинки и фото, а также короткие смешные рассказы и анекдоты. Юмор качественный и приличный. Также есть возможность самому предложить что-то интересное, пообщаться с друзьями или попросить молитвенной поддержки.



Похожие публикации