Нижне-Тагильский завод. Входо-Иерусалимская церковь

Фото: Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви

Фото и описание

Входо-Иерусалимская церковь находится между оборонительными укреплениями Суздальского кремля и Гостиным двором, в юго-западной части торговой площади. Как прочие храмы Суздаля она появилась на месте прежнего деревянного. Предшественницей этой церкви был Пятницкий храм, который снесли из-за ветхости.

Входо-Иерусалимская церковь представляет собой типичную «летнюю» церковь. Ее небольшой кубический объем украшают карнизы с интересным рисунком: на небольшие консоли опираются пяты арочек. Стены церкви – гладкие, окна расположены в один ряд, их украшают резные наличники. Церковь была возведена в 1702-1707 годах. Три перспективных портала (северный, западный и южный) являются входами в храм, с востока к храму примыкает полукруглая глубокая апсида.

Изначально Входо-Иерусалимская церковь имела пять глав, но поскольку в 18 веке к пятиглавию пропал интерес, то при первой же необходимости ремонта храма, четыре главы снесли. Восстановлены они были в 1990-х годах.

Храм был освящен в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. По Евангелию, перед Входом в Иерусалим Христос воскресил своего друга Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробу, проявив свою божественную силу. Иисус въехал на осле в Иерусалим, где его торжественно встретили тысячи людей, которые узнали о чуде воскресения. Кто-то снимал с себя одежду, устилая ею путь Спасителю, кто-то нес в руках пальмовые ветви и бросал их на дорогу, славя Иисуса. Вход в Иерусалим – это признание Иисуса Христа в качестве Мессии, который послан Богом спасти человечество. У нас этот праздник называется Вербным Воскресеньем.

Рядом с Входо-Иерусалимской, летней, была построена Пятницкая церковь. Как и большинство «зимних» храмов, он представляет собой две клети, с широкой апсидой – с востока. Но в отличие от многих «зимних» церквей на центральном кубе у него стоит восьмерик, имеющий высокий купол, увенчанным не совсем обычной фигурной чеканной главкой в форме вазона. Храм вытянут с востока на запад, с востока к нему примыкает полукруглая широкая апсида, которая перекрыта конхой (полукуполом).

Церковь Параскевы Пятницы была возведена в 1772 году, в 18 веке она составляла единый комплекс с летней Входо-Иерусалимской церковью, колокольней и оградой. Храм был освящен в честь Николая Чудотворца. Но это название за церковью не закрепилось и ее по старинке до сих пор называют Пятницкой в честь ранее стоявшего здесь деревянного храма.

Святая Параскева Пятница с древнейших времен пользовалась любовью у православных христиан. По преданию, эта святая родилась в III веке н. э. в городе Иконий (сейчас Турция). Её родителями особенно почиталась Страстная пятница, связанная с подвигом искупления Иисуса Христа и его распятием на Кресте. Как дань памяти этому дню иконийские христиане назвали свою дочь Параскевой, в переводе с греческого это означает «Пятница». Отсюда в русской речи появилась тавтология Параскева-Пятница. Параскева, подобно Христу, приняла смерть за веру, ее обезглавили по распоряжению императора Диоклетиана за отказ поклоняться языческим богам.

До революции эти церкви представляли собой единый комплекс с кирпичной оградой и колокольней. Шатровая колокольня 18 века была классической «вогнутой» формы, без слуховых окон и с гладкими гранями. Ограда – кирпичная, выкрашена в белый цвет, имела каменные ворота, имевшие оригинальное завершение – каменный свод в форме, которая была позаимствована из деревянной архитектуры.

Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.

1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.

2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.

3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.

4. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу Екатерины II.

5. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.

6. Обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери.

7. Выполнены эти иконы в 2011 году в мастерской церковного искусства "Благовещение".

9. В 2012 году при входе на территорию храма была открыта церковная лавка. Роспись иконной лавки в стиле XVII века выполнили дмитровские иконописцы.

10. Надвратная икона Иверской Божией Матери.

13. Территория храма ухоженная, много цветов, есть даже детская площадка.

14. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.

15. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.

16. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда "русском стиле", взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.

18. Вокруг церкви растут вековые деревья.

19. И такой покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется...

22. За храмом покоятся старинные надгробия...

24. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.

25. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.

26. С площадки открывается чудесный вид на Верею и

Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки
Я им внимал, я слышал их не раз,
А.В. Бунин

Вступление

Наряду с мифами и легендами прошлого, мы сейчас можем говорить о так называемой современной городской мифологии , которая рождается и развивается буквально на наших глазах. К сожалению, в наше смутное информационное время, большие выдумки и малая правда, по принципу Геббельса, настолько сильно переплетаются, что люди на полном серьёзе начинают считать, что в этом доме испокон веков живут привидения, а в том парке с давних пор обитают черти.

В Иркутске к типичной городской мифологии относится «легенда о Заколоченной церкви» и мистические предрассудки по поводу Центрального парка культуры и отдыха. Эти два современных мифа объединяет, прежде всего, географическая привязка. Та самая «Заколоченная церковь» (ныне Входо-Иерусалимская церковь), расположена на территории того самого Центрального парка, который в свою очередь расположен на месте старинного Иерусалимского кладбища. На такую иронию, наверное, была способна только коммунистическая власть, которая с лёгкой руки поменяла древнее кладбище на парк развлечений для иркутян. Могильные плиты сейчас до сих пор встречаются не только в самом парке, но и в структуре некоторых зданий Иркутска.

Очевидно, что все это, не могло ни мистифицировать это место, наделив парк, а также долгое время заброшенную церковь, целым ворохом паранормальных историй. Иркутяне стали обходить парк стороной, появились истории встреч с призраками, с некими тенями. Помимо сверхъестественных угроз, были упоминания о преступниках и наркоманах, которые буквально поселились в парке. Над всей этой «тёмной» атмосферой возвышалась старое здание заброшенной церкви, которая воспринималась как церковь из романа Гоголя «Вий», где поселилась нечистая сила. Чтобы адекватно разобраться во всех этих историях, мы, на протяжении нескольких лет (правда, с большими перерывами), изучали эти «мистические места» в центре города.

Предварительные сведения

Храм был заложен 11 сентября 1793 года, но окончательно строительство закончилось лишь в 1795 году. Изначально это была небольшая каменная церквушка, названная во Имя Входа в Иерусалим Иисуса Христа. К середине XIX века церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением. В 1835 году на месте этого храма был построен новый. Строительство длилось с 1820 по 1835 годы, что было связано с повреждением конструкций: в 1823 году обрушился свод в уже почти отстроенной церкви. Наконец, только в 1830 году были завершены основные строительные работы [ , , ].

В советское время (1930-е годы) купола храма были снесены. Здание было перестроено и разделено на три этажа. Сначала здание церкви отдали под милицейский склад, далее было общежитие, впоследствии лыжная база, а затем культпросветучилище.

Необходимо отметить, что изначально церковь носила статус кладбищенской, так как была построена рядом со старым Иерусалимским кладбищем с целью отпевания усопших. По словам иркутского историка, профессора Иркутского госуниверситета Александра Дулова «история Иерусалимской церкви неразрывно связана с историей кладбища, самого крупного некрополя в городе. Кладбище, где покоится примерно 100-120 тысяч горожан, ведет свое начало с указа Екатерины II 1772 года, который запрещал во избежание эпидемий захоронения в оградах городских церквей » . В 1932 году, советская власть решила избавиться от кладбища в центре города, посчитав это неким анахронизмом, и в 1953 года переоборудовала это место в Центральный Парк Культуры и Отдыха. При этом бесцеремонным образом были снесены все могильные плиты, без проведения необходимой и логичной процедуры перезахоронения. Более того, надгробные плиты с Иерусалимского кладбища активно шли на строительство сталинок. Как отмечено в , «среди лишенных вечного покоя – родственники декабристов, герои Бородинского сражения, Русско-японской и Первой мировой войн. Ученые, писатели, общественные деятели ».

В марте 2000 года здание церкви было передано в ведение Иркутской епархии. Начиная с 2003 года церковь вновь стали восстанавливать для преобразования её в действующий храм. К настоящему времени все строительные и реставрационные работы уже закончены. 29 апреля 2013 года Входо-Иерусалимская церковь была освящена и сейчас функционирует как полноценный православный храм .



Помимо чисто естественных событий в истории этого места присутствуют и сверхъестественные происшествия. Первое происшествие произошло довольно давно, по всей видимости, до революции 1917 года. Известно, что некая молодая девушка повесилась здесь, как раз под главным куполом. Естественно это вызвало тогда большой резонанс в Иркутске, было множество обсуждений и споров, и церковь решили закрыть, как отмечается, под предлогом реставрации. Спустя пару лет храм вновь открыли, но вновь всё повторилось. В этот раз уже молодой человек свёл счёты с жизнью в церкви: повесился в том же самом месте, что и бедная девушка за несколько лет до него. Вполне понятно, что такая череда страшных происшествий приводит к тому, что храм закрывают уже насовсем. Долгое время церковь стоит заколоченной, а впоследствии городские власти из-за проблем с бюджетом решают открыть в бесхозном помещении милицейский склад .

Следующая история не менее трагична. В советские годы рядом с церковью располагалось общежитие одного из техникумов Иркутска, окна которого выходили на Иерусалимскую гору. Как отмечается, у студентов этого техникума, возникла достаточно экстравагантная традиция посвящения первокурсников – «счастливчик» должен был один со свечкой ночью зайти в здание церкви и пробыть там довольно долгое время. Как-то один такой смельчак решил даже переночевать там, при этом он уговорил свою девушку провести вместе с ним ночь в здании храма. Никто не знает, что с ними произошло ночью, но на утро девушку обнаружили мертвой, как раз в том месте, где раньше было совершено два самоубийства. Патологоанатом констатировал смерть от разрыва сердца, что само по себе уже было феноменом, так как разрывы в сердце происходят только на 7-10 день после инфаркта миокарда. Парня нашли живым, но разум его помутился, он ничего не говорил. Позже в больнице у него отнялись ноги, а через некоторое время он скончался .

Уже в наше время в 2008 году, в одном из репортажей местного телевидения «Вести-Иркутск», сторож храма Андрей Максимов утвердительно заявлял, что в заброшенной церкви есть привидения . По его словам, собираются они на втором этаже в определенном месте. Ночью раздаются точно такие же – с эхом – голоса. При этом он отметил, один эпизод с ножницами, которые, по его мнению, призрак воткнул в деревянную лестницу.


Интересным на наш взгляд совпадением, может служить вспышка огненного полтергейста в 2006 г. , произошедшая в старом деревянном доме неподалёку от Входо-Иерусалимской церкви, на той же улице Борцов Революции на котором, и расположен сам храм. За несколько дней в доме выгорели верхние крышки всех розеток и выключателей. На глазах жителей мощное пламя вспыхивало то там, то тут, по несколько раз в день: горели вещи в прихожей, детская куртка на кресле, одежда в шифоньере, одеяла и многое другое (рис. 4). При этом непосредственные самовозгорания вещей начались 30 ноября. буйствовал ровно 3 недели и уже 6 декабря 2006 года внезапно прекратился.

Проведённые исследования

Экспертная группа Иркутского отделения ОНИОО «Космопоиск» побывала в храме несколько раз с интервалом в пять лет: в июле 2009 г. и апреле 2013 г. Целью исследования в обоих случаях было изучение возможных криптофизических проявлений в этом здании и на прилегающей территории бывшего Иерусалимского кладбища. Изначальная гипотеза строилась на возможном наличии в этом месте аномально больших отклонений в области электромагнитного излучения различной частоты, которое, согласно ряду исследований [ , , ], способно вызывать у человека изменённые состояния сознания, и, как следствие, слуховые и зрительные галлюцинации, в том числе и видения привидений и ощущение сверхъестественного присутствия.

Исходя из этого, были запланированы и выполнены серия замеров напряжённости электромагнитного поля (магнитометры «ПРИЗНАК-10М» (30 Гц – 1000 МГц), АТТ-2592 (50 МГц – 3 ГГц)), частоты электромагнитного поля, инфракрасного излучения (пеленгатор «КЕДР»), а также температуры наружного воздуха на разных участках (температурная станция AURIOL). Помимо этого было проведена подробная фото- и видеосъёмка на зеркальные аналоговый (Nikon F-401X) и цифровой фотоаппараты (Canon 60D). Все измерения в церкви проводились с разрешения отца Андрея.

В 2009 г. экспертной группе удалось побывать в церкви в дневное и ночное время. В этот период в церкви только начинались строительные работы, не было окон и никакой внутренней отделки. Из бесед с местными рабочими, которые здесь и ночевали, члены группы узнали, что «ничего странного» они здесь не замечали, но при этом подчеркнули, что от всякой «нечисти» их защищают молитвы.


Результаты измерений внутри церкви не выявили каких-либо значимых отклонений как в напряжённости ЭМП, так в уровне ИК-излучения ближнего диапазона. При этом измерения ЭМП, выполненные рядом с церковью, на территории Иерусалимского кладбища, выявили значимые отклонения в напряжённости поля порядка 600–900 В/м в диапазоне частот 30 Гц-1000 МГц (при фоновых значениях 30–50 В/м) (рис. 5). В этом случае была превышена норма СанПин, которая устанавливает предел для данного диапазона частоты не более 500 В/м. Аномалия была локализована в месте неподалёку от церкви. При этом показания были резко изменчивы, а границы аномальных значений меняли местоположение, т.е. ЭМП-аномалия словно перемешалась.


В апреле 2013 г. нашей научной группой было принято решение вернуться к теме изучения Входо-Иерусалимской церкви с целью проведения более детального исторического исследования и организации дополнительных приборных измерений ЭМП в районе храма. В этот раз были выполнены измерения следующих параметров поля (рис. 6, 7):

  • напряжённость высокочастотного ЭМП (50 МГц – 3 ГГц) – магнитометр АТТ-2592;
  • плотность энергии – магнитометр АТТ-2592;
  • частота ЭМП – использовался электронный мультиметр со специальной насадкой).

Измерения частоты показали, что внутри здания преобладает ЭМП с промышленной частотой 50 Гц. Измерения напряжённости высокочастотного ЭМП и плотности энергии представлены на рис. 8. Как явствует из представленного рисунка, потенциал ЭМП распределён неоднородно в основном зале церкви.


Повышенные среднемаксимальные значения ЭМП в области сверхвысоких частот преобладает в правой части план-схемы церкви – по электрическому полю E=0,85-1,14 В/м, по магнитному H=1,1–2,5 мА/м и по плотности энергии W=0,145–0,244 мкВт/см ² (рис. 8). В частности максимальные показания были получены в районе, где расположена купель (рис. 10). Несмотря на подобные значения измерений, последние не превышает стандартные нормы СанПиН для данного диапазона частот (не выше 10 В/м и 25 мкВт/см ²). Кроме того, фоновые значения СВЧ излучения, полученные за пределами церкви, в районе кладбища, указывали, по сути, на схожие уровни поля – E=800 мВ/м, H=1,5 мА/м.



Помимо проведения приборных измерений, в этот раз удалось побеседовать с настоятелем храма, а так же с ночными сторожами, которые работают здесь уже после реставрации и освящения храма. Отец Андрей довольно скептически отозвался обо всех историях с призраками, в том числе и о суицидных эпизодах. Он подчеркнул, что не слышал о подобных событиях и предположил, что это могут быть всего на всего городские легенды. Ночные сторожа также сообщили, что по ночам в храме тихо, ничего странного не происходит.

Заключение

По результатам исторического расследования можно заключить, что многие паранормальные эпизоды, связанные как с районом бывшего кладбища, так и с самой церковью, не имеют под собой достоверной основы. Так называемая «легенда о Заколоченной церкви» встречается, по сути, только на одном веб-ресурсе и других более надёжных источников этой совокупности аномальных историй найти не удалось. Большая часть сообщений о встречах с привидениями носили редкий и довольно субъективный характер. Так, опрошенные нами ночные сторожа в 2009 и в 2013 г. сообщали, что ничего странного в церкви ночью не происходит. Для примера, в другом нашем исследовании старинного особняка в центре Иркутска – дома Фаенберга (бывшая научная библиотека), который также славится призрачной активностью, многие работники библиотеки и ночные сторожа в подробностях описывали их встречи с привидениями.

Проводя приборные измерения ЭМП, мы предполагали, что, если истории о встречах с призраками хоть частично имеют реальную основу, то это может быть связано с периодическим превышением в районе церкви уровней электромагнитного излучения различной частоты. Исследования канадских магнитобиологов указывают на то, что, как правило, количество сообщений о встречах с призраками умерших людей, значительно выше в дни повышенной геомагнитной активности. При большом количестве случаев появления призраков повышенные геомагнитные поля (на 200 миллигаусс или больше, чем средний геомагнитный уровень Земли, обычно 500 миллигаусс) были обнаружены в местах их появления. Как отмечается в , эти зоны часто бывают связаны со структурой зданий или геологической зоной рядом с местом аномальной активности 1 . Видение призраков здесь может быть объяснено повышенной чувствительностью отдельных людей к изменению геомагнитного поля, как правило, это люди со сверхчувствительностью височной доли или травмами мозга. К сожалению, нам не удалось замерить непосредственно уровни геомагнитного поля в районе церкви, поэтому что-либо утвердительно мы здесь говорить не можем. Также как не удалось найти подтверждающую информацию о том, что в этом районе есть какие-то особенные геологические места, к примеру, разломы.

Несмотря на это, были обнаружены определённые повышенные значения ЭМП в области промышленной частоты (50 Гц) и СВЧ (30 МГц – 3 ГГц), которые были зафиксированы в районе церкви и парка. Но научные исследования показывают [ , ], что только ограниченный диапазон частот ЭМП (как правило, менее 30 Гц) может вызывать особого рода галлюцинации, связанные с возможностью видеть привидения. При этом напряжённость поля не обязательно должна быть высокой. В подчёркивается, что поля индукцией менее 500 нТл уже могут оказывать значимые влияния на мозг и сознание человека и вызвать, тем самым, паранормальные переживания. При этом считается, что поля промышленной частоты вряд ли могут иметь существенное влияние в области этого эффекта. Хотя их искажения (скажем вследствие, присутствия высоких гармоник в электросети) и взаимодействия с другими источниками полей также могут вызвать описанные выше влияния на человеческий мозг.

Правда некоторые исследователи, всё-таки полагают, что высокочастотные излучения могут вызвать определённые паранормальные эффекты, но уже в области типичных полтергейстных проявлений, связанных с перемещением и полётами предметов, что в явном виде не наблюдалось в нашем случае. Более того подчёркивается, что интенсивность таких полей должна быть аномально высокой, чтобы вызвать подобные эффекты, что также не было зафиксировано нами при измерениях.

Таким образом, наши исследования указывают на то, что нет никаких надёжных оснований утверждать, что район Входо-Иерусалимской церкви является аномальным. Также сомнительно, что он был аномален в прошлом. Вполне понятно, что подобное варварское переоборудование старинного Иерусалимского кладбища в центральный парк развлечений сыграло свою роль в развитие мифов о сверхъестественной активности в этих местах. В нашей испорченной эзотерикой бытности, люди полагают, что мёртвые способны так просто вступать в контакт с живыми, лишь потому, что могила покойника была потревожена или лишь потому, что это место, просто старинное кладбище. Хотя православие, которое исторически так тесно связано с развитием нашей культуры, утверждает, что мир мёртвых и живых разделён необратимо, и вероятность контакта с умершими крайне мала. Но даже, верующие люди, готовы пойти в противоречие со своей верой и поддерживать жизнеспособность подобной городской легенды.

Нижне-Тагильский завод. Входо-Иерусалимская церковь (3 благочиние) Верхотурский уезд . Приход этой церкви расположен в самом центре Нижне-Тагильскаго завода, вблизи заводских сооружений и Главнаго Управления Нижне-Тагильских и Луньевских заводов. Сей приход почти ровесник самому заводу (1725 г.). Составился он главным образом из переселенных в завод владельцами Демидовыми крепостных людей из разных мест России; приход образовался в 1750 году, с построением храма. До этого же времени христианския требы для немногочисленных православных насельников завода (ибо большинство их на первых порах были раскольники или склонные к расколу) исправлялись, по всей вероятности, наезжими из Невьянска священниками и монахами Невьянскаго монастыря. Но с течением времени православное население завода все более и более увеличивалось, увеличивалась вместе с тем и численность прихожан Входоиерусалимскаго храма. Такое увеличение и разростание завода, а следовательно, и прихода Входоиерусалимской церкви, и повлекло за собой в первой половине прошедшаго столетия выделение и образование из Входоиерусалимскаго прихода еще двух самостоятельных приходов и , а во 2-й половине того же столетия и 3-го, . В настоящее время в приходе Входоиерусалимской церкви числится: муж. пола 1952 души, жен. пола 2065 душ; раскольников муж. пола 42 души и жен. пола 52 души; субботников иеговистов муж. пола 1 и жен. 2 души. К приходу Входоиерусалимской церкви приписано село Елисаветинское. Первоначальный храм этого старейшаго Нижне-Тагильскаго прихода был деревянный. Он устроен был в 1750 году и освящен в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Храм этот существовал до 1777 года, когда был устроен и освящен другой, ныне существующий каменный храм в честь Входа Господня во Иерусалим. Прежний же деревянный храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы перенесен был на кладбище и несколько десятков лет состоял кладбищенским, пока не обращен был в самостоятельный приходский храм. Новый каменный, и до ныне существующий, храм в честь Входа Господня во Иерусалим был заложен вблизи бывшаго деревяннаго Введенскаго храма (место престола последняго и доселе ограждено чугунной решеткой вблизи храма) 5 Июня 1764 года Невьянскаго монастыря Архимандритом Исаею, в присутствии местнаго духовенства и приглашенных из Екатеринбурга чиновников, с благословения Тобольскаго и всея Сибири Митрополита Павла. Храм был построен и украшен иждивением заводовладельца д. ст. советн. Никиты Акинфиева Демидова. Кроме главнаго, в честь Входа Господня в Иерусалим, в храме устроены были два придельных алтаря: с южной стороны в честь Рождества Христова и с северной во имя св. великомученика Никиты (15 сент.), имя котораго носил строитель храма. Сей последний придел был освящен самим Тобольским и Сибирским епископом (как назывались с 1768 до 1792 года бывшие Тобольские Митрополиты) Варлаамом в 1771 году Февраля 13 дня. Рождественский же придел освящен, по благословенной грамоте того же Тобольскаго и Сибирскаго епископа Варлаама, протоиереем сей церкви Григорием Мухиным в 1773 году Января 28 дня; а главный алтарь в честь Входа Господня в Иерусалим освящен, по благословению того же епископа Тобольскаго и Сибирскаго Варлаама, в 1776 году Ноября 22 дня закащиком Нижне-Тагильскаго Духовнаго Правления, священником Григорием Скрябиным. Обращает на себя внимание устройство храма. Храм устроен в византийском стиле, в виде креста, с тремя маковицами и крестами на верху. Стропила на церкви и колокольни железныя. Под шпилем устроены были башенные часы с боем четвертей в 4 колокола. Карнизы храма снаружи были украшены алебастровыми фигурами, а кругом купола 12 херувимами; впоследствии, в 20 годах прошлаго столетия, лишния колокола у часов, алебастровыя фигуры и херувимы были сняты. Кресты и маковицы на храме сделаны были в Нижне-Тагильском заводе из красной меди и вызолочены через огонь в Москве, на что употреблено было 100 червонцев, да на провоз 70 рублей. Престолы в алтарях, по воле храмоздателя, устроены из «ординарнаго отполированнаго камня Высокогорской магнитной железной руды в величину престола и обложены деревом»; над главным престолом устроена сень. Подрядчик каменных работ, крестьянин Ярославскаго уезда Яков Ив. Колоколов с товарищем подрядился строить храм за 180 рублей за лето обоим, с готовой квартирой и подводой в дорогу, и дело свое окончил с честию, без архитектора. А для квартиры своей с товарищами еще построил на ограде церковный каменный дом, в коем, по окончании работ по церкви, поместилось Заказное Духовное Правление, потом церковно-приходское училище. Наблюдение за постройкой храма было поручено заводскому Управителю Григорию Белых, единственному в то время православному приказчику, и протоиерею Григорию Мухину. Поденная плата рабочих была по 1 коп. в день. Со времени построения своего каменный корпус храма никаким перестройкам и изменениям не подвергался до настоящаго времени; но внутри произведено было несколько перемен и ремонтировок. Входоиерусалимская церковь имеет богатейшую ризницу и утварь. Наиболее замечательны: священные литургийные сосуды из чистаго золота 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, дар заводовладельца, т. сов. Николая Никитича Демидова († 1828 г. 22 Апреля); цена этих сосудов по курсу того времени 45,000 рублей; напрестольное Евангелие, в сребропозлащенном окладе, весьма большаго весу и величины. Особенно чтимыя иконы: древняя икона святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго, принесенная из завода около 1725 года и украшенная сребропозлащенной ризой с драгоценными камнями; икона св. Андрея Критскаго, в сребропозлащенной ризе, пожертвованная в 1858 г. Анатолием Демидовым в память об Андрее Николаевиче Карамзине; икона св. равноапостольнаго Князя Владимира, в сребро-позлащенной ризе, устроенная Нижне-Тагильским купечеством в 1869 году, в память посещения завода В. Князем Владимиром Александровичем; икона Иверской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе с уральскими драгоценными камнями, ценою около 3 тысяч рублей, приобретена усердием прихожан в 1891 году; икона Божией Матери Взыскание погибших. - Церковь обнесена каменной оградой с чугунными решетками. - При Входоиерусалимской церкви состоят приписными две церкви: 1-я в самом заводе, на кладбище, каменная заложена в 1893 году во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2-я в селе Елизаветинском, называвшемся до построения церкви деревнею Бобровкой, построена в 1890 году во имя св. пророка Божия Илии. Кроме приписных церквей в приходе Входоиерусалимской церкви имеются две каменных часовни, обе в самом Н.-Тагильском заводе. - Причт Входоиерусалимской церкви состоит из 3 свящ., 1 диакона и 3 псаломщиков. Домов для помещения причта 3; в ограде - помещение для сторожей, просфорни и церковно-приходской школы. В приходе Входоиерусалимской церкви имеются две церковно-приходских школы: Входоиерусалимская, открытая в 1890 году, смешанная, помещается в церковном здании; Кирилло-Мефодиевская, открытая школой грамоты в 1900 г. 2-го Ноября, преобразована в церковно-приходскую школу в Сентябре 1901 года, смешанная, помещается в собственном здании; одна школа грамоты - Ключевская (в Н.-Тагильском заводе), смешанная, открыта в 1891 году, помещается в здании принадлежащем частному лицу (учительниц школы). Кроме того в приходе Входоиерусалимской церкви обретаются: 1) Горнозаводское Демидовское училище; это училище возникло после целаго ряда преобразований из цифирной школы, открытой родоначальником Демидовых Никитою Демидовым, по повелению Императора Петра 1-го от 6-го Декабря 1709 года; 2) Городское трехклассное училище (для 110 мальчиков), прекрасно обставленное; 3) женское училище 2-го разряда, называемое Анатолиевским (для 100 учениц); ныне преобразовано в женскую прогимназию; 4) женское начальное училище, под названием Павловскаго (для 100 учениц). Все эти четыре училища помещаются в зданиях, принадлежащих заводовладельцам, и до 1887 года содержались исключительно на их средства, а с этого года они содержатся на соединенныя средства заводовладельцев, служащих на заводах и рудниках и отчасти рабочих рудничных и заводских; но все училища состоят в ведении Министерства Народнаго Просвещения. Наконец, в Входоиерусалимском же приходе находится земское Елизаветинское училище, в селе Елизаветинском, смешанное; открыто в 1881 году.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Кремлевская, рядом с Гостиным двором
Начало строительства: 1702 год
Окончание строительства: 1707 год
Координаты: 56°25"09.0"N 40°26"48.8"E

Содержание:

Краткая история

Входо-Иерусалимская церковь находится в западной части бывшего посада г. Суздаля , между оборонительными укреплениями Кремля и Торговой площадью.

В XVII веке на месте ныне существующей церкви стояла деревянная Пятницкая церковь. В 1702 -1707 годах деревянный храм заменили каменным, освятив его в честь христианского праздника Входа Господня в Иерусалим. Согласно Евангелию, накануне Входа в Иерусалим Иисус Христос явил божественную силу, воскресив своего друга Лазаря, который четыре дня лежал в гробу. Иисус въезжает в Иерусалим на осле, где его торжественно встречают тысячи людей, знавшие о чуде воскресения.

Люди снимали с себя одежду, выстилая путь Спасителю, другие несли в руках пальмовые веточки и бросали их на дорогу, восклицая: «Благословен грядущий во имя Господне!». Вход в Иерусалим означает признание Иисуса Христа Мессией, посланным Богом для спасения человечества. В России этот праздник также называется Вербным Воскресеньем. Верующие идут в церковь с ветками вербы, которая заменяя пальму, символизирует веру в воскресенье Господне, торжество жизни над смертью.

Архитектурный ансамбль Входо-Иерусалимской церкви

Входо-Иерусалимская церковь в Суздале сохранилась до наших дней с изменениями и утратами. В 1772 году к ней пристроили ныне существующий зимний храм Параскевы Пятницы , создав, таким образом, ансамбль «парных» церквей . Шатровая колокольня, стоявшая между церквями, была разобрана в 1939 году. Комплекс Пятницкой и Входо-Иерусалимской церквей окружала каменная ограда со Святыми воротами, завершёнными сводом в виде крестчатой бочки, украшенной панно «Вход в Иерусалим». Ворота и ограда обрушились в 1930-х годах. В основу Входо-Иерусалимской церкви положен кубовидный объём, к которому с восточной стороны примыкает полукружие апсиды. Четырёхскатная кровля храма завершена пятью главами, восстановленными в ходе реконструкции в 1990-х годах. Верхняя часть фасада по всему периметру окаймлена декоративным карнизом из кокошников, поставленных на небольшие консоли. Гладкие стены украшены окнами с резными наличниками. С запада, севера и юга здание оформлено перспективными порталами, служащими входами в церковь.



Похожие публикации