Города средневековой европы возникновение кратко. Глава ХХI

Город XXI века - какой он? Это корпорация, наделенная статусом юридической личности, обладающая правами и свободами, это политическое образование, обычно управляемое мэром или городским управляющим и выборным советом, это экономическая единица, обеспечивающая себя всем необходимым и контролирующая торговлю, это учреждение для обеспечения социального благосостояния. Конечно, все это образовалось не на пустом месте. И как раз средневековый город стал фундаментом зарождения демократических основ жизни и именно он являлся показателем уровня развития, достигнутого обществом в тот период.

Теории происхождения городов

В период с I в. до н.э. по IV-V вв. н.э., то есть до падения Западной Римской империи, в её состав входили тысячи городов. Почему же появилась надобность в их «реформации»? Как подчеркивал Берман, существующие в Европе до XI века города, лишены были двух основных признаков западного города нового времени: там не было среднего класса и муниципальной организации. Действительно, города Римской империи представляли собой своеобразные административные посты центральной власти, а, например, города Древней Греции, наоборот, были самодостаточными самостоятельными республиками. По отношению же к новым европейским городам нельзя сказать ни того, ни другого, они были новым явлением времени. Конечно, не все города быстро пришли в упадок после падения Империи. В Южной Италии, где сильно было византийское влияние, выжили такие города как Сиракузы, Неаполь, Палермо; морские порты за пределами Южной Италии - Венеция, города средиземноморского побережья будущих Испании и Франции, а также крупные города Лондон, Кельн, Милан, Рим.

Итак, в конце XI и в XII столетии появились тысячи новых городов в различных частях Европы - в Северной Италии, Франции, Нормандии, Англии, немецких княжествах, Кастилии и на других территориях. Конечно, и до этого времени существовали различные города, но среди них не было ничего, в точности похожего на новые, которые отличались не только большими размерами и большим количеством жителей, но и четко выраженными социальным и экономическим характером и относительно четко выраженными политическим и правовым характером.

Подъему новых городов способствовали различные факторы: экономические, социальные, политические, религиозные, правовые. Рассмотрим их подробнее.

Экономические факторы. Английский исследователь Гарольд Дж. Берман отмечает, что возникновение европейского города нового времени в Европе в XI-XII вв. связано прежде всего с возрождением торговли. Он подчеркивал тот факт, что в XI в. рынок, обычно располагавшийся на окраинах замка, или епископского дворца, начал поглощать главную территорию, которая становилась ядром нового города. Кроме того, нужно учесть, что еще одной необходимой предпосылкой для снабжения городов сырьем и продовольствием был рост благосостояния сельского населения, и, следовательно, рост сословия мастеров и ремесленников. Значение экономических факторов также подчеркивал Жак Ле Гофф: «Возобладала одна функция, оживлявшая старые города и создававшая новые, - функция экономическая… Город стал очагом того, что было столь ненавистно феодальным сеньорам: постыдной хозяйственной деятельности».

Социальные факторы. Данный период времени сопровождался активными социальными перемещениями как по горизонтали, так и по вертикали. Вновь обратимся к словам Бермана: «постоянно создавались новые возможности… вскарабкаться из одного сословия в другое… подмастерья становились мастерами, удачливые ремесленники становились предпринимателями, новые люди делали состояния на торговле и предоставлении займов». Также можно отметить тот факт, что с XI-XII вв. в городах Северной Европы рабство почти отсутствовало.

Политические факторы. Отличительным явлением было то, что в новых городах горожане обычно получали право и долг носить оружие и подлежали призыву на воинскую службу для защиты города, то есть города эти в военном плане были куда более эффективные, чем замки. Помимо военной поддержки жители городов уплачивали правителям пошлины, рыночные налоги и ренты и поставляли промышленные товары. Что вскоре привело к необходимости чеканки монет, как в интересах правящих лиц, так и в интересах новых промышленных сословий. Нужно заметить, что эти политические стимулы к основанию городов были и раньше, но к XI-XII столетиям политические условия для их реализации стали более благоприятными.

Для того, чтобы наиболее полно и точно обозначить причины возникновения новых городов, чтобы объяснить процесс их развития, нужно принять во внимание религиозные и правовые факторы. Новые города были религиозным ассоциациями в том смысле, что каждый из них держался на религиозных обрядах, клятвах и ценностях. Но не нужно путать «новый город» с церковной ассоциацией. Как раз наоборот, их можно считать первыми светскими городами, полностью отделенными от церкви. К тому же новые европейские города основывались на общем правовом сознании, на определенных правовых принципах.

На практике основание города в основном происходило путем жалования ему хартии, то есть в результате юридического акта, правовое содержание которого все еще включало в себя религиозные мотивы (клятвы соблюдать городские законы). Конечно, нельзя представить возникновение европейских городов без системы городского права, городского правового сознания, которые дали основу, фундамент для корпоративного единства и органичного развития.

Рассмотрим основные теории возникновения средневековых городов.

В XIX и в первой половине XX в. большинство исследователей основное внимание обращали на институционально-правовые решения проблемы, т.е. занимались изучением городского права, различными городскими институтами. Эти теории получили название институционно-правовых.

Романистическая теория. Создателями этой теории были французские ученые Гизо и Тьерри. Они считали, что средневековый город не является порождением или феноменом феодализационных процессов и рассматривали его в качестве преемника античного города, города Римской империи. Отсюда и название теории - романизированная.

Немецкие и английские ученые на материале Северо-Западной и Центральной Европы, т.е. Европы не романизированной, искали генезис средневекового города в процессах самого феодального общества и прежде всего в институционных и правовых областях.

Вотчинная теория происхождения средневекового города. Она связывает генезис города с вотчиной. Ярким ее представителем в германской исторической науке был К. Лампрехт. Возникновение городов он объяснял как результат роста производства и разделения труда в вотчинном хозяйстве, на базе которого создавались излишки, сделавшие возможным обмен, породивший города.

Марковая теория также была создана немецким ученым - Г.Л. Маурером, в соответствии с которой генезис города связывался с понятием «свободной сельской общины - маркой», присущей немецкому феодализму, а сам средневековый город являлся лишь дальнейшим развитием деревенской организации.

Бурговая теория (от слова burg - крепость). Ее создатели (Кейтген, Мэтланд) объясняли появление феодального города вокруг крепости, жизнь в котором регулировалась бурговым правом.

Создатели рыночной теории (Шредер, Зом) выводили город из торговых мест или местечек, на территориях оживленной торговли - ярмарок, на пересечении торговых путей, на реке, вдоль морского побережья.

Создатели этих теорий и концепций брали какой-то отдельный момент или аспект в истории города и пытались через него объяснить такой сложный, противоречивый феномен как средневековый город. Все эти теории, безусловно, страдали односторонностью, которая ощущалась и самими исследователями. Поэтому уже в XIX и особенно в первой половине XX в. ученые, которые занимались историей западного средневекового города, объединяли, синтезировали разные концепции его происхождения. Например, немецкий историк Ритшель пытался объединить бурговую и рыночную теории. Но даже в процессе объединения этих концепций и теорий все же не удавалось ликвидировать односторонность в объяснении генезиса средневекового города.

Английский исследователь Гарольд Берман говорит о попытке ввести в концепцию возникновения города экономический фактор - межрегиональную и межконтинентальную торговлю. При этом указывает на огромную роль средневекового купечества. Эта теория получила название торговой концепции, или торговой теории. Но эта теория не была принята многими исследователями города и историками Средневековья.

Современные городские теории, о которых речь пойдет ниже, страдают теми же недостатками, которые были присущи теориям XIX и первой половины XX в. - ни одна из них не может объяснить генезис города во всей совокупности. Одной из таких теорий является распространенная в настоящее время археологическая. Исследователи, разрабатывающие эту теорию, (Ф. Гансгоф, Планиц, Э. Эннен, Ф. Веркотерен) занимаются археологией средневековых городов. Археология дает возможность составить представление о хозяйстве города, его характере, степени развития ремесла, внутренней и внешней торговли. Так, Г. Планиц прослеживает процесс возникновения города Германии с римских времен до оформления здесь цеховой структуры. Крупный вклад в развитие средневековой урбанистики внесла Э. Эннен. Ею был изучен широкий круг вопросов: социальная структура города, его право, топография, экономическая жизнь, взаимоотношения городов и государства, горожан и сеньора. Европейский город, по ее мнению, это постоянно изменяющийся феномен, динамический элемент в довольно статичном обществе Средневековья. Но этот метод исследования также отличается односторонностью.

Таким образом, в исследовании генезиса средневекового города зарубежная историография усиливает значение экономических факторов. При всей многочисленности теорий возникновения города, ни одна из них, отдельно взятая, не в состоянии объяснить этот феномен полностью. По-видимому, следует учитывать всю совокупность социальных, экономических, политических, религиозных, социо-культурных факторов при возникновении средневекового города. Как многочисленны теории генезиса города, многочисленны и сложны были конкретные исторические пути его возникновения.

Конечно, все эти города, появившиеся на карте Европы, возникали и развивались в разное время и под влиянием разных факторов. Но все же возможно выделить общие модели, с учетом которых можно выделить следующие группы:

Епископские города: Камбре, Бове, Лан, Лорри, Монтобан (Пикардия /Франция/) получили свободу в результате борьбы против власти императора и его епископов, что привело к основанию городской общины, «коммуны». К примеру, город Бове в XII веке получил хартию, обеспечивавшую большие полномочия самоуправления и широкие привилегии граждан (буржуа) после четырёх десятилетий острого конфликта между буржуа и епископами.

Нормандские города: Верней и другие (Нормандия) в отношении свобод, законов, управления был очень похожи на города Франции. Классический пример - город Верней, получивший хартию с 1100 - 1135 гг. герцогом Нормандии Генрихом I и королем Англии.

Англосаксонские города: Лондон, Ипсвич (Англия) получили свой статус в последней трети XI века, после нормандского завоевания. Почти сразу после этого Вильгельм даровал Лондону хартию (Хартия Генриха I от 1129 года), которая послужила примером, моделью для таких городов как Норидж, Линкольн, Нортхемптон и др. В целом же английские города не достигли такой независимости от короля и князей, как другие районы Европы.

Итальянские города: Милан, Пиза, Болонья (Италия) изначально образовывались как независимые, самоуправляющиеся сообщества, коммуны, общины, корпорации. X столетие характеризуется бурным ростом итальянских городов, но нельзя сказать те же слова о их собственном органичном развитии. Их новая история началась в 1057 году с борьбы народного движения, возглавляемого сторонниками папской реформы, против аристократии в лице высшего духовенства во главе с императорским епископом и закончилась изгнанием последних. Города получили хартии, начала складываться система городского самоуправления.

Фламандские города: Сент-Омер, Брюгге, Гент (Фландрия) были передовыми промышленными районами Европы (текстильная промышленность), в большинстве своем достигли коммунального статуса мирным путем, получив хартии в качестве поощрения от графа. Образцом для более поздних хартий была Хартия Сент-Омера, дарованная Вильгельмом в 1127 году.

«Бургские» города: Кельн, Фрайбург, Любек, Магдебург (Германия). Рассмотрим их подробнее. В X - начале XI столетия свой переход от города «римского» к городу в новом европейском смысле осуществил Кельн. Сначала к его территории был присоединен пригород, затем там были учреждены рынки, пошлины, монетный двор. Кроме того, после восстания 1106 года, Кельн получил независимое городское правление, была установлена система городских прав, то есть политическая и правительственная власть была сильно ограничена, тем не менее, архиепископ Кельнский оставался важной фигурой в жизни города. Муниципальное управление Кельна в XII в. было полностью патрицианским. На практике же власть аристократии и лично самого архиепископа оказалась в подчинении власти гильдий заседателей, бургомистров и приходских магистратов.

Необычна история образования других немецких городов. К примеру, в 1120 году герцогом Конрадом Церингенским на пустыре, прилегавшем к одному из его замков, был основан город Фрайбург. Первоначально его население состояло из купцов, затем появились ремесленники, аристократия, епископы и прочие сословия. В 1143 году граф Адольф Гольштейнский позвал жителей Вестфалии, Фландрии и Фризии поселиться на Балтике, там был основан город Любек. Император Фридрих Барбаросса, захватив Любек в 1181 году, даровал ему хартию. И уже к середине XIV в. Любек стал богатейшим городом севера.

Особое место в истории формирования средневековых европейских городов принадлежит городу Магдебургу. К началу 1100-х гг. Магдебург создал собственные управленческие и правовые учреждения и выработал собственное гражданское сознание. Уже через семь лет было издано первое писаное законодательство Магдебурга и, усовершенствованное и отчасти исправленное, распространилось на более чем восемь десятков новых городов. Данная группа городов Германии будет основой для характеристики средневекового городского права.

Вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов представляет большой интерес.

Пытаясь ответить на него, ученые в XIX и XX вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.

Агафонов П.Г. в своей работе "Европейский средневековый город эпохи Средневековья и Раннего Нового времени в современной западной историографии", говорит о том, что историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в учреждения города. "Романистическая" теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно "вотчинной" теории (Эйхгорн, Нич), город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. "Марковая" теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. "Бурговая" теория (Кейтген, Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и бурговом праве. "Рыночная" теория (Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля Аргафонов П.Г. Европейский средневековый город эпохи Средневековья и Раннего Нового времени в современной западной историографии: Учебное пособие. - Ярославль: Ремдер, 2006. - 232 с. .

Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить "бурговую" и "рыночную" теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта - бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору - межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю - купечеству. Согласно этой "торговой" теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами Пиренн А. Средневековые города Бельгии. - М.: Евразия, 2001. - 361с. .

В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения археологических данных, топографии и планов средневековых городов (Гансгоф, Планиц, Эннен, Веркотерен, Эбель и др.). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально-экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной структуры.

В отечественной медиевистике проведены солидные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально-экономической роли городов, при меньшем внимании к их прочим функциям. В последние годы, однако, проявляется тенденция рассматривать все многообразие социальных характеристик средневекового города, притом от самых истоков. Город определяется как не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя.

Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов, которые возрождались к новой жизни - уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

Дживелегов А.К. в работе "Средневековые города в Западной Европе", говорит о том, что концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие "рыночные местечки" при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.

Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII-IX в., феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли, сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в Х в. - на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.

Раннему возникновению и росту итальянских и южнофранцузских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты организаций и римского муниципального права.

В X-XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии - по Рейну и верхнему Дунаю. Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы.

Позднее, в XII-XIII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров. Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. - Саратов, Книжная находка, 2002. - 455с.

средневековый город городское право

В Европе наступила эпоха "темных веков". В этот период почти все города пришли в упадок и опустели. Феодалы предпочитали жить в своих резиденциях. Сильно уменьшилось значение денег в экономике. Монастыри просто обменивались дарами. Если в одном аббатстве ковали железные изделия, а в другом, например, варили пиво, они отсылали друг другу часть продукции. Крестьяне также занимались меновой торговлей.

Но постепенно ремесла и торговля начали возрождаться, результатом чего стало формирование средневековых городов. Некоторые из них отстраивались на месте античных полисов, другие возникали рядом с монастырями, мостами, портовыми селениями, оживленными дорогами.

Античные и средневековые города

В Римской империи застройка полисов проводилась в соответствии с заранее утвержденным планом. В каждом крупном городе была арена для спортивных состязаний и гладиаторских боев, водопровод, канализация. Улицы делали ровными и широкими. Возникновение и рост средневековых городов происходили по-другому сценарию. Застраивались они хаотично, без какого-либо единого плана.

Интересно, что в период раннего средневековья многие античные постройки стали использоваться совсем не для тех целей, для которых они изначально сооружались. Так, просторные древнеримские бани нередко превращали в христианские храмы. А внутри Колизеев, прямо на арене, строили жилые дома.

Роль торговли

Возрождение городов в Европе началось с Италии. Морская торговля с Византией и арабскими странами привела к появлению денежного капитала у купцов с Апеннинского полуострова. Золото стало стекаться в итальянские средневековые города. Развитие товарно-денежных отношений изменило уклад жизни северного Средиземноморья. На смену когда каждый феодальный удел самостоятельно обеспечивал себя всем необходимым, пришла региональная специализация.

Развитие ремесел

Торговля оказала ключевое влияние на формирование средневековых городов. Городское ремесло стало полноценным способом заработка. Раньше крестьяне вынуждены были заниматься и земледелием, и другими промыслами. Теперь же появилась возможность профессионально заниматься изготовлением какого-либо специализированного товара, продавать свою продукцию и на вырученные деньги покупать продукты питания.

Ремесленники в городах объединялись в гильдии, называвшиеся цехами. Такие организации создавались с целью взаимопомощи и борьбы с конкуренцией. Многими видами ремесел разрешено было заниматься только членам цехов. При нападении на город вражеской армии из участников гильдий формировались отряды самообороны.

Религиозный фактор

Христианская традиция паломничества к религиозным святыням также оказала влияние на формирование средневековых городов. Поначалу большая часть особо почитаемых реликвий находилась в Риме. Чтобы поклониться им, в город приходили тысячи паломников. Разумеется, отправиться в далекое путешествие в те времена могли только люди небедные. Для них в Риме было открыто множество гостиниц, трактиров, лавок с религиозной литературой.

Епископы других городов, видя, какой доход приносят Риму набожные путешественники, тоже стремились обзавестись какой-нибудь реликвией. Священные предметы привозили из далеких краев или чудесным образом находили на месте. Это могли быть гвозди, которыми распинали Христа, мощи апостолов, одежда Иисуса или Богородицы и другие подобные артефакты. Чем больше паломников удавалось привлечь, тем выше был доход города.

Военный фактор

Из войн в значительной мере состоит история средних веков. Средневековый город, помимо прочих функций, мог быть важным стратегическим объектом, защищающим границы страны от вторжения неприятеля. В этом случае его внешние стены делали особенно крепкими и высокими. А в самом городе размещали военный гарнизон и большой запас провизии в амбарах на случай длительной осады.

В период позднего средневековья многие армии состояли из наемников. Эта практика особо широко распространилась в богатой Италии. Жители тамошних городов не желали подвергать себя риску на полях сражений и предпочитали содержать наемное войско. В нем служило много швейцарцев и немцев.

Университеты

Образовательные учреждения также внесли вклад в формирование средневековых городов. История начинается в XI веке. И первенство здесь тоже у итальянцев. В 1088 году в городе Болонья был основан старейший в Европе университет. Он продолжает обучать студентов и в наши дни.

Позже университеты появились во Франции, в Англии, а затем и в других странах. В них велось преподавание богословских и светских дисциплин. Университеты существовали на частные деньги, а потому имели достаточную степень независимости от властей. В некоторых странах Европы до сих пор действуют законы, запрещающие полиции заходить на территорию высших учебных заведений.

Горожане

Итак, было несколько сословий, благодаря которым происходило возникновение и развитие средневековых городов в Европе.

1. Купцы: перевозили различные товары морем и по суше.

2. Сословие ремесленников: мастера, изготовлявшие промышленную продукцию, были фундаментом городской экономики.

3. Духовенство: церкви и монастыри занимались не только отправлением религиозных ритуалов, но и научной и хозяйственной деятельностью, а также участвовали в политической жизни.

4. Солдаты: войска не только участвовали в походах и оборонных операциях, но и поддерживали порядок внутри города. Правители привлекали их к поимке воров и разбойников.

5. Профессора и студенты: университеты оказали немалое влияние на формирование средневековых городов.

6. Класс аристократии: дворцы королей, герцогов и прочих знатных особ также располагались в городах.

7. Прочие образованные мещане: лекари, писари, банкиры, землемеры, судьи и т. д.

8. Городская беднота: слуги, попрошайки, воры.

Борьба за самоуправление

Земли, на которых возникали города, изначально принадлежали местным феодалам или церковным аббатствам. Они облагали мещан налогами, размер которых устанавливался произвольно и часто был слишком велик. В ответ на притеснения со стороны землевладельцев возникло коммунальное движение средневековых городов. Ремесленники, купцы и другие жители объединялись, чтобы совместно противостоять феодалам.

Основными требованиями городских коммун были посильные налоги и невмешательство землевладельца в хозяйственно-экономическую деятельность жителей. Обычно переговоры заканчивались составлением Устава, в котором были прописаны права и обязанности всех сословий. Подписание таких документов завершало формирование средневековых городов, обеспечивая юридический фундамент их существования.

Демократическое управление

После того, как право на самоуправление было отвоевано у феодалов, пришло время определить, на каких принципах будет построен сам средневековый город. Цеховая организация ремесла и гильдии торговцев были теми институтами, из которых выросла система коллегиального принятия решений и выборности власти.

Должности мэров и судей в средневековых городах были выборными. При этом сама процедура избрания часто была довольно сложной и многоступенчатой. Например, в Венеции выборы дожа проходили в 11 этапов. Избирательное право было не всеобщим. Почти везде существовал имущественный и сословный ценз, то есть в выборах могли участвовать только богатые либо родовитые граждане.

Когда формирование средневековых городов окончательно завершилось, сложилась система, при которой все рычаги управления оказались в руках ограниченного количества аристократических семей. Бедные слои населения были недовольны таким положением вещей. иногда выливалась в восстания черни. В результате городской аристократии приходилось идти на уступки и расширять права бедняков.

Историческое значение

Активное развитие городов началось в Европе в X-XI веках в центральной и северной Италии, а также во Фландрии (территория современных Бельгии и Голландии). Движущими силами этого процесса были торговля и ремесленное производство. Чуть позже расцвет городов начался во Франции, Испании и на немецких землях В результате континент преобразился.

Трудно переоценить то влияние, которое оказало на развитие Европы формирование средневековых городов. Городское ремесло способствовало техническому прогрессу. Торговля привела к совершенствованию кораблестроения, и в конечном итоге к открытию и освоению Нового света. Традиции городского самоуправления стали основой демократического устройства современных Уставы и хартии вольностей, определявшие права и свободы различных сословий, сформировали систему европейского права. А развитие в городах науки и искусства подготовило приход эпохи Возрождения.

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Возникновение и развитие городов в средневековой Европе

Качественно новый этап в развитии феодальной Европы – период развитого Средневековья – в первую очередь связывают с возникновением городов, которые оказали огромное преобразующее воздействие на все стороны экономической, политической и культурной жизни общества.

В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, жизнь в них продолжала теплиться, но они не играли роли прежних торгово-промышленных центров, сохраняясь как административные пункты или просто укрепленные места – бурги. О сохранении роли римских городов можно говорить преимущественно для Южной Европы, в то время как на севере их было немного даже в период поздней античности (в основном это были укрепленные римские лагеря). В раннее Средневековье население в основном концентрировалось в сельской местности, экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Хозяйство было рассчитано на потребление всего произведенного внутри вотчины и не связано с рынком. Торговые связи были по преимуществу межрегиональными и международными и порождались естественной специализацией различных природно-географических районов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами, предметами роскоши, привозимыми с Востока.

Однако уже в XI в. оживление старых городских центров и возникновение новых стало заметным явлением. В его основе лежали глубинные экономические процессы, прежде всего – развитие сельского хозяйства. В X–XI вв. агрикультура достигла высокого уровня в рамках феодальной вотчины: распространилось двухполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который мог быть обменян на ремесленные изделия – создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.

Совершенствовались и навыки сельских ремесленников – кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате чего они все меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, наконец, пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей – у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т. д. Сельские ремесленники начинали переселяться в такие места. Оттоку населения из деревни способствовал и рост феодальной эксплуатации.

Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении городских поселений на их землях, поскольку процветающие ремесленные центры давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян от их феодалов в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».

Конкретно-исторические обстоятельства возникновения тех или иных городов могли быть различными: в бывших римских провинциях средневековые поселения возрождались на фундаментах античных городов или неподалеку от них (большинство итальянских и южнофранцузских городов, Лондон, Йорк, Глостер – в Англии; Аугсбург, Страсбург – в Германии и северной Франции). К епископским резиденциям тяготели Лион, Реймс, Тур, Мюнстер. У рынков перед замками возникли Бонн, Базель, Амьен, Гент; у ярмарок – Лилль, Мессина, Дуэ; рядом с морскими портами – Венеция, Генуя, Палермо, Бристоль, Портсмут и др. Нередко на происхождение города указывает топонимика: если в его названии содержатся такие элементы, как «инген», «дорф», «хаузен» – город вырос из сельского поселения; «бридж», «брюк», «понт», «фурт» – у моста, переправы или брода; «вик», «вич» – поблизости от морского залива или бухты.

Самыми урбанизированными территориями в период Средневековья были Италия, где в городах жила половина всего населения, и Фландрия, где две трети населения составляли горожане. Население средневековых городов обычно не превышало 2–5 тысяч человек. В XIV в. в Англии только два города насчитывали более 10 тысяч – Лондон и Йорк. Тем не менее и крупные города с 15–30 тысячами человек не были редкостью (Рим, Неаполь, Верона, Болонья, Париж, Регенсбург и др.).

Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов, монастыри. В XIII–XIV вв. появились здания органов самоуправления – ратуши, символы городской свободы.

Планировка средневековых городов, в отличие от античных, была хаотична, единая градостроительная концепция отсутствовала. Города разрастались концентрическими кругами от центра – крепости или рыночной площади. Их улицы были узкими (достаточными, чтобы по ним мог проехать всадник с копьем наперевес), не освещались, долгое время не имели мостовых, системы канализации и дренажа были открытыми, нечистоты текли вдоль улиц. Дома стояли скученно и поднимались вверх на 2–3 этажа; поскольку земля в городе была дорогой, фундаменты были узкими, а верхние этажи разрастались, нависая над нижними. Долгое время города сохраняли «аграрный вид»: к домам примыкали сады и огороды, во дворах держали скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. В городской черте располагались поля и луга, а за его стенами горожане имели земельные наделы и виноградники.

Городское население состояло в основном из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания, – грузчиков, водоносов, угольщиков, мясников, пекарей. Особую его группу составляли феодальные сеньоры и их окружение, представители администрации духовных и светских властей. Городскую верхушку представлял патрициат – богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворянские семейства, землевладельцы и застройщики, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом.

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан платежами, натуральными поставками и отработками, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные – работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI–XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» – борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных магнатов; короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т. д. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей). Высшей степенью свободы обладали города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция, Дубровник и др.), не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, вступавшие в войны и политические союзы, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получили статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, они имели мэра, судебную систему, ополчение, казну. Ряд городов добился лишь некоторых из этих прав. Но главным завоеванием коммунального движения стала личная свобода горожан.

После его победы к власти в городах пришел патрициат – богатая верхушка, контролировавшая мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций.

В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии, что было продиктовано общим состоянием экономики и недостаточной емкостью рынка, поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех также противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своем стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые статуты регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков в мастерской, состав сырья и качество готовых изделий.

Полноправными членами цеха были мастера – самостоятельные мелкие производители, владевшие собственной мастерской и орудиями труда. Специфика ремесленного производства состояла в том, что мастер изготовлял изделие от начала до конца, разделения труда внутри мастерской не было, оно шло по линии углубления специализации и возникновения новых и новых цехов, отделявшихся от главных (так, например, из цеха кузнецов выделились оружейники, жестянщики, производители скобяных изделий, мечей, шлемов и т. д.).

Овладение ремеслом требовало долгого ученичества (7–10 лет), в течение которого ученики жили у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, они становились подмастерьями, работавшими за заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» – искусное изделие, представлявшееся на суд цеха. Если он выдерживал экзамен, подмастерье оплачивал общую пирушку и становился полноправным членом цеха.

Ремесленные корпорации и союзы торговцев – гильдии – играли большую роль в жизни города: организовывали отряды городской милиции, строили здания своих объединений – гильдейские холлы, где хранились их общие запасы и касса, возводили церкви, посвященные святым – покровителям цеха, устраивали по их праздникам процессии и театрализованные представления. Они способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности.

Тем не менее имущественное и социальное неравенство зарождалось как внутри цехов, так и между ними. В XIV–XV вв. происходит «замыкание цехов»: стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивают доступ подмастерьев в цех, превращая их в «вечных подмастерьев», по сути дела, в наемных работников. Пытаясь бороться за высокую заработную плату и справедливые условия допуска в корпорацию, подмастерья организовывали союзы-компаньонажи, запрещенные мастерами, прибегали к забастовкам. С другой стороны, нарастало социальное напряжение в отношениях между «старшими» и «младшими» цехами – теми, кто в ряде ремесел осуществлял подготовительные операции (например, чесальщики, валяльщики, шерстобиты), и теми, кто завершал процесс изготовления изделия (ткачи). Противостояние «жирного» и «тощего» народа в XIV–XV вв. привело к очередному обострению внутригородской борьбы. Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был ее интегральной частью – с господствовавшим в нем мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определенного времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства, этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте.

В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура – традиции выборности и состязательности. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства, что отразилось на соотношении политических сил в обществе в период формирования новой формы государственной власти – монархии с сословным представительством. В городской среде сложились новая система этических ценностей, психология и культура.

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Возникновение кулинарного мастерства и его развитие в Европе, в России и Америке к началу XX века Искусство приготовления пищи - в отличие от ее простой подготовки к съедобному состоянию - один из важнейших признаков цивилизации. Оно возникает на определенном витке

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Возникновение и рост городов Важнейшим результатом подьема сельского хозяйства в Германии, как и в других странах Западной Европы, явилось отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие средневекового города. Раньше всего города возникают в бассейне Рейна (Кёльн,

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Вакхический культ в средневековой Западной Европе «Античный» языческий, дионисийский вакхический культ, был распространен в Западной Европе не в «глубокой древности», а в XIII–XVI веках. Это была одна из форм царского христианства. Официальная проституция была

Из книги От империй - к империализму [Государство и возникновение буржуазной цивилизации] автора Кагарлицкий Борис Юльевич

II. Кризис и революция в средневековой Европе Недостроенные готические соборы наглядно демонстрируют нам и масштабы кризиса, и неподготовленность к нему общества. В Северной Европе и Франции мы обнаруживаем, как, например, в Страсбурге или Антверпене, что из двух

Из книги История России автора Иванушкина В В

2. Возникновение первых русских городов К IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, ограниченную побережьем Черного моря на юге, Финским заливом и Ладожским озером (озеро Нево) на севере. Здесь с севера на юг (по линии Волхова –

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Клотар II. Дагобер и возникновение средневековой Франции Именно во Франции (особенно в Сен-Дени), а отнюдь не в Германии получил развитие цикл легенд, связанных с Дагобером. Монахи этого аббатства не щадили сил для того, чтобы славить деяния своего благодетеля. Они были

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Возникновение городов и княжеств В скандинавских источниках 10–11 вв. Русь называли «гардарики», что обозначало «страна городов». Наиболее часто это название встречается в скандинавских сагах в эпоху Ярослава Мудрого, который был женат на шведской принцессе Ингигерде

автора Гудавичюс Эдвардас

в. Возникновение городов Литовская общественная модель, характерная для одальной европейской периферии, фактически повторяла путь, проделанный этой периферией. Даже в пору политической изоляции литовское общество пребывало в зависимости как от военных, так и от

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

б. Возникновение цеховой структуры городов Развитие городских и поместных ремесел, для которого было характерно выделение ремесленников, работавших исключительно на рынок, когда их ученики и подмастерья путешествовали по городам окрестных стран и широко

Из книги Сила слабых - Женщины в истории России (XI-XIX вв.) автора Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 34. Римское право в средневековой Европе Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической основе римских политических и

Из книги Кто такие папы римские автора Шейнман Михаил Маркович

Папство в средневековой Европе Католическая церковь в средние века была мощной экономической и политической организацией. Ее сила была основана на крупном землевладении. Вот что писал Фридрих Энгельс о том, как папы получили эти земли: «Короли соперничали между собой в

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

4.10. Западная Европа: возникновение городов Радикальное движение вперед имело место лишь в западноевропейской зоне центрального исторического пространства - единственной, где возник феодализм. Практически одновременно с "феодальной революцией", начиная с X-XI вв. (в Италии

автора

Глава I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ ДО КОНЦА XV в. В государственной жизни средневековой Европы, как и во всем экономическом и социальном развитии, проявились и общие для континента черты, и значительные региональные особенности. Первые были связаны

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава II КЛАССОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ Материал региональных глав данного тома показывает, что революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде

В 10-11 ст. в странах Западной и Центральной Европы начинают возрождаться старые и возникать новые города . Появление городов свидетельствовала о том, что в Европе начинаются большие цивиллизационные изменения.


Средневековые города возникали при определенных условиях. Во-первых, сельское хозяйство поднялось на высшую степень развития: модернизировались орудия труда, приёмы обработки земли и методы ухода за скотом, выросли посевные площади. Крестьянин уже мог изготавливать такое количество продуктов, которого хватало не только для себя, своей семье и феодалу, но и жителю города . Иначе говоря, у крестьянина появился излишек продовольствия, который он мог привезти в город для продажи или обмена. Ведь когда нет стойкого притока продовольствия в город , такой город придет в упадок.

Во-вторых, с возникновением сословия профессиональных воинов, образованием государства, способным организовывать отпор нападающим, крестьянин мог спокойно работать на своей земле и не беспокоиться, что враги сожгут его дом, а его самого и семью казнят или заберут в плен.

В-третьих, малоземелье с одной стороны и рост населения с другой выталкивали людей из села даже против их воли. Не все крестьяне , которым не хватало земельных наделов, занялись внутренней колонизацией, отправились в крестовые походы на Ближний Восток или на освоение славянских земель. Некоторые из них искали работу, не связанную с сельским хозяйством . Они начинали заниматься ремеслом , изготавливать кузнечесике, гончарные или столярные изделия.



Похожие публикации