Строение клетки. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь

    Первый микроскоп был изобретен Янсеном в (_).

    В 1665 году Роберт Гук (_).

    Антоний Ван Левенгук открыл мир (_).

    Роберт Броун описал в растительных клетках (_).

    В 1838–1839 гг. ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн сформулировали (_).

    Т.Шванн считал, что новые клетки образуются (_).

    В 1855 г. Рудольф Вирхов доказал, что (_).

    Основной единицей строения и жизнедеятельности живых организмов является (_).

    Все клетки живых организмов имеют (_).

    Клетки образуются только (_).

Задание 2. «Строение клеточной оболочки»

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 - 5?

    Из каких двух частей состоит оболочка животной клетки? Растительной клетки?

    Какова толщина плазмалеммы?

Задание 3. «Строение плазмалеммы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Оболочка какой клетки на рисунке? Ответ поясните.

    Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?

    Какие молекулы образуют гликокаликс?

Задание 4. «Электрохимический градиент»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что такое концентрационный градиент?

    Что такое электростатический градиент?

    Что такое электрохимический градиент?

Задание 5. «Транспорт веществ через мембрану»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 - 4?

    Какой вид транспорта требует затраты энергии?

    Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?

    Как ионы Na + выводятся из цитоплазмы клетки наружу?

Задание 6. Рассмотрите рисунок «Плазмолиз»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что называется плазмолизом?

    Каким образом осуществляется движение воды через клеточную мембрану?

    Причины плазмолиза?

Задание 7. «Оболочка клетки»

Запишите номера предложений и пропущенные слова:

    Оболочка растительной клетки представлена (_).

    Плазматическая мембрана образована (_).

    Образуют гидрофобную основу клеточной мембраны (_).

    Основная часть воды попадает в клетку через клеточную оболочку (_).

    Захват плазматической мембраной твердых частиц – (_).

    Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки – (_).

    Поступление веществ в клетку – (_), выведение веществ из клетки – (_).

    Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет с затратой энергии АТФ – (_).

    Поступление воды в клетку в процессе деплазмолиза происходит за счет (_).

    Плазмолизом называется (_).

    Осмосом называется (_).

Задание 8. «Комплекс Гольджи и лизосомы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено на рисунке буквами А-В?

    Где образуются лизосомы?

    Сколько мембран окружает содержимое лизосом?

    Каковы размеры лизосом?

    Каковы основные функции лизосом?

Задание 9. «Одномембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Каковы основные функции комплекса Гольджи?

    Какие два вида ЭПС известны?

    Каковы основные функции ЭПС?

    Каковы функции ресничек и жгутиков?

    Чем реснички отличаются от жгутиков?

Задание 10. «Митохондрии»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции митохондрий?

    Как образуются новые митохондрии?

    Какова масса митохондриальных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате митохондрий?

    Каковы размеры митохондрий?

Задание 11. «Пластиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 6?

    Каковы основные функции хлоропластов?

    Как образуются новые пластиды?

    Какова масса пластидных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате хлоропластов?

    Каковы размеры хлоропластов?

Задание 12. «Взаимопревращения пластид»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Приведите примеры превращения пропластид в различные виды пластид.

    Приведите примеры превращения лейкопластов в хлоропласты и наоборот.

    Каковы функции лейкопластов?

    Каковы функции хромопластов?

Задание 13. «Немембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции клеточного центра?

    Как образуются центриоли клеточного центра?

    Что характерно для клеточного центра высших растений?

    Каковы функции микротрубочек и микронитей?

    Где образуются субъединицы рибосом?

    Каковы функции рибосом?

    Каковы размеры рибосом?

    Что входит в состав рибосомы?

Задание 14. «Органоиды клетки»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1 . К одномембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

**Тест 2 . К двумембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Ядро.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

**Тест 3 . К немембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

Тест 4. За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Митохондрии.

Тест 5. Биосинтез белков в цитоплазме клетки осуществляют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 6. "Органоиды дыхания", обеспечивающие клетку энергией:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 7. Расщепляют сложные органические молекулы до мономеров, даже собственные органоиды и пищевые частицы, попавшие в клетку путем фагоцитоза:

    Лизосомы.

    Рибосомы.

    Комплекс Гольджи.

Тест 8. В клетках высших растений отсутствуют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Центриоли.

Тест 9. За образование цитоскелета отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Миофибриллы.

Тест 10. Способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Лизосомы.

    Комплекс Гольджи.

В современной школе, в условиях большого объема учебной информации, обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более,что он является часто недостижимым для многих обучающихся.

В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся.

Заслуживают внимание те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания,самостоятельно их приобретать, использовать на практике. К ним можно отнести различные виды дидактического материала. Задания составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях.

Применение разноуровневых тестов, заданий и упражнений можно рассматривать как средство конкретизации и развития понятий, приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации - для доказательств и обобщений.

Все задания можно распределить по уровням.

Одним из вариантов проверки знаний являются задания к каждому из которых приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. Эти задания базового уровня (А) соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников, они контролируют знания и умения за основную и среднюю школу.

Уровень А

1.Оболочки клеток состоят из:

а) плазмалеммы (цитоплазматической мембраны);

б) клеточных стенок;

в) плазмалеммы у животных и клеточных стенок у растений;

г) плазмалеммы у животных, плазмалеммы и клеточных стенок у растений.

2.Пищеварительные ферменты, содержащиеся в лизосомах, синтезируют:

а) каналы гладкой ЭПС;

б) рибосомы шероховатой ЭПС;

в)цистерны комплекса Гольджи;

г)сами лизосомы.

Задания повышенного уровня (В) направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Выполнение заданий этой группы рассчитано на более сложную умственную деятельность.

Уровень В

1) Выберите верные утверждения

а) Новые митохондрии появляются в клетке в результате процессов синтеза белка и нуклеиновых кислот, протекающих в её ядре. (нет)

б) Пластиды присутствуют в цитоплазме только у растительных клеток. (да)

2) Продолжи предложения

а) Одномембранные сферические пузырьки, заполненные гидролитическими ферментами, - ......(лизосомы).

б) Все содержимое клетки, за исключением её ядра, - ..... (цитоплазма).

Задания повышенного уровня сложности (С) позволяют выявить сформированность у школьников умений глубоко, в полном объеме раскрыть ответ, применить знания в нестандартных ситуациях, решить биологическую задачу, высказать свою точку зрения на проблему.

Уровень С

1) Заполни таблицу “Сходство и различие в строении клеток растений и животных”

2) Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных понятий существует такая же связь. Найди это понятие.

а) митохондрии:кристы =хлоропласты: .........

(фотосинтез, хлорофилл, тилакоиды , пластиды)

б) мембрана:фагоцитоз = микротрубочки: ........

(пиноцитоз, движение , жгутики, центриоль)

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а также при повторении пройденного материала. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.

1 Вариант проверочной работы по теме “Строение и функции клеток”

Выберите верные утверждения.

1. Включения - это постоянные структуры цитоплазмы клеток.(нет)

2. Плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью.(да)

3. Лизосомы формируются из структуры комплекса Гольджи. (да).

4. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. (да)

5. На мембранах гладкой ЭПС осуществляется синтез белка. (нет)

6. В настоящее время общепринята модель мозаичного строения мембран.(да)

7. Активный транспорт веществ через плазматическую мембрану не требует затрат энергии. (нет)

8. Органоиды – непостоянные, жизненно важные составные части цитоплазмы клеток. (нет)

9. Количество крист зависит от функции клеток. (да)

10. Цитоплазма не выполняет защитную функцию.(да)

11. Синтез АТФ происходит в вакуолях.(нет)

12. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в вакуолях. (да)

13. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются рибосомы. (да)

14. Клетка- основная единица строения всех организмов, так как все организмы состоят из клеток. (да)

15. Клетка- генетическая единица организма, так как клетка растет..(нет)

Данную работу можно провести и в форме графического диктанта.

Задания на нахождение в тексте ошибок включены в варианты ЕГЭ.

В данной проверочной работе все утверждения являются неверными. Учащимся дается задание: найти утверждения, в которых сделаны ошибки и, исправить их.

1. Биологические мембраны состоят из липидов и углеводов . (липидов и белков)

2. Процессами, происходящими в клетке управляет цитоплазма . (ядро)

3. Из цистерн, трубчатых структур,вакуолей и транспортных пузырьков состоит эндоплазматическая сеть. (К.Гольджи)

4. Хромопласт содержит пигмент хлорофилл. (хлоропласт)

5. Пластиды -маленькие округлые тельца, отвечающие за внутриклеточное пищеварение.(лизосомы)

6. Митохондрии участвуют во внутриклеточном транспорте веществ. (ЭПС)

7. Ядрышко обеспечивает хранение наследственной информации. (ядро)

8. Внутренняя мембрана хлоропластов образует кристы. (митохондрий)

9.Важную роль в образовании веретена деления играет вакуоль .(клеточный центр)

10.Лизосомы являются немембранным органоидом.(мембранным)

11.Непосредственное образование полимерной цепи белка происходит в ядре .(рибосомах)

12.Клеточная оболочка обеспечивает передвижение клетки.(защиту)

13.Функцию скелета клетки выполняют полости комплекса Гольджи . (микротрубочки)

14.Синтез жиров и углеводов осуществляется в вакуолях. (ЭПС)

15.На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы нуклеотидов .(углеводов и липидов)

Следующая работа предполагает работу по вариантам.

  • 1 вариант - выбирает признаки, характерные для прокариот;
  • 2 вариант- выбирает признаки, характерные для вирусов

1.Можно увидеть только в электронный микроскоп.

2.Хромосома имеет форму кольца и погружена в цитоплазму.

3.Являются возбудителями ангины, туберкулеза, столбняка, холеры и др.

4.Являются возбудителями СПИДа, гриппа, краснухи, бешенства и др.

5.Обитают в клетках.

6.Свойственно спорообразование.

7.Имеют клеточную стенку.

8.Генетическая информация представлена ДНК или РНК.

9.В цитоплазме клетки находятся рибосомы.

10.По форме выделяют шаровидные клетки-кокки, вытянутые палочки-бациллы, извитые-спириллы.

11.Форма может быть различной: палочковидной, пулевидной, сферической, нитевидной, в виде сперматозоида.

12.Могут жить как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

13.Отсутствует собственный метаболизм.

14.Обитают внутри бактерий.

Ответы:

  • Прокариоты:2,3,6,7,9,10,12
  • Вирусы 1,4,5,8,11,13,14

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология

Тема: Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки

Чудинова Любовь Евгеньевна преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»

Описание:
В теме представлено 2 уровня заданий. Обучающийся может произвольно выбрать любой уровень.
Выполняя задания по теме, следует учитывать, что два задания являются обязательными:
1. Составить словарь темы – выписать из учебника содержание предложенных понятий.
2. Любое задание, предполагающее самостоятельную работу с различными источниками информации (учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет).
Для того, чтобы получить оценку «удовлетворительно» - 3 надо выполнить
три задания (на выбор из оставшихся); оценку «хорошо» - 4 четыре задания (на выбор из оставшихся); оценку «отлично» - 5 все задания.
Если какое-либо задание уровня окажется непонятным или сложным, можете заменить его на * задание № 6.
Назначение: для обучающихся первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Цель: контроль качества усвоения материала темы «Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки» обучающимися первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Задачи:
- содействовать формированию общеучебных навыков (ОУН) через разные виды учебной деятельности;
- развивать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения заданий;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий;

Результаты освоения материала темы:
У 1. объяснять:
-единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
У 4 сравнивать биологические объекты:
-химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных.
У 7. находить:
- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках,справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
З 1. -основные положения биологических теорий и закономерностей.
З 2. -строение и функционирование биологических объектов: клетки.
З 5. -биологическую терминологию и символику.

1 уровень

Задание № 1
Составь словарь темы – выпиши из учебника содержание предложенных понятий:
цитология, клеточная теория (положения пронумеровать), химический элемент, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, буферные системы, углеводы, липиды, белки, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков, денатурация, нуклеиновая кислота.
Задание № 2
Нарисуй схему «Строение воды»

Задание № 3
Заполни таблицу «Неорганические вещества клетки»

Скачать Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология тема Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки

Карточка 1

    Какие органоиды характерны для животных клеток? (рибосомы, пластиды, вакуоли).

    Какую функцию выполняют митохондрии? (фотосинтез, синтез белков, синтез жиров, синтез АТФ, транспорт веществ).

Карточка 2

Подчеркните правильные ответы.

    Из каких молекул состоит мембрана? (углеводы, липиды, белки, вода, АТФ).

    Какие из пластид бесцветны? (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

    Как называются внутренние структуры митохондрий? (граны, кристы, матрикс).

Карточка 3

Подчеркните правильные ответы.

Карточка 4

Подчеркните правильные ответы.

    Какие органоиды цитоплазмы имеют одномембранное строение? (наружная клеточная мембрана, ЭПС, митохондрии, пластиды, комплекс Гольджи, лизосомы).

    Какие органоиды являются общими для растительной и животной клеток? (ЭПС, рибосомы, митохондрии, ядро, пластиды).

Карточка 5

Подчеркните правильные ответы.

а) сплошная или пористая;

Карточка 6

Подчеркните правильные ответы.

    Какие органоиды цитоплазмы имеют двухмембранное строение? (наружная клеточная мембрана, ЭПС, митохондрия, пластиды, комплекс Гольджи).

    Где в митохондриях находятся молекулы

а) ДНК (кристы, наружная мембрана, внутренняя среда);

б) РНК (кристы, наружная мембрана, внутренняя среда).

    В какой из стуктур хлоропласта находится пигмент хлорофилл? (наружная мембрана, кристы, граны, строма).

Карточка 7

Подчеркните правильные ответы.

    Для каких организмов характерно наличие ядра? (прокариоты, эукариоты).

    Какие органоиды цитоплазмы имеют немембранное строение? (ЭПС, митохондрии, пластиды, рибосомы, лизосомы).

    Где образуются субъединицы рибосом? (цитоплазма, ядро, вакуоли).

    Какое строение имеют митохондрии? (одномембранное, двухмембранное, немембранное).

Карточка 8

Подчеркните правильные ответы.

    Какая ядерная структура несёт наследственные свойства организма? (ядерная оболочка, ядерный сок, хромосомы, ядрышки).

а) фотосинтез (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты);

б) накопление крахмала (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

    Какое строение имеют митохондрии? (одномембранное, двухмембранное, немембранное).

    Из скольки субъединиц состоит рибосома? (одна, две, три, четыре).

    Что представляет собой ядерная оболочка?

а) сплошная или пористая;

б) одномембранная или двухмембранная.

Карточка 9

Подчеркните правильные ответы.

    Какой из компонентов мембраны обуславливает свойство избирательной проницаемости? (белки, липиды, жиры, углеводы).

    В каких органоидах клетки находятся рибосомы? (цитоплазма, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, митохондрии, пластиды, ядерная оболочка).

    В какой части митохондрий происходит окисление органических веществ? (кристы, наружная мембрана, внутренняя среда).

    С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы? (хромосомы, ядрышко, ядерная оболочка, ядерный сок).

Карточка 10

Подчеркните правильные ответы.

    В каких органоидах клетки происходит синтез АТФ?

а) в растительных клетках (хлоропласты, митохондрии, рибосомы);

б) в животных клетках (хлоропласты, митохондрии, рибосомы).

    В каких органоидах клетки содержится пигмент хлорофилл? (митохондрии, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты).

    Какую мембрану представляет собой ядерная оболочка? (одинарная сплошная или двойная пористая).

Карточка 11

Подчеркните правильные ответы.

    Какие особенности живой клетки зависят от функционирования клеточной мембраны? (избирательная проницаемость, поглощение и удержание воды, ионный обмен, изоляция от окружающей среды и связь с ней).

    Из скольки субъединиц состоит рибосома? (одна, две, три, четыре).

    В какой части митохондрий происходит окисление органических веществ? (кристы, наружная мембрана, внутренняя среда).

    Какие органоиды являются общими для растительной и животной клеток? (рибосомы, вакуоли, митохондрии, ядро, пластиды).

    Какая структура клетки связывает органоиды в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе белков и жиров? (наружная клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи).

Карточка 12

Подчеркните правильные ответы.

    Чем отделена цитоплазма клетки от окружающей среды? (мембранами ЭПС, наружной клеточной мембраной, ядерной оболочкой).

    В какой из ядерных структур происходит сборка субъединиц рибосом? (ядерный сок, ядрышко, ядерная оболочка).

    Какие из пластид содержат пигмент хлорофилл? (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

    С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы? (хромосомы, ядрышко, ядерная оболочка, ядерный сок).

    Какое строение имеют митохондрии? (одномембранное, двухмембранное, немембранное).

Карточка 13

Подчеркните правильные ответы.

    Какие органоиды характерны только для растительных клеток? (ЭПС, рибосомы, пластиды, митохондрии).

    Из каких молекул состоит мембрана клетки? (белки, липиды, углеводы, вода, АТФ).

    Какая ядерная структура несёт наследственные свойства организма? (ядерная оболочка, ядерный сок, хромосомы, ядрышки).

    Где происходит синтез АТФ? (кристы, внутренняя среда митохондрий, наружная мембрана митохондрий, вне митохондрий).

    Что входит в состав рибосом? (белки, липиды, углеводы, ДНК, РНК).

Карточка 14

Подчеркните правильные ответы.

    Почему митохондрии называют «энергетическими станциями клеток»? (осуществляют синтез белка, синтез АТФ, синтез углеводов, синтез жиров).

    Какие органоиды цитоплазмы имеют одномембранное строение? (наружная клеточная мембрана, ЭПС, митохондрия, пластиды, комплекс Гольджи, лизосомы).

    Где образуются субъединицы рибосом? (цитоплазма, ядро, митохондрии).

    Как называются внутренние структуры митохондрий? (матрикс, кристы, граны).

    Для каких организмов характерно наличие ядра? (прокариоты, эукариоты).

Карточка 15

Подчеркните правильные ответы.

    Какую функцию выполняют рибосомы? (фотосинтез, синтез белков, синтез жиров, синтез АТФ, транспорт веществ).

    Какие из пластид могут иметь оранжевый цвет? (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

    В какой части ядра находится молекула ДНК? (ядерный сок, хромосомы, ядерная оболочка, ядрышко).

    К какой группе органоидов относятся пластиды? (одномембранные, двухмембранные, немембранные).

Карточка 16

Подчеркните правильные ответы.

    В каких органоидах растительных клеток происходит синтез АТФ? (хлоропласты, митохондрии, рибосомы).

    В каких органоидах клетки находятся рибосомы? (цитоплазма, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, митохондрии, пластиды, ядерная оболочка).

    Какое строение имеют митохондрии? (одномембранное, двухмембранное, немембранное).

    В какой части хлоропласта находятся ДНК и рибосомы? (наружная мембрана, граны, внутренняя среда, стромы).

    Каковы функции ядра клетки? (хранение и передача наследственной информации, участие в делении клетки, участие в синтезе ДНК и РНК).

Карточка 17

Подчеркните правильные ответы.

    Какие органоиды цитоплазмы имеют двухмембранное строение? (ЭПС, митохондрии, пластиды, аппарат Гольджи).

    Где образуются субъединицы рибосом? (цитоплазма, ядро, вакуоль).

    Какие из пластид выполняют следующие функции:

а) накопление крахмала (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

б) фотосинтез (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты);

    Какие органоиды являются общими для растительной и животной клеток? (рибосомы, вакуоли, митохондрии, ядро, пластиды).

    Какие компоненты входят в состав ядра? (митохондрии, хромосомы, ядрышко, пластиды).

Карточка 18

Подчеркните правильные ответы.

    В каких органоидах клетки происходит только синтез белков? (пластиды, рибосомы, митохондрии, комплекс Гольджи).

    В какой части митохондрий происходит окисление органических веществ? (кристы, наружная мембрана, внутренняя среда).

    Какой органоид связывает содержимое клетки в единое целое, осуществляет синтез белков и жиров, участвует в транспорте веществ? (наружная клеточная мембрана, ЭПС, аппарат Гольджи).

    Для каких организмов характерно наличие ядра? (прокариоты, эукариоты).

    В каких органоидах клетки находятся рибосомы? (цитоплазма, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, митохондрии, пластиды, ядерная оболочка).

Клетка как биологическая система

Задание относится к базовому уровню сложности. За правильное выполнение получишь 2 балла .

На решение примерно отводится до 5 минут .


Для выполнения задания 4 по биологии необходимо:

  1. знать :
  2. уметь : устанавливать взаимосвязи, распознавать и описывать, выявлять отличительные признаки и сравнивать (и делать выводы на основе сравнения).

Задачи для тренировки

    Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. наличие хлоропластов
    2. наличие гликокаликса
    3. способность к фотосинтезу
    4. способность к фагоцитозу
    5. способность к биосинтезу белка

    Решение
  1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания митохондрии. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицуцифры , под которыми они указаны.

    1) энергетическая станция клетки

    2) бывает гладкой и гранулярной

    3) ДНК представляет собой замкнутую кольцевую двуспиральную молекулу

    4) двумембранный органоид

    5) система мембран, образующих канальца, пузырьки, цистерны, трубочки.


    Решение
  2. Все приведенные ниже органоиды, кроме двух, можно отнести как к растительной, так и к животной клетке. Определите два органоида, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. лизосомы
    2. аппарат Гольджи
    3. хлоропласты
    4. клеточная стенка

    Решение
  3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке организма. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    (Alexei Kouprianov)

    1) миксотрофный способ питания

    2) наличие двух сократительных вакуолей

    3) имеется стигма – светочувствительный глазок

    4) способность к фотосинтезу

    5) имеется большое и малое ядра


    Решение
  4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций полисахаридов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.



Похожие публикации