Ограничения в трудотерапии с диагнозом уо. Трудовая терапия

трудотерапия реадаптация инвалид психический

Трудовая терапия - лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие. Трудотерапия при хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

  • 1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).
  • 2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);
  • 3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);
  • 4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);
  • 5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);
  • 6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной достиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Трудотерапия является разновидностью средств психологии воздействия, стимулятором роста, стимулятором трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Сутью целебных сторон ручного труда являются то, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

  • - соответствие человеческим потребностям;
  • - целевой характер деятельности;
  • - мощное воздействие упражнения;
  • - мобилизация активности, внимания и т.д.;
  • - необходимость приложения усилия, напряжения;
  • - широкие возможности компенсации;
  • - преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;
  • - включение в жизненно полезный ритм;
  • - результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;
  • - благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;
  • - рождение положительных эмоций - чувства удовлетворения, полноценности и др.;
  • - коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройством сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Геллерштейн С. Г. и Цфасман И. Л. Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. - М.: Медицина, 1964. - 164 с. придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

1) Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности.

Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

2) Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Трудовая терапия - это использование трудовых процессов в качестве лечебного фактора. Она широко применяется в , ортопедии, неврологии для повышения общего организма, для подготовки больного к выполнению его профессиональней деятельности. Трудовая терапия содействует скорейшему восстановлению функции пораженных конечностей как после травмы, так и после операций. У неврологических больных трудовая терапия способствует восстановлению речи, ликвидации остаточных явлений после параличей, парезов и т. д. Ценность трудовой терапии обусловлена также заключающимися в ней элементами творчества и соревнования.

Физический труд (с участием большей части скелетной мускулатуры) на открытом воздухе (работа в саду, огороде и т. п.) следует дозировать с таким расчетом, чтобы нагрузка, приходящаяся на организм, колебалась от минимальных до весьма значительных величин. Такого рода трудовая терапия показана в начальных стадиях , при ожирении, в период выздоровления после инфекционных заболеваний и т. д. Особенно большую пользу трудовая терапия приносит людям, занимающимся умственным трудом, ведущим малоподвижный образ жизни. Трудовую терапию как лечебное мероприятие следует назначать, исходя из индивидуальных особенностей, с учетом пола, возраста, характера заболевания и т. д.

Для оказания местного воздействия трудовую терапию назначают в основном при поражениях верхней конечности, вызывающих нарушение движений пальцев и кисти. В таких случаях больной должен выполнять более тонкую работу, не сопровождающуюся выраженной физической нагрузкой, но требующую применения сложных и мелких движений (вязание, резка по дереву, сверление, строгание и т. д.). При этом трудовую терапию сочетают с (см.). Трудовая терапия в психиатрии - см. ниже.

Трудовую терапию применяют в сочетании с лечением основного заболевания фармакологическими и другими средствами.

Применение в лечении психозов позволяет начинать применение трудовой терапии раньше, расширяет круг показаний к ее применению, дает возможность сделать ее более разнообразной.

Трудотерапия - один из видов восстановительной терапии - способствует реабилитации пациентов с различными физическими и психическими нарушениями посредством использования посильного труда.

Понятие трудотерапии как элемента физиотерапии

Трудовая терапия - составная часть физиотерапии - использует трудовые процессы с лечебной целью. Физиотерапевтические процедуры помогают устранить или уменьшить физические недостатки путем укрепления мышц, увеличения объема движений в суставах и улучшения координации. В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей применяют специальные виды труда с определенным объемом движений и участием определенных групп мышц. При этом могут быть использованы тренажеры и спортивный инвентарь (гантели, мячи).

Специалисты по трудотерапии обучают пациентов навыкам самообслуживания и выполнения повседневных дел. Так, например, людей с ампутированной рукой учат самостоятельно одеваться и готовить пишу. При этом могут быть задействованы специальные приспособления, облегчающие жизнь инвалидов в домашней обстановке.

Трудовая терапия используется для лечения психических болезней и заболеваний , сопровождающихся снижением интеллектуальных способностей. Занятия рисованием и музыкой помогают таким больным раскрыть свой творческий потенциал и найти способ самовыражения. Помимо этого, пациентов обучают социальным навыкам для облегчения отношений с другими людьми, а также воспитывают в них самостоятельность и уверенность в собственных силах. Особое внимание на занятиях по трудотерапии уделяется выработке умений и навыков, необходимых для выполнения повседневных дел, таких как приготовление пищи, уборка квартиры, поход за покупками.

Учитывая особенности людей с физическими недостатками, им предоставляются консультации по переоборудованию помещений и оснащению их приспособлениями, позволяющими облегчить жизнь инвалидов в домашних условиях.

Специалисты по трудотерапии оказывают практическую помощь и эмоциональную поддержку в обществах и социальных службах, созданных для людей с ограниченными возможностями.

Положительный эффект трудотерапии

При переломе конечности, сопровождающемся временной утратой трудоспособности, пациенту прежде всего назначают физиотерапевтические процедуры .

Трудотерапия показана больным, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, например артритом, или перенесшим серьезные травмы головы или грудной клетки. На занятиях их обучают пользоваться специальными приспособлениями, облегчающими труд на работе и дома.

Занятия по трудотерапии при участии и помощи врача позволяют снять состояние напряженности и беспокойства у психических больных. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают их от болезненных переживаний.

В отличие от физической терапии, которая сосредоточивается на мышечной силе и диапазоне движения суставов, трудотерапия уделяет внимание повседневной деятельности, потому что является краеугольным камнем самостоятельной жизни. Основные виды повседневной деятельности - питание, одевание, купание, уход за телом, туалет, и передвижение (т.е. перемещение между поверхностями, такими как кровать, кресло и ванна или душ). Инструментальные действия по самообслуживанию требуют более сложных когнитивных функций, чем базовая повседневная деятельность. Инструментальные действия по самообслуживанию включают приготовление пищи; общение по телефону, написание письменных текстов или пользование компьютером, управление финансами и ежедневным приемом лекарств, уборка; стирка одежды, покупка еды в магазине и другие поручения, управление финансами; путешествия в качестве пешехода или на общественном транспорте, а также вождение автомобиля. Вождение особенно сложное испытание, требующее интеграции зрительной, физической и когнитивной задач.

Оценка . Трудотерапию можно начинать с момента выписки врачом направления на реабилитацию, которое схоже с выпиской рецепта. Направление должно быть детализировано, в том числе содержать краткую историю проблемы (например, тип и продолжительность заболевания или травмы) и устанавливать цели терапии (например, обучение повседневной деятельности). Списки врачей-трудотерапевтов можно получить в страховой компании, в местной больнице, телефонном справочнике, государственной организации по профессиональной подготовке или на веб-сайте Американской ассоциации трудотерапии.

Проводится оценка состояния пациентов с точки зрения ограничений требующих вмешательства и усилий, нужных для комппенсации недостатков. Ограничения включают двигательную функцию, чувственные ощущения, познавательную и психосоциальную функции.

Эксперты определяют, какие виды деятельности (например, работа, досуг, социальная, обучение) или какая помощь нужны пациентам. Пациенты могут нуждаться в помощи в выполнении общего вида деятельности (например, социальной), или специфической активности (например, посещение церкви), или они, возможно, должны быть мотивированы для выполнения данной деятельности. Для помощи в оценке терапевты могут использовать инструмент оценки. Пациентов опрашивают об их социальных и семейных ролях, привычках и системе социальной поддержки. Следует определить наличие ресурсов (например, программ на местном уровне и услуг, частного обслуживающего персонала).

Врачи-трудотерапевты могут также произвести оценку дома на наличие опасности и дать рекомендации по обеспечению безопасности дома (например, удалить коврики, усилить освещение коридора и кухни, переместить ночной столик в пределах досягаемости с кровати, поместить семейное фото на дверь, чтобы помочь пациентам узнавать свою комнату).

Определять, когда вождение вызывает риск и нуждается ли водитель в переподготовке, лучше всего специально подготовленным врачам-трудотерапевтам. Информацию, которая может помочь пожилым водителям и их опекунам справляться с изменениями способности водить автомашину, можно получить в Американской ассоциации трудотерапии и Американской ассоциации пенсионеров.

Вмешательства . Трудотерапия может включать одну консультацию или частые сеансы различной интенсивности. Сеансы могут проводиться в различных вариантах:

  • учреждения скорой медицинской помощи, реабилитации, поликлинической помощи, дневного ухода за взрослыми больными, квалифицированного ухода за больными или стационары;
  • домашние условия (как часть медицинского обслуживания на дому);
  • дома престарелых;
  • уход или проживание с предоставлением частичного ухода пожилым людям.

Врачи-трудотерапевты разрабатывают индивидуальные программы для повышения моторики пациентов, их когнитивных, коммуникативных и интерактивных способностей. Цель состоит не только в том, чтобы помочь пациентам выполнять повседневную работу, но и осуществлять предпочтительное проведение досуга, устанавливать и поддерживать социальную интеграцию и участие.

Перед разработкой программы трудоте-рапевт наблюдает, как пациент выполняет каждый из видов повседневной деятельности, чтобы понять, что требуется пациенту для обеспечения своей безопасности и для успешного выполнения мероприятий. Трудотерапевты могут затем рекомендовать способы устранения или уменьшения плохо адаптированных схем и установить процедуры, способствующие развитию функций и здоровья в целом. Рекомендуется также выполнение специальных упражнений, ориентированных на производительность. Трудотерапевты подчеркивают, что упражнения должны выполняться и пациента следует мотивировать это делать, сосредоточив внимание на упражнениях как средстве стать более активным дома и в обществе.

Пациентов обучают творческому подходу в развитии социальной активности (например, как добраться до музея или церкви без автомашины, как использовать слуховые или иные вспомогательные устройства для коммуникации в различных условиях, как безопасно путешествовать с или без трости или ходунков). Трудотерапевты могут предложить новые виды деятельности (например, волонтерство в патронатных программах ухода за пожилыми людьми в школах или больницах).

Пациентов обучают стратегии компенсирования своих ограничений (например, сидеть, работая в саду). Трудотерапевт может определить различные вспомогательные устройства, помогающие пациентам выполнять многие виды своей повседневной деятельности. Большинство специалистов по трудотерапии могут выбрать коляску, подходящую для потребностей пациента, и обеспечить тренировку культей верхних конечностей. Трудотерапевты могут собрать и установить устройства для предотвращения контрактуры и лечить другие функциональные заболевания.

Введение

1. Понятие о трудотерапии

2. Трудотерапия при галлюцинаторном синдроме

3. Трудотерапия при депрессивных состояниях

4. Трудотерапия при двигательной заторможенности

5. Трудотерапия при олигофрении

Заключение

Список литературы

Введение

«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.

1. Понятие о трудотерапии

Трудотерапия, трудовая терапия лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском – на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

1) соответствие человеческим потребностям;

2) целевой характер деятельности;

3) мощное воздействие упражнения;

4) мобилизация активности, внимания и т.д.;

5) необходимость приложения усилия, напряжения;

6) широкие возможности компенсации;

7) преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

8) включение в жизненно полезный ритм;

9) результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

10) благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

11) рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;

12) коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.

2. Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме

Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработки здорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больной стал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, что чувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, еле слышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобы хорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает эти положительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящей работы», какой явилась добыча торфа.



Похожие публикации