Кистозное образование правого яичника. Прокол ретенционного образования яичника

Многие женщины репродуктивного возраста сталкиваются с неприятным заболеванием, вызывающим кистозные образования. Это доброкачественные явления, которые, однако, могут вызывать серьезный дискомфорт, а в будущем привести к негативным последствиям. Именно поэтому диагностическому исследованию состояния яичников надо регулярно уделять внимание.

Киста в яичнике – это образование доброкачественного типа, расположенное в его ткани или близко к нему. Она имеет вид опухоли круглой формы. Внутри такого пузырька находится жидкость. Но не следует путать это образование с настоящими опухолями, поскольку в пузырьках не наблюдается внутристеночное размножение клеток.

Как правило, склонностью к заболеванию отличаются женщины, находящиеся в самом активном, детородном возрасте. Однако иногда такие изменения наблюдаются у девочек, поскольку у них гормональный фон не стабилизировался, не появился менструальный цикл, а сами яичники еще не вошли в нормальный режим функционирования. Также имеются случаи недуга и у женщин после климакса из-за ослабления функциональной деятельности женского органа. И не стоит сбрасывать со счетов случаи врожденной патологии.

Если поражается одна часть органа, тогда говорят о развитии односторонней кисты. Примером является кистозное образование левого яичника или же правого. Но возможны и двусторонние патологии. Особенностью, а одновременно и опасностью, заболевания является невозможность распознавания в течение длительного периода времени. Такая доброкачественная опухоль не прощупывается и не проявляет себя. Хотя с ростом пузырька вероятность появления дискомфортных ощущений возрастает.

Важно. Часто кистозное тело обнаруживается по данным УЗИ в ходе стандартного планового осмотра. Именно поэтому женщинам рекомендуется прохождение регулярных обследований.

Причины заболевания

Возникновение полости в правом яичнике может стать следствием разнообразных факторов. Они активируют заболевание, действуя отдельно друг от друга или комплексно. Точная причина формирования новообразований до конца не выяснена. Хотя наиболее частым источником проблем считается смена гормонального фона, когда возникает дисбаланс гормонов, вырабатываемых гипофизом.

Не следует списывать со счетов и регулярные стрессовые состояния, психоэмоциональные перенапряжения и срывы, устойчивое психическое истощение. Если функциональный тип недуга завязан на сбои в процессах овуляции, то в других случаях определяющими факторами выступают гормональные изменения.

Факторами, усиливающими риск возникновения кистозных явлений в правом яичнике, также могут стать:

  • воспалительные процессы в нем, в матке и маточных трубах;
  • инфекционные заболевания, которые распространяются половым способом;
  • перенесенные аборты;
  • расстройства щитовидки;
  • наличие избыточного веса или его недостаток;
  • нарушения в менструальном цикле, а также ранние менструации у девочек до 12-ти летнего возраста.

Симптомы и проявления

Киста правого яичника встречается у большинства женщин, у которых были диагностированы новообразования. Если она стала результатом сбоев в работе этого органа, то болезнь не проявляется, особенно когда размер пузырька не превышает 20-30 мм. Но патологии гинекологического типа будут явно наблюдаться – гормональные сбои, воспаления, иные патологии. Наряду с однокамерной, наблюдается риск появления и многокамерных полостей.

При отсутствии осложнений наблюдаются такие основные симптомы:

  • нерегулярные болевые ощущения в нижней части живота, а также чувство тяжести;
  • отклонения в периодичности и состоянии выделений при менструациях;
  • возникновение дискомфорта и боли справа внизу живота при половой жизни или повышенных нагрузках физического плана, а также в процессе мочеиспускания;
  • ничем необоснованное повышение температуры с сохранением состояния в течение долгого периода времени;
  • появление кровянистых следов в ежедневных выделениях.

Если же проблемы у женщины сопровождаются осложнениями, то симптомы становятся более выраженными:

  • резкое нарастание температуры;
  • болевые ощущения в нижней части живота, отличающиеся остротой и резкостью, живот может беспричинно увеличиваться в объеме, нарушается его симметричность;
  • тошнота, рвота, головокружения;
  • дискомфорт, боли с мочеиспусканием, часто этот процесс становится проблематичным;
  • возникновение запоров;
  • тахикардия и скачки артериального давления;
  • выделения из влагалища, которые отличаются от стандартных по цвету, запаху, составу.

Разновидности новообразований

Киста может быть функциональной, когда ее вызывает дисфункция работы яичника, или нефункциональной, обусловленной генетическими изменениями и нарушениями работы внутренних органов человека. Кистозное образование правого яичника бывает единичным или множественным – в форме поликистоза, однокамерным и многокамерным.

Фолликулярная

Имеет тонкостенную структуру, чаще всего встречается у молодых женщин. Появляется в точке фолликула, в котором не идет процесс созревания яйцеклетки и не создается возможность для ее выхода. Сам по себе фолликул не страшен, но если его величина вследствие не останавливающегося накопления жидкости превышает 30 мм, то идет перерождение в кисту.

Как правило, такие образования однокамерные. Но возможны и более сложные многокамерные структуры, достигающие 60 мм в диаметре. При развитии заболевания симптомы не наблюдаются, хотя возможна задержка менструального цикла и появление слабых болей в животе во второй половине цикла.

При отсутствии осложнений и своевременности начатого лечения, угрозы здоровью женщины не появляются. Перерождение в раковые участки не происходит. В случае же осложнений может возникнуть перекручивание ножки кисты, кровоизлияние в полость и стеночный разрыв.

Важно. У пациенток возрастают боли, сопровождающиеся тошнотой и рвотой.

Диагностика – осмотр и динамическое УЗИ. Лечение при отсутствии осложнений включает назначение медикаментозных препаратов антивоспалительного действия. Это нестероидные препараты. Иногда применяю и гормональные средства.

Лютеиновая

Яйцеклетка появляется после завершения овуляции из лопнувшего фолликула. На его месте возникает желтое тело. Если в нем кровоток и лимфообращение отклоняются от нормы, то у женщин 16-45 лет проявляется функциональная киста – лютеиновая. Симптомы при новообразованиях данного типа не проявляются, хотя изредка возможна задержка цикла и появление слабых болей в животе.

Если начинается интенсивное кровотечение внутрь кисты, то появляются боли в животе, понижается давление, женщина бледнеет, у нее холодеют конечности, возникают выделения с кровью.

Важно. Как правило, за время прохождения трех последовательных менструальных циклов киста исчезает. В случае если пациенту не удается избавиться естественным путем, то требуется хирургическая операция.

Параовариальная

Данная разновидность часто возникает у женщин, не достигших 40 летнего возраста. Не являются редкостью и проблемы в подростковом возрасте. По форме она округлая или овальная. Содержимое прозрачное, отличается эластичностью. Расположение такого однокамерного образования – надматочное или сбоку от нее. Основой для образования кистозных процессов являются зародышевые ткани.

Заболевание не имеет явных проявлений. Болевые ощущения возникают далеко не всегда. При росте новообразования (а оно может достигать 150 мм в диаметре) увеличивается объем живота. Сбои в цикле и бесплодие встречаются редко. Для диагностики используют двуручное обследование и УЗИ. Лечение производится посредством удаления лапароскопией.

Эндометриоидная

Киста этого вида может быть односторонней или двусторонней, достигая 100 мм. Отличается гладкой поверхностью, плотностью и спайками. Содержимое приобретает коричневый оттенок. Стеночные микроразрывы могут приводить к спайкам с другими органами.

Болезнь развивается постепенно. Образования имеют вид небольших очагов в яичнике. В этот период никаких проявлений не наблюдается. По мере роста киста достигает 60 мм с параллельным образованием спаек. В дальнейшем полости появляются на обоих яичниках. На этом этапе боли становятся обычным явлением. Они отдают в крестец или прямую кишку. Менструации также сопровождаются болезненными ощущениями. Возможен и разрыв полости.

Диагностика производится при помощи УЗИ и ЦДК. Для лечения применяется хирургическое вмешательство.

Дермоидная

Это очень редкая ситуация, поскольку становится результатом нарушений во внутриутробном развитии. В составе полости выделяют ткань жирового и хрящевого типа. Развитие весьма скрытое, без каких-либо проявлений. Иногда возможны и осложнения в виде перекрута ножки. Встречаются ситуации с развитием воспалительных процессов. Лечение хирургическое путем лапароскопии.

Особенности диагностики

Использование диагностических методов определяется видом новообразования, а также скоростью развития болезни. Весь спектр включает:

  • определение источников боли;
  • бимануальное обследование;
  • пункцию;
  • лапароскопию;
  • анализ крови общего назначения и биохимию;
  • онкологическое тестирование;
  • оценку гормонального фона;
  • томографию;
  • диагностику беременности.

Процедура лечения

Кистозные образования яичников подлежат традиционной терапии и оперативному вмешательству. Первый вариант возможен в том случае, если размер функционального новообразования не превышает 50-60 мм. Мелкие кисты обследуются, а пациент остается под наблюдением. Большой процент таких небольших по размеру образований рассасывается самостоятельно. Для традиционного терапевтического воздействия используются Магнезия, Жаннин или Дюфастон.

Хирургическое вмешательство рекомендовано при лечении нефункциональной кисты или крупных образований. Также операции потребует многокамерная киста. Оперативное вмешательство остается единственным решением в случае быстропрогрессирующего заболевания. Женщины детородного возраста чаще всего избегают резекции яичника. А вот возрастные пациентки вынуждены проходить эту процедуру, чтобы не допустить осложнений. После операции назначается 2-3 месячный курс гормонотерапии.

Осложнения заболевания

Если игнорировать симптомы и не проходить регулярные обследования, то возможны негативные последствия, наносящие серьезный вред организму:

  • малигнизация кисты;
  • некроз и бесплодие вследствие перекручивания ножки;
  • воспалительные процессы в органах малого таза, что вызывает нарушение их функций;
  • разрывы и внутренние кровотечения.

Иногда кистозная полость появляется в правой части женского органа в период беременности. В таком случае осложнения прогнозируются с малой вероятностью. Поэтому пациентка остается, как правило, под наблюдением. А удаление новообразования производится после родов.

Заключение

Нарушение работы яичников всегда вызывает беспокойство женщин. Не остаются за бортом и проблемы с появлением новообразований. Обеспокоенность вызывает скрытый характер течения заболевания и частое отсутствие симптомов на первом этапе развития. Поэтому рекомендуется регулярное обследование у специалистов, своевременно начатое лечение поможет избежать осложнений. Незапланированное посещение гинеколога не должно пугать женщину, ведь только в таком случае можно разобраться с проявившимися признаками недуга и определить их причины.

Одним из главных органов, который играет одну из ключевых ролей в репродуктивной системе женщины, являются яичники. В них происходит созревание яйцеклетки, которая после выхода из разорвавшегося фолликула готова к оплодотворению. Ежемесячно в одном доминантном фолликуле созревает одна яйцеклетка. После ее высвобождения образуется временная железа - желтое тело, синтезирующая прогестерон.

При нарушении нормального хода овуляционного процесса в яичниках может появиться ретенционное образование. Оно относиться к кистозным и напоминает опухоль, имеет тонкие стенки, наполнено жидкостью, иногда с примесями крови. Ретенционные образования относятся к доброкачественным, не метастазируют, хорошо поддаются лечению. Несмотря на то, что из-за анатомических особенностей такие кисты чаще образуются в правом яичнике, иногда их диагностируют и в левом.

Причины формирования

По статистике, появлению ретенционных кист чаще подвержены женщины детородного возраста (20-45 лет). Среди всех патологий репродуктивной системы на долю таких образований приходится 20% случаев. Практически 1 женщина из 5 сталкивается с данной проблемой.

Причинами ретенционных образований могут стать:

  • эндометриоз;
  • воспаления в малом тазу ( , );
  • операции на половых органах;
  • аборты;
  • венерические заболевания;
  • ранняя половая жизнь;
  • прием гормональных препаратов без назначения врача.

Косвенно стимулировать возникновение образований могут:

  • несбалансированное питание;
  • вредные привычки;
  • стрессы;
  • наличие избыточного веса;
  • чрезмерные физические нагрузки.

Классификация

Ретенционные кисты левого яичника разделяют на несколько видов:

  • - образуется из временной железы, которая синтезирует гестагены, необходимые для того, чтобы оплодотворенная яйцеклетка могла присоединиться к матке. Если зачатие не произошло, желтое тело отмирает. Но если синтез гестагенов избыточный, желтое тело не исчезает, а может продолжить увеличиваться, трансформируясь в кисту.
  • Эндометриоидная - появляется на фоне эндометриоза. Эндометрий матки разрастается за ее пределы на левый яичник, становится основой формирования образования.
  • Фолликулярная - в ее основе становится фолликул-доминант, который в норме должен к началу овуляции лопнуть и выпустить яйцеклетку. Но в некоторых случаях этого не происходит, фолликул растет дальше, перерождаясь в ретенционное образование.
  • Параовариальная - находится в левом придатке, что усложняет диагностику на раннем этапе формирования. Данный вид образования может вырастать до 20 см.

Обратите внимание! Большинство ретенционных кист могут рассасываться сами по себе так же внезапно, как и появились.

Симптоматика

В самом начале формирования левосторонние ретенционные образования практически никак себя не проявляют. Если какая-то симптоматика и наблюдается, то она незначительная.

Прогрессирующее увеличение кисты в размерах может привести к появлению характерных признаков:

  • слабость и недомогание, связанные с менструацией;
  • болевые ощущения слева внизу живота, тянущего или ноющего характера, как правило, во 2 фазе цикла;
  • дискомфорт во время секса, физических нагрузок, боль, отдающая в левый придаток;
  • обильные менструации;
  • увеличение живота;
  • межменструальные выделения из влагалища;
  • задержка месячных;
  • напряженность мышц брюшины.

Несмотря на доброкачественный характер ретенционных образований, они могут вырастать до больших размеров и повлечь за собой некоторые осложнения:

  • перекручивание ножки - прекращается снабжение кисты кровью, ее ткани отмирают;
  • инфицирование и развитие гнойного процесса;
  • разрыв образования - такой риск высок из-за очень тонких стенок капсулы.

Если развились осложнения, симптоматика может усугубиться:

  • высокой температурой;
  • резкими болями;
  • падением АД;
  • сильным кровотечением.

Диагностика

Основная процедура, которая определяет дальнейшую диагностику женщины, это гинекологический осмотр. При первичном осмотре врач с помощью специальных инструментов может зафиксировать наличие образования, его месторасположение, размер.

Уточнить диагноз можно с помощью проведения УЗИ органов малого таза. Исследование позволяет не только определить локализацию и размер кисты, но и ее форму, плотность стенок. Отличительная черта ретенционных образований левого яичника - высокая эхопроходимость.

Чтобы дифференцировать образование от эктопической беременности, назначается анализ крови на человека. Поскольку часто становятся следствием гормональных нарушений, рекомендуется сдать анализ на половые гормоны ( , гестагены), тиреоидные гормоны, . При подозрении на воспаление берут мазок из влагалища, определяют уровень лейкоцитов в крови.

Клинические проявления ретенционного образования схожи с другими патологиями ( , опухоль сигмовидной кишки), поэтому для их дифференциации дополнительно проводятся КТ, МРТ, иригоскопия, лапароскопия (иногда).

Общие правила и методы лечения

Если выявлено небольшое новообразование в левом яичнике и оно бессимптомное, может быть выбрана наблюдательная и выжидательная тактика. В некоторых случаях кисты могут регрессировать и исчезнуть без использования лекарств. Среди лекарственных препаратов могут быть назначены гормональные средства, содержащие половые гормоны ( , Новинет). Для нормализации менструального цикла врач может подобрать женщине правильно оральные контрацептивы.

Узнайте о первых признаках и о способах лечения онкопатологии.

О симптомах избытка тестостерона у женщин, а также о том, как привести показатели в норму естественными способами написано странице.

По адресу прочтите о характерных симптомах и эффективных методах лечения тиреоидита Хашимото.

Операции по удалению ретенционных образований назначают в определенных случаях:

  • компрессия кистой других органов;
  • стремительный рост образования;
  • вероятность трансформации в злокачественную опухоль;
  • разрыв кисты.

Вмешательство необходимо в случае возникновения ярко выраженных симптомов: высокая температура, тошнота, синдром острого живота.

Сегодня в большинстве случаев прибегают к малоинвазивному методу вмешательства - лапароскопии. В брюшную полость вводятся через небольшие разрезы с левой стороны брюшины специальные инструменты, с помощью которых проводится удаление образования. Одновременно видеокамерой фиксируется процесс операции.

В экстренных случаях при развитии осложнений проводят лапаротомию. Хирургу приходится делать широкий разрез на передней брюшной стенке. Убирается опухоль, проводится дренаж полости от сгустков крови, гноя и других включений.

Ретенционные образования в левом яичнике не несут угрозы жизни и здоровью женщины. Иногда они могут рассасываться самостоятельно, если стабилизировать гормональный фон и убрать первопричину проблемы. Но всегда существует риск инфицирования таких кист, их разрыва. Регулярные осмотры у гинеколога позволяют выявить новообразования на ранних этапах своего развития и своевременно начать лечение, не прибегая к операции.

Видео о причинах образования, симптоматике и способах лечения ретенционной опухолевидной кисты левого яичника:

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.

Ретенционные кисты представляют собой полости, заполненные жидкостью или кровью. Несмотря на то, что они являются доброкачественными образованиями, не дают метастаз, эти кисты способны разрываться и вызывать осложнения.

Поэтому каждой женщине нужно знать об этой патологии, чтобы вовремя начать профилактику или лечение.

Ретенционные кисты одного или обоих яичников – часто встречающиеся женские патологии, составляющие практически пятую часть от всех гинекологических заболеваний.

Левый

Ретенционная киста левого яичника может развиваться после травмы живота, в период гормональной перестройки при половом созревании или наступлении климакса.

Повышение уровня андрогенов (мужских гормонов) препятствуют созреванию и выходу яйцеклетки, вызывает ретенционное образование левого яичника. Воспаление придатков слева редко характеризуется сильными симптомами, поэтому часто выявляется только во время обследования.

Правый

Ретенционная киста правого яичника, как и левого, до сих пор не имеет точно выясненных причин. Наиболее вероятная теория гипотеза – нарушение баланса гипофизарных гормонов.

Провоцирующими факторами кисты правого яичника могут быть нервное перенапряжение, постоянные стрессы, ожирение или, наоборот, пониженный вес, воспалительные процессы, перенесенные венерические заболевания.

Ретенционное заболевание правого яичника может развиваться при гипотериозе – нарушении работы щитовидной железы. Если врач подозревает, что у женщины киста правого яичника, нужно исключить раннюю беременность и вероятность лютеинового образования.

При резком увеличении кисты правого яичника признаки усиливаются, можно увидеть асимметричность нижней части живота.

Причины

Ретенционное образование яичника вызывается различными причинами:

  • ранее половое созревание, гормональные сбои;
  • воспаление матки – эндометриоз, при котором клетки эндометрия попадают в яичник;
  • нарушение выхода созревшей яйцеклетки из фолликула;
  • аборты, после которых также может наблюдаться занос видоизмененных клеток в половые железы.

Виды ретенционной кисты

Ретенционные кисты могут формироваться на любых внутренних органах – на губах, легких, слюнной железе. Гинекологи находят подобные образования на шейке матки, правом или левом яичнике.

Читайте также: Лечение придатков и кисты яичника прибором Алмаг

В зависимости от локализации ретенционные кисты яичников подразделяются на:

  • лютеиновые – образуются на месте желтого тела;
  • параовариальные – формируются из придатков яичника;
  • фолликулярные – развиваются на месте неразорвавшегося фолликула.

Симптомы

Явных клинических проявлений при небольших ретенционных образованиях не наблюдается. Патология часто выявляется случайно – при плановом гинекологическом обследовании или диагностике других заболеваний органов малого таза.

Симптомы ретенционной кисты при увеличении ее размера характеризуются:

  • дискомфортом, болями в области яичников;
  • нарушением менструального цикла (изменением сроков, увеличенным или скудным кровянистым отделяемым);
  • неприятными ощущениями при половой близости;
  • чувством тяжести, вздутием живота.

При поражении правого яичника женщину могут беспокоить тошнота, рвота, диарея, иногда запоры. В этих случаях нужно дифференцировать аппендицит. Острые состояния, связанные с разрывом или перекрутом ножки, дают симптомы «острого живота» – перитонита.

Диагностика

Методы диагностики заболевания традиционные:

  • гинекологический осмотр, выяснение анамнеза и жалоб пациентки;
  • трансвагинальное ультразвуковое исследование яичников и других органов малого таза.

Ретенционное образование яичника необходимо дифференцировать от беременности, злокачественных новообразований или воспалительных заболеваний мочеполовых органов. При осложненном течении болезни назначаются МРТ, КТ, пункция содержимого новообразования.

Лечение

Для лечения ретенционного образования яичника используются консервативные и оперативные методики. На начальных этапах развития патологии кроме традиционной терапии назначаются средства народной медицины: свечи, отвары, настои, тампоны.

Свечка из каланхоэ

  • перистое каланхоэ – обладает наиболее выраженными лечебными свойствами;
  • каланхоэ Дегремона – используется в народной медицине;
  • каланхоэ Блоссфельда – имеет лечебные свойства, но более ценится как декоративное.

Рецепт свечей: сорвать несколько листьев каланхоэ, хорошо промыть теплой водой, выдавить сок и смешать его с кукурузной мукой. Для эластичности можно добавить несколько капель облепихового масла. Полученное тугое тесто разделать на свечи и заморозить в холодильнике.

Свечи для лечения ретенционной кисты яичника желательно вводить во влагалище на ночь. Утром можно воспользоваться спринцовкой с теплым ромашковым отваром. Лечение длится до 2-3 месяцев. Вместо свечей можно использовать гигиенические тампоны, смоченные соком каланхоэ.

Читайте также: Тянет и болит яичник у женщины - где, почему, как и по какой причине

Гирудотерапия

Метод лечения пиявками – безопасный и действенный. Слюна этих уникальных червей содержит биологически активные вещества, стимулирует кровообращение.

Единственный дискомфорт, который возникает у женщин при этой процедуре, – проколы хитиновыми зубцами пиявок кожи в области придатка.

Количество животных и продолжительность процедур определяется врачом-гирудотерапевтом индивидуально для каждой женщины.

Гирудотерапия противопоказана при низкой свертываемости крови.

Тампоны из сока лопуха

Лечение соком лопуха возможно только в весенне-летний период. В августе листья растения увядают, поэтому их нельзя использовать для лечения. Свежие листья нужно тщательно отмыть от пыли, выдавить сок, смочить им ватно-марлевый тампон и ввести на ночь во влагалище.

Предостережение: При первом использовании свечей или тампонов не стоит использовать большое количество сока – у некоторых пациенток компоненты растения могут вызвать неприятные ощущения в виде зуда, жжения, припухлости.

В таком случае лечение стоит прекратить, проспринцеваться чистой водой или отваром ромашки. При сильной аллергической реакции немедленно обратиться к гинекологу.

Лечение грязями

Грязелечение относится к официальным методикам физиотерапии. Но этот способ имеет множество противопоказаний, поэтому самолечением заниматься нельзя.

Лечение грязями должно проходить только в условиях физиотерапевтического отделения санатория или больницы.

Травяные сборы

Фитотерапия при ретенционном образовании – не панацея, но дополнительное средство лечения. Рекомендуется использование настоек и настоев, отваров боровой матки, чистотела, щитовника, цветков бархатцев, листьев крапивы. Полезны свежие соки каланхоэ или крапивы, калины.

Лечение травяными сборами должно проходить под контролем врача-гинеколога или фитотерапевта. После проведенного курса лечения нетрадиционными методиками необходимо пройти контрольное ультразвуковое исследование.

Осложнения

Некоторые врачи считают, что чаще всего вызывает осложнение ретенционная киста правого яичника. Она формируется раньше, чем в левом, активнее функционирует.

Новообразование левого придатка может осложниться формированием ножки и ее перекрутом, что приводит к разрыву капсулы, кровопотере, дальнейшему некрозу сдавленного отдела кишечника, перитониту.

Содержимое

Ретенционная киста яичника – это наполненная жидкостью полость, которая образуется из железистой ткани. Причиной ее появления является закупорка протоков желез, через которые должен выводиться секрет. Возникает такое новообразование на яичнике преимущественно у тех женщин, которые находятся в репродуктивном возрасте.

Что собой представляет ретенционная киста яичника

Ретенционная киста может образоваться на левом или правом яичнике. Внешне она выглядит как капсула с прозрачными стенками, внутри нее находится жидкость. К ретенционным относят следующие виды кистозных опухолей:

  • фолликулярные;
  • эндометриоидные;
  • параовариальные;
  • кисты желтого тела.

Избавиться от параовариальных кист можно только хирургическим путем, эндометриоидные включения поддаются гормональной терапии, остальные виды могут рассосаться самостоятельно.

Внимание! Ретенционные кистозные новообразования не перерождаются в злокачественные опухоли.

Узнать, какие существуют виды кистозных новообразований, что они собой представляют можно из видео:

Причины патологии

Появиться ретенционные образования яичников могут в любом возрасте. Наиболее распространенной причиной их возникновения называют гормональные сбои. При чрезмерной выработке эстрогена в женском организме, усиливается процесс секреции слизи, она становится гуще. В результате вырабатываемый секрет становится более тягучим. Он забивает выводящие протоки и начинает скапливаться в железе, увеличивая ее в объеме.

Ретенционная киста правого яичника может сформироваться на месте фолликула, который не лопнул, или желтого тела. В норме фолликул постепенно увеличивается в размерах и в середине менструального цикла лопается. Из него выходит яйцеклетка. Если фолликул не лопнул, то на его месте может появиться фолликулярная киста. Чаще всего патология возникает в период полового созревания. Одной из причин является избыток эстрогенов в организме.

Опухоль желтого тела выявляют в случаях, когда эта временная железа не регрессирует, а продолжает расти. В норме желтое тело нужно для выработки прогестерона для поддержания беременности. Если оплодотворение не произошло, то оно рассасывается к началу менструации. Появиться киста может, если женщина:

  • принимала препараты экстренной контрацепции;
  • пила лекарства, которые стимулируют выход яйцеклетки;
  • голодала;
  • испытывала сильный стресс.

Возможно появление кистозных включений при хронических заболеваниях придатков и после частых абортов.

Эндометриоидные кисты появляются у пациенток, страдающих от эндометриоза. Внутри кистозной полости находятся остатки крови, которая выделяется у женщин во время менструации. Появиться они могут при:

  • иммунных нарушениях;
  • гормональных сбоях;
  • попадания клеток слизистой матки с током крови в яичники;
  • перенос клеток слизистой оболочки при проведении операций.

Параовариальная киста располагается на участке между яичником, широкой маточной связкой и трубой. Это наполненная жидкостью полость. Появляется оно из-за внутриутробного нарушения закладки половых органов.

Симптомы ретенционной кисты яичника

Многие ретенционные включения выявляются случайно. Если они небольшого размера, то неприятных симптомов может не быть.

Чаще всего бессимптомно проходят кисты желтого тела. Они рассасываются самостоятельно за 2-3 месяца практически у 90% женщин. У некоторых при их появлении наблюдаются:

  • слабые боли внизу живота;
  • удлинение продолжительности месячных;
  • задержки менструации;
  • чувство тяжести, ощущение распирания в животе.

При фолликулярных кистах нарушается регулярность месячного цикла. Ретенционная киста яичника вызывает кровяные выделения в любой день цикла, у многих женщин с ациклическими кровотечениями часто выявляют доброкачественные новобразования.

Характерные признаки возникают при развитии эндометриоидных кист. Женщины жалуются на:

  • постоянные ноющие боли, чередующиеся с резкими;
  • нарушения мочеиспускания;
  • болезненные месячные;
  • бесплодие.

При параовариальных кистах жалобы появляются, если их диаметр становится больше 12-15 см. У пациенток нарушается регулярность менструального цикла, появляются ациклические маточные кровотечения, менструации становятся болезненными.

Признаки ретенционного образования правого яичника

При появлении ретенционного включения в правом яичнике пациентки, боли могут появиться с правой стороны. Если кистозное образование разорвалось или его ножка перекрутилась, то определить точную локализацию болей будет сложно.

У женщин с фолликулярными кистозными опухолями в правом яичнике, справа могут возникать болевые ощущения в период овуляции. Женщины их ощущают на протяжении 1-2 дней.

Признаки ретенционного образования левого яичника

Даже при отсутствии симптомов врач, при ручном обследовании, может выявить ретенционное включение в левом яичнике. Гинеколог при проведении исследования должен почувствовать объемное образование, находящееся в левой подвздошной области.

Симптомы ретенционного образования обоих яичников

Если у женщины возникают боли в области придатков слева и справа, то можно заподозрить появление ретенционных кист на обоих яичниках. Чаще всего такие симптомы возникают при развитии эндометриоидных кистозных опухолей. Ведь кисты желтого тела и фолликулярные кистозные новообразования редко появляются с двух сторон. Они поражают только одну половую железу.

Ретенционная киста яичника в постменопаузе

В период постменопаузы у женщин функциональные кисты не могут образоваться. Поэтому появление любых опухолевидных образований должно насторожить. В этом возрасте преимущественно возникают не кисты, а кистомы – истинные опухоли, которые могут переродиться в злокачественные.

После наступления климакса существует вероятность образования эндометриомы. Она возникает при врастании слизистой матки в яичники. Такая патология встречается не более чем у 3% пациенток, у которых наступил климакс. При выявлении эндометриом на яичниках в постменопаузе, показано хирургическое лечение.

Диагностика

Для выявления ретенционной кисты яичника гинеколог должен провести двуручное обследование тазовой области и при подозрениях на формирование новообразования направить пациентку на УЗИ. При обследовании врач может увидеть местоположение опухоли, ее структуру, форму, размеры. По полученным параметрам уточняется диагноз.

Киста желтого тела выглядит как круглая полость с четкими контурами, она отличается анэхогенной структурой. Эндометриоидные опухоли характеризируются гетерогенной внутренней эхоструктурой, в них видны многочисленные эхосигналы. Фолликулярные кисты гипоэхогенные, тонкостенные, внутри находится только 1 камера.

Внимание! При необходимости делают лечебно-диагностическую лапароскопию. Во время ее проведения врач может не только рассмотреть и удалить ретенционную кисту левого яичника, но и обследовать придатки справа.

Лечение ретенционной кисты яичника

При выявлении кист желтого тела или фолликулов лечение сразу не назначают. Медики рекомендуют наблюдать за ними на протяжении 2-3 циклов. Если ситуация не меняется или ретенционные кистозные новообразования начинают расти, подбирается медикаментозная терапия.

Консервативное лечение назначается пациенткам при выявлении эндометриоидных кист. Оно направлено на устранение симптомов, на которые жалуется пациентка и предотвращение прогрессирования патологии. При выявлении параовариальных кист небольших размеров, рекомендуют наблюдать за их ростом и развитием. Если диаметр превысит 10 см, то показано хирургическое вмешательство.

Медикаментозное лечение

Для избавления от фолликулярных опухолей гинекологи назначают пациенткам гормональные средства, в состав которых входят гестагены и эстрогены. Эффект от лечения должен появиться через 1,5-2 месяца.

При кисте желтого тела, которая не проходит самостоятельно, доктор может назначить прием препаратов прогестерона во второй фазе цикла. Эффективным методом борьбы с имеющимися кистозными включениями являются гормональные контрацептивы. С их помощью можно предупредить появление новых кистообразных опухолей.

При эндометриомах назначают:

  • эстроген-гестагенные средства: Диане-35, Фемоден, Марвелон, Ановлар;
  • антиэстрогены: Тамоксифен;
  • прогестагены: Дюфастон, Гестринон, Норколут, Медроксипрогестерон;
  • андрогены: Сустанон-250, Тестенат;
  • стероидные анаболические препараты: Метиландростендиол, Неробол.

Продолжительность терапии при выявлении эндометриоидных образований составляет не менее полугода. Тактику ведения гормонального лечения должен подбирать доктор. Помимо гормонов, назначают витамины, обезболивающие и противовоспалительные медикаменты.

Прокол ретенционного образования яичника

При неэффективности медикаментозной терапии назначают операцию. Доброкачественные образования могут быть удалены при проведении лечебно-диагностической лапароскопии. Врач может вылущить кистозную полость или полностью вырезать ее.

В некоторых случаях делают прокол ретенционного образования под контролем УЗИ. Врач прокалывает кистозную стенку специальной иглой и через нее извлекает содержимое капсулы в стерильные пробирки. Полученную жидкость отправляют на обследование, а в кистозную полость вводят склерозирующее средство. Под его действием стенки склеиваются и образование рассасывается.

Физиопроцедуры

При появлении функционального ретенционного образования яичника, врач может рекомендовать, помимо медикаментозного лечения, физиотерапевтические процедуры. Их используют преимущественно при кистах желтого тела. Доктор может назначить:

  • ультрафонофорез;
  • электрофорез;
  • СМТ-форез;
  • магнитотерапию.

Используют также грязелечение, лазеротерапию и орошение влагалища лекарственными растворами.

Лечение ретенционной кисты яичника народными средствами

Избавиться от лютеиновых доброкачественных опухолей можно с помощью народных средств. Некоторые рекомендуют использовать спиртовой настой изюма. Для его приготовления 0,5 л водки надо залить 150 г изюма. Настаивать жидкость необходимо неделю. Принимается средство трижды в сутки по 1 столовой ложке.

Пить поклонники нетрадиционной медицины советуют также сок лопуха, трижды в день по столовой ложке. Выжатый сок хранить следует не более 3 дней в холодильнике.

Возможные осложнения

В редких случаях появившиеся ретенционные образования вызывают осложнения:

  • перекручивание ножки;
  • разрыв кистозной полости;
  • нагноение.

При указанных состояниях требуется экстренное хирургическое вмешательство.

Справка! Заподозрить развитие осложнений можно по кинжальным болям, падению артериального давления, бледности кожных покровов.

Профилактика заболевания

Предотвратить появление ретенционных кист не всегда можно, ведь механизм их формирования до конца не изучен. Женщинам рекомендуют следить за состоянием репродуктивного здоровья и регулярно посещать гинеколога. Эффективным методом профилактики возникновения функциональных новообразований является прием гормональных контрацептивных средств.

Женщины, у которых была выявлена ретенционная киста яичника, должны внимательно следить за здоровьем и выполнять все рекомендации лечащего врача. Она может рассосаться самостоятельно, но есть определенные виды, избавиться от которых можно только хирургическим путем.



Похожие публикации