Шпоры по политологии. Методы политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии - инструментальная, или регулятивная - связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.

Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.


Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование - одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

Идейно-воспитательная , мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

Какой бы узко профессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф.Бро отмечает: "Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться собой и более сознательно выбирать, в какую борьбу включаться" (Политология вчера и сегодня. М., 1990. - С. 243).

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

Власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы;

Политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение;

- “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

Политические идеи средневековья и Возрождения . Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.

Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли , политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Политическая мысль Нового времени . Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж.Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные компоненты политической теории марксизма:

- принцип экономической детерминации политической жизни:

Способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

- рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

- диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов” и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.

Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.

Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.

В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические

идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

Характерные черты народнической идеологии:

критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;

— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;

— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;

— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

В русской религиозной философии , представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты идеи соборности:

провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;

— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

Крупнейший последователь К. Маркса , под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.

Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Понятие власти . Различные концепции власти: биологический, антропологический, психологический и социологический подходы. Субъекты и объекты власти, источники, ресурсы, функции. Господство и власть. Формы господства. Модели власти: традиционная, рационально-легальная, харизматическая. Легитимность власти. Диффузная и специфическая легитимность. Уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный). Делегитимация.

Политическая власть и авторитет . Ответственность и компетентность. Власть - диктат и власть - влияние. Горизонтальная и вертикальная структура политической власти в обществе. Государственная власть и ее особенности. Централизация и децентрализация политической власти. Технологии осуществления политической власти.

Функции политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. К числу важнейших функций политической науки относят: методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.

Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества.

Прогностическая функция политологии состоит в определении ближайших и отдалённых перспектив политического развития общества, выработке прогнозов, в моделировании будущих политических процессов и отношений.

Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определённых политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан.

Методы политологии

Методология - это совокупность принципов, норм и методов познания. Каждая наука имеет свою собственную методологию.

В политологии используются три группы методов: теоретические, общенаучные и эмпирические.

К группе теоретических относятся следующие методы:

* структурализм - основывается на том, что и в обществе, и в политике есть устойчивые социальные и политические структуры, выполняющие свои постоянные функции. Таковыми структурами являются институты, нормы, труппы, общности, статусы, роли и т. д. Эти структуры имеют устойчивый характер, что позволяет выделять их из политической реальности и изучать каждую в отдельности. Этот методологический приём широко используется при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как самостоятельная целостность;

* функционализм - в отличие от структурализма выявляет факторы взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности.

Функционализм объясняет появление какого-либо политического института в обществе созреванием в его политической системе соответствующих потребностей. Механизм исследования сводится к выявлению и изучению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами;

* системный анализ - направляет исследователей на рассмотрение политики как открытой системы, взаимодействующей со всей окружающей средой. Учёные, использующие этот метод, исследуют вопросы взаимодействия политической системы с окружающей средой, механизмы адаптации политической системы, особенности её функционирования и развития;

* бихевиоризм - метод, основанный на предположении, что поведение человека - это реакция на различные внешние раздражители и стимулы. В политологии используют этот метод для описания изменений в политическом поведении людей, которые связаны с изменениями реалий жизни, принятием политических решений и т. д.

Общенаучные методы познания и объяснения объективной реальности сформировались в ходе развития общего научного знания и едины для всех наук. Это универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся:

* сравнение - метод, который позволяет сопоставлять однопорядковые процессы, явления и события. Сравнительный метод позволяет установить, в чём состоит подобие сопоставляемых объектов, выделить их общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. Этот метод лежит в основе сравнительной политологии;

* анализ и синтез - единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований;

* индукция и дедукция - методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему и наоборот;

* моделирование - метод, основанный на построении моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости.

К нему прибегают в том случая, если анализ реального политического явлении невозможен или затруднён, либо требует больших финансовых затрат или требует много времени. Модель выступает в качестве аналога реального политического объекта. Сегодня этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, которая позволяет оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.

Эмпирические методы направлены на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп и их отношение к государственным управленческим решениям. Для достижения этих целей в политологии используют следующие методы:

* наблюдение - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов.

Различают два типа наблюдения: невключённое и включённое. При невключённом наблюдении исследователь находится и фиксирует события как бы со стороны. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организации, т. е. наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.;

* опрос - представляет собой устное или письменное обращение исследователя к определённой совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы используются для изучения общественного мнения по самому широкому кругу социально-политических проблем;

* контент-анализ - это целенаправленное изучение определённых документов (конституции, партийной программы, инструкции, законодательных актов и т. д.). В современных условиях применение этого метода связано также с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

Важное значение в изучении политологии приобретают междисциплинарные связи во всех новых направлениях развития обществоведения, которые и позволяют говорить о характере и особенностях социальных носителей, групп, их интересов, что даёт возможность расширить фактологическую базу гуманитарных дисциплин.

Значение политологии проявляется в ее функциях. Можно выделить такие ее функции, как познавательная, мировоззренческая, аксиологическая, методологическая, практическая.

Познавательная функция политологии проявляется в том, что, выступая как определенная система знаний о политической жизни общества, она способна вооружить этими знаниями различные категории людей, включая их большие массы, прежде всего молодежь. Готовя себя к самостоятельной жизни в современном политизированном обществе, в котором политические явления играют все большую роль, молодые люди должны научиться понимать содержание и направленность деятельности различных политических институтов, прежде всего институтов государственной власти. Необходимо разбираться и в деятельности политических партий, в том, чьи политические и другие интересы они выражают, насколько сочетаются их политические декларации и реальные дела. Необходимо уметь разбираться в происходящих в обществе политических процессах, в объективном содержании складывающихся политических отношений и т.д. Политология может вооружить молодежь знанием этих проявлений политической действительности, научить разбираться в них. И не только молодежь, но и взрослых людей, не обладающих политической грамотностью. Познавательная функция политологии проявляется также в том, что проводимые учеными политологические исследования постоянно обогащают знания о различных сторонах политической жизни общества, углубляют и расширяют эти знания.

Мировоззренческая функция политологии не ограничивается миром политических явлений. Ведь этот мир существует не сам по себе, а как одна из сфер жизни общества наряду с другими его сферами. Поэтому в политологии в той или иной степени осмысливаются связи политических явлений с экономическими, правовыми и духовными явлениями. Предметом изучения политологии выступают также международные отношения, проводимая государствами политика. Так что политология вносит весомый вклад в формирование научного мировоззрения людей, их научных представлений о развитии различных обществ и в целом исторического процесса.

Аксиологическая , или ценностно-ориентировочная , функция политологии касается ее роли в формировании ценностных ориентаций людей. Речь идет об осмыслении сущности, содержания и значения политических ценностей. Вообще отношение к определенным политическим явлениям как к ценностям весьма важно для жизни общества, социальных групп и отдельных личностей. Ценность есть то , что значимо для их жизни и деятельности. Политология раскрывает значение для них различных политических явлений и тем самым систему политических ценностей , таких как демократия, политические права и свободы граждан и социальных групп, положение современной российской Конституции о том, что народ является источником государственной власти, дружба и сотрудничество всех народов страны и т.д. Ориентация членов общества на эти и другие политические ценности является существенным фактором их жизни и деятельности. Это воздействует не только на политическое сознание людей, но и на их правовое и моральное сознание, укрепляет морально-политическое единство народа, повышает жизнеспособность общества и государства.

Методологическая функция политологии. Речь идет прежде всего о применении ее теоретических положений при анализе различных политических явлений. В этом анализе первостепенную роль играет система понятий политологии, ее категориальный аппарат. Так, например, при исследовании тех или иных политических процессов необходимо уяснить, что собой представляет политический процесс, как понимать его. Выясняется, что содержание политического процесса осмысливается с помощью таких понятий (категорий), как "субъект политического процесса", "политическая деятельность", "политические отношения", "политический институт", "политическое сознание" и т.д. В этом случае категориальный аппарат политологии выступает в своем методологическом значении, ибо на его основе и в его рамках осмысливается реальный политический процесс. Однако не только категории политологии, но любое ее теоретическое положение приобретает методологическое значение, если оно используется в политологическом исследовании, влияет на его содержание, направленность и толкование полученных результатов.

Следует отметить, что методологическая функция политологии проявляется при исследовании не только политических, но и других явлений, если при этом используются методы, разработанные в политологии, или же политология внесла существенный вклад в их разработку. Именно такой вклад внесли ученые-политологи в разработку метода сравнительного анализа, институционального метода и так называемого бихевиористского метода, заключающегося в исследовании поведения субъектов политической деятельности.

Практическая функция политологии выражает тесную связь этой науки с решением практических задач. Несомненно, что глубокое и ясное понимание политических явлений имеет важное практическое значение, ибо позволяет иметь о них адекватные представления и исходя из них принимать правильные политические решения, отвечающие реальным потребностям общества, его различных социальных групп и слоев, избегая при этом политических ошибок, цена которых бывает очень высокой. Ведь политические решения нередко касаются судеб страны и ее народа, во всяком случае больших масс людей (политика – дело миллионов). Здесь особенно важно учитывать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений.

Практическая функция политологии проявляется и в том, что, анализируя явления реальной политической жизни общества, раскрывая их действительное значение, она способна побудить тех, кто ее изучает, к реальной политической деятельности, формируя при этом соответствующие цели и идеалы. Вспомним – "без идеала в политике нельзя". В данном случае практическая функция политологии выступает как мотивационно-побудительная. Исключительно важно, что политология может содействовать тому, чтобы сформировать у многих людей отношение к политической деятельности как к служению обществу , своему народу.

"Истинное политическое служение имеет в виду не отдельные группы и несамостоятельные классы, но весь народ в целом". И еще: "Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном успехе-неуспехе перед лицом Дела".

Характеристика рассмотренных выше функций политологии направлена на то, чтобы показать ее роль в анализе происходящих в обществе политических явлений и процессов и на этой основе представить их более полную картину в то или иное историческое время. На это направлена вся система понятий политологии, в рамках которых осмысливаются политические явления, события, процессы. Их анализ осуществляется с позиций существующих политических теорий, методов познания, мировоззренческих и идеологических установок, которых придерживается исследователь. Все эго составляет арсенал существующей на данный момент так называемой политологической аналитики. На ее основе осуществляется политическая прогностика , т.е. прогнозирование развития политических явлений на ту или иную перспективу.

Для этого необходимо, чтобы их анализ с помощью всех средств и методов политической аналитики исходил из реальной действительности, не отрывался от нее. Только в случае ее адекватного отражения в сознании исследователя выводы об изучаемых политических явлениях будут обладать объективным содержанием и иметь значение объективной истины, т.е. соответствовать тому, что есть в самой политической действительности. При этом можно получить адекватные сведения о том, как то или иное политическое явление возникло, что оно собой представляет, какие этапы в своем развитии прошло и чем стало теперь, т.е. в момент его научного исследования. Тем самым будет выявлена тенденция его развития.

Все это дает возможность делать прогнозы относительно его дальнейшего развития. Суть политического прогноза заключается в следующем: если известны условия возникновения политического явления, его сущность и тенденция развития в прошлом и в настоящем, то с некоторой вероятностью можно предположить направление его развития в ближайшем и в той или иной степени отдаленном будущем.

Есть в жизни всех людей порядок некий,

Что прошлых дней природу раскрывает.

Поняв его, предсказывать возможно

С известной точностью грядущий ход событий,

Что еще не родились, но в недрах настоящего таятся,

Как семена, зародыши вещей.

Их высидит и вырастит их время.

(У. Шекспир. Генрих IV)

Политология с ее арсеналом средств научного познания способна осуществлять глубокий и всесторонний анализ всех политических явлений. В силу этого результаты ее исследований могут быть использованы при разработке научных прогнозов краткосрочного и среднесрочного характера. Прогнозы на отдаленную перспективу, иногда на несколько десятилетий, а то и на столетия, называются научным политическим предвидением.

Как и в любой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести, по меньшей мере, следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую.

Теоретическая функция политологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах. Отвергнув прежние политические парадигмы как несостоятельные, наша страна пока еще не приобрела для себя окончательно и новые, что, несомненно, сказывается на ее состоянии, характеризуемом политической и экономической нестабильностью, национальной и региональной отчужденностью, социальной, нравственной и психологической напряженностью.

Политическая ситуация последних лет убедительно свидетельствует о том, что на роль такого рода парадигмы безусловно претендует идея политического плюрализма. Эта идея прочно утвердилась в развитых капиталистических странах. Она постепенно пробивает дорогу и в бывших странах социалистической ориентации. В нашей стране идея плюрализма активно заявила о себе в конце 80-х годов. Процесс ее реализации в политической жизни проходил весьма бурно: от плюрализма мнений - к плюрализму действий, от плюрализма действий - к плюрализму организаций, от плюрализма организаций - к плюрализму общества в целом. Привлекательность идеи политического плюрализма состоит в том, что она не только противостоит идее авторитаризма и тоталитаризма, нс и открывает широкие перспективы для участия различных групп населения в политической жизни общества.

Политический плюрализм - это новое явление для нашей страны. Поэтому его утверждение и распространение неизбежно связаны с различного рода издержками. Так, существует влияние анархистских тенденций. Анархизм, как известно, всегда спекулировал на свободе личности, на ее постоянном стремлении к самореализации. Ставшее в последние годы массовым неуважительное отношение к закону, к распоряжениям государственной власти со стороны самых различных структур, слоев и должностных лиц общества - наглядное тому подтверждение. Серьезную тревогу вызывает также групповой и национальный эгоизм. Возникший как естественная реакция на бюрократические извращения административно-командной системы, групповой и национальный эгоизм (если не будут найдены разумные формы его преодоления) грозит перерасти в широкомасштабную конфронтацию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается методологической функции политологии, то она состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на: дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни; структурно-функциональный анализ политических институтов; системный анализ больших и малых политических структур; комплексный анализ политического руководства и управления обществом; коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса; метод сопоставления близких или разных политических систем; методы политического планирования и прогнозирования. С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на следующие три группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы, обследования и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, генетический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок. Необходима, далее, информатизация политической науки, т.е. привнесение в сферу политических исследований инструментария и методологии современной информатики.

Речь идет, наконец, о подготовке высококвалифицированных специалистов в области политической методологии, о повышении их компьютерной грамотности, об интенсификации научных контактов между политологами-методологами как внутри страны, так и за ее пределами.

Говоря о практической функции политологии следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики. Прикладной характер политологии находит свое выражение также в ее конструктивно-критической направленности. До недавнего времени советское обществоведение, включая и политологию, всю силу критического анализа использовало для борьбы с буржуазной идеологией. Такая позиция отражала накал конфронтационных страстей, определявших взаимоотношения между Востоком и Западом.

Прикладной характер политологии находит свое выражение, наконец, в повышении ее профессиональной значимости. Потребность в политологах-профессионалах испытывают высшие и средние специальные учебные заведения, а также общеобразовательные школы, где спрос на читаемые политологами курсы явно превышает предложение. Политологов ждут в научно-исследовательских институтах, центрах и лабораториях, причем не только чисто политологического, но и психологического, социологического, юридического, исторического, международного и иных профилей. В политологах нуждаются представительные и исполнительные органы власти, внутриполитические и внешнеполитические учреждения и службы, многочисленные средства массовой информации и коммуникации, коммерческие предприятия и фирмы.

Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. То печальное состояние, в котором долгое время пребывало наше обществоведение (в том числе и политология) в период господства административно-командной системы, во многом объясняется тем, что эти взаимоотношения носили явно выраженный деформированный характер. Они строились по принципу феодально-вассальной зависимости: самим ученым в них отводилась роль послушных исполнителей и комментаторов директивных указаний. В ходе демонтирования административно-командной системы эти отношения не сразу приобретают адекватный цивилизованному обществу характер. Идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политиками-практиками, которая бы полностью исключала какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, так и других.

Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция политологии предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. Хорошо известно, например, что по числу принимаемых решений мы значительно обогнали многие страны. Но не менее хорошо известно, что подавляющая их часть оказалась, по существу, нереализованной. Одна из причин тому - отсутствие предварительной экспертизы принимаемых политических решений.

Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений. С сожалением приходится констатировать, что именно эта сторона прогностической функции политологии не получила достаточно серьезного развития в нашей стране. Сказанное объясняется тем, что процесс включения общественных наук в орбиту НТР оказался непростительно замедленным, а их научно-техническое оснащение и вовсе никуда не годным. Не последнюю роль сыграла также долгое время существовавшая неприязнь к формализации политических процессов.

Между тем возможности моделирования политических процессов как национального, так и глобального характера исключительно велики, о чем свидетельствует деятельность Римского клуба, а также других неправительственных и правительственных организаций многих стран. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

Политология как наука выполняет ряд взаимосвязанных меж­ду собой функций, в которых конкретизируются ее роль и значе­ние в жизни общества.

Онтологическая функция - первая и отправная. Ее назна­чение - познание и объяснение политических явлений и процес­сов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, политология отвечает на вопросы, что такое политика, политические институты и учреждения, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, ка­кова их судьба и т. д.

Эвристическая функция . Эвристика - это искусство нахож­дения истины и новых открытий. Политология не ограничивается познанием и истолкованием политических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерно­сти в их развитии.

Методологическая функция . Методология - это, по сути дела, теория (учение), обращенная к научным исследованиям. Полито­логия как сравнительно молодая наука призвана постоянно совер­шенствовать, обогащать арсенал методов, способов познания своего * сложного и динамичного предмета. Ее категории, выводы и осново­полагающие идеи используются другими гуманитарными науками, если они затрагивают проблемы политической жизни общества.

Управленческая функция . Термин "политика" в переводе с греческого - "искусство управления государством". Венцом по­литики выступает политическая (государственная) власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит она, тот, как правило, решает все дела. Реализуется политическая власть через государственное управление.

Мировоззренческо-регулятивная функци я. Один из осно­вателей международного права Г. Гроций говорил, что война на­чинается в умах людей. Можно сказать шире - всякое поведе­ние, любая человеческая деятельность начинается в умах, в созна­нии людей. Отсюда вытекает важная роль мировоззрения, поли­тического сознания и политической культуры в регулировании об­щественных отношений. Они образуют интеллектуальную основу, определяющую качество работы всего регулятивного механизма. От уровня политического сознания и культуры напрямую зависит политическая активность личности и общества.

Прогностическая функция . На основе познания закономер­ностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для пред­видения в политической сфере, оно позволяет "заглянуть" в буду­щее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, при­дают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуще­ствляются.

Тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении и социальной роли по­литологии



Похожие публикации