Экология в современном мире. Экологическое мышление и Стратегия Человечества

Фэн Лю
Размышления о глобальном экологическом кризисе с точки зрения конфуцианства и экологии

доктор философии, профессор, декан факультета философии
Университета Цинхуа, президент Китайской Ассоциации
экологической философии (Пекин, Китай).
E - mail : [email protected]

Глобальный экологический кризис является приметой времени. Вся современная цивилизация по сути своей антиэкологична, а глобальный экологический кризис вызван глобальным расширением современной цивилизации. С точки зрения экологии мы можем определенно говорить, что современная цивилизация с массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами неустойчива. Древняя китайская цивилизация была сельскохозяйственной, то есть своего рода экоцивилизацией, и потому она сохранялась долгое время. Конфуцианство внесло в нее особый вклад. Конечно, мы не можем вернуться к древней экоцивилизации, но можем многому научиться у наших предков, если хотим в будущем построить новую экоцивилизацию. Исправляя ошибки современности, мы можем воспользоваться ценными предложениями конфуцианства. Новой экоцивилизации также необходимо унаследовать некоторые положительные элементы современной западной цивилизации.

The global environmental crisis is one of the symptoms of modernity.
The whole modern civilization is anti-ecological, and the global ecological crisis is caused by the global expanding of modern civilization. From a point of view of ecology, we can definitely judge that modern civilization with “mass production, mass consumption, and mass wastes” is unsustainable. Because ancient Chinese civilization remained as agricultural civilization, a kind of eco-civilization, it was sustained for a long time. Confucianism made a special contribution to ancient Chinese civilization. We cannot, of course, go back to ancient eco-civilization, but we can learn a lot from our ancestors when we try to construct a new eco-civilization in the future. We can benefit from valuable suggestions from Confucianism while correcting the mistakes of modernity. A new eco-civilization will also need to inherit good elements from modern western civilization.

Глобальный кризис окружающей среды, или экологический кризис, является приметой современности. Другими словами, это кризис, вызванный современной западной цивилизацией. Современность и современная западная цивилизация не могут быть отделены от единой западной культурной традиции и ее цивилизации.

Слова культура и цивилизация используются мною как приблизительные синонимы. Мне бы хотелось воспользоваться определением культуры, которое дают Джон Моуэн и Майкл Майнор: «…культура - это образ жизни. Она включает в себя материальные объекты общества, такие как оружие, футбольные мячи, автомобили, религиозные тексты, вилки и палочки для еды. Также она состоит из идей и ценностей, например, большинство американцев придерживаются того, что люди имеют право выбирать среди различных марок товаров. Культура состоит из учреждений, которые включают правовые, политические, религиозные и даже бизнес-организации» . Соглашаясь с этими двумя авторами, я считаю, что культура или цивилизация в основном имеет 3 аспекта:

1) материальные объекты;

2) институты;

3) идеи и ценности.

Таблица 1

При использовании метода анализа культуры (культурного анализа) мы можем понять, почему современная западная цивилизация вызвала глобальный экологический кризис. Современную западную цивилизацию можно описать следующим образом.

Непосредственную причину глобального экологического кризиса можно узнать, если рассмотреть материальные объекты. Поскольку в производстве и потреблении во всем мире все чаще используется минеральное топливо (уголь, нефть, газ и т. д.), окружающая среда загрязнена, биосфера Земли разрушается, на планете становится все теплее. Массовое производство и массовое потребление возможны только при условии быстрого развития современной промышленности. Из-за массового производства и массового потребления люди не только загрязнили естественную окружающую среду, но и все больше стали захватывать дикую среду обитания. По сравнению с традиционными сельскохозяйственными продуктами, которые получены преимущественно в результате фотосинтеза растений с помощью человека и домашних животных, практически все современные промышленные товары являются антиэкологическими. Автомобили - типичная современная промышленная продукция, производство и потребление которой представляет собой процесс загрязнения. Невозможно избежать загрязнения окружающей среды и экологического ущерба при массовом производстве и массовом потреблении, которые чрезмерно используют минеральное топливо.

Рассмотрим второй аспект современной западной цивилизации - институты. Мы можем понимать их как институты капитализма и демократии. Если посмотреть на прошлое с исторической точки зрения, то можно утверждать, что все общественные институты в традиционных обществах сдерживали народную жадность, и особенно жадность правящего класса, так как те, кто принадлежит к правящим кругам, всегда являются жадными. Но институты капитализма беспрецедентно поддерживают всех людей (как власть имущих, так и простых людей) в жадности на законных основаниях. Многие экономисты пытаются показать, что институт капитализма является своего рода нейтральной структурой общества, но на самом деле это не так. Он предполагает, что чем жаднее, тем лучше, если ты всегда зарабатываешь деньги или материальные ценности законным способом. Институт капитализма - это институциональное условие «массового производства и массового потребления». Со времени окончания холодной войны институт капитализма копируется повсеместно. Производство и жизнь в модели «массового производства, массового потребления и массовых отходов» также глобально повторяется. Глобальное «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы» загрязняют Землю все с большей скоростью и в больших масштабах, и все больше толкают человечество к глобальному экологическому кризису. Таким образом, мы можем утверждать, что институт капитализма также является причиной глобального экологического кризиса .

Институт демократии неплох сам по себе, но до настоящего времени он также поддерживает «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы». Возможно, самый важный вопрос для будущей политической философии -сможем ли мы сделать так, чтобы демократия больше не поддерживала «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы».

И, наконец, рассмотрим третий аспект: идеи и ценности современной западной цивилизации. Мы можем объединить их под одним названием - «модернизм». Часто подъем модернизма связывают с эпохой Просвещения в Европе в XVIII в., а также с эпохой Возрождения в XIV в. Но с незападной точки зрения мы можем обнаружить, что модернизм глубоко уходит корнями в западную традицию культуры и мышления, включая древнюю эллинскую культуру и христианскую культуру средних веков.

Мы не можем считать модернизм логической последовательной системой, но это - идеология, решительно поддерживающая «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы», а также институт капитализма. Люди по всему миру, включая современных китайцев, считают эту точку зрения правильной.

В соответствии с современными науками, особенно физикой, весь мир состоит из физических частиц, таких как атомы, электроны, протоны, нейтроны, или в общем из основных частиц, а человек в конечном счете является совокупностью генов, которые состоят из основных частиц.

Сциентизм предполагает, что все знания должны быть объединены в одну научную систему, основанную на прочном фундаменте современной физики, и в рамках этой единой науки существует внутренняя логика или математическая структура. С прогрессом науки, в соответствии с ее внутренней логикой, человеческие знания все больше и больше будут раскрывать все секреты или становиться все ближе и ближе к тайнам сотворения мира Богом. Говоря словами Стивена Вайнберга, физика создаст последнюю окончательную теорию об окончательных законах природы. Когда мы узнаем о них, мы познаем законы управления звездами, камнями и всем, что существует в мире .

Сторонники физикализма и сциентизма предполагают, что нет ничего мистического в природе, что она покорится человеку гораздо легче с помощью машин (механизации), а человечество с развитием науки и технологии способно легко покорить природу. Сегодня люди, поддерживающие физикализм и сциентизм, говорят, что человек может быть успешным и способен преодолеть любые трудности только с помощью духа Прометея. Все трудности и кризисы - временны. Не беспокойтесь о загрязнении, экологическом ущербе, нехватке ресурсов, вымирании видов, глобальном потеплении; мы сможем решить все эти проблемы благодаря научно-технологическим инновациям. Не пытайтесь остановить «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы», иначе человеческая цивилизация утратит свой самый сильный стимул к развитию. Некоторые считают, что цифровые технологии помогут нам в создании гораздо более совершенного искусственного мира (созданного человеком), в котором все дикое будет уничтожено .

Либерализм - идеология, прямо поддерживающая институт капитализма. Согласно ему свобода граждан является самым важным социальным условием для развития знаний, мудрости и нравственности, или в целом - прогресса цивилизации. Дайте людям возможность свободно конкурировать друг с другом, и общество естественным образом станет мирным и процветающим. Каждый человек эгоистичен по натуре и делает все зависящее от него, чтобы получить максимум выгоды или прибыли, но рыночная система изменит безнравственные поступки людей на хорошие на благо всего общества. Либералы пытаются доказать, что образ жизни, побуждаемый жадностью, намного лучше, чем умеренный, в том числе христианский . Они утверждают, что такой образ жизни с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» идеально подходит для человеческой натуры. Они считают, что все люди должны мирно сотрудничать в овладении природой, для того чтобы улучшить условия человеческой жизни, и только таким способом можно избежать войн между людьми. Это означает, что люди должны покорять природу, а не друг друга, и если человеческое стремление к завоеваниям должно иметь выход, то природа является подходящим для этого объектом. Либерализм выдвигает на передний план права людей, но мало внимания уделяет обязанностям граждан.

Утилитаризм и экономизм предполагают, что человеческие предпочтения или ценности могут быть измерены единообразно, и все ценности можно измерить деньгами или свести к деньгам. Многие современные экономисты считают, что мы можем эффективно защитить окружающую среду только осознав, что вопрос окружающей среды является экономической проблемой. Назовите цену загрязнению, и мы будем эффективно контролировать эту проблему. Вот он, рецепт излечения от симптомов глобального экологического кризиса, данный экономистами. Они не считают, что любой биологический вид, даже вся биосфера в целом, имеет бесконечную предельную стоимость [Ibid . : 175]. Как правило, они считают, что деньги могут подтолкнуть ученых и инженеров к решению всех проблем, включая экологические.

Материализм, подтвержденный физикализмом, сциентизмом и экономизмом, основан на понимании значения или ценностей человеческой жизни. Согласно ему, конечная цель человеческой жизни заключается в овладевании все большим количеством денег и материальных ценностей, в улучшении материальных условий. В настоящее время материализм представлен направлением консьюмеризма, абсурдным и вульгарным. Но это направление оказывает сильнейшее влияние на современный мир. В этом состоит уникальный парадокс современной цивилизации. Кто-то может возразить мне, что сейчас очень много верующих людей, а все религии кажутся антиматериалистичными. Но я бы хотел сказать, что практически все религии разрушены под напором капитала. Для многих людей религия - всего лишь средство для получения психологического успокоения после долгой, тяжелой работы или жестокой конкуренции.

Когда большинство в обществе верит в материализм в разной степени, институты, естественно, будут поощрять «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы».

Вообще говоря, вся современная цивилизация является антиэкологической, а глобальный экологический кризис - результат глобального распространения современной цивилизации. Сегодня развитые страны, такие как Соединенные Штаты, успешно защищают свою окружающую среду, но они всего лишь перевели свое производство, а значит, и загрязнение, в развивающиеся страны, например в Китай. С точки зрения экологии мы определенно можем сказать, что современная цивилизация с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» неустойчива.

Сравнивая современную цивилизацию с древней китайской цивилизацией, мы можем ясно понять, почему первая является неустойчивой. Для многих либералов, включая современных китайских, древний Китай отставал в своем развитии и был малообразованной (неграмотной) страной, а китайцы, включая так называемых мудрецов, все были глупцами. Но с экологической точки зрения древняя китайская цивилизация была довольно устойчива, она просуществовала больше 5 тыс. лет с населением около 400 млн человек, имея богатую культуру ко времени последней династии. В чем причина такой устойчивости? Если сравнить ее с современной цивилизацией, можно легко обнаружить, что каждый аспект древней китайской цивилизации гораздо больше способствовал защите окружающей среды и экологических систем.

Таблица 2

Древняя китайская цивилизация

Материальные объекты

В основном местные сельскохозяйственные продукты, произведенные растениями путем фотосинтеза с помощью человека и животных, без использования химических удобрений и пестицидов

Институты

Иерархия с императором у власти, ученые, составлявшие в основном правящий класс. Основополагающим принципом развития сельского хозяйства
и ограничения коммерческой деятельности являлось руководство по созданию и реформированию общественных институтов

Идеи
и ценности

Главным образом конфуцианство, а также даосизм и буддизм

Ученые - приверженцы современных взглядов наверняка будут смеяться надо мной, говоря, что люди не могут жить счастливо исключительно на продуктах сельского хозяйства, а это возможно только в рамках модели «массового производства, массового потребления и массовых отходов». Люди, пользующиеся автомобилями, гораздо счастливее тех, кто ходит пешком. Но я никогда не соглашусь с этим. Здесь хотелось бы отметить, что сельскохозяйственная технология, способствующая фотосинтезу растений без использования механизации, химических удобрений и пестицидов, является экологической и гуманистической. А продукты, произведенные с помощью этой технологии, - именно такие, которые природа позволяет употреблять человеку. Поскольку древняя китайская цивилизация оставалась сельскохозяйственной, она являлась устойчивой в течение долгого времени.

Причина, по которой китайская цивилизации смогла оставаться в течение длительного времени аграрной цивилизацией, в том, что ее институты постоянно поддерживали сельское хозяйство и ограничивали коммерцию. Правители всех династий считали сельское хозяйство основой, а также самой важной политической и экономической проблемой, тогда как коммерция была второстепенной. Подобный тип социальной организации никогда не способствует повсеместной человеческой жадности.

В соответствии с конфуцианством человек всегда связан с природой. Природа - это далеко не просто совокупность физических частиц (организмов), потому что природа живая - в ней многое рождается и умирает каждую секунду (天地之大德曰生). Самое важное знание - это знание о смысле человеческой жизни, как поступать правильно и как приносить пользу семье и обществу. Наука в современном смысле не являлась самой важной темой в древней китайской цивилизации. Лучшие древнекитайские мыслители никогда не считали, что человеческое знание может раскрыть все секреты природы, а человек сможет покорить природу. Свобода человека может воплотиться только в самосознании правильной жизни и следовании каждого индивида этому пути. Правильный образ жизни (道) основывается на единении как естественных (天道), так и моральных законов (人道). Последователи конфуцианства никогда не считали, что люди могут стать более независимыми или более свободными при бесконечном наращивании силы для покорения природы. Несмотря на то, что конфуцианцы не имели четкого представления о многообразии ценностей и плюрализме, они не считали, что человеческие ценности могут быть измерены количественно, и определенно отрицали, что все ценности можно измерить деньгами. Основная цель конфуцианца - стать мудрецом через неустанное учение и практику развития своих добродетелей и повышение собственного духовного уровня. Мудрец всегда учится у природы, цзюнь цзы (благородный муж, gentleman) - у мудрецов, а философы - у цзюнь цзы (圣希天,贤希圣,士希贤). С такими воззрениями, направляющими создание и перестройку общественных институтов, материализм едва ли может стать самым популярным представлением о значении человеческой жизни.

С точки зрения экологии древняя китайская цивилизация является прогрессивной, а современная цивилизация движется в противоположном направлении, поскольку является антиэкологичной и неустойчивой.

Но со времен поражения в опиумной войне между Китаем и Великобританией (1840-1842 и 1856-1860 гг.) китайцы в целом и китайские мыслители в частности потеряли веру в свою цивилизацию и традиции. Наиболее выдающиеся мыслители, такие как Чэнь Дусю, Ху Ши, Лу Синь и т. д., считали, что Китаю нужно прилежно учиться у Запада и необходимо изменить все аспекты старой цивилизации, для того чтобы выжить. С тех пор модернизм постепенно становился все более популярной идеологией в Китае.

Коммунистическая партия Китая признает основные цели современности, несмотря на то, что основным ее принципом является марксизм, а не либерализм, при этом марксизм является альтернативой модернизму. Модернизация же теперь - основная модель изменения Китая, и Коммунистическая партия Китая без колебаний и сомнений приняла эту модель.

Начиная с 1978 г. модернизация, а также в какой-то мере и вестернизация быстро развивались вместе с ростом рыночной экономики. В настоящее время в Китае все больше и больше автомобилей, поездов, самолетов и заводов. Практически в каждой городской семье есть телевизор, холодильник, стиральная машина, кондиционер и т. д. Разрастаются города, появляется все больше новых городов. Но при этом окружающая среда очень сильно загрязняется и ухудшается состояние экосистем. Это называется развитием, и оно идет по пути вестернизации. Но такой вид развития является определенно неустойчивым.

К счастью, некоторые жители Китая поняли, что общество не может больше развиваться в этом направлении, и с 2007 г. лидеры Коммунистической партии Китая стали призывать людей к созданию экоцивилизации. Сейчас все больше философов понимают, что древняя китайская цивилизация не так уж и плоха, как в начале ХХ в. считали Чэнь Дусю, Ху Ши и Лу Синь. В действительности древняя китайская цивилизация - нечто вроде экоцивилизации. Конечно, мы не можем вернуться к древней экоцивилизации, но мы можем многому научиться у наших предков в процессе создания новой экоцивилизации в будущем. Новая эко-цивилизация также заимствует положительные элементы у современной западной цивилизации.

Благодаря новым наукам, таким как экология, современная физика, и современным философским учениям мы можем критиковать как модернизм, так
и древнее конфуцианство, и попытаться прояснить некоторые идеи, которые могут помочь при создании экоцивилизации.

Физикализм как взгляд на природу абсолютно неверен, хотя он и может быть полезным для некоторых ученых, позволяя достичь определенных результатов в конкретном исследовательском направлении. Природа - это не совокупность физических частиц, как говорит Илья Пригожин, «…природа на самом деле связана с появлением непредсказуемой новизны, где возможное ценнее, чем реальное» (Prigogine 1997: 72). Я считаю, что взгляд на природу в конфуцианстве более правильный, чем физикалистский, хотя у конфуцианского подхода есть свои недостатки. Так, например, в философии конфуцианства нет определения природы в духе Пригожина. Сторонники конфуцианства используют три категории, которые вмещают все предметы мира: Тянь (небеса) (天), Ди (земля) (地) и Жэнь (человек) (人). В некотором контексте значение слова «Тянь» очень близко по значению к слову «природа» как окончательная реальность. Но в другом контексте преувеличивается человеческое участие и преуменьшается трансцендентность (превосходство) Тянь. Конфуцианству необходимо учиться у новых наук, а взгляд на природу сторонников конфуцианства должен выражаться как трансцендентальный натурализм.

Сторонники сциентизма абсолютно неправы, утверждая, что наука приближается к разгадке всех секретов природы и является постоянной системой со своей внутренней логикой. Лучше последуем за Пригожиным, чтобы узнать, что такое наука. Он утверждает: «Я всегда считал науку диалогом с природой. Как и в настоящем диалоге, ответы часто непредсказуемы и иногда удивительны» (Prigogine 1997: 57). Если природа и в самом деле связана с появлением непредсказуемой новизны, а науки являются диалогом между природой и человеком, то какой бы прогресс ни делала наука, природа всегда будет скрывать свои бесконечные секреты от людей. Следовательно, мы должны почитать природу.

Либерализм имеет смысл в политической философии и может помочь исправить некоторые ошибки конфуцианства. Но права и свободы человека, как определяют их либералы, должны быть пересмотрены. Либералы считают, что пределом свободы одного человека является свобода другого человека и он может неограниченно расширять свою свободу, меняя естественную окружающую среду или покоряя природу. Именно эта идея приводит людей к жизни с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами». В связи с мощным влиянием либерализма в сегодняшнем мире люди считают, что высшей целью этики и политики является расширение свободы человека как индивида и человечества как вида. Но, на мой взгляд, нам следует запомнить слова Альдо Леопольда: «Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование» . Мне кажется, в конфуцианстве более разумное понимание человеческой свободы, чем у либералов. У людей нет права претендовать на божественную власть, и они не могут получать все больше свободы в природе. И я считаю, что сторонники конфуцианства правы, когда утверждают, что человеческая свобода может быть выражена только как самосознание правильного пути в жизни (道) и независимое следование ему.

Утилитаризм как этическое направление внес свой особый вклад в модернизм. Его роковая ошибка заключается в монизме ценностей, предполагающем, что существует только одно истинное благо, а все остальные ценности могут быть лишь сведены к нему. Классический утилитаризм утверждает, что удовольствие или счастье является единственной ценностью, а современный утилитаризм предполагает, что польза - это подходящее определение для обозначения общей ценности, к которой могут быть сведены все конкретные блага. Этот подход решительно поддерживает экономизм, сторонники которого утверждают, что все человеческие действия в конце концов являются экономическими и могут быть точно просчитаны путем экономического подсчета, а все ценности могут быть неизбежно сведены к деньгам или измерены ими. Следовательно, утилитаризм и экономизм прямо поддерживают материализм. Из трансцендентальной философии и религии можно легко понять, что материализм - это неверное и заурядное понимание человеческой жизни. Но он оказывает влияние практически на каждого в современном мире и оправдывается утилитаризмом, экономизмом и современной экономикой, которые считаются науками. Я считаю, что этика конфуцианства дает гораздо больше представлений о благе. Конфуцианцы никогда не утверждают что-либо как абсолютное благо и никогда не считали, что чем что-то больше, тем лучше. В соответствии с конфуцианством приемлемость действия (中) есть одна из главных добродетелей человека. Благородные мужи всегда должны выполнять работу соответствующим образом, не больше и не меньше. По конфуцианству, совсем не значит, что чем выше экономический рост, тем лучше для людей, людям необходим средний уровень материального достатка, чтобы жить мирно и счастливо. В этом вопросе конфуцианство вполне согласуется с экологией. С точки зрения экологии человеческие экономические системы являются подсистемами экосистем, и человеческие экономические действия должны быть ограничены пределами границ несущей способности экосистем.

Я считаю, что экоцивилизация - единственный выбор для человечества в будущем. Будущая экоцивилизация может быть построена следующим
образом.

Невозможно объединить все веры воедино, так как никто не сможет доказать, что существует только одна правда, а остальные вероисповедания, конфликтующие с ней, являются неверными. Но мы можем доказать, что физикализм, сциентизм и материализм нелепы. Только когда люди отвергнут эти подходы, они смогут понять, что современная промышленная цивилизация с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» является неустойчивой, а экоцивилизация - единственный путь, по которому необходимо следовать в будущем. На мой взгляд, христиане, буддисты, конфуцианцы и люди других вероисповеданий, которые отрицают физикализм, сциентизм и материализм, могут договориться и выбрать экоцивилизацию.

Таблица 3

Аспекты будущей экоцивилизации

Перевод с английского Е. С. Столяровой

Литература

Doti J. L., Lee D. R. The Market Economy: A Reader. Chinese translation by Lin Jihong. Jiangsu: People"s Press, 2000.

Leopold A. A Sand CountyAlmanac. Oxford: OxfordUniversity Press, 1987.

Mowen J. C., Minor M. S. Consumer Behavior: A Framework. New Jersey: Pearson Education Inc., 2001.

Prigogine I. The End of Certainty: Time, Chaos, and the New Laws of Nature. New York: The Free Press, 1997.

Slouka M. War of Worlds: Cyberspace and the High-Tech Assault on Reality. Chinese translation by Hunag Beijian. Nanchang: Jiangxi Education Press, 1999.

Weinberg S. Dreams of a Final Theory. Chinese translation by Li Yong. Hunan: Science & Technology Press, 2003.

Любить и быть любимым - базовая потребность человека. Мы нуждаемся в этом чувстве до тех пор, пока живы. В отсутствие любви мы можем хвататься за достижение внешних целей, будь то карьера, спасение больных, детей-сирот или животных. Но все это будет только временной компенсацией. Мы все равно остаемся несчастными.

Хронический дефицит любви приводит к депрессии. Лечить ее антидепрессантами - задача бесперспективная и потому бессмысленная. Почему в современном обществе так много людей страдает от одиночества или нездоровых отношений? Проблема одинаково свойственна женщинам и мужчинам. Просто женщины ее ощущают быстрее и острее.

В чем же причина? В отсутствии «здоровых» мужчин, «нормальных» женщин? В тотальном невезении, в наших недостатках? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте разберемся, что же такое любовь.

Здоровая привязанность дает ощущение тепла, близости, поддержки. Это постоянный источник уверенности в себе, вдохновения и силы. Если мы страдаем в отношениях, но боимся или не можем расстаться, то эта любовь нездоровая, невротическая. Она разрушает нас, лишает сил и надежды.

Важно понять, что здоровая любовь - это не только яркие эмоции, чувства и физическое влечение. Не нужно ее путать с влюбленностью. Здоровая любовь - это осознанные действия, серьезная работа над собой, развитие определенных способностей. За многие годы психотерапевтической практики я выделила семь необходимых навыков, которые позволяют человеку получать удовлетворение и удовольствие в близких отношениях.

1. Любить себя , заботиться о себе и поддерживать чувство собственного достоинства без всяких условий. Конечно, мы все иногда допускаем ошибки, без этого невозможно прожить жизнь. Но из-за них мы не становимся автоматически «плохими людьми». Мы не должны сами себя унижать и наказывать, не должны позволять никому унижать нас за наше несовершенство.

2. Понимать и обозначать свои личностные границы. Какие бы сильные чувства мы ни испытывали к любимому человеку, мы не должны с ним сливаться. Если мы не считаем нужным или не хотим выполнять просьбу, то должны уметь сказать «нет». Если что-то в поведении партнера ранит нас, мы должны уметь уважительно, но открыто выразить свое возмущение и несогласие.

3. Уважать личностные границы партнера. Любимый человек - не наша собственность. Мы должны быть в состоянии услышать и спокойно принять его отказ. Не стоит давить, требовать, вымогать желаемое. Не надо пытаться подчинить партнера, изображая обиду или шантажируя его.

4. Сострадать. Речь не просто о выражении сочувствия близкому человеку. Важно искренне желать и стараться сделать что-то для уменьшения его боли и страдания. Быть включенным в жизнь партнера, заботливо и тактично помогать ему справляться с жизненными испытаниями.

5. Искренне проживать моменты своей ранимости. Не надо прятать свою боль и страх. Учитесь доверять партнеру, открывайтесь ему. Не отказывайтесь от помощи, когда вы болеете, переживаете кризис или потерю.

6. Самостоятельно поддерживать свое эмоциональное равновесие и благополучие. Независимо от того, рядом ли в данный момент любимый человек или нет, и в каком настроении сейчас ваши близкие.

7. Оставаться социально самостоятельным человеком. Развиваться в личностном и профессиональном плане, достигать материальной независимости. Если партнер поведет себя неадекватно, вам не придется подстраиваться под него. Вы будете в состоянии расстаться с человеком, который не уважает вас или причиняет боль.

Потребность в любви и умение любить и принимать любовь - это совершенно разные вещи. Если вы одиноки или страдаете от нездоровых отношений, это не приговор на всю оставшуюся жизнь. Хотите любви - действуйте. Обучайтесь эмоциональной грамотности, развивайте себя, осваивайте экологию любви. Научиться этому не поздно никогда.

Об авторе

Интегративный психотерапевт, к. м. н., экзекьютив-коуч, директор Института интегративной психотерапии и коучинга, президент Британского Психологического Центра.


Экологическая проблема - это изменение природной среды в результате деятельности человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Это проблема антропогенного характера. Иначе говоря, она возникает вследствие негативного воздействия человека на природу.

Экологические проблемы могут быть локальными (затрагивается определенная местность), региональными (конкретный регион) и глобальными (воздействие оказывается на всю биосферу планеты).

Можете ли Вы привести пример локальной экологической проблемы Вашего региона?

Региональные проблемы охватывают территории больших регионов, и их влияние сказывается на значительной части населения . Например, загрязнение Волги - это региональная проблема всего Поволжья.

Осушение болот Полесья вызвало негативные изменения в Беларуси и на Украине. Изменение уровня вод Аральского моря - проблема всего Среднеазиатского региона.

К глобальным экологическим проблемам относятся проблемы, которые создают угрозу всему человечеству.

Какие из глобальных экологических проблем, с Вашей точки зрения, вызывают наибольшее беспокойство? Почему?

Давайте кратко рассмотрим, как менялись экологические проблемы на протяжении истории развития человечества.

Вообще-то, в некотором смысле, вся история развития человечества - это история усиливающегося воздействия на биосферу. Фактически человечество в своем поступательном развитии шло от одного экологического кризиса к другому. Но кризисы в древности носили локальных характер, а экологические изменения были, как правило, обратимыми, или не грозящими людям тотальной гибелью.

Первобытный человек, занимавшийся собирательством и охотой, невольно повсеместно нарушал экологическое равновесие в биосфере, стихийно наносил вред природе. Считается, что первый антропогенный кризис (10-50 тыс. лет назад) был связан с развитием охоты и перепромыслом диких животных, когда с лица земли исчезли мамонт, пещерные лев и медведь, на которых были направлены охотничьи усилия кроманьонцев. Особенно много вреда принесло использование первобытными людьми огня - они выжигали леса. Это вело к снижению уровня рек и грунтовых вод. Перевыпас скота на пастбищах, возможно, имел экологическим результатом возникновение пустыни Сахары.

Далее, около 2 тыс. лет назад, последовал кризис, связанный с использованием поливного земледелия. Он привел к развитию большого количества глинистых и солончаковых пустынь. Но учтем, что в те времена население Земли было немногочисленным, и, как правило, люди имели возможность переселяться в другие места, которые были более пригодными для жизни (что невозможно сделать сейчас).

В эпоху Великих географических открытий воздействие на биосферу возросло. Это связано с освоением новых земель, которое сопровождалось истреблением многих видов животных (вспомним, например, судьбу американских бизонов) и преобразованием огромных территорий в поля и пастбища. Однако глобальные масштабы воздействие человека на биосферу приобрело уже после промышленной революции XVII-XVIII вв. В это время существенно увеличился масштаб деятельности человека, в результате чего стали преобразовываться протекающие в биосфере геохимические процессы (1). Параллельно с ходом научно-технического прогресса резко увеличилась численность людей (с 500 млн. в 1650 г., условного начала промышленной революции - до нынешних 7 млрд.), и, соответственно, увеличилась потребность в продовольствии и промышленных товарах, во все большем количестве топлива, металла, машин. Это привело к стремительному росту нагрузки на экологические системы, и уровень этой нагрузки в середине XX в. - начале XXI в. достиг критического значения.

Как Вы понимаете в этом контексте противоречивость результатов технического прогресса для людей?

Человечество вступило в эпохуглобального экологического кризиса. Его основные слагаемые:

  • исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты
  • парниковый эффект,
  • истощение озонового слоя,
  • деградация почв,
  • радиационная опасность,
  • трансграничный перенос загрязнений и др.

Движение человечества к экологической катастрофе общепланетарного характера подтверждается многочисленными фактами, Люди непрерывно накапливают число не утилизируемых природой соединений, развивают опасные технологии, хранят и перевозят множество ядохимикатов и взрывчатых веществ, загрязняют атмосферу, гидросферу и почвы. К тому же постоянно наращивается энергетический потенциал, стимулируется парниковый эффект и т. д.

Налицо угроза потери стабильности биосферы (нарушение извечного хода событий) и ее перехода в новое состояние, исключающее саму возможность существования человека. Часто говорят, что одной из причин экологического кризиса, в состоянии которого находится наша планета, является кризис сознания людей. Что Вы об этом думаете?

Но пока еще человечество в состоянии решать экологические проблемы!

Какие условия необходимы для этого?

  • Единство доброй воли всех жителей планеты в проблеме выживания.
  • Установление мира на Земле, прекращение войн.
  • Прекращение разрушительного действия современного производства на биосферу (потребление ресурсов, загрязнение среды, уничтожение природных экосистем и биоразнообразия).
  • Разработка глобальных моделей восстановления природы и научно обоснованного природопользования.

Некоторые пункты, перечисленные выше, кажутся невыполнимыми, или нет? Как Вы полагаете?

Бесспорно, осознание человеком опасности экологических проблем связано с серьезными трудностями. Одна из них вызвана неочевидностью для современного человека его природной основы, психологическим отчуждением от природы. Отсюда пренебрежительное отношение к соблюдению экологически целесообразной деятельности, а, говоря проще, отсутствие элементарной культуры отношения к природе в различных масштабах.

Для решения экологических проблем необходимо развитие у всех людей нового мышления, преодоления стереотипов технократического мышления, представлений о неисчерпаемости природных ресурсов и непонимания нашей абсолютной зависимости от природы. Безусловным условием дальнейшего существования человечества является соблюдение экологического императива как основы экологически безопасного поведения во всех сферах. Необходимо преодоление отчуждения от природы, осознание и реализация личной ответственности за то, как мы относимся к природе (за сбережение земли, воды, энергии, за охрану природы). Видео 5.

Есть такая фраза «мысли глобально - действуй локально». Как Вы это понимаете?

Существует немало удачных публикаций, передач, посвященных экологическим проблемам и возможностям их решения. В последнее десятилетие снимается довольно много экологически ориентированных фильмов, стали проводиться регулярные фестивали экологического кино. Одним из наиболее выдающихся фильмов является эколого-просветительский фильм HOME (Дом. История путешествия), который был впервые представлен 5 июня 2009 года во Всемирный день охраны окружающей среды выдающимся фотографом Янном Артюс-Бертраном и знаменитым режиссером и продюсером Люком Бессонном. Этот фильм рассказывает об истории жизни планеты Земля, красоте природы, экологических проблемах, вызванных разрушительным воздействием человеческой деятельности на окружающую среду, грозящим гибелью нашему общему дому.

Надо сказать, что премьера HOME стала беспрецедентным событием в кино: впервые фильм демонстрировался одновременно в крупнейших городах десятков стран, в том числе в Москве, Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке, в формате открытого показа, причем бесплатно. Телезрители увидели полуторачасовой фильм на больших экранах, установленных на открытых площадках, в кинозалах, по 60 телеканалам (не считая кабельных сетей), в интернете. HOME был показан в 53 странах. При этом в некоторых странах, например в Китае и Саудовской Аравии, режиссеру было отказано в проведении воздушной съемки. В Индии половина отснятых материалов была попросту конфискована, а в Аргентине Артюс-Бертрану и его помощникам пришлось провести неделю в тюрьме. Во многих странах фильм о красоте Земли и ее экологических проблемах, демонстрация которого, по словам режиссера «граничит с политическим призывом», был запрещен к показу.

Ян Артю?с-Бертра?н (фр. Yann Arthus-Bertrand, родился 13 марта 1946 года в Париже) - французский фотограф, фотожурналист, кавалер ордена Почётного легиона и обладатель множества других наград

Рассказом о фильме Я. Артюс-Бертрана мы заканчиваем беседу об экологических проблемах. Посмотрите этот фильм. Он лучше слов поможет Вам задуматься над тем, что ожидает в недалеком будущем Землю и человечество; понять, что все в мире взаимосвязано, что наша задача сейчас - общая и каждого из нас - попытаться, насколько возможно, восстановить нарушенный нами экологический баланс планеты, без которого невозможно существование жизни на Земле.

В Видео 6 приве ден отрывок из фильма Home. Весь фильм можно посмотреть - http://www.cinemaplayer.ru/29761-_dom_istoriya_puteshestviya___Home.html .



Академик Российской АН Н. МОИСЕЕВ.

Продолжаем цикл статей академика Никиты Николаевича Моисеева, начатый журналом в конце прошлого года. Это раздумья ученого, его философические заметки "О необходимых чертах цивилизации будущего", опубликованные в № 12, 1997 года. В первом номере нынешнего года академик Моисеев выступил со статьей, которую он сам определил, как размышления пессимистического оптимиста "Можно ли говорить о России в будущем времени?". Этим материалом журнал открыл новую рубрику "Взгляд в XXI век". Здесь мы публикуем следующую статью, ее тема - одна из острейших проблем современного мира - защита природы и экология цивилизации.

Участок Большого барьерного рифа Австралии.

Полная противоположность рифу - пустыня. З

Пена синтетических моющих средств в одном из сточных каналов Чикаго. В отличие от мыла детергенты не подвержены разлагающему действию бактерий и сохраняются в воде в течение многих лет.

Сернистый газ, содержащийся в дыме, выбрасываемом производством, полностью уничтожил растительность на этой горе. Сейчас научились эти газы улавливать и использовать для промышленных нужд.

Добытая из земных недр вода оросила безжизненные барханы. И в пустыне Мойав вырос новый город.

Бой быков бизонов в брачный период - свидетельство того, что эти еще недавно почти полностью вымершие животные сейчас усилиями человека возродились и чувствуют себя вполне хорошо.

Рождение дисциплины

Cегодня термин "экология" стал применяться очень широко, по самым различным поводам (по делу и не по делу). И процесс этот, по-видимому, необратим. Однако чрезмерное расширение понятия "экология" и включение его в жаргон все же недопустимо. Так, например, говорят, что в городе "плохая экология". Выражение бессмысленное, ибо экология - научная дисциплина и она одна для всего человечества. Можно говорить о плохой экологической обстановке, о неблагоприятных экологических условиях, о том, что в городе отсутствуют квалифицированные экологи, но не о плохой экологии. Это так же нелепо, как сказать, что в городе плохая арифметика или алгебра.

Я попытаюсь свести известные толкования этого слова в некую схему методологически связанных между собой понятий. И показать, что это может стать отправной позицией для вполне конкретной деятельности.

Термин "экология" возник в рамках биологии. Его автором был профессор Йенского университета Э. Геккель (1866 год). Экология первоначально рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов, в зависимости от состояния окружающей среды. Позднее на Западе появилось понятие "экосистема", а в СССР - "биоценоз" и "биогеоценоз" (ввел академик В. Н. Сукачев). Эти термины почти идентичные.

Так вот - первоначально термин "экология" означал дисциплину, которая изучает эволюцию фиксированных экосистем. Даже теперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы главным образом биологического плана. И это тоже неверно, потому что крайне суживает содержание предмета. Тогда как сама жизнь существенно расширяет круг проблем, решаемых экологией.

Новые проблемы

Промышленная революция, начавшаяся в Европе в XVIII веке, внесла существенные изменения во взаимоотношения Природы и человека. До поры до времени человек, как и другие живые существа, был естественной составляющей своей экосистемы, вписывался в ее кругообороты веществ и жил по ее законам.

Начиная со времен неолитической революции, то есть с той поры, когда было изобретено земледелие, а затем и скотоводство, взаимоотношения человека и Природы стали качественно меняться. Сельскохозяйственная деятельность человека постепенно создает искусственные экосистемы, так называемые агроценозы, живущие по собственным законам: для своего поддержания они требуют постоянного целенаправленного труда человека. Без вмешательства человека они существовать не могут. Человек все больше и больше извлекает из земных недр полезных ископаемых. В результате его активности начинает меняться характер кругооборота веществ в природе, меняется характер окружающей среды. По мере того как растет население и растут потребности человека, свойства среды его обитания изменяются все больше и больше.

Людям при этом кажется, что их деятельность необходима для того, чтобы адаптироваться к условиям обитания. Но они не замечают, или не хотят замечать, что эта адаптация носит локальный характер, что далеко не всегда, улучшая на какое-то время условия жизни для себя, они при этом улучшают их для рода, племени, деревни, города, да и для самих себя в будущем. Так, например, выбросив отходы со своего двора, вы загрязняете чужой, что в конечном итоге оказывается вредным и для вас самих. Такое происходит не только в малом, но и в большом.

Однако до самого последнего времени все эти изменения происходили столь медленно, что о них никто серьезно не задумывался. Человеческая память, конечно, фиксировала крупные перемены: Европа еще в средние века была покрыта непроходимыми лесами, бескрайние ковыльные степи постепенно превращались в пашни, реки мелели, зверья и рыбы становилось меньше. И люди знали, что всему этому причина одна - Человек! Но все эти изменения происходили медленно. Явно заметными они оказывались лишь по прошествии поколений.

Ситуация стала стремительно меняться с началом промышленной революции. Главными причинами этих изменений сделались добыча и использование углеводородного топлива - угля, нефти, сланцев, газа. А затем - добыча в огромных количествах металлов и других полезных ископаемых. В кругооборот веществ в природе начали включаться вещества, запасенные былыми биосферами - находившиеся в осадочных породах и уже вышедшие из кругооборота. О появлении в биосфере этих веществ люди стали говорить как о загрязнении воды, воздуха, почвы. Интенсивность процесса такого загрязнения нарастала стремительно. Условия обитания начали зримо меняться.

Первыми этот процесс почувствовали растения и животные. Численность и, главное, разнообразие живого мира стали быстро сокращаться. Во второй половине нынешнего века процесс угнетения Природы особенно ускорился.

Меня поразило письмо к Герцену, написанное одним из жителей Москвы в шестидесятых годах прошлого столетия. Привожу его почти дословно: "Оскудела наша Москва-река. Конечно, пудового осетра и сейчас еще можно выловить, но вот стерлядочки, которой мой дед любил потчевать приезжих, уже не выловишь". Вот так! А прошло-то всего лишь столетие. На берегах реки пока еще можно увидеть рыболовов с удочками. И кое-кому удается выловить случайно выжившую плотвичку. Но она уже так пропитана "продуктами производственной деятельности человека", что ее отказывается есть даже кошка.

Перед человеком во весь рост поднялась проблема изучения влияния на его здоровье, на условия его жизни, на его будущее тех изменений природной среды, которые вызваны им самим, то есть неконтролируемой деятельностью и эгоизмом самого человека.

Промышленная экология и мониторинг

Итак, человеческая активность меняет характер окружающей среды, причем в большинстве (не всегда, но в большинстве) случаев, эти изменения оказывают негативное влияние на человека. И нетрудно понять, почему: за миллионы лет его организм приспособился к вполне определенным условиям обитания. Но в то же время любая деятельность - промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная - источник жизни человека, основа его существования. Значит, человек неизбежно и дальше будет менять характеристики окружающей среды. А потом - искать способы приспосабливаться к ним.

Отсюда - одно из главных современных практических направлений деятельности экологии: создание таких технологий, которые в наименьшей степени влияют на окружающую среду. Технологии, обладающие этим свойством, называются экологичными. Научные (инженерные) дисциплины, которые занимаются принципами создания таких технологий, получили общее название - инженерная или промышленная экология.

По мере развития промышленности, по мере того, как люди начинают понимать, что существовать в среде, созданной из собственных отбросов, они не могут, роль этих дисциплин все время растет, и почти в каждом техническом вузе сейчас существуют кафедры промышленной экологии, ориентированные на те или иные производства.

Заметим, что отбросов, загрязняющих окружающую среду, будет тем меньше, чем лучше мы научимся использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого. Так рождается идея "безотходных" производств. Такие производства, вернее, такие цепочки производств, решают и еще одну чрезвычайно важную задачу: они экономят те природные ресурсы, которые использует человек в своей производственной деятельности. Ведь мы живем на планете с очень ограниченным количеством полезных ископаемых. Об этом нельзя забывать!

Сегодня промышленная экология охватывает очень широкий круг проблем, причем проблем весьма различных и уже совсем не биологического плана. Тут уместнее говорить о целом ряде инженерных экологических дисциплин: экология горнодобывающей промышленности, экология энергетики, экология химических производств и т. д. Может показаться, что использование слова "экология" в сочетании с этими дисциплинами не вполне правомочно. Однако это не так. Подобные дисциплины - очень разные по своему конкретному содержанию, но они объединяются общей методологией и общей целью: предельно сократить влияние промышленной деятельности на процессы кругооборота веществ в Природе и загрязнения окружающей среды.

Одновременно с такой инженерной деятельностью возникает и проблема ее оценки, что составляет второе направление практической деятельности экологии. Для этого необходимо научиться выделять значимые параметры окружающей среды, разработать способы их измерений и создать систему норм допустимых загрязнений. Напомню, что незагрязняющих производств не может быть в принципе! Потому и родилась концепция ПДК - предельно допустимых норм концентрации вредных веществ в воздухе, в воде, в почве...

Это важнейшее направление деятельности принято называть экологическим мониторингом. Название не совсем удачное, поскольку слово "мониторинг" означает измерение, наблюдение. Конечно, очень важно научиться мерить те или иные характеристики окружающей среды, еще важнее свести их в систему. Но самое важное - понять, что надо мерить в первую очередь, ну и, конечно, разработать и обосновать сами нормы ПДК. Надо знать, как те или иные значения параметров биосферы влияют на здоровье человека и его практическую деятельность. И тут еще очень много нерешенных вопросов. Но нить Ариадны уже намечена - здоровье человека. Именно оно и есть конечный, Верховный судья всей деятельности экологов.

Защита Природы и экология цивилизации

Во всех цивилизациях и у всех народов издавна существует представление о необходимости бережного отношения к Природе. У одних - в большей степени, у других - в меньшей. Но то, что земля, реки, лес и обитающее в нем зверье - это непреходящая ценность, может быть, главная ценность, которой обладает Природа, человек понял давно. И заповедники возникли, вероятно, задолго до того, как появилось само слово "заповедник". Так, еще Петр Великий, который вырубил для строительства флота весь лес в Заонежье, запретил прикасаться топором к лесам, которые находятся в окрестностях водопада Кивач.

Долгое время основные практические задачи экологии сводились именно к охране окружающей среды. Но в ХХ веке этой традиционной бережливости, которая начала к тому же постепенно угасать под давлением развивающейся промышленности, уже оказалось недостаточно. Деградация Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это привело к появлению специальных природоохранных законов, к созданию системы заповедников вроде знаменитой Аскании-Нова. Родилась, наконец, и специальная наука, изучающая возможность сохранения реликтовых участков Природы и исчезающих популяций отдельных живых видов. Постепенно люди стали понимать, что только богатство Природы, разнообразие живых видов обеспечивают жизнь и будущее самого человека. Сегодня этот принцип сделался основополагающим. Природа без человека жила миллиарды лет и теперь сможет жить без него, но человек вне полноценной биосферы существовать не может.

Перед человечеством во весь рост поднимается проблема его выживания на Земле. Под вопросом будущность нашего биологического вида. Человечеству может грозить судьба динозавров. С той лишь разницей, что исчезновение бывших властителей Земли было вызвано внешними причинами, а мы можем погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.

Именно эта проблема и есть центральная проблема современной науки (хотя, может быть, это и не всеми пока еще осознано).

Изучение собственного дома

Точный перевод греческого слова "экология" и означает изучение собственного дома, то есть биосферы, в которой мы живем и частью которой являемся. Для того чтобы решить проблемы выживания человечества, надо, прежде всего, знать собственный дом и научиться в нем жить! Жить долго, счастливо! А то понятие "экология", которое родилось и вошло в язык науки еще в прошлом веке, оно относилось лишь к одной из сторон жизни обитателей нашего общего дома. Классическая (точнее - биологическая) экология - лишь естественная составляющая часть той дисциплины, которую мы теперь называем экологией человека или современной экологией.

Изначальный смысл любого знания, любой научной дисциплины - постигнуть законы собственного дома, то есть того мира, той окружающей среды, от которой зависит наша общая судьба. С этой точки зрения вся совокупность наук, рожденных человеческим Разумом, есть составная часть некой общей науки о том, как человеку следует жить на Земле, чем он должен руководствоваться в своем поведении для того, чтобы не только сохранить самого себя, но и обеспечить будущее своим детям, внукам, своему народу и человечеству в целом. Экология - наука, устремленная в будущее. И она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобнее, чем нам! Чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей.

Наш дом един - все в нем взаимосвязано, и надо уметь объединить знания, накопленные в разных дисциплинах, в единую целостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен жить на Земле, и которую естественно называть экологией человека или просто экологией.

Итак, экология - наука системная, она опирается на множество других дисциплин. Но это не единственное ее отличие от традиционных наук.

Физики, химики, биологи, экономисты изучают множество самых разных феноменов. Изучают ради того, чтобы понять природу самого феномена. Если угодно, из интереса, ибо человек, решая ту или иную задачу, сначала просто стремится понять, как она решается. А уж затем начинает думать о том, к чему бы приспособить изобретенное им колесо. Очень редко заранее думают о применении полученных знаний. Разве при рождении ядерной физики кто-нибудь помышлял об атомной бомбе? Или Фарадей предполагал, что его открытие приведет к тому, что планета покроется сетью электростанций? И эта отстраненность исследователя от целей исследования имеет глубочайший смысл. Он заложен самой эволюцией, если угодно, механизмом рынка. Главное познать, а дальше жизнь сама отберет то, что необходимо человеку. Ведь и развитие живого мира происходит именно так: каждая мутация существует сама по себе, она - лишь возможность развития, лишь "прощупывание путей" возможного развития. А дальше отбор делает свое дело: из бесчисленного множества мутаций отбирает только те единицы, которые оказываются для чего-то полезными. Так же и в науке: сколько невостребованных томов книг и журналов, содержащих мысли и открытия исследователей, пылятся в библиотеках. И однажды некоторые из них могут оказаться нужными.

Экология в этом совсем не похожа на традиционные дисциплины. В отличие от них она имеет вполне определенную и заранее заданную цель: такое изучение собственного дома и такое изучение возможного поведения в нем человека, которое позволило бы человеку жить в этом доме, то есть выжить на планете Земля.

В отличие от многих других наук, экология имеет многоярусную конструкцию, и каждый из этажей этого "здания" опирается на целое множество традиционных дисциплин.

Верхний этаж

В период перестройки, провозглашенной в нашей стране, мы начали говорить о необходимости избавиться от идеологии, от ее тотального диктата. Конечно, человеку для того, чтобы раскрылся его потенциал, заложенный Природой, необходима свобода поиска. Его мысль не должна быть стесненной никакими рамками: должно быть доступно видению все многообразие путей развития, чтобы иметь широкие возможности выбора. А рамки в процессе мышления, какими бы они ни были, - всегда помеха. Однако ничем не стесненной и сколь угодно революционной может быть только мысль. А действовать следует осмотрительно, опираясь на проверенные принципы. Вот почему жить без идеологии тоже нельзя, вот почему свободный выбор всегда должен опираться на мировоззрение, а оно формируется опытом многих поколений. Человек должен видеть, осознавать свое место в мире, во Вселенной. Он должен знать, что ему недоступно и запрещено - погоня за фантомами, иллюзиями, за призраками во все времена была одной из главных опасностей, подстерегающих человека.

Мы живем в доме, имя которому - биосфера. Но она, в свою очередь, лишь малая частица Великого Мироздания. Наш дом - крошечный уголок необъятного космоса. И человек обязан чувствовать себя частицей этой безграничной Вселенной. Он должен знать, что возник не в силу чьей-то потусторонней воли, а в результате развития этого бесконечно огромного мира, и как апофеоз этого развития он обрел Разум, способность предвидеть результаты своих действий и влиять на события, которые происходят вокруг него, а значит, и на то, что происходит во Вселенной! Вот эти принципы мне и хочется называть основой, фундаментом экологического мировоззрения. А значит, и основой экологии.

Любое мировоззрение имеет много источников. Это и религия, и традиции, и опыт семьи... Но все же одна из важнейших его составляющих - это конденсированный опыт всего человечества. И его мы называем НАУКОЙ.

Владимир Иванович Вернадский использовал словосочетание "эмпирическое обобщение". Этим термином он называл любое утверждение, которое не противоречит нашему прямому опыту, наблюдениям или то, которое можно вывести строгими логическими методами из других эмпирических обобщений. Так вот, в основе экологического мировоззрения лежит следующее утверждение, впервые четко сформулированное датским физиком Нильсом Бором: мы можем считать существующим лишь то, что является эмпирическим обобщением!

Только такая основа может защитить человека от неоправданных иллюзий и ложных шагов, от непродуманных и опасных действий, только она способна закрыть доступ в юные головы различным фантомам, которые на развалинах марксизма начинают путешествовать по нашей стране.

Человеку предстоит решать проблему огромной практической значимости: как выжить на оскудевающей Земле? И только трезвое рационалистическое миропредставление может служить путеводной нитью в том страшном лабиринте, куда нас загнала эволюция. И помочь справиться с теми трудностями, которые ожидают человечество.

Значит, экология начинается с мировоззрения. Я бы даже сказал больше: мировоззрение человека в современный век начинается с экологии - с экологического мышления, а воспитание и образование человека - с экологического воспитания.

Биосфера и человек в биосфере

Биосфера - это часть верхней оболочки Земли, в которой существует или способно существовать живое вещество. К биосфере принято относить атмосферу, гидросферу (моря, океаны, реки и другие водоемы) и верхнюю часть земной тверди. Биосфера не находится и никогда не находилась в состоянии равновесия. Она получает энергию Солнца и, в свою очередь, излучает определенное количество энергии в космос. Эти энергии разного свойства (качества). Получает Земля коротковолновое излучение - свет, который, трансформируясь, нагревает Землю. А в космос от Земли уходит длинноволновое тепловое излучение. И баланс этих энергий не соблюдается: Земля излучает в космос несколько меньше энергии, чем получает от Солнца. Эту разность - небольшие доли процента - и усваивает Земля, точнее, ее биосфера, которая все время накапливает энергию. Этого небольшого количества накапливаемой энергии оказывается достаточно для того, чтобы поддерживать все грандиозные процессы развития планеты. Этой энергии оказалось достаточно для того, чтобы однажды на поверхности нашей планеты вспыхнула жизнь и возникла биосфера, чтобы в процессе развития биосферы появился человек и возник Разум.

Итак, биосфера - живая развивающаяся система, система, открытая космосу - потокам его энергии и вещества.

И первая основная, практически очень важная задача экологии человека - познать механизмы развития биосферы и тех процессов, которые в ней происходят.

Это сложнейшие процессы взаимодействия атмосферы, океана, биоты - процессы принципиально неравновесные. Последнее означает, что все кругообороты веществ здесь не замкнутые: какая-то материальная субстанция непрерывно добавляется, а что-то выпадает в осадок, образуя со временем огромные толщи осадочных пород. И планета сама по себе не инертное тело. Ее недра все время выбрасывают в атмосферу и океан различные газы, прежде всего - углекисло ту и водород. Они включаются в кругооборот веществ в природе. Наконец, и сам человек, как сказал Вернадский, оказывает решающее влияние на структуру геохимических циклов - на кругооборот веществ.

Изучение биосферы, как целостной системы, получило название глобальной экологии - совершенно новое направление в науке. Существующие методы экспериментального изучения Природы для него непригодны: биосферу нельзя, как бабочку, изучать под микроскопом. Биосфера - объект уникальный, существует в единственном экземпляре. И к тому же сегодня она не такая, какой была вчера, а завтра не будет такой, как сегодня. И поэтому какие-либо эксперименты с биосферой недопустимы, просто в принципе недопустимы. Мы можем лишь наблюдать происходящее, думать, рассуждать, изучать компьютерные модели. И уж если проводить эксперименты, то только локального характера, позволяющие изучать лишь отдельные региональные особенности биосферных процессов.

Вот почему единственный путь изучения проблем глобальной экологии - это методы математического моделирования и анализ предшествующих этапов развития Природы. На этом пути уже сделаны первые значительные шаги. И за последние четверть века многое понято. А самое главное - необходимость такого изучения стала общепризнанной.

Взаимодействие биосферы и общества

Вернадский первым, еще в самом начале ХХ века, понял, что человек становится "основной геологообразующей силой планеты" и проблема взаимодействия человека и Природы должна войти в число основных фундаментальных проблем современной науки. Вернадский не случайное явление в череде замечательных отечественных естествоиспытателей. У него были учители, были предшественники и, главное, были традиции. Из учителей надо вспомнить прежде всего В. В. Докучаева, который раскрыл тайну наших южных черноземов и заложил основу почвоведения. Благодаря Докучаеву мы сегодня понимаем, что основа всей биосферы, ее связующее звено - это почвы с их микрофлорой. Та жизнь, те процессы, которые происходят в почвах, определяют все особенности круговорота веществ в природе.

Учениками и последователями Вернадского были В. Н. Сукачев, Н. В. Тимофеев-Ресовский, В. А. Ковда и многие другие. Виктору Абрамовичу Ковде принадлежит очень важная оценка роли антропогенного фактора на современном этапе эволюции биосферы. Так, он показал, что человечество производит по крайней мере в 2000 раз больше отбросов органического происхождения, чем вся остальная биосфера. Отходами или отбросами условимся называть вещества, которые надолго исключаются из биогеохимических циклов биосферы, то есть из кругооборота веществ в Природе. Другими словами, человечество кардинальным образом меняет характер функционирования основных механизмов биосферы.

Известный американский специалист в области вычислительной техники, профессор Массачусетского технологического института Джей Форрестер в конце 60-х годов разработал упрощенные методы описания динамических процессов с помощью компьютеров. Ученик Форрестера Медоуз применил эти подходы для изучения процессов изменения характеристик биосферы и человеческой активности. Свои расчеты он опубликовал в книге, которую назвал "Пределы роста".

Используя очень простые математические модели, которые никак нельзя было отнести к числу научно обоснованных, он провел расчеты, позволяющие сопоставить перспективы промышленного развития, роста населения и загрязнения окружающей среды. Несмотря на примитивность анализа (а может быть, именно благодаря этому), расчеты Медоуза и его коллег сыграли весьма важную положительную роль в становлении современного экологического мышления. Впервые на конкретных числах было показано, что человечеству уже в самом ближайшем будущем, вероятнее всего, в середине наступающего столетия, грозит глобальный экологический кризис. Это будет кризис продовольствия, кризис ресурсов, кризисная ситуация с загрязнением планеты.

Сейчас уже точно можно сказать, что расчеты Медоуза во многом ошибочны, но основные тенденции он уловил правильно. А еще важнее то, что благодаря своей простоте и наглядности результаты, полученные Медоузом, привлекли внимание мировой общественности.

По-иному развивались исследования в области глобальной экологии в Советском Союзе. В Вычислительном центре Академии наук была построена компьютерная модель, способная имитировать протекание основных биосферных процессов. Она описывала динамику крупномасштабных процессов, идущих в атмосфере, в океане, а также взаимодействие этих процессов. Специальный блок описывал динамику биоты. Важное место занимало описание энергетики атмосферы, образования облачности, выпадения осадков и т. д. Что касалось человеческой деятельности, то она была задана в форме различных сценариев. Так появлялась возможность оценить перспективы эволюции параметров биосферы в зависимости от характера деятельности человека.

Уже в конце 70-х годов с помощью подобной вычислительной системы, иными словами, на кончике пера, впервые удалось оценить так называемый "тепличный эффект". Его физический смысл достаточно прост. Некоторые газы - водяной пар, углекислота - пропускают идущий к Земле солнечный свет, и он нагревает поверхность планеты, но эти же газы экранируют длинноволновое тепловое излучение Земли.

Активная промышленная деятельность ведет к непрерывному возрастанию концентрации углекислоты в атмосфере: в ХХ веке она возросла на 20 процентов. Это служит причиной повышения средней температуры планеты, что в свою очередь меняет характер циркуляции атмосферы и распределение осадков. А эти изменения отражаются на жизнедеятельности растительного мира, меняется характер полярного и материкового оледенения - ледники начинают таять, уровень океана поднимается и т. д.

Если сохранятся современные темпы роста промышленного производства, то к тридцатым годам наступающего столетия концентрация углекислоты в атмосфере удвоится. Как все это может сказаться на продуктивности биоты - исторически сложившихся комплексов живых организмов? В 1979 году А. М. Тарко с помощью компьютерных моделей, которые к этому времени были уже разработаны в Вычислительном центре АН, впервые провел расчеты и анализ этого явления.

Оказалось, что общая продуктивность биоты практически не изменится, но произойдет перераспределение ее продуктивности по различным географическим зонам. Так, например, резко возрастет засушливость районов Средиземноморья, полупустынь и опустыненных саванн в Африке, кукурузного пояса США. Пострадает и наша степная зона. Урожаи здесь могут снизиться на 15-20, даже на 30 процентов. Зато резко возрастет продуктивность таежных зон и тех районов, которые мы называем нечерноземьем. Земледелие может продвинуться на север.

Таким образом, уже первые расчеты показывают, что производственная деятельность человека в ближайшие десятилетия, то есть при жизни нынешних поколений, может привести к значительным климатическим сдвигам. Для планеты в целом эти изменения будут отрицательными. Но для Севера Евразии, а значит, и для России, последствия парникового эффекта могут оказаться и положительными.

Однако в нынешних оценках глобальной экологической ситуации еще много дискуссионного. Окончательные выводы делать очень опасно. Так, например, по расчетам нашего вычислительного центра, к началу следующего столетия средняя температура планеты должна повыситься на 0,5-0,6 градуса. Но ведь и естественная климатическая изменчивость может колебаться в пределах плюс-минус один градус. Климатологи спорят: является ли наблюдаемое потепление результатом естественной изменчивости, или это проявление усиливающегося тепличного эффекта.

Моя позиция в данном вопросе весьма осторожная: тепличный эффект существует - это бесспорно. Учитывать его, я полагаю, безусловно надо, но говорить о неизбежности трагедии не следует. Человечество может еще очень многое предпринять и смягчить последствия происходящего.

К тому же хочется обратить внимание на то, что существует немало других крайне опасных последствий человеческой деятельности. Среди них такие непростые, как утончение озонового слоя, сокращение генетического разнообразия человеческих рас, загрязнение окружающей среды... Но и эти проблемы не должны вызывать панику. Только их ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Они должны быть предметом тщательного научного анализа, поскольку неизбежно станут основой для выработки стратегии промышленного развития человечества.

Опасность одного из таких процессов предвидел еще в конце XVIII века английский монах Мальтус. Он высказал гипотезу о том, что человечество растет быстрее, чем способность планеты создавать продовольственные ресурсы. Долгое время казалось, что это не совсем так - люди научились повышать эффективность сельского хозяйства.

Но в принципе Мальтус прав: любые ресурсы планеты ограничены, пищевые - прежде всего. Даже при самой совершенной технологии производства продуктов питания Земля может прокормить лишь ограниченное количество населения. Теперь этот рубеж, по-видимому, уже пройден. В последние десятилетия количество пищи, производимой в мире на душу населения, стало медленно, но неотвратимо уменьшаться. Это грозный признак, требующий незамедлительной реакции всего человечества. Подчеркиваю: не отдельных стран, а всего человечества. И думаю, что одним лишь совершенствованием технологии сельскохозяйственного производства здесь не обойтись.

Экологическое мышление и Стратегия Человечества

Человечество подошло к новому рубежу своей истории, на котором стихийное развитие производительных сил, неконтролируемый рост населения, отсутствие дисциплины индивидуального поведения могут поставить человечество, то есть биологический вид homo sapiens, на край гибели. Мы стоим перед проблемами новой организации жизни, новой организации общества, нового миропредставления. Сейчас возникло словосочетание "экологическое мышление". Оно призвано прежде всего напомнить нам, что мы дети Земли, не ее покорители, а именно дети.

Все возвращается на круги своя, и нам следует, подобно нашим далеким кроманьонским предкам, охотникам доледникового периода, снова воспринимать себя как часть окружающей Природы. Мы должны относиться к Природе, как к матери, как к собственному дому. Но есть огромное принципиальное отличие человека, принадлежащего современному обществу, от нашего доледникового предка: у нас есть знания, и мы способны ставить себе цели развития, у нас есть потенциальная возможность следовать этим целям.

Около четверти века назад я начал использовать термин "коэволюция человека и биосферы". Он означает такое поведение человечества и каждого человека в отдельности, которое способно обеспечить совместное развитие и биосферы, и человечества. Сегодняшний уровень развития науки и наших технических возможностей делает принципиально реализуемым этот режим коэволюции.

Вот только одно важное замечание, предохраняющее от разнообразных иллюзий. Сейчас часто говорят о всесилии науки. Наши знания об окружающем мире действительно невероятно расширились за последние два века, однако наши возможности остались пока еще весьма ограниченными. Мы лишены способности предвидеть развитие природных и общественных явлений на более или менее отдаленные времена. Поэтому я всегда опасаюсь широких, далеко идущих планов. В каждый конкретный период надо уметь вычленить то, что заведомо достоверно, и на это опираться в своих планах, действиях, "перестройках".

А наиболее достоверными чаще всего бывают знания о том, что именно приносит заведомый вред. Поэтому главная задача научного анализа, главная, но, конечно, далеко не единственная, - сформулировать систему запретов. Это, вероятно, было понято еще во времена нижнего палеолита нашими человекоподобными предками. Уже тогда начали возникать различные табу. Вот и нам без этого не обойтись: должна быть разработана новая система запретов и рекомендаций - как эти запреты реализовать.

Экологическая стратегия

Для того, чтобы жить в нашем общем доме, мы должны выработать не только некие общие правила поведения, если угодно - правила общежития, но и стратегию своего развития. Правила общежития носят в большинстве случаев локальный характер. Они сводятся чаще всего к разработке и внедрению малоотходных производств, к очищению окружающей среды от загрязнений, то есть - к охране Природы.

Чтобы удовлетворить этим локальным требованиям, нет необходимости в каких-либо сверхкрупных мероприятиях: все решается культурой населения, технологической и, главным образом, экологической грамотностью и дисциплиной местных чиновников.

Но тут же мы сталкиваемся и с более сложными ситуациями, когда приходится думать о благополучии не только своем, но и далеких соседей. Пример тому река, пересекающая несколько областей. В ее чистоте заинтересовано уже множество людей, и заинтересовано очень по-разному. Жители верховий не очень-то склонны заботиться о состоянии реки в ее низовьях. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную совместную жизнь населения всего речного бассейна, уже требуются регламентации на государственном, а иногда и на межгосударственном уровне.

Пример с рекой - это тоже лишь частный случай. Ведь существуют и проблемы планетарного характера. Они требуют общечеловеческой стратегии. Для ее выработки мало одной культуры и экологической образованности. Мало и действий грамотного (что бывает чрезвычайно редко) правительства. Появляется необходимость создания общечеловеческой стратегии. Она должна охватить буквально все стороны жизнедеятельности людей. Это и новые системы промышленных технологий, которые должны быть безотходными и ресурсосберегающими. Это - и сельскохозяйственные технологии. Причем не только более совершенные обработка почв и использование удобрений. Но, как показывают труды Н. И. Вавилова и других замечательных представителей агрономической науки и растениеводства, здесь главный путь развития - это использование растений, имеющих наибольший коэффициент полезного использования солнечной энергии. То есть энергии чистой, не загрязняющей окружающую среду.

Такое кардинальное решение сельскохозяйственных задач имеет особую важность, поскольку они напрямую связаны с проблемой, которую, я убежден, неизбежно придется решать. Речь идет о численности населения планеты. Человечество уже сейчас поставлено перед необходимостью жесткой регламентации рождаемости - в разных районах Земли по-разному, но везде - ограничение.

Для того, чтобы человек и дальше вписывался в естественные циклы (кругооборот) биосферы, население планеты, при сохранении современных потребностей, должно быть уменьшено раз в десять. А это невозможно! Регламентация роста народонаселения, конечно, не даст десятикратного сокращения численности обитателей планеты. Значит, наряду с умной демографической политикой, необходимо создавать новые биогеохимические циклы, то есть новый кругооборот веществ, в который войдут прежде всего те виды растений, которые более эффективно используют чистую солнечную энергию, не приносящую планете экологический вред.

Решение проблем такого масштаба доступно только человечеству в целом. А это потребует изменения всей организации планетарного сообщества, иными словами, новой цивилизации, перестройки самого главного - тех систем ценностей, которые утверждались веками.

Принцип необходимости формирования новой цивилизации продекларирован Международным зеленым крестом - организацией, создание которой было провозглашено в 1993 году в японском городе Киото. Основной тезис - человек должен жить в согласии с Природой.

В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться.

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнему осуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественной среды проживания людей.

В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.

Особенно остро и зримо очертил глобальную экологическую проблему академик Моисеев Н.Н. в своей известной последней книге «Быть или не быть человеческой цивилизации».

Как должна реагировать философская мысль на экологические проблемы и вызовы? В чем состоит роль философии? Каково содержание философского аспекта в подходах к решению экологических проблем?

Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

  • философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;
  • в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;
  • в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

Следует отметить, что ряд достижений научно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как они оказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность:

  • Это учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития.
  • Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе.
  • Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению.
  • Важное значение имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная и прдложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международном, региональных и национальных уровнях. Впервые эта концепция была принята в качестве руководства к действию на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Однако, при всей важности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемам экологии достигнуть явно недостаточно. В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются. Объединение усилий в этой области происходит медленно. Согласованных действий недостаточно.

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решению экологических проблем.

Отношение человека к природе всегда опосредуется общественными отношениями и структурами, прежде всего политической системой и производственными отношениями. Поэтому философская мысль, проясняя сущность взаимодействия общества и природы, экологических проблем должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но и на принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культуру в целом. Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни и свою популяцию, включая численность населения.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Следовательно, ситуацию необходимо кардинально менять. И философия в решении этой задачи может сыграть достаточно важную роль.

Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.

Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны и многие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы - это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а обеспечение его экологичности, реконструкция с учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществить переход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы.

Отсюда вытекает ответственность философов и новые задачи перед ними в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения.

Главная задача - осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью.

Другая важнейшая задача - периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество–природа».

Развитие экологически ориентированной экономики - важнейшее условие переходи общества на путь гармонизации системы «общество–природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.

Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и общества в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом.

Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества.



Похожие публикации