Роль общественных организаций. Негосударственные и общественные организации как активные участники создания полноценных условий для успешной интеграции инвалидов в общественную жизнь

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” , инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:
Трудоустройство - “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве”.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности - способности третьей степени. Для второй группы - способности второй степени. Для третьей группы - способности первой степени.

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек, имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а также формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде. Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения. Это влечёт за собой ряд последствий, а именно, наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

В России трудоустройство инвалидов - дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ . Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду-претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ . В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями?
Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.
Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.
Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.
Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами
В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
— Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.

Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.
Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями?
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:
— инвалиды ВОВ;
— лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
— лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий;
— военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
— лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
— доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
— лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве
Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:
свободного доступа инвалидов;
— свободы в получении информации;
— оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.
Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе , то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Юрист Вячеслав Егоров

В России проживает более 13 миллионов человек с ограниченными возможностями. К тому же число инвалидов ежегодно растет, что обусловлено повышенным бытовым и производственным травматизмом, ростом заболеваемости населения.

При этом работают только 15% инвалидов, что несомненно сказывается на уровне жизни и социальном статусе этой социальной группы. Многие инвалиды не могут работать из-за состояния своего здоровья, а многие довольствуются государственной пенсией либо находятся на содержании у родственников и опекунов. Но существуют и такие люди с ограниченными возможностями, которые очень хотят работать, но не знают, как найти себе место, либо попросту боятся его искать, опасаясь высокой конкуренции со стороны здоровых людей и предвзятого отношения работодателей. Хотя сегодня законодательством предусмотрен ряд мер, направленный на обеспечение занятости инвалидов. Результат поиска работы во многом зависит от соискателя. Если он проявит достаточное упорство и терпение, он несомненно найдет работу, которая будет ему интересна и обеспечивать достойный уровень дохода.

Законодательство поощряет работодателей при трудоустройстве инвалидов с помощью специальных дотаций и займов. Государственная служба занятости может предоставить работодателю дотацию, которая выделяется для создания рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, если соискатели рабочих мест состоят на учете в службе занятости.

При поиске работы можно воспользоваться услугами специализированных организаций, занимающихся трудоустройством лиц с ограниченными возможностями.

Во-первых, стоит обратиться в центр занятости населения по месту жительства. В нем можно:

Зарегистрироваться как безработный и получать пособие по безработице;

Получить помощь в поиске подходящих вакансий;

Получить, по необходимости, профессиональное обучение или дополнительное образование. При этом инвалиды имеют, по закону, приоритетное право;

Воспользоваться бесплатной консультацией специалиста по профориентации и психолога;

Получить юридическую консультацию.

При обращении в службу занятости необходимо предъявить документ, свидетельствующий об ограничении трудоспособности (запись в медико-социальной экспертизе) и индивидуальную программу реабилитации, где в разделе о трудовой реабилитации указывается характер и условия труда.

Информацию о вакансиях для инвалидов можно получать и дистанционно с помощью Интернета. Например, на сайте Регионального банка вакансий для инвалидов Московской областной службы занятости населения. размещаются объявления не только отгосударственных учреждений, но и от организаций любых форм собственности.

Среди организаций, оказывающих поддержку инвалидам в трудоустройстве следует упомянуть региональные общественные организации инвалидов. В Московской области активно действуют областные региональные отделения Общероссийских организаций инвалидов: «Всероссийское общество инвалидов», «Всероссийское общество слепых», «Всероссийское общество глухих», организации инвалидов внутренних войск МВД России, организации инвалидов войны в Афганистане, а также Благотворительный Фонд «Абсолют Помощь», Фонд помощи детям, больным ДЦП «Наши дети», Благотворительный Фонд «Социальная адаптация инвалидов», межрегиональная общественная организация инвалидов «Пилигрим», автономная некоммерческой организация помощи людям с инвалидностью «Шаг из круга». Одним из приоритетных направлений их деятельности является содействие в трудовой реабилитации лицам с ограниченными возможностями здоровья. Они не только предоставляют информацию об актуальных вакансиях, но и часто напрямую сотрудничают с работодателями на постоянной основе. К тому же у «Всероссийского общества инвалидов» и «Всероссийского общества слепых» существуют собственные предприятия, которые специализируются на трудоустройстве инвалидов. Многие из них базируются в Москве и Подмосковье. В основном эти предприятия занимаются изготовлением швейных изделий, предоставлением полиграфических и издательских услуг, изготовлением технических средств реабилитации инвалидов. Эта работа, как правило, не требует много сил и специального образования.

Вакансии для инвалидов предоставляют организации всех форм собственности. Чтобы выяснить, какие именно предприятия этим занимаются можно воспользоваться возможностями Интернета. Довольно подробный перечень организаций, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями здоровья в Москве, приведен на сайте «Справочной службы по трудоустройству 99-555-99» . Здесь можно ознакомиться с перечнем организаций, узнать их контактные данные и получить краткую информацию о характере предлагаемой работы.

Благотворительные фонды также оказывают помощь в трудоустройстве. В качестве примера можно привести Сайт «Работа инвалидам», проект фонда «Страна глухих» . На сайте можно разместить резюме увидят многие работодатели, и, таким образом, шансы найти работу многократно увеличатся. В свою очередь работодатели смогут подобрать себе квалифицированных специалистов из числа людей с ограниченными возможностями, которые по своим профессиональным качествам не уступают здоровым людям. Создатели проекта справедливо утверждают, что специальное оборудование рабочих мест для инвалидов необходимо лишь в 5% случаев и указывают на широкое распространение в последнее время работы по удаленному принципу на дому. На портале также размещены объявления от работодателей, где указываются требования к соискателям, уровень заработной платы, должностные обязанности.

Все нормальные семьи неоднократно сталкиваются с различными видами проблем, но все же в семьях, где есть дети-инвалиды, их гораздо больше:

Социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов;

При рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;

Ведется слабая профессиональная подготовка таких детей;

Трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте), что приводит к изоляции инвалида;

Отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

Сформированность негативного общественного мнения п отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид - бесполезный»);

Отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а также слабость государственной политики.

Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов трех-семнадцати лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя.

Такое отношение к детям с ограниченными возможностями свойственно не только нашему обществу. Однако за рубежом делается все возможное для решения этой проблемы. В Великобритании действуют несколько типов дневных центров (центры подготовки, центры социального обучения), деятельность которых направлена на обеспечение возможностей инвалидам жить самостоятельно, то есть, основной упор делается на приобретение навыков самообслуживания, пользования транспортом, осуществления покупок, приготовление пищи. Также центры оказывают помощь инвалидам, нуждающимся в интенсивном медикаментозном лечении, при необходимости их могут поместить в клинику, в которой предоставляются кратковременные и долговременные услуги. Отметим, что создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов подкреплено законодательством и также находится на высоком уровне.

В таких странах, как Швеция, Германия, приняты и действуют нормативные акты, обеспечивающие права каждого человека на жилье, отдых, безопасность и возможность контакта с другими инвалидами.

Важное место занимает сфера досуга инвалидов. Например, в Германии существуют специальные клубы для инвалидов, где они имеют возможность общаться, проводить различные мероприятия, обычно членами таких клубов являются инвалиды со сходными заболеваниями. Также существует множество центров для детей-инвалидов, устраиваются различные праздники и фестивали для детей с их участием, ярмарки-продажи товаров, изготовленных руками инвалидов, собираются средства на нужды данной категории. Вопрос занятости лиц с ограниченными возможностями в Германии решается не только путем выбора подходящей специальности. Большое значение имеет оборудование рабочего места вспомогательными устройствами (компьютеры с двойной клавиатурой и звуковыми сигналами для слепых). В Швеции большое распространение среди инвалидов получил туризм и путешествия, для этого имеются специальные транспортные средства (автобусы, коляски, велоколяски).

В Финляндии выпускаются простые фильмы для умственно отсталых лиц; существует библиотека игрушек для детей-инвалидов, в которой можно не только получить игрушку, но и консультацию по ее применению; существуют такие службы, как доставка книг и видеофильмов на дом.

В Соединенных Штатах Америки и Великобритании большое распространение среди лиц с ограниченными возможностями получила оккупациональная терапия.

Оккупациональная терапия - это терапевтическое использование деятельности самообслуживания, труда и игровой активности для улучшения независимого функционирования, ускорения развития и предотвращения недееспособности детей с ограниченными возможностями.

Данный вид терапии может включать адаптацию задач или окружения к возможностям инвалидов для достижения ими максимальной независимости и улучшения качества жизни.

Сфера деятельности оккупациональных терапевтов - больницы, клиники, дома престарелых, общества инвалидов, семьи инвалидов, школы для детей-инвалидов.

Также в зарубежных странах широко применяется культурно-досуговая работа с детьми-инвалидами, или социокультурная реабилитация. Данное направление заключается в оказании помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Именно за рубежом зародилась и развивается программа «Инклюжен» (Соединенные штаты Америки).

Include (английский) - «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». Inclusion - «включение».

Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования в «массовых» учебных учреждениях, который подразумевает его доступность для учащихся с особыми образовательными потребностями через адаптацию к их уникальным образовательным нуждам.

В Юнеско считают, что проблема инклюзивного образования должна рассматриваться как часть более широкого круга действий и инициатив. Создание специальных условий для детей с особыми потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы, мы видим зарождение концепции инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация школ в соответствии с потребностями всех учеников.

Дакарская рамочная концепция действий и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к две тысячи пятнадцатому году. С другой стороны, Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями все еще представляет собой ценную точку отсчета для всех тех, кто занимается лоббированием в сфере инклюзивного образования.

В частности, в документе сказано, что инклюзивно-ориентированные общеобразовательные школы - это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей». Также, подобные школы «…могут эффективно предоставлять образовательные услуги большинству детей, в также увеличить, в частности, эффективность затрат на образование в рамках всей системы…»

Старт программы инклюзивного образования тесно связан с проектом DANIDA по образованию детей со специальными потребностями 1994-1998, реализованным в трех провинциях страны и двух школах столицы. Программа Великобритании «Спасите детей», реализуемая с 1998 года по сегодняшний день, направлена на интеграцию детей с инвалидностью в общеобразовательные средние и, с недавнего времени, начальные школы.

Успешная реализация программ, направленных на инклюзивное образование, предполагает участие родителей детей-инвалидов на всех стадиях реализации и на всех уровнях. В 1998 году, при поддержке программы «Спасите детей», была образована неформальная организация семей детей-инвалидов, которая сыграла важную роль в реализации программы в стране. К 2000 году организация оформилась в официальную общественную организацию - Ассоциацию родителей детей-инвалидов, целями которой стала защита прав детей-инвалидов и их поддержка.

Очень часто инклюзивное образование называют интегрированным или интегративным. Интеграция - процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

Так как дети с инвалидностью в России ранее никогда по-настоящему не были охвачены общим образованием, то речь идет об их включении в систему, а не об объединении с таковой. В дополнение, во всех международных документах и декларациях, в том числе подписанных Российской Федерацией, имеется формулировка «инклюзивное образование», а не интегрированное. В условиях жесткой образовательной системы России определенная часть детей выбывают, потому что не выдерживает требований установленных стандартов. Это соотношение составляет примерно 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными или исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей.

Однако инклюзивность не означает стремление сделать всех одинаковыми. Ее ключевой компонент - гибкость, признание того, что дети обучаются с разной скоростью и способностью, а учителям необходимы специальные навыки, чтобы поддерживать гибкость процесса обучения. В большинстве случаев детям просто необходимо хорошее понятное, доступное преподавание с использованием различных методов, соответствующих индивидуальным потребностям, способностям и особенностям развития ребенка.

На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей указывал еще в тридцатые годы педагог-теоретик Л.С.Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми», и далее «…Глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обуславливающую недоразвитие его высших функций». Данные слова Л.С.Выготского, несомненно, можно отнести ко всем детям с нарушениями развития.

Помещение ребенка в коррекционную школу или школу-интернат до сих пор расценивается в обществе как стигматизация детей и подростков. На ребенка фактически «навешивается» ярлык девианта. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на устоявшиеся негативные социальные стереотипы и несовершенные методы медико-педагогической диагностики. Такие люди не могут, с точки зрения большинства общества, быть в полной мере дееспособными. Условия окружающего мира не приспособлены к нуждам людей с инвалидностью. Обучение в высших учебных заведениях для подавляющего большинства инвалидов является несбыточной мечтой, их, как правило, стараются не принимать на работу и не рассматривают в качестве партнеров для брака.

Думается, что именно недоступность общего образования для людей с инвалидностью фактически сохраняет для них это неравенство возможностей в выборе жизненного пути и социальных ниш.

Противники инклюзии считают, что появление ребенка-инвалида в среде типично развивающихся детей выступит для них в качестве психотравмирующего фактора. Этот аргумент не только антигуманитарен, но и лишен здравого смысла. Издавна на Руси забота о нетипичном человеке, проявление доброты и внимания по отношению к нему выступало средством нравственного воспитания людей. Надо не жалеть психику детей, а рассказывать им о страданиях других людей и о том, что можно для них сделать и как лучше их узнать.

В последнее время наметилась тенденция, что в связи с падением уровня рождаемости в России многие массовые школы не могут набрать необходимое количество учащихся. Например, по данным исследователя Д.В.Зайцева, к 2008-2010 гг. ожидается сокращение контингента образовательных учреждений общего типа на 30%. Новая государственная политика подушевого финансирования ориентирует на уменьшение бюджета учреждений образования при неполной комплектации учащимися.

Мы думаем, что придерживаться концепции сегрегации лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями в образовании неперспективно не только из-за больших финансовых затрат на содержание двух параллельных систем образования, но и этических психолого-педагогических и общечеловеческих принципов по отношению к детям-инвалидам со стороны государства и общества.

На пути становления инклюзивного образования одной из главных задач является воспитание позитивного отношения к людям с инвалидностью в России, характеризующегося до настоящего времени негативной направленностью. Без грамотного решения данной проблемы, без устранения практик ущемления конституционных прав людей с ограниченными возможностями здоровья, проявлений социальной дискриминации, в том числе в сфере образования, Россия не станет цивилизованным государством.

За рубежом инвалид, ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами. Существует специализированная транспортная сеть, городские рейсовые автобусы оснащены специальными подъемниками. В учреждения соцбыткультуры существуют уборочные со специализированным санузлом для инвалидов. Пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих. В аэропортах подвоз инвалидов к самолету осуществляется подъемником. Библиотеки оснащены литературой со специальным шрифтом для слепых.

Инвалид за рубежом - это такой же член общества, как и любой обычный человек. Ребенок-инвалид в таких условиях не чувствует своей неполноценности. Многие из инвалидов становятся известными деятелями культуры, политиками. Города рассчитаны на полноценную жизнь в них людей-инвалидов. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, инвалидам детства для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, международным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

На сегодняшний день работает механизм согласования проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

Роль общественных организаций инвалидов в социальной реабилитации: психологический контекст

инвалид социальный иждивенчество

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

С 1960-х гг. на Западе, а с 1990-х гг. и в России все большую роль начинают играть общественные организации, причем именно последние зачастую более адекватны нуждам и интересам инвалидов, чем государственные учреждения или сервисы. Очевидно, способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает степень реализации их социального гражданства. Коллективные действия, по определению Е.А. Здравомысловой, -- это «рациональная совместная деятельность, цель которой заключается в улучшении жизненной ситуации участников». Общественное движение -- «ряд повторяющихся коллективных действий, направленных на достижение заранее сформированной цели». Инвалиды сегодня включены в общественную деятельность, отстаивают свои интересы, организуют культурные и спортивные мероприятия, выступают от имени инвалидов за признание и реализацию своих гражданских прав. Обеспечение участия людей в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы, -- важнейший принцип демократии. В этом отношении организации инвалидов являются выразителями нужд своих членов.

Представители общественных организаций сегодня входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в отношении инвалидов. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов. ВОИ было создано в 1988 г. как единственная всероссийская общественная организация для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. ВОИ, ВОС и ВОГ осуществляют защиту законных прав инвалидов на местном и федеральном уровнях, активно взаимодействуют с государственными органами по реализации Закона о социальной защите инвалидов, а также тесно сотрудничают с российскими и зарубежными организациями инвалидов, собирают и распространяют информацию по всем вопросам, касающимся инвалидов. ВОИ насчитывает 2,454 млн. членов, объединенных в 79 региональных, 2 140 районных и городских и свыше 25 000 первичных организаций. Каждая региональная или районная организация ВОИ имеет свой устав и правление. Помимо перечисленных организаций инвалидов в регионах России сложилась сеть общественных организаций, цель деятельности которых -- защищать права и интересы инвалидов и способствовать их интеграции в общество. При поддержке западных благотворительных фондов создана и действует Организация «Перспектива», известная своими публичными акциями, призванными создать позитивный социальный контекст, в рамках которого общественное движение инвалидов может развиваться (например, ежегодные международные фестивали документального и игрового кино об инвалидах). Все эти достаточно разные по своим интересам группы имеют общие характеристики: все члены группы равны в статусе; каждый вступает в группу из-за своих собственных проблем; все, что происходит в группе, конфиденциально; членство свободное. Деятельность таких групп может иметь терапевтическую, социальную, образовательную или исследовательскую направленность.

Хотя общественные организации инвалидов и не обладают властной и ресурсной мощью государства, его социально-экономическим и организационным потенциалом, у них имеется ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов. Среди этих преимуществ выделяются следующие: объединения инвалидов могут полнее учесть в своей работе ценности и приоритеты своих членов, чем государственные или созданные сверху структуры; информация, которую получают такие организации, более полна и релевантна для участия в законотворческой деятельности; собственная инициатива инвалидов позволяет найти новые формы социальной интеграции, разработка которых была бы затруднительна без учета мнений самих инвалидов; высокая мотивированность и организованность таких ассоциаций создает почву для формирования разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от благотворителей.

К сожалению, довольно часто некоторые общие и специализированные властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями инвалидов. Государство пока еще не признало общественные организации инвалидов в качестве равноправного, независимого социального партнера. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. В свою очередь, руководители организации инвалидов высказывают озабоченность тем фактом, что многие члены их объединений ориентированы на потребление услуг и не проявляют интереса к его шагам в области защиты прав и интересов инвалидов, срабатывает «заботливо выращенная государством на протяжении многих десятилетий психология социального иждивенчества. В руководящих органах объединений инвалидов явно не хватает способной молодежи с ее активными социальными установками, потенциалом к быстрому профессиональному обучению и эффективной работе».

Ассоциации инвалидов в российских городах, в отличие, скажем, от экологических организаций, имеют пока еще довольно замкнутый круг добровольных помощников, пополняя свои ряды в основном за счет родственников и самих инвалидов. Возможно, для этого отсутствуют благоприятные условия или недостаточно активных и инициативных людей.

БОУ «Чебоксасркая общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии

Негосударственные и общественные организации как активные участники создания полноценных условий для успешной интеграции инвалидов в общественную жизнь

Выполнила:

Учитель физической культуры БОУ «Чебоксасркая общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии

Якимова Ольга Николаевна

Чебоксары

Введение

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами инвалидов и детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все выше и выше. Этому способствует множество факторов: плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности и т.д.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, сегодня же детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению нового.

Для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, психологическая помощь, но их не хватает на всех и это очень серьезная проблема. Так же остро стоит проблема образования. Многие школы, детские сады, колледжи и вузы просто не могут принять детей-инвалидов потому что в них или нет совсем или катастрофически не хватает ни специального оборудования, ни специально обученных людей. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.

Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Дети-инвалиды- часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Инвалиды как объект социальной деятельности.

Социальный портрет инвалидов

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.

В нашей же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги, врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.

Выделяют четыре степени:

1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).

Основные группы заболеваний ребенка-инвалида:

1. нервно-психические заболевания;

2. заболевания внутренних органов;

3. поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;

4. онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов;

5. поражение и заболевания органов слуха;

6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. эндокринные заболевания.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1.По возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды 1 группы (нерудоспособные); инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда)

4. По характеру з аболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Итак, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизни.

Инвалиды в обществе.

Конституция как основной закон государства, важнейший закон, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционируют социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети-инвалиды.

В основу работы с детьми с органическими возможностями и инвалидами положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов, как для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получение детьми-инвалидами медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Целью программы «Социальная защита инвалидов» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов, создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

Роль негосударственных и общественных организаций в интеграции инвалидов в общественную жизнь.

Большая роль в реабилитации и социальной адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья уделяется негосударственным и общественным организациям.

Негосударственные организации - это объединения:

    во-первых, самостоятельные, либо не входящие в более широкие объединения, либо сохраняющие в их составе самоуправление, имеющие собственные учредительные документы;

    во-вторых, добровольные. Их члены (участники) в любое время могут выйти из них. Негосударственные организации не могут создаваться по указанию органов государственной власти, местного самоуправления. Добровольность отличает негосударственные организации от государственных (муниципальных) организаций (органов, учреждений), создаваемых вышестоящими органами в распорядительном порядке;

    в-третьих, целевые, в которых объединившиеся граждане удовлетворяют свои интересы посредством совместной деятельности. Подобные сообщества возникают тогда, когда достижение каких-либо запросов невозможно без соединения усилий нескольких индивидуальных или коллективных субъектов, без постановки ими общих совместных целей;

    в-четвертых, формальные. Они основаны на обезличенных, формально выраженных нормах, процедурах. Формальная основа деятельности отличает негосударственные организации от неформальных союзов: дружеских кругов, сетей общения, неустойчивых групп по интересам. В негосударственных организациях как минимум формализуется их целевая программа (в уставах, программах, учредительных договорах);

    в-пятых, постоянные, действующие непрерывно, регулярно воспроизводящие свои цели и способы действий;

    в-шестых, с общественно полезным характером работы.

Их деятельность не противоречит законодательству, но не более того. Они не обязаны сверять отстаиваемые ценности с официальной линией государства.

Итак, негосударственная организация - это самостоятельное, самоуправляемое, формальное сообщество людей, добровольно объединившихся на равных для постоянного (регулярного) достижения общих целей, проведения совместной работы, направленной на реализацию социально полезных (законных) интересов.

Негосударственные организации в зависимости от осуществляемых с их помощью прав граждан можно разделить на:

    политические (публичные)

    экономические;

    профессиональные и социальные;

    духовно-культурные;

    научные и образовательные;

    правообеспечительные.

Общественными организациями (объединениями), согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О некоммерческих организациях», признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Деятельность общественных организаций регулируется Федеральным Законом РФ «Об общественных организациях».

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Согласно Федеральному Закону от 24 ноября 2005 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов , а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В нашей стране общественные организации имеют многолетнюю историю. Они играют большую роль в оказании социальной помощи инвалидам. Деятельность негосударственных организаций инвалидов является важным фактором в развитии культуры, образования, здравоохранения, решении их проблем, их социализации и привлечение к активной общественной жизни. Поэтому органы исполнительной власти социальной защиты должны быть ориентированы на лучшее взаимодействие с общественными организациями инвалидов и различными благотворительными организациями.

Из общего количества общественных объединений, которых насчитывается около 18 тыс, более 900 организаций, ориентирующихся на проблемах инвалидов. Кроме возможностей проявления гражданской активности, эти неприбыльные объединения обеспечивают рабочие места для определенного контингента людей, предоставляют социально важные услуги инвалидам, таким образом, способствуя созданию условий для обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями.

Министерством юстиции Чувашии с 2000 по 2010 годы зарегистрировано 23 организации, объединяющие инвалидов.

Наиболее длительное время в Чувашии действуют Чувашская республиканская организация слепых и Чувашская республиканская организация всероссийского общества глухих . Целью основания их в 1930-ых годах было организационное объединение граждан с недостатками зрения и слуха, предоставление им всесторонней помощи в профессиональной, трудовой и социальной реабилитации, повышения их общеобразовательного и культурного уровня. В течение всего периода своего существования общественные организации занимаются практическим решением вопросов реабилитации лиц с недостатками зрения и слуха, основными из которых являются: организация обучения рабочим и другим профессиям, трудоустройство на государственные предприятия и предприятия других форм собственности, проведение реабилитационной работы; решение проблем информационного обеспечения и интеграции инвалидов в социальную среду; организация разработки и изготовления вспомогательных технических устройств.

Для всестороннего обслуживания инвалидов ЧРОС и ЧРВОГ создали разветвленную сеть учебно-рабочих предприятий и непромышленных организаций, специально предназначенные для работы с инвалидами.

В настоящее время Чувашская республиканская организация слепых объединяет 12 местных организаций, расположенных в городах и районах Чувашской Республики. Чувашское правление активно занимается реабилитацией незрячих, оказывает материальную помощь членам ВОС, проживающим в сельской местности, выделяет им средства на строительство и ремонт домов, на приобретение одежды и обуви детям. Желающим работать оказывается содействие в трудоустройстве на учебно-производственные предприятия. Многие незрячие работают в совхозах и колхозах, заняты надомным трудом – вязанием сеток. Во всех первичных организациях имеется красный уголок. Члены ВОС сельской местности в свободное время в красных уголках занимаются в кружках художественной самодеятельности, многие увлекаются спортом. Им стали больше выделять путевок в санатории и дома отдыха, их благосостояние намного улучшилось.

Численным объединением инвалидов характеризуется Чувашская республиканская общественная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".

Целью деятельности организации является объединение инвалидов Чувашии в единую структуру для эффективного решения проблем инвалидов, создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей, развитие предпринимательской деятельности как основы реабилитации, содействие в трудоустройстве инвалидов, развитие сети реабилитационных центров; использование умственного и физического потенциала людей с ограниченными функциональными возможностями для налаживания процесса личной реабилитации, интеграции инвалидов в общество, постепенное обеспечение равных возможностей для этой категории населения, содействие защите их прав, создание условий для выполнения людьми с ограниченными функциональными возможностями в полном объеме своих обязанностей как членов обществ.

Организация работает над проектом « Социальная реабилитация инвалидов через занятия настольными спортивными играми». Краткое описание проекта: «Основным мероприятием проекта – это проведение мастер-классов по настольным спортивным играм: морской бильярд «Новус» и «Шафлборд». Участники проекта - инвалиды, дети-инвалиды, желающие познакомиться и в дальнейшем серьёзно заниматься настольными спортивными играми. В процессе проекта возможно формирование команды для участия в соревнованиях, проводимые на российском уровне. Настольные игры помогут людям с ограниченными возможностями здоровья больше общаться друг с другом, тем самым разнообразить свой досуг. Настольные спортивные игры являются мощным реабилитирующим фактором для инвалидов. Внедрение настольных спортивных игр позволит увеличить число вовлеченных в активную жизнь инвалидов.

Чувашская Республиканская организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны».

В последнее десятилетие в нашей стране и республике уделяется большое внимание решению проблем инвалидов и инвалидности как важнейшей задачи государства в области социальной политики. На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения реабилитации лиц, ставших инвалидами во время боевых действий. Социальной поддержке граждан с ограниченными возможностями, их адаптации к современной жизни в нашей республике уделяется внимание на самом высоком уровне. Создан Совет при Президенте Чувашской Республики по делам инвалидов. В этом году для создания организационных, социально-экономических условий для обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов принята государственная программа Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан» на 2012 -2020 годы, одной из подпрограмм которой является «Интеграция инвалидов в общество».

Чувашская республиканская общественная организация инвалидов «Союз Чернобыль». Организация является добровольной общественной самоуправляющей, объединяющий граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также лиц, отселенных из 30-километровой зоны и зон повышенной радиоактивности. Девиз организации – «Гуманность и Милосердие».

Своей целью « Союз Чернобыль» ставит защиту прав и законных интересов:

Инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных, техногенных, экологических аварий и катастроф и иных обстоятельств; участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных, техногенных, экологических аварий и катастроф и других;

Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов;

Содействие и участие в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации, улучшении материального положения инвалидов и другое.

С целью укрепления здоровья инвалидов, развития и популяризации физической культуры и спорта среди них, организации и проведения соревнований по различным видам спорта, содействия спортивным организациям инвалидов создается общественная организация "Федерация физической культуры и спорта инвалидов». В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Минспортом Чувашии совместно с Минздравсоцразвития Чувашии, администрациями муниципальных образований Чувашской Республики проводится планомерная работа по реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к физкультурно-спортивным объектам. В республике лица с ограниченными возможностями здоровья активно занимаются по следующим видам спорта: в спорте слепых – легкая атлетика, шашки, шахматы; спорте глухих – легкая атлетика, настольный теннис, бадминтон, дзюдо; в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата – легкая атлетика, бадминтон, дартс, пауэрлифтинг, стрельба из лука. Развитие адаптивной физической культуры и спорта ведется в 9 республиканских и муниципальных спортивных школах и 2 физкультурно-спортивных клубах адаптивной направленности. Для системного развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди инвалидов созданы общественная организация «Федерация физической культуры и спорта инвалидов Чувашской Республики» и Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата Чувашской Республики». В целях массового приобщения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом ежегодно проводятся республиканские фестивали и спартакиады по многим видам спорта. В честь Международного дня инвалидов Минздравсоцразвития Чувашии с Минспортом Чувашии ежегодно организовывают Республиканский фестиваль спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках активного привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физкультурно-спортивной направленности проводится республиканская спартакиада инвалидов войны и членов их семей «ВоИн-спорт», республиканский марафон спортивных мероприятий под лозунгом «Ветеранам-инвалидам – здоровый образ жизни», где участвуют инвалиды боевых действий.

Специальное Олимпийской движение - всемирное движение, занимающееся организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий и проведением соревнований для лиц с нарушениями интеллекта. В Российской Федерации развитие Специального Олимпийского движения осуществляет Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Специальные олимпиады проводятся исключительно с целью адаптации людей с нарушениями интеллектуального развития. На соревнованиях нет цели выявить сильнейшего и зафиксировать спортивные рекорды.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. Наши спортсмены - это дети и взрослые с нарушениями интеллекта, проживающие во всех уголках нашей страны. Становясь членами международного сообщества, они находят радость, настоящих друзей и добиваются успеха. Их жизнь также становится очень интересной!

16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 50 тысяч детей и взрослых. Работают около 50 местных отделений Специальной Олимпиады России. В Чебоксарах на базе специальной коррекционной школы №15 в сентябре 2000 года открылось Чувашское региональное отделение общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России". В целях дальнейшего развития программы и пропаганды Специального Олимпийского движения на базе школы и было открыто региональное отделение организации. С 1999 года учащиеся принимали участие в международных и всероссийских соревнованиях и занимали призовые места. Значимость программы состоит в предоставлении возможности детям с нарушениями интеллекта участвовать в жизни общества в качестве полезных и уважаемых граждан. Проведение спортивных культурно-массовых мероприятий многое дает детям в плане оздоровления, адаптации их в обществе. Ребята увереннее ведут себя в коллективе, стремятся лучше учиться, у них нет проблем с поведением. Ребята становятся востребованными в общении со сверстниками, у них формируется положительное отношение к своему здоровью и поведению. Спорт- это жизнь! Спорт-здоровье! Спорт-интеграция и социализация в обществе!

Заключение

Общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать инвалидов, семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, социальной адаптации и интеграции инвалида в общественную жизнь.

Моральное здоровье общества определяется его заботой о наименее защищенных своих членах: о детях, стариках и инвалидах. Меры по обеспечению этих людей жизненными благами имеют достаточно богатую историю, но острая постановка вопроса об организации для инвалидов полноценной жизни характерна, пожалуй, исключительно для современного мира. Процессы, направленные на включения инвалидов в общественные отношения, называются интеграцией. направлена на налаживание и восстановление утраченных инвалидами связей в обществе, на включенность его в труд, быт и досуг, на преодоление изоляции. Таким образом, интеграция – это не только и не столько терапевтические меры, сколько комплекс социальных мероприятий, призванный максимально приблизить инвалида к полноценному существованию в обществе.

Основные меры по обеспечению интеграции инвалидов – это предоставление условий для получения одинакового для инвалидов и здоровых людей образования, успешного устроения инвалидов на работу с достойной оплатой, проведения досуга и другие. Именно негосударственные и общественные организации должны играть ведущую роль в успешной интеграции инвалидов в общественную жизнь.

Список литературы

1.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Владос-Прес, 2002. - 224 с.

2.Бородина Л. Спешите делать добро. // Социономия, 2000, № 10. -С. 21-2

3. Василенко JI.В. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации: Автореф. дис. канд. социолог.наук. М., 1992.

4.Васильева Н.В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности реализации в современном российском обществе / Автореф. дис. . канд. социол . н. М.: МГСА, 2000.

5.Веденеева Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации. Автореф. дисс. . канд. социол. наук. М, 2004.

6.Жизнь в дружелюбной среде (Электронный ресурс): Особое мнение Григория Лекарева.

7.Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2013.

8.Суслова М.Ю. О социализации молодого инвалида // Социальное исследование, 2000, №6



Похожие публикации