Особенности города екатеринбурга как будущего центра екатеринбургской городской агломерации. Принципы формирования екатеринбургской агломерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности города Екатеринбурга как будущего центра екатеринбургской городской агломерации

Вахрушева Екатерина Александровна - магистрант, кафедра регионального и муниципального управления, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются специфика Свердловской области в целом и города Екатеринбурга в частности для создания городской агломерации. Проанализированы стратегические преимущества территории, выявлены основные признаки, доказывающие сближения города Екатеринбурга с его городами-спутниками. Рассмотрены основные проблемы, сложившиеся в рамках указанной территории. Доказано, что благодаря кооперации ресурсов и возможностей города Екатеринбурга с его близлежащими городами-спутниками, удастся решить не только существующие проблемы, но и увеличить экономический потенциал территории в целом. Ключевые слова: городская агломерация, агломерационные процессы, проект «Большой Екатеринбург».

Features of the city of Yekaterinburg as future center of the yekaterinburg city agglomeration. Vakhrusheva E.A.

Abstract:in article are analyzed specifics of Sverdlovsk region in general and the city of Yekaterinburg in particular for creation of city agglomeration. Strategic advantages of the territory are analyzed, the main signs proving rapprochements of the city of Yekaterinburg with his satellite towns are revealed. The main problems that emerged within this territory were analyzed. Proven that through cooperation, the resources and opportunities of the city of Yekaterinburg with its near lying cities-companions will be able to solve not only existing problems, but also to increase the economic potential of an area.

Keywords: city agglomeration, agglomerative processes, Big Yekaterinburg project. екатеринбург городской агломерация

Создание городских агломераций стратегически важный вопрос для Свердловской области и для Урала в целом. Экономические показатели доказывают, что в Свердловской области сложилось два крупных агломерационных центра - город Екатеринбург и город Нижний Тагил.

Практика показывает, что главным двигателем прогресса и развития нашей страны являются крупные города и именно на их базе происходит дальнейшая эволюция территории. Значение данного фактора возрастает в условиях сурового климата. Именно поэтому для Свердловской области так важно дальнейшее развитие крупных городских центров.

Свердловская область является одним из передовых субъектов России. В области проживает 4,330 млн человек (5 значение по стране), внутренний региональный продукт равен 1661,3 млрд рублей (6 значение по стране), является важным транспортным узлом. Через неё проходят автомобильные, воздушные и железнодорожные трассы общероссийского значения (Транссибирская железнодорожная магистраль), расположен международный аэропорт (ПАО «Аэропорт Кольцово»). Свердловская область не раз принимала участие в международных событиях: саммит ШОС (2013 год), саммит БРИКС (2009 год), Чемпионат мира по футболу в 2018 году. К основным конкурентным преимуществам Свердловской области можно отнести: высокоразвитый научно-образовательный сектор, высокая концентрация оборонно-промышленных предприятий и обрабатывающей промышленности; выгодное географическое положение области .

В тоже время, в области сохраняется ряд проблем: высокая нагрузка на учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты; несоответствие спроса и предложения на рынке труда; высокий уровень износа основных производственных фондов, низкий уровень технологического оснащения предприятий; высокий уровень зависимости экономики области от экспортно-ориентированной металлургической отрасли.

В декабре 2015 года, была утверждена новая стратегия социально-экономического развития

Свердловской области на 2016 - 2030 годы, в которой основными приоритетами социальноэкономической политики Свердловской области являются: создание конкурентных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала; создание условий для повышения конкурентоспособности промышленного, инновационного и предпринимательского потенциала экономики Свердловской области; обеспечение сбалансированного развития территории Свердловской области.

В данной стратегии выделено 15 направлений социально-экономической политики, одним из которых является «Сбалансированное развитие территорий муниципальных образований Свердловской области». В рамах данной цели выделено 3 основных проекта: «Стратегии городов», «Управление агломерационными процессами», «Екатеринбург - глобальный город». Исходя из этого, можно заключить следующее: во-первых, руководство Свердловской области считает, что в области сложились необходимые условия для создания агломераций на базе крупных городских центров; во-вторых, городу Екатеринбург выделена особая роль в дальнейшем развитии области .

Город Екатеринбург обладает наибольшим потенциалом для создания агломерации не только в Свердловской области, но и на Урале в целом. В федеральном рейтинге Екатеринбургская агломерация стоит на 4 месте (после Московской, Санкт-Петербургской и Самаро-Тольяттинской).

Город Екатеринбург является важным инновационным, научно-образовательным промышленным центром. Участие города в международных событиях открыли город для зарубежных инвесторов. Развитие современных технопарков («Приборостроение» на базе НПО «Автоматики», технопарк «Аверон», Уральский горнопромышленный научно-технологический парк «ИнтелНедра») говорит об увеличение количества наукоемкого производства. Экономическое развитие города Екатеринбурга в долгосрочной перспективе, должно базироваться на инновационной экономике, основанной на концентрации в городе научно-технического и человеческого потенциала .

Важнейшей тенденцией, определяющей будущее города, является усиление агломерационных процессов. Благодаря формированию агломерации на базе Екатеринбурга произойдет изменение пространственно-организационной структур города, увеличение рынка жилья, что приведет к улучшению транспортного сообщения между близлежащими городами.

В качестве городов спутников Екатеринбурга можно рассматривать любые муниципальные образования, радиус удаленности которых не превышает 60-80 км. В таблице 1 представлены городаспутники Екатеринбурга в соответствии с данным критерием .

Таблица 1.Близлежащие города-спутники Екатеринбурга

Название города-спутника

Численность населения, тыс.

чел, на 2015 год.

Расстояние Екатеринбурга, км.

Города первого пояса

Березовский

Верхняя Пышма

Среднеуральск

Города второго пояса

Дегтярск

Заречный

Новоуральск

Первоуральск

Полевской

Создание Екатеринбургской городской агломерации уже заявлено в плане стратегического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года. В данном стратегическом плане существует 8 основных направлений. В одном из направлений: «Генеральный план города Екатеринбурга - город для человека», формирование и создание Екатеринбургской городской агломерации будет осуществляться посредством проекта «Большой Екатеринбург» .

В состав Екатеринбургской городской агломерации должны войти города-спутники первого пояса. В долгосрочной перспективе, планируется дальнейшая интеграция уже сложившейся Екатеринбургской агломерации с городами-спутниками второго пояса.

Создание агломерации «Большой Екатеринбург» предполагает сближение города-центра - Екатеринбурга, с городами-спутниками - Березовским, Арамилем, Среднеуральском и Верхней Пышмой. Ряд предпосылок для создания агломерации уже сложились. По словам директора Института экономики УрО РАН академика А. И. Татаркина, в Екатеринбург в 2015 году из Березовского приезжает работать от 30% до 40% жителей, а екатеринбургские предприниматели открывают свой бизнес в Березовском. В Верхней Пышме действует один из крупнейших холдингов УГМК. Активно претворяется в жизнь проект по созданию скоростного трамвая между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. В 2015 году в Верхней Пышме сдана четырех полосная автодорога с мостом над железнодорожным переездом. При содействии Екатеринбурга, в Арамиле был построен завод - филиал итальянской компании MAPEI. Обсуждается возможность создания на окраинах Среднеуральска совместно с городом Екатеринбургом комплекса по утилизации продуктов жизнедеятельности, так как часть коммунальной инфраструктуры у Екатеринбурга и Среднеуральска общая. Более того, границы Березовского и Арамиля вплотную подошли к границам Екатеринбурга. Совокупная маятниковая миграция из городов Арамиля, Березовского, Верхняя Пышма и Среднеуральск составляет от 27% до 32% .

Позиционируемыми результатами реализации проекта «Большого Екатеринбурга» является: создание новых рабочих мест, увеличение количества трансфертных поступлений и субвенций в местный бюджет, создание единой транспортной инфраструктуры, социальной и культурной среды для городов, решение вопрос об использование смежных территорий .

В тоже время, несмотря на то, что город Екатеринбург и близлежащие территории обладают определенными конкурентными преимуществами, для создания городской агломерации, уже сейчас существуют проблемы, которые требуют совместных усилий муниципалитетов для их решения.

На данный момент очень остро стоит вопрос межевания земли. Например, участок дороги между Екатеринбургом и Березовским находится в ужасном состоянии, однако без заключения межмуниципального сотрудничества выделение денег на полноценный ремонт невозможно.

Отсутствие согласованного градостроительного планирования может привести к проблемам в жилищно-коммунальной сфере. Например, городу Арамилю может не хватить воды, чтобы обеспечить ею новые дома, учитывая темпы строительства, это может произойти через один два года. По данные геологоразведки выявлено, что подходящие места для скважин есть на территории Октябрьского района Екатеринбурга. Остро стоит вопрос о нехватке мест переработки мусора, как для Екатеринбурга, так и для его ближайших спутников.

Усиление трафика на выезде из Екатеринбурга вследствие увеличения количества маятниковмигрантов. Например, ухудшение транспортного сообщения между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, Среднеуральском.

Происходит усиление точечной застройки в Екатеринбурге и повышение цен на недвижимость. Отток населения городов-спутников в город-центр. Маятниковая-миграция по состоянию на 2015 год между Екатеринбургом и городами-спутниками составляет от 27 до 32% .

Екатеринбург и его города-спутники будут терять экономический потенциал. В Екатеринбурге заканчиваются площадки промзон для развития проектов, а без нормативно-правовой поддержки агломерации крупные предприятия переносить свои производства в города-спутники не спешат. Негативные последствия для территории значительны, поэтому нужно искать способы их предотвращения.

Список литературы

1. Об утверждении генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года: решение Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 № 60/1. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О стратегическом плане развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года: решение Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 № 67/30. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 15 декабря 2015 г. № 151-ОЗ // Областная газета, 2015. 23 декабря.

4. Ижгузина Н.Р. Характеристика моделей управления Екатеринбургской городской агломерацией // Территориальное стратегическое планирование, 2015. № 2. С. 18 - 23.

5. Путинцев М.Г., Гагарин А.Е. , Косинцев А.Л. Итоги недели за игрой: обсуждение проекта «Большой Екатеринбург» // ОТВ: Свердловское областное телевидение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obltv.ru/news/society/itogi_nedeli_za_igroj_obsuzhdenije_projekta_bolshoj_jekateri nburg/(дата обращения 16.04.2016).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические аспекты вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления. Особенности местного самоуправления муниципального образования - Городской думы, главы, администрации г. Екатеринбурга, их права и обязанности.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2010

    Общая характеристика жилищной сферы Екатеринбурга и Свердловской области. Программные мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, принятие нового Жилищного кодекса РФ. Региональные и местные программы по обеспечению нуждающихся в жилье.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2013

    Понятие, принципы построения и зарубежный опыт управления городскими агломерациями. Формирование и развитие Московской агломерации. Подходы к организации местного самоуправления. Формы кооперации муниципальных образований в рамках городской агломерации.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    Анализ состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства Екатеринбурга - внешнее окружение сферы учета ресурсов. Характеристика основных путей реформирования жилищно-коммунального хозяйства и изучение этапов жилищно-коммунальной реформы Екатеринбурга.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Роль благоустройства города в формировании городской среды. Управление благоустройством и озеленением на муниципальном уровне. Предложения и мероприятия по совершенствованию организации управления благоустройством и озеленением городской территории.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Виды административных правонарушений в сфере благоустройства города. Выявление правонарушений в сфере благоустройства города. Нормативно-правовые акты Москвы о благоустройстве городской территории. Увеличение размеров штрафных санкций за правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Система озеленения современного города. Деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства городской территории муниципального образования. Управление благоустройством и озеленением в муниципальном образовании "Город Нижнекамск".

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Нормативно-правовые документы, регулирующие пребывание на государственной и муниципальной службе, работу государственных и муниципальных служащих. Структура городской администрации города Малгобека, взаимосвязи с вышестоящими и подчиненными структурами.

    отчет по практике , добавлен 10.08.2014

    Определение типа агломерации г. Ясногорска Свердловской обл., комплексная оценка территории: географическое расположение, рельеф, объекты гидрографии, растительность, почвы, климат; численность населения, вид, тип и форма расселения; главный город.

    лабораторная работа , добавлен 08.01.2012

    Научные представления о процессах обустройства территорий на уровне муниципалитетов. Деятельность органов исполнительной власти по управлению и развитию городского благоустройства. Проблема реновации промышленных зон. Анализ структуры озеленения города.

В свердловском правительстве разработано техзадание на разработку стратегического плана Большого Екатеринбурга. Проект, задуманный еще в начале 2000-х первым главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким, практически готов к активной стадии реализации. Основные положения документа прошли согласования с главами городов-спутников. В ближайшее время проект техзадания будет вынесен на обсуждение экспертного сообщества. О том, что ждет главную агломерацию Свердловской области и какие надежды питают в муниципалитетах, – в материале «ФедералПресс».

Работа над проектом Большого Екатеринбурга началась в недрах администрации уральской столицы еще в начале 2000-х годов, однако основные принципы формирования агломерации были разработаны лишь в прошлом году. С тех пор региональные власти и руководство муниципалитетов, которые по замыслу авторов проекта, должны присоединиться к агломерации, ведут активные консультации. «Чтобы понять, в каком виде должна развиваться агломерация, мы делаем шесть общих карт», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» вице-губернатор, куратор проекта Александр Высокинский. Первой из них является общий экологический каркас. «Мы должны понимать, где у нас всегда должно быть чисто, где у нас сегодня уже грязно и какие из этого следуют ограничения. Например, такие ограничения есть вокруг Белоярской АЭС, очистных сооружений, скотомогильников, аэропорта или железной дороги. Другой пример – леса на западе Екатеринбурга, которые ни в коем случае нельзя трогать. Как только мы начинаем сносить леса, они перестают гасить ветер и мы можем получить ураганы, как в Москве. К тому же это наши легкие», – объяснил Высокинский.

Вторая схема – транспортный каркас – вызвала немало споров. Так, вице-губернатор пояснил, почему не поддерживает расширение улицы Проезжей, ведущей в сторону Березовского. «Это улица, идущая через жилой район. Во всех этих домах уже прописано по пятьдесят человек на квадратный метр, расселение будет близко к стоимости пяти космических кораблей. Но когда мы ее построим, мы получим широкую улицу, идущую через жилой микрорайон и не дающую никакого развития», – считает Александр Высокинский. Вместо этого он предлагает обратить внимание на дорогу к Новосвердловской ТЭЦ. «Там можно повторить сделанное с «Росселевским трактом». А здесь на каждый рубль, потраченный на строительство, привлечено пять рублей частных инвестиций и получены разрешения еще на пять. Вся территория вокруг тракта пошла развиваться и развивать город», – заявил чиновник.

Третий каркас – это инженерные сети (газ, вода, тепло), четвертый – социальная инфраструктура. В первую очередь будут строиться учреждения, которые могут обслуживать сразу несколько муниципалитетов. «Я являюсь сторонником того, что хоккейную арену надо строить на границе Екатеринбурга и Пышмы, хотя решение уже принято строить у телебашни. Но арена на границе городов начинает обрастать инфраструктурой, дает развитие территории», – приводит пример Высокинский. А именно стыки муниципалитетов являются наиболее проблемной территорией. «Нужно согласовать между двумя городами, что мы там будем развивать, чтобы земли не оставались деревней. Даже приезжие удивляются: Екатеринбург закончился, потом какой-то Шанхай, потом цветущая Пышма. Потому что Екатеринбург и Пышма развивают центры, а на окраинах – мертвые зоны», – говорит он.

Принципы включают в себя также схему территориальной специализации городов. «Понятно, что Пышма и Орджоникидзевский район Екатеринбурга – промышленный кластер. Березовский – это и промышленность, и малый и средний бизнес, и рекреация. Но березовчанам надо принять решение, в каком городе они хотят жить. Потому что сейчас они делают урбанизированную застройку а-ля Академический, а я им говорю: это будет все что угодно, но не Березовский, в котором вы выросли. Арамиль – город, у которого есть окружная дорога, аэропорт, рядом проходит Транссиб. Там сам бог велел сделать логистическую зону. Среднеуральск – рекреация, малый и средний бизнес, производство овощей на избыточном тепле СУГРЭС», – рассказывает Высокинский. Наконец, обсуждался и список основных инвестпроектов «от открытия новых производств до единой схемы общественного транспорта».

Опрошенные «ФедералПресс» главы городов подтвердили знакомство с документом и изложили свои идеи. «У нас есть полигон ТБО, который эксплуатируется совместно с Екатеринбургом. Одно из главных наших предложений – реконструкция этого полигона и строительство мусороперерабатывающего завода. Второе предложение – строительство резервуаров-накопителей питьевой воды межмуниципального значения», – рассказал мэр Верхней Пышмы Александр Романов. Решение проблемы ТБО на межмуниципальном уровне поддерживает и замглавы Среднеуральска Дмитрий Кириллов: «С полигоном и у них больной вопрос, и у нас больной вопрос». Мэр Березовского Евгений Писцов хочет построить в городе культурно-развлекательный комплекс, который был бы интересен жителям Екатеринбурга. Советник губернатора Владимир Герасименко, до недавнего времени занимавший пост мэра Арамили, сообщил о предложениях по развитию транспортной и социальной инфраструктуры.

Градоначальники обращают внимание, что специализация не означает отказа от развития других направлений. «Мы считаем, что территория должна развиваться гармонично. Если мы строим жилье в больших количествах, мы должны заниматься созданием рабочих мест, то есть созданием предприятий промышленности, торговли и обслуживания. Если люди приобретают у нас жилье, они не должны тратить время на поездки в другой город на работу, перегружать дороги», – говорит Евгений Писцов. По его словам, Березовский готов разместить у себя предприятия 4-5 класса опасности, в том числе чистые и наукоемкие производства. «В работе сейчас машиностроительный завод с чехами, комплекс группы «Синара». Есть инвестор, который разработал оборудование для лазерной сварки и производит его в Германии, а сейчас хочет вернуться», – перечисляет мэр. «В силу сохраненной экологии, чистой воды возможно создание зон рекреации», – добавляет он.

Владимир Герасименко считает, что в Арамили должна развиваться не только логистика, но и «экономика знаний». «Мы избрали кластерный, инновационный путь развития. У нас каждый житель знает, что такое нанокомпозиты и высокодисперсные порошки. Никто этих нанокомпозитов не видел, а мы их видели. Мы ждем высокопрофессиональные и научные кадры, которые будут предъявлять спрос на жилье среднего класса и выше. У города есть и огромный историко-культурный, рекреационный потенциал», – рассказывает он. Что касается Верхней Пышмы, то она согласна оставаться промышленной территорией (в городе 15 крупных и средних предприятий), но намерена развивать также образование и туризм. «На нашей территории находится уникальный музей боевой славы Урала, входящий в «серебряное кольцо Урала», монастырь на Ганиной Яме, скалы Петра Гронского, озера Исетское, Балтым, Вашты, Шитовское. На многих из них обнаружены стоянки первобытных людей», – напоминает Александр Романов. Дмитрий Кириллов согласен с тем, что основными направлениями развития Среднеуральска будут рекреация и фермерство. «У нас есть зеленые зоны и озеро, где можно проводить музыкальные фестивали, есть краеведческий музей», – напоминает он. Однако к этим сферам добавится и логистика: «Северное направление сейчас актуально для транзита, северный выезд даст нам новый этап развития».

Из социальных объектов, которые будут обслуживать всю агломерацию, мэр Верхней Пышмы называет в первую очередь современный роддом: в нем будут появляться на свет жители Среднеуральска и северной части Екатеринбурга. Кроме того, в городе обещают построить дворец технического творчества на кольце новой трамвайной линии, областные дворцы самбо и водных видов спорта. Владимир Герасименко отмечает, что рост населения Арамили при ограниченной территории делает возможным строительство объектов на территории соседней Сысерти. «У них тоже есть потребность в школах, в ФАПе со стороны Челябинского тракта, откуда далеко ехать до поликлиники», – говорит он.

К реорганизации «шанхаев» на границах городов муниципальные чиновники подходят осторожно. «Граница между Екатеринбургом и Пышмой проходит по кольцевой дороге. Территория с обеих сторон уже задействована: у них промзона, у нас очистные сооружения и ряд промышленных объектов. Может быть, со временем появятся решения, но сегодня у нас практически нет межселенной территории, очень мало резервов. Впрочем, сейчас некоторые участки выставлены на продажу, но там, скорее всего, тоже будут какие-то бизнес-проекты», – объясняет Александр Романов. «Нужно определять пути развития приграничных территорий, особенно пустующих. Они довольно обширны, мы не понимаем, что там будем размещаться. После того, как мы пропишем кластерный принцип развития, можно будет это представлять», – надеется Владимир Герасименко. «Если у нас будет северный въезд, южный въезд через район Коптяков, то это позволит создать инфраструктуру, которая привлечет малый и средний бизнес. Где трасса, там и бизнес», – рассчитывает Дмитрий Кириллов.

В июле техзадание должно быть вынесено на обсуждение экспертных советов, в которые приглашены ученые, общественники, журналисты и бизнесмены. «Во все эти советы входят люди, которые к сорока имеют опыт чего-то конкретного. Это не те, кто «участвовал, содействовал, помогал, как-то отирался». Это те, кто говорит: «я построил, я создал, я воздвиг». То есть мы привлекаем людей, которые могут соединить теорию и практику», – заверяет Александр Высокинский. При этом он обещает, что не будет ставить препон и участию в обсуждении других желающих. Окончательная версия задания будет использована при выборе проектного института для составления плана.

Файлы для загрузки

Екатеринбургская агломерация

Город Екатеринбург является ядром екатеринбургской агломерации. Благоприятное положение Екатеринбурга на пересечении важных транспортных осей - широтных, связывающих Европейскую и Азиатскую части страны, и меридиональных, соединяющих воедино районы Урала, превращают город в фокус внутриуральских транспортно-логистических связей.

Безопасность дорожного движения в Екатеринбургской городской агломерации является одной из важных социально-экономических и демографических задач Свердловской области. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Развитие города Екатеринбурга как крупного транспортно-логистического узла и административного центра Свердловской области требует ускоренного развития транспортной инфраструктуры. В Екатеринбурге зарегистрировано более 450 автомобилей на тысячу жителей при среднероссийском уровне 258 автомобилей на тысячу жителей, по обеспеченности транспортными средствами город приблизился к уровню Москвы и Санкт-Петербурга. Многократно возросший за последние годы парк личного и общественного автотранспорта увеличивает нагрузку на основные магистрали Екатеринбурга. Интенсивность движения транспорта, в том числе транзитного, на основных городских улицах достигает 120 - 140 тыс. автомобилей в сутки.

Улично-дорожная сеть Екатеринбурга общей площадью 11718 тыс. кв. м и протяженностью 1 300 км имеет недостаточную пропускную способность, в связи с чем значительно снижается скорость движения пассажирского транспорта, возникают транспортные заторы. Средняя эксплуатационная скорость движения троллейбусов в городе Екатеринбурге составляет 13,1 км/ч, трамваев - 13,3 км/ч, автобусов - 15,6 км/ч. Для 62 процентов жителей города Екатеринбурга временные затраты на передвижение от места проживания до места работы значительно превышают нормативные.

Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному, увеличивающейся диспропорцией между ростом числа автомобилей и ростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

(надгородское образование), включающая в себя Екатеринбург с его пригородной зоной; одна из крупнейших в России агломераций (4-я по величине после Московской , Санкт-Петербургской и Самарско-Тольяттинской) и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения востока европейской и западносибирской частей России и Северного Казахстана.

По проекту районной планировки Свердловской области 70-х годов XX века предусматривалось «крестообразное» развитие её планировочной структуры: меридиональное, вдоль Уральских гор , и широтное - по линии транспортной линии Европа - Азия, с развитием ядра в виде Свердловского внутриобластного района. Ядро агломерации развивалось радиально с созданием кольцевой системы в виде Екатеринбургской кольцевой автодороги .

На территории Екатеринбургской агломерации можно выделить девять лучей расселения (Невьянский, Верхнепышминский, Режевский, Богдановичский, Каменск-Уральский, Сысертский, Полевской, Ревдинский, Первоуральский), сформировавшиеся вдоль четырнадцати основных транспортных направлений, и несколько концентрических зон расселения (ближняя, средняя, дальняя), которые отличаются интенсивностью связей между городами и транспортной связанностью с ядром агломерации, густотой населённых пунктов и плотностью населения, характером сложившегося производства и пр.

Состав агломерации согласно «Схеме территориального планирования Свердловской области»

В документах «Схемы территориального планирования Свердловской области» определены как состав того, что именуется «Екатеринбургская система расселения», в составе которой выделяется собственно «Екатеринбургская агломерация».

Главный архитектор Свердловской области, чл.-корр. РААСН Г. В. Мазаев высказывает мысль о том, что существует т. н. «Екатеринбургская промышленная агломерация», которая включает в себя: Екатеринбург, Новоуральск, Заречный, Каменск-Уральский, Реж, Артемовский, Невьянск, Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма, Первоуральск, Ревда, Полевской, Асбест, п. Уральский, п. им. Малышева, п. Изумруд, Богданович, Михайловск . Указанные поселения, входящие в состав Екатеринбургской промышленной агломерации, все лежат в границах Екатеринбургской системы расселения, а потому можно с определённой долей условности принять, что пространство, занимаемое Екатеринбургской промышленной агломерацией, и территория Екатеринбургской системы расселения примерно совпадают, а потому численность населения Екатеринбургской промышленной агломерации составит также ок. 2,6 млн человек.

Екатеринбургская агломерация включает в себя так называемый фактический Большой Екатеринбург - Екатеринбург и его ближайшие города-спутники : Арамиль , Берёзовский , Верхняя Пышма , Среднеуральск . Общая численность их населения по данным переписи 2010 года составляет 1 493 700 человек против 1 350 100 человек у собственно города.

По инициативе губернатора Свердловской области А. С. Мишарина летом 2010 года был инициирован вопрос об объединении Екатеринбурга и этих четырёх городов-спутников в одно


Период сдачи проекта - 2017 г.

Основные блоки работы:

Обоснование границ агломерации
Предложения по развитию основных градостроительных каркасов
Расселенческий
Транспортный
Природно-экологический
Инженерная инфраструктура
Социальная инфраструктура
Подготовка дорожной карты по развитию агломерации

Границы агломерации. Основные методы определения

Оценка транспортной доступности
- Большинство урбанистов сходятся во мнении, что в пределах агломерации поездка из одного населенного пункта в другой должна составлять не более 1,5 часов

Критерий непрерывности застройки
- Территории, образующие непрерывную урбанизированную зону с центральным ядром, автоматически считаются частью агломерации

Интенсивность маятниковой миграции
- Агломерационным критерием выступает интенсивность маятниковой миграции на уровне 10-15% от трудоспособного населения

Границы агломерации. Ареалы сплошной застройки

Муниципальные образования Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Арамильский образуют с г. Екатеринбургом непрерывные урбанизированные зоны

Природно-экологический каркас

Площадные элементы природно-экологического каркаса составляют леса, водно-болотные системы и озёра, линейные – припойменные и пойменные участки речных долин, водоразделы и приводораздельные поверхности
К ключевым элементам природно-экологического каркаса агломерации отнесены особо охраняемые природные территории областного значения.

Система расселения

В урбанизированном ядре агломерации выделяются две сегментообразные доли, разделенные природно-экологическим каркасом В числе перспективных территорий развития:
Северо-Восток Березовский ГО
Юго-Восток Белоярский ГО
Юг Сысертский ГО
Запад ГО Первоуральск

Транспортный каркас

Основные транспортные проекты

ВСМ Екатеринбург-Челябинск
ВСМ Казань-Екатеринбург
Северный железнодорожный обхода Екатеринбурга
Реконструкция и достройка ЕКАД
Строительство южного автомобильного обхода г. Екатеринбурга
Реконструкция вылетных магистралей
Строительство скоростных междугородних трамвайных линий
Создание системы транспортно-пересадочных узлов

Развитие инженерной инфраструктуры межмуниципального значения

Единая система подачи воды:
г. Екатеринбург и г. Первоуральск после реализации «западной системы водоподачи» г. Екатеринбурга со строительством Дарьинско-Шишимского гидроузла;
г. Екатеринбург и г. Верхняя Пышма со строительством единой системы резервуаров;
г. Екатеринбург и г. Березовский, со строительством единой системы резервуаров;
г. Екатеринбург, г. Арамиль и п. Большой Исток Сысертского городского округа с подачей воды от проектируемой «южной системы водоподачи» г. Екатеринбурга.
г. Ревда и г. Первоуральск от Ново-Мариинского водохранилища. Передача сточных вод на очистку:
г. Верхняя Пышма на Северную аэрационную станцию г. Екатеринбург;
от ряда населенных пунктов Сысертского городского округа на Южную аэрационную станцию г. Екатеринбург и очистные сооружения г. Арамиль;
от Арамильского городского округа на Южную аэрационную станцию г. Екатеринбург;
от пос. Калиновский (Кировский административный район г. Екатеринбург) на проектируемые очистные сооружения г. Березовский. Прогнозируемый рост водопотребление в агломерации требует проведения комплексных изысканий для поиска новых источников водоснабжения

Екатеринбургская агломерация представляет собой сложившийся и активно развивающийся опорной элемент системы расселения России

В пределах агломерации имеется достаточное количество ресурсов, способных обеспечить градостроительное развитие по самым амбициозным сценариям Надеемся, что представленные подходы к формированию основных градостроительных каркасов агломерации найдут воплощение при разработке документов территориального планирования, стратегических и программных документов, а также при формировании конкретных инвестиционных проектов, реализующих идеи развития агломерации

#Гипрогор #ЕкатеринбургскаяАгломерация #СистемаРасселения #ЭкологическийКаркас #ТранспортныйКарк ас



Похожие публикации