Как измерить окружность грудной клетки. Антропометрия

Практическая работа № 1.

Определение уровня физического развития ребенка

по антропометрическим данным и расчетным формулам"

Цель. Научиться оценивать физическое развитие ребенка с помощью соматометрических и физиометрических показателей и расчетных формул.

Материалы и оборудование. Ростомер, напольные весы, сантиметровая лента, кистевой динамометр, коврик для проведения упражнений, скамейка или табуретка.

Ход работы.

Задание 1. С помощью ростомера измерьте длину тела испытуемых в положении стоя и сидя.

Рассчитайте средние значения должного роста по формулам (для возраста от 3 до 17 лет).

Рост девочек = 5 × возраст +80

Рост мальчиков = 5 × возраст + 85

Люди, рост которых на 5-10 см меньше среднестатистического считаются низкорослыми, больше статистического – высокорослыми. Отклонение реального роста от рассчитанного на 20% и более может свидетельствовать о гормональных нарушениях.

Сравните рост испытуемых со среднестатистическим. Сделайте вывод о величине роста испытуемых.

Ответьте на вопрос: от чего зависит рост ребенка?

Задание 2. Рассчитайте предполагаемый рост испытуемых в зависимости от роста их родителей по формуле доктора Дж. Хокера

ПР мальчика = (РО+РМ):2+6,4;
ПР девочки = (РО+РМ):2-6,4,

где РО – рост отца в сантиметрах, РМ – рост матери в сантиметрах, а ПР – предполагаемый рост.

Хронические заболевания, дефицит или, наоборот, избыток питания, недостаток в организме определенных веществ (например, йода), плохое эмоциональное состояние ребенка, недостаточность сна и неадекватная физическая нагрузка (низкая физическая активность или, например, занятия тяжелой атлетикой) могут привести к тому, что рост ребенка будет меньше «запрограммированного» на 5-15 сантиметров.

Сравните реальный рост испытуемых с предполагаемым. Сделайте вывод о степени влияния генетических факторов и среды на рост испытуемых.

Задание 3. Рассчитайте пропорциональность телосложения по формуле:

× 100%
рост стоя - рост сидя

рост сидя

При величине показателя 87-92% телосложение оценивается как пропорциональное; если показатель меньше 87%, это указывает на относительно малую длину ног; при величине показателя 92% и более – на большую длину ног.

Сделайте вывод о пропорциональности телосложения испытуемых.

Задание 4. Измерьте окружность грудной клетки испытуемых.

Окружность груди измеряется в трех фазах: во время спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Сантиметровая лента должна проходить по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди.

Рассчитайте величину экскурсии грудной клетки (разницу между окружностью грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе). У здоровых молодых людей она колеблется от 6 до 9 см.

Сделайте вывод о величине экскурсии грудной клетки у испытуемых. Если экскурсия испытуемого больше или меньше среднестатистических величин, попробуйте объяснить, чем это может быть вызвано.

Ответьте на вопрос: от чего зависит величина экскурсии грудной клетки и на какие другие физиологические показатели она может повлиять?

Задание 5. Рассчитайте по формуле крепость телосложения

Формула: Крепость телосложения (баллов) = Рост (см) – (Масса тела, кг + окружность груди при выдохе (см))

Сделайте вывод о крепости телосложения, используя шкалу Пиньи.

Шкала Пиньи: меньше 10 – крепкое телосложение;

10-20 – хорошее телосложение;

21-25 – среднее телосложение

26-35 – слабое телосложение

больше 35 – очень слабое телосложение.

Задание 6. Рассчитайте гармоничность телосложения испытуемых по формуле:

Окружность грудной клетки (в паузе) /рост × 100%

Сделайте вывод о гармоничности телосложения испытуемых исходя из данных, что телосложение считается гармоничным, если значение равно 50-55%.

Узкую грудную клетку обычно имеют люди с так называемым микросоматическим типом телосложения (астеник), нормальную – с мезосоматическим типом телосложения (нормостеник), широкую – с макросоматическим типом телосложения (гиперстеник). Обычно нормальный вес гиперстеника больше, чем нормостеника и астеника.

Таблица 1.

Среднестатистические величины

окружности грудной клетки (в паузе) у людей 13-17 лет

Возраст, лет Пол Узкая грудная клетка, см Нормальная грудная клетка, см Широкая грудная клетка,см
юноши 65-69 70-85 86-87
девушки 64-69 70-84 85-88
юноши 67-72 73-85 86-91
девушки 67-72 73-86 87-91
юноши 70-75 76-89 90-94
девушки 70-75 76-88 89-92
юноши 73-79 80-92 93-97
девушки 73-77 78-89 90-94
юноши 77-81 82-94 95-98
девушки 75-79 80-90 91-95

После того, как вы определили тип телосложения испытуемых, выберите для каждого из них подходящую формулу из таблицы 2 и рассчитайте рекомендуемый вес. Рекомендуемый вес – это вес, идеальный для сохранения оптимального уровня здоровья.

Определение окружности грудной клетки и головы проводят для оценки физического развития человека в основном в детском возрасте, а также с целью выявления некоторых заболеваний, связанных с органами дыхания. Правильный алгоритм проведения замеров производит врач, его ассистент или медицинская сестра с помощью специального инвентаря и соответствующих приборов. Объем легких замеряют с помощью спирометра.

Измерение окружности грудной клетки у взрослых мужчин и женщин

Измерение окружности грудной клетки проводят с помощью сантиметровой ленты в положении стоя. Человек при этом должен находиться в состоянии покоя. Для этого грудную клетку освобождают от верхней одежды, желательно и нижней, чтобы получилось максимально точное измерение. Правильное наложение сантиметровой ленты должно проходить по нижнему краю лопаток с задней стороны и по уровню 4 ребра спереди. Если смотреть по внешним признакам, то у мужчин этот параметр измеряется по уровню сосков, а у женщин по основанию молочных желез либо под ними. Правильное наложение ленты должно быть плотным, но без чрезмерного натяжения. Она укладывается в строго горизонтальном положении. У взрослого при достижении определенного возраста развитие и рост грудной клетки прекращаются. Изменения могут происходить только при наличии патологических процессов в организме пациента.

Для детей первого года жизни такая процедура входит в разряд обязательных, она позволяет определить индивидуальные особенности и уровень физического развития ребенка для его возраста.

Стоит отметить, что обычно средние показатели обхвата груди у мужчин и мальчиков выше, чем у женщин и девочек на 5 см. Однако есть ряд причин, способных повлиять на разброс этих значений, в результате чего может оказаться, что грудная клетка у женщины или девушки имеет большие показатели, и это будет тоже нормой, без каких-либо сопутствующих патологий.

Вместе с окружностью грудной клетки проводят измерение окружности головы. Ребенка усаживают на стул либо укладывают. Сзади сантиметровая лента располагается по максимальному выступу затылочного бугра, спереди - проходит по надбровным дугам. Рост грудной клетки особенно стремительно проходит в первые годы жизни ребенка и находится в большой зависимости от массы тела. За первые 12 месяцев жизни размер грудной клетки новорожденного увеличится в среднем на 13 сантиметров, что равно 50% от роста длины тела за этот же промежуток времени. У малышей окружность грудной клетки измеряется в лежачем положении. Такой подход применяется к детям, которым не меньше до 2 лет.

Существуют средние значения по изменению окружности грудной клетки и головы. Антропометрические данные рассчитаны на мужчин и женщин от рождения до становления взрослого человека:

Возраст Окружность груди у мальчиков, см % от длины тела Окружность головы у мальчиков, см % от длины тела Окружность груди у девочек, см % от длины тела Окружность головы у девочек, см % от длины тела
На момент рождения 33 68 36 68 31 66 35 67
1 месяц 35 66 37 66 34 65 36 67
2 месяца 37 66 38 66 36 65 37 68
3 месяца 38 66 41 65 37 65 39 68
6 месяцев 42 64 43 65 40 64 41 65
9 месяцев 44 64 45 63 43 64 44 64
1 год 45 62 46 62 46 63 45 61
2 года 50 58 47 56 51 60 46 56
3 года 51 55 49 51 51 58 47 52
4 года 52 51 50 50 53 56 49 50
5 лет 54 51 51 46 54 53 50 47
6 лет 56 49 52 44 56 52 51 43
7 лет 57 47 53 42 58 50 51 42
8 лет 58 46 53 40 59 47 51 44
9 лет 60 46 54 39 62 49 51 45
10 лет 63 45 54 39 63 48 52 40
11 лет 65 45 54 38 67 48 53 37
12 лет 67 46 55 36 70 48 53 35
13 лет 70 47 55 35 75 48 54 34
14 лет 75 47 55 34 77 49 54 33
Взрослый 88 50 56 33 83 50 55 32

Выравнивание может происходить как в большую, так и в меньшую сторону. На приеме в кабинете врача измеряют экскурсию грудной клетки. Это делается путем вычитания значений величины на выдохе от значений показателей на вдохе. В норме оно находится в пределах от 5 до 10 см. Отклонения от нее могут поставить под вопрос проблемы с легкими. У людей, занимающихся спортом, тоже могут быть увеличенные показатели между верхним и нижним значениями на 3-5 сантиметров. Общее увеличение объема легких наблюдается у профессиональных спортсменов и может значительно превосходить среднее значение до 30% и более.

Жизненная емкость легких - это функциональный показатель, определяющий возможности дыхательной системы человека. С помощью прибора медицинского назначения (спирометра) проводят измерение. Человек стоит ровно на горизонтальной поверхности и делает выдох с максимальной силой в мундштук спирометра. Всего проводится 3 таких измерения для более точного результата. Показатели складывают и делят на полученную цифру. Точность измерения округляют до 100 см³.

Определение величины объема легких

Для оценки полученных показателей используют формулу Людвига:

  • Расчет для мужчин: ЖЕЛ = 40*рост (см)+30*вес (кг)-4400 ;
  • Расчет для женщин: ЖЕЛ = 40*рост (см)+10*вес (кг)-3800.

Для формулы можно использовать показатели из таблицы:

Вес, кг Рост,см
160 170 180 190 200
50 3000 3300 3600 3900 4200
60 3300 3600 3900 4200 4500
70 3600 3900 4200 4500 4800
80 3900 4200 4500 4800 5100
90 4200 4500 4800 5100 4400
100 4500 4800 5100 5400 5800

С возрастом происходят отклонения в сторону уменьшения объема легких, в том числе и за счет снижения уровня активности по сравнению с молодыми людьми.

Итог

Окружность грудной клетки, объем и экскурсия напрямую связаны с уровнем физического развития человека и является важнейшим показателем состояния здоровья, но всему есть разумный предел и стоит придерживаться золотой середины, чтобы не травмировать себя чрезмерными нагрузками или полным их отсутствием.

Очень давно в одной из первых своих прочитанных книг о силовой подготовке я узнал о таком понятии как экскурсия грудной клетки. В этой книге объяснялось и аргементировалось, что экскурсия — это показатель атлетичности.

Экскурсия грудной клетки — разница окружности грудной клетки между вдохом и выдохом. Замерить ее очень просто — возьмите сантиметр, затем выдохните максимально и замерьте окружность грудной клетки, потом сделайте мощный вдох и снова замерьте. Вычтите из большего меньше — полученная разница и есть экскурсия грудной клетки (по соскам или непосредственно под грудными мышцами — не имеет значения, так как важна разница).

Экскурсия является косвенным показателем тренированности атлета. Установлено, что с годами интенсивнового тренинга экскурсия увеличивается. Возьмите сантиметр прямо сейчас — если у вас экскурсия равняется или превышает 10 см, то вам нет нужды беспокоиться — вы атлетичны и достаточно тренированны.

Среди тестируемых одними из первых в табели о рангах стоят пловцы на короткие дистанции и спринтеры — экскурсия их грудной клетки достигает 20 см!!! За ними следом, как не странно, идут борцы — даже у начинающих малолетних борцов экскурсия превышает 10 см. Эти данные можно без труда найти в любом спортивном диспансере, который в советские времена обслуживал огромную армию спортсменов — от детей, до чемпионов мира.

Однако в этих диспансерах нет никаких данных о пауэрлифтерах и тем более о культуристах. Я собственными силами постарался восполнить этот пробел — перемерял всех знакомых силовиков от КМС до МСМК.Результаты оказались самыми удручающими… для пловцов, спинтеров и бороцов — для атлетов уровня МСМК и МС экскурсия грудной клетки превысила на 1,7 см в среднем экскурсию пловцов!!! Представляете, если брать экскурсию грудной клетки за критерий атлетичности, то закон больших чисел говорит о том, что пауэрлифтеры самые атлетичные!!! Этот вывод меня весьма порадовал.Я думаю он так же порадует и вас, дорогие мои собратья по железу.

Практически у всех силовиков уровня МСМК экскурсия грудной клетки составляет около 20 см — а это супергроссмейстерский показатель.

Логично предположить, что имеется связь между экскурсией и уровнем мастерства, а значит и атлетичности. Те, у кого экскурсия составляется 10 сантиметров, захотят увеличить ее до 15. А те, кто является счастливым обладателем экскурсии 15 см, наверняка горят желанием поднять ее до 20 см! Встает вопрос — как это сделать…

Как это сделать…

Вполне достаточно комбинировать глубокие приседания и жим лежа широким хватом.
Эти упражнения рекомендуют все… они универсальны… универсальны они и для увеличения грудной клетки.

1. Жим лежа — хват должен быть чуть шире среднего, лопатки следует свести вместе, трапецией следует упереться в лавку и прогнуться в пояснице, ягодицы только касаются лавки — основная опора это ваши стопы и трапеция. По мере опускания штанги на грудь старайтесь максимально подать грудь вверх, вдохните на полную мощь ваших легких, сведите лопатки вместе — разверните грудь, чтобы она стала шире чем ваша входная дверь
Помните, о психологической стороне — представьте, что вместо груди у вас кузнечных мех, а ваши руки гидравлические приводы… вам нет равных по мощи… вдох — мощный срыв… вдох — мощный срыв…

2. Приседания — приседайте так, как вы это обычно делаете, только акцентируйтесь на правильном дыхании.
Перед тем как ринуться вниз, сделайте мощный вдох и подайте грудь вперед.
Если для вас главное — это бочкообразная грудь, а не большой присед, то поставьте вес поменьше и набирайте в свои легкие воздух в самом низу — в глубоком «седе».

3. Жим гантелей — это упражнение как- будто специально придумали для увеличения грудной клетки.
Возьмите гантели поувесистей, представьте себе кузнечной машиной — ваши легкие — меха, а руки гидравлические привода. Опускайте гантели медленно и по мере опускания наполняйте легкие воздухом. Когда почувствуете, что ваши легкие готовы взорваться от кислорода, резко жмите гантели вверх

4. Пуловер (пулловеры) — любимое упражнение культуристов. Если вас преследует маниакальная идея увеличения грудной клетки, то это упражнения вам поможет.
Его смысл в достаточно большом количестве повторений — от 8 до 25.
Лавки должны касаться только ваши трапеции и центр спины — прогнитесь максимально.
Самое главное набрать в свои легкие как можно больше воздуха во время отведенной назад за голову гантели (штанги). Упражнение достаточно травмоопасно, поэтому не следует гнаться за большим весом — уделите больше внимания чистоте движения.

Эти 4 упражнения самые эффективные, поэтому я не буду перечислять бесконечный список.
Экскурсию можно тренировать всегда — главное, чтобы активно работали ваши легкие — вдох следует делать при максимальном растяжении плечевого пояса и груди.

Если вы хотите быть атлетом, а не 160килограммовыми свиноподобными Энтони Кларками (при всем моем уважение, его тело не внушает эстетического восторга), то вам не стоит забывать про аэробные нагрузки. Аэро — значит воздух, воздух который вы прогоняете через ваши легкие, а значит и тренируете их, увеличиваетет подвижность грудной клетки. Старайтесь 1-2 раза в неделю делать разгрузку в бассейне — проплывите несколько спринтерских дистанций. Не стоит бояться потери так тяжело заработанных граммов мышечной массы — если вы худеете от 20-30 минут плаванья, то грош цена вашей мускулатуре… Увеличьте дневные каллориии и все будет в порядке.Старайтесь 2-3 раза в неделю совершать забеги на 20-30 минут в спринтерско-марафонской смешанной манере. Лично я предпочитаю крутить педали велотренажера — так для коленей безопасней…

Самое главное даже во время бега не забывайте, что ваши легкие — это кузнечный мех…

  • большая экскурсия позволит вам значительно сократить амплитуду жима — 10-20 кг хорошая прибавка
  • большая экскурсия — это хорошое легкие, а хорошие легкие — это силовая выносливость
  • бочкообразная грудь внушит трепет и восторг окружающим
  • минусов нет… кроме как возникновения проблемы с одеждой — придется шить пиджак на заказ…

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом "щелчка". Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов - большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные - в области большого вертела, а остальные пальцы - вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3x3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды - при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.

53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более - высоким.

для детей до 6 мес. - 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. - 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет - 63 – 1,5 (10 - n)
старше 10 лет - 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене .

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.

Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. - Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. - Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя).
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). - Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. - Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. - Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. - Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. - При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п - возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10-15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление - разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5-6 лет - 44 мм рт.ст., в 14-15 лет - 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс - периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3- 3,5 сердечных сокращения, а в старшем - 4.

  • У новорожденного - 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год - 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года - 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.

Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей - первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема - разгибание головы и Эсмарха - рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара . Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

Продолжение. См. № 38, 39/2003

Основы антропологии с элементами генетики человека

Учебно-методический комплекс

Основные размеры, принятые для характеристики отдельных частей и пропорций тела, определяются как проекционные расстояния между двумя антропометрическими точками или между антропометрической точкой и плоскостью пола:

    длина тела (рост) – высота над полом верхушечной точки;

    длина корпуса – длина тела минус длина нижней конечности;

    длина нижней конечности – высота над полом вертельной точки;

    длина верхней конечности – расстояние между плечевой точкой и пальцевой;

    длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками;

    ширина плеч (акромиальный диаметр) – расстояние между правой и левой плечевыми точками.

2.1.2. Лабораторная работа № 1. «Соматометрия. Определение основных размеров и веса тела»

Работа проводится в парах.

Определение роста стоя

1. Предложить обследуемому встать на площадку ростомера. При этом планка («бегунок») ростомера должна быть поднята вверх.
2. Установить его в положение «франкфуртской», или «немецкой, горизонтали». При этом линия, соединяющая самую нижнюю точку нижнего края глазницы и самую верхнюю точку верхнего края наружного слухового прохода, должна быть перпендикулярна шкале ростомера. Три точки (затылок, лопатки и ягодицы) должны находиться на одной линии и касаться измерительной шкалы.
3. Плавно опустить планку ростомера до соприкосновения с верхушечной точкой головы (девушкам необходимо распустить волосы, если прическа мешает измерению).
4. Зафиксировать результат измерения.

Определение роста сидя

1. Рост определяется аналогично определению роста стоя, только обследуемый садится на откидную крышку ростомера.
2. Рост определяется по шкале ростомера для данного вида измерения.

Определение окружности грудной клетки


2. Грудная клетка находится в промежуточном положение между вдохом и выходом при спокойном дыхании.
3. Измерение проводят сантиметровой лентой, которая проходит на уровне нижней границы лопаток (сразу же под ними) и через соски (у юношей) или над молочными железами (у девушек).
4. Данные заносятся в таблицу.

Определение экскурсии грудной клетки

Под экскурсией грудной клетки подразумевают амплитуду движения грудной клетки в пределах максимальных вдоха и выдоха. Будучи введена как дополнительный признак физического развития еще в прошлом веке, экскурсия грудной клетки рассматривалась и продолжает рассматриваться рядом исследователей и в настоящее время в качестве показателя степени интенсивности обмена воздуха в легких.

1. Обследуемый занимает вертикальное положение.
2. Обследуемый делает самый глубокий вдох, после чего фиксируется показание окружности грудной клетки.
3. Обследуемый делает самый глубокий выдох, после чего фиксируется показание окружности грудной клетки.
4. Экскурсия определяется как разница между показаниями окружности грудной клетки на вдохе и выдохе.
5. Показания фиксируются в таблице.

Антропометрические данные (фамилия, имя, отчество)

2.1.3. Длина тела и ее морфологическая изменчивость

Длина тела (рост)

Длина тела – важнейший морфологический признак, определяющий в большей степени многие другие размеры. Длина тела обнаруживает бо"льшую индивидуальную изменчивость, бо"льшие возрастные, половые и территориальные групповые различия.

Средняя длина тела для всего человечества примерно равна 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Разница в длине тела у мужчин и женщин составляет в среднем 8–11 см (среднее квадратичное отклонение примерно 6 см).

* Цит. по: Родзинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.: Высшая школа, 1978



Похожие публикации