Медицинский уход за пациентами страдающими психическими расстройствами. Сестринский процесс в психиатрии

Реабилитация пациентов с психическими расстройствами

Реабилитация- система мероприятий, направленная на возвращение пациента к нормальной жизни и социальному взаимодействию. В реабилитации нуждаются практически все пациенты, перенесшие психическое расстройство. В настоящее время в нашей стране система реабилитации психически больных развита недостаточно. Существующие реабилитационные центры и программы не удовлетворяют растущие потребности в этом виде медико-социальной помощи. Реабилитационные мероприятия включают все виды психотерапии, группы поддержки пациетов со сходными проблемами, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж, лечебные ванны, фитотерапию, рефлексотерапию и многое другое. Очень важно для полноценной реабилитации частное пребывание на природе, посильный физический труд, достаточное количество положительных эмоций. Существенное влияние на процесс реабилитации оказывают обстановка в доме, комнате пациента, определенный ритм и распорядок его жизни, полноценное питание и достаточное употребление витаминов и микроэлементов.

Характер расстройств у психических больных, их поведение, восприятие ими окружающей обстановки и окружающих лиц, в том числе и медицинского персонала, имеют специфические особенности. В связи с этим семейный фельдшер должен владеть основными принципами непосредственной работы с такими пациентами.

Следует принимать пациентов такими, как есть, признавая их право вести себя так, как они ведут, уважая их достоинство и индивидуальность. Нужно стремиться поддерживать контакт пациента с реальностью и развивать с ним реалистические отношения. Для этого фельдшер должен прежде всего научиться хорошо понимать самого себя.

В общении с пациентами нельзя повышать голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам игнорировать их обращения, жалобы. Резкое, пренебрежительное обращение с ними способно спровоцировать возбуждение, агрессивные действия, попытки к побегу, самоубийству. Нужно регулировать поведение пациентов, если возникает такая необходимость, очень корректно. Беседа с пациентами должна быть направлена на уменьшение у них беспокойства, тревоги. У пациентов с галлюцинаторными, бредовыми нарушениями последние могут усилиться, если окружающие начинают перешептываться друг с другом, вести между собой тихие переговоры, споры.

Лечебные манипуляции (прием лекарств, инъекции, другие процедуры) выполняются согласно назначениям врача в указанные сроки. Необходимо следить, принимают ли пациенты таблетки. В период ремиссии при проведении поддерживающей терапии пациент должен принимать лекарства самостоятельно.



В ряде случаев тяжелых психических заболеваний родственникам следует в минимальной степени ограничивать свободу душевнобольного, стараться не прибегать без необходимости к методам стеснения и изоляции. Сохранение доверия и доброжелательность благотворно действуют на больного, уменьшая его тревогу. По мере возможности надо привлекать больного к самоуходу, поощрять его самостоятельности.

Предупреждение суицидальных попыток. Чаще всего суицидальные попытки совершают депрессивные пациенты, пациенты, с бредовыми и галлюцинаторными переживаниями императивного характера (когда «голоса» приказывают убить себя, выпрыгнуть в окно и т. п.). Семейный фельдшер должен знать обо всех душевнобольных с такими намерениями, обучить их родственников быть внимательными к высказываниям пациентов, следить за попытками пациента раздобыть веревки, шнурки, режущие предметы, накопить медикаменты. Их не следует оставлять без присмотра. В большинстве случаев необходима госпитализация в психиатрический стационар.

Доброжелательная атмосфера в семье, доверительные и поддерживающие отношения между ее членами, атмосфера заботы и внимания могут помочь предупредить суицидальные действия пациента. Если попытка все же реализуется, необходимо принять меры по оказанию экстренной помощи (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановка кровотечения, промывание желудка), вызвать бригаду «скорой помощи» и поставить в известность лечащего врача – психиатора.

Отказ пациентов от еды. Психически больные могут отказаться от еды по разным причинам. Некоторые из них могут считать пищу отравленной (галлюцинаторное – бредовые расстройства), депрессивные больные не едят из – за нежелания жить, у истериков отказ от пищи носит демонстративный характер с целью привлечения внимания. Реже больные отказываются, есть в знак протеста. Не могут самостоятельно принимать пищу пациенты с нарушением сознания (сопор, кома и др.), с кататоническим синдромом.

Во всех случаях в первую очередь необходимо разобраться в мотивах отказа от еды. В ряде случаев эффективны бывают психотерапевтические методы, убеждение, объяснение. Для стимуляции аппетита возможно назначение небольших доз инсулина (4-8 ЕД) подкожно. (Если пациент при этом не ест, для профилактики гипогликемии внутривенно вводят глюкозу).

При кататоническом ступаре применяется кофеин – барбамиловое растормаживание. Внутривенно медленно вводят 5-8 мл 5% раствора барбамила и 1-2 мл 10% раствора кофеина. После этого пациенты растормаживаются на 15-20 мин и становятся более доступными для кормления.

При безуспешности попыток накормить пациента в течении 3-4 дней можно прибегнуть к искусственному кормлению через зонд или к парентеральному кормлению путем внутривенного введения питательных растворов (глюкозы, гидрализатов белков, жиров).

Особенности ухода за пациентами, находящимися в кататоническом ступоре. Такие пациенты должны находиться в психиатрическом стационаре под постоянным наблюдением. Однако в силу различных обстоятельств они могут какое-то время содержаться в домашних условиях. Семейный фельдшер должен проинформировать родственников, что такие пациенты представляют опасность для окружающих из-за возможности возникновения у них импульсивных, в том числе и агрессивно-разрушительных, действий. В силу негативизма эти больные не общаются с ухаживающим персоналом и членами семьи, не предъявляют жалоб, основное время проводят лежа в постели. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за поведением больного, ежедневно тщательно осматривать его- нет ли пролежней, уплотнений в местах инъекций, проверять состояние полости рта и носоглотки, постели одежды. Пациента необходимо регулярно умывать, обрабатывать полость рта, при неопрятности осуществлять гигиенические подмывания, смену постельного и личного белья.

Необходимо следить за состоянием кишечника, мочевого пузыря, при необходимости производить катетеризацию, выполнять очистительные клизмы, проводить мероприятия, направленные на профилактику пролежней, застойной пневмонии.

В обязанности семейного фельдшера входит как помощь в проведении необходимых манипуляций при посещении больного, так и обучение родственников правилам ухода.

Особенности ухода за больными с нарушениями сознания и мышления. При уходе за пациентом со спутанным сознанием следует особое внимание обратить на окружающую его обстановку. Комната должна быть тихой, хорошо освещенной. Из нее необходимо убрать все лишнее, способное вызвать раздражение или повреждение. К пациенту нужно проявлять уважение и внимание. Для восстановления его связи с реальностью следует ориентировать его во времени и пространстве, делиться с ним последними новостями, постоянно объяснять и комментировать свои действия. Хорошо, если в комнате пациента будут находиться свежие газеты, часы, календарь. В действиях ухаживающих за таким пациентом должны присутствовать уверенность, доброта и терпение. Нужно многократно без раздражения повторять пациенту одну и ту же информацию. Следует внимательно следить за физиологическими функциями, помогать в выполнении гигиенических мероприятий, контролировать прием пищи и жидкости.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Смоленский государственный медицинский университет"

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Р еферат

Тема: Особенности ухода за больными с психическими заболеваниями

Выполнил: Лановенко Я.С.

Смоленск 2016

При лечении психически больных уход за ними имеет немаловажное значение. Уход за больными с психическими отклонениями имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, необходимо учитывать, что вы имеете дело с человеком, который в силу заболевания не может контролировать свои эмоции и действия. Поэтому ухаживающий за психически больным пациентом должен быть постоянно начеку, чтобы предотвратить возникновение возможных приступов агрессии или припадка. Нельзя обойтись также без таких качеств как терпение, бдительность и находчивость, так как в лечении психических заболеваний очень важно вовремя оказать необходимую помощь и уметь правильно реагировать в сложившейся ситуации. Уход за больными должен состоять не только из физической, но и из моральной поддержки. Поэтому ухаживающий за психически больным человеком обязан быть вежливым, приветливым, ласковым и участливым. При уходе за больными с психическими заболеваниями следует учитывать, что многие из них не могут самостоятельно обслужить себя. Больному необходимо оказывать постоянную помощь в решении, казалось бы, самых простых вопросов: умыться, одеться, поесть и даже встать с постели. Применяют те же мероприятия, что и у больных с соматическими заболеваниями. Больным с возбуждением, наличием мыслей о самоубийстве (суицидальных), а также ступорозным и неопрятным больным назначают постельный режим. Обычно таких больных помещают в специальные наблюдательные палаты с постоянным, круглосуточным постом наблюдения. Наблюдение за больными в психиатрической больнице преследует ряд целей: во-первых, оградить больного от неправильных действий, как в отношении себя, так и в отношении других лиц; во-вторых, предотвратить возможные суицидальные попытки. Большое значение имеет наблюдение за течением болезни, так как нередко при психических заболеваниях состояние больного в течение дня или ночи бывает совершенно различным. Наблюдение за больными осуществляются врачом и медицинскими сестрами.

Кроме постельного режима и наблюдения, уход за психически больными включает соблюдение распорядка дня, который должен строго соответствовать проводимому лечению. Утренний туалет для слабых, ступорозных и возбужденных больных проводится персоналом.

Медсестра психиатрического отделения должна знать, что такое галлюцинации, бред и бредовые идеи, паранойя, маниакальное, депрессивное, апатическое и кататоническое состояния, чтобы быстро сориентироваться, помочь больному не причинить вред окружающим и себе самому, вовремя разубедить в чем-то, но если это не удается, пригласить врача.

Для больных в психиатрической больнице стараются создать такие условия, при которых был бы обеспечен нужный покой. Шум как сильный раздражитель, особенно при длительном воздействии, истощает нервную систему человека. Известно, что шум утомляет и здорового человека, вызывает у него головную боль, учащает пульс и т.д. Понятно, что шум и суета особенно вредно влияют на психически больного человека. Психически больные не выносят шума, от этого у них усиливаются головные боли, появляется раздражительность, возникают вспышки возбуждения и могут обостряться симптомы заболевания.

Вся работа обслуживающего персонала в отделении психиатрической больницы поставлена и выполняется так, чтобы было тихо и ни в коем случае не допускалось никакого шума, чтобы ничто не волновало больных. Таким образом, в условиях тишины и покоя мозг психически больного оберегают от действия на него вредных раздражителей. Чтобы создать покой, все вновь поступающие больные обязательно находятся определенное время по назначению врача в постели. Постельное содержание больного успокаивает и сохраняет его силы, позволяет лучше его наблюдать.

Правильное чередование бодрствования и сна обеспечивает человеку нормальную работу его мозга и предохраняет нервные клетки мозга от истощения. Поэтому и бывает так полезен строго установленный распорядок дня; понятно, что четко установленный распорядок дня особенно показан психическим больным, находящимся на излечении в психиатрической больнице. С этой целью в отделениях психиатрической больницы устанавливается обязательное для всех больных расписание дня с точным указанием часов утреннего подъема, приема пищи, прогулок, занятий лечебным трудом, культурных развлечений, сна и т.д. Такой точно установленный режим способствует тому, что у больных скорее восстанавливается нормальная деятельность их нервной системы. Если больной ложится спать и встает по расписанию, в определенные часы, то он привыкает к засыпанию в установленные часы, его мозг получает во время сна нужный отдых. Если же больной ложится спать и встает в разные часы, тогда отдых его бывает беспорядочен и недостаточен. Выполнение больными строгого распорядка дня упорядочивает их поведение. Только точное выполнение режима дня приведет к успешному лечению больных. Напротив, всякое нарушение распорядка ведет к срыву лечебных мероприятий и затрудняет работу медицинского персонала.

Санитарные и гигиенические процедуры психически больных

Все больные должны содержаться в чистоте и регулярно мыться, кроме того, им могут назначаться гигиенические и лечебные ванны. При гигиенической ванне надо быстро и хорошо вымыть больного, начиная с головы, затем вытереть простыней и быстро одеть. При лечебной ванне следят по часам за тем, чтобы больной не пересидел назначенное время. Следят за состоянием больных в ванне (общий вид, цвет лица). Особый надзор ведется за больными с эпилепсией. В ванную комнату и обратно больных сопровождает санитарка. Слабых больных следует умывать, причесывать, кормить, следить за физиологическими отправлениями, своевременно подавать судно, утку. Если больной ходит под себя, его следует своевременно обмыть, насухо вытереть и надеть чистое белье; таким больным под простыню подкладывают клеенку. У лежачих больных могут появиться пролежни, с целью их предупреждения чаще меняют положение больного в постели. Следят, чтобы не было складок, крошек. Под крестец подкладывают резиновый круг, покрасневшие места смазывают камфорным спиртом. Если образовался пролежень, смазывают его мазью Вишневского, при нагноении - обрабатывают салфетками, смоченными диоксидином. Следят за чистотой полости рта, кожи, ногтей.

Уход за депрессивными больными

При уходе за депрессивными больными за ними строго следят и днем, и ночью: надо провожать их в туалет, умывальную, ванную. Осматривают одежду и постель, не припрятаны ли в них опасные предметы. Лекарства позволяется принимать только в присутствии сестры, чтобы больной не копил их с целью самоубийства. Следят, чтобы такие больные своевременно принимали пищу. Депрессивным больным нужен покой. Всякие развлечения ухудшают его состояние, и не нужно уговаривать его смотреть телевизор. У депрессивных больных часто бывают запоры, им своевременно делают клизмы. психиатрический паранойя депрессивный

Уход за больными в состоянии возбуждения

Беспокойных больных помещают в специальные отделения, где имеются палаты для сильнобеспокойных и слабобеспокойных. Если больной очень возбужден, то необходимо сохранять спокойствие медперсоналу. Надо стремиться мягко и ласково успокоить больного, переключить его на другую мысль. Если больной начинает биться головой о стену, его удерживают, применяют успокаивающие средства.

Удержание делают так: больного кладут на спину в вытянутом положении, по бокам кровати стоят по две санитарки - двое держат руки и двое ноги. Для удержания можно использовать одеяло, простыню. Нельзя больного держать за ребра, давить на живот, задевать лицо. Стоять лучше по бокам от кровати во избежание удара ногой больного. Нельзя садиться на ноги больного при удержании. В случае опасного возбуждения подходить к больному надо, держа перед собой одеяло и матрац, для смягчения внезапного удара со стороны больного. Каждая ситуация зависит от характера и степени возбуждения. Приемы удерживания усваиваются на практике под руководством врача и опытных медсестер. После внутримышечного введения беспокойному больному нейролептиков наступает сон. Больного переворачивают на живот, голову отводят набок и удерживают во время инъекций. Если больной вновь стремится вскочить с постели, бежать, нападать, нейролептики назначают курсом. Беспокойным больным назначают длительные теплые ванны (температура воды 37--38 °С). Больного отводят в ванну; заходят сзади, берут его за руки и быстро скрещивают их спереди, под грудью; при этом медперсонал с санитаркой стоят сбоку, чтобы больной не ударил ногой.

Различают шесть видов психомоторного возбуждения.

1. Галлюцинаторно-параноидное, встречается при галлюцинаторно-параноидных состояниях. Больной обороняется от врагов, нападает на них. Уговоры здесь не действуют. Применяют успокаивающие средства.

2. Депрессивное возбуждение встречается при депрессивном состоянии. Больной бьется о стену, царапает лицо, кусается. Здесь ласковые слова могут помочь, дополнительно назначаются психотропные противодепрессивные средства, больного можно придерживать с участием одного санитара.

3. Маниакальное возбуждение при маниакально-депрессивном психозе. На фоне болтливости, шумливости больной может напасть на окружающих. Уговоры не применяют, только психотропы в сочетании с наркотическими средствами.

4. Возбуждение в состоянии делирия (при инфекциях, алкогольных или др. отравлениях). Больной вскакивает, бежит, гонит от себя кого-то. На лице выражение страха. Слова могут подействовать на больного, применяют снотворные, сердечные средства.

5. Кататоническое возбуждение при кататонных состояниях. Движения больного нелепы, бессвязная речь. Слова персонала не оказывают влияния. Требуется удержание, используют нейролептики в сочетании с успокаивающими препаратами.

6. Возбуждение при сумеречном состоянии сознания возникает у больных эпилепсией. Он борется с огнем, переживает страшные события. Больной опасен, нападает на окружающих. Слова бесполезны, больного удерживают. Приближаться надо осторожно, попытаться взять больного за конечности, уложить в кровать и удерживать до окончания приступа. Помогает клизма из хлоралгидрата. В последнее время эпилепсия с сумеречным состоянием встречается редко.

Уход за неврологическими и психическими больными имеет сходства и различия. Цель одна - облегчить страдания больных, улучшить их самочувствие и помочь быстрее выздороветь или добиться длительной ремиссии. Работа связана не только с физическим, но и с психическим напряжением, но если добиваться успехов, то работа не будет казаться тяжелой и трудной.

Список литературы

1. Справочник фельдшера под редакцией профессора А.Н. Шабанова"Медицина" 1976 год

2. Справочник по психиатрии, издание второе, переработанное и дополненное, под редакцией А.В. Снежневского МОСКВА "МЕДИЦИНА" 1985 год

3. Статья "Уход за больным с психическим расстройством", 2009 год

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура психиатрической помощи. Поведение медицинского персонала с возбужденными, бредовыми, депрессивными больными. Особенности ухода за лицами пожилого возраста. Лечение больных детей с деменцией, расстройством сознания и воли. Кормление через зонд.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2014

    Техника определения пульса на лучевой и сонной артерии. Артериальное давление, методика его измерения. Особенности ухода за больными с гипертонической болезнью, с болями в сердце, с инфарктом миокарда, с острой или хронической сердечной недостаточностью.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Основные клинические признаки и оказание помощи при терминальных состояниях. Методы наблюдения и ухода за больными интенсивной терапии. Особенности ухода за тяжелобольными, стариками и умирающими больными. Констатация смерти и обращение с трупом.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2015

    Симптомы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Диспепсические расстройства. Контроль за состоянием функций кишечника. Гастрит, желудочное кровотечение, язвенная болезнь. Основные правила ухода за больными с заболеваниями органов пищеварения.

    реферат , добавлен 10.11.2014

    Задачи медицинского персонала в послеоперационном периоде. Особенности ухода за больными после наркоза; местные осложнения. Купирование болевого синдрома: применение наркотических и ненаркотических анестетиков, нефармакологические методы борьбы с болью.

    лекция , добавлен 11.02.2014

    Болезни пожилых людей. Правила питания больных пожилого возраста. Общие принципы ухода за больными пожилого и старческого возраста. Особенности течения заболеваний различных органов. Обеспечение мероприятий личной гигиены. Контроль приёма лекарств.

    презентация , добавлен 25.03.2015

    Физиология мочевыделительной системы. Функции почек. Химическое исследование мочи. Причины полиурии, энуреза, олигоурии, странгурии, дизурии и анурии. Лечение артериальной гипертензии и острой почечной недостаточности. Уход за больными при задержке мочи.

    презентация , добавлен 28.02.2017

    Клиническая картина заболеваний каузалгия и таламический синдром, причины возникновения болевых синдромов в течение болезни. Бред и галлюцинации, возникшие в связи с болезнью, характеристика и этапы их протекания, разновидности и диагностирование.

    реферат , добавлен 20.07.2009

    Особенности ухода за больными хирургического профиля. Гигиенические мероприятия по уходу за кожей. Профилактика и лечение пролежней. Наружные и внутренние экзогенные пролежни. Стадии развития пролежней. Клинические проявления пролежней при заболевании.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2012

    Описание клиники инфаркта миокарда. Ознакомление со статистикой данного заболевания в России. Изучение основных элементов сестринского ухода за больными, страдающими инфарктом миокарда. Обзор обязанностей медицинской сестры в блоке интенсивной терапии.

Страница 1

В отношении психиатрии в обществе сформировалось негативное предубеждение. Между психическими и соматическим заболеваниями усматривают большие различия. Поэтому пациенты и их родственники часто стыдятся заболевания, скрывают факт обращения к психиатру. Часто окружающие, даже медицинские работники относятся к людям с психическими расстройствами неестественно: с излишним опасением (даже страхом), с подчеркнутой жалостью или снисходительно. Такое отношение может затруднять сестринский процесс на всех его этапах.

Наилучшая помощь психическим больным оказывается тогда, когда их состояние воспринимается остальными только как болезнь. Это помогает больным сохранять самосознание, необходимое для их исцеления.

Ухаживающий персонал не должен воспринимать личность пациента, с ее потребностями, желаниями и страхами только с точки зрения диагноза заболевания. Целостный уход охватывает личность, болезнь, профессию, семью, взаимоотношения и пр. Психически больной человек - это не только объект для ухода. Активно задействовать пациента в решении его проблем со здоровьем - главная задача ухаживающего персонала. В этом смысле уход за больным означает не только выполнение необходимых медицинских манипуляций, он означает намного больше: сопровождение, объяснение, побуждение к действиям и внимание к проблемам пациента.

Процесс ухода осуществляется поэтапно следующим образом: сбор информации, постановка сестринского диагноза, выявление проблем пациента (при аффективных состояниях проблемы будут следующие: при депрессиях: подавленное настроение - гипотимия, снижение волевой активности - гипобулия, двигательная заторможенность, замедление мыслительного процесса, при маниях: повышенное настроение - эйфория, усиление волевой и двигательной активности, ускорение мыслительного процесса, веселость беззаботность и т.д.), определение целей ухода, планирование ухода, осуществление ухода и оценка результатов. Оценка эффективности ухода основывается на результатах повторного сбора информации о состоянии пациента и дает возможность контроля и внесения необходимых поправок в процессе ухода.

Качественный уход возможен в случае партнерского взаимодействия между пациентом и ухаживающим персоналом. Такого взаимодействия можно достичь лишь путем установления отношений доверия между пациентом и ухаживающим персоналом. Поэтому медицинская сестра должна обладать коммуникативными навыками, знанием медицинской психологии и определенными личностными качествами: уважением отдельного индивидуума, способностью к эмпатии, выдержкой и др.

В общении с психическими больными нельзя повышать голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам, игнорировать их обращения, жалобы. Всякое резкое, неуважительное обращение с больными способно спровоцировать возбуждение, агрессивные действия, попытки к побегу, самоубийству. Следует воздерживаться от обсуждения с больными состояния и поведения других больных, высказывать свою точку зрения на правильность лечения, режима. Нужно регулировать поведение больных, если возникает такая необходимость, очень корректно. Беседа с больными должна касаться только вопросов лечения, быть направленной на уменьшение у них беспокойства, тревоги.

Медицинские сестры, младший медицинский персонал на дежурствах должны быть одеты в строгий медицинский халат, медицинскую шапочку. Неуместны броские украшения, демонстративные прически, яркий макияж, и все, что может привлечь повышенное внимание больных. В карманах халата не должны находится острые предметы, ключи от отделения, шкафов с медикаментами. Пропажа ключей требует принятия срочных мер по их поиску, так как это может повлечь за собой побеги больных из отделения.

Лечебные манипуляции (раздача лекарств, инъекции и другие процедуры) выполняются согласно назначениям врача в указанные сроки. Необходимо следить, принимают ли пациенты таблетки. Раздача лекарств без контроля за их приемом не допускается, поэтому медикаменты больными принимаются только в присутствии медсестры.

За психическими больными необходим надзор, который бывает трех видов. Строгий надзор

назначается депрессивным больным с тенденцией к самоубийству. В палате, где находятся такие больные, круглосуточно находится медицинский пост, палата постоянно освещается, в ней не должно находится ничего кроме кроватей. Из палаты больные могут выходить только с сопровождающими. О всяком изменении в поведении больных сообщается немедленно врачу. Усиленное наблюдение

Смотрите также

Экспериментальные аутоиммунные заболевания
В течение длительного времени внимание врачей и биологов привлекает вопрос, может ли сенсибилизация против собственных тканевых компонентов быть причиной болезни. Опыты по получению аутосенсибилизац...

Биологическое действие радиации
Фактор радиации присутствовал на нашей планете с момента ее образования, и как показали дальнейшие исследования, ионизирующие излучения наряду с другими явлениями физической, химической и биологическо...

Классификация артритов
Выделяют две основные группы артритов: 1) Артриты – самостоятельные нозологические формы; 2) Артриты, свя­занные с другими заболеваниями. К самостоятельным нозологиче­ским форм...


Введение

Структура психиатрической помощи

Описание психического статуса в медицинской документации

Поведение медперсонала с возбужденными, бредовыми, депрессивными больными

Особенности ухода за лицами пожилого возраста и ослабленными больными

Порядок раздачи лекарств

Роль медсестры в обучении членов семьи по уходу за больными на дому

Заключение

Список литературы


Введение


«Я, торжественно, перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе»

Обязательство Флоренс Найтингейл.

Психиатрическая больница - стационарное учреждение здравоохранения , осуществляющее лечение и реабилитацию лиц с психическими расстройствами , а также выполняющее экспертные функции, занимаясь судебно-психиатрической, военной и трудовой экспертизой. Историками высказывались утверждения, что первая психиатрическая больница возникла вблизи северогерманского города Эльбинг либо в испанском городе Валенсия . В 2005 году на конгрессе Всемирной психиатрической ассоциации прозвучало мнение, согласно которому первые учреждения такого рода появились в VIII веке на Ближнем Востоке в Багдад е. Известно также, что специальные больницы, в которых лечили умалишенных, существовали в Константинополе - одна из таких больниц помещалась при церкви святой Анастасии, считавшейся целительницей душевнобольных. Вплоть до XVIII века душевнобольные в России находились на попечении монастырей. Самой старой психиатрической больницей в России порой называют Колмовскую больницу, в 1706 году новгородский митрополит Иов построил в Колмовском монастыре под Новгородом дом для подкидышей и инвалидную больницу, где содержались и лица с психическими расстройствами. В 1779 было объявлено об открытии в Петербурге первого русского специального доллгауза «для пользования сумасшедших», ставшего через несколько лет отделением Обуховской больницы . К 1810 году в России было открыто четырнадцать специализированных учреждений, к 1860 году их число достигло сорока трёх. По свидетельству современников, в качестве мер стеснения применялись железные цепи, «ремни сыромятные» и смирительные камзолы. Наряду с другими методами лечения, в ходу были рвотные средства, водолечение, кровопускание и лечение пиявками. В советской психиатрии, в отличие от западной, стремившейся преимущественно к амбулаторному лечению, преобладала обратная тенденция: усиленно строилось всё большее количество стационаров.

Современная стационарная помощь душевнобольным осуществляется в условиях специализированных психиатрических больниц. В последнее десятилетие определилась четкая тенденция к сокращению числа психиатрических коек. Если в начале текущего столетия их число в западных странах составляло 4-6 коек на 1000 населения, то сейчас этот показатель в ряде стран сократился в 2-3 раза. Обеспеченность психиатрическими койками в различных регионах нашей страны различна. В среднем этот показатель составляет 1,5-2 койки на 1000 населения. Работа медицинского персонала в условиях психиатрических учреждений отличается от таковой в других больницах и имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены главным образом тем, что многие психически больные не понимают своего болезненного состояния, а некоторые вообще не считают себя больными. Кроме того, у больных с расстроенным сознанием может наблюдаться резкое двигательное возбуждение. В связи с этим к медицинскому персоналу в психиатрических больницах предъявляют особые требования: постоянная бдительность, выдержка и терпение, находчивость, чуткое, ласковое отношение и строго индивидуальный подход к больным. Большое значение имеет согласованность в работе всего коллектива сотрудников отделения и больницы. Так, как знание всех деталей по уходу и надзору за психически больными является необходимым условием работы медицинской сестры или фельдшера в психиатрической больнице то и целью данной работы является закрепление практических навыков по уходу за психически больными, повышение теоретических знаний в сфере оказания психиатрической помощи.


1. Структура психиатрической помощи


Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга - одна из основных проблем медицинской этики, соответственно медицинская деонтология является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и так далее), то медицинская деонтология обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, гинеколога, педиатра, онколога, рентгенолога и т.д.). Следовательно, медицинская деонтология - есть часть медицинской этики, совокупность необходимых этических норм и предписаний для медицинских работников в осуществлении профессиональной деятельности. Аспектами деонтологии являются: взаимоотношения медиков с больным, родственниками больного и медиков между собой. Основой взаимоотношений является слово, что было известно ещё в древности: «Лечить надо словом, травами и ножом», - считали древние целители. Умным, тактичным словом можно поднять настроение больного, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление и в то же время неосторожным словом можно глубоко ранить больного, вызвать резкое ухудшение его здоровья. Важно не только, что говорить, но и как, зачем, где говорить, как отреагирует тот, к кому обращается медицинский работник: пациент, его родственники, коллеги и т.д.

В психиатрической больнице, в зависимости от психиатрической бдительности, могут быть предусмотрены следующие режимы. Режим «А» - режим усиленного наблюдения медицинского персонала за больными с депрессией <#"justify">Таблица 1. Структурно-логическая схема психического статуса

Психическая деятельность Позитивные расстройства (П) Негативные расстройства (Н) Личностные особенности (Л) Познавательная сфера (П) Восприятие Мышление Память Внимание Эмоциональная сфера (Э) Низшие эмоции Высшие эмоции Поведенческая сфера (П) Инстинктивная активность Волевая активность Сфера сознания (С) Аллопсихическая ориентировка Аутопсихическая ориентировка Соматопсихическая ориентировка

Описание психического статуса проводится после составления представления о синдроме, которым определяется состояние, об его структуре и индивидуальных особенностях. Описание статуса является описательным, по возможности без употребления психиатрических терминов, таким образом, чтобы другой врач, обратившийся к истории болезни поэтому клиническому описанию смог бы путем синтеза дать этому состоянию свою клиническую трактовку, квалификацию. Придерживаясь структурно-логической схемы психического статуса необходимо описывать четыре сферы психической деятельности. Можно избрать любую последовательность при описании этих сфер психической деятельности, однако нужно соблюдать принцип: не описав полностью патологию одной сферы, не переходить к описанию другой. При таком подходе ничто не будет упущено, так как описание идет последовательно и систематизировано.

Рекомендуется начать изложение психического статуса с описания внешнего вида и поведения больного. При этом следует отметить, как больной доставлен в кабинет (пришел самостоятельно, в сопровождении, пошел на беседу охотно, пассивно или отказался прийти в кабинет), позу больного во время беседы (стоит, сидит спокойно, беспечно или беспокойно двигается, вскакивает, куда-то стремится), его осанку и походку, выражение лица и глаз, мимику, движения, манеры, жестикуляцию, опрятность в одежде. Отношение к беседе и степень заинтересованности в ней (сосредоточенно слушает или отвлекается, понимает ли содержание вопросов и что мешает больному их правильно понимать).

Особенность речи больного: оттенки голоса (модуляции тембра - монотонный, громкий, звучный, тихий, охрипший, крикливый и т.п.), темп речи (быстрый, замедленный, с паузами или без остановок), артикуляция (скандированная, заикание, шепелявость), словарный запас (богатый, бедный), грамматический строй речи (аграмматичная, разорванная, путаная, неологизмы), целенаправленность ответов (адекватные, логичные, по существу или не по существу, конкретные, обстоятельные, витиеватые, одноплановые, разноплановые, законченные, оборванные и т.п.).

Должна быть отмечена доступность или отсутствие доступности больного. При затруднении возможности контакта отразить, чем это обусловлено (активным отказом от контакта, невозможностью контакта ввиду психомоторного беспокойства, мутизма, оглушения, ступора, комы и т.д.). При возможности контакта описывается отношение больного к беседе. Необходимо подчеркнуть, активно или пассивно излагает больной свои жалобы, какой эмоциональной и вегетативной окраской они сопровождаются. Следует указать, если больной не жалуется на свое психическое состояние и отрицает какие-либо психические расстройства у себя. В этих случаях, активно расспрашивая больного, описывается даваемая им интерпретация самого факта стационирования в больницу.

Описывается целостное поведение, соответствие (несоответствие) поступков больного характеру его переживаний или окружающей обстановке. Приводится картина необычных реакций на окружающее, контакты с другими больными, персоналом, знакомыми и родственниками. Общая характеристика личности с оценкой своего состояния, отношение к близким, к лечению, ближайшие и отдаленные намерения.

Вслед за этим необходимо описать поведение больного в отделении: его отношение к приему пищи, лекарств, к пребыванию в больнице, отношение к окружающим больным и персоналу, склонность к общению или отгороженности. Описание психического состояния заканчивается изложением результатов исследования внимания, памяти, мышления, интеллекта и критики больного по отношению к болезни и ситуации в целом.

3. Поведение медперсонала с возбужденными, бредовыми, депрессивными больными


Возбуждение представляет собой сложное патологическое состояние, включающее речевой, мыслительный и двигательный компонент. Оно может развиваться на фоне бреда, галлюцинаций, расстройств настроения, сопровождаться растерянностью, страхом и тревогой. При оказании помощи возбужденному больному основная задача медсестры состоит в обеспечении безопасности больного и окружающих. Часто для контроля над беспокойством достаточно бывает создать спокойную обстановку и наладить контакт с пациентом, чтобы он чувствовал себя в безопасности. При психотических расстройствах (бред, галлюцинации) для купирования возбуждения применяют нейролептики-антипсихотики. Основное показание к инъекциям психотропных средств - отсутствие согласия больного на лечение, поскольку различия между таблетированными и инъекционными формами препаратов касаются в основном скорости развития терапевтического эффекта и, в меньшей степени, уровня достигаемой седации. Оптимальный путь введения лекарственных средств - внутримышечный; внутривенное введение препаратов необязательно, а в некоторых случаях физически невозможно. Современные стандарты терапии предполагают использование таблетированных (например, рисперидон, оланзапин) и инъекционных форм атипичных антипсихотиков (например, Рисполепт Конста) в качестве средств первой линии у всех групп пациентов, в то время как традиционные нейролептики остаются препаратами резерва. При декомпенсации психического заболевания у соматически здорового пациента для купирования возбуждения при необходимости используются максимальные дозы препаратов. Обычно внутримышечно вводят оланзапин (Зипрекса) в дозе 5-10 мг или зуклопентиксол (Клопиксол-Акуфаз) в дозе 50 мг. Введение некоторых нейролептиков (галоперидол, зуклопентиксол, оланзапин, трифлуоперазин) нередко сопровождается развитием экстрапирамидных расстройств и требует параллельного использования корректоров - антипаркинсонических средств, таких как тригексифенидил (Циклодол, Паркопан, Ромпаркин). При отсутствии атипичных нейролептиков можно вводить 100-150 мг (4-6 мл 2,5 %-ного раствора) хлорпромазина (Аминазина) или левомепромазина (Тизерцина) внутримышечно. Введение нейролептиков требует контроля уровня артериального давления в связи с опасностью развития коллапса. Для профилактики ортостатических реакций применение нейролептиков в дозах, превышающих минимально эффективные, следует сопровождать внутримышечной инъекцией 2,0-4,0 мл 25 %-ного раствора Кордиамина (в другую ягодицу). Из таблетированных препаратов предпочтение отдается рисперидону (Рисполепт) в дозе 1-4 мг или обладающему сильным нейролептическим и седативным действием клозапину (Азалептин, Лепонекс) в дозе до 150 мг однократно.

Допускается временная фиксация больного с тяжелым возбуждением при обязательном документировании медсестрой данной процедуры. В этом случае больной должен находиться под постоянным наблюдением медицинского персонала. Важно не допускать пережатия кровеносных сосудов, для чего фиксирующие повязки должны быть достаточно широкими. Согласно закону «О милиции» (1991) и приказу МЗ РФ и МВД РФ «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» № 133/269 от 30 апреля 1997 г. правоохранительные органы должны в подобных случаях оказывать содействие врачам.

Транквилизаторы (в частности, бензодиазепины) наиболее эффективны при невротических расстройствах, в частности при панических атаках; их применение рекомендуется также в тех случаях, когда диагноз неясен. Из группы бензодиазепинов оптимально использование препаратов с более коротким периодом полувыведения и максимальным анксиолитическим эффектом, например, лоразепама. При возбуждении, развивающемся вследствие глубоких метаболических расстройств (при интоксикации, тяжелой инфекции и др.), также предпочтительно применение транквилизаторов бензодиазепинового ряда -диазепама в дозе 10-30 мг (2-6 мл 0,5 %-ного раствора) или лоразепама в дозе 5-20 мг (-8 мл 0,25 %-ного раствора). Нейролептики в таких случаях лучше не применять, а при необходимости их использования дозу препаратов следует уменьшать.

При ажитированной депрессии (с длительным речедвигательным возбуждением), меланхолическом раптусе возможно внутримышечное введение антидепрессантов с седативным действием (с целью потенцирования успокаивающего эффекта), например амитриптилина в дозе 40-80 мг (2-4 мл 2 %-ного раствора). Препараты выбора для лечения психомоторного возбуждения - седативные нейролептики, в том числе в виде комбинации с дифенгидрамином (Димедрол) или прометазином (Дипразин, Пипольфен), или транквилизаторы. Транквилизаторам должно быть отдано предпочтение у пожилых, при наличии тяжелых соматических заболеваний, выраженной гипотонии. Лекарственные препараты вводят парентерально, однако не следует пренебрегать назначением их перорально, влияя тем самым на скорость начала действия препарата. Необходима коррекция доз препаратов в сторону увеличения, если больной ранее уже получал психофармакотерапию. Галоперидол, зуклопентиксол, оланзапин, трифлуоперазин обязательно назначают с корректором - тригексифенидилом (Циклодол) в дозе 2 мг.

При организации ухода за возбужденными больными необходимо учитывать, что, независимо от нозологической основы психического заболевания они совершают множество лишних действий, не поддаются уговорам, сопротивляются попыткам успокоить их. Для большинства таких пациентов характерна неожиданность поступков, психомоторное возбуждение часто сопровождается речевым, больные громко, порой, бессмысленно кричат. Они не в состоянии контролировать свои поступки, под влиянием бредовых идей, расстройств восприятия или в связи с расстроенным сознанием больные нередко совершают действия, представляющие опасность и для них, и для окружающих, которые не всегда могут правильно оценить состояние пациента, учесть возможные последствия его поведения. Острое начало заболевания нередко вызывает у окружающих страх. Главная задача при этом - установить характер заболевания и немедленно приступить к оказанию помощи. При уходе и надзоре за возбужденным больным в первую очередь нужно обеспечить безопасность самого пациента и его окружающих, создать благоприятные условия для оказания помощи. В палате, в которой находится больной, не должны находиться посторонние, кроме тех, кто будет участвовать в организации надзора за ним, необходимо убрать колющие, режущие и другие предметы, которые могут быть использованы как средства самоубийства или в качестве орудия нападения. Медработник ни в коем случае не должен проявлять страха перед больным, относиться к нему заботливо, спокойно, терпеливо, но в то же время быть твердым и решительным. Чтобы избежать неожиданного удара или нападения, необходимо подойти к больному сбоку, усадить его, положить руки на его кисти рук и попытаться успокоить, объясняя, что ему ничего не угрожает и его состояние скоро пройдет и т.п. Спокойная беседа нередко уменьшает возбуждение. Если установить контакт с больным не удается, необходимо прибегнуть к лекарственным средствам, купирующим возбуждение. При отказе больного принять лекарство его вводят насильно. Однако наступившее под влиянием фармакологических средств успокоение больного часто носит временный характер, и после прекращения действия препарата возбуждение возникает с прежней силой. Успокоение пациента ни в коем случае не должно усыплять бдительность врача. Основные правила надзора за больным, страдающим психозом, - тщательность, непрерывность и действительность. При маниакально-депрессивном психозе поведение больного в состоянии маниакального возбуждения в значительной мере обусловлено повышенным настроением, стремлением к деятельности. Обычно такого пациента удается отвлечь от нежелательных действий. Запреты вызывают у таких больных гнев и раздражение, а слово оказывает благоприятное влияние.

Часто встречающиеся ошибки: Оставление больного без надлежащего наблюдения и контроля за его поведением; Недооценка опасности психомоторного возбуждения для самого больного и окружающих (в том числе не привлечение помощи сотрудников милиции); Пренебрежение методами физического удержания; Уверенность в необходимости только внутривенного введения седативных средств, исключая внутримышечный и пероральный пути; использование корректоров при введении нейролептиков, способных вызывать побочные экстрапирамидные расстройства.


Правила приема и сдачи дежурств


Чаще всего передача дежурства производится утром, но может производиться и днем, если одна медицинская сестра работает первую половину дня, а вторая - вторую половину дня и ночью. Принимающая и сдающая дежурство медсестры обходят палаты, проверяют санитарно-гигиенический режим, осматривают тяжелобольных (проведены ли меры по профилактике пролежней, смена постельного и нательного белья) и расписываются в журнале приема и передачи дежурства, в котором отражены общее количество больных в отделении, число тяжелобольных и лихорадящих, перемещения больных, срочные назначения, состояние медицинского инвентаря, предметов ухода, чрезвычайные происшествия. В журнале обязательно должны быть четкие, разборчивые подписи принявшей и сдавшей дежурство медицинских сестер.

Медицинская сестра, проверяя лист назначений, ежедневно составляет «порционник» (если отсутствует диетная сестра). Порционник должен содержать сведения о количестве различных диетических столов и видах разгрузочных и индивидуальных диет. На больных, поступивших вечером или ночью, порционник составляет дежурная медицинская сестра. Сведения палатных медицинских сестер о числе диет суммирует старшая медицинская сестра отделения, они подписываются заведующим отделением, затем передаются в пищеблок.

Журнал учета лекарственных средств списка А и Б. Лекарственные средства, входящие в список А и Б, хранят раздельно в специальном шкафу (сейфе). На внутренней поверхности сейфа должен быть перечень этих лекарств <#"justify">.внимательно прочитать этикетку на упаковке и запись в листке назначений;

.раздавать лекарственные средства только у постели больного;

.больной должен принять лекарство присутствии медсестры (за исключением средств, принимаемых во время еды);

.средства, назначенные до еды должны быть приняты им за 15 минут до приёма пищи; средства, назначенные больному после еды, должны быть приняты через 15 минут после приёма пищи; средства, назначенные больному натощак, должны быть приняты им утром за 20 - 60 минут до завтрака (противоглистные, слабительные);

.снотворные должны быть приняты больным за 30 минут до сна.

В некоторых лечебных отделениях медсёстры в целях экономии времени заранее раскладывают лекарственные средства на лотки, разделенные на ячейки с указанием фамилии больного и номера палаты, и 3 раза в день разносят эти средства больным. Такой порядок раздачи лекарственных средств имеет существенные недостатки:

.невозможно проконтролировать, принял ли больной лекарственное средство;

.не соблюдается индивидуальная схема раздачи (не все лекарственные средства надо принимать 3 раза в сутки (иногда 4 - 6 раз в сутки), некоторые до еды, другие - после или во время еды, а третьи - на ночь;

.возможны ошибки (средства, назначенные одному больному, вследствие невнимательности медсестры попадают в ячейку другого больного);

.трудно ответить на вопросы больных о назначенных лекарственных средствах, поскольку в лотке средства находятся уже без аптечной упаковки. Медсестра часто не может назвать средства и его дозу, особенности действия, что вызывает негативную реакцию больного и нежелание принимать неизвестные ему средства.

Медсестра не имеет право сама назначать или отменять или заменять одни средства другими. Исключение составляют те случаи, когда больной нуждается в экстренной помощи или появились признаки непереносимости лекарственного средства. В любом случае обо всех изменениях в назначениях медсестра должна поставить в известность врача. Если лекарственное средство дано больному ошибочно или превышена его разовая доза, следует немедленно сообщить об этом врачу.


Особенности лечения больных детей с деменцией


Деменция - снижение интеллектуальных функций, обычно медленно прогрессирующее, при котором нарушаются память, мышление, логика, способность концентрировать внимание и обучаться, а также нередко происходит изменение личности. Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.

Лечение деменции у детей - довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются далеко не всегда. Больным с подобным заболеваниям необходим ежедневный уход. Лечение деменции у детей проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток. При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.

То есть первая ступень, это диагностика деменции <#"justify">Фармакологическое лечение деменции подразумевает применение средств группы психостимуляторов, например, кофеина (Кофеин-бензоат натрий), мезокарба (Этимизол, Сиднокарб). Из средств растительного происхождения применяют тонизирующие препараты: элеутерококка, женьшеня, лимонника, левзеи и ряда других.

Эти средства, воздействуют на ЦНС и повышают выносливость при психических и физических нагрузках, они малотоксичны и больные хорошо их переносят.

К числу Ноотропных средств относят: Нооцетам, Ноотропил, Луцетам, Пирацетам, препарат гидролизата мозга животных - Церебролизин.


Больные с расстройством сознания


Наиболее важным признаком сумеречных состояний является внезапное расстройство сознания. Обычно без видимой причины, без каких-либо предвестников наступает такое изменение сознания, при котором поведение больного начинает определяться остро возникающими галлюцинаторно-бредовыми явлениями устрашающего характера. Внешне больные кажутся мало изменившимися, часто их деятельность остается последовательной, что сразу же позволяет отличить эти состояния от делирия. Однако первый же обращенный к больному вопрос или сказанное им слово показывают, что больные дезориентированы: не понимают, где они находятся, не узнают окружающих их людей, не могут назвать число, месяц, год, не помнят своего имени и имен близких им людей. Речь больных связная, грамматически правильно построенная, но в то же время беседовать с ними невозможно. Они не отвечают на вопросы, сами не ждут ответа на свои высказывания. Они говорят, ни к кому не обращаясь, как бы сами с собой. Характерна относительная однообразность состояния с резко выраженными аффективными расстройствами в виде злобы, напряженности, тоски и страха, бессмысленной ярости. В более редких случаях глубина сумеречного нарушения сознания менее выражена, ориентировка в известной мере сохраняется, бред и галлюцинации могут быть невыраженными. Наблюдается внешне упорядоченное поведение, однако возможны аффекты страха, злобности, напряженности, приступы внезапной агрессивности и жестокости (дисфорический тип сумеречного состояния). Особая опасность сумеречного состояния заключается в том, что, несмотря на внешне упорядоченное поведение, больные могут совершать неожиданные тяжелые агрессивные действия, нападая на окружающих, разрушая все на своем пути. Агрессивность, жестокость отличают сумеречные состояния.

Сумеречные состояния могут чередоваться с эпилептическими припадками, быть единственным проявлением эпилепсии, периодически повторяться или возникнуть всего 1 раз. При уходе за больным эпилепсией следует помнить, что ввиду своеобразия характера они часто вступают в длительные конфликты с окружающими больными, что может привести к агрессии, медсестра должна вовремя уметь отвлечь больного, успокоить его. Однако если все же больной остается злобным, напряженным, необходимо это довести до сведения врача. Во время дисфории, которая может продолжаться несколько часов, к больному не нужно часто обращаться, стремиться вовлечь в какие-нибудь занятия, так как он в это время раздражен и злобен. Лучше предоставить ему полный покой продолжая вести наблюдение за его состоянием.

Необходимо обеспечить безопасность больного и окружающих, предотвратить опасные действия, вызванные страхом, тревогой, возбуждением. Поэтому меры по надзору за больным приобретают первостепенное значение, особенно при остром галлюцинаторном состоянии. Для уменьшения возбуждения вводят аминазин (2-4 мл 2,5 %-ного раствора) или тизерцин (2-4 мл 2,5 %-ного раствора) внутримышечно или эти же препараты внутрь по 100-200 мг в сутки.

При продолжении применения аминазина или тизерцина, дозы которых могут быть повышены по назначению врача до 300-400 мг в сутки, их сочетают с препаратами, избирательно действующими при галлюцинациях: трифтазин до 20-40 мг в сутки, или галоперидол до 15-25 мг в сутки, или триседил до 10-15 мг в сутки внутримышечно либо внутрь в тех же или несколько более высоких дозах, или этаперазин до 60-70 мг в сутки.

Помимо надзора за больными, медсестра следит за выполнением ими гигиенических мероприятий, в случае отказа пациента от пищи применяет кормление через зонд. Медсестра также должна тщательно следить за тем, принимает ли пациент лекарства, осматривая полость рта больного после дачи ему медикаментов.


Уход за больными с расстройствами воли. Кормление через зонд


В отделениях, как правило, бывают беспомощные больные, за которыми необходим самый тщательный систематический уход. К этой группе относятся больные с кататоническим и депрессивным ступором, с тяжелыми органическими поражениями головного мозга при наличии параличей или глубокого слабоумия, физически слабые больные и др. Они часто не могут самостоятельно есть, их нужно кормить и поить из рук. Физически слабым больным, а также в случаях расстройства глотания пищу надо давать преимущественно жидкую, небольшими порциями, не торопясь, так как больные легко могут поперхнуться. Необходимо следить за чистотой белья и постели. периодически с этой целью следует подкладывать больным судно. Для освобождения кишечника применяют очистительные клизмы. Больных, которым разрешено вставать, нужно водить в туалет. В случае задержки мочи (чаще это наблюдается при кататонии) ее надо выпускать при помощи катетера. Важно внимательно осматривать (не менее 1-2 раза в неделю) кожные покровы больных, так как у них легко возникают пролежни, опрелости. Особое внимание надо обращать на область крестца, ягодиц. При появлении первых признаков пролежней - стойкого покраснения кожи - больного следует уложить на резиновый круг, систематически протирать кожу камфарным спиртом. Ротовую полость, особенно если больной не пьет и не ест и его кормят через зонд, следует периодически промывать. Нужно строго следить за чистотой волос (лучше коротко стричь их).

Большого внимания обслуживающего персонала требуют больные, отказывающиеся от еды. Отказы от еды могут иметь различное происхождение: кататонической ступор, негативизм, бредовые установки (идеи отравления, саообвинения), повелительные галлюцинации, запрещающие больному есть. В каждом случае надо попытаться выяснить причину отказа от еды. Иногда после уговоров больной начинает самостоятельно есть. Некоторые больные доверяют кормить себя только кому-нибудь из сотрудников или родственнику. Больные с явлениями негативизма иногда едят, если около них оставить пищу и отойти. Часто помогает введение инсулина натощак, в результате чего усиливается чувство голода. В ряде случаев персоналу удается кормить больного, преодолевая небольшое сопротивление.

Если все принятые меры не приводят к положительным результатам, приходится кормить больного искусственно через зонд. Для проведения этого мероприятия необходимо приготовить: 1) резиновый зонд (диаметр отверстия около 0,5 см, один конец закругленный, с двумя боковыми отверстиями, другой - открытый); 2) воронку, на которую надевают открытый конец зонда; 3) вазелин или глицерин для смазывания зонда перед введением; 4) питательную смесь, в состав которой входит 500 грамм молока, 2 яйца, 50 грамм сахара, 20-30 грамм сливочного масла, 5-10 грамм соли и витамины (питательная смесь должна быть теплой); 5) два стакана кипяченой воды или чая; 6) чистый резиновый баллон; 7) спички; 8) роторасширитель. Когда все приготовят, больного укладывают на кушетку на спину. Обычно больной оказывает сопротивление, так что его приходится удерживать 2-3 санитарам. Конец зонда смазывают вазелином или глицерином и вводят через нос. Обычно зонд без больших усилий хорошо проходит через носовой ход в носоглотку, затем в пищевод и достигает желудка, для этого зонд надо ввести на длину около 50 см. При прохождении зонда в области носоглотки у больного рефлекторно появляются отдельные рвотные движения, кроме того, сам больной может стремиться вытолкнуть зонд. В это время могут быть кратковременные задержки дыхания, больной краснеет, напрягается. В таких случаях рекомендуется на некоторое время прикрыть рот больному и сказать ему, чтобы он дышал через нос и делал глотательные движения. Если у больного появляются затрудненное дыхание, синюшность лица, усиливается возбуждение, зонд надо быстро удалить. Прежде чем вводить питательную смесь, необходимо окончательно убедиться в том, что зонд находится в желудке. Показателем этого является следующее: 1) больной свободно дышит; 2) пламя горящей спички, поднесенное к воронке, не отклоняется в сторону и через воронку можно прослушать шум перистальтики желудка; 3) введение воздуха в воронку при помощи баллона вызывает шумы в области желудка, напоминающие урчание.

Кормление производят следующим образом. Вначале в воронку вливают около полстакана воды или чая. После этого начинают наливать питательную смесь. Для того, чтобы она не слишком быстро поступала в желудок, воронку не следует держать высоко. Затем в воронку вливают 1-2 стакана кипяченой воды или чая. Зонд нужно удалять быстро, но не резким движением. По окончании кормления больного следует на несколько минут остановить в том же положении, так как иногда он может вызвать у себя рвоту. Для предотвращения рвоты применяют атропин (подкожная инъекция за 10-15 минут до кормления). Кормление через зонд приходится иногда проводить на протяжении нескольких месяцев, поэтому периодически нужно производить осмотр носовых ходов. В случае если зонд невозможно ввести через нос (искривление носовой перегородки, полипы), его надо вводить через рот, но для того, чтобы больной не зажимал зонд зубами, предварительно необходимо ввести роторасширитель. Кормление через зонд производит врач или медицинская сестра под его наблюдением.

10. Роль медсестры в обучении членов семьи по уходу за больными на дому


Мультисемейная терапия - это психообразоватльный метод, суть которого заключается в том, что пациент и его родственники получают информацию и учатся решать проблемы лечения психиатрически больных людей. В результате этого семья чувствует себя более уверенной, становиться менее зависимой от психиатрической службы.

Мультисемейная терапия включает в себя два этапа: образовательный и этап решения проблем. На первом этапе пациентам и родственникам дается подробная информация по различным вопросам психического здоровья. Второй включает в себя систематические встречи 2 раза в месяц с членами группы в течении 2-х лет. Целью этих встреч является решение различных жизненных проблем.

психиатрический больной медицинский деменция

Заключение


Особое место в выздоровлении психических больных занимает коррегирующий уход за ними, который осуществляется медицинским персоналом. Для ухода за психическими больными медсестра должна обладать все более сложными, естественнонаучными, а также техническими познаниями и навыками. Это как раз и отчетливо проявляется в проведении терапевтических процедур психически больным людям, который включает в себя не только выдачу им лекарственных препаратов, но и создание лечебного режима в отделении, способствующего скорейшему выздоровлению. Комплекс таких мероприятий был изложен исходя из личного опыта работы в психиатрическом отделении. Особое внимание уделялось раздачи больным лекарственных препаратов, выполнение целого ряда процедур, проведению искусственного кормления, уходу за возбужденными больными. Коррегирующий уход за психическими больными включает и проведение санитарно-гигиенических, создание в отделении режима покоя, эмпатии, оптимизма.

Исходя из личного опыта можно констатировать, что медсестра, безусловно, заслуживает того, чтобы быть освобожденной от второстепенных задач, дезорганизующих, мешающих концентрированию внимания на главном, направлении всей энергии на действительно важные задачи по уходу за больными, на занятия с ними.

Медсестра не прислуга, это дипломированный и полноправный специалист.


Список литературы


1. Авруцкий Г.Я. Неотложная помощь в психиатрии. - М.: Медицина, 1988.

Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. - М.: Медицина, 1988.

Вовин Р.Я., Иванов М.Я. Социальная и клиническая психиатрии. - М.: Медицина, 1995.

Зеневич Г.В. Вопросы диспансеризации психически и нервно больных. - М.: Медицина, 1993.

Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. - Л.: Медицина, 1985.

Руководство по психиатрии. Том 2. / Под ред. Г.В. Морозова. - М.: Медицина. 1988.

Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. Том 2. - М.: Медицина, 1983.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

От медсестер требуется детальное знание симптоматологии аффективных расстройств, особенно депрессий. Последние, как уже указывалось, могут наблюдаться у пациентов, находящихся не только в психиатрических учреждениях, но и в соматических клиниках. Квалифицированная медсестра должна уметь распознавать депрессии, маскирующиеся под соматические заболевания (соматизированные депрессии), и вовремя дать пациенту и его близким совет проконсультироваться у психиатра.

Особенности общения с пациентами. Сбор информации.

Пациенты при депрессивном и маниакальном эпизодах средней и умеренной степени обычно способны дать о себе весьма исчерпывающую информацию. Однако эмоциональные нарушения способны ее существенно исказить. Так, пациент, нахо-дящийся в маниакальном состоянии, видя все в розовом свете, может не упомянуть о ряде болезненных симптомов - наблюдающейся потере веса, бессоннице, суточных колебаниях настроения. Правда, он охотно расскажет о своих легкомыс-ленных связях, приключениях, путешествиях, алкоголизации или приеме наркотиков.

С другой стороны, пациент в депрессивном эпизоде может не упомянуть об идеях греховности, виновности, особенно если у него появляются суицидные мысли. Больные с сенестопатически-ипохондрическими переживаниями будут подробнейшим образом говорить о своих болезненных ощущениях, не останавливаясь на изменениях настроения.

При маниакальных и депрессивных эпизодах обязателен сбор информации у родственников и близких пациента.

При маниакальных и депрессивных эпизодах с тяжелыми психотическими проявлениями сбор информации очень затруднен; у самого пациента удается получить весьма незначительную часть информации. Причины этого: депрессивный ступор, уверенность больных, что они нуждаются в наказании, казни, но не лечении.

При маниакальных состояниях пациенты не способны к длительному поддержанию разговора из-за отвлекаемости и двигательного возбуждения. Таким образом, беседа с близкими таких пациентов приобретает еще большую значимость.

Медсестра должна умело осуществлять общение с пациентами, высказывающими бредовые идеи. Разубеждение на остром этапе болезни ничего, кроме вреда, не может принести. Спор с пациентом, высказывающим идеи самоуничижения, может вызвать у него взрыв тоски, а тот же спор с пациентом в маниакальном эпизоде с идеями переоценки собственной личности или величия может вызвать у него гневливость и агрессивность.

Сестра всегда может предложить перенести беседу на вечернее время, когда выраженность аффективных расстройств у пациентов обычно стихает.

Активнаяпсихокоррекция бредовых переживаний может начинаться только при их затихании.

У пациентов с тяжелыми психотическими депрессиями иногда приходится прибегать к императивным формам общения, например приказаниям при приеме лекарств. У пациентов в маниакальном эпизоде императивы порождают гневливость.

При сборе информации у пациентов с аффективными расстройствами настроения необходимо четко выявлять следующее:

1. Наличие или отсутствие суицидных мыслей или намерений у пациента (при субъективном анамнезе).

2. Наличие или отсутствие агрессивных тенденций, направленных на своих родных, других пациентов, медперсонал.

3. Наличие или отсутствие бредовой продукции.

4. Наличие или отсутствие психомоторного возбуждения.

5. Характер изменения настроения.

6. Способность пациента к продуктивному общению, учитывая изменение мышления и двигательной активности.

7. Степень потери веса и наблюдающиеся тенденции к его повышению или дальнейшему снижению.

8. Наличие расстройств аппетита или способности к регулярному потреблению пищи и питья.

9. Наличие расстройств сна и характер этих расстройств.

10. Соматические симптомы, сопровождающие аффективные расстройства (запоры, повышение АД, головные боли, отсутствие месячных, импотенция у мужчин).

11. Наличие (или отсутствие) дефицита самоухода - мытья, одевания и т. п.

12. Наличие или отсутствие проблем с работой, связанных с развитием маниакального и депрессивного эпизодов.

13. Наличие или отсутствие проблем в семье, как связанных, так и не связанных с болезнью. Понимание семьей и близкими болезненного состояния пациента.

14. Реакцию пациента на назначенные ему психотропные средства - их переносимость. (Особенно это касается таких сильнодействующих средств, как аминазин, галоперидол, соли лития, амитриптилин, имипрамин.)

Типичные проблемы пациентов.

При депрессивных эпизодах наиболее важной животрепещущей проблемой пациента являются суицидные мысли и намерения. Агрессивность в отношении окружающих проявляется редко, уже упоминались кошмарные случаи расширенных самоубийств, когда пациенты либо считали, что члены семьи должны разделить вину с ними, либо полагали, что все они обречены на гибель.

Проблемой депрессивных пациентов является пониженная самооценка, которая при усугублении состояния приводит к суицидным мыслям. Понижение двигательной активности при тяжелых депрессиях может явиться одной из причин отказа от пищи и обусловливать дефицит самоухода.

Безусловно тяжелыми и опасными проблемами при депрессиях являются те, которые вытекают из соматических изменений. Это и потеря веса и длительные запоры, и беспокоящие пациентов при легких и умеренных депрессиях отсутствие менструаций и импотенция мужчин, и, наконец, изнуряющая бессонница.

У депрессивных пациентов не наблюдается тяжелых конфликтов в семье и проблем с работой.

Антидепрессанты, принимаемые пациентами, зачастую являются сильнодействующими и их плохая переносимость может представлять тяжелую проблему.

Побочные эффекты медикаментов могут явиться источниками проблем и у пациентов с маниакальными эпизодами. Это касается солей лития, кумулирующих в организме, и нейролептиков, вызывающих разнообразные проявления паркинсонизма: спазмы мышц, непроизвольные движения.

В отличие от депрессивных пациентов у больных, переживающих маниакальные эпизоды, проблемы в семье и на работе появляются нередко. Они совершают легкомысленные поступки, вступают в конфликты, что часто не принимается близкими и сослуживцами за болезнь.

Часто раздраженно-гневливое настроение вообще преобладает в маниакальном эпизоде над эйфорией.

Таким образом, при маниакальном эпизоде агрессивность, направленная на других, является главнейшей, приоритетной проблемой.

Планирование сестринских вмешательств .

· Необходимо определять срочные и приоритетные.

· Далее, должны обозначаться члены лечебной команды, принимающие участие в решении проблем, исходя из чего вмешательства делятся на независимые (решаемые только медсестрой) и взаимозависимые (решаемые в сотрудничестве с врачом, социальным сотрудником, психологом и т. д.).

· Непременно обозначаются и потенциальные проблемы - у пациента, находящегося в стационаре, могущие возникнуть после его выписки, или же факторы риска у амбулаторного пациента.

· Время оценки вмешательств зависит от необходимой срочности их решения. Так, например, эффективность вмешательств, касающихся суицидных тенденций у пациента, должна оцениваться ежедневно.

· Вмешательства, требующие долгосрочного решения, например восстановление семейных отношений, могут оцениваться еженедельно.

· Вмешательства должны быть индивидуальными для каждого пациента и затрагивать не только его, но и родственников, и близких.

Типичные сестринские вмешательства при аффективных расстройствах.

1. Управлять поведением пациентов с суицидными тенденциями - строгий надзор в остром состоянии, психокоррекция при затихании суицидных идей, особая бдительность в начале лечения антидепрессантами. Прибегать к частому общению.

2. Оценивать глубину депрессии, другие сопутствующие психотические симптомы. Отражать результаты наблюдения в дневнике (сестринской истории бо-лезни). Помогать клиенту выражать свои переживания, одобрять его попытки общения с окружающими, установить отношения доверия.

3. Управлять поведением пациента в маниакальном эпизоде: строгий надзор в разгар речедвигательного возбуждения, повышенной гневливости и агрессивности. Психокоррекция при затихании болезненного процесса.

4. Оценивать выраженность мании, характер бредовых идей и другие симптомы с отражением в дневнике.

5. У депрессивных и маниакальных пациентов регистрировать продолжительность и глубину сна.

6. Регистрировать изменения веса, количество потребляемой воды и пищи, физиологические отправления. При необходимости прибегать к зондовому кормлению. При длительной задержке стула ставить клизмы, при задержке мочи проводить катетеризацию мягким катетером.

7. Помогать пациентам в самоуходе (гигиене) в острый период болезни и побуждать их к самоуходу при затихании аффективных расстройств.

8. Помогать пациентам при затихании маниакального и депрессивного эпизодов установить правильную самооценку. При этом целесообразно перенести центр общения на вечернее время, когда аффективные расстройства затихают.

9. Обучать как самого пациента, так и его близких познанию природы болезни. Определить значимость внешнего стресса как угрозу рецидива. Ознакомить близких с признаками рецидива и с общим прогнозом заболевания.

10. Проводить активную работу с семьей и близкими пациента, если болезнь внесла разлад в семейные отношения.

11. Осуществлять мониторинг лечебного и побочного действий лекарств.

12. Ознакомить как самого пациента, так и его близких с побочными явлениями назначенных ему медикаментов и в то же время объяснить им недопустимость самолечения.



Похожие публикации