Методы оценки общей физической работоспособности офр. Психология профессиональной работоспособности

Конечной целью учебно-боевой деятельности войск является высокая боеспособность и боеготовность.

Высокая боеспособность представляет собой слагаемое с высо­кой работоспособности, физической подготовленности и трениро­ванности военнослужащих к конкретной военной специальности на фоне хорошего физического развития и здоровья.

Высокая физичес­кая подготовленность достигается всей системой физического вос­питания личного состава и оценивается в соответствии с Наставле­нием по физической подготовке.

Медицинская служба оценивает эффективность физической под­готовки и состояние физической подготовленности по уровню физи­ческого развития, здоровья и работоспособности.

В физиологии военного труда и военной психологии часто пользуются терминами работоспособность, боеспособность, эффек­тивность и надежность боевой работы военного специалиста, поэто­му необходимо дать определения этим понятиям.

Боеспособность военного специалиста - характеристика воз­можности человека решать боевую задачу, обусловленная функцио­нальным состоянием организма, обученностью и технической осна­щенностью.

Под эффективностью боевой работы военного специалиста сле­дует понимать степень успешности достижения им тех боевых целей

на комплексе вооружения или объекте военной техники, для которых

они предназначены.

Под надежностью работы военного специалиста понимается ве­роятность безошибочного протекания рабочего процесса человека в заданных условиях втечение определенного промежутка времени, с заданной скоростью переработки информации, типом реагирования и т.п.

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных лимитов времени и па­раметров эффективности. Оценка работоспособности должна даваться на данных изучения прямых и косвенных показателей эффективности конкретной деятельности.

На практике в динамике работоспособности выделяют несколько периодов; врабатываемость, высокая (оптимальная) работоспособ­ность, неустойчивая работоспособность и ее прогрессивное снмже­ние.

Период врабатываемости характеризуется постепенным нараста­нием функциональных возможностей организма, приспособлением че­ловека к наиболее рациональному режиму выполнения данной работы с одновременным увеличением ее продуктивности.

Период высокой (оптимальной) работоспособности характеризу­ется высоким качеством и заданным количеством труда. Оптимальная работоспособность обеспечивается оптимальным функционированием систем физиологического обеспечения.

В периоде неустойчивой работоспособности выделяются две фа­зы:

Фаза полной компенсации, когда количество и качество ра-

боты не страдает, но увеличивается физиологическая цена работы

за счет напряжения физиологических систем;

Фаза неустойчивой компенсации, при которой работоспособ­ность сохраняется, но физиологическая цена ее увеличивается, требуются большие волевые усилия, может ухудшиться качество ра­боты.

Период прогрессивного снижения работоспособности характери­зуется выраженным утомлением организма. Работа должна прекра­щаться.

Различают, так называемый, "конечный порыв", когда цель близка и большим усилием воли человек заставляет себя выполнить задание до конца. Выкладка до конца имеет высокую физиологичес­кую цену и в обычной трудовой деятельности "конечный порыв" не нужен, если не сказать вреден.

Различают труд преимущественно физический и преимущественно умственный в зависимости от того, какая компонента труда прева­лирует - физическая (мышечная) или умственная (творческая). Труд может быть тяжелым и напряженным, нетяжелым, но напряженным и, наконец. тяжелым, но не напряженным.

Тяжесть труда характеризуется энерготратами в течении рабо­чего дня, а напряженность определяется временем выполнения рабо­ты.

Субъективное чувство тяжести труда и его напряженности оп­ределяется не только энерготратами в единицу времени, но и таки­ми факторами, как физическая подготовленность, состояние здо­ровья, профессиональный уровень, санитарные и климато-географи­ческие условия, эмоциональное состояние и др.

Некоторые физиологические показатели напряженности труда приведены в таблице 18

Таблица 18 Физиологические показатели напряженности труда

| Легкая до 90 до 12 до 0,5 до 0,15 |

| Средняя до 100 до 20 до 0,8 до 0,2 |

| Большая до 120 до 36 до 1,5 до 0,5 |

| Очень большая 120 36 1,5 0,5 |

Умственный труд характерен, в основном,для военных специа­листов операторского профиля, его условно можно разделить на три типа:

Умственный труд сенсорного типа (прием и передачи инфор­мации в неизменном виде);

Умственный труд сенсомоторного типа:

а) преимущественно сенсорного типа (информация и простой моторный ответ (руль влево - руль вправо и т.п.)

б) преимущественно моторного типа (информация и подготовка техники к работе)

Умственный труд логического типа:

а) со стандартным видом деятельности (регламентная работа)

б) преимущественно эвристическая деятельность

в) с нестандартной деятельностью (не всегда предусмотрен ответ).

Характеризуя тяжесть и напряженность военного труда воен­нослужащих в сухопутных войсках важно заметить, что они опреде­ляются прежде всего военной специальностью. Среди военных про­фессий мы найдем такие, которые могут расцениваться как профес­сии преимущественно умственного труда (операторы вычислительных центров, штабные работники и т.п.) и такие, которые оносятся к физическому труду (танковые войска, инженерные части, мотострел­ки). В дни учений энерготраты мотострелков и танкистов достигают 5 000 и более ккал, что уже относится особо тяжелому труду. На учениях в горной местности энерготраты мотострелков достигают 5500 и более ккал.Особой напряженностью отличается труд военнос­лужащих в дни учений, и это,в первую очередь,относится к води­тельскому составу танковых экипажей, когда одним из важных мо­ментов для достижения цели является время. Атака мотострелков в пешем порядке, да еще по пересеченной местности - труд тяжелый и напряженный. Высокое нервно-эмоциональное напряжение характерно для операторов РЛС, танкистов при форсировании водных преград по дну, химиков при работе с реальными отравляющими веществами.

В процессе регулярных занятий в любом виде деятельности ор­ганизм приспосабливается к предъявленным требованиям, постепенно увеличиваются его функциональные возможности, при этом наряду с образованием и закреплением навыков, развитием физических ка­честв, повышением психологической устойчивости происходит раз­витие тренированности как проявление долговременной адаптации к

Процесс выработки тренированности, в т.ч. боевых приемов и навыков называется тренировкой, под которой в широком смысле по­нимают длительное планомерное воздействие на организм в целях создания повышенной физической и умственной работоспособности, устойчивости организма к внешним воздействиям.

Регулярные полноценные занятия в системе физической подго­товки не только улучшают показатели функционального состояния организма, здоровья и физического развития, но и обеспечивают быстрейшее становление и развитие тренированности.

Чем выше уровень тренированности, тем более выражена интег­рация функций организма. Наивысший уровень тренированности про­является в оптимальном состоянии координальных механизмов на фо­не высоких функциональных возможностей органов и систем.

С уществует группа методов, которая позволяет интегрально оценить физическую работоспособность - максимальную производительность.

Производительность зависит от:

 развития мышечной массы;

 возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

 уровня транспорта кислорода и углекислого газа.

К методам оценки относят:

 двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;

 велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);

 пробы на приседание (проба Летунова).

Работоспособность студента и факторы, на нее влияющие

У чебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая лекции, семинары, практические занятия и самоподготовку. Ежедневная учебная нагрузка студента составляет 8-9 ч. и его рабочий день является одним из самых продолжительных. При этом более половины студентов (до 57%), не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой также по выходным и праздничным дням. Кроме того, самоподготовка в течение части семестра многими студентами не осуществляется и компенсируется чрезмерно интенсивной работой в период экзаменационной сессии. При этом восстановительные процессы у многих из них проходят неполноценно вследствие недостаточного сна, малого пребывания на свежем воздухе, недостаточного внимания физической культуре и спорту, а у некоторых и вследствие нерегулярного или неполноценного питания.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешный учебный труд, является хорошая умственная работоспособность. Работоспособность в учебной деятельности в значительной степени зависит от свойств личности и темперамента студента, особенностей его нервной системы.

У спешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как "усидчивость", которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения.

При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой. У студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад.

Закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

В условиях учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые обнаруживают определенные закономерности. Их можно наблюдать в течение дня, недели, на протяжении семестра и учебного года в целом. Выраженность и иные характеристики этих изменений определяются как функциональным состоянием организма студента до начала работы, так и особенностями самой работы, ее организацией и другими факторами.

В течение учебного дня можно выделить шесть периодов.

1. Первый период – период врабатывания – характеризуется невысокой продуктивностью труда. В начале занятия студент не может сразу сосредоточиться и активно включиться в работу. Требуется не менее 10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот период характеризуется постепенным нарастанием работоспособности с небольшими ее колебаниями.

2. Второй период – период оптимальной, устойчивой работоспособности – проявляется изменениями функций организма, которые наиболее адекватны выполняемой учебной деятельности. Его продолжительность может составлять 1,5-3 ч.

3. Третий период – полной компенсации – характеризуется тем, что появляются начальные признаки утомления, которые могут компенсироваться волевыми усилиями при наличии положительной мотивации.

4. Четвертый период проявляется неустойчивой компенсацией, нарастанием утомления, колебаниями волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности в этом периоде заметно снижается. При этом функциональные изменения могут более заметно проявляться в тех органах, системах и психических функциях, которые в рамках конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение, или которые у данного студента имеют меньшие компенсаторные возможности. Поэтому, у одних нарушения более заметно могут проявиться в зрительном анализаторе, у других в снижении устойчивости внимания, у третьих в затруднении активного запоминания или снижении способности к решению задач, вследствие недостаточности оперативной памяти.

5. Пятый период характеризуется прогрессивным снижением работоспособности. Перед окончанием работы оно может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (состояние "конечного порыва").

6. Шестой период характеризуется дальнейшим снижением продуктивности работы, если она вынужденно продолжается, что является следствием снижения умственной работоспособности.

Если учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку, то обнаруживаются два пика работоспособности, из которых один приходится на 12 часов, а второй на 22 часа, при минимуме работоспособности в середине дня (16-18 часов). Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. С ледует признать, что колебания умственной работоспособности весьма значительны и индивидуальны. Необходимо установить опытным путем собственный оптимум нагрузки, помня при этом, что два часа до сна являются самыми непродуктивными в плане запоминания полученной в это время информации.

Работоспособность студентов на протяжении учебной недели

В течение недели можно выделить три периода.

1. Первый период – начало недели (понедельник) – характеризуется невысокой работоспособностью, поскольку наблюдается период врабатывания, процесс вхождения в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день.

2. Второй период – середина недели (вторник-четверг) - характеризуется наиболее устойчивой и высокой работоспособностью.

3. Третий период – конец недели (пятница, суббота) - проявляется процессом снижения работоспособности. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, развитие состояния "конечного порыва".

Типичная кривая работоспособности может изменяться, если имеет место фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Если студентам в начале недели в течение двух-трех дней подряд приходится испытывать повышенные учебные нагрузки (коллоквиумы, контрольные работу, зачеты), то к концу периода интенсивной работы может происходить снижение умственной работоспособности.

В последующие дни недели, характеризующиеся обычными нагрузками, эти нагрузки воспринимаются студентами как легкие, и они эффективно стимулируют восстановление работоспособности. Отклонение от типичной динамики работоспособности на протяжении учебной неделе может быть вызвано также увеличением количества учебных занятий свыше обычного, до 8 – 10 академических часов в день.

На протяжении недели отмечаются также изменения физической работоспособности, аналогичные изменениям умственной работоспособности.

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год

На протяжении первого семестра можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.

1. Первый период – период врабатывания – характеризуется постепенным повышением уровня работоспособности, снизившейся за время каникул, который продолжается до 3-3,5 недель.

2. Второй период – период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, длительность которого составляет до 2,5 мес.

3. Третий период – период зачетной сессии в декабре – проявляется началом снижения работоспособности, вызванным увеличением ежедневной нагрузки в среднем до 11-13 часов в сочетании с выраженными эмоциональными переживаниями.

4. Четвертый период – период экзаменов – характеризуется дальнейшим снижением кривой работоспособности.

С овершенно понятно, что равномерное распределение учебной нагрузки и итоговых контрольных точек в течение всего семестра (так называемый цикловой метод) позволяет сохранить оптимальную работоспособность и избежать пиковых эмоциональных нагрузок во время экзаменационной сессии.

В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление гипервосстановления работоспособности.

На протяжении второго семестра также можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.

1. Первый период – периодом врабатывания – период восстановления сниженной после сессии и каникул работоспособности, но продолжительность его не превышает 1,5 недель.

2. Второй период - период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, которая удерживается на высоком уровне до середины апреля.

3. Третий период – начало снижения работоспособности – проявляется с середины апреля; снижение обусловлено кумулятивным эффектом всех негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год.

4. Четвертый период - период зачетной сессии и экзаменов - характеризуется более выраженным снижением работоспособности, чем в первом полугодии.

С ледуя этой логике следует предусмотреть более легкую сессию в летний период и более насыщенную – в зимний.

В период летних каникул начинается процесс восстановления, но он отличается более медленным темпом восстановления, чем в зимние каникулы, вследствие значительно более выраженного уровня утомления.

Факторы, снижающие работоспособность студентов в экзаменационный период

Отмеченное снижение работоспособности студентов во время экзаменов является следствием воздействия большого числа неблагоприятных факторов.

Прежде всего, в период экзаменов резко возрастают объем, продолжительность и интенсивность учебного труда студентов, происходит мобилизация всех сил организма. В период экзаменов при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%. В то же время резко сокращается физическая активность, значительно сокращается пребывание студентам на свежем воздухе, у некоторых студентов нарушаются режим сна и питания.

Во-вторых, экзамены для студентов являются мощнейшим эмоциогенным фактором в студенческой жизни. В ходе экзаменов подводятся итоги учебной работы за семестр, и при этом часто решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, о получении стипендии, гранта. Экзамены являются важным проявлением самоутверждения личности. При этом ситуация экзаменов всегда характеризуется неопределенностью исхода, что повышает их эмоциогенное воздействие. Многократно повторяющиеся экзаменационные ситуации сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает состояние выраженной эмоциональной напряженности. В результате не менее трети студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, до двух третей отмечают нарушения сна в период сессии. У многих студентов устойчиво повышаются частота сердцебиений и артериальное давление, особенно в момент экзаменационного ответа, что в будущем может служить предпосылкой к развитию гипертонической болезни. У некоторых студентов отмечается снижение общего самочувствия. У некоторых студентов отмечаются снижения массы тела за период экзаменов на 1,5-3,5 кг, причем оно в большей степени присуще тем студентам, которые обнаруживают в период экзаменационной сессии большее эмоциональное напряжение.

С тепень эмоционального напряжения на экзаменах выше у студентов со слабой успеваемостью. Вместе с тем, при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, обнаруживают меньшие функциональные сдвиги, которые у них быстрее возвращаются к норме. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Это показывает, что уровень физической подготовленности в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

В настоящее время для косвенного определения общей физической работоспособности наиболее широко используются три пробы :

♦ Гарвардский степ-тест,

♦ тест Новакки.

Проба PWC 170

Теоретическим базисом пробы PWC 170 являются две физио­логические закономерности:

1) учащение сердцебиения при мышечной работе прямо про­порционально ее интенсивности (мощности);

2) степень учащения сердцебиения при всякой (непредель­ной) физической нагрузке обратно пропорциональна функцио­нальным возможностям сердечно-сосудистой системы, являю­щимся косвенным критерием общей физической работоспособ­ности.

Основу пробы PWC 170 составляет определение той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин, т.е. уровня оптимального функционирования кардио-респи­раторной системы.

Методика проведения и принципы оценки.

Варианты проведения пробы PWC 170 .

1. Общеевропейский (М.А. Годик с соавт., 1994). Предпола­гает выполнение трех возрастающих по мощности нагрузок W1-3 (про­должительность каждой 3 мин), не разделенных интервалами отдыха. За это время нагрузка возрастает дважды (спустя 3 и 6 мин от начала тестирования). ЧСС измеряется в течение по­следних 15 с каждой трехминутной ступени, нагрузка которой регулируется так, чтобы к концу теста ЧСС увеличивалась до 170 уд/мин. Мощность нагрузки рассчитывается на единицу массы тела испытуемого (Вт/кг). Первоначальная мощность устанавливается из расчета 0,75 - 1,25 Вт/кг, а ее увеличе­ние осуществляется в соответствии с возрастанием ЧСС.

PWC170=((W3-W2)/(ЧСС3-ЧСС2) × (170-ЧСС3)+W3)/масса тела, кг

2. Модификация В.Л.Карпмана с соавт. (1974). Предпо­лагает выполнение двух нагрузок возрастающей мощности W1-2 (про­должительность каждой 5 мин) с интервалом отдыха 3 мин. При выборе мощности первой нагрузки дол­жны учитываться масса тела и предполагаемый уровень общей физической работоспособности. ЧСС у обследуемого регистрируется в конце каждой нагрузки (последние 30 с работы на опреде­ленном уровне мощности). Проба выполняется без предварительной разминки.

PWC170=W1+(W2-W1)×(170-ЧСС1)/(ЧСС2-ЧСС1)

3. Модификация Л.И.Абросимовой с соавт. (1978). Пред­полагает выполнение одной нагрузки W, обусловливающей возра­стание ЧСС до 150-160 уд/мин.

PWC170=W×(170-ЧСС1)/(ЧСС2-ЧСС1)

Таблица 10

Принципы оценки относительных значений показателя PWC 170

Гарвардский степ-тест

Тест предусматривает восхождение на ступеньку при частоте восхождения 30 раз в минуту.

Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (таблица 11).

Таблица 11

Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте

Каждое восхождение состоит из четырех шагов:

1 – шаг одной ногой на ступеньку;

2 – приставить к ней вторую ногу;

Перед тем, как дать определение понятию «работоспособность», нужно уточнить ряд других тесно связанных с ним терминов. Под эффективностью работы понимают степень успешности достижения человеком стоящих перед ним трудовых целей. При определении эффективности учитывают количество затрат, необходимых для получения определенного результата и результаты, полученные при данных затратах. При оценке эффективности различают:

Объективные показатели: производительность и качество труда;

Субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов. Надежность работы - вероятность безошибочного протекания рабочего процесса в течение определенного промежутка времени при заданной интенсивности работы. Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов, надежности и параметров эффективности. Некоторые исследователи предлагают выделять два уровня работоспособности: а) актуализированную -- реально существующую в данный момент; б) резервную. Последняя также состоит из двух частей: меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, а большую -- защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе . Существуют различные методы оценки работоспособности человека, что отражено на Рис. 2.1:

Рис. 2.1.

Методы оценки работоспособности человека, основанные на анализе результатов труда, принято называть прямыми методами . В практике научных исследований в качестве прямых показателей эффективности работы применяется определение точности и скорости выполнения человеком отдельных, наиболее важных элементов или операций, составляющих структуру рабочей деятельности.

Выделение этих элементов или операций производится на основании предварительного психофизиологического анализа профессиональной деятельности и составления профессиограмм. При этом ведется учет показателей производительности труда, качества работы, динамики ошибок в работе и анализ их психофизиологической сущности. Прямые методики принято подразделять на элементарные, операционные и интегральные методики. Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом. Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации. Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр. В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций. Например, для субъективной оценки психологического состояния человека используют тесты САН, Спилбергера и др. При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы. Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

Сенсорный

Сенсомоторный

Логический

В свою очередь сенсомоторный труд может быть преимущественно сенсорным или моторным. Умственный труд логического типа может быть связан с решением стандартных задач, жестко определяемых инструкциями, и с решением неформальных задач, видоизменяющихся в зависимости от сопутствующих факторов и при условии недостатка информации.Показатели, которые используют для косвенной оценки уровня работоспособности человека, отображены на Рис. 2.2.


23571 0

Модификация Л.И.Абросимовой

Модификация Л.И.Абросимовой с со-авт.(1978). В настоящее время данный вариант теста используется чаще, Он предусматривает выполнение одной нагрузки. Для получения достаточно точных результатов, сопоставимых с результатами теста в модификации В.Л.Карпмана необходимо подобрать нагрузку, при которой к моменту ее завершения ЧСС достигнет 150-160 уд/мин.

Расчет показателя PWC170 по формуле:

pwc170=w / f - f0 * (170 -f0)

Где:
W - величина нагрузки;
f0 - ЧСС покоя (до нагрузки);
f1 - ЧСС после нагрузки.

Показатели общей физической работоспособности у спортсменов разных видов спорта существенно отличаются, что связано с преимущественным развитием ведущих физических качеств. Наибольшие значения отмечаются у спортсменов, тренирующихся «на выносливость» (длинные и марафонские дистанции).

Таблица 3.4. Оценка физической работоспособности по результатам теста PWC170 (кгм/мин) у квалифицированных спортсменов (модификация Б.Я. карпмана с соавт., 1974)


В тех случаях, когда отсутствует сложная аппаратура или в полевых условиях (на тренировочной базе) тест PWC170 проводят методом степэргометрии.

Определение PWC170 методом степэргометрии. Испытуемый в течение 3 минут совершает подъемы на ступень высотой 35 см с частотой 20 подъемов в минуту (частота метронома 80 ударов в минуту). На один удар метронома совершается одно движение. По окончании нагрузки считают пульс в течение 10 с (P1). Далее выполняется вторая нагрузка с частотой 30 подъемов в минуту (120 уд/мин). По окончанию второй нагрузки снова считают пульс (P2).

Затем определяют показатель PWC170 с помощью таблицы 3.5. На горизонтальной линии находят ЧСС после первой нагрузки, а на вертикальной, соответственно, после второй. Пересечение двух показателей дает величину относительного PWC170 в пересчете на 1 кг веса тела.
Общая работоспособность рассчитывается следующим образом:

PWC170 (кгм/мин) = А * М,

Где:
А - величина относительного PWC170 М - масса тела испытуемого.

Таблица 3.5. Определение относительного показателя PWC с помощью данных степ-теста



Таблица 3.6. Оценка результатов теста Новакки



При отсутствии полученной в ходе опыта ЧСС в таблице, величину относительного показателя PWC170 можно найти по формуле:

А=7,2*(1+0,5*(28-Р1)/(Р2-Р1)

Где:
P1 - пульс после первой нагрузки; P2 - пульс после второй нагрузки.

Тест Новакки

Тест предусматривает определение времени на протяжении, которого исследуемый способен выполнять нагрузку определенной мощности, которая зависит от массы тела человека. Величина начальной нагрузки составляет 1 Вт/кг. На каждой последующей ступени (ступенчато растущей нагрузки без интервалов отдыха) интенсивность работы постепенно увеличивается на 1 Вт/кг. Длительность каждого этапа составляет 2 минуты. Тест проводится до тех пор, пока исследуемый может выполнять нагрузку или до появления признаков порога толерантности.

При обследовании лиц средних или преклонных лет, а также больных, величина начальной нагрузки должна составлять 1/4 Вт/кг.

Для оценки результатов теста, которая осуществляется с учетом мощности нагрузки и длительности ее удержания, разработана оценочная таблица.

Нормальная физическая работоспособность по данному показателю у нетренированных лиц соответствует - нагрузке мощностью 3 Вт/кг, которая выполнялась в течение 2 мин, а у тренированных - 4 Вт/кг.

Из вышерассмотренных тестов в практике спортивной медицины наиболее часто используют тест PWC170, так как показатели этого теста можно использовать для непрямого определения МПК.

Гарвардский степ-тест

Тест был разработан в Гарвардском университете (США) в 1942 году и является универсальным методом оценки физической работоспособности. Величина индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) оценивает скорость восстановления пульса после стандартной физической нагрузки.

В состоянии покоя у обследуемого регистрируется пульс за 30 минут и АД. Высоту ступени и время восхождения подбирают, руководствуясь данными табл. 3.7.

Подъем на ступеньку осуществляется с частотой 30 восхождений в 1 мин на протяжении 5 мин. Темп задается метрономом - 120 ударов в минуту. Время восхождения при необходимости может быть ограничено до 2-3 мин. После завершения теста определяется ЧСС в первые 30 сек на 2, 3 и 4-й минутах восстановительного периода. Сразу же после нагрузки регистрируют АД.

Таблица 3.7. Параметры выполнения работы при вычислении ИГСТ



Расчет индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) выполняется по формуле:

ИГСТ=Т * 100/(f1+f2+f3)*2,

Где ИГСТ - в баллах;
Т - время восхождения на ступеньку в сек; f1, f2, f3 пульс за 30 сек на 2, 3 и 4-й минутах восстановления.

Следует учитывать, что общая нагрузка при выполнении данного теста достаточно велика, поэтому его можно использовать лишь здоровым лицам после систематических занятий физкультурой не менее 6 недель.

В табл. 3.8. приводятся оценочные критерии величины Гарвардского степ-теста для здоровых лиц, а в табл. 3.9 в сравнении со спортсменами.

Таблица 3.8. Оценка физической работоспособности по величине ИГСТ

Таблица 3.9. Оценка результатов гарвардского степ-теста у нетренированных и спортсменов разных видов спорта



Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

Похожие публикации