Что чайная церемония в китае. Чайная церемония в Китае: китайские традиции (посуда, музыка, атрибуты)

На родине чая, в Китае, этот напиток считается культовым. На протяжении многих тысячелетий народом Поднебесной собирались и затем обрабатывались листья, произрастающие на чайном дереве.

Кроме этого, постепенно зарождалась целая система знаний. В их числе было и проведение китайской чайной церемонии. Причем пили этот напиток как императоры, так и простые крестьяне.

Первооткрыватель чая

Этот бодрящий и тонизирующий напиток в Китае обладает большой популярностью. Его открытие приписывают Шень-Нуну - мифическому императору, который правил страной приблизительно в 2700 году до н. э. Легенды гласят о том, что этот повелитель Поднебесной - отец китайской медицины и божественный землепашец. На протяжении своей жизни им были опробованы различные виды растений и изучены их полезные свойства, которым он и обучал народ. Согласно преданию, Шень Нун обладал змеиным телом, имел человеческое лицо, расположенное на бычьей голове, носом тигра, а его живот был из прозрачного нефрита.

История открытия чая

По поводу появления у народа Поднебесной этого культового напитка существует сразу две легенды. Согласно первой из них, император Шень Нун пожевал ароматные, но горькие на вкус листья, облетевшие с растущего недалеко от него куста. Сделал он это в поисках лекарства, попробовав очередное растение и отравившись им. Листья, которые он использовал для облегчения своего состояния, сделали его бодрым и придали силы. И позднее это средство было постоянно при императоре. Он носил с собой листья чайного дерева и жевал их после того, как пробовал новые, неизведанные для него травы.

Существует и второй вариант легенды. Он рассказывает нам, как листья чайного дерева ветром занесло в котелок, в котором кипела вода. Шень Нун заметил, что постепенно она приобрела золотистый цвет. Император испробовал получившийся ароматный и вкусный напиток и ощутил после этого бодрость.

Открытие чая Бодхихармой

Существует и еще одна легенда. Она повествует нам о том, что впервые чай открыл монах Бодхихарма. Им было принято решение о проведении непрекращающихся молений Будде. Однако после четырех лет медитации монах все же уснул. Проснувшись в гневе от того, что нарушил свой обет, Бодхихарма отрезал себе веки, бросив их на землю. В этом месте выросло два чайных дерева.

Появление традиций

В период правления династии Хань с 221 по 206 г. до н. э. китайцы активно изучали те свойства, которыми обладает чай. При этом они все больше расширяли свои познания в сфере выращивания этого растения и переработки сырья. Далее, в эпоху Троецарствия (221-277 гг.), удивительный тонизирующий напиток начал заменять вино на пирах. Тогда же и берет начало история возникновения китайской чайной церемонии.

В 618-907 гг., в эпоху правления Тан, это растение почитали как еду и лекарство. И только позже листья чайного дерева начали собирать только для приготовления напитка. Причем относились к нему как к чудесному и удивительному средству, питающему жизнь.

Развитие традиций

«Семейное сплочение»

Во время проведения свадьбы чайная церемония способствует знакомству семей молодоженов.

«Передача опыта и мудрости»

Нередко в чайных церемониях Поднебесной участвуют молодые люди и пожилые. Подобная церемония позволяет распространять и сохранять традиции, а также передавать молодому поколению тот жизненный опыт, который составляет культурное наследие великой страны.

Юлия Верн 50 192 1

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


  • Улун чай
  • Красный чай
  • Пуэр чай
  • Черный чай
  • Чайные напитки, травы, цветы
  • Чайная посуда
  • Чайная утварь
  • Подарочная упаковка
  • Подарочные наборы чая
  • Что такое Гун Фу Ча?

    Гун Фу Ча (кит. Kung Fu Cha, Gong Fu Tea, Gong Fu Ch, искусство чаепития) - процесс приготовления китайского чая. Название китайской чайной церемонии Гун Фу Ча происходит от слов чай (кит. cha) и Кунг Фу (кит. Kung Fu) - восточного единоборства. Kung Fu в китайском языке имеет много значений: усердная работа, старание, уровень мастерства, следовательно, настоящая китайская церемония чаепития включает в себя все выше перечисленные навыки и умения.

    Чайное мастерство Гун Фу Ча начало развиваться в золотой век чая при династии Сун (960-1279 гг.) и позднее с распространилась во многих областях Китая, в особенности в провинциях Фуцзянь, Гуандун и острове Тайвань. Секрет Гун Фу Ча состоит из многих слагаемых: чайного мастера и его гостей, приятной спокойной обстановки, правильно подобранной , хорошей и конечно же чая. Мастерство приготовления чая также зависит от его количества, температуры воды и времени заваривания.

    Традиционная чайная церемония Гун Фу Ча является способом выражения отношений между людьми. Уважение, знание, усердие, трудолюбие, чувства перетекают от одного участника чаепития (хозяина, чайного мастера) к другому (гостю). В приготовлении чая хозяин проявляет заботу, уважение, тем самым подчиняя себе свое эго, гость в свою очередь учится принимать доброту, благо и выражать благодарность и признательность.

    Какой тип чая подходит для заваривания методом Гун Фу Ча?

    Чайная посуда для Гун Фу Ча

    1. Для заваривания улунов лучше всего подходят (кит. Ча Ху). надолго сохраняют тепло горячей воды, необходимой при заваривании улунов и способствуют полному раскрытию аромата скрученных чаинок. Для заваривания улунов может также использоваться .
    2. Вэн Сян Бэй и Пин Мин Бэй. Из высокой чаши Вэн Сян Бэй, вдыхается аромат чая, низкая чаша Пин Мин Бэй предназначена для чаепития. Подставка Ча Тоу объединяет пары в единой целое.
    3. - чаша для знакомства с чаем.
    4. (море чая) или Гундаобэй (чаша справедливости) для переливания чая из чайника. Чахай необходим для равномерного распределения крепости настоя.

    5. - ситечко для процеживания настоя от мелких чаинок.
    6. Чачи (пруд чая) или Чачуань (чайная лодка) - сосуд для питания чайника горячей водой.
    7. Ча Цзюй. Использование инструментов определяет умения настоящего чайного мастера. Ча Цзюй состоит из Чачи, иглы для чистки носика чайника - Чацзань, щипцов Цзяцзы и воронки Часяньло, используемой для пересыпания чая в чайник.
    8. - чайная кисточка
    9. , чайный поднос (кит. Чабань) необходимый для удобства в расположении посуды, утвари, а также слива воды и остатков чая.
    10. Термос с горячей водой.

    Как заваривать улун в чайной церемонии Гун Фу Ча

    Приготовление

    Перед началом чаептия необходимо подготовить всю выше перечисленную посуду и чай, вскипятить воду и слить в заранее прогретый термос. Температура заваривания улунов 90-95°С. Объем чайника или гайвани должен соответствовать количеству участников чаепития. Налить кипяток в чайную посуду и оставить на 10-15 сек. для прогревания.

    Заваривание (кит. gao chong di zhen)

    После демонстрации чайных листьев гостям, чай засыпается в , закрывается крышкой и слегка встряхивается. Чайный мастер может открыть чайник и предложить гостям почувствовать аромат чуть увлажненных листьев. На следующем этапе чай заливается кипятком доверху и вновь закрывается крышкой. Вода может стекать в сосуд Ча Чи (Чачуань), либо в поддон чабани. Первая заварка не пьется и служит проливкой для чая. Благодаря этому сильноскрученные чаинки улунов омываются от мелких примесей и слегка набухают. Горячая вода из пиал сливается на чайник для его дополнительного обогрева. После проливки чай сразу же заваривается снова. Вторая заварка длится около 20-30 секунд и зависит от типа и качества улуна. Аромат чая может рассказать о процессах его обработки и возрасте. Эта информация помогает чайному мастеру понять, как заваривать улун. Мастерство заваривания требует терпения и усердия. Обучение чайного мастера в Китае может занять несколько лет.

    Заваренный настой сливается в высокую чашу Вэн Сян Бэй и накрывается маленькой чашей Пин Мин Бэй. Далее одной рукой обе чаши переворачиваются и ставятся на подставку Ча Тоу. Из чаши Вэн Сян Бэй вдыхается аромат чая и только потом маленькими глотками пьется из чаши Пин Мин Бэй. Хороший качественный чай должен оставлять глубокое обволакивающее послевкусие во рту (кит. Lau Mei).

    Чайный мастер вновь открывает чайник и предоставляет гостям возможность почувствовать аромат раскрывшихся чайных листьев. Традиционно гостям предлагается понюхать крышку чайника, так как пронзительный аромат улунов внутри чайника оставляет свое нежное сладковатое благоухание на крышечке. Подобным действием тестируется качество чая. Процесс заваривания повторяется, увеличивается лишь время настаивания. Вторая, третья заварка наиболее раскрывают вкус улунов. Чай заваривается до полного исчезновения аромата, вкуса и цвета настоя. в зависимости от сорта можно заваривать от 3 до 8 раз. В завершении церемонии чайные листья вынимаются из чайника и демонстрируются гостям. Участники чаепития могут посмотреть величину раскрывшихся листьев, оценить их аромат, тем самым оказать дань уважения чаю и чайному мастеру. После окончания чаепития вся чайная посуда тщательно промывается и сушится на чабани.

    В жизни жителей Китая чай стоит на особом месте, а питье чая и вовсе превратилось в отдельное искусство чайной церемонии.

    Китайцы предпочитают чай другим напиткам даже в летнее время: он не только утоляет жажду, но и способствует повышению иммунитета.

    Чайная церемония в Китае - немного истории

    Появление чая относят к одной из основных фигур божественному прародителю всего китайского народа Шэнь Нуну, чье имя в переводе с китайского означает "Божественный Землепашец". Именно этот герой научил народ вспахивать землю, выращивать злаковые культуры, а также лекарственные и другие полезные растения.

    Предание гласит, что у Шэнь Нуна была бычья голова и человеческое тело, при этом живот у него был из прозрачного нефрита. Шень Нун помогал людям лечить недуги, а для этого бродил по стране в поисках лекарственных растений, отделяя их от часто встречающихся ядовитых. Эффект от найденных трав врачеватель проверял на себе. При этом он наблюдал за влиянием съеденного растения или его плодов на организм через свой прозрачный живот. Говорят, что однажды он попробовал новое, незнакомое ему растение и в результате получил сильное отравление. Когда ему стало совсем плохо, то он прилег под незнакомым кустом. Неожиданно с листьев куста покатилась росинка. Глотнув эту капельку, лекарь почувствовал прилив сил и приятную бодрость во всем теле.

    С того времени Шень Нун повсюду носил с собой листья этого растения, применяя их в качестве противоядия. Так и получилось, что он научил весь китайский народ пить чай в качестве лекарства.

    В древности чай был напитком для богатых людей. Никто не знает точно, когда он перешел в повседневный напиток. В то же время в 1 веке до нашей эры чай был широко распространен, и его уже можно было приобрести на рынке. А с 618 по 907 годы начала развиваться китайская чайная церемония, и впервые были описаны чайные

    Со временем по Великому шелковому пути чай проник и в Россию. В литературе сообщается, что чай в качестве подарка казаки преподнесли русскому царю в 1567 году. По-настоящему россияне смогли оценить душистый напиток уже в 19 веке. Именно тогда сформировалась русская чайная церемония. В научились заваривать во всемирно известных русских самоварах.

    В Китае чайная церемония представляет собой целый ритуал, где при заваривании напитка соблюдается определенный порядок. Главной целью этого действа является раскрытие вкусовых качеств и аромата чая, и спешка тут неуместна. Китайская чайная церемонияподразумевает спокойствие и умиротворенность. Особую атмосферу помогают создать причудливые предметы чайной утвари, изящная посуда небольшого размера, а также приятная негромкая музыка - благодаря всем этим факторам становится возможным насладиться известным по всему свету незабываемым благоухающим ароматом чайного напитка и долгим послевкусием.

    Особенности чайного ритуала по-китайски

    Чайная церемония в Китае называется гунгфу-ча: гунг - высшее искусство, а ча - разумеется, чай. Сами китайцы придают ритуалу особое значение. У них это мастерство, освоить которое может не каждый.

    Китайский ритуал чаепития считается одним из самых таинственных и загадочных во всем мире. Возможно, объясняется это тем, что китайцы считают чай не просто напитком. Для них чай является мудрым растением, которому дано передавать энергию жизни. Для получения этой энергии есть определённые условия, которые сведены в правила проведения церемонии чаепития.

    Особые требования к воде

    Выбор воды, которой будет завариваться чай, имеет определяющее значение. Она обязательно должна быть из чистого источника. Наиболее подходящей считается та, что имеет сладковатый привкус и мягкую структуру.

    При приготовлении чая важным является кипячение воды. Ее не нужно доводить до сильного кипения, ведь из-за этого из нее уходит собственная энергия. Говорят, что вода считается закипевшей до нужного чаю состояния, едва только в ней появятся пузырьки - до бурного кипения не допускают.

    Звуки музыки

    Традиционно перед началом церемонии человек должен очиститься, достичь состояния внутренней гармонии и покоя. Именно поэтому она проходит в красивом помещении и под звуки приятной музыки, зачастую завораживающей и мистической. Для наилучшего эффекта мастер чайной церемонии предпочитает использовать звуки природы. Это содействует погружению человека в глубины своей души и помогает лучше слиться с природой.

    О чем принято говорить на чайной церемонии?

    Во время чайного ритуала традиционно говорят о самом чае. Кроме того, важным элементом церемонии является демонстрация уважительного отношения к чайному божеству и разговоры о нем. Зачастую мастера ставят его статуэтку или изображение рядышком с чайной утварью.

    Внутреннее состояние собравшихся

    По всем канонам ритуал проходит в атмосфере добра и гармонии. В процессе чаепития не принято громко разговаривать, махать руками или же шуметь. Ощутить истинное наслаждение от напитка и настоящее счастье помогает полная сосредоточенность.

    Кстати, чайная церемония в Китае предполагает участие от 2 до 6 человек. Именно в этом случае можно достичь удивительной атмосферы, называемой в традициях соприкосновением душ.

    Интерьер для чайной церемонии

    Все присутствующие рассаживаются на соломенных ковриках, постеленных на полу. Около гостей раскладывают мягкие подушки приятного теплого цвета. Посредине устанавливается стол для чая, называемый чабань, высотой около 10 см. Он похож на некий ящичек из дерева. В нем есть особые отверстия, куда выливаются остатки чая, ведь в Китае излишек воды говорит про изобилие.

    Когда соблюдены все основные принципы чаепития, наступает торжественный момент самого чаепития.

    Итак, китайское чаепитие

    Перед гостями раскладывается набор для чайной церемонии. Посуда включает в себя: чайничек для заваривания, сосуд - ча-хай, чайную коробочку, называемую ча-хе, и чайную пару. Вся посуда для чайной церемонии должна быть выполнена в одном стиле и не отвлекать своим внешним видом от чудесного напитка.

    Первым делом сухую чайную заварку мастер засыпает в ча-хе - особую фарфоровую коробочку, которая предназначена для изучения структуры чая и вдыхания его запаха. Все участники не спеша передают ее в руки друг другу и вдыхают аромат. У этого ритуала есть еще один смысл - во время передачи ча-хе присутствующие сближаются между собой.

    После этого мастер гунфу-ча заваривает чай. Первый залитый кипяток сливают - таким образом смывается пыль с чая. Но уже со следующей заливки каждый гость церемонии наслаждается чудодейственным напитком.

    Перед каждым участником находится на подносе. Это две чашки, одна из которых высокая и узкая (вэнсябэй), предназначенная для восприятия запаха, а широкая и низкая (чабэй) - для наслаждения цветом и вкусом чая. В высокие чашки наливается вторая вода, после того как она пробыла в заварнике около 30 секунд. Вэнсябэй наполняют всего на ¾ и сразу накрывают широкой чашкой. Через время верхнюю чашку снимают и, поднеся нижнюю к носу, вдыхают чудесный аромат получившегося чая. Тут важно сконцентрироваться и слиться с энергией чая. Чай пьют медленно, сосредотачиваясь на ощущениях.

    Чай заливают до тех пор, пока у напитка сохраняются цвет и аромат. С каждой новой заливкой чай получает другие оттенки запаха и вкуса.

    В результате чайная церемония дарит умиротворение, душевное равновесие и помогает забыть о суете нашей жизни.

    Чайная церемония в Англии

    Великобритания является одним из мировых лидеров по потреблению чая на одного человека. Чаепитие для англичан - это не просто привычка, это ритуал со своими сложившимися традициями. Он появился из свойственного англичанам чаепития Five-o-clock Tea.

    Традиционный набор для чайной церемонииу англичан - это белая или синяя скатерть без рисунков, ваза с живыми белыми цветами. Чайные пары, с чаем, молочник, кувшинчик с молоком, ситечко и подставка для него. Кроме того, понадобятся сахарница (желательно с белым и коричневым сахаром), чайные ложки, вилка и нож, салфетки в тон скатерти.

    К чаю обязательно подаются закуски - это различные варианты английской выпечки. Традиционно гости могут выбрать среди 5-10 сортов чая, где обязательными являются Lapsang Souchong, Earl Grey, Darjeeling, Assam, а также разные смеси чая.

    Кстати, еще один важный элемент сервировки - стеганый или шерстяной чехольчик на чайник (tea-cosy).

    Чайная церемония в Англии имеет свой секрет. При заваривании чая во внимание принимается то, что в чашках кипятком его разбавлять уже не будут. Это значит, что при заваривании в чайник кладется заварка исходя из того, что на 1 человека приходится 1 чайная ложка чая. В случае, когда пользуются заварочным чайником большого размера, рекомендуется добавить еще 1 ложку на всех.

    Затем 3-5 минут чай настаивается, и его разливают гостям. Сразу вслед за этим в чайник нужно налить кипятка из кувшинчика (особенность чайной церемонии - повторная заливка заварки) и накрыть его tea-cosy для сохранения температуры. К моменту завершения питья первой чашки, вторая заливка успевает настояться. Чайник можно заливать снова, но с каждым разом качество напитка будет ухудшаться.

    Традиционно чай пьют с молоком, причем доливают к горячему молоку чай, и никак не наоборот.

    Русские чайные традиции

    Чайная церемония в Москве - это совершенно другие традиции, сильно отличающиеся от ритуалов, сложившихся на родине этого напитка. Говорят, что японцы при чаепитии наслаждаются чайной утварью, деталями церемонии, своим внутренним миром. Чайная церемония в Китае - наслаждение вкусом и ароматом - ценна самим фактом соблюдения традиций, антуражем, выпечкой. А у россиян самое главное - это собравшаяся компания возле русского самовара. Ценно общение между всеми собравшимися.

    В Москве пили изначально черный чай. Кипяток греется в самоваре, а сверху ставится заварник. Заварка делается крепче, чем чай, который в итоге пьют. В чашки разливается заварка, а после - кипяток из самовара.

    На столе к чаю всегда предлагаются выпечка,
    лимон, сахар, варенье и мед. Последние едят чаще всего вприкуску к чаю или же намазывают на хлеб. Часто к чашке подается «чайная пара» - блюдце. В него переливают горячий чай из чашки и пьют.

    Какими бы ни были чайные традиции у разных народов, повсюду этот напиток ценят за приятный вкус, тонкий аромат и необычные свойства.

    Китай – одна из самых колоритных стран мира. Здесь проживает нация, которая искренне уважает свою историю, стремится сохранить традиции и бережно относится ко всему, что напоминает о семье и предках. Процесс употребления чая здесь превращен в целую церемонию, которая наполнена глубоким смыслом и дарит истинное насаждение каждому ее участнику.

    Основы чаепития в Китае

    Период употребления чая китайцами протянулся на тысячи лет, хотя покорение мира этим ценным напитком началось только в XVI веке. Примерно к XV веку чайная церемония в Поднебесной приобрела свой традиционный облик, окончательно сформировались этапы и устоялся набор чайной посуды.

    Почему именно в Китае зародилось столь философское и почтенное отношение к чаю и его употреблению? Чай здесь всегда считался продуктом дорогим и весьма полезным для здоровья, поэтому позволить себе вкушать этот напиток могли лишь люди состоятельные, а редкие листовые чаи употребляла исключительно императорская семья. Кроме этого, сам процесс выращивания, сбора и переработки листьев долгое время держался в секрете, а семена и тем более чайные кусты было запрещено вывозить за пределы государства. За любое ослушание назначалось серьезное наказание вплоть до казни.

    Каждый этап, в соответствии с которым производятся определенные действа по ознакомлению, приготовлению и употреблению горячего ароматного напитка, наполнены особым смыслом. Они призваны подарить человеку умиротворение, наслаждение, помочь познать себя и понять других. Иностранец может относится к китайской чайной церемонии, как театральному действию, но каждый житель поднебесной на духовном уровне переживает каждый ее этап.

    Улуны чаще всего используются в чайной церемонии

    Не зря в семье очень бережно относятся к чайным наборам, которые достались от предков. Есть также традиция регулярно собираться всем членам семьи по выходным, дома или в ресторане, чтобы выражать уважение детей к родителям и наоборот. Совместное чаепитие укрепляет семейные узы и сохраняет традиции.

    Говорят, что если церемония проведена по всем правилам и каждый ее участник предварительно подготовился духовно и морально, можно очистить разум и душу от негатива, восстановить хорошие отношения с окружающими и даже прийти к взаимопониманию с компаньонами. Не зря традиционные чаепития входят в программу многих деловых переговоров и встреч даже на национальном уровне.

    На Востоке верят, что если следовать традициям и выполнять все так, как делали предки, можно восстановить баланс и гармонию между окружающим и внутренним миром, остановить время и даже повернуть ход событий. Вот почему в китайском чаепитии нет второстепенных вещей и ритуалов. Здесь важна каждая мелочь от размера ложечки, которой насыпают чай, до крохотной надписи на чашке.

    Этапы

    Китайская чайная церемония – основа многих подобных традиций, которыми известна Япония, Корея и другие страны. По правилам она должна проводиться в чайном домике, где нет яркого освещения, палитра цветов приглушенная, бежево-коричневая, серо-зеленая, повторяющая главные природные цвета. В вазе могут стоять цветы, в помещении допускается звучание тихой китайской музыки, звуков природы. Все должно расслаблять, успокаивать и настраивать на таинство. Обязательным условием является наличие большого столика, за которым будет удобно всем гостям и где можно свободно разместить всю посуду.

    Хозяин дома или мастер, который приглашен для проведения церемонии, красиво и в определенном порядке расставляет посуду, подогревает воду в чайнике или специальном котелке. Теперь можно приступать к действиям, которые незнакомцу могут показаться ритуальными.

    Выделяют следующие этапы классического чаепития:

    1. Вень Ху Тан Бей предполагает обогрев и ополаскивание исиня, процедура длится 2-3 минуты. Смысл – убрать возможные пылинки с посуды и подготовить ее для заваривания чая. Сначала горячая вода из чайника наливается в исинь, из него ополаскиваются пиалы или чашки, а затем ополаскивается и сам заварник. Все производится на подносе с поддоном, куда стекает вода.
    2. Жан Шань Цзя Мин предполагает знакомство каждого участника с выбранным для церемонии сортом чая. Сухая заварка высыпается в Ча-Хэ и передается от одного гостя к другому. Каждый из них приподнимая крышку сосуда вдыхает его аромат и оценивает его. Ознакомление происходит по кругу слева направо. Сначала участник церемонии должен согреть чаинки своим дыханием, а потом наслаждаться его ароматом, цветом и красотой скрученных сухих листочков. Параллельно может вестись беседа, восхваляющая чай, приятную атмосферу, опыт мастера и так далее.
    3. Ву Лон Ру Лонг – это подготовка и пересыпание нужного количества заварки в исинь. Осуществляется это маленькой бамбуковой ложкой, в которую помещается примерно 15 грамм заварки, которая рассчитана на 50 мл воды – объем стандартной пиалы. Так как исинь может иметь объем от 150 до 350 мл, то в него насыпают от 3 до 7 ложек заварки с горкой.
    4. Суан Ху Гао Чонг – предполагает промывание заварки от пыли и подготовку листьев к главному завариванию. Производится это в исине, в который высокой струей наливается подогретая до нужной температуры вода, издавая булькающие звуки. Здесь важно выдержать нужную температуру воды и не передержать в ней листья. Чай должен очиститься от возможной пыли и загрязнений и слегка размягчиться, чтобы во время главного заваривания максимально отдать свой вкус и аромат. Играет роль и высота струи воды, которая выливается из чайника. Он может достигать 70 см, водой наполняется весь чайник до краев.
    5. Чун Фэн Фу Миан – это процедура очищения залитой водой заварки от соринок и загрязнений. Осуществляется с помощью фарфоровой ложки. После того, как пузырьки и соринки сняты, крышку исиня закрывают и выдерживают в нем чай 1-2 минуты. Далее воду сливают в отдельную емкость – этот настой не употребляют.
    6. Зай Чжу Цин Куан – предполагает заваривание размягченных листьев горячей водой. Высота струи воды, которую выливают из чайника в исинь, не должна превышать 15 см. Считается, что чем ниже струя воды, тем медленнее и качественнее заваривается чай. В результате получают первый истинный чай.
    7. Мом Лин Гай – это повторное очищение исиня от пузырьков, пенки и всплывших листьев. Исинь закрывается крышкой и уже через 30-60 секунд можно приступать к обслуживанию участников церемонии.

    Чаепитие всегда проводится хозяином дома. После того, как чай заварен, его разливают в так называемую чашу справедливости, или Ча-Хай, где производится его смешивание и равномерное распределение вкуса. Из Ча-Хая напиток разливают по пиалам. Сначала напиток подают самым старшим гостям, выражая тем самым им свое почтение и уважение. Процедура непосредственного чаепития может повторяться несколько раз в зависимости от того, какой сорт чая был использован. Если это высококачественный улун, то лисья заливают водой до 6 раз, а если пуэр – то до 10-16 раз.


    Глиняный исинь – лучший сосуд для заваривания элитного чая

    Когда пиалу подносят ко рту, этикет допускает произведение не более трех глотков чая. Первый небольшой подготавливает вкусовые рецепторы к восприятию. Второй полный позволяет оценить вкус, а третий тоже небольшой призван сформировать послевкусие. Далее ритуал повторяется, пока не закончится жидкость в пиале. Если пиалы используются объемом менее 50 мл, весь напиток можно выпить за 5 или 7 глотков.

    В конце церемонии хозяин может выложить все листья из исиня и предложить их гостям для ознакомления и для того, чтобы выказать им благодарность за прекрасный вкус и времяпровождение. После этого вся посуда тщательно ополаскивается кипятком и оставляется на Ча-Пани. Никакие химические антисептики и моющие средства не используются. После высыхания посуда тщательно полируется льняной тканью.

    Во время проведения церемонии в Китае принято общаться. Это живой разговор на разные темы, хотя и не такой активный, как дома или на работе. Человек подсознательно расслабляется, а потому и речь его и мысли приводятся в порядок, становятся неспешными и глубокими. В беседе не принято выносить на люди семейные проблемы, поэтому тема разговора обычно отвлеченная и позитивная.

    Китайские традиции не предполагают частого проведения церемонии. Чаепитие по всем национальным правилам проводится по особым случая от свадьбы до дня рождения. Но в целях сохранения традиций и объединения близких и друзей еженедельное участие в церемонии считается наиболее правильным.

    Чайная посуда

    Посуда, которая используется в чаепитии, подбирается не менее тщательно, чем сама заварка. Наибольшей ценностью обладает та, которая принадлежит уже не одному поколению семьи. В эпоху императоров по посуде и ее декору можно было сказать о сословии, к которому принадлежит ее обладатель. Об этом говорили цвета посуды и надписи на ней. В традиционном исполнении посуда для чайной церемонии в Китае представляет собой набор из:

    • котелка, в котором до нужной температуры нагревается мягкая родниковая вода;
    • набора гайваней, который равен числу гостей или набора пиал с блюдцами;
    • чайника объемом в среднем около 300 мл, в котором происходит заваривание листьев, – исиня;
    • чаши, в которой смешивается уже готовый чай, выливаемый из исиня, – ча-хай;
    • специальной коробочки Ча-хе, в которой предлагается чай гостям для ознакомления;
    • Ча-пани – стилизованного подноса, на котором располагается вся посуда;
    • ситечка для исиня;
    • фарфоровой ложки для снятия пузырьков и мусора при первой и второй заварке;
    • специальной бамбуковой ложки, с помощью которой отмеряется нужное количество чая.

    Чайная церемония, которая проводится в материковой части Китая, отличается от тайваньской. Различия касаются некоторых изменений в этапах чаепития и наличием дополнительных приборов в чайной посуде. Но суть и качество приготавливаемого напитка остается неизменной.

    Чайные традиции

    Китай – страна, в которой особенно почитаются семейные узы. Именно поэтому существуют такие традиции, как:

    • семейная встреча;
    • знак уважения;
    • выражение благодарности;
    • извинение и др.


    Совместное чаепитие – способ поддержания крепких семейных уз

    На свадьбе для сплочения всей семьи новобрачные подают пиалу с чаем каждому гостю, выражая тем самым свое почтение и уважение к родственникам. Кроме этого церемония на свадьбе служит своеобразным способом знакомства молодых с родственниками друг друга, которых иногда бывает очень много. Кроме этого важным моментом является подача чая молодыми своим родителям. Они становятся на колени и преподносят пиалы с лучшим напитком.

    Родители в свою очередь принимают пиалы, выпивают чай и дарят детям конверт алого цвета, символизирующий удачу.

    Чтобы выразить искреннее сожаление, которое почти никогда не может быть отвергнуто, также используют чайную церемонию. Аналогично происходит и выражение благодарности. Для воссоединения семьи хотя бы изредка проводятся совместные чаепития родителей и детей даже в том случае, когда семьи находятся далеко друг от друга. Такие семейные встречи проводятся по воскресеньям в родительском доме или ресторане.

    Чаепитие в Китае можно сравнить с медитацией. Это неспешный, расслабляющий ритуал, в котором каждое движение наполнено смыслом и совершается с учетом особых правил. Это одна из самых колоритных национальных традиций, которой больше 5 сотен лет.



    Похожие публикации