Приятно быть надежным партнером и добросовестным плательщиком. Добросовестный плательщик

В 2015—2016 годах наметилась стойкая тенденция к ужесточению контроля в сфере начисления и уплаты НДС. Речь идет об обязанности отчитываться в электронном виде, внедрении программного модуля АСК НДС-2, расширении полномочий инспекторов в ходе проверки и других нововведениях. Все это привело к тому, что сегодня даже самый законопослушный плательщик НДС не может быть на 100% застрахован от претензий со стороны налоговой службы.

Электронная отчетность и АСК НДС-2

Как известно, с прошлого года практически все плательщики НДС обязаны отчитываться в электронном виде. Кроме того, в состав декларации включены данные книг покупок и продаж. Эти сведения в момент поступления проверяются информационной системой налоговой служб АСК НДС-2 в автоматическом режиме. Эта мощная система не только проверяет контрольные соотношения внутри декларации, но и , поданных покупателем и продавцом. Процесс осуществляется «на лету», то есть в режиме реального времени, причем без привлечения труда инспектора.

Сверяя данные книг покупок и продаж контрагентов, система замечает следующие несоответствия:

  • контрагент не подал декларацию;
  • контрагент подал «нулевую» декларацию;
  • у покупателя либо продавца рассматриваемая операция в соответствующей книге отсутствует;
  • данные контрагентов сильно разнятся;
  • сумма НДС, принятого к вычету покупателем, превышает размер налога, исчисленного продавцом.

Информация об операциях налогоплательщиков сохраняется в системе Big Data АСК НДС-2. Таким образом, начиная с 2015 года система накапливает сведения об операциях, исчислении налога и вычетах, а также обо всех ошибках и несоответствиях на любом этапе цепочки НДС. Это позволяет выявить разрывы вне зависимости от того, сколько участников в цепочке, и как далеко друг от друга они находятся.

Расширение полномочий инспекторов

В последние годы был принят ряд законодательных изменений, которые предоставили специалистам ФНС больше полномочий в ходе проведения камеральной проверки. В частности, в целях определения компании, которая в итоге получила необоснованную финансовую выгоду по НДС, они могут применять расширенный перечень контрольных мероприятий. Закон № 348-ФЗ наделил инспекторов полномочиями истребовать дополнительные документы и данные, касающиеся работы проверяемой организации. Кроме того, сотрудники ФНС теперь могут получить доступ на территорию компании и произвести осмотр.

Чем все это может грозить добросовестному налогоплательщику?

Проверяя цепочки НДС на предмет выявления разрывов, ФНС ставит целью установить организации, которые получают необоснованное обогащение в виде вычета (возмещения) налога. Однако в последнее время все больше претензий звучит в сторону добросовестных налогоплательщиков, которые по неосторожности допустили сделки с ненадежными контрагентами. Компаниям, ставшим одним из звеньев разорванной цепи НДС, могут грозить отказы в налоговом вычете, даже если недостаточную осмотрительность при выборе контрагента допустили не они сами, а их партнеры. Таким образом, за грехи своих контрагентов, причем не всегда первого звена, будут нести ответственность налогоплательщики, добросовестно исполняющие свои налоговые обязательства. Намечающаяся тенденция такова, что санкции ФНС будут направлены именно на такие компании, поскольку самих фирм-однодневок к моменту выявления разрыва цепи НДС может уже не существовать.

Арбитражная практика

В разных регионах России все чаще звучат заявления представителей ФНС, что они имеют претензий к контрагентам компании не первого, а второго или последующего звеньев. Пытаясь защитить свои права на получение вычета по НДС, добросовестные налогоплательщики идут в Арбитражный суд. Однако если обратиться к статистике, то станет понятно, что шансов на победу не так уж и много. Например, в 2015 году налоговая служба выиграла 82% судебных разбирательств с юридическими лицами и 61% — с предпринимателями. Тем не менее при адекватной правовой поддержке у компании есть шансы противостоять ФНС в суде, что подтверждает приведенный далее пример (арбитражные дела № А40-173859/2015, № А40-173838/2015 и №А40-173845/2015).

Компания, занимающаяся экспортом авиационного оборудования, по результатам камеральных проверок за три налоговых периода получила отказы в возмещении НДС на общую сумму порядка 10 млн рублей. Причиной такого решения послужил тот факт, что специалисты ФНС усомнились в добросовестности поставщиков компании первого, второго и третьего звеньев. В вину налогоплательщику, заявившему о возмещении НДС, вменялось проявление недостаточной осмотрительности при выборе партнеров. При этом выводы о добросовестности поставщиков специалисты ФНС делали, основываясь на следующих фактах:

  • контрагенты поставщика первого звена представляли в ФНС нулевую отчетность;
  • поставщики второго и третьего звеньев в период проведения оспариваемой операции платили НДС в минимальном размере;
  • компания и все ее поставщики не имели ресурсов, в том числе транспорта, для осуществления операции;
  • фирмы, принимающие участие в цепочке, обладали признаками однодневок и не имели возможности для реализации своих обязательств в рамках рассматриваемый сделки.

Юристам, защищающим интересы компании, удалось доказать, что поставщик первого звена являлся добросовестным налогоплательщиком. Во всяком случае настолько, насколько могла быть осведомлена компания, выбирая в контрагенты именно этого поставщика. Было доказано, что при оценке надежности контрагента компания проявила достаточную осмотрительность. В том числе была получена выписка об организации из ЕГРЮЛ, а также у потенциального партнера были затребованы копии устава и приказа о назначении директора. Что касается поставщиков второго и третьего звеньев, юристам удалось убедить суд в том, что обнаруженные в их отношении обстоятельства не могут быть причиной отказа налогоплательщику в возмещении НДС. Суд согласился с этим утверждением, поскольку в материалах дела отсутствовали доказательства того, что компания и ее контрагенты действовали заодно с целью создать условия для незаконного возмещения НДС.

Утверждения ФНС о неспособности компании и ее поставщиков выполнить свои обязательства в силу отсутствия материальных ресурсов, транспорта и соответствующего персонала также удалось опровергнуть. Налогоплательщик представил в суд доказательства того, что в оспариваемый период в его распоряжении находились транспортные средства и склады, благодаря чему он мог осуществлять свою деятельность по хранению и транспортировке оборудования. Поставщик первого звена представил в суд доказательства привлечения для осуществления своих обязательств транспортно-экспедиционной организации.

Результатом разбирательства в споре стала победа компании. Арбитражный суд согласился с ее требованиями, а решение налоговой инспекции признал недействительным. Тем не менее добросовестному налогоплательщику, в действиях которого изначально не было никаких нарушений, пришлось отстаивать свою правоту в суде, тратить на это время и денежные средства.

Из рассмотренного примера следует вывод, что при проверке контрагентов необходимо уделить внимание всем компаниям, входящих в цепочку операции. Только тогда можно быть в достаточной степени уверенным, что налоговые органы не будут иметь претензий в будущем.

Покупка квартиры в строящемся доме всегда имеет риск недостроя. Что делать в такой ситуации?


Покупая квартиру по договору долевого участия, будущий собственник на самом деле является не покупателем, а участником бизнес процесса, спонсируя этот процесс финансово. А бизнес процесс, как известно, бывает и неудачным. Можно, конечно, утверждать, что надо думать, куда вкладываешь деньги, кому доверяешь, что надо внимательно выбирать застройщика, читать всю документацию, подводя все аргументы к тому, что сам виноват, и государство здесь ни при чем. Но если не подходить к процессу формально, а рассмотреть его логически, то для большинства населения страны покупка по ДДУ - единственная возможность улучшить свои жилищные условия, так как цены на начальных стадиях строительства значительно ниже, чем после сдачи дома. Кроме того, люди подписывают договора с застройщиками, которым государство выдало разрешение на строительство, то есть одобрило их деятельность. А государство все же должно отвечать за тех, кому строить разрешает, оно должно нести ответственность за свои решения. И если эти решения все же не оправдались, то государство вынуждено приходить на помощь своим гражданам.

Обращаться за помощью к государству стоит в крайнем случае, так как процесс этот сложный и очень зарегламентированный, когда нет надежды, что застройщик справится с проблемами сам.

Сперва, если сроки сдачи дома затягиваются, стоит выяснить все у застройщика, направив ему письменную претензию. Как обращает внимание генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина , согласно закону застройщик обязан выплатить участнику долевого строительства неустойку в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязательства по передаче объекта долевого строительства. Для взыскания этой неустойки дольщику необходимо ее рассчитать, а затем обратиться к застройщику с претензией об уплате. Если ответа не последует, то надо обращаться в суд.

Если застройщик сам не справляется со своими проблемами, то он признается банкротом, и главная задача дольщика в этом случае как можно раньше попасть в реестр требований кредиторов. Шансов получить свои деньги больше у тех, кто попадет в этот реестр на первой стадии банкротства, когда в отношении застройщика лишь вводится процедура наблюдения. Можно, конечно, попасть и позднее, но и требования такого дольщика будут удовлетворяться позже. А хватит ли денег у банкрота на всех? Вероятнее всего, нет.

Вот в этом процессе нужно и обращаться за помощью к государству. И есть два пути получения такой помощи. Выбор зависит от того, когда именно заключалось ДДУ.

Дата имеет значение

Первый путь, который действует в настоящий момент, это Реестр обманутых дольщиков. Данный реестр - не панацея, но без него привлечь государство к проблеме недостроя практически невозможно.

Второй путь - Фонд защиты прав дольщиков, который начал свою работу лишь 20 октября 2017 года, поэтому на его помощь могут рассчитывать лишь люди, заключившие ДДУ с застройщиком после этой даты.

Получается, что все, кто «приобрел» квартиры в строящихся домах до 20 октября прошлого года, в случае остановки стройки будут решать свои проблемы через реестр. А те, кто купил уже позже, помощь будут получать через фонд. В каждом случае помощь одинаковая: либо денежная компенсация, либо достройка объекта.

Мария Литинецкая , управляющий партнер «Метриум Групп», поясняет:
- Как правило, если объект практически завершен, власти подыскивают другого девелопера, который заканчивает строительство. Дольщики перезаключают с ним договоры долевого участия и ожидают конца стройки. Это наиболее предпочтительный вариант для клиента. Если же на месте дома пустырь, то, скорее всего, государство выплатит денежную компенсацию. Ее размер определяется как произведение числа квадратных метров в квартире на среднюю стоимость «квадрата» по субъекту на момент заключения договора.

Как попасть в Реестр обманутых дольщиков

Чтобы как-то сдвинуть с мертвой точки недострой или вернуть вложенные средства, надо добиться попадание «покупателей» в Реестр обманутых дольщиков. Именно попадание в этот список является основанием для получения компенсации или заключения ДДУ с новым застройщиком, чью деятельность профинансируют власти. Да, просто так дольщики в этот список не попадают. Они должны соответствовать критериям обманутых дольщиков, которые были утверждены приказом Минстроя №560 12 августа 2016 года. И критериев этих семь.

Прежде всего, бить тревогу по закону следует лишь после того, как застройщик в течение 9 месяцев или более не исполняет свои обязательства. Срок считается от даты, указанной в договоре. Кроме того, у этого застройщика целых два отчетных периода должен отсутствовать прирост вложений в стройку.

Во-вторых, в реестр можно попасть лишь в том случае, если квартира приобреталась по ДДУ.

В-третьих, сами граждане должны надлежащим образом исполнять свои обязанности по договору.

Четвертым пунктом в законе значится, что застройщик не передал дольщику
жилое помещение, расположенное в проблемном объекте.

Кроме этого, должны отсутствовать правопреемники обязанностей застройщика, то есть дольщику некому предъявлять претензии.

В-шестых, у застройщика нет поручителя ни в лице банка, ни в лице страховой компании, или же нет страховых выплат по данным организациям по причине их ликвидации.

И последнее требование закона - дольщик, добивающийся своего включения в реестр, не должен там уже быть в отношении этого или иного объекта.

Мария Литинецкая обращает внимание, что дольщики не могут быть включены в реестр, если на объекте есть помещения, «проданные» дважды, если дом строится без документов на землю, разрешенное использование земельного участка не совпадает с назначением строящегося объекта, стройка идет с нарушением требований градостроительного плана участка или проектной документации.

Закон считает, если человек изначально пошел на заключение соглашений с застройщиком, нарушающим минимальные требования 214-ФЗ, то долгострой - его проблема. Данная редакция документа (она вторая, впервые критерии были приняты в 2013 году) вызвала большие споры в 2017, так как у органов строительного надзора на уровне субъектов, а именно они и формируют реестры, появилось множество причин отказать во включении в список, - рассказывает эксперт.

Однако попытаться получить государственную помощь в случае покупки квартиры в проблемном проекте все же стоит, тем более что многие обманутые дольщики соответствуют всем пунктам. А для этого в

местный орган стройнадзора необходимо подать соответствующим образом написанное заявление; копию паспорта; копию ДДУ или других соглашений, подтверждающих покупку квартиры; копию документов по оплате; вступивший в силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или приговор суда, в рамках которого заявитель признан потерпевшим; а также вступившее в силу решение суда о признании требования заявителя к застройщику в связи с введением процедуры банкротства, признание банкротом или его ликвидации. После подачи документов и признания дольщика потерпевшим срок разрешения проблемной ситуации разный.

Адвокат Надежда Маматова убеждена, что Реестр обманутых дольщиков не решает проблему сам по себе, что через него государство просто отслеживает количество пострадавших:

Допустим, все дольщики обратились в реестр (на деле же далеко не все граждане вообще знают про него), государственные органы увидели проблему и стали думу думать, как ее решить. Пока государство размышляет, никаких подлинных действий по восстановлению нарушенного права не происходит. Тем не мене, звонок для чиновников давать необходимо. Но также необходимо понимать, что реестр, в первую очередь, создан для статистики. Борьба за недвижимость не закончится на том, что вы вписали себя в список обманутых дольщиков. В моей практике встречались дольщики, которые после включения их в списки на протяжении двух лет упорно обивали пороги государственных органов, еженедельно посылали письма во все инстанции, чтобы добиться справедливости.

Работа компенсационного фонда

Оценивать работу компенсационного фонда не просто рано, а невозможно, так как пока ни один объект, начатый с момента его запуска, не стал проблемным. Говорить о его функциональности можно лишь теоретически, согласно задуманному плану.

Алгоритм работы фонда все же иной, если его сравнивать с реестром. Деньги для компенсации ущерба поступают на счет фонда от каждого заключенного ДДУ, в противном случае ДДУ не будет зарегистрирован. Впоследствии эти деньги могут быть использованы фондом на выплату возмещения гражданам или же на финансирование завершения строительства.

В первом случае для получение денежной компенсации обманутый дольщик должен подать в фонд заявление, написанное по утверждённой фондом форме, и выписку из реестра требований кредиторов о размере, составе и очередности удовлетворения требований. А это означает, что дольщик должен был до этого принять участие в процедуре банкротства или, как минимум, подать заявление о включении в реестр требований кредиторов.

Во втором случае должно пройти собрание дольщиков, организованное конкурсным управляющим, где должно быть принято решение именно о достройке дома, а не о возврате денег.

И так, если вы купили квартиру в долгострое, который вообще обещает стать вечным недостроем, то не стоит ждать милости от мироздания и надеяться на вселенскую справедливость. Необходимо действовать, тем более, что схема выхода из тупика уже разработана и опробована другими потерпевшими.

Наталья БУХТИЯРОВА

Заплати за ЖКХ вовремя и получи скидку. Под таким лозунгом управляющие компании начнут работать до 2020 года. Правительство утвердило Стратегию развития ЖКХ, которая предусматривает принципиально новый подход к расчету коммунальных платежей. Могут появиться дополнительные скидки на своевременную оплату и льготные условия для предоплаты.

В конце прошлого года власти начали решительную борьбу со злостными неплательщиками за услуги ЖКХ. В Министерстве строительства и жилищного-коммунального хозяйства придумали целый ряд репрессивных мер для должников. Например, резко повысили пени за длительную просрочку. Активно обсуждалась даже идея запретить должникам совершать сделки с недвижимостью. Подобно тому, как им сейчас запрещено выезжать за границу. И вдруг в начале этого года чиновники вспомнили о другой форме мотивации своевременной оплаты - поощрения для добросовестных плательщиков. Сначала замминистра напомнил о возможности оплачивать счета в рассрочку, а затем выяснилось, что лучшие плательщики могут рассчитывать еще и на скидки и подарки.

Действительно, раньше об эффективности метода кнута и пряника в ЖКХ мало кто думал. Но если уж столько санкций вводится для неплательщиков, то должна быть и награда для тех, кто платит стабильно и вовремя. Так решили и в одной из управляющих компаний в подмосковном Долгопрудном. Там коммунальщики устроили конкурс на лучшего плательщика. Победителю полагался приз - LCD телевизор. Кстати, аналогичные акции проходят и в других городах Подмосковья - в частности, в Кашире, Пушкино и Сергиевом Посаде.

В ближайшее время вопрос поощрения добросовестных плательщиков должен быть проработан и на федеральном уровне. Эта тема затрагивается в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года, которая была утверждена правительством в конце января. Документ предусматривает, что «будут дополнительно проработаны предложения о совершенствовании порядка расчета за предоставление жилищно-коммунальных услуг, в том числе введение скидок на их оплату или определение условий предоплаты». Правда, точные размеры скидок и новые правила оплаты коммунальных услуг станут известны позже - порядок и механизмы реализации будут определяться отдельными федеральными законами.

Опыт дифференцированных платежей в России уже есть - дифференцированные тарифы на электроэнергию. Сутки разбиваются на две или три зоны, а оплата по счетчику различается в зависимости от времени. Дешевле всего - ночью, дороже - днем или вечером. «По такому же принципу можно организовать и систему скидок для добросовестных плательщиков, - считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. - Например, продумать разные тарифы на разные коммунальные услуги и предоставлять возможность потребителям получать какой-то объем ресурсов со скидкой. Это касается, в первую очередь, тех, кто сразу делает большой платеж - закупает определенное количество киловатт электричества или кубов воды. Допустим, человек внес предоплату за услуги ЖКХ на несколько месяцев вперед и за это расчет производится по льготному тарифу или предоставляется скидка на следующий платеж».

Дополнительные скидки, по мнению Янина, особенно актуальны в тяжелые экономические времена. Это будет стимулировать людей экономить. В результате вместо того, чтобы задерживать платеж, часть жильцов постарается заплатить вперед, лишь бы уложиться в пониженный тариф. Это и гражданам будет хорошо, и поставщикам ресурсов - высока вероятность, что общая задолженность в секторе ЖКХ начнет снижаться. «Система скидок очень нужна для баланса системы оплаты, - поясняет Янин. - Одних людей стимулируют пени, других - скидки. Например, есть категория потребителей, которые в состоянии платить за коммунальные услуги вперед, но не делают этого, так как нет никакой разницы в тарифах. Чем более гибкой будет система оплаты счетов ЖКХ, тем меньше будет должников. Поэтому очень хорошо, что сейчас власти задумались о разных подходах к потребителю».

Инициатива ЖКХ вызывает резонный вопрос: если не исключен люфт в расценках и есть возможность дарить дорогостоящие подарки, то, может быть, стоит снизить, или хотя бы заморозить сами расценки? Может быть, настало время бороться не с симптомами, а с самой болезнью и не устраивать шоу из проблемы неплатежей?

,

Какие бонусы Саратов может предложить добросовестным плательщикам за жилищно-коммунальные услуги, и чьи в таком случае будут расходы – эти вопросы корреспонденты задали городским депутатам и общественникам.

В последние годы в России с новой силой началось обсуждение инициатив, связанных с поощрением добропорядочных плательщиков за услуги ЖКХ. Предлагается ввести ряд льгот для граждан, стабильно оплачивающих ЖКУ в течении нескольких лет. Также предлагается ввести льготы для абонентов, чей расход газа, воды и тепла меньше среднего показателя по региону. Таким «методом пряника», как полагают некоторые чиновники, общественники и депутаты из разных субъектов страны, можно снизить число недобросовестных плательщиков и должников – не только же ограничениями людей пугать!

Кстати, в некоторых регионах «плюшки» для самых ответственных уже появились. В соседней Самаре, к примеру, в начале 2014-го одна из УК разыграла среди добросовестных плательщиков холодильник. В городе Ноябрьске (Ямало-ненецкий автономный округ) уже не первый год проходит акция: оплатил ЖКУ тысячным или пятитысячным по счету – получи приз. А в городе Инза Ульяновской области подарки разыгрывают среди жителей, не влезавших в долги за ЖКУ в течение года. Похожие розыгрыши проходят также в Нижегородской и Новосибирской областях. Но впереди всея Руси, похоже, снова окажется Москва: за вовремя оплаченные услуги и экономию ресурсов здесь будут начислять баллы в городском приложении «Активный гражданин» , а жители смогут обменять их на различные бонусы. В частности, на бесплатные парковочные часы или билеты в театр. Предполагается, что реальные бонусы жители столицы начнут получать уже в начале 2015-го.

Но Москва далеко – а в Саратове, вне сомнения, добросовестные плательщики тоже найдутся. Как их можно поощрить, парковками или чем другим, да и возможно ли такое в принципе – ответы на эти вопросы мы пытались найти в беседах с чиновниками, депутатами и общественниками.

Во-первых, спасибо!

На уровне Саратовской области, похоже, подобных свершений в обозримом будущем не предвидится. По мнению замминистра строительства и ЖКХ области Валерия Васильева следует, безусловно, сказать «спасибо!» добросовестным плательщикам – но пока в планах региональных властей нет конкретных законопроектов по их поощрению.

В Саратовской городской думе, что вполне объяснимо, тему поощрений тоже не считают первоочередной: куда ей до капремонта или переселения аварийного жилья! Но нашли ее интересной и на заметку взяли.

Мнения народных избранников

Константин Лекомцев, депутат Саратовской городской думы: «Город тоже мог бы устраивать акции для жителей»

Вообще инициатива интересная. Платных парковок, как в Москве, у нас в городе нет. Поэтому думаю, что необходимо вести диалог с управляющими компаниями и ТСЖ - именно они заинтересованы в том, чтобы абоненты своевременно и полноценно оплачивали ЖКУ. Необходимо проводить акции со стороны управляющих компаний, стимулировать жильцов. Город тоже может устраивать акции для жителей, но что именно мы можем предложить - это необходимо обсуждать и работать над законопроектом. Как один из вариантов: поощрять какие-либо положительные ТСЖ или дома, делая детские площадки, улучшая дворовую территорию, приводя в порядок скверы или сады. Допустим, если дом достигнет 90-95% оплаты за ЖКУ, то сможет получить подобный подарок от города - тогда жители будут понимать, что от своевременной оплаты ЖКУ наступают улучшения. Но опять же, для этого необходимо вести диалог и работать над законопроектом.

Станислав Бондарев, депутат Саратовской городской думы: «За счет муниципалитета, наверное, несправедливо»

В любом случае, поощрение должно быть. К тому же практика других городов показывает: в этом есть смысл и это реально работает. Что касается московской инициативы с бесплатными минутами на стоянках - в нашем городе необходим другой формат, так как парковки и автостоянки в Саратове отданы в частные владения. Инициатива поощрять плательщиков за услуги ЖКУ появилась еще давно, однако всегда встает вопрос: за счет чьих средств? Если мы говорим про муниципалитет, то наверное это будет несколько несправедливо. Я считаю, что нужно рассматривать различные варианты поощрений и обсуждать, за чей счет это будет исполняться. В первую очередь конечно же нужно подключить управляющие компании, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы их подопечные жильцы оплачивали "коммуналку". Самое главное, должен быть налажен хороший диалог между жильцами, управляющими организациями и поставщиками ресурсов. Только в ходе этого диалога можно прийти к общему мнению.

Андрей Иващенко, депутат Саратовской городской думы: «Это могут быть скидки на услуги УК»

Должны поощрять управляющие компании, а не город. Например, это могут быть скидки на предоставление каких-либо услуг: на услуги электриков, монтеров, слесарей, которые проводят работы от данной УК или ТСЖ. Как правило, такие работы внутри квартиры оплачиваются жильцом. Поощрением должны заниматься те, кто непосредственно получает выгоду, когда абоненты оплачивают услуги ЖКХ вовремя. Если бы муниципалитет оказывал жилищно-коммунальные услуги, то был бы смысл поощрять за наш счет. Но мы это отдали управляющим организациям - они и должны заниматься повышением процента оплаты.

Слово общественнику

Александр Журбин, правозащитник и общественный деятель: «Детские площадки не могут быть «бонусом»

Система платных стоянок в Москве и Саратове не сопоставима: у нас это совсем незначительные точки в городе, в то время как в Москве это многокилометровые зоны. И то, в Москве люди возмущены, почему они должны оплачивать стоянку, если они живут в этом районе. В то время как в Саратове жители только и мечтают о таких стоянках, чтобы хоть было, куда машину поставить.
О том, что УК заинтересованы в оплате коммунальных услуг, говорить не приходится, так как их финансовое состояние зависит от оплаты услуг жилищных, а в некоторых случаях оплата даже разбита на две квитанции. Если же мы говорим о содержании жилья, то часто в договорах с УК отсутствует структура распределения денег на ремонт и содержание домов, и люди не знают, за что платят. Нельзя требовать оплачивать ЖКУ взамен на «бонус» - детскую площадку: она и так должна быть! Это не может быть «бонусом», это обустройство придомовой территории. УК и без бонусов обязаны это делать. Но к сожалению жильцы этого не знают, и активность УК принимают за «подарок с неба» - хотя это просто расходование их денег. С другой стороны, льготирование быть должно. Но тут возникает еще один вопрос. Сейчас я, допустим, обращусь в «Водоканал»: «Водоканал», любимый, я тебе плачу без задолженностей уже 20 лет, сделай мне скидку на услугу!» - «Да ты с ума сошел, у нас сейчас перерыт весь город, нам нужно менять (условно) сто труб - а ты еще и скидку хочешь!» - ответят мне там. Это демагогия, прошу не обижаться: вопрос очень сложный, а система очень шаткая. Как его реализовывать, я не берусь утверждать.

МЕЖДУ ТЕМ

Поощрения добросовестных плательщиков прописаны в ЖК РФ

Прописаны совсем недавно, буквально 16 сентября. В этот день на заседании Госдумы был в первом чтении принят законопроект , предусматривающий поправки в ЖК РФ. Одна из них, в частности, позволяет УК предоставлять скидки добросовестным плательщикам. Дословно она звучит так (статья 157 ЖК РФ, часть 5):

«Лицо, обеспечивающее предоставление коммунальных услуг вправе предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме скидку при оплате коммунальных услуг, в том числе при условии авансовой оплаты такими собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг. Размер скидки определяется в соответствии с условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг».

О том, что данная норма уже вступила в силу, корреспонденту ИА «ЖКХ64» сообщил председатель комитета по ЖКХ Саратовской областной думы Сергей Нестеров.

В федеральное законодательство внесено очень важное дополнение: теперь управляющая организация может делать гражданам скидку на оплату ЖКУ. И нужно максимально работать по этой норме. Пока эта возможность закреплена в добровольном порядке и мы посмотрим, насколько управляющие организации на это пойдут. До конца года, думаю, проведем «круглый стол» по данной теме: насколько норма законодательства начала реализовываться и начали ли УК предоставлять скидки. – рассказал Сергей Нестеров. - А дополнительные предложения, какие можно сделать льготы для добросовестных плательщиков – парковки или что-то другое, мы с городскими коллегами обязательно пообсуждаем, обсудим опыт Москвы. Довольно много тем звучит по наказанию неплательщиков, так что над «пряником» тоже стоит подумать.

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства "Национальная служба взыскания", по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее - ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома - к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение - так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Владимир" как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ . Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности . Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 " "). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности . Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности . Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ " ").

Впрочем, законопроект депутатов фракции "Справедливая Россия" в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно". В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней , но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ("обратный выкуп").

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов . За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова "не может преодолеть самостоятельно" и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 " ").

Цитата

Александр Козлов , эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

"Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип "добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа" должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений "с долгами" и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника"

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему "Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?" показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы , отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги , часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 " ", приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год ").

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов - к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года .

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья , зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям , а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу "горячая линия" Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на "горячую линию" в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов . Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности . Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно ( , ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем - основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты - к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива .

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.



Похожие публикации