Привить ребенку любовь к животным. Любовь к животным как форма воспитания

Психологи считают, что ребёнок с раннего детства должен контактировать с животными. Это воспитывает в нём такие положительные качества, как любвеобильность и заботливость. Прививать ребёнку любовь к животным нужно как можно раньше. Редакция сайт подскажет, как научить детей любить животных.

Именно с раннего возраста родители должны знакомить малыша с окружающим его миром. Природная среда ― это первое, куда ваш ребёнок попадает, выйдя из собственного дома. Ваш малыш активно и уверенно движется навстречу всему живому. Он идёт по улице и, заметив любое животное, будь то птичка, белочка, кошка или даже большая собака, активно и с большим интересом тянется к нему. Он понимает, что эти живые существа явно «не от мира сего», потому что не похожи ни на маму, ни на папу, и скорее всего, пообщаться с ними будет интересно.

Заметив любое животное, маленький человечек рефлекторно тянется к нему, пытаясь понять «что же это такое?» Конечно, как правило, кошечка или птичка убежит от малыша.

Вот тут задача родителей ― всевозможными способами дать понять ребёнку, что живое существо , например, маленькая беззащитная птичка, боится его и, улетая, пытается защититься. Объяснить это можно в домашних условиях, читая сказки про животных, показывая всевозможные картинки с их изображениями. Возможно, ребёнку будет интересно посмотреть картинки с животными, раскраски. Объясните, что любое животное ― это в первую очередь живое существо, которое бегает, прыгает, пугается и боится человека.

К двум годам начинайте показывать мультфильмы для самых маленьких. Особенно хороши советские мультики, где чётко видна любовь детей к животным. Мультики способны показать вашему карапузу, что с маленькими птичками, щеночками и кисками можно и нужно дружить, получая от этого удовольствие.

К четырём годам ребёнок уже начинает формироваться как личность, и если до этого возраста родители сумели показать ему, что означает добро и зло, любовь к животным и всем обитателям улицы, то, без сомнения, в дальнейшем доброе и нежное отношение к животным только закрепится в подсознании ребёнка. Очень многие дети, кстати, именно в возрасте четырёх лет просят завести им маленького «друга». Это может быть не обязательно кошка или собака, на первом этапе можно завести хомячка или черепашку.

На собственном примере объясните, как необходимо общаться с животным, что можно делать, а что доставит боль и неудобство новому другу. Малышу будет очень интересно заботиться о новом питомце.

Сходите с ребёнком в зоопарк ― это отличный способ знакомства детей с животными. Сейчас появилось очень много контактных зоопарков. Здесь можно не только посмотреть, но и покормить и погладить животных.

Если вы будете рассказывать ребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будете показывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть свои привычки и повадки, ребёнок это запомнит и будет стараться найти подход к каждому животному. Если у вас есть возможность, то свозите ребёнка в деревню и покажите, как выглядят и как живут овечки, свинки, гуси и утки. Только помните, что все они отличаются от домашних кошек и дрессированных собак, а значит, обращаться с ними нужно осторожнее.

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым, заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами.

Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям - переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины.

Многие родители, зная, что у них будет малыш, отказываются от удовольствия завести себе домашнего любимца, будь то кошка или собачка, кролик, птичка, черепашка и т. д. Мотивируют они это тем, что у ребёнка возможна аллергия на шерсть животного, боятся инфекций.

Иногда общение с животными может быть ограничено в силу объективных причин: у малышей возникают аллергические реакции от контакта с шерстью или кожей животного. Обратите внимание на тех питомцев, которые безопасны с этой точки зрения. Возможно, черепашка поможет малышу прикоснуться к природе - в буквальном смысле. В любом случае, аллергику нужно объяснять, как общаться с животными, только дополнительно рассказать о правилах безопасности.

Если ваш малыш родился, когда в доме уже были животные, или вы просто решили его завести, то старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Если вдруг вы заметили, что малыш проявляет агрессию по отношению к домашнему животному, то это тревожный звоночек для родителей: в вашем подходе к воспитанию есть серьёзные пробелы! Не пытайтесь решить вопрос наказаниями, это не поможет. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который укажет на ваши ошибки и поможет исправить их, а заодно подскажет, как привить ребёнку любовь к животным.

Учить обращению с животными нужно личным примером. Возьмите ручку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к питомцу, как его гладить. Объясните, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать чувства.

Как можно раньше придумайте, какую обязанность по уходу за питомцами сможет разделить ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой смогут дети, которые только научились переливать жидкости из одной ёмкости в другую. Также малютки справятся с сухим кормом и протянут листик капусты черепахе.

Каждый раз общайтесь с питомцем, разговаривайте с ним. Будет полезно придумать ответы, которые могли бы принадлежать вашему домашнему животному, если бы оно могло говорить. Так вы покажете ребёнку, что звери тоже хотят общаться и могут выражать свои эмоции.

Правила безопасности при общении с животными

Если вы держите животных, сообщите об этом педиатру, он расскажет вам правила безопасного общения ребёнка и питомца.

Не увлекайтесь общением суличными животными. Обязательно спрашивайте у хозяев разрешения подойти к кошке или собаке.

Итак, уважаемые родители: прививать любовь к животным с раннего детства значит сформировать у ребёнка чувство сострадания, воспитать в нём чувство ответственности вообще, в целом, и за того, кого приручили, в частности. Наверное, это является наилучшей формой воспитания!





Любовь родителей к своим детям не знает границ и это относится не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Когда рождаются дети, все мы становимся равными и пытаемся дать нашим чадам как можно больше тепла и заботы, чтобы они ни в чём не нуждались и всегда были сыты и довольны жизнью.



Одна из самых лучших мам - домашняя кошка. Её материнский инстинкт даёт о себе знать за несколько дней до родов. Все эти дни она находится в поиске объекта для своей заботы. После рождения котят, ни на шаг не отойдёт от них и не позволит к ним никому приблизиться.Кошки буквально души не чают в своих котятах, самозабвенно растворяясь в уходе за малышами. Инстинкт материнства развит у домашних кошек феноменально. При этом известно много случаев, когда они выкармливали, нежно заботясь, и представителей других семейств, делая это не менее преданно, чем заботясь о своих собственных детях. Люди давно это подметили. Они стали использовать этих животных в звероводческих хозяйствах для вскармливания только что родившихся соболей и лисят. Кошка может взять под свою опеку детёныша любого животного и выходить его. Причём он не будет обделён ни любовью, ни заботой.
В одном интересном исследовании немецких зоологов был проведен эксперимент по воспитанию кошкой маленьких цыплят! Мама-кошка ухаживала за ними, вылизывала и укладывала спать, прижав к себе, чтобы согреть своим теплом. Когда же в ходе эксперимента выводок цыплят подвергся атаке ястреба, кошка, ни секунды не сомневаясь, бросилась на их защиту и, даже сильно уступая в «боевой мощи» смертоносному хищнику, сумела спасти от неминуемой гибели беспомощных малышей!




Тигрицы не уступают в своей заботливости кошкам. Мама-тигрица выкармливает молоком своих маленьких тигрят до полугода, даже не смотря на то, что они уже после двух месяцев вполне способны питаться мясом. Со второй половины первого года существования мама-тигрица начинает терпеливо обучать малышей премудростям охоты, без знания которых тигрята попросту погибли бы в самостоятельной жизни. Интересно, что весь процесс выкармливания и обучения лежит полностью на тигрице - папа-тигр в этом участия практически не принимает.



Если львица забеременела, то, незадолго до родов, она уходит от прайда, находит тенистое, незаметное место и там на свет появляется потомство - в среднем, трое львят. За ними первое время ухаживает мать, а после возвращения в прайд все львицы одинаково ласковы с детенышами и не делают различия между своими и чужими.
Новорожденные львята весят всего 1-2 кг. На 11-й день они открывают глаза, а на 15-й начинают ходить. Первые два месяца жизни они питаются только молоком, но в этом возрасте они вместе с матерью возвращаются в прайд и помимо молока постепенно приучаются к мясу. В возрасте 7 месяцев (до 10) они переходят полностью на питание мясом. Вскоре они начинают сопровождать взрослых львов во время охоты, а с 11 месяцев уже могут самостоятельно убивать добычу. Однако до самостоятельной жизни еще далеко: львенок обычно не оставляет прайд до двух или даже четырехлетнего возраста. Молодые самки вообще остаются в прайде. Лев, как глава остается на подвластной ему территории и охраняет ее и своих детенышей от посягательств гиен и других львов. В то же время львица, являясь добытчицей всего прайда, проводит время, охотясь. Воспитание потомства у львов полностью ложиться на львицу. Когда львята подрастают, она берет их с собой, готовя к самостоятельной жизни в мире, полном опасностей.




Не меньшую заботу о своих малышах проявляют мамы-слонихи. Слониха вынашивает детёныша 22 месяца, а затем заботится о нём очень долгое время. Все новорождённые слонята слепые, обросшие шерстью и плохо стоящие на ногах. Они постоянно нуждаются в помощи. Молодой маме обязательно помогает «тётушка» - опытная слониха из стада. Она обучает неопытную маму всему, что связано с заботой о малыше. Эта же «тётушка», как акушерка, находилась рядом со слонихой во время родов и оказывала ей помощь.У окрепших слонят наблюдается чрезмерное любопытство и игривость. Заигравшись, они могут далеко убежать и заблудиться. Надзор за ними - сущее наказание для молодой матери. Поэтому не только «тётушки», но и все слонихи стада чувствуют себя ответственными за молодняк.Это позволяет окружить слонят круглосуточной заботой.


Орангутанги могут забеременеть всего лишь один раз за 8 лет, поэтому дети являются для них очень долгожданными и любимыми. Самки будут заботиться об их жизни так же, как о своей собственной. Самки крупных обезьян (орангутанги, гориллы, макаки и павианы) проявляют трогательную заботу о новорождённых. Детёныш находится под неусыпным материнским контролем очень долгое время. Они постоянно ласкают его, заглядывают с любовью в глазки. Подросшего и окрепшего малыша самки начинают знакомить со стаей. Это очень напоминает поведение людей. Орангутанги и гориллы обладают очень большим терпением и никогда не наказывают своих детёнышей. Они около 10 лет воспитывают своих детенышей: учат добывать еду, отличать съедобную траву от ядовитой, строить гнездо, беречься от дождя.



Медведицы - заботливые матери, они тратят несколько лет на воспитание своих детенышей. Медведи находятся на третьем месте после человека и приматов по уровню заботы о своих детенышах. У медведицы рождаются 2—3 крошечных медвежонка массой около 0,5 кг каждый. Они слепые, голые, беспомощные и нуждаются в материнской заботе. Медведица держит детенышей у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревая своим горячим дыханием. Она кормит медвежат густым молоком, которое у нее вырабатывается за счет накопленных с лета жировых запасов. С наступлением тепла подросшие медвежата покидают берлогу вместе с медведицей и под ее присмотром греются на солнышке и подкармливаются тем, что можно в это время отыскать в лесу.
Медвежат, которым исполнился год - зовут пестунами. Они разделяют материнские заботы о маленьких медвежатах.Через 3-4 года пестуны подрастают, малыши сами становятся пестунами. Отец-медведь в воспитании потомства не участвует. В тайге, где есть изобилие пищи для медведей, они не проявляют агрессии. Но этого не скажешь о медведице с выводком. Лучше вообще не попадаться такой особи в поле зрения. Если мамаша решит, что вы представляете опасность для ее потомства, противопоставить ей ничего не сможет даже вооруженный человек.




Живущие в очень суровых условиях белые медведи, тем не менее, проявляют образец заботы и ухода за своими малышами. Мама-медведица, готовясь к родам, активно набирает вес, который к моменту появления потомства почти удваивается! И все это лишь для того, чтобы не умереть от истощения после появления маленьких медвежат - ведь их нужно не только родить, но еще и выкормить! А это дело не одного дня.
Перед родами медведица устраивает себе в снегу уютную берлогу, где впадает в полудрему - некоторое подобие спячки у своих материковых собратьев. В этом состоянии и происходят роды. Появившись на свет, белые медвежата совершенно беспомощны и нуждаются в круглосуточной заботе своей мамы. Вот тут-то и пригодится набранный вес. Мама-медведица заботливо выкармливает своих малышей в течение восьми месяцев и только после этого она выводит их из берлоги, чтобы отвести к воде и научить ловить рыбу.
Еще в течение нескольких последующих лет мама-медведица заботится о своих медвежатах, обучая их всем премудростям жизни в суровых арктических условиях, являя образец материнской любви и заботы о своем потомстве.




Мама-бобриха очень трепетно относится к малюткам, но при этом не забывает со всей строгостью учить их жизни. Чтобы приучить их к воде, первые разы ей приходится силой выталкивать упирающихся бобрят в подводный коридор. Но это им только на пользу, вреда заботливая самка никогда не причинит своему потомству. До двух месяцев бобриха, можно сказать, не покидает маленьких зубастиков, кормит их молоком, чистит их «шубку». После того как малышам исполнится месяц - полтора, их постепенно отлучают от груди и приучают к обычной пище. Сначала им дают мягкие листики и кувшинки, кроме этого, подкармливают еще и молоком матери. О детенышах заботятся все члены семьи, оберегают и следят, чтобы те не попали в беду.
На протяжении двух лет родители-бобры стараются обучить детей всему тому, что им понадобится в самостоятельной жизни: строительству плотин, жилища, устройству кладовых и тому, как запасать еду на зиму, как уберечься от природных врагов.




Осторожная лиса перед появлением потомства устраивает свою нору в самых
глухих уголках леса. Кроме основной норы, она делает еще несколько запасных, чтобы в случае опасности было, куда перетащить лисят. Когда рождаются малыши, мать кормит их своим молоком, греет своим телом. В первые месяцы она выходит из норы только поесть и опять спешит к детям. Через два месяца у лисят открываются глаза и прорезаются зубы. Тогда мать берет их за загривок и выносит на мягкую травку, на солнышко. Лиса учит малышей быть осторожными. Чуть услышат лисята подозрительный шорох - мчатся со всех ног и прячутся в
нору. Каждый день мать выгоняет детей на солнечный свет. Лисята кувыркаются в траве, бегают друг за другом, а лиса сидит и сторожит. Первое время лиса сама приносит им пищу - мышонка, лягушку, а когда немного подрастут, мать начинает их учить охотиться: отводит детей подальше от норы и показывает, как ловить жуков, бабочек и мышей.



Коала - самое симпатичное и любимое в Австралии сумчатое животное. Детеныши рождаются безволосыми, слепыми и глухими, крошечными и похожи на плюшевых мишек. На протяжении 5 - 7 месяцев дети остаются в маминой сумке,
питаясь материнским молоком, после чего перебираются к ней на спинку, где и живут в своё удовольствие достаточно продолжительное время.




Кенгуру - удивительные животные. Они не только красивые и необычные,
но еще и заботливые мамы. Даже у самых крупных кенгуру при рождении детеныш весит меньше 1 грамма. Новорожденный заползает в сумку матери, где припадает к одному из четырех сосков. Кенгуру может вырабатывать четыре вида молока, в зависимости от возраста кенгуренка. Каждый тип молока вырабатывается в своем соске. Кроме того, у нее может быть два вида молока одновременно, если у нее есть детеныши разного возраста.
Мать заботится о малышах даже после того, как они покинут сумку. Большие рыжие кенгуру имеют уникальную особенность, позволяющую им увеличить сохранение рода. Несмотря на то, что у самки кенгуру после спаривания обычно рождается только один детеныш, она может отсрочить появление еще одного на то время, пока вынашивает первого (при этом самец ей совершенно не нужен). Таким образом, в случае, если самка потеряла детеныша, или, как это иногда бывает, он быстро вырос и покинул сумку матери, она может сразу же начать вынашивать второго. Этой особенностью задерживать вынашивание детеныша большие рыжие кенгуру пользуются и в случаях, когда оказываются в неблагоприятных условиях для вынашивания потомства.
Кстати, другой интересной особенностью данного вида является то, что самка кенгуру производит молоко разной жирности для детенышей разного возраста - причем, может делать это одновременно.




Ежиха - очень добросовестная мать. Она загодя устраивает для своих детей «детскую комнату» - круглую нору под землей, выстланную толстым слоем сухих листьев. Здесь и рождаются 7-8 малышей, слепые, беспомощные, розовые и мягкие. Через две недели у них открываются глаза, они обрастают
иголками. Первые дни мать ни на минуту не отходит от ежат и кормит их своим молоком. Уходя, она закрывает детей травой и листьями: и не видно малышей, и тепло им в такой упаковке. Когда у ежат открываются глаза, они начинают выходить из гнезда. Жмутся друг к другу. Отставшие от матери жалобно пищат, а мать бежит назад и ищет их. Найдет и носом подгоняет, чтобы не отставали.




Несмотря на свой свирепый вид и недюжинную силу зубастых челюстей, самки аллигаторов являются одними из самых заботливых мамочек в животном мире. Еще до того, как отложить яйца, мама-аллигатор самым тщательным образом выбирает место для кладки. При этом она готовит два разных места - одно для будущих девочек, а другое - для мальчиков, устраивая одно в куче преющих теплых листьев, а другое, обкладывая прохладным мхом.
После того, как яйца отложены, мама заступает на бессменную вахту, охраняя, как бдительный часовой своих будущих деток. Понятно, что, находясь под такой охраной, практически все яйца остаются в целости и сохранности. А сразу же после того, как из них появляются маленькие крокодильчики, мама отправляет их всех в свою огромную пасть! Но вовсе не для того, чтобы ими позавтракать, а для того, чтобы доставить их к воде. О своих детках мама заботится еще в течение целого года!




Самкам дельфина-касатки не откажешь в бдительности. Дело в том, что новорожденные дельфины не могут уснуть в течение месяца после своего рождения. Такого же графика приходится придерживаться и их мамам, чтобы суметь проследить за беспокойным потомством и вовремя защитить детенышей от многочисленных врагов.
Дельфины - матери тратят немало времени, обучая детенышей различным навыкам: правильно плавать, ловить добычу, избегать грозящей от хищников опасности.
Самки дельфинов никогда не бросают попавших в беду детенышей, а также усыновляют чужих малышей, ставших сиротами, спасая дельфинят от голодной смерти.


Продолжать описывать примеры проявления материнского инстинкта у животных можно до бесконечности. Ясно одно: они так же, как и люди, с нетерпением ждут пополнения, заботятся о малышах, радуются успехам своих детенышей и всячески их поощряют.















В заключение мне очень хочется вместе с вами вспомнить и посмотреть один из самых лучших и добрых мультфильмов, когда либо созданных в нашей стране - "Мама для мамонтёнка".
Советский рисованный мультфильм 1981 года.Сценарист: Дина Непомнящая. Режиссёр: Олег Чуркин. Роли озвучивали: Клара Румянова — мамонтёнок, Зиновий Гердт — морж, Рина Зелёная — слониха и бегемотиха, Зинаида Нарышкина — обезьяна.
Есть совершенно особые мультфильмы, предназначенные, вроде бы, для детей, но растапливающие и сердца взрослых. «Мама для мамонтёнка» как раз из таких. При виде маленького и потерянного детёныша, ищущего свою маму, всё переворачивается в душе.


Мама для мамонтёнка — это мультик, внушающий нам самые простые и самые важные чувства в нашей жизни. Чувства любви, сострадания, жалости, надежды. Ведь только благодаря им мы являемся людьми.

Любовь к животным как форма воспитания

Можно ли не любить домашних питомцев? Нельзя - уверены те, кто содержит дома собаку или кота. Более того, зачастую мы привязаны к ним даже больше, чем к членам семьи или друзьям... Что скрывается за столь сильными чувствами к братьям нашим меньшим? Подавляющее большинство горожан-владельцев собак и кошек, считает своих домашних питомцев настоящими членами своей семьи. Как это происходит?

Нужно с раннего детства прививать ребёнку любовь к животным

Очевидные достоинства

Мы к ним привязаны, мы вовлечены в их жизнь эмоционально. Мы готовы тратить на уход за ними свое личное время и большие деньги на их грумминг, на походы к ветеринару и поиски полезного корма... Мы терпим все неудобства, связанные с их содержанием: их шерсть, которая, кажется, уже повсюду в доме, их специфические запахи. Ради чего все эти жертвы? До последнего времени все психологи сходились во мнении, что наличие домашнего питомца в доме играет положительную роль. Скажем, в присутствии своей собаки ребенок, который не умеет концентрироваться и у него плохо получается заучивать стихи, вдруг без запинки читает их наизусть. Пожилые люди находят в общении с домашними питомцами недостающие им эмоции. Нам нравится общение с домашними животными потому, что оно эмоционально безопасно, предсказуемо и понятно. Мы знаем, что, когда переступим порог дома, любимый кот начнет громко урчать и тереться о ноги. И сколько мы ни будем бросать мяч, наша собака обязательно принесет нам его в зубах. Общение с братьями нашими меньшими, действительно, приносит нам истинное удовольствие и заряжает позитивом, оно для нас комфортно. Ведь мы разговариваем с ними, делимся своими секретами и переживаниями, полагая, что животные нас слышат и все понимают. Иначе говоря, мы всегда уверены в том, что на любое наше действие или даже слово мы получим от них эмоциональную обратную связь, что для нас очень важно. В общем, наличие собаки или кошки дома имеет много преимуществ.

Нам кажется, что они нас понимают, мы чувствуем их благодарность и симпатию к нам, эмоциональное расположение. Они никогда не будут нас критиковать, принимая нас такими, какие мы есть. Ведь собаке, по большому счету, не так уж важно, насколько хороший человек ее хозяин. Это чем-то похоже на то безусловное принятие, которое рождается у матери к собственному младенцу. А ведь именно его нам так не хватает, когда мы взрослеем.

Согласитесь, далеко не всегда нам столь же комфортно и безопасно находиться в обществе других людей, даже очень близких. Ведь и они бывают довольно непредсказуемы, зачастую их слова и поступки могут больно ранить. Более того, они оценивают нас, при этом далеко не всегда положительно, нередко даже критикуют. В обществе людей мы нечасто можем рассчитывать на те эмоции, которые получаем от общения с любимой собакой или котом. В этом случае не у каждого из нас найдутся сильные контраргументы в споре с автором известного афоризма: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». И потом, только с домашними питомцами мы чувствуем себя более могущественными и сильными. Ведь их жизнь, благополучие и удовольствие напрямую зависят от нас и наших решений. А тактильные ощущения, которые мы испытываем, лаская домашнего питомца, именно они дарят нам успокоение, утешение. И ответ на вопрос, почему именно теплокровные шерстистые млекопитающие становятся нашими домашними любимцами, кажется, достаточно очевидным. Однако не все так просто. Мы столько вкладываемся в наших домашних питомцев не только потому, что это наш каприз и нам так хочется.

Мы приписываем нашим любимцам человеческие чувства, поступки, эмоции и мысли. Не зря нам порой кажется, что еще немного - и он начнет говорить, и станет полноценным человеком. Этот феномен называется антропоморфизмом. Речь о том, что очеловеченный любимец нередко действительно превращается для нас в полноценного члена семьи. Он включается в нашу семейную жизнь.

Не зря некоторые возрастные пары, у которых нет детей или дети уже выросли и покинули родительский дом, относятся к своей собаке или кошке как к своему ребенку. Зачастую они даже признаются в том, что к собственным детям они таких сильных эмоций не испытывают.

Четвероногие посредники

Последние исследования не подтверждают выводов об исключительно позитивной роли собаки или кошки в развитии семьи. Речь о том, что мы, не сознавая этого, используем наших любимцев в качестве посредников в отношениях с другими ее членами. Нередко само наличие четвероногого друга в семье уже является симптомом нехватки в ней эмоциональной связи определенного типа. Иначе говоря, животное может смягчать проблему, а может, напротив, ее усугублять. Но никогда ее не решит. Это всегда полумера. Известно, что домашний питомец может «поддержать» семью на разных этапах ее развития, жизненного цикла. Более того, его появление в семье никогда не бывает случайным. Решение завести собаку или кошку зачастую возникает в самый, казалось бы, неподходящий момент - когда семья претерпевает изменения (в момент беременности жены, сразу после рождения ребенка или когда ему исполняется год, 3 года или 13-15 лет). Оно связано с тем, что с помощью домашнего питомца члены семьи будут пытаться снизить психологическое напряжение, тревогу, вызванные этими изменениями. И, вместо того чтобы пережить их, семья к ним оказывается не готова, она не может с ними справиться. Тогда палочкой-выручалочкой становится четвероногий любимец. Более того, в такие моменты уговорить семью не заводить домашнего питомца бывает просто невозможно.

Третьим будешь?

В семейной системной терапии считается, что триада устойчивее, чем диада. Иначе говоря, семья из трех человек более стабильна, чем пара. Третий позволяет двум другим членам семьи снизить тревогу. Традиционно третьим становится ребенок. Это наиболее устойчивый канал выражения эмоций взрослых: разговаривая о младенце, родители могут даже не касаться тех сложностей во взаимоотношениях, которые возникают между ними.

В молодой семье, в которой нет детей, или в паре, где взрослые дети уже отделились от родителей, щенок или котенок психологически замещает... ребенка. И для молодой пары, и для более взрослой домашний питомец может играть роль «идеального ребенка». В этом случае он не позволяет им научиться конструктивно разрешать возникающие конфликты. И не дает возможности семье перейти на следующую стадию жизненного цикла - завести ребенка или отпустить выросших детей.

Неполезный заместитель

Иногда четвероногий друг может замещать не только ребенка, но и другого члена семьи. Скажем, в случае развода с агрессивным мужем, который мог позволить рукоприкладство, женщина заводит грозного, злобного пса. Несмотря на усилия дрессировщика, хозяйка провоцирует собаку на проявления агрессивного поведения. В этой ситуации женщина воссоздает привычную ситуацию «жертва - палач», которую переживала в браке. В этом случае роль домашнего питомца положительной не назовешь. В другой ситуации щенок или котенок может помочь пережить депрессию, связанную со смертью значимого члена семьи. Здесь роль питомца позитивна.

Секретный агент сепарации

Нередко домашние питомцы становятся камнем преткновения в отношениях между молодыми людьми. Они используют принцип - если ты не любишь мою кошку/собаку, значит, ты не любишь меня. Тем самым пряча даже от самих себя свои страхи, сомнения и тревоги, связанные с партнером. Скажем, девушка встречается с молодым человеком, а у нее дома живет кошка. В какой-то момент девушке нужно было принять решение: съезжаться им или нет? Девушку мучил вопрос: у молодого человека аллергия на шерсть животных, поэтому ему не очень нравится ее кошка, как быть? В результате девушка приняла решение расстаться с мужчиной. В этом случае кошка, сама того не подозревая, стала агентом сепарации. Девушка на самом деле сомневалась в себе и чувствах молодого человека. Ее тревога нашла выход, переключив все внимание на кошку.

Ведь если бы девушка была уверена в том, что с этим человеком она проживет свою жизнь, родит детей и т. д., то ее домашнему питомцу можно было бы подыскать других хозяев. В ином случае четвероногие любимцы могут играть положительную роль, помогая подросткам отделяться от постоянно контролирующих родителей.

В век тотальной компьютеризации всех сфер жизни, в век виртуальных игр со скачущими монстрами, вампирами, маньяками, в которых наши дети палят из пистолетов и автоматов, отошли на задний план художественные кинофильмы, создатели которых говорили о воспитание любви к животным у ребенка.

Эти киноленты, конечно, во многом наивны, но они добрые и поучительные. В них с неистовой силой сарказма высмеивались и критиковались люди, которые не любили животных.

Достаточно вспомнить «Девочку и крокодила», где одна из озлобленных дам, сыгранная Зоей Федоровой, звонит соседке и заявляет: «Если я еще раз увижу вашу собаку на лестнице, то ошпарю ее кипятком». Еще одну «порядочную женщину», ненавидящую животных, сыграла в «Белом Биме Черном ухе» Валентина Владимирова, а двое глупых сорванцов-первоклассников, стащив из живого уголка черепаху, помчались с ней на танкодром, чтоб проверить панцирь на прочность. Черепашку спасла бдительность танкистов, которые заметили обреченное существо в колее и, передав по рации сигнал «Внимание, черепаха!», изменили движение колонны. Казалось бы, сказка, но как радовались торжеству справедливости четыре десятилетия назад советские октябрята и пионеры!!!


Привитие любви детей к животным и насекомым надо начинать с раннего детства, чтобы из них не выросли люди с садистскими наклонностями. Если родители заметили, что их сын или дочь затаптывают ногами кузнечиков, обрывают крылья у пойманных бабочек или стрекоз, им нужно доходчиво объяснить, что такого делать нельзя, что насекомые тоже живые существа и что им нельзя причинять физическую боль. Ребенок однажды и навсегда должен понять и запомнить эту истину.

Не нужно рассказывать, как мальчишки, издеваясь над котами, привязывают к их хвостам веревки с консервными банками. И как бедное животное в страхе убегает от металлического скрежета у себя за спиной. Случаи убийства и утопления дворовых кошек с котятами все теми же детьми и подростками, к сожалению, тоже есть факт. Стрельба сорванцов по голубям и воробьям из рогаток, из пневматических пистолетов с пластмассовыми пулями в XXI веке тоже не редкость. Откуда такое проявление жестокости и насилия к животным?
Увы, весь этот негатив исходит с экранов телевизоров, он ползет из Интернета. Достаточно вспомнить, с какой легкостью негативные герои сериалов на НТВ хладнокровно берут в заложники и убивают людей! Ребенок и подросток все это видит и ему хочется походить на тех «крутых» мэнов, поскольку их, видимо, еще не научили различать, «что такое хорошо, а что такое плохо».


Всем папам и мамам, которые не захотят в недалеком будущем бегать по адвокатам, обеспечивая защиту разнузданным детишкам, лучше подумать сейчас, как оградить ребенка от пропагандируемого насилия? Здесь родителям можно посоветовать взять в дом какого-нибудь питомца: попугайчика, хомячка, аквариумных рыбок, кошку или собаку, чтобы сыновья и дочери больше времени занимались уходом за животным, а не просиживали за компьютером.


Нашим детям сейчас не хватает духовности, чувства сострадания и терпимости к беззащитным птичкам, кошкам и собакам, а в современных школах о наличии «Живых уголков» с морскими свинками, ежиками, белками в клетках просто забыли. Нет у большинства учителей времени на всякие «телячьи нежности». Вот отсюда и проявление жестокости.

Так, к счастью, не везде! Большинство педагогов старой закваски не разучились воспитывать в детях чувство любви к животным.

Несколько лет назад в газете «Зорька» была статья про кошку, родившую чуть ли не десять котят в школьном сарае. Завхоз хотела котят утопить или закопать, но воспротивились учителя с учениками. Шефство над кошачьим семейством взял пионерский класс. Кошку с малышами регулярно кормили, даже дежурство возле сарая пятиклассники организовали, чтоб отгонять бульдогов, мопсов и других собак, выпущенных на прогулку.


У этой истории – счастливый конец. Дети разобрали котят по домам. Кто-то приютил и их мать. Вот если бы так поступали везде дети и их родители, то не было бы в наших социальных сетях жутких фотографий искалеченных человеком животных!

Итак, уважаемые родители: прививать ребёнку любовь к животным с раннего детства, значит сформировать у него чувство сострадания, воспитать в нём чувство ответственности вообще, в целом, и, за того, кого приручили в частности, наверно, это является наилучшей формой воспитания!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Как привить ребенку любовь к животным».

Характер и мировоззрение человека начинает формироваться еще в глубоком детстве. Находясь в самом раннем возрасте, мы все повторяем за своими родителями. Это касается слов, поведения, взглядов на жизнь, а также отношения к окружающему миру. Если мама и папа хотят, чтобы их малыш вырос добросердечным человеком, с любовью и бережностью относящимся к животным, им необходимо приучать его к этому на собственном примере.

Согласитесь, родители, которые рассказывают своим детям о том, как важно вести здоровый образ жизни, и при этом не выпускают из зубов сигарету, выглядят, по меньшей мере, глупо. Точно также и с животными – используйте любую возможность для того, чтобы демонстрировать хорошее отношение к ним. Куда бы вы ни собирались на прогулку, если вам на пути попалась стая птиц, уличная кошечка или дворовый щенок, не брезгуйте, чтобы покормить их. Будет замечательно, если в данном процессе ваш малыш примет участие. Согласитесь, нет ничего сложного в том, чтобы посыпать голубям крошки хлеба или налить водички в миску котенку.

Если у вас есть такая возможность, заведите домашнее животное. Кошка или собака, попугай или морская свинка, декоративный хомячок или ручная шиншилла – выбирайте питомца себе по душе. На первых порах не оставляйте их наедине с ребенком, дайте им время, чтобы они могли привыкнуть друг к другу, научиться общаться, подружиться. Объясняйте ребенку, что ваш новый любимец – это живое существо, который также может бояться, хотеть спать или кушать, играть или быть в одиночестве. Со временем учите ребенка быть ответственным человеком и ухаживать за своим домашним животным.

Знакомьте ребенка и с другими животными, не являющимися домашними. В этом плане не лишними будут периодические походы в зоопарк всей семьей. Не забудьте захватить немного яблок, хлеба, свежей капусты или бананов, ведь кормить обезьянок, лебедей, лам, оленей и других диких зверей так интересно и увлекательно. Не забудьте рассказывать малышу о той или иной разновидности животного, погружая его в совершенно незнакомый ему мир. Выполняйте вместе с детьми различные поделки на тему птиц и животных. Со временем вы увидите, что ваш сын или дочь начнет проявлять крайнюю заинтересованность и добросердечное отношение к братьям нашим меньшим.

Детские психологи в один голос говорят, что общение с животными полезно и крайне важно при формировании новой личности. Общение с любым животным с самого детства прививает такие черты характера как доброта, забота, терпение и настойчивость.

Итак, уважаемые родители: прививать любовь к животным с раннего детства, значит сформировать у ребёнка чувство сострадания, воспитать в нём чувство ответственности вообще, в целом, и, за того, кого приручили в частности, наверно, это является наилучшей формой воспитания!

Кстати, ни одна компьютерная игра не заменит живого общения с живым существом.




Похожие публикации