Поздравления м рождеством пресвятой богородицы. Поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы (красивые стихи и короткие смс)

Рождество Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается православными христианами 21 сентября , а католиками ‒ 8 сентября . Это светлый праздник, рассказывающий об удивительном появлении на свет Матери Иисуса Христа. Можно ли назвать рождение Девы Марии случайным событием и отнести его к простому стечению обстоятельств? Ведь так мало известно о земной жизни Девы Марии до рождения ею Иисуса Христа. Также практически не существует информации о её родителях Анне и Иосифе.
Семья праведников из Иерусалима не могла зачать ребёнка и сильно страдала от неимения детей. В полном отчаянии отец семейства Иосиф отправился в пустыню, где в полном уединении молился Всевышнему с просьбой подарить ему дитя. Анна же пребывала дома, также полностью посвятив себя прочтению молитв. В одно и то же время спустились к ним Ангелы и принесли благие вести. Посланники Небес предвещали рождение ребёнка, которому предстоит выполнить особую миссию. Воссоединившись, любящие сердца не знали предела своему счастью, и в скором времени на свет появилась удивительная девочка, которой предстояло стать земной матерью Спасителя. Родители дали обет пред Всевышним, что жизнь девочки будет полностью посвящена служению Богу. Событие это было предрешено на Небесах, а благочестивая пара была выбрана не случайно.
Рождество Пресвятой Богородицы имеет особое значение в истории христианства, и об этом нужно помнить. В этот день все верующие отдают дань человеческой Заступнице. Поздравьте своих близких и друзей с этим светлым праздником. Здесь вы сможете выбрать замечательные поздравления с красивыми открытками и добрыми пожеланиями в стихах и прозе.

Я, Богородица, тебя молю:
храни людей, которых я люблю!

Пресвятая Дева родилась,
Милость чтобы всю излить на нас,
Чтобы миру Сына подарить
И спасенье страждущим явить!
Матерью для мира она стала,
Чтоб изгнать невзгоды и печали.
Помолитесь в благодарность Ей,
Матери-защитнице своей!
Пусть Она излечит сердца раны,
Душам станет главною охраной
От греховных и недобрых мыслей!
Пусть Она от скверны нас очистит!

Я молюсь Тебе, Святая Богородица!
Ниспошли друзьям любовь и благодать!
Пусть уютом и достатком дом наполнится,
Чтоб болезней, бед и горечей не знать!
Опекай семью с божественною ласкою
И вниманием всех близких окружи,
Чтобы жизнь у них была красивой сказкою,
Где нет боли, неприятностей и лжи!
Пусть надеждою и верой устилается
Путь их к счастью, процветанию, добру!
Пусть заветные мечты всегда сбываются,
Чтобы жизнь была подобна волшебству!


Светлой верой душа пусть наполнится!
Вам ‒ любви, доброты и терпения!
Чтоб ушли все подальше сомнения!
Чтоб сияло вам счастье прекрасное,
Не настало бы время ненастное!
И здоровы чтоб были все близкие,
Согревало бы солнце лучистое!


Это праздник начала начал!
Свято верит народ, тихо молится,
Чтоб Господь в этот день всем послал:
И терпенья, и блага, и радости,
И великую тайну любви...
Сам бесёнок ‒ проказник и пакостник ‒
Убегает, чем беса гневит.
Тьма рассеется, боль отойдёт ‒
Богородица к людям идёт!


Щедро шлём мы вам всем поздравок!
Пожеланий прекрасных, как водится,
Заплетём в многоцветный венок!
Пусть хорошее дивное сбудется!
Пусть с зарёю восходят мечты!
Ежедневно, старательно трудится
Пусть душа для своей красоты!
Больше света, любви, обожания
И небесного чуда сияния!

Сегодня светлый праздник ‒ Рождество Пресвятой Богородицы. Искренне поздравляю и желаю лёгкости и праздника на душе, семейного счастья, любви и доверия, правильных жизненных решений, честности, добродушия и милосердия! Пусть сохранит вас под кровом своим Пресвятая Богородица и защитит от всех скорбей и болезней!

С Рождеством Пресвятой Богородицы!
Пусть Она будет вечно с тобой!
Пусть печали и горести скроются,
А в душе воцарится покой!
Пусть хранит тебя Божия Матерь,
Сил духовных всегда придаёт!
Пусть покроет теплом благодати,
Охраняя от бурь и невзгод!

В сердце так тепло и дивно,
Словно мягких два крыла
Обнимают, защищают ‒
Богородицы дела.
Пресвятая Матерь Света
Пусть любовью наградит,
В новолетний праздник этот
Душу счастьем озарит!

С Рождеством Пресвятой Богородицы!
Как прекрасны жизни теории!
Рады мы за Анну с Иосифом ‒
Есть для чуда место в истории!
Пусть Добро в вашем сердце живёт,
И Любовь никогда не покинет!
Тот, кто верит и искренне ждёт,
Своё Счастье найдёт и в пустыне!

Рождество Пресвятой Богородицы ‒
Этот праздник наполнен любовью!
Поздравляю вас с ним и желаю,
Чтобы Ангел прильнул к изголовью!

С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю народ православный!
Вам желаю терпенья и радости,
Чтобы в жизни сложилось всё славно!

От всего сердца поздравляю с Рождеством Пресвятой Богородицы! Желаю светлого и доброго пути по жизни, на котором ты будешь встречать только хороших людей! Пусть каждый день приносит благодать и умиротворённость! Желаю чистых и благих помыслов, которыми ты будешь делать свою жизнь счастливей и радостней! Пусть Пресвятая Богородица защитит от лиха и бед!

Да, сегодня Рождество,
Но не то, что в январе...
Богородицы Пресветлой
День сегодня на дворе!
Благодатен будет час,
Что привёл её в сей мир!
Воспоём его все вместе,
Да устроим знатный пир!

Рождество сегодня необычное ‒
Праздник Богородицы святой!
Пусть удачи ваши будут личными,
Радость не обходит стороной!
Пусть молитвы будут все услышаны,
Пусть любовь наполнит сердце вдруг!
Верьте в чудо, верьте в силы высшие
И в тепло святых волшебных рук!

Рождество Пресвятой Богородицы.
Тёплый, солнечный день сентября.
В храмах Господу родина молится,
И сердца все любовью горят.
Ты, Мария, как утро лучистое,
И тиха, и ясна, и чиста!
И тропинка легла золотистая
К Рождеству Иисуса Христа...

Мы рождение Девы Марии
Отмечаем сегодня не зря,
Вы примите, мои дорогие,
Поздравления с тем от меня!
Я желаю здоровья большого
И от сердца ‒ вам всяческих благ,
Чтоб совсем не случалось плохого,
Не тревожились вы чтоб никак!

В ясный день осенний листья
Ветер ввысь поднимет вмиг,
Богородицы Пречистой
В небе складывая лик.
Славься, Дева Пресвятая!
Славься, Радостная Мать!
В честь Твою, как в вешнем мае,
Будет солнышко сиять!

В прекрасный День Рождества Пресвятой Богородицы хочу поздравить всех истинных христиан! Пусть в ваших душах всегда горит огонь надежды на светлое и праведное будущее! Пусть ваши дома озаряются светом, и Богородица всегда помогает вам найти правильный путь к своему счастью!

В этот День случилось чудо
В Назарете у семьи:
Появилось воплощенье
Веры, Света и Любви!
Та, что стала Пресвятою,
В грешный мир тогда пришла
И с красивою душою
Мир с собою принесла.
Рождество Святой Марии ‒
То начало всех начал,
Чтобы каждый свято верил,
Голос сердца не молчал!

Пресвятая Богоматерь
В этот день в наш мир пришла.
Знаем мы, какой нелёгкий
В жизни путь Она прошла.
Будьте так же терпеливы
И несите радость в дом!
Родилась Мария Дева,
Ей за Сына воздаём!
Чтоб на семьи ваши также
Снизошла та благодать!
Будем мы теперь смиренно
Рождества Христова ждать!

Поздравляем со светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Пусть чистота и свет этого праздника наполняют вашу душу благодатью, а вера будет искренней и крепкой, и тогда в вашей жизни непременно будут происходить настоящие чудеса!

Наступает праздник ‒ Рождество
Богородицы Великой, Пресвятой!
Так отметь ты это торжество,
Чтобы счастье было лишь с тобой!
А ещё хочу я пожелать
В день особый сказочных чудес:
Не грустить вовек, не унывать,
Повод для печали чтоб исчез!

Рождество Пресвятой Богородицы ‒
Праздник светлый, великий и радостный!
В честь достойнейшей Именинницы
Колокольный звон слышен благостный!
С этим праздником вас поздравляю!
Пусть в душе вашей вера живёт!
Вам огромного счастья желаю!
Пусть всегда и во всём вам везёт!

В Рождество Пресвятой Богородицы
Мы б хотели тебе пожелать,
Чтоб, как Анну и Иосифа,
Бог тебя бы смог услыхать.
Даровав им дочку милую
Двадцать первого числа,
Обеспечил жизнь счастливую
И прибавил всем добра.
Пусть хранит же Богородица
Всех, кто чтит сей День святой!
Пусть Её благословение
Пребудет навсегда с тобой!

21 сентября православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Само это событие православная церковь понимает как начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от гибели. Родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына - Господа и Спасителя, Иисуса Христа. Что бы вы смогли красиво поздравить своих родных и близких с этим чудесным праздником мы подобрали для вас поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы, душевные слова в стихах и прозе а так же поздравительные картинки.

Вы можете скачать картинку на свой компьютер или смартфон, но если вы не хотите скачивать картинку или у вас на устройстве не достаточно памяти, можете скопировать ее ссылку, и в социальных сетях вставить в поле сообщение. Картинка загрузится сразу в сообщение.

С праздником рождения Пресвятой Богородицы поздравляем всех христиан! Пусть снизойдет до вас любовь, счастье, добро и радость. Пусть Дева Мария поможет во всех начинаниях, а сердца будут исполнены чистой веры.


В храмах сотни горят свечей,
И идут преклонить колени
Пред святой миллионы людей.

Богородица Дева Мария,
От беды нас укрой, защити.
Ты, родившая сына для Бога,
Нас, детей твоих грешных, прости.

В Рождество Пресвятой Богородицы,
Я хочу попросить о любви,
Чтоб сбылось, что душе очень хочется,
И сердечко стучало в груди.
Пусть Господь сохранит от уныния,
И от злости тебя бережет,
Обратись к небесам с молитвою,
И Господь мимо слов не пройдет.

В Рождество Пресвятой Богородицы Марии,
Желаю тебе счастья и бесконечной силы,
Пусть скорби и печали, умчатся навсегда,
И в дом не постучится, ни горечь, ни беда.
Живет в душе надежда, и вера не пройдет,
И даже в темном сердце, любовь всегда живет,
Хочу, чтоб все на свете, открылись небесам,
И посетили в праздник, вновь Православный храм.

Пусть Богородица своею силою святою
Наполнит души и наполнит каждый дом
Бескрайним счастьем, чистым светом и покоем,
Добром, любовью, верой в Бога и теплом.

С днем Богородицы Святой вас поздравляю,
Пускай звучат лишь добрые слова,
Пусть радость в жизни вас не покидает –
От всей души желаю в праздник Рождества!

В Рождество Пресвятой Богородицы
Все печали и скорби уйдут.
Пусть душа твоя счастьем наполнится,
А молитвы до неба дойдут.

Пусть Заступница наша небесная,
В начинаньях поможет тебе.
Станет жизнь схожа с сказкой прелестною,
Словно рай наступил на земле.

Рождество сегодня необычное –
Праздник Богородицы святой!
Пусть удачи ваши будут личными,
Радость не обходит стороной.

Пусть молитвы будут все услышаны,
Пусть любовь наполнит сердце вдруг!
Верьте в чудо, верьте в силы высшие!
И в тепло святых волшебных рук!

Я тебя поздравляю сегодня
С Рождеством Пресвятой Богородицы,
И желаю — пусть в жизни отныне
Счастье с радостью вечно находятся.

Пусть в душе твоей нежной, ранимой
Вера в чудо живет до конца,
Если веришь, с божественной помощью
Происходят всегда чудеса!

С Рождеством Богородицы, милая,
Дорогая подруга моя!
В этот праздник ты будь счастливою,
И пусть рядом будут друзья.

Рождество – значит, все получится!
Богородица помощь даст,
Ты молись – и желанье сбудется,
Лишь Господь тебя не предаст!

Тебя я поздравляю с Рождеством,
И в праздник Богородицы святой,
Мой друг, пускай наполнится твой дом
Удачей, радостью и теплотой!

Пускай не покидает доброта,
Всегда улыбка будет на устах,
Хорошая сбывается мечта,
Пусть счастье расцветает на глазах!

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы . Это событие - рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и - описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из . Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы - Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно - Протоевангелие Иакова - было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2018 году праздник выпадает на пятницу, постный день, в честь праздника верующим разрешается есть рыбу.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна - дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну - мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) - сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника - тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V-VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Глас 4:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией - это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля - наша простая, родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость - ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это - ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма - не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая - а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили - и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она - наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны - одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей - праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны - место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители - церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря - древняя пещерка. Считается, что эта пещерка - часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино - духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино - одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название - Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название - Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм - в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

21 сентября православный праздник, который отмечает рождение Пресвятой Богородицы. Мы подготовили короткие поздравления с этим праздником для вас и ваших родных.

Будущая Богоматерь появилась на свет у благочестивых супругов когда они совсем отчаялись иметь детей и были в преклонном возрасте. Однако Бог услышал их молитвы и послал ангела, который принес им весть что ребенок, который у них появится, благословит весь род человеческий.


В этот день принято молится женщинам за детей, просить помощи у Бога и Пресвятой Богородицы. Молят о даровании детей, заступничестве, покровительстве для них, а так же просят дать имена и принять в небесные чертоги детей которые погибли в лоне матерей.


Короткие поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы

Пусть в Богородицы святое Рождество

На сердце вдруг становится тепло.

От понимания праздника величия,

Растает в сердце каждом безразличие.

Явится пусть Матерь Божья всем,

Освободит от множества проблем

И сделает, чтоб ссоры и печали

Ваш дом совсем не посещали!

Сегодня помолитесь Матери Господней,

Откройте ей свои сердца.

И все вам будет удаваться в жизни,

Подарят вдохновенье небеса!

И вот уже на трудности, проблемы

Посмотрите вы под другим углом.

И счастье, и веселье настоящее

Уж не покинут никогда ваш дом!


Сегодня Матерь Божью я просила,

Чтоб все прекрасно в твоей жизни было.

Чтоб не было ни в чем нужды,

И не случилось чтоб беды,

Удача рядышком чтоб шла,

А в сердце чтоб любовь жила!

Сегодня Богородица тебе поможет

Из сердца отпустить все, что давно тревожит.

Чтоб все сбылось, о чем давно мечталось,

Не овладела чтоб тобой усталость.

Чужая злость тебя чтоб не касалась,

И доброта лишь в сердце оставалась!


Сегодня Богородица Мария родилась,

И яркая звезда на небесах зажглась.

Была невинна Дева и чиста

И подарила людям всем Христа.

Теперь ему мы можем помолиться,

Во всех делах на Бога положиться.

Он всемогущий и поможет всем,

Убережет от горя и проблем!

Я тебе терпения желаю

В Рождество прекрасной Богородицы,

Пусть проблемы стороной обходят,

А желания скорей исполнятся.

Пусть в душе святая вера

Навсегда останется.

И тебе дары земные

Все сполна достанутся!


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Историческое содержание

О Рож-де-стве Бо-го-ро-ди-цы и о ее ро-ди-те-лях из-вест-но из апо-кри-фи-че-ско-го Про-то-е-ван-ге-лия Иа-ко-ва (II век). Там рас-ска-за-но, что у бла-го-че-сти-вой се-мей-ной па-ры из Иеру-са-ли-ма, Ио-а-ки-ма и Ан-ны, дол-гое вре-мя не бы-ло де-тей. Они очень стра-да-ли от это-го. И вот од-на-жды, ко-г-да они по-рознь мо-ли-лись о да-ро-ва-нии им ре-бен-ка, обо-им бы-ло ви-де-ние ан-ге-ла, воз-ве-стив-ше-го, что Гос-подь внял их мо-лит-вам и о их потом-стве бу-дут го-во-рить во всем ми-ре. По-сле это-го бла-го-ве-стия Ан-на за-ча-ла. Су-пру-ги да-ли обет по-свя-тить сво-е-го ре-бен-ка Бо-гу и, как бы-ло то-г-да в обы-чае, от-дать его в Иеру-са-лим-ский храм для слу-же-ния и вос-пи-та-ния до со-вер-шен-но-ле-тия. Че-рез де-вять ме-ся-цев Ан-на ро-ди-ла дочь, ко-то-рую на-з-ва-ли Ма-ри-ей.

Рождество Богородицы

Гос-подь, на не-бе-сах жи-ву-щий, вос-хо-тев явить-ся на зем-ле и по-жить с че-ло-ве-ка-ми, преж-де уго-то-вал на ней ме-сто се-ле-ния сла-вы Сво-ей - Пре-чи-стую Свою Ма-терь: ибо в обы-чае у ца-рей, ко-г-да они хо-тят прид-ти в ка-кой-ли-бо го-род, преду-го-тов-лять се-бе в нем для пре-бы-ва-ния па-ла-ту. И как па-ла-ты зем-ных ца-рей со-зи-да-ют-ся ис-кус-ней-ши-ми ма-сте-ра-ми из дра-го-цен-ней-ших пред-ме-тов, на воз-вы-шен-ней-шем ме-сте, пре-крас-нее и об-шир-нее всех иных жи-лищ че-ло-ве-че-ских, так име-ла со-з-дать-ся и па-ла-та сла-вы Ца-ря Не-бес-но-го. В Вет-хом За-ве-те, ко-г-да Бог вос-хо-тел жить в Иеру-са-ли-ме, Со-ло-мон со-з-дал Ему храм ( гл.; гл.) чрез ис-кус-ней-ше-го стро-и-те-ля Хи-ра-ма , ко-то-рый был ис-пол-нен ху-до-же-ства, ра-зу-ма и зна-ния на вся-кое де-ло. Со-з-дал же Со-ло-мон храм из дра-го-цен-ней-ших ве-ществ, из пре-вос-ход-но-го кам-ня (), из бла-го-вон-ных де-ре-вьев: кед-ра и ки-па-ри-са (), при-во-зи-мых с Ли-ва-на , и из чи-сто-го зо-ло-та, на воз-вы-шен-ней-шем ме-сте, на го-ре Мо-риа . Храм был тем пре-крас-нее, что на сте-нах его бы-ли еще из-ва-я-ны изоб-ра-же-ния хе-ру-ви-мов, раз-лич-ных де-ре-вьев и пло-дов (). Про-стран-ством храм был столь ве-лик, что в нем мог-ло вме-стить-ся без тес-но-ты всё мно-же-ство лю-дей из-ра-ильских, и сни-зо-шла на не-го сла-ва Гос-под-ня во ог-не и об-ла-ке (). Од-на-ко храм сей был не-до-ста-то-чен для вме-ще-ния в се-бе Не-вме-сти-мо-го Бо-га. Со-ло-мон со-з-дал Ему храм, но Выш-ний не в ру-ко-тво-рен-ных хра-мах жи-вет. "Ка-кой дом со-зи-жде-те Мне , - го-во-рит Гос-подь, или ка-кое ме-сто для по-коя Мо-е-го?" (). И вот Бог бла-го-из-во-лил, что-бы в на-ча-ле но-во-за-вет-ной бла-го-да-ти был со-з-дан не-ру-ко-тво-рен-ный храм - Пре-чи-стая, Пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва Ма-рия. Ка-ким же стро-и-те-лем со-з-дан был храм тот? Во-исти-ну - пре-муд-рей-шим, са-мою Пре-муд-ро-стью Бо-жи-ею, как го-во-рит Пи-са-ние: "Пре-муд-рость по-стро-и-ла се-бе дом" (), а всё со-тво-рен-ное Пре-муд-ро-стью Бо-жи-ею пре-крас-но и со-вер-шен-но. А по-ели-ку Пре-муд-рость Бо-жия со-з-да-ла оду-шев-лен-ную па-ла-ту Сло-ва, - по-се-му со-з-дал-ся со-вер-шен-ный храм для со-вер-шен-но-го Бо-га, пре-свет-лая па-ла-та для пре-свет-ло-го Ца-ря, пре-чи-стый и не-о-сквер-нен-ный чер-тог для пре-чи-сто-го и не-сквер-но-го Же-ни-ха, не-по-роч-ное се-ле-ние для не-по-роч-но-го Агн-ца. Се-му - вер-ный сви-де-тель на не-бе, го-во-ря-щий к Ней: "Вся ты пре-крас-на, воз-люб-лен-ная моя, и пят-на нет на те-бе!" (). И свя-той Да-мас-кин пи-шет: "Вся - чер-тог Ду-ха, вся - град Бо-жий, мо-ре бла-го-да-тей, вся - добра, вся - ближ-няя Бо-гу" (Сло-во 1 на Рож-де-ство Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы).

Из ка-ких же ве-ществ со-з-да-лась сия па-ла-та? Во-исти-ну - из дра-го-цен-ней-ших: ибо про-изо-шла, как от дра-го-цен-но-го кам-ня, из цар-ско-го ро-да, от Да-ви-да, ко-то-рый вло-жен-ным в пра-щу кам-нем, про-об-ра-зо-вав-шим ка-мень - Хри-ста, по-ра-зил Го-лиа-фа (); и, как из бла-го-вон-ных де-ре-вьев кед-ра и ки-па-ри-са, Де-ва Бо-го-ро-ди-ца ро-ди-лась из ро-да ар-хи-ерейско-го, при-но-ся-ще-го бла-го-вон-ные жерт-вы Бо-гу. Отец ее свя-той пра-вед-ный Ио-а-ким был сы-ном Вар-ла-фи-ра, ве-ду-ще-го свое про-ис-хож-де-ние от сы-на Да-ви-до-ва На-фа-на, а мать ее, свя-тая пра-вед-ная Ан-на, бы-ла до-че-рью свя-щен-ни-ка Мат-фа-на из пле-ме-ни Ааро-но-ва; та-ким об-ра-зом, Пре-чи-стая Де-ва по от-цу бы-ла ро-да цар-ско-го, а по ма-те-ри - ар-хи-ерейско-го. О, из сколь дра-го-цен-ней-ших ве-ществ, - ра-зу-мею пре-чест-ней-шее про-ис-хож-де-ние, - со-з-да-лась Ца-рю сла-вы оду-шев-лен-ная па-ла-та! И как в Со-ло-мо-но-вом хра-ме ка-мен-ные и де-ре-вян-ные зда-ния при-об-ре-та-ли осо-бен-ную цен-ность от чи-сто-го зо-ло-та, ко-то-рым бы-ли по-зо-ло-че-ны; так в рож-де-стве Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы бла-го-род-ства цар-ско-го и ар-хи-ерейско-го про-ис-хож-де-ния еще бо-лее заслу-жи-ло по-чте-ния от це-ло-муд-рия свя-тых Ее ро-ди-те-лей, ко-то-рое до-ро-же, "не-же-ли от зо-ло-та: она до-ро-же дра-го-цен-ных кам-ней; и ни-что из же-ла-е-мо-го то-бою не срав-нит-ся с нею" (). Ибо Пре-свя-тая Де-ва ро-ди-лась от це-ло-муд-рен-ных ро-ди-те-лей, что вы-ше вся-ко-го бла-го-род-ства. О сем свя-той Да-мас-кин, об-ра-ща-ясь к свя-тым пра-вед-ным Бо-го-от-цам го-во-рит так: "О бла-жен-ные су-пру-ги, Ио-а-ким и Ан-на! Во-исти-ну по пло-ду чре-ва ва-ше-го вы яви-лись не-по-роч-ны-ми, по сло-ву Гос-под-ню: "По пло-дам их узна-е-те их" (). Вы устро-и-ли свою жизнь, как бла-го-у-год-но Бо-гу и как до-стой-но сие Рож-ден-ной от вас. Ибо, жи-вя це-ло-муд-рен-но и пра-вед-но, вы про-из-рас-ти-ли со-кро-ви-ще дев-ства, - ра-зу-мею Де-ву: преж-де рож-де-ства Де-ву, в рож-де-стве Де-ву, по рож-де-стве Де-ву, и все-гда Де-ву, еди-ную прис-но-дев-ству-ю-щую и умом, и ду-шою, и те-лом. По-до-ба-ло же, что-бы дев-ство, от це-ло-муд-рия рож-ден-ное, бы-ло при-не-се-но пло-тию Са-мо-му Еди-но-род-но-му Све-ту. О, дво-и-ца чи-стей-ших сло-вес-ных гор-лиц, Ио-а-ким и Ан-на! вы, со-б-люв це-ло-муд-рен-но за-кон при-ро-ды, бо-же-ствен-но спо-до-би-лись сверхъесте-ствен-ных да-ро-ва-ний, и ро-ди-ли ми-ру Де-ву Бо-жию Ма-терь. Вы, бла-го-че-сти-во и пра-вед-но по-жив в че-ло-ве-че-ском есте-стве, про-из-ве-ли Дщерь выс-шую ан-ге-лов и ны-не вла-ды-че-ству-ю-щую над ан-ге-ла-ми. О, пре-крас-ней-шая и слад-чай-шая Дщерь! О, крин, вы-рос-ший по-сре-ди тер-ния от бла-го-род-ней-ше-го цар-ско-го кор-ня! То-бою обо-га-ти-лось цар-ство свя-щен-ства" . Си-ми сло-ва-ми свя-той Да-мас-кин яс-но по-ка-зы-ва-ет, от ка-ко-вых ро-ди-те-лей рож-де-на Бо-жия Ма-терь, из сколь дра-го-цен-ней-ших ве-ществ устро-е-на па-ла-та Ца-ря Не-бес-но-го.

На ка-ком же ме-сте бы-ла устро-е-на сия оду-шев-лен-ная па-ла-та? Во-исти-ну - на вы-со-чай-шем, ибо Цер-ковь да-ет о ней сле-ду-ю-щее сви-де-тельство: "истин-но вы-ш-ши всех еси Де-во чи-стая" ; но вы-ше - не ме-стом, а доб-ро-де-те-ля-ми и вы-со-тою Бо-жи-их да-ро-ва-ний. Ме-стом же, где ро-ди-лась пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва, был не-боль-шой го-род в зем-ле Га-ли-лейской, на-зы-ва-е-мый На-за-ре-том, за-ви-сев-ший от боль-шо-го го-ро-да Ка-пер-на-у-ма , и жи-те-ли его бы-ли пре-зи-ра-е-мы, по-че-му и о Хри-сте бы-ло ска-за-но: "из На-за-ре-та мо-жет ли быть что доб-рое?" (). Но Гос-подь, "Ко-то-рый, оби-тая на вы-со-те, при-к-ло-ня-ет-ся, что-бы при-зи-рать на не-бо и на зем-лю" (), бла-го-из-во-лил, что-бы Его Пре-чи-стая Ма-терь бы-ла рож-де-на не в Ка-пер-на-у-ме, в сво-ей гор-ды-не до не-ба воз-нес-шем-ся, а в сми-рен-ном На-за-ре-те, "ибо что вы-со-ко у лю-дей, то мер-зость пред Бо-гом" (), а пре-зи-ра-е-мое и уни-чи-жа-е-мое ими вы-со-ко и дра-го-цен-но у Не-го. Са-мое имя На-за-ре-та при сем изоб-ра-жа-ет вы-со-ту доб-ро-де-те-лей Пре-чи-стой Де-вы. Ибо как в Сво-ем рож-де-стве Гос-подь чрез Виф-ле-ем, что зна-чит: "дом хле-ба" , тай-но про-об-ра-зо-вал то, что Он есть хлеб, сшед-ший с не-ба для ожи-во-тво-ре-ния и укреп-ле-ния лю-дей: так и в рож-де-стве Пре-чи-стой Сво-ей Ма-те-ри Он чрез На-за-рет изоб-ра-жа-ет воз-вы-шен-ные пред-ме-ты; ибо на-име-но-ва-ние "На-за-рет" озна-ча-ет цве-ту-щее, ограж-ден-ное, увен-чан-ное и со-кро-вен-ное ме-сто : и всё сие яс-но предъи-зоб-ра-жа-ет Пре-свя-тую Де-ву. Она есть цвет, про-зяб-ший от не-плод-ной и заста-ре-лой утро-бы су-хо-го де-ре-ва, цвет не-у-вя-да-е-мый, прис-но-цве-ту-щий дев-ством, цвет бла-го-у-ха-ю-щий, ро-дя-щий бла-го-у-ха-ние Еди-но-го Ца-ря, - цвет, при-но-ся-щий плод - Хри-ста Бо-га Гос-по-да, един-ствен-ное яб-ло-ко бла-го-вон-ное. Она освя-ще-на бла-го-да-тью на-шед-ше-го на Нее и осе-нив-ше-го Ее Свя-то-го Ду-ха и есть свя-тей-шая всех свя-тых, как ро-див-шая "всех свя-тых свя-тей-шее сло-во" . Она ис-клю-че-на из чис-ла греш-ных земно-род-ных, как чи-стая и не-по-роч-ная, и не только Са-ма чуж-да гре-ха, но и греш-ни-ков от-во-дит от без-за-ко-ний, как и взы-ва-ет к ней Цер-ковь: "ра-дуй-ся, сквер-ных изы-ма-ю-щая дел" . Она увен-ча-на сла-вою и че-стью: увен-ча-на сла-вою, ибо про-из-рос-ла из цар-ско-го кор-ня; увен-ча-на че-стью, по-то-му что про-изо-шла из пле-ме-ни ар-хи-ерейско-го. Увен-ча-на сла-вою, по-то-му что про-изо-шла от це-ло-муд-рен-ных ро-ди-те-лей; увен-ча-на че-стью, по-то-му что по-чте-на бла-го-ве-ще-ни-ем и слу-же-ни-ем ар-хан-ге-ла. Увен-ча-на сла-вою, как Ма-терь Бо-жия; ибо что мо-жет быть слав-нее то-го, как ро-дить Бо-га? Увен-ча-на че-стью, как Прис-но-де-ва; ибо что мо-жет быть по-чет-нее, как пре-быть и по рож-де-стве де-вою? Увен-ча-на сла-вою, "слав-ней-шая се-ра-фим" , как се-ра-фим-ски воз-лю-бив-шая Бо-га. Увен-ча-на че-стью, "чест-ней-шая хе-ру-вим" , как пре-взо-шед-шая хе-ру-ви-мов муд-ро-стью и по-зна-ни-ем Бо-же-ства: "сла-ва и честь и мир вся-ко-му, де-ла-ю-ще-му доб-рое" (), го-во-рит Апо-стол. Но най-дет-ся ли кто из земно-род-ных бо-лее доб-ро-де-тель-ный, чем Пре-чи-стая Де-ва? Она со-хра-ни-ла все за-по-ве-ди Гос-под-ни, ис-пол-ня-ла всю во-лю Гос-по-да, все на-став-ле-ния Его со-блю-ла, все сло-ва Его со-кры-ла в серд-це Сво-ем, ока-за-ла ближ-ним все де-ла ми-ло-сер-дия. По-се-му до-стой-но Она увен-ча-на, как тво-ря-щая все-бла-гое. Она же есть и не-кое хра-ни-ли-ще; ибо со-хра-ня-ла со-кро-ви-ще сво-е-го де-ви-че-ско-го це-ло-муд-рия столь тща-тель-но, что да-же ан-ге-лу не хо-те-ла вве-рить оное, по-то-му что, уви-дев ан-ге-ла, Она сму-ти-лась от слов его и раз-мыш-ля-ла, что бы зна-чи-ло сие при-вет-ствие (). Всё сие На-за-рет про-об-ра-зо-вал в Пре-чи-стой Де-ве сво-им на-име-но-ва-ни-ем. И кто не ска-жет, как вы-со-ко воз-двиглась та па-ла-та Хри-сто-ва по доб-ро-де-те-лям и да-ро-ва-ни-ям Бо-жи-им? Она вы-со-ка, ибо да-ро-ва-на с не-ба, хо-тя ро-ди-лась на зем-ле от земно-род-ных; - с не-ба, ибо, как го-во-рят не-ко-то-рые из бо-го-про-све-щен-ных му-жей, ар-хан-гел Гав-ри-ил, бла-го-ве-стив-ший За-ха-рии о рож-де-нии Ио-ан-но-вом, бла-го-ве-стил Ио-а-ки-му и Ан-не о за-ча-тии Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы и при-нес с не-ба Ей пре-бла-го-сло-вен-ное имя, го-во-ря не-плод-ной ма-те-ри: "Ан-на, Ан-на! ро-дишь ты Дочь пре-бла-го-сло-вен-ную, и на-ре-чет-ся имя Ей: Ма-рия". Итак Она, без со-м-не-ния, мо-жет быть на-зва-на гра-дом свя-тым, Иеру-са-ли-мом но-вым, схо-дя-щим с не-ба от Бо-га (), ски-ни-ею Бо-жи-ею. Вы-со-ка сия Бо-жия ски-ния, ибо, ро-див Ца-ря Хри-ста, она воз-вы-си-лась па-че се-ра-фи-мов. О, вы-со-та, не-у-до-бо-вос-хо-ди-мая для че-ло-ве-че-ских по-мыс-лов!

А ка-ко-ва кра-со-та той мыс-лен-ной Хри-сто-вой па-ла-ты, - о сем по-слу-шай то-го же слад-ко-гла-го-ли-во-го Ио-ан-на Да-мас-ки-на, ве-ща-ю-ще-го о Ней сле-ду-ю-щее: "Она при-не-се-на Бо-гу, Ца-рю всех, оде-ян-ная бла-го-ле-пи-ем доб-ро-де-те-лей, как бы зо-ло-тою ри-зою, укра-шен-ная бла-го-да-тью Ду-ха Свя-то-го, и сла-ва Ее внут-ри Нее: ибо как для вся-кой же-ны сла-ва ее - муж, при-хо-дя-щий отв-не, так сла-ва Бо-го-ро-ди-цы внут-ри Ее, т.е. плод чре-ва Ее" . И еще Да-мас-кин го-во-рит, об-ра-ща-ясь к Ней: "О, Де-во Бо-го-бла-го-дат-ная, свя-тая Цер-ковь Бо-жия, ко-то-рую ду-хов-но со-з-дал оный со-тво-рив-ший мир Со-ло-мон (Пре-муд-рый Тво-рец ми-ра) и все-лил-ся в Нее! Не зо-ло-том, не без-душ-ны-ми кам-ня-ми укра-ше-на Она, но, вме-сто зо-ло-та, си-я-ет Ду-хом, вме-сто до-ро-гих кам-ней име-ет мно-го-цен-ный би-сер - Хри-ста . Та-ко-во укра-ше-ние той па-ла-ты, го-раз-до пре-крас-нее быв-ше-го в хра-ме Со-ло-мо-но-вом, в ко-то-ром бы-ли изоб-ра-же-ны по-до-бия хе-ру-ви-мов, де-ре-вьев и цве-тов. Но и в сей оду-шев-лен-ной Церк-ви, в Пре-чи-стой Де-ве, яс-но ви-ден об-раз хе-ру-вим-ский; ибо сво-им хе-ру-вим-ским жи-ти-ем Она не только срав-ня-лась с хе-ру-ви-ма-ми, но и пре-взо-шла их. Ес-ли Цер-ковь обык-ла иных свя-тых на-зы-вать хе-ру-ви-ма-ми, вос-пе-вая: "что вас на-ре-чем свя-тии; хе-ру-ви-мы, яко на вас по-чил есть Хри-стос" , то тем па-че Де-ва Бо-го-ро-ди-ца есть хе-ру-вим, ибо в Ней Хри-стос по-чил те-лом Сво-им, и на пре-чи-стых ру-ках Ее Бог вос-сел, как на пре-сто-ле: Де-ва ста-ла пре-сто-лом хе-ру-вим-ским. Она име-ет в Се-бе по-до-бия и де-ре-вьев бла-го-пло-до-ви-тых, ду-хов-но со-де-лав-шись мас-ли-ною пло-до-ви-тою в до-му Бо-жи-ем и цве-ту-щим фи-ни-ком (), по-че-му ны-не и име-ну-ет-ся са-дом жи-во-нос-ным, ко-г-да Цер-ковь вос-пе-ва-ет: "от не-плод-на-го ко-ре-не сад жи-во-но-сен из-рас-ти нам, Ма-терь Свою, иже чу-дес Бог" . Всё сие го-во-рит-ся о кра-со-те Ее ду-хов-ной. Но Она не бы-ла ли-ше-на и кра-со-ты те-лес-ной, как о том сви-де-тельству-ют мно-гие учи-те-ли цер-ков-ные, что во всей под-сол-неч-ной не бы-ло и не бу-дет та-кой пре-крас-ной де-вы, ка-ко-ва бы-ла Де-ва Бо-го-ро-ди-ца, узрев Ко-то-рую, свя-той Ди-о-ни-сий Аре-о-па-гит хо-тел бы на-речь Бо-гом, ес-ли бы не знал Бо-га, от Нее рож-ден-но-го. Ибо Бо-же-ствен-ная бла-го-дать, ко-ей Она бы-ла ис-пол-не-на внут-ри, про-си-я-ва-ла и на Ее пре-свет-лом ли-це. Та-ко-вую преду-го-то-вал се-бе па-ла-ту на зем-ле Царь Не-бес-ный, - па-ла-ту пре-крас-ную ду-шою и те-лом, "при-го-тов-лен-ный как не-ве-ста, укра-шен-ная для му-жа сво-е-го" (), - при-том па-ла-ту про-стран-ную: "чре-во Ее про-стран-нее не-бес со-де-ла" , и вме-стил-ся в Ней "не-вме-сти-мый Хри-стос Бог" .

Па-ла-ты цар-ские обык-но-вен-но стро-ят-ся об-шир-ны-ми, так что-бы они мог-ли вме-стить не только ца-ря, но и мно-же-ство пред-сто-я-щих слуг и при-хо-дя-щих к не-му ото-всю-ду лю-дей. Об-шир-ное се-ле-ние Сло-ва, Пре-чи-стая Де-ва, про-стран-но не только для Бо-га Сло-ва, как Ца-ря, но и для нас, при-те-ка-ю-щих ра-бов Бо-жи-их в Нее все-ля-ю-ще-му-ся: Бо-га вме-ща-ет во утро-бе, нас же в Сво-ем бла-го-у-тро-бии. Из-бран-ный со-суд Бо-жий, свя-той Апо-стол Па-вел, дви-жи-мый лю-бо-вью, го-во-рил к сво-им воз-люб-лен-ным ча-дам: "серд-це на-ше рас-ши-ре-но. Вам не тес-но в нас" (). Но у ко-го из свя-тых мо-жет найтись столь про-стран-ное бла-го-у-тро-бие, как Ма-ри-и-но о Бо-ге бла-го-у-тро-бие? Здесь вме-ща-ет-ся и це-ло-муд-рен-ный, и греш-но-му здесь не тес-но. Ка-ю-щий-ся име-ет в Ней свое ме-сто, и для от-ча-яв-ших-ся и не-ка-ю-щих-ся Она есть не-воз-бран-ное при-ста-ни-ще, по-доб-но то-му, как Но-ев ков-чег слу-жил при-ста-ни-щем не только чи-стым, но и не-чи-стым жи-вот-ным. В бла-го-у-тро-бии Ее без тес-но-ты вме-ща-ют-ся все скор-бя-щие, оби-ди-мые, ал-чу-щие, стран-ству-ю-щие, обу-ре-ва-е-мые, боль-ные: ибо не мо-жет не быть ми-ло-серд-ной та утро-ба, ко-то-рая ро-ди-ла нам бла-го-го Бо-га. Па-ла-ты ца-рей зем-ных охра-ня-ет мно-го во-ору-жен-ной ст-ра-жи, ко-то-рая не вся-ко-го, же-ла-ю-ще-го войти в них, впус-ка-ет, но удер-жи-ва-ет, вни-ма-тель-но рас-сле-дуя, от-ку-да и за-чем идет. А оду-шев-лен-ная па-ла-та Хри-сто-ва, хо-тя и окру-же-на хе-ру-ви-ма-ми и се-ра-фи-ма-ми и бес-чис-лен-ны-ми ли-ка-ми ан-ге-лов и всех свя-тых, но, тем не ме-нее, в две-ри Ее бла-го-у-троб-но-го ми-ло-сер-дия ни-кто не пре-пят-ству-ет войти, ес-ли бы кто се-го по-же-лал: ни ст-ра-жи не от-тал-ки-ва-ют, ни во-и-ны не от-го-ня-ют и не рас-сле-ду-ют, за-чем кто идет, но вся-кий вхо-дит в них бес-пре-пят-ствен-но с мо-ле-ни-ем и при-ем-лет дар по бла-го-по-треб-но-му про-ше-нию.

Итак, бу-дем при-бе-гать к ми-ло-сер-дию Рож-ден-ной от не-плод-ной утро-бы с та-ко-вым при-вет-стви-ем:

Ра-дуй-ся, все-не-по-роч-ная па-ла-та Ца-ря всех! Ра-дуй-ся, се-ле-ние Бо-га и Сло-ва, Ко-е-му со От-цом и Свя-тым Ду-хом, и Те-бе, До-че-ри От-ца, Ма-те-ри Сы-на, Не-ве-сте Свя-то-го Ду-ха, да бу-дет от нас смерт-ных честь и сла-ва во ве-ки. Аминь.

Богослужебные (литургические) особенности

Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в

Источником, от которого можно вести историю литургического формуляра праздника Пресвятой Богородицы, следует признать Иерусалимский Канонарь VII столетия. Он устанавливает тропарь, глас 1 - Рождество Твое, Богородице Дево:, прокимен (глас 1) Освятил есть селение Свое:; стих Бог нам прибежище и сила:, чтения: ; ;  10; аллилуиа (глас 8 - Слыши дщи; Евангелие начинается со слов: Бысть же егда глаголаше сия:, то есть с конца отрывка, который положен в настоящее время. В Канонаре даны уставные рекомендации только для Литургии. По-видимому, вечерня и утреня в этот праздник не имела серьезных отличий от будничных, что в свою очередь приводит к следующему выводу: статус великого праздника Рождеству Богородицы усвоен еще не окончательно.

Синайский Канонарь важен для исторической литургики тем, что в нем для указанного празднования даны паремии, тропарь, Апостол, Евангелие и причастен, идентичные современным.

Анализируя отдельные редакции Студийского Типикона (Евергетидского, Гроттофератского монастырей и нек.др.), который применялся в обителях и, возможно, в приходских храмах Византии в IX-XII столетий и был воспринят на Руси X-XIV вв., можно обнаружить следующие особенности, отличающие их от нынешнего Устава: на Господи, воззвах: кодифицированы три современные стихиры на шесть; лития на вечерне отсутствует; стихиры на стиховне: первая - синхронная вторая - стоит на месте современной третьей, а третья - на месте четвертой; Слава и ныне:, глас 2 подобен Доме Евфрафов: На утрене после Евангелия, как и в другие праздники, положен прокимен В нощех воздежите руки вашя: Каноны пелись так: в первом каноне в первой, третьей, четвертой и шестой песнях ирмосы по единожды, стихи - по дважды; в пятой, седьмой, восьмой и девятой песнях - и ирмос, и стихи по дважды. Во втором каноне ирмос и стихи предписаны по единожды. На хвалитех следовали нынешние три стихиры по дважды. На утрене полагались всегда и стиховные стихиры: в этот праздник стиховны утрени (глас 2) подобны Доме Евфрафов28.

При подобном же сопоставлении синхронного положения с древнейшими списками Иерусалимского Устава, на который в XII-XIII вв. перешла греческая, в XIV-м - южнославянские, в конце XIV - начале XV столетий - Русская Православная Церкви, можно найти следующие диахронические изменения: на Господи, воззвах: повторяются две первые стихиры; из канонов второй одни рукописи указывают петь на шесть, и только тропари (без ирмоса); другие - главным образом славянские - предписывают петь его ирмос и тропари по единожды; ексапостиларий праздника - дважды; на Литургии на блаженных полагаются песни только из первого канона.

фото дня



Похожие публикации