Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами. Связь социальной психологии с другими науками

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Ею рассматриваются закономерности взаимодействия личности и общества, формирования и развития групп. Социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что явилось причиной трудности в определении предмета и круга ее проблем.

Закономерности, изучаемые социальной психологией, являются актуальными для всех сфер общественной жизни: различные сферы воспитания, области промышленного производства, средства массовой информации, сфера управления, наука, спорт.

Предмет - психологические явления, возникающие в системе взаимодействия личности и групп (малые и большие), е. психические явления 9процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу, как субъектов социального взаимодействия. Это:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы: семью, коллективы, и в целом в систему социальных отношений: экономических, политических, управленческих; наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, конфликтогенность.

2. Феномен взаимодействия между людьми, т.е. общения: супружеского, детско-родительского, психотерапевтического. Взаимодействие может быть личностным, межличностным, групповым, межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к индивиду. Это социально-психологический климат группы и конфликтных отношений, групповых состояний, лидерства и групповых действий, сработанности и конфликтности.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые эмоции, массовый энтузиазм, апатия, страхи.

Объект - деятельность малых и больших групп, а так же личности в системе общественных отношений, или социальная психика , включающая в себя:

· Массовые, групповые, межгрупповые, межличностные и личностные настроения.

· Массовые, групповые и индивидуальные эмоции.

· Массовые действия.

· Стереотипы.

· Установки.

· Сознательные и бессознательные, формальные и неформальные санкции человеческой деятельности.

Подсистема социальной психики:

1. Общественное настроение.

2. Общественное мнение

3. Социальная воля

Выявление социально психики происходит на трех уровнях:

· Социальном

· Групповом

· Индивидуальном

Структура:

1. Специфические закономерности непосредственного общения (отношения между средствами и способами взаимовлияния людей; механизмы подражания, внушения, самоутверждения, заражения, убеждения).

2. Возникающие в результате общения групповые психические явления, состояния, процессы (коллективные чувства, настроения, групповое мнение, влечения, потребности, групповые ориентации, традиции, обычаи).

3. Устойчивые психические особенности различных социальных групп (национальные, профессиональные, демографические, находящие выражение в установках, ценностных ориентациях, в устойчивых социальных чувствах).

4. Обусловленные мим психические состояния индивида в группе, социально-психические механизмы контроля за его поведением (санкции, ролевые предписания, экспектации).

Функции:

1. Интеграция и трансляция социального опыта. Социальная психика обеспечивает управление процессами трансляции социального опыта, формируя единое направление мыслей, воли и чувств в данной социальной группе. Для этого широко используются не только механизмы педагогического, социально-педагогического, художественного, массово-коммуникативного общения. Особая роль здесь принадлежит праздничному общению и его модификации – ритуально-игровому общению. У всех народов мира ритуал всегда был важнейшим средством социально-психологической интеграции и трансляции социального опыта.

2. Социальная адаптация . Социальная психика способна приводить индивидуальное сознание в соответствие с принципами и нормами, господствующими в социальной группе. Всякая культура вырабатывает формы и правила коммуникации, соответствующие конкретным условиям взаимодействия между людьми и призванные обеспечить наиболее эффективное достижение социальных и индивидуальных целей. Социальная психика облегчает взаимное приспособление людей и создает для адаптации личности к определенным образцам поведения. Социальная адаптация личности происходит в процессе ее общения с другими.

3. Социальная корреляция . Социальная психика коррелирует поведение личности, приводя его в соответствие с конвенционными нормами, принятыми в данном социуме.

4. Социальная активация . Социальная психика способна усиливать и активизировать человеческую деятельность воздействием групповых чувств и воли.

5. Социальный контроль . Социальная психика – носитель системы неформальных санкций общества, или социальных групп, т.е. санкций регулирующих поведение личности. Социальная психика аккумулирует, транслирует нормативные санкции, посредством которых и осуществляет свою контрольную функцию

6. Проективная разгрузка. Наличие неудовлетворенных желаний порождает в людях психологическую и социально-психологическую напряженность. Социальная психика призвана освобождать от этого напряжения не нарушая общепринятых норм. Так, праздники, обеспечивают разрядку агрессивных импульсов, негативного эмоционального возбуждения. Люди могут переживать экстаз, чувство чувство экзальтации, восторга, благоговения, что и обеспечивает катарсис их души, т.е. очищение от низменных чувств, животной злобы.

Традиционно социальная психология делитсяна три области исследования

· Изучение индивидуального социального поведения.

· Изучение диадического социального взаимодействия и коммуникативных процессов.

· Изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем

Процессы:

К числу наиболее активно разрабатываемых процессов в современных исследованиях можно отнести:

1. Процессы атрибуции.

2. Групповые процессы.

3. оказание помощи.

4. Аттракция и аффилиация.

5. Агрессия.

6. Преступления.

7. Установки и их изучение.

8. Социальное познание.

9. Социальное развитие личности (социализация).



10. Кросскультурные исследования.

Основные разделы:

1. Психология общения – раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей.

2. Психология групп – изучаются психологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явления, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия решений.

3. Социальная психология лидерства – изучает проблемы социализации, формирования социальных установок личности.

Отрасли социальной психологии :

· Этническая психология – изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей

· Психология управления – в центре внимания находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом.

· Политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

· Психология религии – изучает психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности.

· Психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информации между людьми и социальными группами.

· Психология конфликтных отношений (конфликтология) - изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.

Социальная психология связана с рядом других наук: с общей психологией, социологией. Междисциплинарно она связана с такими отраслями знаний:

1. Философия – дает возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений.

2. Исторические науки – дают возможность анализировать развития социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества.

3. Экономические науки - позволяют раскрыть сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей.

4. Культурология и этнография – позволяют социальной психологии корректно интерпретировать лияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений.

5. Педагогические науки – дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Отличие психологических явлений от психических в том, что психологические явления формируются и развиваются в структуре общения людей и они обусловлены (их появление) – социально. А психические явления и их появление обусловлены биологическими предпосылками деятельности мозга.

Методология и методы социальной психологии.

Методология – это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе.

Методология выполняет две основные функции:

1. Она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации.

Применительно к науке различают:

· Общую методологию – общий философский подход, общий способ познания, признаваемый исследователем.

· Специально-научная методология – (методология конкретной науки) – позволяет формулировать внутри научные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию функционирования тех явлений, которые исследуются данной наукой.

· Специальная методология социальной психологии адаптирует общефилософские принципы применительно к нуждам социально-психологических исследований.

· Частная методология - совокупность методов, способов, приемов, методик, техник исследования тех явлений, которые составляют предмет и объект анализа данной науки.

Существует ряд классификаций методов социальной психологии, которые подразделяются:

1. Методы исследования: А) методы сбора информации - наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, тесты, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Б) методы обработки полученной информации – факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компъютерной обработки полученных данных.

2. Методы воздействия - социально-психологический тренинг, который основан на активных приемах групповой работы и позволяет решать широкий круг задач: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уверенного поведения.

Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение получили: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, ГОЛ, тесты, шкалы измерения социальных установок и аппаратурный метод, эксперимент.

Предметное поле (методология социальной психологии):

· Общение как основа социальной психики.

· Личность как субъект общения.

· Малая группа как совокупный субъект общения.

· Малая группа как совокупность субъектов общения.

· Механизмы общения.

· Формы общения.

· Динамика общения.

· Социальные технологии общения.

История становления и развития социальной психологии

История социальной психологии за рубежом

Западные специалисты определяют социальную психологию как науку. Изучающую взаимозависимость поведения людей и факта их взаимоотношений и взаимодействий. Эта взаимозависимость означает, что поведение индивида рассматривается одновременно и как результат, и как причина поведения других людей.

В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины и социально- психологических идей это – зарождение социально-философских знаний, отпочкование двух других дисциплин – психологии и социологии, давших непосредственную жизнь социальной психологии.

Исторически социальная психология возникла в начале XX века. Годом ее зарождения принято считать 1908-й, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии – «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдаугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

В истории социальной психологии можно выделить три периода:

1. Период накопления знаний в сфере философии и общей психологии (VIек до н.э. – середина XIX века).

2. Период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знаний (50-60-е годы IX века – 20-е XX века).

3. период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и ее современного развития.

Социальная психология была подготовлена 4 школами :

1. Школа социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо).

2. Школа социальной антропологии (Лацарус, Штейнталь, В. Вунд).

3. Школа английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер).

4. Школа ранней социологии (Конт, Дюркгейм).

5. Науки о человеке:

· Антропология (Тейлор)

· Археология (Морган)

· Этнография (Леви-Брюль)

· Общая психология (Болдуин, Макдаугалл, Вунд, Рибо).

· Психиатрия (Мечников)

· Биология (Гольцендорф, Петражицкий).

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило в русле общепсихологических знаний – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений, к которым относятся:

1. Необихевиоризм (Эю Богардус, Г. Оллпорт, В. Ламберг, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мейо).

2. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер, Э. Шиллз, А. Адлер).

3. Теория поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли).

4. Социометрия (Дж. Морен, Э. Дженнинге, Дж. Крисуэл, Н. Бронденбреннер).

5. Трансактивная психология (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эйме).

6. Гуманистическая психология (К. Роджерс).

7. Когнитивистские теории, а также интеракционизм (Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мерон).

Зарождение социальной психологи как научной дисциплины происходило первоначально на базе философии:

· В античной (древнегреческой) философии социально-психологические идеи разрабатывались Сократом, Платоном, Протагором, Аристотелем,

· В философии Нового времени – Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Гегель.

В IX веке складываются предпосылки для выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Но прежде произошло выделение в самостоятельные области знаний:

· Социологии – основоположник французский философ Огюст Конт_.

· Психологии – основоположник научной психологии немецкий физиолог, психолог и философ В. Вунд

Предпосылками для выделения социальной психологии в отдельную область знаний послужили:

1. Потребность в организации и управлении группами людей, занятых выполнением совместных функций.

2. накопление вопросов, которые не могли быть решены в рамках других наук (психологии, социологии, криминологии, этнографии, языкознания).

Для второго периода в истории социальной психологии большое значение имела философия французского мыслителя Конта, который одним из первых обратил внимание на необходимость объективно-инструментального изучения собственно социальных явлений.

С конца 19 века социальная психология развивалась в двух направлениях :

1. Индивидуальная психология (индивидуально-психологическое направление), где центр внимания индивид. Через его индивидуальные качества предпринималась попытка объяснить жизнь общества.

2. Социологическое направление исходило из определяющей роли социальных факторов и считало психологию индивида продуктом общества.

После Конта буржуазное развитие социологии начало притягивать представителей многих наук. Наиболее ярко о себе заявили сторонники органического направления во главе со Спенсером. Его заслугой явилось ведение им понятия «социальное развитие ».

В то же время земляк Спенсера Генри Бокль выдвинул мысль о том, что все в мире меняется – моральное состояние конкретного общества. Его труды по «истории человеческой цивилизации» называют первыми этно-психологическими исследованиями, и во многом социально-психологическими.

В конце 19 начале 20 века влияние на развитие социальной психологии оказывала социология и особенно французские социологи: Дюркгейм и Леви-Брюль.

Непосредственное возникновение описательной социально психологии

Датируется 1859 годом, когда философ Штейнталь совместно с этнографом Лацарусом начали издавать журнал «Психология народов и языкознание». Эти ученые являлись основоположниками одной из первых форм социально-психологических теорий – психология народов, которая сложилась в Германии.

К числу первых, социально-психологических концепций второй половины девятнадцатого века относятся:

1. «Психология народов», авторы немецкий философ М. Лацарус (1824-1903), языковед Г. Штейнталь (1823-1893), В. Вунд (1832-1920). В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней (1835-1891). Развивалась преимущественно в Германии в середине IX века.

Основная идея концепции в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа или дух целого выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В данном направлении была сформулирована очень ценная идея том, что помимо индивидуального сознания существует еще нечто, свойственное для психологии группы. Основная мысль в том, что главная сила истории – народ, который и выражает себя в искусстве, религии, языке. А индивидуальное сознание – лишь его продукт. Задача социальной психологии – открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.

В дальнейшем идеи «психологии народов» развил В. Вунд. Он изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей:

· Физической психологии – это эксперим6нтальная дисциплина, но эксперимент, по мнению В. Вунда, не пригоден для исследования речи и мышления.

· Здесь начинается «психология народов », в которой должен применяться анализ предметов культуры, языка, обычаев. «Психология народов» должна быть описательной дисциплиной, которая не претендует на открытие законов.

· Основная «Психология народов» носила идеалистический характер, но эта концепция поставила вопрос о том, что существует нечто, характеризующее индивидуальное сознание, психологию группы.

2.Примерно в то же время, во Франции сложилась другая форма социально-психологических теорий «Психология масс», авторы Г. Тард, итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913), французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Развивалась в романских странах – Италии, Франции во второй половине 19 века. В ее основе лежат идеи Г. Тарда о роли подражания в социальном поведении. С точки зрения представителей Сигеле, Лебона это направление сосредоточилось на изучении больших скоплений людей – «массы», главной чертой которых является утрата способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерными чертами поведения человека в массе являются обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости, потерей личной ответственности. В данном направлении противопоставлялись массы и элиты общества. По мнению Г. Лебона, масса нуждается в лидере, роль лидера в обществе призвана выполнять элита. Такой вывод был сделан на основе единичных случаев проявления массы, а главное в ситуации паники.

3. «Теория инстинктов социального поведения», автор английский психолог У. Макдугалл (1871-1938). Сформулированы были в Англии и США в начале XX века: В. Меде в Европе, Олппорт – в США. Возникла в 1908 в Англии. Работа «Введение в социальную психологию» и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.

Основным понятием теории инстинктов социального поведения было понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Магдугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил инстинкт борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт, инстинкт войны. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни, в частности: инстинкт борьбы, является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения. Эта идея является реализацией стремления к цели, которая свойственна животным и человеку. Макдугалл назвал свою теорию «целевой» или «гармической» (от греческого слова гормэ – желание, порыв). По его мнению, «гормэ» и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение «Гормэ» реализуется в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции . Связь между инстинктами и эмоциями имеет определенный характер. Макдугалл перечислил пары связанных между собой инстинктов и эмоций:

· Инстинкт борьбы и соответствующий ему гнев и страх

· Инстинкт воспроизведения рода – ревность и женская робость

· Инстинкт приобретения - чувство собственности

· Инстинкт строительства – чувство созидания

· Инстинкт стадный – чувство принадлежности

· Инстинкт бегства – чувство самосохранения

· Инстинкт войны – агрессия

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, разные общественные процессы. В первую очередь обосновывает проведение войн, т.к. это реализует инстинкт агрессии. Не смотря на большую популярность теории Макдугалла, ее роль в истории социальной психологии оказалась отрицательной, так как рассмотрение социального поведения с точки зрения спонтанного стремления к цели, узаконивало значение бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и всего человечества.

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики.

Развитие социальной психологии в начале 20 века выявило два основных направления исследования проблем:

1. Исследовались соотношения сознания индивида и сознание группы.

2. Изучались движущие силы социального поведения.

Толчком для экспериментального развития социальной психологии послужила первая мировая война. В США, в странах Европы, в Японии начинается разработка социально-психологических проблем, нацеленных на нужды армии, производства, пропаганды. Это объясняется тем, что в ходе войны остро встают вопросы предотвращения таких явлений, как страх, паника, сплоченность воинских групп. А все эти вопросы являются социально-психологическими по своему характеру.

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии вязано с работами В. Меде (Европа) и Ф. Оллпорта (США), В.М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группе. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

Суть экспериментов В. Меде и Ф. Оллпорта состояла в том, что каждый опыт начинался с одним испытуемым, а затем количество участников увеличивалось. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить разницу между индивидуальным выполнением деятельности и в присутствие группы. Исследователями были выявлены особенности протекания познавательных процессов при индивидуальном выполнении и в условиях группы. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

В развитии психологии к этому времени сформировались три теоретические школы – психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиорального подхода, наиболее соответствующие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами. Первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.

История социальной психологии в России

В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины не существовало. Российская же психология являлась частью мировой науки и по уровню своего развития занимала третье место в мире после США и Германии.

Социально-психологическая проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной практике, в юриспруденции и медицине в изучении национальных особенностей.

Существенное влияние на развитие социально-психологических идей в дореволюционный период оказали представители общественных наук, в частности социологи.

Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского (1842-1904), одного из основателей социологии в России. Оказал большое влияние на развитие науки, образования, литературы, журналистики. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. Герой должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним, что до сих пор является одним из наиболее убедительных объяснений феномена лидерства . Исследуя проблему общения между героем и толпой, Михайловский в качестве механизмов общения выделяет: подражание, заражение, внушение, противопоставимость. Ему принадлежит первенство в разработке проблем подражания, по сравнению с Г. Тардом.

В правоведении социально-психологическая проблематика представлена в трудах Л.И. Петражицкого. Он является одним из основателей субъективной школы в правоведении. Согласно его взглядам психология является фундаментальной наукой и основой для всех общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа, Петражицкого интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинным мотивом поведения человека он считал – эмоции.

Существенный вклад в развитие социально-психологических идей внес А.А. Потебня (1835-1891). Он разрабатывал вопросы теории фольклора, этнографии, языкознания. Согласно мнению Потебни главным признаком любого этноса, обусловливающего существование народа, является язык. Функция языка – не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование первоначальных до язычных элементов. Представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.

Дальнейшее развитие идеи Потебни получили в трудах его ученика и последователя Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920).

Социальная психология постепенно вбирала в себя различные трактовки социального поведения людей. В этом плане значительный интерес представляют работы В.М. Бехтерева (1857-1927) – русский физиолог, психиатр и психолог (основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем психоневрологический институт), который в своей работе «Коллективная рефлексология» (1921) пытался объяснить социальное поведение через физиологические законы и принципы живого организма. Этот труд рассматривается как первый в России учебник по социальной психологии, где дано развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Он формулирует «Закон ритма», «Закон периодичности», изобретает такие принципы поведения, как: изменчивость, инерция, дифференциация, сцепление, воспроизведение, отбор, к которым, якобы, подчинены в своем развитии личность и общество. Бехтеревым было установлено, что группа способствует изменению отношений к поступку, позволяет выдержать более сильные раздражители. В ходе эксперимента изучались половые, возрастные, образовательные, природные различия протекания психических процессов в условиях групповой деятельности. Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое влечение личности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение. В качестве коллективных – наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

Использование экспериментального метода в изучении групп позволило социальной психологии набрать силу как научной дисциплины.

После Октябрьской революции 1917 года интерес к социальной психологии резко возрос. Это было обусловлено рядом причин: необходимостью осмысления революционных преобразований в обществе, острой идеологической борьбой, необходимостью решать задачи по восстановлению народного хозяйства, борьбой с беспризорностью, ликвидацией безграмотности.

Характерной особенностью социальной психологии в послереволюционной России был поиск своего пути. В этом процессе существенную роль сыграло освоение марксистских идей и применение их к пониманию сути социально-психологических явлений. В дискуссии по проблемам «психология и марксизм» приняли участие представители различных наук: филолог и журналист Л.Н. Войтловский, юрист М.А. Рейснер, психологи А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов и П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев. Суть этой дискуссии – обсуждение предмета социальной психологии, соотношения индивидуальной и социальной психологии, соотношения социологии и социальной психологии. Особое место в этой дискуссии занимал Г.И. Челпанов. Он говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с психологией индустриальной, экспериментальной. Социальная психология, по его мнению, изучает общественно-детерминированные психические явления. Они тесно связаны с идеологией, теорией марксизма.

В 1914 году по его инициативе открылся Психологический институт имени Л.Г. Щукиной – первое в России психологическое научно-образовательное учреждение. Он отстаивал точку зрения, согласно которой психологию надо разделить на две части:

1. Социальную психологию, которая должна разрабатываться на основе марксизма

2. Собственную психологию, должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от какого-либо мировоззрения.

Против предложения Г.И. Челпанова выступили те ученые, которые разделяли идею перестройки психологии на основе марксизма. П.П. Блонский (1884-1941), А.Б. Залкинд (1888-1936), В.А. Артемов. Суть возражения состояла в том, что с точки зрения марксизма вся психология становится социальной и, следовательно, нет необходимости выделять еще какую-либо специальную психологию. Против Г.И. Челпанова выступил В.М. Бехтерев. Он выступил с предложением создать коллективную рефлексологию.

М.А. Рейснер считал, что способом построения марксистской социальной психологии является «прямое соотношение физиологического учения И.П. Павлова с историческим материализмом… социальная психология должна стать наукой о социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека».

Идеи Л.Н. Войтловского (1876-1941) относительно развития социальной психологии лежали вне непосредственной полемики с Г.И. Челпановым. Войтловский считал, что предметом коллективной психологии (так называли тогда социальную психологию) должна являться психология масс. Он рассмотрел ряд психологических механизмов, которые, реализуясь в толпе, обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия. Методом исследования психологии масс – анализ отчетов непосредственных участников и наблюдение свидетелей.

Особое место в построении марксистской социальной психологии занимали труды Г.В. Плеханова (1856-1918), который дал с позиции исторического материализма определение понятия «общественная психология» и показал ее место и роль в истории общества, исходя из принципов социальной обусловленности общественного сознания.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896-1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической теории развития психики. Культура – создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции. Он доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально-обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и искать причины их развития в жизни общества.

К 1930-м годам относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях:

– педологии - исследования проводились по проблемам взаимоотношения коллектива и личности, факторов формирования детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологические проблемы беспризорных

Психотехнике.

Во второй половине 1930-х годов ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. А это: ненужность социальной психологии, выделяя социально-психологические феномены; социальная психология попала в число лженаук; невостребованность результатов социально-психологических исследований; идеологическое давление на науку.

Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. не было ясности относительно предмета социальной психологии. Однако полного отсутствия социально-психологических исследований не было. Основным источником и областью применения социальной психологии в этот период становятся педагогические исследования А.С. Макаренко (1888-1939), который разработал концепцию формирования личности в коллективе, рассматривал потребности коллектива.

В этот период ученых привлекали три блока проблем:

1. Продолжалась разработка методологических проблем и существовала в рамках общей психологии. Трудами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии – принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии.

2. Другие проблемы касались социальной психологии коллектива, где образ социальной психологии в этот период определяли взгляды А.С. Макаренко.

3. Связан с практической ориентаций социальной психологии: роли руководителя в педагогическом процессе и зарождалась практическая психология отношений.

Начиная со второй половины 50-х годов 20 века, в нашей стране сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация. Снижение идеологического контроля и относительная демократизация во всех сферах жизни, привели к возрождению творческой активности ученых. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. В качестве методологической основы выступила философия диалектического и исторического материализма К. Маркса. Психологическая наука в 1950-х годах отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.

В 1959 году в «Вестнике ЛГУ» № 12 выходит статья А.Г. Ковалева «О социальной психологии».

В 1962 году организуется первая в стране лаборатория социальной психологии при ЛГУ под руководством Кузьмина.

В 1963 году состоялся Второй Всероссийский съезд психологов, где впервые была выделена специальная секция, посвященная вопросам социальной психологии.

Начиная с 1965 года выходят первые отечественные монографии по социальной психологии: «Основы социальной психологии» - Кузьмина; «Вопросы человека человеком» - Бодалева; «Социальная психология как наука» - Парыгина.

С 1967 года начинается публикация учебников и учебных пособий.

В 1968 году открывается первая кафедра социальной психологии, открывается 1-я конференция социальной психологии под руководством Кузьмина в ЛГУ.

В 1972 году начинает работать кафедра социальной психологии в МГУ под руководством Г.М. Андреевой.

Инициаторами развития отечественно социальной психологии были: Баранов, Кузьмин, Шорохова, Мансуров, Парыгин, Платонов. В целом данный этап характеризуется разработкой основных проблем социальной психологии:

· В области методологии разрабатываются концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиым, Е.В. Шороховой.

· Исследования групп отражены в работах К.К. Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского.

· Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова.

· Исследованием социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А, Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин.

В настоящее время социальная психология нашла свое применение в различных областях общественной жизни: образования, промышленного производства, управления, системе средств массовой коммуникации и рекламе, политике, в области борьбы с противоправным поведением. В последние годы большое внимание уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

ПОНЯТИЕ О ГРУППАХ

Человек становится человеком только в мире людей. Люди, объединенные в группы, ведут себя не так, как вел бы себя в аналогичной ситуации каждый по отдельности. Членство человека в группе оказывает влияние даже на протекание его физиологических реакций. Собравшись вместе, люди приобретают «качество целостности», т.е. человек является субъектом социального мира. Социальный мир состоит из общностей людей, объединенных совместной деятельностью. В каждый момент времени человек действует в кооперации с другими людьми. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных различных социальных групп, т.е. точкой, в которой пересекаются различные групповые влияния. Это имеет важное значение для личности, а именно:

· Определяет объективное место личности в системе социальной деятельности.

· Сказывается на формировании сознания личности.

К психологическим характеристикам группы относится: групповые интересы, групповые мнения, потребности, формы, групповые цели. Для человека, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через принятие этих характеристик. Именно отличие в этих психологических феноменах и позволяет отличать одну группу от другой. Групповое мнение – это мнение малой группы.

Общественное мнение – мнение большой группы.

В социальной психологии принято различать:

1. Условные группы

2. Реальные группы

Психологи в основном ориентируют свое внимание на реальных группах . Однако, среди реальных существуют и такие, которые фигурируют в общепсихологических исследованиях как реально-лабораторные группы. Помимо реально-лабораторных, есть реально реально-исследовательские группы. Социально-психологические исследования проводятся как в реально-лабораторных, так и в реально-естественных группах.

Виды. Естественные группы насчитывают несколько миллионов (классы, нации, молодежь, пенсионеры), делятся на:

1. Большие группы, которые бывают:

А) Организованны

Б) Неорганизованные

2. Малые группы (амер. психолог Морено изучал социометрию малой группы, считая, что весь мир состоит из малых групп, и сама личность состоит в малой группе). Насчитывает от 2 (диада) до 45 человек. Это довольно обжитое поле социальной психологии. Они подразделяются:

А) Становящиеся

Б) Коллективы

Основным критерием существования группы является не простое соприсутствие людей, а их включенность в общую деятельность. Важной характеристикой социальной группы является наличие групповых норм – это правила функционирования группы, на которые должны ориентироваться все ее участники (писанные и неписанные нормы – устав, законодательство, религиозные предписания; не зафиксированные правила).

Важной групповой характеристикой является уровень групповой сплоченности , отражающий степень приверженности группе ее членов. При высокой сплоченности в группе наблюдается феномен «ингруппового фаворитизма» , который заключается в том, что при прочих равных предпочтение всегда отдается члену своей группы (Мы любим любого своего ребенка, хоть и есть намного талантливее и красивее детей….).

В качеств показателей групповой сплоченности рассматривается рассматриваются два фактора:

1. Степень привлекательности группы для ее членов. При этом, чем больше в группе тех, кто удовлетворен своим пребыванием в группе тех, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем сплоченнее группа.

2. Уровень взаимной симпатии членов группы. Уровень сплоченности тем выше, чем большее количество членов группы предпочитают друг друга в качестве партнеров для различных форм деятельности.

Исследования малых групп начались во второй четверти 20 века, составив основное содержание социально-психологических исследований в зарубежной (американской и европейской) психологии.

Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

В целом социальные группы можно классифицировать по различным основаниям:

1. По общественному статусу:

А) Формальные (официальные) – имеют заданную извне структуру и юридический фиксированный статус, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов, назначенное или выбранное руководство. (университет).

Б) Неформальные (неофициальные) – не имеют юридического статуса, образуются на добровольной основе, личных предпочтений (наличие общих интересов, дружбы, симпатии, прагматической пользы), характеризуются большей структурной гибкостью (работают над определенной проблемой). Развиваясь, могут превращаться в формальные. Могут складываться как изолированные, так и внутри формальных групп.

Эта классификация была предложена амер. исслед Э. Мейо. Согласно Мейо, формальные отличаются от неформальных тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Внутри формальных групп, Мейо обнаружил неформальные, которые складываются стихийно, роли в них не предписаны, отсутствует строгая структура власти. Стали различаться не группы, а тип отношений внутри них.

2. По уровню развития:

А) Высокоорганизованные (высокоразвитые) – давно существующие, отличающиеся наличием общих интересов и разделяемых всеми участниками целей. Характерны высокий уровень сплоченности, развитая система межличностных отношений.

Б) Низкоорганизованные (слаборазвитые) – случайные объединения людей, которые не развернули еще совместную деятельность, находящиеся на начальном этапе своего развития.

3. По наличию непосредственного контакта :

А) Первичные группы (контактные) – реально соприсутствуют во времени и в пространстве (спортивная команда). Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Б) Вторичные – контакты между участниками поддерживается через ряд опосредствующих звеньев (дипломатический корпус государства: послы государства находятся в разных уголках земного шара, но при этом совместно осуществляют внешнюю политику государства). Между ними ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловливается стремлением к достижению определенной цели.

4. По совпадению ценностей (по ценностным характеристикам):

А) Референтные группы (эталонные – на которых люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Группа, выполняющая роль эталона для человека. Она бывает реальная и условная, т.е. представленной в сознании человека (герои книг, писатели-путешественники). Референтная группа может быть противостоящей группе членства либо как группа, возникающая внутри группы членства.

Б) Нереферентные.

Впервые были введены амер. исслед. Хайменом. В своих экспериментах он показал, что часть членов определенных малых групп, разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой -то другой, на которую они ориентируются. Группы членства – в которых человек реально находится. Иногда группы членства и референтные группы совпадают.

5. По численности

А) Большие - народ, класс, толпа.

Б) Малые – Семья, трудовой коллектив.

Психологические эффекты специфичны для больших и малых групп.

6. Естественные группы – в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

7. Лабораторные – создаются с целью исследования определенных групповых процессов. Являются искусственными, так как их состав соответствует целям исследования.

8. Реальные – группы, существующие в общем для них пространстве и времени, объединенные реальными отношениями (школьный класс, семья..).

9. Условные – совокупность людей, объединенная по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образования, характер деятельности). Такая общность не является группой в социально-психологическом смысле, а называют ее социальной категорией.

10. Открытые и закрытые – в основе лежит степень достигнутости группы влияния окружающей среды, общества. При определении степени закрытости группы важным является то, насколько легко человек может стать членом данной группы или выйти из нее.

11. Стационарны и временные – постоянство или временность существующей группы имеют относительный характер. Важным является восприятие членами группы времени ее существования.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами обусловлена двумя обстоятельствами. Первое – это логика развития науки вообще через дифференциацию отдельных ее отраслей. При этом каждая из отраслей научного знания отражала специфику «своего» видения и объяснения окружающего мира. Второе – это всевозрастающая потребность общества в необходимости использования интегрированного знания многих отраслей науки. Таким образом, теснота связи социальной психологии с другими науками может быть прослежена с учетом таких аспектов, как:

Наличие общего объекта исследования;

Использование общих методов в решении теоретических и практических задач;

Взаимное использование некоторых объяснительных принципов в понимании природы социально-психологических явлений;

Привлечение фактов, «добытых» другими научными дисциплинами, которые помогают глубже понять факторы и специфику развития и проявлений социальной психологии человека.

Так, взаимосвязь социальной психологии и истории имеет место тогда, когда каждая из них обращается к другой для решения собственных проблем с целью использования ее данных. Анализ истории для человека есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии его поведения и отношений с другими людьми. Историка, например, может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху. Психолог, в свою очередь, может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт. Историк может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа, воспользовавшись методами социальной психологии для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события. Психолог может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение давно живших поколений.

В работах выдающихся психологов и историков мы находим интереснейшие примеры взаимовлияния общественной психологии на действия и поступки отдельных людей, и наоборот. Установлена, например, определенная зависимость между диктаторскими режимами, существо­вавшими в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов. Между социально-экономическими достижениями страны и силой мотивации достижения у людей, представляющих данную страну. В реальном межгосударственном сосуществовании народов в ходе исторического развития формировались так называемые этнические стереотипы, выступающие сегодня в качестве относительно устойчивых представле­ний о моральных, физических особенностях, присущих представителям различных этнических общностей.

Социальная психология и философия

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы социальной психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественно-научных методов. Во многом они решаются философски-умозрительно. Да и сам человек не есть полностью биологическое существо - он “обитает” между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

Многие проблемы психологии современного человека, такие как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для социальной психологии, и для философии.

Социальная психология и социология

Социология и социальная психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных - анкетированием и опросом. Например, социомет­рия , возникшая первоначально как психологическая теория общества (Дж. Морено) применяется одновременно и как социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

Разработанная преимущественно социологами теория социального научения принята в социальной психологии. Данная теория утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Любые формы общественного поведения человека, даже если в их основе лежат известные генетические факторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний.

Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. И если социологи пользуются психологическими данными преимущественно при решении проблем, касающихся общества в целом; то психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. При этом одним из наиболее важных объектов изучения, своеобразной «сферой интересов» социальных психологов является не общество в целом, а малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Есть немало проблем, которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всем этим в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.

Социальная психология и педагогика

Практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Социально ориентированная педагогика неизменно пользуется данными социальной психологии, помогающей правильно решать вопросы организации эффективного учебного взаимодействия обучаемых и преподавателей, учитывать социально-психологические явления и процессы, происходящие в педагогических и учебных коллективах.

Таким образом, социальная психология - это отрасль психологии, исследующая структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями (Гончаров А.И.).

Основными особенностями научного социально-психологического знания является его способность отражения существенного, устойчивого и повторяющегося в социально-психологических явлениях, сочетание методологического, теоретического и экспериментального знания, в котором главное - осознанная, рефлексивная исследовательская направленность, проверяемость теоретических положений в эксперименте.

1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений 1 , которые выступают ре­зультатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Задачи социальной психологии как науки. Социальная психо­логия как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

    изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляю­щих общественное сознание людей; б) соотношения между его ком­понентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;

всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функциони­рования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

    исследование наиболее значимых особенностей и отличий со­циально-психологических явлений и процессов от других психоло­гических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

    выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных ус­ловиях;

    социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятель­ность;

    всеобъемлющее изучение социально-психологических харак­теристик личности и своеобразия ее социализации в различных об­щественных условиях;

    осмысление специфики функционирования социально-психо­логических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

    исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-пове­денческих особенностей людей, являющихся их членами;

    выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

    всестороннее изучение социально-психологических особенно­стей политической жизни и политической деятельности людей, свое­образия трансформации психики человека и групп людей, оказав­шихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

    исследование массовидных социально-психологических явле­ний и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влия­ния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;

    прогнозирование политических, национальных и других про­цессов в развитии государства (общества) на основе учета социаль­но-психологических законов и механизмов.

Отрасли социальной психологии.

Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

2 . Психология общения. Содержание, средства, цели общения. Формы, виды, функции общения. Взаимодействие в процессе общения.

Понятие и сущность общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирование их деятельности.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

Общение по своему содержанию - сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

Особенности и функции общения.

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информацион­ ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­ рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции:

    Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

    Функция формирования и раз­ вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность.

    Функция подтверждения обес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

    Функция объединения-разъе­динения людей.

Функция организации и под­держания отношений служит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды общения:

    Межличностное обще­ ние связано с непосредственными кон­ тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

    Массовое общение - это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­ никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    межперсональ­ное общение. Участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходуобщения и организации совмест­ных действий.

    В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель-про­давец, учитель-ученик, начальник- подчиненный). В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

    дове­рительным. В ходе пе­редается особо значимая информация.

    Доверительность - существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

    Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

    Личное общение - это об­мен неофициальной информацией.

    Деловое общение - процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

    Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом.

    Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники).

Средства общения:

Вербальное общение два варианта речи: уст­ная и письменная. Письменная речь - это та, которой обучают в школе. Устная речь, самостоятельная речью со своими правилами и грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения - это (кинесика - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуаль­ный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза кожные реакции и т.д.)

2. Акустические (звуковые) сред­ства общения - это (паралингвистические, т.е. свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте, экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения - это (физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу).

4. Ольфакторные средства обще­ния - это: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный, искусственный запахи человека и др.

Сопровождают нас всю жизнь. К ним относятся восприятие, подражание, понимание, внушение, лидерство, убеждение, взаимоотношения и ещё многое другое. Всё это обычно проявляется в процессе общения, который, в свою очередь, в психологии принято считать центральным явлением. Впрочем, обо всём - по порядку.

Специфика

Первым делом следует отметить, что социально-психологические явления принято рассматривать на нескольких уровнях - на официально-формализованном, личностно-институциональном и межличностном. Да и вообще всё общение, в принципе, воспринимается как средство повышения качества обучения и труда, как особое явление. Ведь именно в его процессе формируется психолого-социальная структура отдельного человека, малых групп и целых коллективов.

Итак, в чём специфика заданной темы? В том, что все социально-психологические явления, кажущиеся нам привычными, принято рассматривать с нескольких точек зрения. Если быть точнее - их «раскладывают» на уровни.

На первом нечто социальное лишь выступает в роли корректора биологического и природного. На втором проявляется общечеловеческий фактор. Принимаются во внимание различия в возрасте, поле, учитывается преемственность поколений.

И, наконец, третий уровень. Он, если выражаться вкратце, включает в себя экономические и политические условия, которые являются немаловажными причинами социализации личности.

И центральным звеном во всём этом является концептуальный аппарат. То есть основные понятия, которые и выражают структуру малых групп, личности, а также массовидных явлений.

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. От общностей, малых и больших групп, в которых они возникают.

Также и от их типа. Общности бывают как организованными, так и неорганизованными. Явления, возникающие в них, называются массовидными (об этом будет рассказано ниже), а поведение - стихийным.

Имеет значение и класс психологических феноменов. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определённых условиях (допустим, в экстремальных или же конфликтных ситуациях). И конечно же, они бывают как осознанными, так и неосознанными.

Об общественном мнении: определение

Теоретические знания полезны, однако стоит перейти к практике и рассмотреть социально-психологические явления непосредственно. Одним из них является форма массового сознания. То есть общественное мнение. Именно в нем проявляется отношение людей (порой даже целых групп) к определённым процессам. В определении уточняется - что к тем, которые затрагивают их потребности или интересы. Но действительность показывает, что современные люди высказывают своё мнение по отношению ко всему, даже если их это не касается.

Характеристика явления

Общественное мнение может формироваться по-разному - либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.

По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.

О сознательном подходе

Его можно выделить в отдельную краткую тему. Потому что сознательный подход в наше время не так «популярен», как выше упомянутый. Поскольку сам уклад жизни стихийный. Чтобы мнение было сознательным, люди (все или большинство) должны подходить к восприятию действительности субъективно. А это подразумевает способность мыслить самостоятельно, редко ориентируясь на что-то общепринятое и уже устоявшееся в обществе. Что, опять-таки, свойственно не всем.

Масштабность

Есть у общественного мнения одна особенность - оно оказывает влияние. Даже если сложилось в небольшом коллективе.

Пример: есть сравнительно небольшое предприятие, на котором работает 50 человек. Как и везде, там работает тот, кого принято называть изгоем. Почему о нём сложилось такое мнение? Возможно, он был не таким общительным, как все остальные, или всегда вёл себя тихо, не возражал никому. Если в коллективе трудятся нормальные люди, то этот человек не вызовет никаких обсуждений. Но нередко случается, что личности такого типа становятся «изгоями», «козлами отпущения» для сваливания на них никому не приятной работы. Об их нелюдимости строят догадки, плетут вокруг интриги. И вот, в один момент такой человек обретает окончательный, придуманный его «доброжелателями» образ.

И это лишь один пример. Что и говорить о влиянии общественного мнения, которое охватывает проблемы международной жизни и вопросы экономики.

Типы взаимодействий

Совместную деятельность тоже принято воспринимать как социально-психологическое явление. Почему? Потому что это - взаимосвязь с другими людьми, осуществляемая с какой-либо целью.

Она не может быть воплощена в действительность, если её участников ничто не связывает. Совместимость есть во всех случаях. Первый её вариант называется психофизиологическим. Она проявляется в тех случаях, когда совместная деятельность осуществляется похожими людьми. Их объединяет похожий характер, идентичные поведенческие реакции, аналогичные установки, возможно, даже мировоззрение. Всё это обуславливает согласованность между ними. А её наличие обязательно для достижения целей.

Второй вариант совместимости является социально-психологическим. Его принято считать наиболее оптимальным. Поскольку он подразумевает сочетание в определённой группе и общность их установок, интересов и ценностей.

Сплочение и достижение результатов

Это - то, что подразумевает совместная деятельность. Сплочением называется процесс, в ходе которого формируется специфическая связь между людьми, за счёт которой они объединяются в «единый организм». Всё, опять-таки, делается ради достижения определённых целей и результатов. Каждый из участников группы в этом заинтересован.

Принято выделять уровни сплочённости. И на первом обычно происходит развитие эмоциональных контактов - проявление симпатии и расположенности людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человек в том, что его система ценностей совпадает с другими. И на третьем осуществляется разделение общей цели.

Всё это влияет на образование так называемого способствующего поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.

Явления в массах

Общество - это Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.

Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это - психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.

Индивидуальность

Она тоже имеет место быть в теме социально-психологических явлений. Поскольку нередко они относятся не к обществу, а к одной-единственной личности. Имеются в виду те феномены, которые обусловлены особенностями, поведением и действиями определённого человека. Это может быть социальный статус, роль личности, её позиция, ценности, установки. Нередко бывает такое, что из-за одного лишь человека в какой-либо группе (в том же рабочем коллективе) происходят такие явления, которые без него не имеют места быть. Если, допустим, офисом управляет злой начальник, постоянно и по любому поводу срывающийся на сотрудниках - то каждый раз, как он там присутствует, у большинства работников будет напряженное состояние. Потому что каждый будет предчувствовать «бурю», и воспринимать себя, как потенциальную жертву. И, опять-таки, это лишь один из примеров.

Что представляет собой закон подражания?

Ответ на этот вопрос в своё время дал французский социолог Точнее, он его сформулировал.

Тард утверждал, что подражанием является основная движущая сила общественного развития - это подражание. И все сходства, которые только могут быть в нашем мире, обусловлены обычным повторением.

Социолог выделил логические законы подражания - те, которые основаны на средстве распространения определенной инновации или расчёте цели. В качестве отдельной категории обозначались нововведения.

Но самое главное в законе - то, что подражание идёт к внешнему от внутреннего. Иными словами говоря, разум всегда опережается чувствами. Идеи появляются раньше смысла. А цели - раньше средств. И конечно же, желание подражать у людей вызывает только всё самое престижное. Потому что иерархия имеет немаловажное значение.

Функции социальных групп и деление на них

Оно всегда было. Социально-психологические группы существуют столько же, сколько и человечество. С течением времени менялись лишь их названия. Но вообще всегда были объединения людей, имеющих какой-то единый социальный признак.

Есть самые разные подходы, касающиеся определения классификации функций таких групп. Принято выделять несколько в качестве основных.

Первая функция - социализация. Считается, что человек лишь в группе может обеспечить своё полноценное существование и выживание.

Вторая функция - инструментальная. Подразумевает совместное осуществление группой той или иной деятельности (о взаимодействии выше уже говорилось).

Третья функция - экспрессивная. Сюда включается всё, что касается психологии. Это взаимное одобрение людей, уважение, доверие, дружба, чувства, эмоции и многое другое.

И, наконец, четвёртая функция - поддерживающая. Её суть заключается в том, что все люди стремятся объединиться в сложных ситуациях. Таковы их социально-психологические особенности. Вместе справиться с чем-то легче (как физически, так и морально), чем одному.

О проблемах

Тему, касающуюся их, также следует отметить вниманием. касаются сегодня всех.

Взять, к примеру, такую малую группу, как семья. В наше время далеко не каждый союз заканчивает своё существование естественным путём - то есть уходом в другой мир одного из супругов. Всё чаще браки распадаются. Около 80%, если верить статистике! И практически всегда причинами являются возникшие и неразрешенные психологические проблемы.

Или, например, пожилые люди. У них тоже есть масса проблем социально-психологического характера. Одна из немногих заключается в резком снижении их статуса в обществе. Они перестают так же успешно функционировать, как личности, что нередко приводит к срывам.

А молодёжь? Многим кажется, что вот у кого, а у них уж точно быть проблем не должно. Но это не более чем предвзятость и стереотипы. Поиск своего места в жизни, попытки «влиться» в общество и в те или иные коллективы, конкуренция во всех её проявлениях. Да, у всех проблем разная Но сопровождают они нас всегда, в любом возрасте. И одних, разве что, чаще, других реже. Можно ли их избежать совсем? Да, безусловно. Если жить вне общества. Что, впрочем, сложно достижимо.



Похожие публикации