Конспект занятия по умк в подготовительной группе. Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языкуТема занятия: «Одежда

С детьми старшей группы

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетеическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, деятельная.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по теме «Одежда», а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных и новых игровых ситуациях.

1. Образовательные:

Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

Способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, закркплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по картинкам или личным наблюдениям ребенка.

2. Развивающие:

Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

Развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность;

доброжелательность и выдержку.

Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук, аудиозаписи, для детей 5-6 лет, демонстрационный и раздаточный материал.

Для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин одежды».

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песни «Красивое платье».

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Одежда», песня «Красивое платье».

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт,рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся. Син кем? (с мячом ).

Дети: Мин... (называет свое имя ).

ІІ.Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем что там написано.

«Исәнмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Я знаю что вы владеете татарским языком, и прислаю вам задания.Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать из частей мое изображение.И узнаете кто я. Вы готовы?

Воспитатель: А вот и первое задание “Одень куклу”. Ребята, где мы можем взять одежду для кукол? В магазине “Одежды” .Как будет одежда по татарски, кто мне скажет?

Дети: Киемнәр.

2. Сюжетно-ролевая игра “Магазин одежды”

Воспитатель: Вот мы пришли.

1 ребенок: Исәнмесез!

2 ребенок: Исәнмесез!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Эйбәт, рәхмәт!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Эйбәт, рәхмәт!

1.ребенок: Нәрсә кирәк?

2 ребенок: Күлмәк.

1 ребенок: Нинди күлмәк?

2 ребенок: Кызыл күлмәк.

1 ребенок: Ничә күлмәк?

2 ребенок: Бер күлмәк.

1 ребенок: 4 сум

2 ребенок: 1,2,3,4,5

(Чалбар, күлмәк, футболка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю что вы справились с заданием. Тогда вам первая подсказка: одна часть изображения лежит под вашими стульчиками.

Воспитатель: Теперь слушайте следующее задание “Помогите одеться”

3. Дидактик уен «Киенергә ярдәм ит»

Воспитатель: Давайте теперь кукле девочке предложим надеть платье, мальчику – брюки.

Дети: Курчак, чалбар ки

Курчак, күлмәк ки!

Воспитатель: Ребята как вы думаете вы справились с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот вам и вторая подсказка “Вторая часть моего изображения находится за вашими стульчиками”.

Воспитатель: А третье задание спеть песенку “Күлмәк матур”

4. Песня 39трек “Күлмәк матур”

Минем күлмәк матур, (кыз тавышы)

Синең күлмәк матур. (малай тавышы)

Әйе шул, әйе шул, (икесе бергә)

Минем күлмәк матур.

Минем чалбар матур, (малай тавышы)

Синең чалбар матур. (кыз тавышы)

Әйе шул, әйе шул, (икесе бергә)

Минем чалбар матур.

Воспитатель: Рәхмәт. Вы хорошо справились с этим заданием. Вот вам и третья подсказка: часть изображения находится у воспитателя.

Воспитатель: Следующее задание – “Найди пару”.

5. ИКТ игра “Найди пару”

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет найти пару каждой вещи. Бу нәрсә?

Дети: Күлмәк

Воспитатель: Күлмәк нинди?

Дети: Сары. (Находит такое же платье. )

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам четвертая подсказка – часть изображения найдете на мольберте.

Воспитатель: Осталось последнее задание- игра “Командир”

6. Подвижная игра “Командир”

(Один ребенок выбирается командиром.)

“Аша”, “утыр”, “кил”, “эч”, “ю”, “ки”, “сал”, “йокла”.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Сау булыгыз!

Дети: Сау булыгыз!

Воспитатель: Давайте попращаемся с гостями.

Дети: Сау булыгыз!

Структура НОД:

1. Вводная часть (4-5 мин).

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к НОД.
Организационный момент:

1. Здороваемся.

2. Вопросы:

Син кем? Ты кто?)

Сиңа ничә яшь? (Сколько тебе лет?)

2. Основная часть (18 мин)

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

1. Повтор пройденной темы.

2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

3. Соревновательная игра.

4. Музыкально-хороводная игра.

5. Творческое задание детей (Рисование).

6. Заключительная часть (1-2 мин).

Цель: подвести итог НОД.

Использованная литература:

Г.З.Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

УМК «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей татарскому языку» Казань, 2012г.

«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!

Дети: Исәнмесез Ольга Владимировна!

Воспитатель: Хеллер ничек?

Дети: Эйбет. Рехмет

Воспитатель: сапросите как у меня дела? Хаерле кон!

Дети: хаерле кон!

Включается аудиозапись

Воспитатель: А это мои лучшие друзья Акбай и Мияу. Они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Послушайте, как они здороваются друг с другом.

А теперь ребята давайте предложим Акбаю и Мияу посидеть! Утыр Акбай, Утыр Мияу.

Воспитатель: Молодцы. Акбай и Мияу тоже хотят с вами познакомиться. Поэтому ребята, предлагаю вам игру «Син кем?», «Ты кто?». С помощью мяча, задавая друг другу вопрос «Син кем» будем знакомиться на татарском языке.

Передаю мяч с вопросом «Син кем?». Дети рассказывают про себя на татарском языке.

Основная часть:

Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Ребята, нам Акбай и Мияу принесли корзину с овощами. Давайте узнаем, какие же овощи принесли нам Акбай и Мияу и назовем их на татарском языке. Достаю овощи из корзины.

Обращаю внимание детей на овощи.

Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю картошку).

Дети: Бәрәңге.

Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю морковь).

Дети: Кишер.

Воспитатель: Бу нәрсә? (показывая лука).

Дети: Суган.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Бу нәрсә?

Дети: Кәбестә.

Воспитатель: Бу нәрсә?

Дети: Кыяр.

Воспитатель: Бу нәрсә?

Дети: Помидор.

Воспитатель: Слово помидор на русском и татарском языках звучит одинаково.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть с овощами в с/р игру «магазин».

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю еще провести соревновательную игру «Собирай урожай».

Дети делятся на 2 команды, ставятся 2 ведерка, на пол раскидываю муляжи овощей, на счет 3 игра начинается.

Воспитатель: Ребята, давайте назовем какие овощи собрали команда девочек.

Воспитатель и дети: Бәрәңге, суган, кишер, кыяр, помидор.

Воспитатель: Молодцы. Давайте посчитаем овощи.

Считаем на татарском языке.

Воспитатель и дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие овощи собрали команда мальчиков.

Воспитатель и дети: Суган, кәбестә, кыяр, кишер, помидор, бәрәңге.

Воспитатель: Посчитаем овощи на татарском языке.

Воспитатель и дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород»).

Детям одеваю полумаски овощей. Сначала роль дается активному, сильному ребенку, дальше роль предлагается неуверенному, замкнутому в себе ребенку.

Бар матур бакча

Анда үсә кишер

……………

(ребенок с полумаской «моркови» выходит в середину круга и танцует).

Игра продолжается со всеми изученными овощами.

Творческое задание для детей: разукрашивание гуашью сделанные из соленого теста муляжи овощей.

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось занятие татарского языка? А какие новые слова мы сегодня с вами узнали? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, поблагодарим за овощей Акбая и Мияу и прощаемся с ними.

Воспитатель: Саубулыгыз, балалар!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

НОД по обучению детей татарскому языку в средней группе «Веселые игры»

Подготовила:

Воспитатель по обучению детей

татарскому и русскому языкам

МБДОУ “ЦРР – д/с №91”

Зарипова Резида Ильясовна

г. Нижнекамск, 2014

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку

Тема : «Веселые игры”

Возрастная группа : Средняя группа.

Программные задачи :

Обучающие : Расширять словарь детей, закрепить счет до 5.

Развивающие: Учить слушать и понимать татарскую разговорную речь.

Воспитательные : воспитывать интерес к занятиям,бережное отношение к игрушкам.

Основная образовательная область: “Коммуникация”.

Интегрированные образовательные области: “Познание”, “Художественное творчество”.”Физическая культура”,”Музыка”.

Методы и приемы

Методы: наглядные,словесные,игровые,сюрпризный момент.

Приемы : художественное слово,вопросы к детям,дидактические игры,поощрение.

Наглядные средства обучения : презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные, раскраски с изображением игрушек.

Словарная работа: Куян,песи,аю,эт,машина.туп.

Предворительная работа :Разучивание песни “Карусель”

Структура:

1.Организационный момент.

2.Отгадывание загадки об игрушках.

3.Сюжетно-ролевая игра «Уенчыклар кибете»

4. Исполнение песенки”Карусель”

5. Дидактическая игра “Нәрсә юк?”

6.Дидактическая игра”Дөрес итеп сана”

7. Дидактическая игра”Әйе –юк”

8Физминутка “Аю”

9.Рабочая тетрадь “Найди,назови и обведи”

10. Итог.Итоговая беседа.Сюрпризный момент.

Использованная литература:

1.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

2.Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012

3.Г.З.Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

4.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку» Казань, 2012г.

5.«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г

Источники:

Ход занятия:

Вводная часть (дети входят в группу под тат. музыку (« Родной язык») и садятся на стульчики )

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!

Дети: Исәнмесез.

Воспитатель:Хәлләрегез ничек?

Дети:Әйбәт.

Воспитатель: Ребята, Алсу и Азат прислали вам интересные загадки. Вы умеете разгадывать загадки?(Да) Ребята а ответы они заколдавали. Давайте мы попробуем их отгадать. Интересно какая же первая загадка. (Дети отгадывают загадки,правильные ответы показываю на доске)

Серый байковый зверюшка.
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай!
(Зайка)

    Правильно, слушайте вторую загадку.Попробуй отгадать Арина.

Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну конечно же,…(Медведь)

    Я с вами согласна,слушаем третью загадку,попробуй отгадать Артем.

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьёт,

Песенки поёт. (Кошка)

Четвертая загадка:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина)

Последняя пятая загадка:

Стукнешь о стенку -

А я отскачу.

Бросишь на землю -

А я поскачу.

Я из ладоней в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу. (Мяч)

Скажите пожалуйста,о чем все эти загадки? Молодцы!

А теперь я предлагаю вам выбрать себе любую игрушку и мы с вами споем песенку.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Исәнмесез.

Исәнмесез.

- Нәрсә кирәк?

Аю кирәк?

Давайте споем нашу любимую песенку”Карусель” с нашими игрушками. Ребята, встаньте пожалуйста. (Аудиозапись-47) (дети встают полукругом).

Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә, (показывают игрушки)

Матур курчак әйләнә, (кружатся под музыку)

Зур-зур аю әйләнә,(ходят по кругу)

Кечкенә куян әйләнә.

Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә,

Матур курчак әйләнә,

Зур-зур аю әйләнә,

Кечкенә куян әйләнә.

Молодцы ребята! (дети садятся ).

Ребята,подарим Алсу и Азату игрушки. Соберем посылку.Какие игрушки положим в коробку.

Ребята, какие игрушки у нас остались, давайте поиграем с игрушками “Нәрсә юк? (Дети: Песи-Кошка, Куян-Заяц, Аю-Медведь, Курчак-Кукла, Машина). Хорошо. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из игрушек). Открываем глаза Артем, нәрсә юк? (Артем: куян) и т.п.Сколько осталось?

Игра“Әйе-юк

Воспитатель : Ребята, продолжим наши игры. Я предлагаю вам поиграть в словесную игру “Әйе-юк ”. Если верно отвечаем “әйе”, если не верно “юк”.(показываю игрушку и задаю вопрос)

Физкульминутка (Дети встают около стульев)

Аю килә, лап-лап, (Әкрен генә аю сымак атлап баралар)

Үләннәрне таптап.

- Аю, алай итмә син, (Аюга бармак яныйлар,аны уйнарга чакыралар)

Безнең белән уйна син.

Урыныңда тик торма, (Урыннарында тыпырдыйлар)

Тыпыр-тыпыр тыпырда.

Аю арыган икән,

Аю йокыга киткән.

Аю әйдә тор инде

Бергәләп уйныйк инде.

А сейчас мы будем заниматься в рабочих тетрадях.(дети садятся за столы ) Откройте рабочие тетради на стр. 1и 8(18)

Найди, назови и обведи” (Такое же задание на ИД ) Послушайте задание. Нужно угадать, что спрятано в мешке, найти пару спрятанной игрушки и обвести карандашом. (Дети садятся за столы и выполняют задание самостоятельно)

Дамир, в первом ряду, что спрятано в мешке? (Дамир -Курчак). Согласны ребята.

Даша, какая игрушка спрятана во втором ряду? (Даша-Машина).

И так, Данил, скажи мне какая игрушка спрятана здесь? (Данил-Самолет). Правильно.

Артем, а какая игрушка спрятана в последнем ряду? (Артем-Туп). Молодцы!

Ребята, Алсу и Азат прислали вам раскраски. Вы их раскрасите вечером и скажете родителям какую игрушку вы раскрасили. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (об игрушках). Каких игрушек мы с вами вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Молодцы, ребята, вы сегодня были внимательны, очень старались.

Сау булыгыз балалар.


Основная образовательная область: "Социализация"
Интегрированные образовательные области:«Коммуникация», «Худ. слово», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд»
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
развитие мелкой моторики;пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия;развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе;развитие детского творчества.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!
Дети: Исэнмесез!
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?
Ребенок 1: Семья – это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на татарском
Ребенок: Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.
Ребенок 2: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском
Ребенок: бу эни, эти, мин, эби эм бабай.
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.
Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Павел Дмитриевич. Он работает строителем.
Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Рафис.
Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Лиана.
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Ребенок 1: Мы всегда дружим.
Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много-
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
О ком эти строки?
Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на татарском
Дети: Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?
Дети: Волк съел бабушку и внучку.
Воспитатель: Правильно! Если б девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу - … Кто?
Ребенок договаривает: Мама и папа
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: Сестра, брат.
Воспитатель: Моет посуду – … Ребенок: Мама и бабушка.
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
Ребенок: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Гаилэ»
Бу бармак бабай
Бу бармак эби
Бу бармак эти
Бу бармак эни
Бу бармак мин
Бу безнен Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?
Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»
Воспитатель: Зарина, папа что делает?
Зарина: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
Воспитатель: Карим, мама что делает?
Карим: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
Воспитатель: Юра, сын что делает?
Юра: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
Воспитатель: Даша, дочь что делает?
Даша: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
Воспитатель: Камиль, дедушка что делает?
Камиль: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?
Игра «Какая у вас семья? »
Дети поднимают руку и отвечают:
Дети: Большая (зур, дружная (куелле, маленькая (кечкенэ, заботливая, хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
Звучит песня «Эни кирэк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».

(Конспект по УМК итогового занятия по татарскому языку «Волшебное письмо» «Тылсымлы хат» с детьми средней группы)

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая деятельная.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Гаилә», “Ашамлыклар”, “Уенчыклар”, “Саннар”, а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях.

1. Образовательные:

Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

Способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.

2. Развивающие:

Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

Развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; доброжелательность и выдержку;

Воспитывать интерес к изучению татарского языка,

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук, ИКТ игры для детей 4-5 лет, демонстрационный и раздаточный материал, дидактическая игра «Уенчыклар саныйбыз», муляжи продуктов.

Для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Телефон аша танышабыз», «Кунак сыйлыйбыз».

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песни «Карусель».

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Гаилә», “Уенчыклар”, “Ашамлыклар”, “Саннар”, песня «Карусель».

Ход занятия

І. Организационный момент

Воспитатель: Исәнмесез!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

Дети: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләрегез ничек?

Воспитатель: Әйбәт, рәхмәт.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт,рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся. Син кем? (с мячом ).

Дети: Мин-Максим.

Воспитатель: Давайте познокомимся с нашими гостями.

Дети: Син кем?

ІІ. Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем, кто ңам написал это письмо.

«Исәнмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Я знаю что вы начали изучать татарский язык, и решил прислать вам задания.Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать из частей мое изображение. И узнаете кто я. Вы готовы?

Воспитатель: А вот и первое задание “Разговор по телефону”.

1 ребенок: Исәнмесез!

2 ребенок: Исәнмесез!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Әйбәт, рәхмәт!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Әйбәт, рәхмәт!

1.ребенок: Син кем?

2 ребенок: Максим.

1 ребенок: Син кем?

2 ребенок: Саша.

1 ребенок: Сау бул

2 ребенок: Сау бул.

Воспитатель: Ребята как вы думаете мы справились с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам первая подсказка: одна часть изображения лежит под вашими стульчиками.

Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание. Пригласи всех членов семьи домой.

2. ИКТ игра “Гаилә әгъзаларын өйгә чакыр”

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет позвать всех членов семьи домой. Бу кем?

Дети: Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай).

Воспитатель: Позови его.

Дети: Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай) кил монда.

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот вам и вторая подсказка вторая часть моего изображения находится за вашими стульчиками.

Воспитатель: А третье задание спеть песенку “Карусель”

(Каждый ребенок подходит и спрашивает себе игрушку)

Воспитатель: Какую игрушку тебе дать?

Ребенок: Миңа туп бир.

Воспитатель: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) нинди?

Ребенок: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) зур(кечкенә) , матур, чиста.

Воспитатель: Мә, зур(кечкенә) , матур, чиста туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) уйна.

Ребенок: Рәхмәт.

3. 59 трек. “Карусель”.

Әллә-лә, әллә-лә,

Карусельләр әйләнә,

Матур курчак әйләнә.

Зур-зур аю әйләнә.

Кечкенә куян әйләнә.

Әллә-лә, әллә-лә,

Карусельләр әйләнә,

Матур курчак әйләнә.

Зур-зур аю әйләнә.

Кечкенә куян әйләнә.

Әллә-лә, әллә-лә,

Карусельләр әйләнә.

Матур кызлар әйләнә,

Зур малайлар әйләнә.

Дети: Мә, туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина).

Воспитатель: Рәхмәт. Вы хорошо справились с этим заданием. Вот вам и третья подсказка: часть изображения находится у воспитателя.

Воспитатель: Следующее задание – угости гостя.

4. Сюжетно-ролевая игра “Кунак сыйла”

Воспитатель: Вот мы пришли.

Дети: Исәнмесез!

2 ребенок: Исәнмесез!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Әйбәт, рәхмәт!

2 ребенок: Хәлләр ничек?

1 ребенок: Эйбәт, рәхмәт!

2.ребенок: Кил монда, утыр.

2 ребенок: Рәхмәт.

(Спрашивает у всех гостей “Как дела?” и приглашает к столу.)

2 ребенок: Мә, чәй (сөт) эч

1 ребенок: Рәхмәт. Чәй (сөт) тәмле.

2ребенок: Мә, алма (ипи) аша.

1 ребенок: Рәхмәт. Алма (ипи) тәмле.

(Угощает всех гостей.)

1 ребенок (роняет яблоко) : Алма пычрак. Мә, алма, ю.

2 ребенок (моет яблоко) : Алма чиста. Мә, аша.

1 ребенок: Рәхмәт, сау бул.

2 ребенок: Сау бул.

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам четвертая подсказка – часть изображения найдете на мольберте.

Воспитатель: И последнее задание вам надо предложить Алсу поиграть с игрушкой.

3. Дидактик уен «Алсуга уйнарга уенчыклар тәкъдим ит»

Воспитатель: Давайте теперь Алсу предложем игрушки.

Дети: Бер, ике, өч (1-5). Мә, Алсу өч (1-5) аю (куян, туп, песи, курчак) , уйна.

(Дети дарят разные игрушки и разного количество, от 1 до 5.)

Воспитатель: Молодцы дети, вы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Давайте спросим у гостей вы справились с этим заданием. Гости: Да.

Воспитатель: Тогда вы получите последную подсказку – часть изображения находится на подоконнике.

Все части изображения нашлись, вам осталось лишь собрать. (Дети собирают изображение собаки.)

Воспитатель: Бу нәрсә?

Дети : Эт.

Воспитатель: А как его зовут?

Дети: Акбай.

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы! Но какое из заданий вам показалось самым сложным, где вы затруднились отвечать?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте, похвалим себя.

Дети : Мин матур, мин чиста, мин әйбәт.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Сау булыгыз!

Дети: Сау булыгыз!

Воспитатель: Давайте попращаемся с гостями.

Дети: Сау булыгыз!



Похожие публикации