Внешняя политика ссср в период «холодной войны» (1945–1953 гг.). Внешняя политика ссср после войны и начало «холодной войны

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах.
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли.

После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. 1946 год стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации. В Западной Европе стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. "плана Маршалла", суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).

Одновременно в странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". После победы при поддержке СССР так называемых народно-демократических революций во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР "сферы безопасности", что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-1948 гг.

Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы:
сначала в 1949 г. - Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными методами, то США стремились поставить преграду для распространения коммунизма, делая ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу, что было связано прежде всего с обладанием США на протяжении почти всей второй половины 40-х годов монополией на атомное оружие.

Уже с осени 1945 г. в и Вашингтоне стали раздаваться довольно резкие высказывания в адрес друг друга, а с 1947 г. - открытые угрозы и обвинения. На протяжении 40-х годов происходило постоянное возрастание напряженности в отношениях Восток-Запад, достигшее апогея в 1950-1953 гг., во время войны в Корее.
До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых предпринимались попытки найти решения внешнеполитических вопросов. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

В оккупационных зонах США, Англии и Франции формировалась социально-экономическая система западного образца, а в восточной оккупационной зоне СССР - модель сталинского социализма. Осенью 1949 г. была образована Федеративная Республика Германии, а затем - Германская Демократическая Республика.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе аналогичные процессы происходили в Китае и Корее.

Еще в 1945 г. СССР, США и Англия договорились отказаться от вмешательства во внутриполитическую борьбу в Китае, однако как США, так и СССР поддерживали своих союзников - гоминьдановцев и коммунистов. Фактически гражданская война в Китае в 1945-1949 гг. была косвенным военным столкновением между США и СССР. Победа китайских коммунистов резко повысила влияние Советского Союза в регионе и, естественно, ухудшила положение США, так как они потеряли самого сильного и мощного союзника в лице гоминьдановского Китая.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х годов не образовывали единого военно-политического союза. Но это совсем не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран.

Несмотря на большие дотации, советская экономическая помощь не могла сравниться по эффективности с американским "планом Маршалла". "План Маршалла" был предложен и Советскому Союзу, однако сталинское руководство не могло не отвергнуть его, так как развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека было несовместимо с тоталитарной концепцией управления страной, которую осуществлял Сталин.
Отказ СССР от принятия "плана Маршалла" был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма, наиболее ярким проявлением которого были гонка вооружений и взаимные угрозы.

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала корейская война 1950-1953 гг. Начав войну, войска северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и "освободили" почти весь Корейский полуостров. США вынуждены были применить свои войска в Корее, действовавшие под флагом ООН, которая осудила агрессию Северной Кореи.
Северную Корею поддерживали Китай и СССР. СССР полностью взял на себя снабжение, а также воздушное прикрытие как китайских войск. Мир оказался на грани глобальной войны, так как в Корее практически происходило военное столкновение СССР и США.

Но война не разразилась: советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, в последний момент отказались от открытых боевых действий друг против друга. Завершение корейской войны перемирием, смерть Сталина ознаменовали собой некоторый спад напряженности в противостоянии социализма и капитализма.

Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, характеризовался во внешней политике непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советским и западным правительствами во внешней политике СССР оставались в значительной мере сталинские рецидивы.

Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год - правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу - «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда - негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации - американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО - военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них - «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

Формирование новых военно-политических союзов

Из Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СССР вышел с возросшим международным авторитетом, базировавшимся на военной мощи советского государства и признательности европейских народов за освобождение от фашизма. Внешняя политика СССР предусматривала распространение советского влияния путем создания в Восточной Европе коммунистических режимов. Эта политика наталкивалась на противодействие бывших союзников по антигитлеровской коалиции, прежде всего США. После войны США контролировали до 80 % золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60 % мирового промышленного производства. Экономическая мощь позволяла США проводить активную внешнюю политику и выступать несомненным лидером западного мира.

Сложилась двухполюсная система международных отношений. Был сформирован блок стран, ориентирующихся на СССР (социалистический лагерь), и противостоявший им блок западных стран (капиталистический лагерь).

В 1945-1948 гг. в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии при активном участии СССР были сформированы сначала коалиционные (с участием коммунистов), а затем — полностью коммунистические правительства. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме, Северной Корее и Китае.

СССР заключил с этими государствами договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Эти договоры позволили СССР контролировать их политический курс и при этом оказывать экономическую помощь через учрежденный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Советское партийно-государственное руководство осуществляло жесткий диктат в отношениях со странами Восточной Европы, требуя проведения политических и социально-экономических преобразований по советскому образцу. Стремление И. Броз Тито отстоять самостоятельность Югославии вызвало недовольство И. В. Сталина. Это привело к разрыву в 1949 г. дипломатических отношений между СССР и Югославией и экономической блокаде Югославии восточноевропейскими соседями.

Стремление СССР к расширению своего влияния в Европе вызвало тревогу на Западе. В марте 1946 г. в Фултоне (штат Миссури, США) У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес речь о необходимости опустить через всю Европу «железный занавес», который препятствовал бы распространению советского влияния. У. Черчилль призвал объединить усилия США и Великобритании для борьбы с коммунизмом. В марте 1947 г. Конгрессу была представлена доктрина Трумэна — внешнеполитическая концепция США, предусматривавшая противодействие коммунизму. Экономической основой для формирования блока противостоящих СССР западноевропейских государств стал план Маршалла (руководителя госдепартамента в администрации Г. Трумэна), намечавший предоставление Европе американской помощи на сумму более 12 млрд долларов. Оказание помощи обусловливалось требованиями не допустить к власти коммунистов. Коммунисты потеряли свои позиции в правительствах. Западноевропейские государства выделили у себя территории для размещения американских военных баз. Американские инвестиции в западноевропейскую экономику укрепили экономические позиции США в регионе.

Военно-политическим итогом противостояния между СССР и Западной Европой было подписание в апреле 1949 г. десятью европейскими странами, США и Канадой Североатлантического договора. Действуя в рамках Устава ООН, данные государства договорились о совместной обороне от нападения противника и создали для этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы НАТО во главе с американским генералом Д. Эйзенхауэром.

Противостояние двух блоков государств проявилось в ряде кризисных ситуаций. Особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. В 1949 г. произошел раскол Германии. США, Великобритания и Франция объединили свои зоны оккупации Германии. В мае 1949 г. в зоне оккупации США, Великобритании и Франции была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В октябре 1949 г. на территории советской зоны оккупации было провозглашено образование Германской Демократической Республики (ГДР).

«Холодная война»

Частью «холодной войны» были локальные военные конфликты, наиболее крупным стала война в Корее (1950-1953 гг.). В августе 1945 г. Советская Армия освободила от японцев Северную Корею. Южную Корею в сентябре 1945 г. освободили американские войска. По решению Потсдамской конференции по территории Кореи (по 38-й параллели) была проведена разграничительная линия между СССР и США. В августе 1948 г. при содействии США было провозглашено создание Республики Корея, а в сентябре 1948 г. при содействии СССР — Корейской Народной Демократической Республики (КНДР).

В июне 1950 г. войска КНДР при поддержке СССР и Китая перешли демаркационную линию и начали стремительно продвигаться на юг. Началась война. Совет Безопасности ООН признал КНДР агрессором и направил туда войска ООН. Под флагом войск ООН действовали войска США. Мир оказался на грани мировой войны, так как в Корее происходило столкновение СССР и США. Советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, отказались от боевых действий. Война завершилась перемирием. По 38-й параллели возвели железобетонную стену.

Данные события положили начало холодной войне.

«Холодная война» — политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между государствами и системами.

Холодная война длилась с 12 марта 1947 г. (утверждение Конгрессом США доктрины Трумэна) до 21 декабря 1991 г. (распад СССР) и расколола мир на две военно-политические и экономические группировки.

Важным элементом «холодной войны» была гонка вооружений, которая началась в 1949 г. после создания в СССР атомного оружия, что ликвидировало монополию США в этой области. В 1952 г. США испытали первую водородную бомбу. Через девять месяцев подобное оружие было испытано в СССР. В обеих странах началась работа над созданием новых носителей оружия, в результате были созданы межконтинентальные баллистические ракеты.

В первой половине срока нахождения у власти Н. С. Хрущева во внешней политике СССР происходили прогрессивные изменения. В 1955 г. были нормализованы отношения с Югославией, налажены отношения с Индией, советские и американские войска были выведены из Австрии. Новая внешнеполитическая концепция была сформулирована XX съездом КПСС. Она предусматривала право социалистических стран выбирать свой путь построения социализма, не следуя советской модели. На первый план в отношениях с капиталистическими государствами выдвигался принцип мирного сосуществования.

В этот период была провозглашена идея строительства «европейского дома», реализацией ее стало подписание в 1957 г. договора между ФРГ, Италией, Нидерландами, Францией, Бельгией, Люксембургом об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Его целью было создание единого внутреннего рынка, позволяющего постепенно устранить ограничения в торговле между странами-участницами и обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров, услуг.

Во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами произошло несколько кризисов. Наиболее серьезный из них был вызван начавшимся в СССР процессом десталинизации и охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с программой реформ. В Венгрии в 1956 г. вспыхнуло антикоммунистическое и антисоветское восстание. После согласования со странами-участницами ОВД венгерское восстание было подавлено советскими войсками.

Десталинизация вызвала кризис в мировом коммунистическом движении. Авторитет западноевропейских компартий пошатнулся. Большое сокращение численности произошло в Итальянской коммунистической партии. Компартии Албании и Китая, напротив, не разделяли позицию критики и не поддержали разоблачение культа Сталина. Началась изоляция этих стран от мирового социалистического сообщества, формировались культы Мао Цзэдуна (Китай) и Э. Ходжи (Албания). В начале 60-х гг. советские специалисты были отозваны из Китая. СССР прекратил оказывать ему экономическую помощь и выслал китайских дипломатов из Москвы.

В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных предложений:

— объявил мораторий на ядерные испытания;

— в одностороннем порядке провел сокращение вооруженных сил;

— сократил и ликвидировал отдельные виды вооружений.

Активная внешнеполитическая деятельность Н. С. Хрущева, его многочисленные личные контакты с руководителями западного мира создавали возможность для поиска взаимопонимания. Особые надежды вселял визит Н. С. Хрущева в США в 1959 г. и намечавшийся на следующий год ответный визит президента Д. Эйзенхауэра в СССР.

Обострение экономических трудностей в СССР требовало отвлечения внимания народа на «внешнего врага». Весной 1960 г. над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Д. Эйзенхауэра сорвала его ответный визит в СССР, а также встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада.

Весной — летом 1961 г. в ГДР наступил политический кризис. Значительная часть населения начала открыто выступать за изменение политического строя страны. Через Западный Берлин оказывалась значительная финансовая помощь недовольным. В связи с этим правительство ГДР приняло решение возвести вокруг Западного Берлина стену; ее строительство только обострило международные противоречия.

Кульминации холодная война достигла осенью 1962 г., когда разразился карибский кризис. В 1959 г. на Кубе победила революция, к власти пришли антиамериканские силы во главе с Ф. Кастро. В 1962 г. СССР принял решение разместить на острове ракеты с ядерными боеголовками. США потребовали убрать ракеты с Кубы, в противном случае угрожали нанести по ракетам ядерный удар. В последний момент 22-27 октября 1962 г. благодаря прямым телефонным переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и главой Правительства СССР Н. С. Хрущевым удалось предотвратить ядерную войну. В результате СССР вывез ядерные ракеты с Кубы. США обещали не предпринимать вторжения на остров и вывезли из Турции ракеты, нацеленные на СССР. После этой кульминации напряженности были достигнуты и позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключен московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в космосе, под водой и в атмосфере.

Последствия «холодной войны»

  1. Колоссальные затраты на вооружение.
  2. Поощрение научных исследований в области ядерной физики, космоса, электроники.
  3. Истощение советской экономики и снижение конкурентоспособности американской экономики.
  4. Восстановление экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

СССР в мировых и региональных кризисах

Внешняя политика СССР в брежневский период носила противоречивый характер. В 1969-1979 гг. произошла некоторая разрядка в международных отношениях. Разрядка характеризовалась отказом от политики соперничества и напряженности, от угрозы применения силы или накопления вооружений как средства воздействия на другие государства, а также укреплением взаимного доверия и взаимопонимания, разрешением споров и конфликтов мирными средствами, невмешательством во внутренние дела государств, развитием контактов в политической, экономической, культурной и научно-технической областях.

Важным событием мировой политики было Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее 30 июля — 1 августа 1975 г. Руководители 33 европейских государств, США и Канады подписали заключительный акт, в котором зафиксированы принципы стран — участниц совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включающих свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Однако во второй половине 70-х гг. процесс разрядки затормозился. В 1979- 1985 гг. произошло новое обострение международных отношений, связанное с введением советских войск в Афганистан. Участие в Афганской войне привело к значительным жертвам и падению авторитета СССР в мире.

Афганская война позволила Западу усилить давление на СССР. В январе 1981 г. в США президентом был избран Р. Рейган, который выпустил тезисы о «советской военной угрозе». В марте 1983 г. Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ) — долгосрочной программой создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Военно-политическое положение СССР ухудшилось, напряженность в мире возросла.

В период перестройки произошли изменения в области внешней политики. Новая внешнеполитическая концепция СССР получила название «новое политическое мышление».

М. С. Горбачев был главным инициатором нового политического курса. Он завоевал личный авторитет на международной арене, получил Нобелевскую премию мира.

Цели внешней политики СССР периода перестройки: снизить уровень конфронтации с капиталистическими странами; сократить расходы на гонку вооружений, ставшие для СССР непосильными.

Заключив соглашения о ракетах средней и малой дальности, СССР пошел на большие уступки, чем США. Были урегулированы региональные конфликты, выведены советские войска из Афганистана. Война в Афганистане стоила СССР 15 тыс. убитыми и 37 тыс. ранеными, была крайне непопулярна в народе, подрывала доверие к СССР в мире. В феврале 1988 г. М. С. Горбачев объявил о выводе войск, который продолжался с 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 г.

После 1985 г. улучшились отношения с Китаем. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет визит главы СССР в КНР.

Увеличилось также число контактов между СССР и странами Запада, расширились торговые связи, гуманитарные контакты между частными лицами. Отношения СССР с социалистическими странами в 1985-1988 гг. строились на тех же основах, что и ранее, однако в этих странах начались массовые антисоциалистические движения, приведшие к свержению социализма. Политические, экономические и военные связи между социалистическими странами нарушились, начался выход государств из Организации Варшавского Договора (ОВД). В марте 1991 г. ОВД была официально ликвидирована. В Европе остался только один военный блок — НАТО.

В 1985-1991 гг. произошли кардинальные изменения в международной обстановке: исчезла конфронтация Восток-Запад, перестал существовать социалистический лагерь, окончилась холодная война.

В конце 1990 — начале 1991 гг. СССР заключил соглашения со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. В октябре 1990 г. произошло объединение Германии.

Поражение Германии во Второй Мировой войне кардинальным образом изменила дислокацию наиболее влиятельных политических сил в мире. СССР стал одной из самых влиятельных мировых держав, без него не решался ни один вопрос, связанный с международными отношениями.

Место СССР в послевоенном мире

Однако, по завершению войны, стало очевидным то, что кроме Советского государства, не меньшее влияние в мире имели и США держава, которая кроме получения лавр победителя смогла во время военных действий в Европе значительно приумножить свои богатства.

Экономический рассвет Соединенных Штатов на фоне разрушенной старой Европы потрясал сознание современников уровень национального валового продукта за четыре года поднялся на 80%, в то время как человеческие и материальные потери были минимальны.

В то время как правительство Советского Союза принялось отстраивать фактически уничтоженное немцами государство, США охотно приняло роль руководящего звена мировой политики, о чем открыто заявил Президент Трумэн в 1945 году.

Доминирующая позиция США не могла не вызвать негативной реакции со стороны СССР, который только закрепился на мировой политической арене. Ситуацию значительно осложняло то, что США владели могущественным ядерным потенциалом, который представлял угрозу не только для Советского государства, но и всего послевоенного мира.

Начало «холодной войны»

Дружеские отношения между двумя странами закончились сразу после последнего залпа Второй Мировой войны. Уже 5 сентября 1945 года США разорвали с СССР договоры о поставки военной техники. Следует отметить, что началу «холодной войны» значительно поспособствовало массовое распространение коммунизма, что немало озадачивало капиталистическую Америку.

В 1946 году Президент США Трумэн, разработал специальную программу по спасению Европы от пагубного влияния советской идеологии, которая получила название «доктрина Трумэна». Правительство СССР было шокировано подобной политикой и в свою очередь принялось за консолидацию стран социалистического лагеря.

Мир разделился на два блока коммунистические и капиталистические государства, представители которых были объединены социально-экономическими и политическими связями и полностью исключали сотрудничество с противоположным лагерем.

Корейская война

Одним из наиболее серьезных столкновений между враждующими США и СССР, стали военные действия в Кореи. В 1949 году правительства Южной и Северной Кореи инициировали объединение двух стран в единое государство. Однако попытки создания объединенной державы закончились началом военной агрессии между Южной Кореей и КНДР.

В противостояние маленьких государств вмешались СССР и США. Американское правительство активно поддерживало Южную Корею, СССР перешел на сторону КНДР. В результате фронт корейского внутреннего противостояния перерос в арену, на которой две мировых супердержавы соревновались в военной подготовке и материальной базе.

Жертвами игр двух государств стали более 10 млн. мирных граждан Кореи. В итоге в КНДР был установлен социалистический авторитарный режим, который существует до сих пор в этом государстве, в то время как Южная Корея пошла по капиталистическому пути своего наставника США.


После войны кризис ударил по Британской империи и её могуществу в мире, начался распад её колониальной империи. На мировую сцену вышли две супердержавы: СССР и США. Противоречия были идеологическими. Вопрос ставился жестко: социализм или капитализм. Начиналась «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА», война без открытого противостояния, война гонки вооружений, война противостояния США и СССР.




Состояние острой политической, экономической, идеологической и т. д. конфронтации (противоборство, противопоставление), не перешедшей в открытую военную фазу, которая проходила между СССР и его союзниками с одной стороны, а также США и их союзниками с другой стороны.


Причины « холодной войны » Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции Стремление СССР и США к доминированию в послевоенном мире Противоречия между капиталистической и социалистической общественно- политическими системами. Политические амбиции руководителей СССР(Иосиф Сталин) и США (Гарри Трумэн)





Противоречия по поводу будущего Германии становилось всё больше. СССР не устраивал советский план по поводу Германии, а США советский. Противостояние привело в 1949 г. образованию Федеративной Республики Германии (ФРГ) на Западе и Германской Демократической Республики (ГДР) на Востоке. Таким образом в Европе появилось 3\2 Германии, а если реально то три, так как поделенным оказался и Берлин.






Начало «холодной войны» Похолодание в отношениях между СССР и США появились сразу после окончания Второй мировой войны Начало «холодной войне» было положено в марте 1946 речью в Фултоне Уинстона Черчилля Провозглашение в 1947 Г. Трумэном доктрины ещё более ухудшило отношения СССР со своими бывшими союзниками Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты СССР как призыв к войне


Доктрина Трумэна предполагала: Оказание экономической помощи странам Европы Создание военно-политического союза западных стран под руководством США Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы Использование ядерного оружия


Противостояние двух супердержав нарастало. Испытание СССР своей атомной бомбы отсрочило прямое столкновение СССР и США. Но противостояние продолжалось. Этот период затянувшийся на десятилетия держал весь мир в напряженности и получил название «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА». На Европу по словам Черчилля «Опустился железный занавес». На территориях освобожденных СССР устанавливались «народные демократии» по советскому образцу. Вместо демократических Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Югославии образовывались ЧССР, ПНР, ВНР, СРР, СФРЮ. Образовался социалистический лагерь. Диктатор Социалистической Румынии Георге Георгиу Деж, «свой человек Сталина». Флаг и герб СРР




Доктрина Трумэна План Маршалла Создание НАТО Раскол Германии: ФРГ -1949


Влияние КПСС на политику стран В. Европы (отказ от плана Маршалла) Помощь в передаче власти коммунистам в ряде стран Создание СЭВ и ОВД – 1949 и 1955 Испытание атомной бомбы – 1949 Поддержка раскола Германии – ГДР – 1949




Противостояние привело к началу гонки вооружений. Создавалось всё больше новых и страшных методов уничтожения людей. Часто гонка приводила лишь к росту количества вооружений. Своё вооружение СССР и США использовали заочно во время войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане, ближнем Востоке. Мир был поделен на противоборствующий лагерь.


В апреле 1948 г. Госсекретарь Маршалл решил оказать помощь Западной Европе в послевоенном восстановлении, сделав таким образом Европу своим вечным должником. Цель «Плана Маршалла», была укрепить устои капитализма в Европе. В 1949 г. была создана военная Организация Североатлантического договора (НАТО), якобы против возможной агрессии Германии, а фактически против СССР. В НАТО вошло 12 государств Европы. Ответом СССР было создание в 1949 г. Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) странам Восточной Европы и в 1955 г военной Организации Варшавского договора в которую вошли 9 стран. Европа была поделена на два лагеря. Эмблема НАТО и ОВД


Последствия «холодной войны» для СССР Огромные расходы на гонку вооружений Расходы на поддержку стран-сателлитов (стран, входящих ОВД) Установление «железного занавеса», ограничение контактов со странами Запада Ужесточение внутриполитического курса Отсутствие доступа к новейшим зарубежным технологиям, технологическое отставание от стран Запада



Похожие публикации