Нервный ребенок — болезнь или непослушание. Что делать если вы замечаете что ваш ребенок стал нервным

Многим людям очень не повезло в детстве: их никогда не любили родители . Не сумев понять, что же это такое - родительская любовь, и не испытав ответного чувства, теперь, став взрослыми, они не всегда знают, как именно следует выражать любовь к собственным детям . И в самом деле, как?

Но если вы были любимы в детстве, то скорее всего у вас не будет проблем: вы естественно станете повторять то, что делали ваша мама или отец. И, несмотря на обычную занятость, дети всегда будут чувствовать вашу ласку и тепло - на это вы всегда найдете время.

А ведь ребенку немного надо - всего минут 15 в день. Отложите все свои дела, забудьте про телефон, еду на плите. Поиграйте с малышом, поболтайте с глазу на глаз со школьником, послушайте подростка или сходите с ним в магазин за новым компакт - диском.

Контакт с ребенком

Контакт с ребенком должен быть истинным и значимым для вас обоих. Ваша искренность и участие, в общении с детьми , дадут ребенку возможность не стесняясь рассказывать о самом сокровенном, делиться своими чувствами, просить совета. Это необходимо каждому из нас, а тем более ребенку. И для вас это будет полезным - вы будете знать, каковы ваши дети на самом деле.

Знаете, даже то, как вы со своими детьми говорите, может сделать их вашими союзниками или противниками. Вот пример из книги "Любить детей еще недостаточно", автор Нэнси Самалин. "Если ваш сын пришел из школы сердитый и говорит, что учительница на него целый день кричала, не спешите заметить: "Значит, были на то причины". Лучше переспросите: "Кричала? Как, наверно, это было неприятно слушать! "И тогда без лишних слов ваш ребенок почувствует, что вы его любите и всегда готовы понять. И только теперь можно переходить к сути дела. Поймите, принимая точку зрения ребенка , вы отнюдь не поощряете его поступок. Наоборот, убедив ребенка в своем желании понять его, вы даете ему возможность выслушать и принять ваш совет.

Отвечайте подобным образом на любую реплику ребенка. Если он влетел домой с криком: "Мы выиграли! "- не кричите ему: "Убери куртку в шкаф, не бросай на кресле!". Лучше спросите: "А во что вы играли? " или: "А с каким счетом?", что означает: "Я тебя слышу. Мне интересно. А что было дальше? Расскажи, я с тобой... "

Детские эмоции

Американский психотерапевт Джон Готтман, специализирующийся по проблемам семейных отношений, в своей книге" Как вырастить уравновешенного ребенка " пишет: "Не стоит считать концом света обычное выражение ребенком негативных чувств. Дайте название каждому из них - гнев, разочарование, злость, ненависть, печаль, радость. И это поможет ему справляться со своими эмоциями".

Уважайте любое чувство ребенка и ограничивайте его поступки. Допустим, ваш ребенок залез на стол и швырнул на пол сковородку, когда вы пытались снять его оттуда. Скажите ему: "Конечно, обидно, но на столе сидеть опасно". Называя чувство и оставаясь рядом, вы помогаете ребенку осознать его, справиться с ним и потом не чувствовать себя подавленным, а лишь благодарным.

Но, как и во всяком деле, в стремлении любить своего ребенка , надо знать разумную меру. Это вовсе не значит прощать ему все подряд, боясь испортить отношения. Разумная строгость в ответ на безобразное поведение необходима и не является свидетельством нелюбви, как может показаться на первый взгляд.
Умейте говорить "нет", но только конкретно и без злости. Например, запрещая дочери ехать в магазин на велосипеде, можно так объяснить свое решение: "Не надо, потому что это опасно и я волнуюсь. Надеюсь, тебя это не очень расстроило". Думайте о благе ребенка, а не о своем собственном - и все будет хорошо.

Конечно, бывают дни, когда с утра до вечера в доме крик, обиды и ни слова о любви. И это не страшно.. Главное, чтобы ребенок не сомневался в том, что ваше сердце принадлежит ему навеки. Что, несмотря на разногласия, ваша любовь к нему безусловна.
Известно ли вам, что любимые дети выделяются в среде сверстников? Они социально активны, необидчивы и настроены на успешное решение проблем.
Подумайте о своих отношениях с ребенком , и прислушаться к нашим советам - никогда не поздно. Ведь вы же любите его, не правда ли?

Эмоциональная неуравновешенность

Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор-чить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который ката-ется по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не вы-сохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подоб-ное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, сов-сем как у нас. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назав-тра -- живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью или переездом на но-вое место, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату... Другими словами, мы понимаем, что его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного об-стоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ре-бенку избавиться от него, часто бывает, что чувства ма-лыша вызывают у нас полное недоумение.

Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затяги-вается надолго -- к примеру, на несколько дней -- и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном со-стоянии или с ним происходят резкие и неожиданные пе-ремены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, специалист сможет объяс-нить, как нам следует поступать. Если, напротив, все в порядке, он успокоит нас, и мы перестанем тревожи-ться. А вообще лучше не придавать слишком большого зна-чения переменам его настроения и позволить ребенку са-мостоятельно обрести эмоциональную стабильность.

Неврозы детей, причины и следствия

Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство взрослых просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: “тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Владимира Леви “Нестандартный ребенок” описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Современная семья “представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом” - пишет А.И.Захаров . Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному укладу). Но процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к современным условиям и вести себя более активно, тоже претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей .

На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить: компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в родительстве”, предложенный, Дж.Пирсом, на самом деле - актуальное требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную программу надо включить предмет “Родительство”, обучая, что называется “с младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок) .

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

Невроз страха.

Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.

“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки (боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве”.

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет - отца.

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ поведения.

Неврастения.

“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований (не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.

Истерический невроз.

“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.

Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.

Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.

На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.

Невроз навязчивых состояний.

Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения.

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной головы на здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность” может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности”.

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

У большинства родителей есть естественное желание защитить своих детей. Именно этим объясняется гиперопека тех из них, кто, готовы вызывать врача и требовать от него объяснений, что происходит с их чадом. Но если видимые раны легко распознать, а затем решить, требуют они консультации со специалистом или достаточно простой зеленки, то когда дело доходит до проблем ребенка со сверстниками или учебой, причина может быть не так очевидна.

Необъяснимые поведенческие изменения, говорят эксперты, часто оставляют родителей в замешательстве. При этом нередко они свидетельствуют об эмоциональном или , которое встречается у каждого пятого современного ребенка.

Врач, родственник или друг может сказать вам, что это «просто такой период», но если вы чувствуете, что период явно затянулся, а поведение ребенка или его оценки не улучшаются (независимо от ваших попыток помочь), есть вероятность, что дело здесь в чем-то большем.

Специалист в области детских поведенческих нарушений и практикующий психолог Энн Дуглас (Ann Douglas) в своей книге «Parenting Through the Storm» называет тринадцать «маячков», которые могут свидетельствовать о том, что ребенку требуется помощь профессионала:

  • У вашего ребенка стало больше проблем в школе;
  • Ваш ребенок бьет других детей или издевается над ними;
  • Ваш ребенок пытается навредить себе;
  • Ваш ребенок избегает друзей и семьи;
  • У вашего ребенка часто меняется настроение;
  • Ваш ребенок испытывает сильные эмоции, такие как вспышки гнева или панический страх;
  • Вашему ребенку не хватает энергии или мотивации;
  • У вашего ребенка трудности с концентрацией внимания;
  • У вашего ребенка трудности с засыпанием или ему часто снятся кошмары;
  • У вашего ребенка много жалоб на физическое состояние;
  • Ваш ребенок пренебрегает своей внешностью;
  • Ваш ребенок одержим своим весом, фигурой или внешним видом;
  • Ваш ребенок ест значительно больше или значительно меньше обычного.

Важно: имейте в виду, что эти симптомы должны быть нетипичны для стадии развития ребенка и не связаны с разводом родителей, смертью или , а также другими стрессовыми событиями, способными временно повлиять на его психику.

Если же вы придете к выводу, что у вашего ребенка действительно есть те или иные проблемы, а затем специалист подтвердит диагноз, постарайтесь не впадать в панику и не расстраиваться раньше времени. Во-первых, пишет в своей колонке для Psychology Today социальный психолог Сьюзан Ньюман (Susan Newman), вы должны заботиться о себе и оставаться сильным для своего ребенка. Во-вторых, постарайтесь подружиться с родителями, которые сталкивались с подобными проблемами, чтобы не чувствовать себя одиноко.

Капризы, непослушание и детские неврозы — что первично, а что является следствием? Шумные истерики своих чад некоторые мамочки считают проявлением расстройства его нервной системы, но бывает и наоборот — бесконечные капризы и неадекватное поведение ведут к возникновению детских неврозов.

Нервный ребенок — болезнь или непослушание

Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении — повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.

Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват — родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:

1. Желание ребенка привлечь к себе внимание — заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.

2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.

3. Детская месть. Причин ее может быть множество — развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.

4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.

5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.

Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.

Детские неврозы — причины и признаки

Хрупкая и не сформировавшаяся нервная система детей крайне подвержена неврозам и расстройствам психики, поэтому странное поведение малыша, его капризы и истерики должны насторожить внимательных родителей и побудить их к немедленному действию. Постоянные стрессы, запреты, недостаток внимания постепенно накапливаются и перерастают в болезненное состояние — невроз. Доктора называют этим термином вызванное всевозможными стрессовыми ситуациями расстройство детской психики преходящего характера. Неврозы могут служить причиной неадекватного поведения ребенка, а могут быть и результатом его.

Чаще всего неврозы развиваются примерно к пяти-шести годам, хотя некоторые его отдельные признаки внимательная мамочка замечает значительно раньше. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка в периоды возрастного изменения психики — от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковом возрасте. Причинами расстройств нервной системы детей можно считать следующие:

— травмирующие психику ситуации — алкоголизм родителей, развод, ссоры со сверстниками, адаптация в детском учреждении;

— сильный испуг в результате какого-либо психического воздействия;

— излишняя строгость и жесткость родителей, недостаток внимания и отсутствие ласки;

— атмосфера в семье и взаимоотношения между родителями;

— рождение братика или сестрички, на которых переключается основное внимание мамы с папой, и горькая детская ревность.

Помимо этого, могут быть и внешние причины — авария, смерть или тяжелая болезнь близких, катастрофа. Первыми признаками того, что нервная система детей не функционирует должным образом, являются:

— появление страхов и тревожного состояния;

— проблемы со сном — нервный ребенок с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи;

— возможно появление энуреза и желудочно-кишечных расстройств;

— речевые нарушения — заикание;

— нервное покашливание;

— нежелание и невозможность общаться со сверстниками.

Если родители отмечают в поведении своего маленького монстрика агрессивность, повышенную возбудимость или, наоборот, чрезмерную замкнутость, раздражительность, отсутствие коммуникабельности, то лучше всего обсудить возникшие проблемы с доктором. Пуская на самотек развитие возможного заболевания и не предпринимая никаких мер, родители рискуют вырастить робкого нерешительного человека, не способного справляться с возникающими проблемами и контактировать с окружающими. К доктору обязательно необходимо обратиться и в том случае, если состояние нервной системы детей нарушает нормальный жизненный ритм. Наличие заикания, энуреза или нервного тика требуют немедленного комплексного лечения у специалистов.

Нервные тики у детей — причины и симптомы

Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.

Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:

— моторные — кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;

— вокальные — покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;

— ритуальные — почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.

По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.

Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний — энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:

— неправильное питание — недостаток магния и кальция;

— эмоциональные встряски — ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;

— нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;

— переутомление — длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;

— наследственность — вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.

Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.

Можно ли вылечить нервный тик и когда обращаться к доктору

Ни в коем случае нельзя оставлять нервные тики у детей без внимания. Визит к невропатологу необходим, если:

— избавиться от неприятного явления не удалось в течение месяца;

— тик причиняет неудобства малышу и мешает его общению со сверстниками;

— имеется сильная выраженность и множественность нервных тиков.

Важно! Особенность нервных тиков у детей заключается в том, что от них можно сравнительно быстро избавиться навсегда, но можно и остаться с проблемой на всю жизнь. Главное условие успешного лечения — выяснение причин появления тика и своевременное обращение к доктору.

После проведения определенных исследований и консультаций с другими специалистами, врач назначает необходимое лечение, которое проводится в комплексе:

— медикаментозное;

— мероприятия, направленные на восстановление нормальной деятельности нервной системы — индивидуальная психотерапия и психологическая коррекция при групповых занятиях;

— средства народной медицины.

От родителей требуется обеспечить спокойную обстановку в семье, полноценное питание и правильный режим дня, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе, занятия спортом. Уменьшают тик отвары успокаивающих трав — пустырника, корня валерианы, боярышника, ромашки.

На течение болезни оказывает немаловажное влияние возраст ребенка. Если нервные тики у детей возникли в 6-8 лет, лечение, скорее всего, станет успешным, и о возвращении недуга в дальнейшем можно не беспокоиться. Возраст от 3 до 6 лет считается более опасным, наблюдать за малышом, даже в случае исчезновения неприятных признаков, придется до полного взросления. Но особенно опасно появление нервных тиков в возрасте до трех лет, они могут быть вестниками шизофрении, опухоли мозга и других крайне опасных заболеваний.

Воспитание и лечение нервного ребенка

Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов — комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.

Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас — карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.

Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.

Возраст ребёнка: 8

Ребенок в 8 лет крайне неуравновешен

Периодически (особенно при смене режима – каникулы/учебный год; места – дом/в отпуске и т.п.) ребенок становится крайне неуравновешенным, агрессивным, на замечания реагирует остро (кричит, оскорбляет, сжимает кулаки). Причем завестись может из-за пустяка (я не хочу идти в этих брюках, хотя вчера все было нормально; мне не нравится эта майка, ты не положила мне сменку (хотя он сам ее может положить), ТЫ... обвинения). Я затрудняюсь корректно выйти из подобных ситуаций, как правило утром нет времени на продолжительные разговоры, а какой довод его вразумит, мне не всегда понятно. Заметила, что начало учебного года и в прошлом году было таким же. Может это повышенная тревожность? Может «Тенотен» или что-то вроде этого поможет?

Людмила

Здравствуйте, Людмила.

Вероятно, у вашего ребенка возрастной кризис, который приходится на первые школьные годы детей. В этот период дети адаптируются к иной, непривычной среде, стараются подражать взрослым, отказываются от прежних игр, могут игнорировать помощь, болезненно относятся к критике и замечаниям.

Вы должны понимать, что подобное поведение вызвано отнюдь не желанием насолить себе или вам, или сделать что-то назло. У ребенка происходит процесс осознания личности, когда каждое убеждение должно быть проверено на прочность и достоверность. Поэтому авторитет родителей обычно ставится под сомнение, чтобы затем проверить, насколько он вообще необходим, а также выявить границы собственной самостоятельности.

Как помочь ребенку справиться с кризисом:

  1. необходимо показать, что самостоятельность влечет за собой ответственность;
  2. полностью отказаться от гиперопеки: ребенок понимает, что он уже взрослый, и не нуждается в неуемной заботе;
  3. предоставлять выбор, если позволяют обстоятельства;
  4. приучать самостоятельно выполнять такие бытовые процедуры, как купание, отход ко сну, подготовка к следующему учебному дню;
  5. не повышать голос и не ставить ультиматумы. Решайте вопросы уравновешенно и аргументированно;
  6. постарайтесь не вмешиваться в жизнь ребенка и не давать советы, если он о них не просит. Сейчас ему нужно почувствовать свою самостоятельность;
  7. не стоит заставлять делать что-то через силу, никто не может быть идеальным;
  8. не унижайте и не устанавливайте ненужные запреты;
  9. не пресекайте попытки самовыражаться и озвучивать собственное мнение.

Для ребенка очень важно осознание того, что родители замечают процесс его взросления, становления как личности, и уважают его мнение и выбор. В этот момент необходимо донести, что с расширением круга прав, растет и круг обязанностей и ответственности за свои поступки, и это является неотъемлемой атрибутикой взрослого человека.

Рекомендуется замечать и поощрять положительные изменения в поведении ребенка, тогда он сам начнет стремиться к естественной, а не наигранной взрослости. Несогласие с родителями станет более осмысленным, а значит с ребенком можно будет вести вполне разумные переговоры.

Для того, чтобы начать принимать какие-либо препараты, рекомендую обратиться к детскому невропатологу, однако вы сможете справиться с ситуацией своими силами.

Всего вам доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»



Похожие публикации