Когда образовался ссср и распался. Причины развала ссср – почему советский союз распался? основные причины

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.

Распад СССР произошёл в 1991 году, и началась история России. Множество государств, совсем недавно называвших себя «братьями навек», теперь яростно отстаивали право на суверенитет, а то и воевали друг с другом.

Между тем причины распада СССР лежат на поверхности, более того - развал советской империи был неизбежен.

Причины распада СССР: почему распался Союз?

Историки, социологи и политологи выделяют несколько основных причин распада СССР :

  • Тоталитарный режим. Страна, где любое инакомыслие карается смертью, заключением или справкой о недееспособности, обречена на гибель, так только «захват» будет хоть немного ослаблен и граждане смогут приподнять голову.
  • Межнациональные конфликты. Несмотря на декларируемое «братство народов», в действительности советское государство просто закрывало глаза на межнациональную рознь, предпочитало не замечать и замалчивать проблему. Поэтому в конце 80-х годов долго назревавший взрыв произошел сразу в нескольких местах - это и Грузия, и Чечня, и Карабах, и Татарстан.
  • Экономический спад. После мирового падения цен на нефть Союзу пришлось туго - многие до сих пор помнят тотальный дефицит на все продукты и огромные очереди.
  • «Железный занавес» и «холодная война». Советский Союз искусственно нагнетал антизападную истерию, убеждая своих граждан в том, что повсюду одни лишь враги, тратил огромные деньги на оборону и гонку вооружений, высмеивал и запрещал любые веяния из остального мира. Запретный плод сладок, и со временем советские люди начали чувствовать куда большее доверие и к вещам, и к идеям западного мира.

От СССР к СНГ.

1991 года стал годом распада СССР , и Михаил Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Возникло новое государство - Россия, и новый «союз» свободных независимых стран - СНГ. В это объединение вошли все бывшие республики Советского Союза - но теперь каждая из них жила по своим законам, поддерживая с другими лишь соседские отношения.

Развал СССР - процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике, народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере , приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года. Данные процессы были вызваны стремлением буржуазии и их ставленников захватить власть. Второй номенклатурный передел КПСС, проведённый под руководством М. С. Горбачёва не позволил успешно противостоять попыткам развала.

Развал СССР привёл к «независимости» 15 республик СССР (а де факто к зависимости многих республик вроде Грузии от США и других империалистических держав) и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств .

Предыстория

За исключением , ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского народного фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия «Иттифак» в , которая с выступала за независимость Татарстана.

Сразу после событий независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых позже стали т. н. непризнанными государствами.

Законодательное оформление последствий развала

  • 24 августа 1991 года было уничтожено общесоюзное управление страной. Было инициировано недоверие кабинету министров СССР. Новый кабинет министров сформирован не был. В место него был создан комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. В нём осталось только 4 общесоюзных министра: Бакатин Вадим Викторович - Председатель Комитета государственной безопасности СССР, Шапошников Евгений Иванович - Министр обороны СССР, Баранников Виктор Павлович - Министр внутренних дел СССР (все трое назначены указами Президента СССР от 23 августа 1991 г. еще в качестве членов Кабинета Министров СССР, но согласие на их назначение дано постановлением Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. № 2370-I уже после отставки всего состава Кабинета Министров), Панкин Борис Дмитриевич - Министр иностранных дел СССР (назначен Указом Президента СССР от 28 августа 1991 г. № УП-2482).
  • 24 августа 1991 года из СССР выходит Украина. Верховный совет Украины принимает решение -

«Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства - Украина. Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины действуют исключительно Конституция и законы Украины ».

  • 25 августа 1991 года из СССР выходит Беларусь(принимая декларацию о независимости).
  • 5 сентября 1991 года комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР оформился как межреспубликанский экономический комитет СССР.
  • 19 сентября 1991 года - в Беларуси изменено название страны и государственные символы.
  • 14 ноября 1991 года межреспубликанский экономический комитет СССР уже официально себя называет межгосударственным комитетом. Фактически он уже является надстройкой между независимыми государствами.
  • 8 декабря 1991 года. Де факто независимые Украина и Беларусь заключают договор с Россией о создании СНГ, что позволяет частично объявить народу положение дел и создать орган, которому можно подчинить оставшиеся общесоюзные министерства. Верховный совет СССР лишается кворума, т.к. делегаты от РСФСР отозваны из Верховного Совета.
  • 21 декабря 1991 года. Среднеазиатские республики переходят из СССР в СНГ.
  • 25 декабря 1991 года. Отставка президента СССР М.С. Горбачёва и официальное прекращение существования СССР
  • 26 декабря 1991 года. Верховный совет СССР самораспускается.
  • 16 января 1992 года. У войск СССР изменена присяга на «клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг». Начинается процесс массового перехода войск СССР на службу независимым государствам в составе целых дивизий.
  • 21 марта 1992 года. В формировании войск СССР участвует всего только 9 стран. Происходит их переименование в «Объединённые Вооружённые Силы СНГ».
  • 25 июля - 9 августа 1992 года. Последнее выступление сборной СССР(Объединённая команда) на Олимпийских играх.
  • 9 декабря 1992 года. Россия вводит вкладыши в советские паспорта для отделения своих граждан от граждан СССР.
  • 26 июля 1993 года. Уничтожена рублёвая зона СССР.
  • Август 1993 года - войска СССР окончательно расформированы, общесоюзными остаются только ПВО. Также в некоторых странах продолжают работать пограничники России.
  • 1 января 1994 года. Украина начала обменивать советские паспорта на украинские.
  • 10 февраля 1995 года. Общесоюзное ПВО ещё раз подтверждает свой статус, как «объединённая ПВО СНГ». При этом войска имеют присягу уже своим государствам. На тот момент в общесоюзном ПВО находились войска из 10 стран. На 2013 год соглашение действовало в следующих странах - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
  • 1 января 2002 года. На Украину запрещено въезжать по паспорту СССР без заграничного паспорта.

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году - советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".



Похожие публикации