Ударная сила флота. Арсенал

Характерной особенностью которых было большое число орудий главного калибра.

Корабли

  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1573 году.
  • «Дредноут» - британский фрегат (первоначальное название - «Торрингтон»). Спущен на воду в 1654 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1691 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1742 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль, позже - госпитальное судно. Спущен на воду в 1801 году.
  • «Дредноут» - британский броненосец (первоначальное название - «Фьюри»). Спущен на воду в 1875 году.
  • «Дредноут » - британский линкор, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником названного в его честь класса кораблей. Спущен на воду в 1906 году.
  • «Дредноут » - первая британская атомная подводная лодка.
  • Дредноут (класс кораблей) - класс кораблей, родоначальником которого стал HMS Dreadnought (1906) .

Прочее

  • «Дредноут» - Скаранский эквивалент Командного Авианосца Миротворцев в сериале Farscape .
  • «Дредноут» - комедийный фильм с боевыми искусствами .
  • «Дредноут» - грузовой автомобиль из к/ф «Смертельная гонка» .
  • «Дредноуты» - спектакль/видеоверсия Евгения Гришковца .
  • «Дредноут» - грубошёрстная ткань типа бобрика, пальто из такой ткани.
  • «Дредноут » - вид гитары.
  • The Dreadnoughts - канадская кельтик-панк -группа

Компьютерно-игровые термины

  • «Дредноут» - средство передвижения в онлайн игре Аллоды Онлайн .
  • «Дредноут» - один из типов (раса) противников в Wizardry 8 .
  • «Дредноут» - космический корабль из игр Homeworld 2 и Homeworld: Cataclysm .
  • «Дредноут» (Dreadnought) - класс боевых кораблей в компьютерной игре EVE Online .
  • «Дредноут» - боевой костюм для смертельно раненных космических десантников во вселенной Warhammer 40k .
  • «Дредноут» - боевой ракетный корабль СССР в компьютерных играх «Red Alert 2 » и «Red Alert 3 ».
  • «Дредноут» - гигантский летающий военный корабль в видеоигре Final Fantasy II .
  • «Дредноут» - класс самых больших военных космических кораблей в игре Mass Effect
  • «Дредноут» - третья профессия воина-человека в онлайн игре Lineage II .
  • «Дредноут балауров» - Дерадикон, боевой корабль в онлайн-игре Aion .
  • «Дредноут» - самый крупный и мощный боевой космический корабль во флоте землян в компьютерной игре «Conquest: Frontier Wars».
  • «Дредноут» - флагманский корабль расы инопланетных захватчиков Ur-Quan в серии игр Star Control .
  • «Дредноут» - самый крупный космический корабль Драккар из онлайн-стратегии Alpha Empire.
  • «Дредноут» - боевой корабль, основная сила флота в игре Империя .
  • «Дредноут» - боевой корабль, собираемый гоблинами во вселенной Warcraft III

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дредноут" в других словарях:

    1) английский броненосец, положивший начало классу линейных кораблей. Вступил в строй в 1906. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Дредноут общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавш … Морской словарь

    - (англ. Dreadnought букв. неустрашимый), английский броненосец (постройки 1906). Имел 10 305 мм башенных орудий и 24 орудия 76 мм, 5 торпедных аппаратов; броня до 280 мм. До 30 х гг. Дредноутами называли линейные корабли этого типа … Большой Энциклопедический словарь

    ДРЕДНОУТ, а, муж. Большой броненосец, предшественник современного линейного корабля. | прил. дредноутный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (Dreadnought) английский броненосец, прототип класса современных мощных линейных кораблей, для которых имя его стало нарицательным. Д. был построен в Англии в 1905 06 г.г. на основе опыта русско японской войны. Имел водоизмещение 17900 т,… … Морской словарь

    Сущ., кол во синонимов: 5 броненосец (12) корабль (101) линкор (5) … Словарь синонимов

    Ленина. Разг. Шутл. ирон. Крейсер «Аврора». Синдаловский, 2002 … Большой словарь русских поговорок

    - (англ. dreadnought букв. бесстрашный) в первые десятилетия 20 в. крупный броненосец с мощной дальнобойной артиллерией. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. дредноут дредноута, м. [англ. drednought] (мор.). Броненосец большого… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [англ. dreadnought] Крупный быстроходный броненосец первых десятилетий 20 в. с мощным вооружением, предшественник современного линейного корабля. * * * ДРЕДНОУТ «ДРЕДНОУТ» (англ. «Dreadnought», букв. неустрашимый), английский броненосец… … Энциклопедический словарь

    - («Дредноут») английский Линейный корабль, положивший начало этому классу кораблей. Постройка «Д.» явилась попыткой учесть опыт русско японской войны 1904 1905, в которой выявились недостатки броненосцев (См. Броненосец). Построен в 1905… … Большая советская энциклопедия

В начале XX века основу любого флота составляли броненосцы – крупные корабли с сильной артиллерией и мощной броневой защитой. Вспомним о трех русских кораблях этого класса – участниках Русско-японской и Первой мировой войн.

Эскадренный броненосец «Севастополь»

Броненосец «Севастополь» был введен в строй в 1900 году. Корабль нес четыре 305 мм орудия главного калибра. Восемь 152 мм пушек располагались попарно в четырех башнях, а еще четыре шестидюймовки на батарее.

К моменту начала Русско-японской войны «Севастополь», наряду с однотипными «Полтавой» и «Петропавловском», был далеко не новым кораблем, но уничтожить его в артиллерийском бою было очень проблематично.

«Севастополь» принимал участие в бою 27 января 1904 года, поддержке действий сухопутных войск у Порт-Артура и морском сражении в Желтом море. Несколько раз броненосец получал повреждения от подрыва на японских минах, но, в отличие от «Петропавловска», счастливо избежал гибели. В октябре 1904 года японские войска начали методичный расстрел кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры на внутреннем рейде Порт-Артура. Только когда большая часть эскадры погибла под огнем японской осадной артиллерии, командиру броненосца капитану 1-го ранга Эссену по собственной инициативе удалось добиться разрешения вывести броненосец на внешний рейд крепости в бухту Белый Волк, где экипаж приступил к подготовке самостоятельного прорыва блокады.

Однако нехватка людей в команде, отсутствие части переданной на берег артиллерии заставляли откладывать прорыв. Тем временем японское командование, обнаружив «Севастополь» на внешнем рейде, решило уничтожить русский броненосец атаками миноносцев. В течение нескольких ночей «Севастополь», стоявший под защитой береговых батарей, канонерки «Грозящий» и нескольких миноносцев, подвергся многочисленным минным атакам.

Выпустив по русскому кораблю до 80 торпед, японцы добились одного попадания и двух близких взрывов торпед. На «Севастополе» оказался затопленным ряд отсеков и броненосец получил значительный крен. Правда, этот успех очень дорого обошелся японцам. На русской мине заграждения со всем экипажем погиб миноносец № 53, а миноносец № 42, поврежденный огнем «Севастополя был добит торпедой с миноносца «Сердитый».0

Еще два десятка японских истребителей и миноносцев получили повреждения, а некоторые, видимо, уже не вводились в строй до конца войны. Полученные русским кораблем повреждения уже исключали возможность прорыва, и экипаж «Севастополя» переключился на борьбу с японскими батареями, которая продолжалась до самого последнего дня обороны Порт-Артура. В связи со сдачей крепости, броненосец был отбуксирован от берега и затоплен на более чем 100 метровой глубине. Таким образом «Севастополь» стал единственным русским броненосцем, затопленным в Порт-Артуре, который не был поднят японцами и не попал в руки противника.

Эскадренный броненосец «Евстафий»

Эскадренный броненосец «Евстафий» являлся дальнейшим развитием проекта броненосца «Князь Потемкин Таврический». В отличие от своего прототипа, на «Евстафии» 152 мм. орудия в оконечностях были заменены на 203 мм пушки. Однако опыт Русско-японской войны заставил вновь пересмотреть проект корабля. В результате и без того длительная постройка затянулась.

В 1907 году все броненосцы Русского флота были переклассифицированы в линейные корабли. С появлением же в Англии линкора «Дредноут» все линейные корабли мира «додредноутного» типа, включая «Евстафий», мгновенно устарели. Несмотря на это, и «Евстафий», и однотипный с ним «Иоанн Златоуст» представляли на Черном море внушительную силу и Османская империя, как главный потенциальный противник, в принципе ничего серьезного не могла противопоставить русским линкорам.

Для усиления турецкого флота германским командованием были переброшены новейший линейный крейсер «Гебен» и легкий «Брейслау», которые союзники России по Антанте так услужливо пропустили в Черное море.

Первое столкновение с «Гебеном» произошло у мыса Сарыч 5 ноября 1914 года. Бой, по сути, свелся к поединку флагманского «Евстафия» с германским крейсером. Остальные русские корабли из-за тумана и ошибки в определении дистанции вели стрельбу с большими перелетами или вообще огня не открывали.

С первого залпа комендорам «Евстафия» удалось накрыть «Гебен», который за 14 минут боя получил по разным данным от трех до четырнадцати прямых попаданий. В результате германский крейсер вышел из боя и затем прошел двухнедельный ремонт. В «Евстафий» попали пять германских снарядов, не причинивших фатальных повреждений.

Второе столкновение «Евстафия» с «Гебеном» произошло 27 апреля 1915 года у Босфора, когда немецкий рейдер предпринял попытку по частям уничтожить ядро Черноморского флота. Однако столкнувшись с тремя линкорами-дредноутами, немцы не стали искушать судьбу и поспешили выйти из боя после короткой перестрелки. Судьба «Евстафия», успешно действовавшего в Первой мировой войне, оказалась печальной. В 1918 году он попал в руки германского командования, а затем - бывших союзников по Антанте. Оставляя Севастополь, они подорвали машины «Евстафия». Успешное восстановление линкора, требовавшее квалифицированных рабочих и мощной промышленной базы, сразу после завершения Гражданской войны оказалось невозможным, и в 1922 году корабль был разрезан на металл.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков» строились для защиты Балтийского побережья. Каждый из них нес по четыре 254 мм орудия («Апраксин» три), четыре 120 мм орудия и малокалиберную артиллерию. Имея относительно небольшое водоизмещение (немногим более 4000 тонн), корабли отличались мощным вооружением.

После падения Порт-Артура начинается формирование 3-й Тихоокеанской эскадры, в которую наряду с «Апраксиным» и «Сенявиным» был включен и « Адмирал Ушаков». Ценность этих кораблей состояла, прежде всего, в прекрасно подготовленных экипажах, которые в составе учебно-артиллерийского отряда занимались подготовкой комендоров флота. Однако перед отправкой кораблей экипажи были заменены, а броненосцы были отправлены на Дальний Восток без замены орудий главного калибра, что впоследствии сыграло роковую роль в судьбе «Адмирала Ушакова».

В Цусимском сражении «Адмирал Ушаков входил в состав 3-го боевого отряда, замыкая колонну главных сил эскадры. В дневном бою 14 мая 1905 года корабль около 15 часов во время перестрелки с броненосными крейсерами адмирала Камимуры получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. Скорость броненосца упала до 10 узлов.

В ночное время шедший без освещения «Адмирал Ушаков» сумел избежать атак японских миноносцев, но на следующий день был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате». На предложение японцев сдаться русский корабль открыл огонь. Каждый из японских крейсеров нес по четыре 203 мм и четырнадцать 152 мм орудий, значительно превосходя русский броненосец в скорости. И если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца на выгодной для себя дистанции боя. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков», когда дальнейшее сопротивление стало бессмысленным, был затоплен экипажем. Среди 94 погибших офицеров и матросов «Ушакова» был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой - сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

За 50-летнюю историю броненосцев (в классическом понимании этого типа боевых кораблей) инженеры и корабелы в разных странах выдали на свет Божий немалое их количество. Бывали среди них поистине уникальные проекты.

Начнём с Италии. Корабелы этой страны после катастрофы у Лиссы были весьма ограничены в средствах. Кораблестроительный бюджет был урезан. Вероятно, именно это обстоятельство, а также специфика предполагаемого театра боевых действий флота натолкнуло их на мысль создания не очень хорошо защищённых, но зато быстроходных и хорошо вооружённых кораблей. Эта тенденция сохранилась вплоть до постройки линкоров типа Italia перед Второй Мировой. Но вернёмся в XIX век. Главный конструктор итальянского флота, Бендетто Брин из-за сокращения бюджета флота предложил конструкцию корабля, поистине революционного для своего времени – броненосцев типа Caio Duilio. Это были первые крупные безрангоутные броненосцы, построенные в Европе. Мощный броневой пояс прикрывал лишь центральную часть корпуса (менее половины длины корабля), в которой были смонтированы паровые машины, артиллерийские погреба и основания орудийных башен. В следующей серии Брин вообще решил обойтись без поясной брони, – новые броненосцы типа Italia защищала лишь мощная броневая 406-мм палуба. Бортовую защиту обеспечивало множество отсеков, заполненных целлюлозой. Создатели считали, что морская вода, попавшая в бортовые пробоины, приведёт к разбуханию целлюлозы, которая затянет эти пробоины.

Да и в остальном броненосцы типа Italia были удивительными кораблями: высокая для своего времени скорость – около 18 узлов и очень мощная артиллерия – главный калибр составляли четыре 17-дюймовые пушки, считавшиеся самыми мощными артсистемами XIX века.

Следующий тип броненосцев, о которых хотелось бы рассказать, - это наши «поповки». Эти корабли можно назвать скорее разновидностью мониторов, у них для этого были все признаки: низкий борт и плохая мореходность. Но удивительно не это, а сама геометрия корпуса, - корабли были круглыми. Россия после неудачной Крымской войны не имела права держать на Чёрном море крупные боевые корабли. Вице-адмирал Попов предложил построить круглые самоходные батареи, вооружённые 11-дюймовыми пушками (на втором корабле – Киеве – орудия были 12-дюймовыми).

Паровые машины этих кораблей приводили в движение шесть гребных винтов, что позволяло броненосцам хоть как-то держаться на курсе. Низкий борт мог позволить оперировать этим кораблям только в прибрежной зоне, скорость хода была крайне мала, но в целом корабли со своими боевыми задачами справлялись.

Броненосец Oldenburg

Этот боевой корабль был создан в единственном экземпляре. Броненосец первоначально планировался как пятый корабль типа «Sachsen», но из-за нехватки бюджетных средств решили перепроектировать его в сторону уменьшения размеров и калибра артиллерии.

В результате получился весьма своеобразный небольшой броненосец береговой обороны. Тихоходный, недостаточно мореходный, с безнадежно устаревшим казематным расположением артиллерии главного калибра, он вполне оправдывал прозвище «утюг», прочно закрепившееся за ним среди моряков германского флота, но это не помешало ему оставаться в строю 28 лет, а мотом ещё 7 лет служить в качестве корабля-мишени.

Броненосец Capitán Prat

Этот броненосец примечателен, во-первых, своим названием.

Корабль назван в честь капитана корвета «Esmeralda» Артура Прата, совершившего подвиг, граничащий с безрассудством. В момент, когда таран монитора вонзился в борт корвета, он с криком: «За мной, ребята!», размахивая обнажённой саблей, перепрыгнул на борт противника. «Ребята» за ним не последовали (по официальной версии - не расслышали команды за шумом битвы), и попытка абордажа броненосца окончилась гибелью храбреца. Впрочем, броненосец, построенный на французской верфи «Форже э Шантье Медитеране» в 1890-м году, получился вполне неплохим: он подвергался реконструкции и оставался в строю до 1935 года.

Эскадренные броненосцы типа «Triumph»

Броненосцев этого типа было два Triumph и Swiftsure. Это были с виду ничем не примечательные броненосцы 2-го класса, и они бы никогда не появились в составе британского ВМФ, если бы Чили в силу разных причин не отказались от покупки этих кораблей. Так британский флот пополнился двумя абсолютно ненужными по технико-тактическим данным кораблями.

В ходе «адаптации» кораблей для нужд флота Британии надписи в жизненно важных местах, нанесённые на испанском, заменили на английские, но, например, на дверях гальюнов команды остались «Ваканте» (свободно) и «Оккупадо» (Занято). Именно под этими кличками броненосцы и несли службу в британском флоте.

Эскадренный броненосец «Agamemnon»

Броненосцы этого типа были последними «классическими» броненосцами, построенными для ВМФ Великобритании. Было построено два боевых корабля этого типа – вышеназванный Agamemnon и его систершип - Lord Nelson. Последние до-дредноуты флота его величества были типичными представителями своего класса со всеми их достоинствами и недостатками. Постройка линкора нового типа – знаменитого «Дредноута» – по мнению флотоводцев того времени сделала все броненосцы того времени «линкорами второго сорта». Но это обстоятельство не помешало «Агамемнону» оставаться в строю без малого 20 лет. Корабль строился долго – больше трёх лет, и вызвано это было тем, что орудия ГК, предназначенные для «Агамемнона» и «Лорда Нельсона», установили на «Дредноут».

Боевая карьера этих броненосцев была богатой на события, оба корабля поучаствовали в Дарданельской операции. Именно с этим моментом связан самый курьёзный случай, произошедший когда-либо с броненосцами. Весной 1915 года во время обстрела турецких батарей эскадренный броненосец «Агамемнон» получил ответное попадание. В корабль попало каменное (!!!) ядро, пущенное из старой дульнозарядной 17-дюймой пушки.

Эскадренные броненосцы типов «Kearsarge» и «Virginia»

Американская школа конца XIX века ещё делала свои первые самостоятельные шаги, однако и у американских кораблестроителей было желание сделать как можно более мощные, хорошо вооружённые корабли, сэкономив при этом в линейных размерах. Именно этим объясняется появление кораблей с уникальным расположением артиллерии главного и вспомогательного калибра – в двухэтажных башнях.

Однако такое расположение артиллерии было скорее недостатком, чем достоинством. У орудий в двухэтажных башнях и процесс наводки, и заряжания были существенно затруднены, поэтому такая конструкция при всей своей кажущейся изящности никогда больше не повторялась. Служба броненосцев типа Virginia (это была серия из пяти кораблей, спущенных на воду в 1902-1907 г.г.) была недолгой, - это объясняется «дредноутной» лихорадкой, охватившей все военно-морские державы того времени, хотя корабли получились весьма неплохими особенно в части мореходных качеств. А вот «Kearsarge», вошедший в строй в 1900-м году, прослужил долго: до 1919-го – в своём основном качестве, а затем, после переоборудования, до 1955-го служил плавучим краном.

"Дюпюи де Лом"
(французский броненосный крейсер 1895 года)

Корпус крейсера, с его характерно французским глубоким завалом надводного борта и далеко выдающимся вперед таранным носом имел сигарообразную форму. Длина его составляла 114 метров, при ширине 15,7 метров. Осадка при нормальной загрузке составляла 7,07 метра.

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь, так как создатели «Дюпюи-де-Лома» предполагали, что их корабль будет в основном вести бой либо уходя от противника, либо догоняя жертву.

Весь борт корабля был полностью защищен 100-миллиметровой стальной броней. Пояс уходил на 1,38 метра ниже ватерлинии и поднимался до главной палубы. Толщина брони гарантировала защиту от 120-миллиметровых снарядов скорострельных орудий британских крейсеров практически на любых дистанциях.

Броненосец погибший от бутылки

12 декабря 1862 года, в ходе войны между Соединенными и Конфедеративными Штатами Америки, на минном заграждении, выставленном конфедератами на реке Язу, подорвался и затонул броненосец юнионистов "Кэйро" - первый в истории корабль, погибший от этого нового и, как оказалось, весьма эффективного оружия.

Мины Нобеля, впервые примененные русскими против английского флота восемью годами ранее, в Крымской войне, оказались слишком слабыми (всего четыре килограмма черного пороха), чтобы привести к уничтожению судна. Ни один из напоровшихся на них английских пароходо-фрегатов не пошел ко дну, отделавшись относительно небольшими повреждениями.

А мина конфедератов содержала пять галлонов (около 19 литров) пороха в большой стеклянной бутыли, и этого оказалось достаточно для потопления речного колесного броненосца водоизмещением 512 тонн. Ранее "Кэйро" успел отличиться в Мемфисской битве, выдержав попадания артиллерийских снарядов в стальные борта, но против взрыва под деревянным днищем он оказался беззащитным.

Кратко о статье: История линкоров и линейных крейсеров - самых могучих боевых машин, когда-либо созданных человеком.

Сумерки гигантов

Линейные корабли последнего поколения

Мимо нас проплыл безжизненный конкордианский дредноут. Линкору досталось по первое число, и мне трудно себе представить, что еще, кроме бронебойных силумитовых снарядов других линейных кораблей, способно так изуродовать могучую летающую крепость.

Александр Зорич «Завтра война»

Крупнейшие боевые корабли всегда считались красой и гордостью державы, воплощением силы, богатства и технического совершенства государства. Но расцвет и крах всегда ходят рука об руку. В 30-40 годах 20 века тяжелые артиллерийские корабли достигли предела совершенства. А значит, уже не могли развиваться дальше, поспевая в ногу со временем. Представляем вашему вниманию историю взлета и падения самых могучих боевых машин, созданных человеком.

«Договор Пяти Держав»

В 1922 году Великобритания, США, Франция, Япония и Италия заключили соглашение об ограничении вооружений на море - так называемый «Вашингтонский договор ».

Удивительно, но основным вдохновителем разоружения стала Англия - сильнейшая морская держава, идущая согласно договору на наибольшие жертвы. Если прочие государства расставались лишь с несколькими устаревшими кораблями и ограничивали строительство новых, то британцы «пускали под нож» половину своего линейного флота.

Причины подобного «великодушия» были, конечно же, преимущественно экономическими. Война истощила ресурсы королевства. Англичане в любом случае вынуждены были сделать свой «Великий флот», где служило 400 000 моряков, вдвое менее великим.

Свою роль сыграли и соображения тактики. В начале 20 века Англия бездумно строила корабли, стремясь удержать двукратное превосходство над немцами. Классический дредноут имел скорость около 20 узлов и не годился для активных операций. Для обстрела же береговых целей куда лучше подходили мониторы с небольшой осадкой. Единственным назначением линкора оказывалась борьба с аналогичными кораблями противника. И если враг не выходил на бой, корабль становился лишь «истребителем финансов».

В драку никто особенно не рвался, и почти всю войну английский и немецкий флоты простояли на своих базах. Сражаться оказалось не за что: угрожать коммуникациям Англии немецкий флот из Гамбурга не мог; англичане же не видели смысла вторгаться в Северное море.

Бегущий кабан

Быстроходность решала не только проблему мобильности линкора, но и существенно снижала его уязвимость. Подлетное время снаряда на дистанции 20-25 км достигает 40 секунд. За это время линкор смещался на 2-3 корпуса и, заметив вспышку вражеского залпа, мог изменить курс.

Увеличение скорости в полтора раза также сокращало и число вражеских подводных лодок, успевающих перехватить корабль. Значительно хуже оказывалась и точность торпедной стрельбы. Эсминцы, скорость которых в то время чаще всего составляла 35-37 узлов, практически не могли быть опасны. Для того чтобы догнать удирающего гиганта, им требовалось провести 2-3 часа в сфере действия его орудий.

Быстроходные линкоры

К концу войны стало ясно, что линкор при прежнем уровне бронирования и вооружения должен иметь скорость не менее 27 узлов. Более мощные машины увеличили бы водоизмещение корабля примерно до 45000 тонн, но таких гигантов и потребовалось бы немного. Более скоростные корабли проще перебрасывать с одного театра военных действий на другой. Вместо того чтобы годами ожидать генерального сражения с вражескими линкорами, скоростной корабль мог бы участвовать в операциях, сопровождая и поддерживая крейсера.

Но «Вашингтонский договор», среди прочего, запрещал строить корабли и с водоизмещением свыше 35000 тонн. Быстроходный линкор в эти рамки не умещался. В результате в 20-30 годах державы даже не использовали установленный лимит по числу и суммарному водоизмещению линейных кораблей. Ограничения все равно не позволяли создать корабль с соответствующими требованиям времени возможностями. Сказывались в том числе и последствия «Великой депрессии».

До конца 30-х англичане спустили на воду лишь «Родней » и «Нельсон » - корабли отнюдь не выдающихся достоинств: хорошо вооруженные (9 406-мм орудий) и защищенные, но тихоходные. Американцы решились на 3 похожих линкора типа «Мэриленд ». Итальянцы, французы и японцы не строили ничего. Немцы были связаны версальскими ограничениями. А в СССР строился социализм.

Ситуация оживилась только в последние предвоенные годы. Как только запахло порохом, державы ринулись вооружаться, дружно отбросив вашингтонские ограничения. Но было уже поздно. Всего за довоенные и военные годы было построено только 23 быстроходных линкора.

Сухие цифры не дают вполне адекватного представления о боеспособности этих кораблей. Так, по соотношению защиты, скорости, вооружения и водоизмещения наиболее выигрышно выглядят «Литторио ». Но если итальянская корабельная броня к тому времени была лучшей в мире, то орудия этой страны отличались очень низким качеством.

В одном отношении именно итальянцы продемонстрировали подавляющее преимущество быстроходного линкора над обычным. Во время боя при Матапане «Витторио Венето» получил торпеду в корму, потерял половину винтов и осел в воду по палубу... Но и после этого старый английский «Вэлиэнт» не смог его догнать.

С другой стороны, формально ничем не выдающиеся немецкие линкоры за счет продуманной конструкции проявляли невероятную живучесть под вражеским огнем. Англичане всадили в «Бисмарк » около 40 снарядов калибром 356-406 мм. Причем последние выстрелы были сделаны с дистанции всего 2500 м. Кроме того, линкор был поражен 4 торпедами. Но после войны осмотр лежащего на дне корпуса показал, что затонул «Бисмарк» в результате открытия экипажем кингстонов .

Столь же неприятно удивил противника и «Тирпиц ». Он остался на плаву после подрыва под днищем четырех 2-тонных мин, заложенных диверсантами. «Достать» его англичане сумели только бомбами весом 5,5 тонн. «Тирпиц» затонул не сразу, а после 3 прямых и нескольких близких попаданий. К слову, «Рома » - последний из трех линкоров типа «Литторио» - скрылся под водой после 2 попаданий бомбами весом 1800 кг.

Если же задаться вопросом, который из проектов являлся лучшим, то придется признать, что большинство типов быстроходных линкоров были примерно равны по силам. Европейские имели лучшую защиту, американские - более мощное вооружение. На титул же лучшего корабля в классе традиционно претендуют «Ямато » и «Айова ». Причем едва ли можно усомниться, что куда более могучий японский линкор легко вышел бы победителем из поединка.

Гигантизм не сделал «Ямато» неуклюжей уродиной, подобной немецкому супертанку «Маус ». Тщательный подбор формы корпуса обеспечил ему маневренность даже лучшую, чем у многих других линкоров, приемлемую скорость и возможность действовать на мелководье.

Со своей стороны, «Айовы» отличались лучше сбалансированными характеристиками, и превзошли бы «Ямато» при выполнении любой боевой задачи (кроме, собственно, боя с «Ямато»). Скорость этих кораблей иногда указывается даже в 33 узла. Волна, поднимаемая идущим полным ходом линкором, представляла нешуточную угрозу для сопровождающих его эсминцев. Но иногда бывала и спасительной: опытные капитаны специально направляли в нее свои корабли, чтобы захлестнувшая палубы вода потушила пожары.

Советский Союз

К началу Второй Мировой войны СССР располагал лишь тремя старыми линейными кораблями, построенными еще во времена империи. Один из них базировался в Севастополе, чтобы при случае нейтрализовать турецкий линейный крейсер «Явуз » (бывший немецкий «Гебен »). Два остальных на Балтике готовились присоединить залпы своих орудий к огню береговых батарей Кронштадта. Ведь показатели «Марата », «Парижской Коммуны » и «Октябрьской Революции » выглядели скромно даже по меркам Первой Мировой. Подобное положение дел не казалось советскому руководству приемлемым. Принятая в 1938 году «Большая судостроительная программа » предусматривала постройку 15 гигантских линкоров типа «Советский Союз ». Но к лету 1941 года заложено было всего 4. Промышленность страны еще не была готова произвести ни броню, ни машины для линейных кораблей. После победы достройка «Союзов» не возобновилась. Как из-за разрухи, так и потому, что стало известно: при существенно более высокой стоимости советские линкоры и линейные крейсера оказались бы не лучше американских «Айов» и «Алясок».

Линейные крейсеры

Еще одним вариантом тяжелого артиллерийского корабля были появившиеся в начале 20 века линейные крейсера. При равном с линкорами водоизмещении и вооружении корабли этого типа имели облегченную броню, но повышенную до 25-29 узлов скорость. Предполагалось, что сочетание проворства и вооружения позволит линейному крейсеру участвовать как в рейдах, так и в сражениях.

Но на деле для патрулирования на коммуникациях линейные крейсера оказались избыточно вооруженными. Орудия калибром 343-381-мм могли понадобиться только для борьбы с линкорами. Но вот с ними-то крейсеру не позволяла вступать в бой броня. Еще в Цусимском сражении первым на дно отправился именно линейный крейсер «Ослябя ». В Ютландской же битве англичане потеряли 3 линейных крейсера, но ни одного линейного корабля. Со стороны немцев также были потеряны старый броненосец и линейный крейсер.

Тем не менее, после Первой Мировой войны флагманом флота Ее Величества стал именно линейный крейсер «Худ » - самый крупный и самый близкий к идеалу «быстроходного линкора» корабль. Но результат его встречи с настоящим быстроходным линкором - «Бисмарком» - был вполне предсказуем. После второго попадания «Худ» взорвался. Тогда как линкор «Принц Уэльский », даже получив от «Бисмарка» 5 снарядов, вышел из боя лишь из-за технической неисправности.

Линейные крейсера нового поколения проектировались уже только в расчете на бой с другими крейсерами, что позволило уменьшить калибр орудий. К началу войны французы построили «Дюнкерк » и «Страсбург », немцы же обзавелись «Шарнхорстом » и «Гнейзенау ». И если французские корабли выделялись в первую очередь оригинальным размещением вооружения (главный калибр в двух 4-орудийных башнях на носу, вспомогательные орудия - на корме), то немецкий вариант отличало несуразно мощное для линейного крейсера бронирование. Ограничившись защитой лишь от огня 203-мм орудий, немцы получили бы действительно идеального «убийцу крейсеров» со скоростью 34-35 узлов.

Связаны оригинальные характеристики «Шарнхорстов» были с тем, что, освободившись в 1935 году от версальских (но не вашингтонских!) ограничений, немцы попытались получить сразу и полноценный линкор, и рейдер. Причем уложившись в разрешенные 35000 тонн. Естественно, результат оставлял желать лучшего.

Конструировали линейные крейсера и в других странах. Но американские «Аляска » и «Гуам » (несомненно, лучшие корабли в своем классе) появились только к концу войны, и принять участие в боевых действиях не успели. Два советских крейсера типа «Кронштадт » достроены не были.

Линкор против авианосца

В наше время нередко утверждают, что уже к началу Второй Мировой линкор был устаревшим типом корабля. Исход сражений определяли авианосцы, ведь самые мощные пушки бьют максимум на 40-45 км, а палубная авиация способна обнаружить и атаковать противника на расстоянии 300-400 км.

Но стратеги 40-х годов не разделяли этой точки зрения, справедливо полагая, что сравнивать линкор с авианосцем столь же нелепо, как и с подводной лодкой. Преимуществ морской авиации никто не оспаривал, но ведь на суше самолеты не заменили пушек. Лишь в Японии производство линкоров прекратилось в 43 году. В США и Великобритании линейные корабли строились до конца войны.

Авианосцы вызывали у адмиралов вполне оправданное недоверие. Ведь авиация активна только днем и только в хорошую погоду. За ночь же быстроходный линкор успевал нанести удар и выйти за пределы досягаемости торпедоносцев. Лучшие моряки - англичане и японцы, - готовились сражаться именно ночью. И предпочтительно в условиях тяжелого шторма. Учения флотов этих наций носили настолько экстремальный характер, что нередко приводили к гибели кораблей. Вплоть до линкоров.

Но тяжело в учении - легко в бою. Ночью японцы в обычные бинокли раньше обнаруживали американские корабли, чем американцам удавалось заметить противника с помощью радара. Англичане же проводили конвои через Сицилийский пролив в такую погоду, когда вражеские эсминцы, отправленные на перехват, исчезали в волнах, радировав: «Мы тонем, да здравствует Италия!».

Согласно довоенным представлениям английских, японских, немецких и американских адмиралов, авианосец должен был постоянно сопровождать 2-3 линкора, осуществляя разведку и прикрывая их от атак с воздуха. Соответственно, он вынужден был действовать независимо от погоды и сближаться с противником на ту же дистанцию, что и его «подопечные». А это, в свою очередь, требовало снабдить корабль мощной броней даже в ущерб числу самолетов на борту. Дальше всех зашли японцы, вооружившие некоторые свои авианосцы 8-дюймовыми пушками.

Авианосцы так и остались бы вспомогательной силой при линейном флоте. Но в 1941 году адмирал Ямамото принял революционное решение применять их самостоятельно и массированно. Только выбирая время и место боя по своему усмотрению, морская авиация могла полностью использовать свои преимущества. Потеряв линкоры в Перл-Харборе , такой же тактики вынужденно стали придерживаться и американцы. Англичане же еще долго оставались при своем мнении.

Американская авиация потопила гигантские «Ямато» и «Мусаси», и этот факт часто рассматривается как доказательство превосходства авианосцев. Действительно, от армады бомбардировщиков линкоры не спасала ни мощнейшая зенитная артиллерия (24 универсальных 127-мм орудия и до 150 25-мм автоматов), ни заградительные залпы из 460-мм орудий. Но... никакой авианосец не продержался бы так долго и против четверти брошенных на «Ямато» сил. Дело было лишь в том, что на действия в условиях полного господства противника в воздухе линкор все-таки не рассчитан.

Универсальный калибр

В 30-х годах стандартным вооружением линкоров стали 12-20 универсальных орудий калибром 114-133-мм, предназначавшихся для огня как по надводным, так и по воздушным целям. Исключением оказались немецкие «Шарнхорсты» и «Бисмарки». Их создатели в такой степени были уверены, что для борьбы с эсминцами требуется калибр не менее 150-мм, что пытались поставить 6-дюймовые орудия даже на собственные эскадренные миноносцы.

Естественно, 12 таких пушек получил и линкор. Для борьбы с авиацией предназначались еще 14-16 зениток. В результате суммарный вес залпа вспомогательной артиллерии по отношению к весу залпа главного калибра составлял у «Шарнхорста» 26%, вместо 3-13% у «нормальных» линкоров. Несомненно, «стандартный комплект» вспомогательной артиллерии при меньшем весе лучше защитил бы корабль от атак как с моря, так и с воздуха.

С последними залпами Второй Мировой в основном закончилась и история линкоров. Хотя они еще строились. В 1946 году англичане спустили на воду «Вэнгард » - ничем не примечательный корабль, отличающийся от собратьев типа «Кинг Джордж» лишь увеличенной до 30 узлов скоростью и вооруженный восемью 381-мм пушками, снятыми со старых дредноутов. Французы же в 1950 году достроили однотипный с «Ришелье» «Жан Барт ».

В СССР новые проекты линкоров продолжали прорабатываться до 53 года. Но ни один из планов не получил воплощения в металле. В результате флагманом советского флота оставался «Новороссийск » - трофейный итальянский линейный крейсер «Джулио Чезаре » (тип «Кавур ») 1914 года рождения.

В 1955 году в гавани Севастополя «Новороссийск» был уничтожен подводным взрывом неустановленного происхождения. Такое объяснение, как «диверсия иностранных спецслужб», видимо, может быть отброшено с порога. Ибо никакой боевой (и даже пропагандистской) ценности этот корабль уже не представлял. В самом ближайшем будущем его, как и прочие линкоры, ожидала отправка на слом.

К концу 50-х разделке на металл уже подверглись не только старые линейные корабли, но и большинство новейших. Лишь 4 «Айовы» американцам было жаль. Их решили законсервировать до случая . В итоге вечный покой этих линкоров оказался весьма беспокойным. «Айовы» повоевали у берегов Кореи, потом их «пробудили» во время Вьетнамской войны . Затем они поддерживали высадку американских войск в Ливане. В 84 году линкоры даже решили снова ввести в строй «на постоянной основе», довооружив 32 «Томагавками ». Предполагалось, что с помощью крылатых ракет и пушек они смогут защищать авианосцы и поражать наземные цели.

«Айовы» бы еще послужили... Если б не распался СССР.

Таблица 1
Быстроходные линкоры ВМВ
Тип Страна Водоизмещение, тонн Скорость, узлов Главный калибр Броня, мм Построено
«Кинг Джордж V» Англия 45000 27 10х356 356 5
«Бисмарк» Германия 50000 30 8х380 320 2
«Литторио» Италия 41000 30 9х380 350 3
«Советский Союз» СССР 69000 28 9х406 375 0
«Норт Каролина» США 37000 28 9х406 305 2
«Саут Дакота» США 38000 28 9х406 310 4
«Айова» США 48000 32 9х406 310 4
«Ришелье» Франция 49000 30 8х380 330 1
«Ямато» Япония 72000 27 9х460 410 2
Таблица 2
Линейные крейсеры ВМВ
Тип Страна Водоизмещение, тонн Скорость, узлов Главный калибр Броня, мм Построено
«Ренаун» Англия 32000 28 6х381 229 2
«Худ» Англия 42000 28 8х381 229 1
«Дойчланд» Германия 14000 28 6х283 100 3
«Шарнхорст» Германия 31000 31 9х283 350 2
«Кавур» Италия 29000 26 10х320 250 2
«Кронштадт» СССР 42000 33 9х305 230 0
«Аляска» США 28000 33 9х305 229 2
«Явуз» Турция 23000 27 10х280 180 1
«Дюнкерк» Франция 26000 30 8х330 240 2
«Конго» Япония 32000 30 8х356 203 4

***

Стоит упомянуть об еще одном качестве линкора, которое в 1984 году казалось американцам важным преимуществом. Линейный корабль выглядит внушительнее авианосца и, в отличие от него, может подойти к враждебному берегу достаточно близко, чтобы аборигены смогли заметить военное присутствие США невооруженным глазом.

Не потому ли линкоры не отпускают человеческое воображение и до сих пор остаются флагманами космических эскадр в фантастических романах и электронных играх?

Русско-японская война 1904-1905 гг. еще раз показала, что морской бой - это прежде всего поединок между корабельной артиллерией. Увеличилось лишь расстояние, с которого он велся, а победу по-прежнему решали точность попадания и пробойная сила снарядов.

Невозможность обеспечить достаточные углы обстрела для орудий, стрелявших через порты, нередко доводила моряков до отчаяния. Конец их мукам положила идея создания вращающейся бронированной платформы- башни. Новое решение практически одновременно пришло в голову двум талантливым конструкторам - американцу Эриксону и англичанину Кользу. Но интерес к новинке в Новом и Старом Свете проявили по-разному. Если Эриксону после первого башенного корабля «Монитор» удалось построить целую когорту однотипных с ним броненосцев, то Кользу повезло гораздо меньше.
Еще в 1859 г. он разработал проект многобашенного военного судна, который чиновники похоронили в архивах Адмиралтейства. Англичанин даже опередил Эриксона в конструкции башни. Она была значительно устойчивее и надежнее.

После долгих колебаний английские адмиралы решают наконец отдать на откуп Кользу старый 131-пушечный корабль «Ройял Соверин», спущенный на воду еще в 1849 г. После некоторых переделок на одетое в броню судно установили четыре орудийные башни. Вскоре корабль проверили в учебном бою. В одну из башен с расстояния 200 м попало три снаряда. К всеобщему удивлению, она продолжала вращаться не хуже остальных. И все-таки триумф не состоялся - башни не получили массового распространения. Без особого энтузиазма англичане все же заложили несколько башенных броненосцев.

На радость скептикам, по мере возрастания калибра пушек первые башни начали капризничать. Слишком большой вес вращающегося устройства требовал очень мощных приводов и механизмов, которые не всегда отличались надежностью. Тяжелые пушки не хотели вращаться быстро и без рывков. Зачастую после выстрела башня совершала самые непредсказуемые «телодвижения», а при повороте придавала сильный крен кораблю. Из-за всего этого новый подход к защите судовых орудий так и не был Оценен по достоинству - англичане передали эстафету в создании башенных кораблей своей соседке Франции.

В 1890-е гг. со стапелей правительственной верфи в Лорьяне сходит первый истинно башенный французский броненосец «Бреннус». Как и более поздние суда этого типа, он имел две орудийные башни в оконечностях, причем в носовой башне находились два тяжелых 340-мм орудия, а в кормовой - всего одно. Часть 160-мм орудий предпочли оставить в каземате, а остальные поставили в поворотные башни. Только спустя тридцать пять лет англичане вернулись к незаслуженно забытой ими башенной конструкции, поняв, что за нею - будущее броненосного флота.

Французский броненосец «Бреннус»

В 1906 г. они спускают на воду броненосец «Дредноут», давший начало целому классу боевых кораблей, впоследствии названных линкорами. Новое судно отличалось быстроходностью и неуязвимостью для артиллерии противника. Значительное водоизмещение (17 900 т) позволило защитить его 160-метровый корпус крепкой броней и оснастить корабль мощным вооружением. В бронированных башнях «Дредноута», расположенных по обоим бортам, скрывались десять 305-мм пушек главного калибра. В результате этого корабль получал двойное огневое преимущество по сравнению с другими броненосцами. Еще 27 орудий калибром 76 мм служили защитой от атак торпедных катеров.
Кроме этого, «Дредноут» имел противоторпедные сети и пять торпедных аппаратов. Благодаря мощной и разумно расположенной артиллерии линкор мог навязать противнику бой на большой дистанции, исход которого полностью зависел от точности, дальнобойности и калибра орудий.
Система водонепроницаемых переборок обеспечивала хорошую степень непотопляемости судна, а применение турбин мощностью 23 000 лошадиных сил вместо традиционных паровых машин поршневого типа позволяло развивать скорость до 21 узла. Экипаж судна состоял из 770 человек. По образцу «Дредноута» начинают строить почти все бронированные корабли, и его название становится нарицательным.

В попытках создать свой дредноутный флот русские даже опередили англичан - после «Петра Великого» (1877 г.) поворотные башни появляются на броненосцах «Император Николай 1» и «Гангут» 1889-1890 гг. постройки. К башням сначала относились с некоторым недоверием. Так, «Гаигут» имел всего одну носовую башню, укрывавшую единственное тяжелое орудие. Первым русским броненосцем истинно башенного типа стал корабль «Двенадцать апостолов», спущенный на воду в Николаеве в 1891 г. При водоизмещении более 8000 т он нес четыре 305-мм пушки в двух башнях на корме и на носу. Четыре 152-мм орудия располагались в верхнем каземате; помимо них на судне имелось 18 скорострельных пушек калибром 125 мм. Поясная броня 350-мм толщины закрывала ватерлинию, а нижний каземат, защищавший основания орудийных башен, был построен из 30-мм броневых листов.

Появление следующего русского башенного броненосца «Наварии» не заставило себя долго ждать. Именно он стал прототипом русских военных кораблей-дредноутов начала XX столетия. Несмотря на отсутствие брони в оконечностях, «Наварии» к моменту своего вступления в строй считался практически неуязвимым для вражеской артиллерии. Вместе с тем этот корабль, построенный по образцу английского броненосца «Трафальгар», имел существенный минус - низкий надводный борт, из-за которого «Наварин» не мог похвастаться хорошей мореходностью.
Разыгравшаяся во время Русско-японской войны цусимская трагедия не была случайностью ни для «Наварина», ни для повторившего его судьбу «Сысоя Великого», который строился по его образу и подобию. Ночью, после измотавшего всех боя, на уцелевшие русские корабли набросились легкие японские миноносцы. От взрыва на «Наварине» лопнула паровая магистраль, вышло из строя несколько царовых котлов.
Корабль отбивался из всех орудий, но от роковой торпеды спастись не удалось. Под пробоину - ценой сорока матросских жизней - удалось завести пластырь. Но раненый броненосец потерял ход, и вскоре его опять нагнали вражеские суда. Две выпущенные японцами мины довершили дело - корабль стремительно завалился на правый борт и исчез в пучине...

Эскадренный броненосец «Наварин» в «викторианской» окраске. Четыре дымовых трубы и отсутствие фок-мачты придавали кораблю довольно необычный вид

После Цусимы русские начинают восстанавливать флот. 3 нюня 1909 г. состоялась закладка четырех броненосных линейных кораблей: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут». Корабли были однотипными - впервые в русском флоте их орудия главного калибра (305 мм) были размещены в одну линию в четырех 3-орудийных башнях. А всего через два года началось строительство новой серии линкоров-дредноутов типа «Императрица Мария».

События войны подтвердили своевременность этого шага, В июле 1914 г. сквозь англо- французские кордоны к Босфору прорвались два германских судна - линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау», Рейд этих кораблей, плававших под турецким флагом, но в действительности находившихся под командованием немецкого адмирала Сушена, разом свел на нет превосходство русского Черноморского флота над эскадрой противника. «Гебен» с его десятью 208-мм орудиями и двенадцатью 150-мм пушками оказался сильнее «Евстафия» - лучшего на тот момент русского броненосца, а по скорости хода превзошел его более чем в полтора раза (27 узлов против 16).

Каждому из линкоров типа «Императрица Мария» было по силам остановить бесчинства «Гебена» или любого из подобных ему судов. Вооружение линкоров состояло из двенадцати ОРУДИЙ главного 305-мм калибра, двадцати 130-мм пушек и четырех торпедных аппаратов. Потопить новые корабли русских было значительно труднее, чем раньше. Переборки теперь доходили до верхней палубы, а в подбашенных отделениях устанавливалось третье дно.

Судьбу последних черноморских дредноутов решила революция. В апреле 1917 г, «Император Александр III» (один из кораблей серии «Императрица Мария») был переименован и стал называться «Волей». Та же участь постигла и другие линкоры - гордость российского флота. Год спустя Россию захлестнула волна иностранной интервенции. Чтобы не попасть в руки немцев, Черноморский флот прорвался из Севастополя в Новороссийск.

В пылу жестоких битв, разыгравшихся на суше и на море, большевики не сумели сберечь доставшееся им богатое наследство. 18 июля 1918 г. по приказу Ленина был затоплен линкор «Свободная Россия» (бывшая «Императрица Екатерина Великая»); пошли на дно и другие крупные суда. Остальные корабли вернулись в Севастополь, где им в очередной раз пришлось сменить хозяев. Среди них был и дредноут «Воля», вторично переименованный в «Генерала Алексеева». В 1920 г. белогвардейцы увели отвоеванный флот в Бизерту.

Франция приступила к постройке линкоров-дредноутов значительно позже России и других европейских держав. Первый французский дредноут «Жан Бар» появился тогда, когда «Император Александр III» уже доживал свои последние годы, «Жан Бар» и последовавшие за ним линкоры были не чем иным, как старательным подражанием зарубежным линкорам - в их конструкции не появилось ни одного нового элемента.

Начало Русско-японской войны застало японских судостроителей врасплох. Всеми своими победами Япония была обязана исключительно линкорам, построенным на английских верфях. Со спуском на воду первых броненосцев «Аки» и «Сатзума», заложенных японскими мастерами еще в 1903 г., явно не спешили. Их достраивали н переделывали уже после окончания войны. Несмотря на это, первые японские броневые суда так и не попали в разряд дредноутов. Быстро наверстав упущенное, японцы создали два похожих друг на друга броненосца дредноутного типа - «Кавачи» и «Сеттсу». У них было по 12 пушек главного 305-мм калибра, размещенных в шести орудийных башнях. Последние японские супер- дредноуты - «Фузо» и «Ямаширо», заложенные накануне Первой мировой войны, - были построены по американской системе. При рекордно большом водоизмещении в 30 600 т они превосходили остальные линкоры мощностью артиллерии. На них впервые применили орудия калибром 356 мм.

Японский броненосец «Сатзума»

Россия, увлеченная имперскими играми, давно и думать забыла о броненосцах береговой обороны. Опыт русских в этой области ограничивался всего тремя мореходными броненосцами, одним из которых был «Адмирал Ушаков». В свою очередь, в Скандинавских странах к этому типу кораблей относились гораздо серьезней. Этому способствовали особенности морского ландшафта. Береговая линия северных государств была сильно изрезана многочисленными мелководными шхерами, где броненосцы береговой обороны были просто незаменимы. В 1896 г. датские корабелы спустили на воду небольшой броненосец «Скольд» водоизмещением всего 2160 т. На нем установили одну пушку калибром 240 мм и два 119-мм орудия. Их мощность удалось увеличить за счет удлинения стволов.

Вслед за ним построили еще два однотипных корабля - «Халуф Тролле» и «Ольферт Фишер». При водоизмещении 3500 т они несли более сильное артиллерийское вооружение: две 240-мм, четыре 150-мм и шесть 47-мм пушек. Такие корабли продолжали строить вплоть до Первой мировой войны.

Последним и самым совершенным броненосцем береговой обороны должен был стать «Нильс Джуэль», решение о постройке которого было принято в 1914 г. На новом корабле планировалось установить два тяжелых 305-мм орудия и десять скорострельных пушек калибром 120 мм. Опыт последней войны заставил датчан пересмотреть принятые решения.

В Копенгагене поняли: время артиллерийских сражений надводных судов береговой охраны ушло безвозвратно. Мелководье, торпедные катера, миноносцы и подлодки не позволяли приблизиться к скандинавским берегам большим вражеским линкорам с тяжелой артиллерией на борту. Зато у броненосца береговой обороны появились новые противники - десантные суда, дирижабли и самолеты. Неудивительно, что спущенный на воду в 1918 г. «Нильс Джуэль» был вооружен совершенно иначе, чем планировалось раньше. Вместо орудий крупного и среднего калибра на нем установили десять 150-мм скорострельных пушек, два 47-мм орудия и четыре 57-мм зенитки.



Похожие публикации