Таинство причастия что. Перед причащением необходимо

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Святое Причастие -
Центральное Таинство Церкви Христовой

Таинство Причащения установлено Господом Иисусом Христом на прощальной Тайной Вечере. Об этом повествуют евангелисты: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего . (Мф. 26-20:29; Мк. 14, 17-25; Лк. 22, 14-20; Ин. 13. 1-13).

Первыми причастниками Тела и Крови Иисуса Христа стали Его ученики. По Воскресении Своём, явившись не узнанным двум ученикам на пути в Еммаус, в придорожном пристанище их, когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. (Лк. 24, 30-31)
Задолго до этого Спаситель мира предзнаменовал это Таинство после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Сын Божий произнёс проповедь о Хлебе Жизни: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. (Ин. 6, 48-50) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин. 6, 54)
Указав на манну как на прообраз будущей Евхаристии, Спаситель тут же указывает, что манна имела временное, преходящее значение, а Евхаристия это воскрешение и Вечная Жизнь. Капернаумская беседа так же раскрывает церковный смысл Евхаристии, как таинства церковного единения: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём (Ин. 6, 56). Христианин, достойно причашающийся Святого Тела и Крови Христовых, становится членом Его Тела – Церкви. Нет Евхаристии без Церкви, и Церковь не может быть без Евхаристии. Поэтому быть членом Церкви – значит постоянно причащаться Тела и Крови Сына Божия.
По заповеди Господней: сие творите в Моё воспоминани е Церковь продолжала совершать таинство Евхаристии и передала его последующим поколениям христиан, как воспоминание о Господе, Его Воплощении и земной жизни, как таинственное сопричастие Тайной Вечери, страданию, смерти, Воскресению и Вознесению Его на Небо.
Прототипом апостольской Евхаристии послужила Вечеря Господня, которой в свою очередь присуща структура прообразовавшей её ветхозаветной семейной пасхальной трапезы: Чаша благословения и... хлеб преломлени я (1Кор. 10,16).
Причащающийся Тела и Крови Христовой получает благодать Святого Духа, содействующую ему в духовной жизни, как пища и питие содействует жизни телесной, и укрепляющую его в жизни во Христе. Святое Причастие зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает добродетели, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, даёт им силу, восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первозданного Человека в Раю до грехопадения.
Спаситель Сам учит о плодах Таинства Причащения, следовательно, чтобы их получить, необходимо приступать к этому Таинству всякому верующему в Него, принявшему Таинства Крещения и Миропомазания, как можно чаще, по примеру древних христиан, которые причащались за каждой литургией. Эту необходимость причащения выразил Сам Христос в словах “истино, истино говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизн и,”(Ин. 6,53) – потом, устанавливая Таинство Евхаристии, Он ясно сказал о чаше: “пийти от нея вс е,” следовательно определённо положил это, как необходимую обязательность для всех.
Размышления о значении Святого Причащения закончим рассказом о видении одного старца-подвижника. Видел он огненное море: волны вздымались и бурлили, представляя собой страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос: «Перейди через это мор е». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло – Божественная Плоть Христова, второе крыло – Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельз я».
Святитель Иннокентий (Вениаминов) пишет о Святом Причащении так: Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища на пути в Царствие небесно е. Но можно ли в дальний и трудный путь идти без пищи? Тело и Кровь Иисуса Христа есть видимая святын я, преданная нам и оставленная нам Самим Иисусом Христом для освящения нашего. Но кто не захочет быть участником такой Святыни и освятиться? Итак, не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святын и; но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и нерадит об этом, тот не любит Иисуса Христа, и тот не получит Духа Святаго и, следовательно, он не войдёт в Царствие Небесное.

Таинства Исповеди и Причащения не связаны одно с другим так, чтобы Исповедь была условием для участия в Причащении. Когда мы регулярно причащаемся, нам необходимо исповедоваться только тогда, когда мы чувствуем для этого особую потребность или когда мы вступаем в Великий Пост - общее время покаяния и проверки жизненного пути. Каждый должен стремиться к тому, чтобы неучастие в Причащении было бы для него исключением, а не правилом. Никто не должен ради чувства своего недостоинства не внимать призыву Господа, или считать, что он, реже причащаясь, может лучше подготовиться к Причастию и быть более достойным. Чувство недостоинства и есть единственное правильное настроение, которое позволяет нам принимать высшую милость Божию, предложенную нам как совершенно свободный дар нашего Спасителя.


Таинство Святого Причастия укрепляет нашу любовь к Богу

Чтобы возгреть в себе большую любовь к Богу, обратим внимание к любви, какую являет нам Бог в Таинстве Тела и Крови Христовых. Великий Бог и Вседержитель создал нас по образу и подобию Своему, а когда мы, согрешив и Его оскорбив, ниспали из чина своего, послал Сына Своего Единородного на землю, чтобы взыскать каждого из нас. Он принял мучительную крестную смерть, чтобы искупить и исхитить нас из рук диавола, которому мы поработили себя грехом, и восставил нас в свой небесный чин. Но кроме того, благоволил установить ещё и Таинству Тела и Крови в пищу нам для существеннейшего срастворения с естеством нашим всей силы Божьего Домостроительства. Такую память о премногой к нам любви Божией нужно хранить постоянно чтобы питать и больше воспламенять любовь свою к Богу.
1) Если подумать о том, когда стал любить тебя Бог, то увидишь, что сему нет начала. Так как сколько Сам Он вечен по Божескому естеству Своему, столько же вечна и любовь Его к тебе, по коей Он прежде всех веков положил в совете Своем даровать тебе Сына Своего.
2) Помысли также, что всякие взаимные привязанности людей между собой, как бы они велики не были, имеют свою меру и свой предел. Одна любовь Божия к нам не имеет предела. Поэтому, когда потребовалось особым образом удовлетворить её, Он предал Сына Своего, равного Ему по величию и естеству. Итак, любовь Его такова, каков дар, и, обратно, таков дар Его, какова любовь. И то и другое столь велико, что большей величайшей меры не может и вообразить никакой человеческий ум.
3) Помысли ещё, что Бог возлюбил нас не по какой-либо необходимости, но по единой Своей естественной благости, возлюбил независимо ни от чего, Сам от Себя, сколь безмерно, столь же и непостижимо.
4) Что с нашей стороны в ответ на Божию любовь не может быть предпослано никакое достохвальное дело, достойное воздаяния, чтоб беспредельный Бог за то воздал нашей всесторонней бедноте. Потому что Он и не только возлюбил нас, но и даровал Себя нам, недостойнейшим тварям Своим.
5) Что любовь эта, если воззришь на чистоту её, не смешана, как большею частью человеческая любовь, с чаянием какого-либо добра от нас впереди. Ибо Бог не имеет нужды в каком-либо добре со стороны. Поэтому, если благоволил излить на нас неизреченную благость и любовь, то излил не ради блага Себе от нас, а для блага собственно нашего.
От таких помышлений нельзя не преисполниться изумления и радости, видя себя так высоко ценимым у Бога и так много Ему любезным. Понимая, что Он безмерною любовью ничего другого не ищет и не желает, как только привлечь любовь нашу к Себе и Собою нас обоготворить, отторгши нас от всякого пристрастия. Всякое благодеяние любви Божией может отразиться таким воздействием на душу, но больше естественно сему быть при разумном воззрении на Таинство Божественной Евхаристии.
Приготовляясь к принятию Святого Причастия со смирением и сердечной теплотой вообрази, кто Тот, Кого имеешь ты приять в себя, и кто ты, имеющий приять Его.
Тот есть Сын Божий, в непостижимое облеченный величие, пред Коим трепещут небеса и все ангелы,- есть Святый святых, светлейший солнца, недомыслимая чистота, в сравнении с коей нечиста всякая чистота тварная, Который, из любви к тебе прияв зрак раба, восхотел быть презренным, поруганным и распятым злобою мира беззаконного, пребывая в то же время Богом, в деснице Коего жизнь и смерть всего мира. Кто же ты? Ты - ничто, по своему растлению, лукавству и злобе, который вместо воздаяния благодарения щедрому Богу за такие благодеяния, увлекаясь своими фантазиями и похотями, презрел столь великого Благодетеля своего и Владыку и попрал бесценную кровь Его, за тебя пролитую, а Он при всём том, по непрестающей и неизменной любви Своей к тебе, призывает тебя к Божественной Трапезе Своей, иной же раз и понуждает приступить к ней страшными угрозами, напоминая тебе ко всем изреченное слово Своё: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизн и(Ин. 6, 53),- и как не затворяет пред тобою двери милосердия Своего, так не отвращает от тебя лица Своего, хотя ты, по грехам своим, и прокажен, и расслаблен, и слеп, и беден, и порабощён всяким страстям и непотребностям.
Вот только чего требует Он от тебя:
1) чтоб ты возболел сердцем своим об оскорблении Его;
2) чтобы ты больше всего ненавидел грех - всякий: и большой, и малый;
3) чтоб ты всецело всего себя предал Ему и со всем расположением и любовью сердечною и одно имел попечение - всегда и во всём, во всяком деле быть в воле Его и в полной покорности Ему Единому;
4) чтоб ты имел крепкую в Него веру и твердо уповал, что Он помилует тебя, очистит тебя от всех грехов твоих и охранит от всех врагов твоих, видимых и невидимых.
Подкрепившись такою неизреченною любовью к тебе Божиею, приступи ко Святому Причастию со страхом святым, говоря: "Недостоин я, Господи мой, принять Тебя, так как не предался ещё со всею искренностью в любовь к Тебе, в волю Твою и в покорность Тебе. О Боже мой, всесильный и безмерно благий! но по всещедрому человеколюбию Своему, удостой меня принять Тебя, с верою приходяшего к Тебе".
После того, как сподобишься Святого Причастия, произнеси в сокровенностях сердца своего к Богу такую или подобную сей беседу: "Всевышний Царю неба и земли! Приняв Тебя в недостойное сердце моё, Се сочетаваю с желанием Твоим мое желание, и как Ты всего Себя дал мне, и я всего себя предаю Тебе, да буду весь в Тебе. Знаю, Господи, что сему нельзя быть, если не будет во мне полного самоотвержения, если останется во мне какой-либо след самолюбия, если будет укрываться во мне сочувствие и расположение к какой-либо воле своей или мыслям своим, или к самоугодливым обычаям моим; почему хочу и порываюсь отныне бороться в себе во всём, что неугодного Тебе, и понуждать себя на всё, что благоугодно Тебе. Сам я не силён успеть в этом, но как отныне Ты со мною, то дерзновенно уповаю, что Ты Сам будешь совершать во мне всё достодолжное. И да будет сердце моё едино с Твоим сердцем. Желаю следовать всему на что указывать будет воля Твоя, заповедями Твоими определенная, и уповаю, что это будет мне действом силы Твоей во мне. Да отныне Ты един будешь мне свет, сила и радование; и уповаю, что это будет мне спасительными Твоими воздействиями".
Попекись затем всё больше и больше преизбыточествовать верою в силу сего Пресвятого Таинства Евхаристии и не переставай изумляться этому дивному Таинству, помышляй, как Бог под видом хлеба и вина являет тебе Себя и существенно бывает в тебе, чтобы содевать тебя наиболее святым, преподобным и блаженным. Ибо блажены те, которые не видят, но веруют, по слову Спасителя: блажени не видевшии и веровавш е (Ин. 20, 29). И не желай, чтобы в сей жизни Бог являл Себя тебе под другим каким видом, кроме сего Таинства. Старайся возгревать в себе тёплое желание сего Таинства и каждодневно преуспевай и в ревностной готовности творить одну волю Божию и в духовной мудрости её делать царицей и правительницей всех твоих дел, и духовных, и душевных, и телесных. Всякий раз, как причащаешься, причащаясь сей Жертвы Бескровной, и себя самого приноси в жертву Богу, т. е. изъявляй полную готовность, по любви к Господу, за нас пожершемуся, терпеть всякую напасть, всякую скорбь и всякую напраслину, какие могут встретиться в течение жизни твоей.
Причащающиеся с верою, любовию и готовностию до конца жизни быть верными заповедям Божиим и всякой, явно Им изъявленной воле, берут на себя долг уже не жить более себе, ни миру и греху, но приемлемому ими во Святом Причастии Господу Богу, за них умершему и воскресшему.
Наконец, приняв в Святом Причастии Господа, за тебя заклавшегося, и общником быв силы сей жертвы, во имя её вознеси к Небесному Отцу, после благодарения и славословия, молитвы и моления о твоих нуждах, духовных, душевных и телесных, затем о Святой Церкви Божией, о домашних твоих, о благодетелях и о душах, в вере почивших.
И молитва наша, будучи сочетана с жертвой, которою Сын Божий исходатайствовал нам от Бога Отца всякую милость, услышана будет, и не оставлена будет без плода.

Адаптировано из книги “Невидимая Брань.”
http://www.wco.ru/biblio/books/bran1/Main.htm

О подготовке ко святому Причастию

Какая обязанность твоя, причастник божественных Тайн? Ты должен о горнем помышлять, где Христос сидит одесную Бог а (Кол. 3, 1-2), а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведе т (Акаф. Иис. Слад. Конд. 8). В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. (Ин. 14, 2). Наше житие на небесах ест ь (Фил. 3, 20). Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное . (Мф. 5. 3. 20). Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. (Лк. 18, 16). Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои божественные Тайны - Тело и Кровь? Эта цель - дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему.
Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Тайн; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в сил е (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумением, и если возможно, кт о может вместит ь - продолжительную молитву - да вместит. Но не вcе вмещают слово си е (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело - живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.
Чтобы с верою несомненною причащаться животворящих Тайн и победить все козни врага, все клеветы, представь, что принимаемое тобою из чаши есть един вечно Сущий. Когда будешь иметь такое расположение мыслей и сердца, то от принятия св. Тайн ты успокоишься, возвеселишься и оживотворишься, познаешь сердцем, что в тебе истинно и существенно пребывает Господь, и ты в Господе.
Святой Иоанн Кронштадский “МЫСЛИ ХРИСТИАНИН А О ПОКАЯНИИ И ПРИЧАЩЕНИИ.”

Причащение Святых Тайн в каждую литургию нас делает здоровыми, мирными, обновленными.
Приимите, ядите... Пейте от нея вс и (Мф. 26, 26-27)... Все ли едят и пьют Плоть и Кровь Господа по заповеди Его? У нас в мире православном в иных местах в церкви... - никого нет причастников; в университетах - нет причастников, не говоря уж о других вероисповеданиях христианских... Множество бесчисленное интеллигентов совсем не бывает у причастия, множество люда бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: приимите, ядите... пиите вси... и нет ядущих и пиющих!
Величие несказанное и дар неизреченный - причастие пречистого Тела и Крови Сына Божия! Какая глубина падения и растления греховного, чрезвычайность средств восстановления падшего, обновление растленного, очищение величайшей скверны греха, ничем не могущей очиститься, как только неоцененной и пречистой и всеочищающей Кровью Святейшего всех святых Сына Божия. Об этой тайне спасения мы должны размышлять день и ночь, за нее непрестанно благодарить и славить и стараться соответствовать ей всеми силами, желаниями и исполнением всех спасительных заповедей Божиих. Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски. О какая любовь! Какое снисхождение! Какая правда, премудрость, какое освящение, обожение, возведение естества нашего превыше всех небес!

Святой Иоанн Кронштадски
й “ЖИВОЙ КОЛОС .”

Причащение должно быть тем стержнем, вокруг которого выстраивается вся наша жизнь. Мы призваны к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией. Перед Причастием мы читаем молитвы ко Святому Причащению. Эти молитвы дают человеку возможность настроиться на соответствующий лад, дают ему понять, в чем, собственно, заключается смысл Причастия. И чтение этих молитв никогда не должно превращаться в формальность, рутину.
Бывают обстоятельства, когда у нас не хватает времени для подготовительной молитвы, и самое большее, что мы можем сделать, - это собраться с силами и прийти на Литургию. В подобных случаях не следует думать, что, не вычитав молитвы, мы автоматически лишаемся права на Причастие. Мы можем прочитать одну молитву ко Святому Причащению, но если мы прочитали ее с вниманием, с полным проникновением в каждое ее слово - это уже немало.
Кроме того, нельзя забывать, что сама Литургия - это молитвенная подготовка к Причастию. Приходя на Литургию, мы погружаемся в ту стихию, которая, подобно морским волнам, приносящим лодку в гавань, через полтора-два часа приносит нас к Святой Чаше. И если мы внимательно вслушиваемся в слова, которые поются и читаются во время службы, то наше переживание Божественной Литургии становится подготовкой к Причастию.
Божественная Литургия является иконой всей человеческой жизни. Если мы воспринимаем Литургию как руководство к действию, и те слова, которые на Литургии читаются, поются и произносятся, - как образец, по которому мы должны строить жизнь, то со временем мы придем к тому, что вся наша жизнь станет Литургией, то есть все, что бы мы ни делали, будет посвящено Богу. И не только в момент Причастия, не только находясь в храме или стоя на молитве дома, но и в других обстоятельствах - на работе, в семье и даже на отдыхе, мы не будем отрываться от Бога, но будем жить в постоянном чувстве Его присутствия, посвящая Богу все, что мы делаем. Именно ради этого мы причащаемся, и именно в этом должна заключаться та цель, которую мы перед собой ставим - чтобы вся наша жизнь преобразилась по образу Христа, - Бога, ставшего Человеком, - и чтобы она стала одной непрекращающейся Литургией...

Еп. Илларион (Алфеев
) “ВЫ – СВЕТ МИРА.”


О спасительном значении причащения Святых Тайн
и как часто нужно причащаться.

Цель причащения Святых Тайн Св. Иоанн Златоуст излагает в своей анафоре словами: “Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждени е”; а св. Василий Великий словами: “Нас же всех, от единаго хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие: и ни единаго нас в суд или осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего: но да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимс я”.
Спасительное значение причащения Святых Тайн делало его обязательным для всех участников Евхаристии. Св. Иустин Мученик в описании Евхаристии говорит: “Так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих причащаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина с водой, и относят к тем, которые не присутствовали”. Более того, в условиях гонения многие христиане причащались ежедневно Святыми Дарами, принесенными из евхаристического собрания. Об этом говорит Тертуллиан. Св. Василий Великий об этом же писал: “Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать жизнь вечну ю... Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого”.
Наряду с этим в том же IV веке имели место уклонения от причащения, против чего Церковь принимала законодательные и пастырские меры. Из законодательных известны 9-е правило Апостольское, гласящее: “Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного”, и правило 2-е Антиохийокого собора (341 г.): “Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви”.
Многие из уклоняющихся от св. Причастия объясняли это своим личным недостоинством. Св. Иоанн Златоуст по этому поводу говорил: “Приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за все время? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему?.. И думаешь умилостивить Бога?.. Ты шутишь, человек! Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам”.
Нечто подобное передает св. Иоанн Кассиан Римлянин: “Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от святого Причастия... И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению... Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаём себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми”.
Св. Иоанн Кассиан приводит интересный ответ аввы Серена на вопрос: “Почему одержимые злыми духами отлучаются от причащения Господня?” – “Если мы будем иметь такое мнение, веру, что все производится Господом и все делается для пользы душ, то не только нисколько не будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все члены. Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем вполне усовершенствоваться... А святое Причастие нашими старцами, помним, не запрещалось им, напротив, они думали, что, если бы возможно было, даже ежедневно надобно преподавать им его... Будучи принято человеком, оно, как пламя пожигающее, прогоняет того духа, который в его членах заседает или скрывается... Ибо враг больше и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что он отлучается от небесного врачевства, и тем злее и чаще будет мучить, чем дольше он будет уклоняться от духовного врачевства”.
Интересные суждения о спасительном значении причащения именно для грешников мы находим у препп. Варсануфия и Иоанна в “Ответах на вопрошания учеников”. “Не воспрещай себе приступать, осуждая себя, как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верой и слышавших оный Божественный голос: Отпускаются тебе грехи твои многи е. Если бы приступавший к Нему был достоин, то он не имел бы грехов; но как он был грешник и должник, то и получил прощение грехов. Послушай Самого Господа, Который говорит: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаяни ю – и еще: е. Итак, признавай себя грешным и больным и приступи к могущему спасти погибшего”.
“Когда приступают к Святым Тайнам грешники как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаяни ю – и еще: Не здоровые имеют нужду во враче, но больны е... И никто не должен признавать себя достойным причащения, а говорить: Я недостоин, но верую, что освящаюсь причащение м, и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим Иисусом Христом”.

Из статьи Н.Д. Успенского: «СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЕВХАРИСТИИ

Взято из эллектронной библиотеки: http://www.wco.ru/biblio/

Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный - это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.


Что такое Причастие

Перед тем, как причаститься в церкви, необходимо несколько дней посвятить подготовке. Это самое важное Таинство из семи, которые есть в Православии. Аналогичные таинства есть у католиков. Протестантские церкви по-разному относятся к этому вопросу.

Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. До момента крестной смерти Спасителя люди приносили в жертву животных, как прообраз будущих испытаний Сына Божьего. После того, как Он воскрес, отпала необходимость в других приношениях. Поэтому теперь молитвы читаются над хлебом и вином. Ими же совершается Причастие.

Зачем же в церкви требуют, чтобы прихожане причащались и исповедовались? Как это сделать правильно? Это символ единения Бога с человеком. Сам Христос заповедал, чтобы люди так поступали. Таинство превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса. Принимая их, верующий принимает в себя Господа. Он поддерживает свои духовные силы на должном уровне.

Причастие дает большой «заряд» духовности. Особенно важно, чтобы это Таинство совершалось над больными, умирающими. Живые должны к нему приступать регулярно. Как минимум - один раз в пост, желательно и в каждый большой праздник.


Как подготовиться к причастию

К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:

  • быть православным христианином;
  • выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
  • прочитать все необходимые молитвы;
  • сходить на исповедь после Всенощного бдения;
  • прийти утром на Литургию.

Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.

Без исповеди к Таинству допускаются:

  • младенцы (дети до 6 лет) - однако их нежелательно кормить перед службой;
  • те, кто накануне принял Крещение - но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.

Пост должен быть строгим - требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.


Как правильно исповедаться в церкви

Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви - мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

  • Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
  • Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение - медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
  • Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень - гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

Молитвы и богослужение

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.

Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон - это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.

После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки - он скажет, как лучше поступить.

Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.

  • На Литургию необходимо прийти без опозданий.
  • Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже - священник подскажет, во сколько подойти.
  • Женщинам не стоит сильно душиться и краситься - Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
  • Если в церкви сделали замечание - лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
  • Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
  • Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!

Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.

Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!

Как правильно исповедаться впервые

Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Одно из главных и самых древних церковных таинств – причастие – установлено в память о Спасителе и апостолах и их последней совместной трапезе – Тайной вечере.

На ней апостолы и Христос пили вино и ели хлеб, при этом Спаситель говорил: «Сие есть кровь моя и тело мое». После казни и вознесения Христа апостолы сделали таинство причастия ежедневным.

Что нужно для причастия?

Прежде всего, нужен потир – специальная церковная чаша на высокой ножке с круглым устойчивым основанием. Первые потиры делали из дерева, позже появились чаши из серебра и золота. Потир украшают орнаментом; чаши, выполненные из драгоценных металлов, могут быть инкрустированы отделочными камнями.

В потир кладут извлеченные кусочки и наливают разбавленное водой вино. Над чашей читают молитвы. Считается, что во время литургии на чашу исходит святой дух, и, вкушая пропитанные вином частички просфоры, люди приобщаются к крови и плоти Христовой.

Подготовка к причастию

Накануне дня, когда вы готовитесь причаститься, лучше воздержаться от плотских удовольствий и подержать пост, хотя бы во второй половине дня (исключение делается для немощных и детей, и только до полуночи). Утром нужно идти в церковь, перед этим нельзя есть и пить.


Перед причастием обязательно и получить отпущение грехов от священника. Без исповеди могут причащаться дети младше семи лет и те, кто принял крещение не далее, чем неделю назад.

Сначала причащается епископ, пресвитеры, диаконы, чтецы. Из молящихся первыми к причастию пропускают младенцев и их родителей, которые держат детей на руках. После этого к чаше со Святыми Дарами подходят дети, потом – старики, а уже затем – молодые.

Как происходит причастие?

Чашу со Святыми Дарами выносят к верующим. Нужно сложить руки на груди, подойти к чаше, которую держит священник, и назвать свое крещеное имя. Священник, зачерпнув из чаши, протянет вам ложечку со Святыми Дарами, которые нужно проглотить, не жуя. Еще два священнослужителя, стоящие перед чашей, утрут вам рот специальным полотенцем.

После этого нужно поцеловать нижний край чаши, символизирующий ребро Христово. В некоторых храмах делают иначе: сначала причастившийся целует чашу, а после этого ему утирают рот. Далее нужно отпить святой воды и взять просфору со специального столика. В этот день не положено непристойно себя вести, ругаться и предаваться плотским удовольствиям.

Кому нельзя причащаться?

Помимо взрослых, которые перед таинством не исповедовались, к причастию не допускаются отлученные от Святых Тайн, бесноватые и умалишенные, богохульствующие в припадках сумасшествия.


Не допускаются к причастию мужчина и женщина, имевшие накануне супружескую близость, и женщины в период менструации. Нельзя причащать умерших.

Некоторые правила причащения

Нельзя опаздывать к началу литургии. При выносе Святых Даров и по окончании чтения священником предпричастной молитвы нужно сделать земные поклоны. При открытии царских врат руки складывают на груди крестообразно, положив правую ладонь на левую; такое положение рук сохраняют во время причастия и отходя от чаши после причастия.

К чаше со Святыми Дарами подходят с правой стороны храма, не толкаясь и не создавая толпы, соблюдая порядок и очередность. Женщины должны подходить к чаше без помады на губах. После того, как вам утерли губы, и до того, как вы отопьете святой воды, нельзя целовать иконы.

Чашу не трогают руками, возле нее не крестятся, чтобы не толкнуть священника и не разлить содержимое потира. Руку священнику во время причастия не целуют.

На пути от чаши к столику со святой водой нужно поклониться иконе Спасителя. Нельзя причащаться два раза в день. Если во время причастия подают Святые Дары из нескольких чаш, брать нужно только из одной. Прикладываться и разговаривать с другими прихожанами можно только после того, как омыли рот святой водой (или ягодным морсом), чтобы ни одной частицы просфоры не осталось во рту.


По возвращении домой нужно прочитать благодарственную молитву (это правило необязательно – можно прослушать благодарственную молитву в храме, по окончании литургии).

Люди ходят в храм Божий, чтобы участвовать в Святой Евхаристии – главном событии, ради которого создана церковь и храмы. Святая Евхаристия – это и есть Причастие. Что такое Причастие в церкви, для чего оно нужно и кем установлено – мы разберем в этой статье.

Евхаристия (а у протестантов Вечерня Господня или Хлебопреломление) – это таинство церкви, центральная часть Богослужения и главное событие в жизни христианина. В таинстве Христос соединяется с человеком: потребив его достойно, становится возможным усвоить Сына Божия, насколько это доступно каждому. Христос подарил нам Себя – во всех смыслах.

Причастие в церкви: что это и для чего?

Причастие – это хлеб и вино, которое после специальной молитвы, «пресуществления», символизирует Тело и Плоть Господа. Свое Тело и Кровь Господь оставил нам на Великой вечери перед Своими крестными страданиями, как написано в Евангелии.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28)

«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)

Причастие сокрыто от нас в его истинном облике и образ хлеба и вина сохранен, так как человеку не свойственно потреблять в пищу плоть, пусть и Божественную. Но после пресуществления, то есть, после совершения таинства, свойство изменено — это уже истинное Тело и истинная кровь Христова.

Таинство создано и введено Самим Господом накануне предательства Иуды, непосредственно перед арестом, бичеванием и казнью. Причащение, которое потребляют в церкви – это соединение с Богом Отцом во Христе, примирение с Ним ради Его Сына. Это Новый Завет между человеком и Богом, который принес на землю Спаситель. Христос отдал себя в жертву, чтобы мы ели Его Тело и пили Его Кровь и через это имели в себе жизнь вечную, потерянную однажды в Раю, как сказал Он нам в Евангелии.

Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 53,56)

Причастие в католической церкви отличается от православного. Так, у первой для таинства используется неквасной хлеб, а у второй – дрожжевой.

Как готовиться к Причастию в церкви?

Подготовка к Причастию в церкви состоит, в первую очередь, в наблюдении за собой. К Святым Дарам нельзя приступать, если в сердце живет обида на кого-то, если что-то не прощено, если не попрошено прощения у тех, кого обидели. Обязательно накануне Причастия следует пройти другое таинство – Покаяние. Покаяние заключается в искреннем раскаянии в грехах и твердом решении больше не повторять их.

Свое сокрушение о грехах нужно принести на исповедь к священнику. Недостаточно раскаяться «в душе» — апостолы завещали нам исполнять таинство исповеди в присутствии их приемника, которым является священник. Мы не можем нарушить эту иерархию. Исповедь рассказывается наедине священнику – у католиков это происходит полностью инкогнито, а у православных исповедующий священник видит лицо человека, но исповедь скрыта от посторонних ушей. Служба, на которой происходит таинство исповеди, служится вечером, накануне Литургии, обычно она начинается в 17.00.

Еще одним немаловажным делом является физическая и молитвенная подготовка к принятию таинства. Чтобы достойно принять в себя Христа, церковь рекомендует прочитать специальные молитвы перед Причастием и несколько дней воздержаться от мясных и молочных блюд. В православии молитвы к Причастию включают в себя правило из молитвослова:

  • правило на сон грядущий накануне причастия;
  • три канона: Господу, Деве Марии, Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причастию;
  • утреннее правило перед службой.

Перечисленные молитвы носят рекомендательный характер, новичку бывает нелегко вдумчиво всё прочесть. Поэтому правило допускается сокращать – вплоть до самых необходимых десяти молитв, которые содержатся в последовании ко Святому Причастию. Но сокращение правила — а также другие послабления для Причастия — рекомендуется обсуждать со священником после исповеди, так как нужное количество молитв должно подбираться индивидуально.

Как проходит причастие в церкви?

В православном храме утром служится Литургия. Во сколько начинается служба можно узнать в конкретном храме за свечным ящиком, так как расписание у всех разное. Литургия («общее дело») — это самое главное Богослужение, удивительное по красоте действо, наполненное глубоким содержанием и смыслом. Оно состоит из древнейших песнопений и направлено на то, чтобы с необходимыми молитвами и правильным освящением Даров приступить ко Причастию. Причастники сердечно молятся на этой службе и в конце благоговейно причащаются.

В католической церкви Причастие проходит на Мессе, без чина освящения, также после специальных молитв, которые установлены католическим катехизисом. Католическое Богослужение наполнено красотой, которую передает искусный хор и знаменитый орган – инструмент, сопровождающий священное действо.

После Причастия читается благодарственная молитва и затем, поцеловав крест, каждый может идти домой, чтобы в чистоте сердца, молчании и сосредоточенности бережно сохранить полученную от Господа благодать.

Что такое Причастие в церкви можно понять только опытно. Невыразимая связь человека и Бога, такая естественная для неповрежденного Адама, стала вновь доступна людям. Душа человека жаждет Божественного общения, но ищет, порой, его совсем не там. Как часто мы выбираем порок и сомнительные удовольствия? Душа ищет рая, но часто ошибается в своем поиске. Состояние причастия с Господом, при условии достойного принятия таинства, может дать искомую полноту. Но важно помнить, что Иуда тоже причастился (одним из первых), и его Причастие ему было в осуждение. Поэтому крайне ответственно подойдем к такому важному таинству, чтобы найти искомую связь.



Похожие публикации