Кризис самоидентификации. Кризис идентичности как причина личностных расстройств

Удивительно везет мне с клиентами. Все, что происходит с ними, прямо или опосредованно имеет прямое отношение и ко мне. В 2012-м “пошли” клиенты с кризисом идентичности, потом “зацепило” и меня. А когда я проживаю новый опыт, я пишу статью – это мой способ понять, что во мне изменилось. Эта статья вообще в «неформате» – обычно я пишу отдельно для компаний, отдельно “для людей”, отдельно – по городской тематике, но не в этот раз – здесь любопытны параллели, иллюстрирующие универсальность проблемы.

Кризис идентичности – феномен, периодически “случающийся” не только с человеком, но и с любыми живыми системами – компанией, организацией, городом, страной… Это здоровое явление, предшествующее переходу на иной уровень развития.

Что такое “кризис идентичности”? Правила хорошего тона предписывают вначале обратиться к словарям.

Почти всегда кризис идентичности вызывается конфликтом ценностей. Для столь уверенного утверждения у меня есть теоретическое и практическое основания. Первое – это “спиральная динамика” (далее СД). Те, кто знаком с СД (о которой можно узнать , и ), со мной согласятся, а те, кто не знаком, когда-нибудь поблагодарят за модель, существенно облегчающую понимание “мира людей”. СД предлагает посмотреть на эволюцию человека/организации/народа как на эволюцию ценностей в контексте окружения. Второе. И мой личный опыт, и практика консультирования говорят о том, что бизнес, можно сказать, “питается” ценностями его лидеров. Из этого “ДНК” развивается и культура, и идеи, и энергия/мотивация, и аутентичный маркетинг, и бизнес-модели. В силу профессиональной привычки я “читаю ценностные коды” в любом процессе, конфликте, любом продукте – они там есть всегда! Как связаны ценности и идентичность? Приведу пример.

Компания с набором ценностей Лидерство, достоинство, уважение, ответственность, свобода. Правда – уже чувствуется «характер»? Добавьте к этому контекст – издательство современной украинской детской книги; ядро целевой аудитории – «продвинутые семьи». Идентичность – «культуртрегер». Своей проактивной – лидерской позицией, уважением к мировой, но и украинской культуре, бережно и ответственно «закладывая» культурные коды, издательство способствует воспитанию маленьких читателей, которые конечно вырастут «гражданами мира», но с четкой национальной самоидентификацией, без которой невозможно чувство собственного достоинства.

Я думаю, что то, что называется «кризисом идентичности» – это кризис ценностей: или “старые” конфликтуют с “новыми”, вызывая раздражение, непривычную неуверенность в принятии решений, или же само понимание ценности претерпевает существенные изменения. Вот примеры того, как ценностные конфликты озвучивают сами люди:

“Компания раньше понимала “лидерство” как “быть номер 1 любой ценой” – теперь мы понимаем лидерство как “влиять”, и это все меняет”… “Я думал, что важны “отношения”, но понял, что еще важнее – “быть востребованным, полезным”…”Я больше не верю в “справедливость”, потому что у каждого она своя”…”кажется, у меня аллергия на правила и инструкции…”… “Я устал быть заложником собственного бизнеса”… “Мне уже неинтересно… ушел драйв”… “Мне хочется “почистить свои авгиевы конюшни”"…

Города и страны – не исключение. Люди все легче переезжают, меняя в первую очередь не место жительства, а культуру. Культура «стоит» на ценностях – поэтому городам и странам, не менее, чем людям и организациям, важно понимать ценности, формирующие их культуру, чтобы осознать и коммуницировать свою роль в мире, и привлечь «своих» жителей, туристов, инвесторов и граждан. Чтобы «понаехали тут» стало не более чем анекдотом. Симптомы кризиса идентичности наших городов и стран пост-советского пространства «тревожны» – утекают кадры, исчезают инвесторы, уезжает молодежь, меняют гражданство граждане…

У всех этих симптомов есть кое-что общее. Люди и компании, города и страны в ситуации кризиса чудовищно жаждут паузы, остановки. Я вернусь к этому моменту в конце статьи, а пока….

Почему наши ценности меняются?

Основная причина – мы взрослеем, мудреем, деградируем вследствие следующих факторов:

  • Изменение, расширение среды, контекста (окружение, рынок…) – новая среда живет по другим правилам (а, следовательно, ценностям, их определяющим);
  • Вы реализовали ценности предыдущего уровня, и видите следующий набор ценностей за нынешними ценностями;
  • Вы более глубоко поняли значение “сквозной” ценности – например, “свобода” важна как воинствующим эгоцентрикам, так и мудрецам, вот только ее смысл у каждого свой;
  • Разрывы и новые связи – из компании ушел «главный человек», развод в семье, слияния/поглощения/отпочкования/раздел, новая группа клиентов, новые рынки, закрылось градообразующее предприятие, произошел мировой или национальный кризис…;
  • Конкуренты. Особенно полезны бессовестно копирующие вас конкуренты – потому что это великолепный повод осознать свои глубинные – ценностные и “идейные” отличия;
  • Руководителю/специалисту становится «тесно», «скучно» в рамках компании;
  • Внезапное “просветление”…

В случае с городами и странами даже «проще» – смена ценностей жителей влияет на городскую, национальную культуру и, желая реализоваться, культура требует адекватной идентичности – городской, национальной. Как гласит СД, “ценности нельзя поменять, но они меняются”. Итак, ценности меняются, и это влияет на вашу идентичность – а соответственно, требует адекватных изменений позиционирования, маркетинга, тактик, окружения, а не наоборот. (Маркетологам на заметку – “позиционированием идентичность не исправишь”. То есть не позиционирование определяет идентичность, а наоборот – позиционирование является ее следствием). Примеры:

Лена, внутренний тренер в корпорации. В ходе разматывания внутреннего напряжения понимает, что ценность “контроль” вступила в конфликт с ценностью “свобода”. Мы не ищем компромисса – нам нужно “над-решение”, которое включает в себя обе ценности. (СД явно показывает, что старые ценности не уходят – они остаются, но над ними “надстраиваются новые, более актуальные). Таким решением стала ценность “порядок”. Проверяем ее на “прочность” – как она работает в ситуациях, повлекших за собой напряжения, конфликты? Отлично работает – чисто, ясно, бесконфликтно, с учетом интересов всех сторон. Сразу смотрим, как это влияет на образ, проецируем образ на роль в компании, на стратегии, на задачи… Через полгода Лена становится руководителем отдела, от чего выигрывает и она сама, и отдел, и компания.

Город Киев. Киевляне «опростились» и Киев из «Матери городов русских» стал «Большой деревней». Как вернуть ему былую идентичность? Создать новую? Как? Нужно влиять в первую очередь на ценности киевлян, заново формировать культуру и амбиции.

Кризис может быть спровоцирован избавлением от иллюзий.

Например, вы поняли, что не умеете эффективно коммуницировать в общепринятом смысле. Это требует пересмотра не только своего образа, но и элементов маркетинга, возможно – бизнес-модели. Или же нужно найти свою уникальную манеру коммуникаций (и это изменит, скорректирует или ярче проявит вашу идентичность)

Компания, годом ранее отказавшаяся от услуг посредников, в результате “серии неудач” осознала и признала, что никогда не умела продавать свою продукцию. Сейчас она перед выбором “нанять функцию” или “аутсорсить функцию”. Второй вариант углубит или серьезно изменит “понимание себя”, бизнес-модель и позиционирование на рынке.

ИT-компания признала тот факт, что ее самый сильный ресурс – рутинная функция, которая хоть и приносит доход, но совсем не радует собственников и персонал. И вместо того, чтобы развивать новые направления (размывая свое позиционирование), приняла решение остаться тем, кем являлась всегда, но внести в рутинную функцию некую идею “ХХХ” (которая всегда присутствовала в поле компании, но ей не давали проявляться), “вживить” эту идею в бизнес-процессы, стандарты и детали, включая корпоративную айдентику («фирменный стиль»). Я пока не озвучиваю идею, так как процесс только начат, и решение легко перехватить конкурентам.

Ресторан в самом сердце города, прямо в зале которого можно было прикоснуться к тысячелетним камням, отказался принять свою уникальность. «Мы просто ресторан в историческом месте» – сказал управляющий. Через полгода было принято решение о его закрытии.

И вот что самое важное. Проанализировав десяток ситуаций в ходе написания этой статьи, я (пока) сделала вывод, что кризис не ведет к смене истинной идентичности – он меняет идентичность лишь в тех случаях, когда она была неточной или ошибочной, а истинную лишь углубляет. Сейчас я понимаю «механизм» кризиса идентичности так: наши ценности формируют индивидуальную интерпретацию происходящего (личную картину мира)… новые ценности расширяют, видоизменяют ее, но в этот момент (он и является «кризисом идентичности) вы/компания/город просто не еще успеваете увидеть и закрепить, «переосознать себя и свою функцию по-новому в обновленной картине мира. Если поискать аналогий, это будет похоже на то, как змея сбрасывает старую кожу…

Иногда нам кажется, что у нас кризис идентичности.

Бизнес-консультант жаловался на обилие «рутины, скуки» в «длинных» проектах, коммерчески для него выгодных, и искал новую для себя идентичность, связанную только с короткими, яркими проектами. В ходе работы с этой дилеммой («скучно, но денежно» или «ярко, но дешево») выяснилось, что «скука» появлялась, когда консультант не шел на риск быть откровенным, открытым со своими клиентами, а не от того, что проект был «длинным». Идентичность «осталась на месте» – углубилась стратегия.

В начале статьи я писала о необходимости паузы, остановки. Почему она так важна? Когда вы в одной из описанных выше ситуаций, расширяется ваша картина мира, и вы готовы понять или глубже осознать свою роль в ней. Идентичность – это модель, концепция. Человек вообще склонен “концептуализировать, чтобы понять”, вернуться в «зону комфорта». И торопится сделать это, так как ситуация неопределенности мучает его. Да, это некомфортно для взрослого человека – не понимать, кто вы. Но не спешите, ведь ваш мир сейчас расширяется – исследуйте его. Дайте вашему миру, вашей личности, вашей компании вырасти – “подлитесь” в этом состоянии столько, сколько можете – вы почувствуете, когда пришло время сделать “стоп-кадр”.

Еще пара примеров «под занавес».

Логистическая компания – украинское представительство международной компании, B2B сектор. Жестокий конфликт ценностей с “мамой” решается созданием еще одного, отдельного подразделения B2C, с другим позиционированием, культурой, набором услуг, с совершенно другими клиентами. В итоге украинская “дочка” выстояла в кризис, тогда как российская была закрыта.

Илья, бизнес-тренер, специализация – коммуникации. Сильное внутреннее неудовлетворение качеством своей работы, грозившее внутренним ярлыком «профнепригодность», заставили его – «фанового и легкого», дать себе “разрешение на негатив”. Это разрешение, в приемлемой форме проявившись в новых методиках и стратегиях, в практике проведения тренингов и позитивной обратной связи участников, проявило подавляемую идентичность “настройщика”, которая вначале вообще не просматривалась за завесой стандартных «дружелюбных» техник.

Что я могу посоветовать людям в такой, сейчас довольно распространенной, ситуации? Задавайте себе вопросы – и пишите на них ответы. Опыт показывает, что одного “думания” недостаточно.

  • Когда у вас будет возникать вопрос «что делать», «как поступить», «что выбрать» – добавляйте к нему вопросы, которые начинаются на «Кто я…»: «кто я, кто делает вот так»… «кто я для него/них»… «кто я, для кого это уже норма»… «кто я, если меня это возмущает/ нравится/ напрягает»… «на кого я теперь похож/похожа, когда»… «кто я в этих ситуациях»… и записывайте в каком-то одном доступном в любое время месте – заметке Evernote, листе ежедневника, на обороте распечатки этой статьи). Можете и мне писать – я отвечаю на короткие вопросы бесплатно).
  • Ваша главная «функция». Наверняка вы привыкли брать на себя какую-то привычную функцию – организовывать, покупать, готовить, сомневаться… как она изменилась? Это тоже может оказаться полезным для понимания себя.
  • Идентичность связана с вашими талантами. Конечно. Если вы включите ваши таланты, которые до сих пор не были задействованы (но очень хотелось бы), в свою профессиональную деятельность – кем вы станете? Для кого? С кем в этом случае вас можно сравнить?
  • Ценности. Кто вы, когда ваши «старые» и «новые» ценности реализуются?
  • Спрашивайте друзей и знакомых – «слушай, как бы ты меня «подал» своему шефу? А другу? Клиентам? Маме?
  • Когда вы принимаете какие-либо решения, будучи целостными (без внутренних конфликтов), смотрите особенно внимательно, кто вы в этих ситуациях. Полученные ответы когда-нибудь сложатся в целостный образ.
  • «Идти на страх». Этот последний совет не подходит для «самолечения» – чтобы работать со страхами, нужен партнер – психолог, коуч. Как правило, страх защищает нас от чего-то, и, «огибая» это, мы создаем «слепое пятно». Оно как «черная дыра», которая высасывает вашу энергию, не давая проявиться в полной мере образу, идеям, результатам.

И напоследок. Самое сложное и, как ни странно, продуктивное для современного человека – «включить» чувства, то есть осознавать их и использовать при общении и принятии решений. Помните – «разум и чувства», «ум и сердце»… Научитесь задавать себе вопрос «что я чувствую?» Попытайтесь не просто понять себя в новой картине мира – почувствуйте себя в ней… делайте свой выбор, учитывая чувства. Чувства – это энергии, так что вам нужно посмотреть на энергетическую картину происходящего, и понять, как этими энергиями можно управлять, оставаясь целостной личностью… Это непростая задача, но, по большому счету, ради этого мы и живем.

… Как, вы еще не налили шампанское?

© Татьяна Жданова, Киев, декабрь 2012

P.S. Если статья показалась вам полезной, подпишитесь на обновления этого блога под логотипом brandhouse – и вы сможете получать их на свой e-mail

Вслед за техническим и научным прогрессом в жизнь людей приходит все больше беспокойств и человек окончательно теряет все жизненные ориентиры. Границы индивидуальности стираются, общество с прогрессивной экономикой диктует человеку, кем он должен быть, личность превращается в потребителя, в машину для получения удовольствий. Как же во всем этом безумном калейдоскопе декораций можно найти себя?


Остановиться и услышать себя

Зачастую мы ищем счастья во внешних проявлениях этого мира и меняемся в соответствии с конъюнктурой рынка. Сегодня я актер, а завтра - предприниматель. В моду входят семейные ценности, значит мой новый проект – семья. Медитация и йога стали мейнстримом, и вот я уже покоряю вершины Гималаев и осваиваю разные асаны. Но где же во всем этом я? Как найти себя и перестать быть продуктом маркетинга? Как понять, чего же хочу я, какова моя природа и предназначение?

Первый шаг на пути к самому себе – постараться прислушаться к своему сердцу, уловить состояние внутренней тишины и безмолвия. Для этого необязательно ехать в Гималаи и уходить в пещеры. Нужно просто постараться замедлить свой ход в бесконечном потоке времени, меньше реагировать на внешние раздражители, почувствовать настоящий момент. Это и есть медитация. Внутри себя мы можем найти ответы на все свои вопросы. Время нещадно приближает нас к смерти, в суете жизни мы забываем о главной цели своего существования. В конце концов, умираем, так и не познав смысла бытия.

Кто я такой и почему я страдаю?

Первый вопрос, который должен задать себе человек: «Кто я такой и почему я страдаю?» Это отправная точка. Без понимания природы своего «Я» все остальное теряет всякий смысл. Ведь не зная того, кем я являюсь, я не пойму, куда мне идти. Получится как в мудрой пословице: «Паруснику, движущемуся без всякой цели, никакой ветер не будет попутным».

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.102), которая является одним из главных трудов гаудия-вайшнавской традиции, Санатана Госвами спрашивает Господа Чайтанью:

‘ке āми’, ‘кене āмāйа джāре тāпа-трайа’
ихā нāхи джāни - ‘кемане хита хайа’

«Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»

Что же это за тройственные страдания?

  1. Страдания, источником которых являемся мы сами - наше тело и ум (на санскрите адхьятмика).
  2. Страдания, которые причиняют нам другие живые существа (адхибхаутика).
  3. Беспокойства, которые приносят нам стихийные бедствия и катаклизмы, находящиеся во власти полубогов, деват (адхидайвика).

В ответ он услышал такие слова:

В комментарии к этому стиху раскрывается смысл данного утверждения:

«Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны.

Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной. Ты связан отношениями как с духовным миром, так и с материальным и потому относишься к пограничной энергии. С Кришной тебя связывают отношения одновременного тождества и различия. Поскольку ты вечный дух, ты обладаешь такими же качествами, как Верховная Личность Бога, но, будучи ничтожно малой искрой духа, ты вместе с тем отличаешься от Высшей Души. Поэтому твоя природа - одновременное тождество с Высшей Душой и отличие от Нее. Это можно пояснить на примере солнца и солнечных лучей или на примере огня и вылетающих из него искр».

Ошибка в первом действии

Человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и умом. Мы можем видеть, как весь мир работает в угоду телу. Вся деятельность человека, будь то наука или искусство, в конечном итоге сводится к поиску удовольствий. Промышленные и информационные технологии существуют только для того, чтобы все более рационально с материальной точки зрения использовать ресурсы Земли для своего собственного наслаждения.

Эта фундаментальная ошибка приводит человека в тупик. За научным прогрессом следует регресс личности. Рушится вся система ценностей и координат цивилизованного общества. Девизом сегодняшней жизни становится слоган: «Потребляй и властвуй». Вирус эксплуатации проникает во все сферы нашей жизни, в том числе, к сожалению, и религиозную. Религия также должна, по мнению большинства людей, удовлетворять потребности человека, хотя ее истинный смысл – освободить человека от гнета последствий его деятельности и направить его на путь служения Богу.

Если с точки зрения разума проанализировать к чему нас привела коммунистическая и постиндустриальная идеология, а также любые другие материальные «концепции счастья», мы увидим, что люди не стали счастливее, скорее наоборот, уровень эмоционального комфорта все больше приближается к нулю.

Вся проблема в том, что живое существо отвернулось от Бога. Весь этот материальный мир создан Господом лишь для того, чтобы мы могли почувствовать себя независимыми от Него и, в конце концов, наигравшись, разочаровались в своих жалких попытках играть роль Творца и вернулись к Нему, в духовный мир. Эта независимость иллюзорна. На самом деле, все мы зависим от Бога абсолютно во всем, даже в пищеварительном процессе, что уже говорить о других аспектах нашей жизни!

Но люди привыкли думать, что каждый из них является Богом. В правительстве, на работе, у себя дома, в конце концов. Таким образом, человек все больше запутывается в хитросплетениях кармы и его сознание деградирует. Так живое существо бесконечно пребывает в колесе рождений и смертей. Оно вынуждено будет рождаться и умирать снова и снова до тех пор, пока не познает свою истинную природу.

Я дух от духа, а не плоть от плоти

Наверное, вы уже много раз слышали о том, что вы не тело, но что же дальше? Пока человек не осознает, что он не тело, а частица духа, существующая вечно и навеки связанная с Богом узами любви, он будет страдать.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато "йам пурано
на ханйате ханйамане шарире

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

Каждый из нас, так или иначе, имел опыт этой вечности бытия, спокойствия и умиротворения. Мы не можем представить себе, что с наступлением смерти нас не станет. Наше тело меняется, но мы сами остаемся неизменны.

Для того чтобы понять это, человеку необходимо общаться с осознавшей себя душой, с тем, кто уже живет по этим принципам. Тогда постепенно его сознание будет очищаться и его жизнь приобретет иное качество, он поймет, что значит жить как душа. Правильное общение зарождает в сердце настоящую веру, а вера дает решимость идти по духовному пути. Но это только начало.

Победа и поражение – понятия относительные

Интересный парадокс: терпя фиаско, будь то крах карьеры или внезапно настигнувшая болезнь, мы испытываем боль, впадаем в глубокую депрессию. У нас сразу происходит стихийная переоценка ценностей. Но все, что с материальной точки зрения мы считаем поражением, на самом деле является для нас новой ступенью на духовном пути.

Итак, любой кризис оборачивается для нас духовным благом, если мы научились правильно принимать уроки, данные нам свыше.

Процесс познания себя невероятно увлекателен и он стоит любых наших усилий. Счастье, которое мы обретем, открыв свою истинную природу, несравнимо ни с какими материальными богатствами, ведь самое главное богатство – это знание о себе и своих взаимоотношениях с Богом, которое в конечном итоге должно перерасти в любовь к Нему. Познав себя, мы обретем свободу и гармонию в сердце, которые будут распространяться на весь окружающий мир. А делать счастливыми других – это и есть преданное служение Богу.

Но мы должны помнить о том, что Господь дает нам свободу выбора. Остаться в сетях кармы или выбраться из ее пут – решать нам самим.

Источники:

  1. «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  2. «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  3. «Чайтанья-чаритамрита», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Анна Горбунова

Последнее обновление: 02/05/2015

Наверняка вы слышали о «кризисе идентичности» и раньше, и, вероятно, даже имеете довольно хорошее представление о том, что этот термин означает. Но как появилось это выражение? Почему люди переживают этот кризис? Ограничен ли он подростковым возрастом?

Концепция кризиса идентичности берет своё начало в работах психолога , который считал, что формирование идентичности - один из наиболее важных аспектов жизни человека.

Что такое кризис идентичности?

Сомневаетесь ли вы в той роли, которая отведена вам в жизни? Чувствуете ли, что не знаете реального себя? Если вы ответили на предыдущие вопросы положительно, скорее всего, вы переживаете как раз кризис идентичности. Название этому явлению дал Эрик Эриксон, считавший, что это один из самых важных конфликтов, с которыми люди сталкиваются в процессе своего развития.

По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения. Интерес Эриксона к вопросу идентичности появился ещё в детские годы. Еврей по происхождению и воспитанный как еврей, Эриксон выглядел совсем не по-еврейски; нордическая внешность вкупе с еврейским происхождением часто заставляли его чувствовать себя изгоем везде. Много позже, изучая культуру юрок и сиу (коренных племён Северной Калифорнии и Южной Дакоты), он смог более точно сформулировать свои идеи о развитии личности и кризисе идентичности.

Эриксон описал идентичность (1970) как «…субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека ».

Исследование идентичности

Согласно теории психосоциального развития Эриксона, кризис идентичности возникает в подростковом возрасте - именно в этот период человек мечется между чувством самотождественности и сбивающими с толку ролями. Исследователь Джеймс Марсиа совместно со своими коллегами дополнил концепцию Эриксона; они добавили, что баланс между идентичностью и неопределённостью лежит в основе приверженности своей идентичности. Джеймсу удалось также разработать метод, позволяющий определить так называемый статус личности. Этот метод предполагает анализ трёх различных аспектов деятельности человека: профессиональных ролей, убеждений/ ценностей и сексуальной жизни.

Статусы идентичности по Дж. Марсиа

  • Достигнутая идентичность : человек пересмотрел различные идентичности и выбрал для себя одну.
  • Мораторий - состояние человека, который активно исследует различные идентичности, и до сих пор не определился с выбором.
  • Преждевременная идентичность . Человек отнёс себя к определённой идентичности, пропустив этап поиска.
  • Диффузная идентичность : человек не обладает идентичностью, и не пытается её определить.

Исследователи обнаружили, что те, кому удалось определиться со своей идентичностью, как правило, чувствуют себя счастливее и здоровее тех, кто её не нашёл. Статус диффузной идентичности, как правило, предполагает, что человек чувствует себя не на своем месте в мире, и, тем не менее, не стремится его найти.

В сегодняшнем изменчивом мире кризис идентичности случается чаще, чем во времена Эриксона. Эти конфликты, естественно, не ограничиваются подростковым возрастом. Люди сталкиваются с ними на протяжении всей жизни, особенно во время наиболее крупных перемен - поиска новой работы, начала новых отношений, заключения/расторжения брака или планирования/рождения ребенка. Исследуя себя с различных точек зрения и пробуя что-то новое в различных сферах жизни - на работе, в семье и в романтических отношениях, - можно укрепить собственную идентичность и тем самым достичь гармонии, которой порой так не хватает.

За время своего развития каждый человек неоднократно сталкивается с переломными периодами, которые могут сопровождаться отчаянием, обидой, беспомощностью, а порой и злобой. Причины таких состояний могут быть разными, но самой распространенной является субъективное восприятие ситуации, при котором одни и те же события люди воспринимают с разной эмоциональной окраской.

Психология кризиса

Проблема поиска пути выхода из кризисного состояния за последние годы вышла на одно из лидирующих мест по значимости в психологии. Ученые не только занимаются поиском причин и способов предотвращения депрессии, но и разрабатывают способы подготовки человека к резкому изменению статусов персональной жизни.

В зависимости от обстоятельств, которыми вызван стресс, выделяют такие его виды:

  1. Кризис развития - это затруднения, которые связаны с переходом из одного завершенного цикла развития к следующему.
  2. Травматический кризис может возникнуть как следствие внезапных интенсивных событий или как результат потери физического здоровья через болезнь либо травму.
  3. Кризис утраты или разлуки - проявляется либо после смерти близкого человека, либо при вынужденном долгом расставании. Этот вид очень устойчив и может длиться долгие годы. Часто возникает у детей, чьи родители разводятся. В случае переживания детьми смерти родных кризис может усугубиться из-за размышлений о собственной смертности.

Длительность и интенсивность каждого кризисного состояния зависят от индивидуальных волевых качеств человека и способов его реабилитации.

Возрастные кризисы

Особенность возрастных расстройств в том, что они имеют непродолжительный период и обеспечивают нормальный ход

Каждый из этапов связан с изменением основного вида деятельности субъекта.

  1. Кризис новорожденности связан с адаптацией ребенка к жизни вне организма матери.
  2. обоснован появлением у малыша новых потребностей и увеличением его возможностей.
  3. Кризис 3 лет возникает из-за попытки ребенка создать новый вид отношений со взрослыми и выделить собственное «Я».
  4. вызван появлением нового вида деятельности - учебы, и позиции школьника.
  5. Пубертатный кризис обоснован процессом полового созревания.
  6. Кризис 17 лет, или юношеский кризис идентичности, возникает из-за необходимости самостоятельных решений в связи с выходом во взрослую жизнь.
  7. Кризис 30 лет появляется у людей, которые чувствуют нереализованность своего жизненного замысла.
  8. Кризис 40 лет возможен при нерешении проблем, возникших в период предыдущего переломного периода.
  9. Кризис ухода на пенсию возникает по причине человека при сохраненной его трудоспособности.

Реакция человека на кризис

Затруднения в любой из периодов приводят к что может вызвать 3 типа реакции:

  • Возникновение таких эмоций, как равнодушие, тоска или безразличие, что может свидетельствовать о появлении депрессивного состояния.
  • Появление деструктивных чувств, таких как агрессия, злость и придирчивость.
  • Возможен также уход в себя с проявлением чувств ненужности, безысходности, пустоты.

Этот тип реакции получил название одиночества.

Юношеский период развития

Оказавшись под влиянием новых социальных и биологических факторов, юноши определяют свое место в обществе, выбирают будущую профессию. Но не только их взгляды меняются, окружающие тоже переосмысливают их отношение к социальным группам. Это обосновано также значительным изменение внешнего облика и возмужанием подростков.

Только кризис идентичности по Эриксону может обеспечить образование целостной личности и создать основы для выбора перспективной карьеры в будущем. Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.

Национальная идентичность

В каждой социальной группе на протяжении последнего века все ярче проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.

Среди основных проявлений кризиса национальной идентичности следует выделить такие:

  1. Не ценится историческое прошлое. Крайней формой этого проявления есть манкуртизм - отрицание национальной символики, веры и идеалов.
  2. Разочарование в государственных ценностях.
  3. Жажда нарушения традиций.
  4. Недоверие к государственной власти.

Все вышеперечисленное вызывается целым рядом причин, таких как глобализация разных сфер жизни, развитие транспорта и технологий и нарастание потоков миграции населения.

Как результат, кризис идентичности приводит к отказу людей от своих этнических корней, а также создает условия для дробления нации на множество идентичностей (наднациональную, транснациональную, субнациональную)

Влияние семьи на становление идентичности

Основной залог становления идентичности юноши - появление его самостоятельной позиции. Немаловажную роль в этом играет семья.

Чрезмерная опека, защита или забота, нежелание давать детям свободу только усугубляет у них кризис идентичности, вызывая в результате психологическую зависимость. Вследствие ее появления молодые люди:

  • постоянно требуют внимания в виде одобрения или благодарности; при отсутствии похвалы ориентируются на негативное внимание, привлекая его с помощью ссор или оппозиционного поведения;
  • совершают поиск подтверждений правильности своих поступков;
  • стремятся к телесным контактам в виде прикосновений и удержаний.

При развитии зависимости дети остаются эмоционально зависимыми от родителей, имеют пассивную жизненную позицию. Им будет сложно выстраивать собственные семейные отношения в будущем.

Поддержка молодого человека родителями должна заключаться в отделении его от семьи и принятии ребенком полной ответственность за свою жизнь.



Похожие публикации