Восстановление формы зуба пломбировочным материалом. Реставрация передних зубов: «до» и «после

В современных стоматологических клиниках можно не только вылечить зубы и десны, снять налет и камень с эмали, но и провести художественную реставрацию передних зубов. Эта процедура представляет собой восстановление анатомической формы и функции зубного ряда. В отличие от протезирования, с помощью реставрации можно восстановить зубные ткани, продлить их жизнь и сохранить естественный вид улыбки.

Показания к художественной реставрации

Процедура реставрации передних зубов показана в следующих случаях:

  • при наличии сколов, кривизны и других дефектов;
  • истончении эмали;
  • потемнении и пожелтении коронки;
  • наличии щели между передними зубами;
  • появлении темной полоски между пломбировочным материалом и твердыми тканями;
  • износе и выпадении старых пломб;
  • частичном или полном отсутствии зуба.

Целью реставрации зубов является лечение кариеса с направлением на восстановление эстетического вида, изменение положения зубов во рту, устранение межзубных щелей и улучшение цвета, формы и размера зубов.

Виды эстетической реставрации передних зубов

Восстановить зубной ряд в стоматологической клинике можно по рекомендации стоматолога одним из трех методов:

  1. Прямой или композитной реставрации.
  2. Восстановления эстетического вида зубного ряда винирами.
  3. Реставрацией с опорой на импланты.

Композитная технология

Процедура представляет собой препарирование и заполнение поврежденных тканей качественными светоотражательными материалами . Используемые фотополимеры пластичны, поэтому стоматологи пользуются ими как пластилином. В этом случае важен опят врача, его чувство пропорций и вкуса.

Композитные материалы используются в основном для восстановления поверхностей зубов. Они возвращают утраченную форму и цвет, и приводят зубной ряд в первоначальный вид. Такая процедура требуется, если ткани зуба изменили цвет или подверглись обширным поражениям за счет кариеса, механических повреждений или в силу возраста.

При композитной эстетической реставрации передних зубов в первую очередь удаляются старые пломбы из амальгамы, которые со временем темнеют. Заменяются они композитом.

Осуществляется композитное восстановление зубного ряда непосредственно в ротовой полости, поэтому называется прямой реставрацией.

К достоинствам композитной реставрации относятся:

  1. Прочность композитной оболочки.
  2. Невозможность отличить отреставрированную поверхность от природной эмали.
  3. Отсутствие необходимости сильно обтачивать зубные ткани.
  4. Выполнение процедуры за одно посещение.

Минусом композиторной реставрации является постепенная «съедаемость» и микронная усадка материала, за счет чего через 5–10 лет его придется менять.

Восстановление 1–2 зубов опытный специалист проведет за 30–40 минут. Технология проведения процедуры:

  1. Очистка от налета эмали и твердых отложений в прикорневой зоне.
  2. Подбор композита с учетом яркости, интенсивности и насыщенности природных тканей.
  3. Препарирование кариозных полостей и удаление старых пломб.
  4. Изоляция слюны лавсановой матрицей или коффердамом.
  5. Послойное наложение фотополимеров с целью формирования эстетического вида.
  6. Удаление избыта композита, шлифовка и полировка отреставрированных зубов.

В случае если отсутствует пульпа и повреждено более половины зуба, устанавливается штифт. Использовать для этого лучше всего штифты из стекловолокна, поскольку с металлическим штифтом зубы приобретут сероватый оттенок.

Цена на художественную композитную реставрацию складывается из следующих позиций:

  • стерильный пакет;
  • анестезия;
  • изоляция зуба от слюны;
  • восстановление из светового композита;
  • установка стекловолоконного штифта.

В результате общая средняя стоимость восстановление целого зуба с установкой штифта составляет от 5 до 6 тысяч рублей. Цена на реставрацию половины коронки – от 3,5 до 4 тысяч рублей. Восстановление скола будет стоить около 1,5 тысячи рублей.

Эстетическая реставрация винирами

Поскольку фотоэлементы со временем приходят в негодность, многие пациенты предпочитают более долговечные виниры. Представляют они собой пластинки из керамики (диоксида циркония, фарфора) или полимерных материалов.

Показания к эстетической реставрации с применением виниров:

Благодаря применению виниров передний зубной ряд депульпации не подвергается. Пластинки ставятся снаружи, а внутри остаются свои зубы. В результате – эстетика выше похвал, при этом чувствительность зубов не нарушается. Поскольку на жевательные зубы приходится большая нагрузка, их реставрируют с применением коронок.

Виниры бывают трех видов:

  1. Композитные. Устанавливаются незаметно и быстро. Но они недолговечны, поэтому используются редко.
  2. Керамические. В их состав входит медицинский фарфор и диоксид циркония. Среди всех видов виниров они отличаются надежностью и прочностью.
  3. Голливудские люминиры. Тонкие пластинки из фарфора приклеиваются и долго служат. Их толщина не превышает 0,3 мм. Поэтому перед установкой таких изделий серьезной обработки зубов не требуется.

Процедура установки виниров:

Особенности реставрации люминирами

Чтобы получить белоснежную улыбку и при этом не обтачивать эмаль, можно воспользоваться люминирами . Их применение имеет следующие преимущества:

  • нет необходимости в обезболивании;
  • устанавливаются за три посещения стоматолога;
  • не повреждается эмаль;
  • для процедуры нет возрастных ограничений;
  • используются только гипоаллергенные материалы;
  • снижается частота воспалений десен;
  • оттенок люминиров не меняют даже красящие продукты;
  • во время фиксации используется выделяющий фтор бонд;
  • в специальном уходе люминиры не нуждаются;
  • внешний вид пластин не меняется долгие годы;
  • во время процедуры реставрации временные установки не применяются;
  • по желании клиента люминиры можно снять;
  • срок службы пластин до 20 лет.

Цена на недорогие фотополимерные винилы – от 6 тысяч рублей за одну пластинку . «Голливудские» люминиры стоят от 15 тысяч рублей, включая цену за работу.

Коронки для художественной реставрации

Имитирующие зубы человека конструкции изготавливаются в лабораторных условиях. При этом используются три материала:

  1. Металл.
  2. Керамика.
  3. Металлокерамика.

Металлические коронки выглядят непривлекательно, поэтому большинство пациентов выбирает керамику. Она имеет эстетический вид и практически не отличается от природного цвета эмали . Для этого при изготовлении керамической коронки стоматологи ориентируются на естественный цвет и форму. Режущий край коронки делается с рельефом, прорисовываются ребра и фисур, производится легкое осветление от корней к кончикам.

Керамика со временем не стирается и не меняет цвет.

Для художественной реставрации можно использовать металлокерамику, которая является «золотой серединой». Изделия создаются из металлического каркаса, который покрывается керамикой. В результате коронки получаются прочными и эстетически привлекательными. Они долговечны и доступны.

Цена на керамические коронки начитается от 15 тысяч рублей . В свою очередь, металлокерамика стоит 3,5 тысячи рублей за коронку. Высокая стоимость керамических коронок объясняется ценой на расходные блоки керамики и ценой применяемого специального аппарата.

Как сохранить полученный результат?

Со временем отреставрированные коронки будут стираться, поэтому за ними необходим правильный уход.

Специалисты советуют:

  • ежедневно по три минуты чистить зубной ряд;
  • отказаться от привычки грызть орешки и семечки;
  • использовать ирригатор и флосс;
  • каждые полгода посещать стоматолога для проведения полировки.

Нестандартное лечение

В некоторых случаях, при определенном состоянии зубов и десен, при проведении реставрации стоматолог гарантий не дает . К причинам проведения нестандартного лечения относятся:

Реставрация молочных зубов

Поскольку благополучие и здоровье молочных зубов непосредственно влияет на внешний вид и состояние будущих постоянных, при обширном кариозном нарушении или в случае травмы зуб необходимо восстановить .

Выпавший раньше времени молочный зуб может привести к деформации всего зубного ряда. Объясняется это тем, что десна остается пустой, из-за чего начинают двигаться соседние зубки ребенка. Кроме этого, изменяется прикус, ухудшается дикция, на соседние зубы возрастает нагрузка, в результате чего они могут выпасть.

Противопоказания для художественной реставрации

Процедуру эстетического восстановления зубов противопоказано проводить при следующих заболеваниях и состояниях:

Некоторые из этих противопоказаний поддаются лечению, поэтому полностью отказываться от реставрации не стоит. С неправильным прикусом или бруксизмом поможет справиться стоматолог.

Почему разрушаются зубы?

К разрушению эмали и даже потере зубов приводит целый список привычек человека:

К образованию трещин в эмали приводит употребление твердой пищи и большого размера орехов, а также открывание зубами стеклянных бутылок.

Для создания голливудской улыбки специалисты советуют проводить эстетическую реставрацию восьми передних нижних и десяти верхних зубов. Однако прежде чем идти на такую процедуру, необходимо узнать о противопоказаниях и посоветоваться со специалистом.

Стоматология, как наука имеет долгую историю и главными задачами, которые перед ней стояли — являлись профилактика зубочелюстных патологий и регенерация уже потерянной функциональности в результате повреждения или потери зубов. В связи с тем, что главной задачей зубочелюстной системы считается первичная обработка еды — ее пережевывание, то регенерация жевательной способности становится основной целью лечения. К примеру, для протезирования или для пломбы кариозных полостей, использовались материалы, которые соответствовали следующим главным требованиям:

  • повторение анатомии поврежденного зуба,
  • устойчивость,
  • отличная фиксация к тканям зуба.

Эстетическая сторона вопроса была затронута не так давно. Современная стоматология должна бороться не только с функциональными дефектами, но и с эстетическими. Поэтому стоматологические услуги включают обе услуги. Говоря иначе, будь то пломба или коронка, она должна подходить со своими зубами по форме, оттенку, размеру и не имеет значение, передние это зубы или задние, которые при улыбке не виднеются.

Также в стоматологии отдельным направлением является эстетическая стоматология. Под данной услугой следует понимать отбеливание зубов, художественную реставрацию и установку виниров. Все действия, в основном, производятся исключительно по эстетическим рекомендациям тогда, когда пациенту не нравятся состояние своих зубов, их цвет и форма.

Если у пациента зафиксированы кариозные полости и сколы эмали, то врач проводит художественную реставрацию зубов. Подобная реставрация проводится с применением композитных материалов и за несколько посещений стоматолога.

Керамические виниры в эстетической стоматологии востребованы. Они представляют собой тоненькие пластины, которые накладываются на зубы. Стоматолог после снятия слепков с зубов отправляет их в лабораторию для изготовления винир. Виниры часто назначаются, когда имеют место существенные разрушения передних групп зубов коррозией, большие сколы, изменения оттенка зубов после его депульпирования или, к примеру, после травмы.

Кроме винир, в эстетическую стоматологию входит и использование люминир, которые позволяют стать обладателем красивой улыбки. Данная процедура проходит максимально быстро и безболезненно. Люминиры так тонки, что ставятся на зубы, без их обтачивания.

Отбеливание зубов - это также распространенная услуга эстетической стоматологии, у которых нет прямых медицинских показаний. Данная услуга проводится по желанию пациента, если не выявлено противопоказаний. Здесь необходимо добавить, что отбеливанию подвергаются только собственные ткани зуба. Пломбы, коронки не отбеливаются. Поэтому если у вас есть такие конструкции, то после проведения отбеливания, следует их заменить, чтобы зубы получились единого оттенка.

Восстанавливать зубы, принимая во внимание высокие эстетические стандарты, стало сегодня обычным делом и практически любая пломба может рассматриваться как «эстетическая реставрация». Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.

Это может происходить по многим причинам. К ним можно отнести: несоответствие оттенков стандартной шкалы расцветки и выбранного материала, неправильная методика восстановления, запутанная маркировка искусственных эмалей, или, наконец, просто нестандартное освещение в кабинете. Кроме того, слишком широкий ассортимент композитов всегда ведет к усложнению методик работы, а значит увеличивается риск ошибки. Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при восстановлении скола угла, во время пломбирования сквозных отверстий, при прямых облицовках и даже при полных реставрациях. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности. Особое место занимает умение комбинировать прозрачные оттенки и моделировать естественный режущий край. Именно он обеспечивает гармоничное восприятие любой реставрации и улыбки в целом.

Так как естественный режущий край может выглядеть совершенно по-разному, стоматолог должен уметь прогнозировать результат при выборе той или иной методики восстановления. Здесь необходимо учитывать разные факторы. Например, возраст, тип улыбки, структуру соседних зубов и, конечно, особенности используемого материала.

Возраст пациента имеет важнейшее значение при выборе методики восстановления режущего края. В течение жизни человека форма и цвет зубов меняется, а также меняется и уровень прозрачности видимой части зуба. Схематично это может выглядеть так (рис. 1.1, 1.2, 1.3).

У зубов молодого пациента зоны прозрачности доминируют. Мамелоны дентина довольно четко просвечивают сквозь прозрачную эмаль, повторяя форму пульпарной камеры. У зубов очень молодых пациентов они проявляются и по режущему краю (рис. 2).

Реставрация зубов молодого пациента всегда не простое, но интересное занятие. Здесь важно представлять трехмерную структуру всех слоев зубных тканей и уметь прогнозировать, как будет выглядеть работа после сочетания композитных слоев разной прозрачности.

Стандартная схема получения режущего края молодых зубов включает два после довательных этапа. Сперва моделирование необходимого рельефа в искусственном дентине (как на режущем крае, так и на вестибулярной пластине), а затем облицовка внутренней структуры прозрачным материалом. При пименении данной методики необходимо учитывать, что визуальное восприятие режущего края будет напрямую зависеть от свойств выбранной эмали, от уровня ее светопроницаемости. Неточность воспроизведения общего цвета зуба и его прозрачности здесь может быть связана с запутанной маркировкой эмалевых композитов. Довольно трудно сориентироваться при выборе материала для режущего края, особенно если смотреть только на надписи на шприцах. «Молочная», «Иней», «Опаловая», «Универсальная» – все это названия эмалевых масс.

Каждый врач может представлять их совершенно по-разному. Кроме того массы с высокой степенью прозрачности могут называться эмалями, материалами для режущего края, или просто прозрачными композитами – это тоже создает трудности для выбора. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии необходимо следовать простому совету: сначала узнай настоящие цветовые свойства композита в шприце, и только потом подбирай необходимую эмаль для пациента.

Так как искусственная эмаль характеризуется более высокой степенью прозрачности, стоматолог должен понимать разницу между прозрачностью и полупрозрачностью (светопроницаемостью).

Прозрачность – это свойство материала пропускать свет, не отражая его или отражая его очень незначительно (в английском языке этот термин пишется как – Тransparent). Прозрачные материалы не задерживают свет, и он проходит насквозь. Сквозь них видны предметы, расположенные за ними. Они не оказывают сильного влияния на формирование общего цвета, зато слои, лежащие за ними, наоборот могут отражать свет и являются цветообразующим (мы знаем, что цвет формируется отраженным светом). Если же свет не отражается, значит материал будет восприниматься, как темный. Такой эффект мы видим у молодых пациентов в прозрачном режущем крае. Свет, пройдя сквозь эмаль, теряется в глубине полости рта, и режущий край выглядит темным. Мы говорим, что просвечивает темный фон. В другом случае свет, пройдя сквозь эмалевый слой, может отразиться от подлежащих, менее прозрачных слоев зуба. Такой эффект проявляется при просвечивании дентин-ных мамелонов на фоне прозрачного режущего края (рис. 3). Материалы с высокой светопроницаемостью в чистом виде используются редко. В основном они комбинируются с другими эмалевыми материалами, обладающими эффектом полупрозрачности.

Полупрозрачность (частичная светопроницаемость) – это свойство материалов пропускать свет, частично его отражая и поглощая его небольшую часть (в английской литературе этот термин пишется как – Translucent). Такие материалы выглядят слегка мутными, матовыми, но свет они пропускают хорошо. Многие материалы для режущего края обладают полупрозрачностью. Они по-разному могут проявлять себя на темном фоне, так как они все же слегка отражают свет. Чем больше он отражается, тем более поверхность кажется светлой. Такой же эффект проявляется в пересушенной эмали. Она кажется светлее, так как после испарения воды потеряла прозрачность, а значит будет больше отражать света. Этот эффект начинает проявляться уже через несколько минут после начала испарения влаги. Работая с композитами также нельзя забывать,что увеличение отражения света, делает реставрацию светлее. При нанесении малопрозрачной эмали в качестве поверхностного слоя, реставрация будет приобретать матовый, неестественный вид, здесь будет проявляться эффект «матовой лампочки», когда подлежащие слои просто не видны.

Для успешной клинической работы нужен набор материалов с разной степенью прозрачности. Нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым, а добиваться успеха можно комбинируя их. Вот тот оптимальный список прозрачных и полупрозрачных материалов, который, на наш взгляд, необходим для создания естественного режущего края при реставрации. Нам необходимы:

– Материал с максимальной степенью прозрачности

– Опаловый материал со средней прозрачностью

– Опаловый материал с малой прозрачностью

– Светлая опаловая эмаль для отбеленных зубов

– Среднепрозрачные эмали с желтым, розовым и может быть с голубым оттенком

Материалы с такими характеристиками могут входить в наборы, но маркировка шприцов может у разных компаний отличаться. Для наглядности и для понимания того, как анализировать прозрачность искусственных эмалей, в данной статье представлена методика анализа линейки эмалевых масс нового универсального нано-композита компании Sсhutz-Dental Group – NanoPaq. Виды этих эмалей хорошо вписываются в данную классификацию материалов для режущего края. Они были специально разработаны для упрощения подбора прозрачности при имитации естественных зубов. Для анализа светопроницаемости данного материала из него были сделаны тонкие пластинки толщиной 0,3 мм. Затем они были помещены на белый и на темный фон (рис. 4).

Можно хорошо видеть, как темный фон заставляет проявлять эмалевые материалы себя по-особому. Первый диск – это максимально возможная прозрачность композитного материала. Он используется для режущего края и называется – прозрачный режущий край (Incisal Transpаrеnt, InTr), второй – это материал со средней степенью светопроницаемости, он наиболее часто применяется и поэтому называется – универсальный (Incisal Universal, InU), дальше идет светлая, матовая эмаль – Incisal White (InW), затем белая эмаль для отбеленных зубов – Incisal Bleach (InBl). Далее можно увидеть опаловые эмали со слабонасыщенным цветом для индивидуальных работ: с желтым оттенком (Incisal Yellow, InY) и эмаль с легким розовым оттенком (Incisal Red, InR). Для облегчения выбора эмалевого материала есть специальная расцветка, изготовленная из того же материала – NanoPaq (рис. 5).

Это исключает риск несоответствия цвета: Материал – Расцветка. Цветовые шаблоны расцветки имеют форму клина, чтобы можно было видеть оттенок эмали в зависимости от толщины слоя. В этой расцветке прозрачность от Insisal Transporеnt к Incisle Bleach уменьшается, а опаловость увеличивается. Это необходимо учитывать при моделировании. Теперь мы знаем, что находится в шприцах, и можем выбрать именно то, что нам необходимо для конкретной реставрации. Таким же образом желательно проанализировать любой материал, с которым вы работаете, иначе результат будет не прогнозируемым. Тонкие пластины композита необходимо изучать обязательно на темном фоне, имитируя ситуацию во рту. После этого материал желательно классифицировать с точки зрения его степени прозрачности и опаловости.

При использовании эмалей с различным уровнем светопроницаемости для стандартных методик реставраций (то есть в виде тонкого, заключительного слоя на режущем крае и вестибулярной поверхности) необходимо представлять, как данная эмаль может повлиять на общий вид реставрации. Для анализа этого влияния были изготовлены стандартные дентинные заготовки с мамелонами (цвет А3) (рис. 6), которые затем облицовывались эмалями из набора NanoPaq с разной степенью прозрачности. В такой же последовательности, как и в расцветке (рис. 7). Здесь можно четко видеть, как визуально проявляет себя та или иная эмаль на темном или светлом фоне.

Любой высокопрозрачный материал (здесь – Insisаl Transporent) дает слишком светопроницаемый режущий край. Такой в жизни встречается редко. Кроме того, при моделировании режущего края из такого материала надо всегда учитывать тип улыбки, если улыбка закрытая (губа прикрывает верхние зубы), надо быть весьма осторожным. В такой клинической ситуации возможен эффект, когда очень прозрачный режущий край визуально пропадает и создает иллюзию беззубого рта. При использовании материала средней прозрачности – (Incisal Universal) все эти эффекты выражены в гораздо меньшей форме, его меньшая светопроницаемость, как бы все сглаживает, делает переходы более плавными. Именно поэтому этот материал применяется гораздо чаще. Хороший эстетический эффект дает его комбинация с прозрачным материалом.

При использовании материалов с выраженными опаловыми свойствами, например, Incisal White или Incisal Bleach, необходимо помнить об эффекте «матовой лампочки» и использовать эти эмали в виде тонких поверхностных слоев только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Если в ваш стандартный набор материалов включены только такие опаловые массы, а необходимости в такой эмали нет, можно нанести ее с внутренней, оральной стороны, а на режущий край нанести обычную дентинную массу. В сумме слоев режущий край будет более прозрачным, но общий цвет реставрации не изменится.

Все эмали обладают в той или иной мере прозрачностью. А это значит, что моделирование мамелонов в дентине необходимо делать осознанно. Здесь нет стандартной схемы. Нужно внимательно проанализировать внутреннюю структуру соседних зубов, прежде чем начинать реставрацию. Кроме того, на примере прозрачного материла и разных дентинных заготовок можно увидеть, как особенности моделирования мамелонов влияют на общий вид реставрации. Чем круче и глубже углубления между ними, тем более выражены темные вертикальные линии на вестибулярной поверхности около режущего края. Если же эти углубления пологие, то переход между мамелонами, более плавный (рис. 8.1 и рис. 8.2).

Все это напрямую связано с прозрачностью и отражением света. Правильно наложенная на режущий край эмаль поможет также добиться и так называемого Halo-эффекта (эффект венца или нимба). Он визуально проявляется у молодых пациентов по режущему краю в виде тонкой белой линии (рис. 2 и 3). При имитации, он воспроизводится не красками, а правильной моделировкой, которая помогает концентрироваться отраженному свету на самом краешке режущего края (рис. 9). Для воспроизведения естественного режущего края для большинства прямых реставраций, достаточно пользоваться комбинацией прозрачной (Incisal Transpаrеnt, InTr) и среднепрозрачной эмали (Incisal Universal, InU). Это тот необходимый минимум, который нужен в арсенале врача для нормальной работы. Для более творческой, индивидуальной моделировки ассортимент эмалей должен быть расширен до вышеперечисленного комплекта. Тогда доктор сможет успешно применить одну из базовых техник восстановления или попытаться их комбинировать. При моделировании режущего края обычно применяются следующие техники:

Послойное нанесение

Моделировка латеральными сегментами

Послойное нанесение применяется чаще, так как оно копирует естественное строение зуба. Здесь необходимо моделировать слоями и чтобы между слоями была четкая граница. Только тогда режущий край будет естественным и живым. Комбинируя толщину слоев искусственной эмали, мы можем управлять общей прозрачностью и создавать индивидуальные реставрационные работы. Эта техника восстановления применяется чаще у молодых пациентов. У них режущий край обычно весьма прозрачный, а внутренние структуры четко видны. В таких работах доля прозрачного композита при моделировании может быть увеличена. Кроме того, прозрачная эмаль незаменима когда надо акцентировать разделение между мамелонами на вестибулярной поверхности зуба. Прозрачная эмаль не меняет цвет зуба, поэтому с помощью нее можно корректировать форму реставрации, она делает зуб объемным. Техника послойного нанесения может использоваться и для пожилых пациентов. У людей в возрасте эмаль по режущему краю обычно стирается, оголяя пористые участки дентина. Он прокрашивается и дает в центре режущего края достаточно интенсивный глубокий цвет. Далеко не всегда этот эффект надо имитировать при реставрации. Но учитывать его при моделировании режущего края можно, хотя и в менее выраженной форме. Для этого удобно комбинировать прозрачную и желтую эмаль. Возьмем стандартную заготовку, имитирующую структуру дентина (рис. 10.1). Прозрачная InTr кладется первым слоем с валиками-утолщениями на апроксимальных поверхностях (рис. 10.2). Затем в центр режущего края наносится тонкий слой желтой опаловой эмали InY. После обработки режущий край выглядит естественно, хотя и не имеет выраженной прозрачности по самому краю (рис. 10.3).


Особый интерес представляет собой вариант моделирования режущего края латеральными сегментами разных эмалевых масс. Эта методика давно и успешно используется в зуботехнической лаборатории, но врачи, как правило, ее применяют редко. Хотя при работе с композитным материалом ее легче использовать, чем в керамике. Принцип этой техники простой: режущий край покрывается вертикальными сегментами эмалевого материала разной прозрачности и разных цветовых оттенков. Эти сегменты располагаются плотно друг к другу, под разными углами наклона, как бы наползая друг на друга. Чем больше угол, тем визуально будет более плавным переход цвета и прозрачности будет от сегмента к сегменту. Если же они расположены друг к другу под углом в 90 градусов, стык может смотреться как тонкая трещина на режущем крае. Этот эффект будет выражен сильнее, если прозрачность сегментов сильно отличается. Подбор разных видов эмалей и моделирование сегментов – работа творческая, но необходимо помнить о некоторых общих важных принципах. Во-первых, при использовании данной методики желательно, чтобы соблюдался принцип симметрии расположения сегментов по отношению к вертикальной оси зуба. Хотя иногда можно и отступить от этого принципа. Во-вторых, для естественного восприятия режущего края латеральные границы сегментов должны быть по возможности вертикальными и не иметь выраженного наклона к центральной оси коронки зуба. Техника латеральной сегментации может применяться как у молодого, так и у пожилого пациента.

У молодого пациента эта методика работы идет в определенной последовательности. В дентине моделируются ма-мелоны (рис. 11.1). Затем пространство между ними заполняется прозрачной массой, которая выравнивает поверхность (рис. 11.2). Затем по бокам наносятся прозрачные латеральные сегменты, они должны моделироваться слегка длиннее, чем мамелоны дентина (рис. 11.3). После этого вплотную к этим сегментам выкладываются еще тонкие полоски, но уже из белой опаловой эмали (рис. 11.4). Потом снова прозрачные (рис. 11.5) и, в заключение, в центре моделируется тонкий сегмент из опалового желтого материала (рис. 11.6). После выкладывания всех сегментов зуб облицовывается тонким слоем прозрачной или универсальной эмали (рис. 11.7) и после этого обрабатывается. После полировки режущий край выглядит достаточно живо и естественно, а сегменты явно не выделяются (рис. 11.8).

При работе техникой латеральной сегментации иногда можно использовать и несимметричные сегменты, которые будут отличаться по прозрачности. Они не должны быть широкими и их не должно быть очень много. Один из таких примеров (рис. 12). Здесь один латеральный сегмент сделан белой эмалью, а второй – прозрачной. Для общей облицовки выбрана универсальная эмаль.

Латеральная сегментация отлично подходит для моделирования режущего края у пациентов зрелого возраста, но есть одна особенность при моделировании, о которой нельзя забывать. Тонус мышц губ с возрастом снижается, и верхняя губа становится длиннее, а зубы стачиваются, поэтому видна их совсем незначительная часть. При удлинении режущего края и моделировании его прозрачным, как у молодого человека, может появиться иллюзия, что рот без зубов. Об этом эффекте уже ранее упоминалось. Кроме того, удлинение режущего края не может быть сделано без анализа артикуляционных движений нижней челюсти, а эти движения часто не позволяют избирательно удлинять зубы. В противном случае реставрация будет скалываться. Несмотря на отсутствие выраженной прозрачности, режущий край у таких пациентов должен смотреться красиво и естественно. В этом случае на помощь и приходит латеральная сегментация. С помощью этой техники можно легко добиться отличного вида зубов немолодых пациентов. При моделировке таких зубов внутренняя структура дентинных мамелонов моделируется иначе. Сквозь режущий край они явно не просвечивают. Поэтому нет необходимости делать их явно выраженными. На режущем крае они стираются, а на вестибулярной поверхности их воспроизводить необходимо. Дальше мы подбираем необходимые эмали и с учетом вышеописанной техники выкладываем их латеральными сегментами. Потом зуб обрабатывается и полируется. Такая реставрация будет смотреться очень естественно.

Имитация естественного режущего края – работа творческая и кропотливая. И все стоматологи, независимо от уровня мастерства, согласятся, что работа с прозрачными и полупрозрачными композитами очень важна, и, только грамотно комбинируя их, можно добиться действительно исключительного результата.

Статья предоставлена компанией "Артис-Трэйд"

В настоящее время на стоматологическом приеме восстанавливать зубы с помощью композитных материалов стало обычным делом для врача-стоматолога. Прямая композитная реставрация в таких случаях часто является идеальным методом, позволяющим быстро решить эстетическую проблему и создать надежную, недорогую реставрацию.

Л. А. Лобовкина

к. м. н., врач высшей категории, заведующая лечебно-профилактическим отделением Филиала № 6 ФГКУ «ГВКГ им. Бурденко» Минобороны РФ

Материалы для прямой реставрации

Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.

Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при реставрации скола угла коронковой части зуба, во время пломбирования сквозных полостей и т.п. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности.

Методика послойного нанесения композита

В последние годы при восстановлении дефектов IV класса используется методика послойного нанесения композита, для обозначения которой существует большое количество терминов: «анатомическая надстройка», «трехслойная концепция» или «концепция естественных слоев» . Сущность данной методики заключается в имитации естественной эмали и дентина . Однако идеально имитировать ткани зуба могут далеко не все композитные материалы, имеющиеся на стоматологическом рынке.

Основной проблемой традиционных композитных материалов является зависимость светопроницаемости прозрачных композитных масс от толщины слоя. Поэтому врачу приходится очень тщательно рассчитывать толщину наносимых дентинных и эмалевых оттенков материала для получения удовлетворительного эстетического результата.

Однако клинически очень сложно определить и ограничить толщину слоя с точностью до десятых миллиметра, поэтому наносится, как правило, более толстый слой масс, который затем стачивается. Малейшие колебания толщины слоя могут ощутимо повлиять на окончательный вид реставрации .

Основной проблемой традиционных композитных материалов является зависимость светопроницаемости прозрачных композитных масс от толщины слоя

Прямая реставрация верхних резцов [Клинический случай]

Пациент В., 56 лет, обратился в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на эстетический дефект зубов 1.1 и 2.1 (рис. 1). Перед началом лечения проводилась фиксация исходной ситуации с помощью фотографий, а также комплексное клиническое и рентгеновское обследование пациента, были изготовлены ситуационные модели.

1) Предварительные этапы реставрации

Включали профессиональную, индивидуальную гигиену полости рта; обсуждение с пациентом особенностей реставрации и взаимной ответственности за результаты работы.

2) Очистка зуба

После обезболивания поверхность зуба очищена от органических остатков пищи и пелликулы при помощи щеточки и бесфтористой пасты.

Этап очищения поверхности зуба от органических остатков пищи и пелликулы проводится еще не всеми стоматологами, несмотря на его значимость. Пелликула имеет органическую основу, она не растворяется фосфорной кислотой.

Следовательно, ее присутствие на поверхности зуба будет снижать адгезию пломбировочного материала к поверхности эмали. А это, в свою очередь, приведет к неудовлетворительным отдаленным результатам. Поэтому данный этап нужно проводить обязательно даже при хорошей гигиене полости рта пациента и при отсутствии видимых зубных отложений.

3) Выбор материала для будущей реставрации.

Следует отметить тот факт, что режущий край имеет три составляющих:

    Общий контур: у пациентов среднего и старшего возраста конфигурация режущих краев уплощается или даже преобразуется в вогнутую кривую;

    Межрезцовые углы (амбразуры): самые маленькие промежутки между углами находятся в области режущего края центральных резцов, далее они увеличиваются;

    Толщина: должна составлять 1-1,5 мм. Тонкие деликатные режущие края оставляют приятное эстетическое впечатление. Толстый режущий край старит зуб, придает ему искусственность.

4) Минимально инвазивное препарирование зубов

(Рис. 2). Заключительным этапом препарирования является финирование краев эмали алмазным бором сверхтонкой зернистости (с желтой или красной полосой).

На сегодняшний день многие разработчики и производители стоматологических материалов анонсировали создание таких композиционных материалов, которые ориентированы на воспроизведение структуры эмали и дентина зубов, максимально приближенной к естественной .

Перед началом лечения проводилась фиксация исходной ситуации с помощью фотографий, а также комплексное клиническое и рентгеновское обследование

5) Протравливание эмали и дентина

После наложения раббердама проведено кондиционирование эмали и дентина 35%-ной ортофосфорной кислотой (гель «Вокоцид») и нанесение однокомпонентной адгезивной системы 5-го поколения «Солобонд М» (VOCO , Германия), в качестве суперадаптивного слоя применен композит повышенной текучести «Амарис флоу».

6) Непосредственно реставрация

Сначала был внесен дентиновый оттенок О3 (рис. 3).

Рис. 3. Внесение дентинового оттенка

Для получения хорошего эстетического результата эмалевый оттенок на вестибулярной поверхности наложен одним слоем толщиной 0,5 мм и распределен при помощи кисточки, смоченной адгезивом (рис. 4).

Учитывая тот факт, что у пациента отсутствовали зоны прозрачности (в большинстве случаев они исчезают к 25-30 годам), прозрачный оттенок при реставрации не применялся.

Рис. 4. Зубы 1.1 и 2.1: внесение эмалевого оттенка.

Для большей идентичности цветопередачи при определении цвета рекомендуется смочить водой также и цветовой шаблон пломбировочного материала

7) Обработка реставрации

После этого выполнено макро- и микроконтурирование реставрации при помощи дисков различной зернистости, алмазных боров низкой и сверхнизкой абразивности, а также системы Safe End (SSWHITE ), включающей в себя твердосплавные 10- и 20-гранные боры.

Бор с 10 лезвиями используется для удаления излишков материала и контурной обработки реставрации. Бор с 20 лезвиями обеспечивает получение гладкой поверхности, готовой к полировке. Оба вида боров эффективно удаляют композитный материал, максимально сохраняя при этом твердые ткани зуба.

Затем реставрация была отполирована универсальными полировочными головками. В своей работе мы используем универсальные полировочные головки JAZZ Supreme Polishers (SS WHITE ), которые состоят из алмазных микрочастиц различного размера, заключенных в синтетическую резиновую матрицу.

Такая одноэтапная система позволяет получить превосходный блеск быстрее и без применения полировочной пасты. Набор Jazz Supreme Polishers содержит четыре разные по форме полировочные головки (пламевидная, чашечка, диск и маленькая пламевидная) в автоклавируемом контейнере.

Окончательный вид реставрации зубов 1.1 и 2.1 представлен на рисунке 5.

Рис. 5. Зубы 1.1 и 2.1 после реставрации композиционным материалом.

Прямая Композитная Реставрация В Области Режущего Края Зуба обновлено: Декабрь 30, 2016 автором: Алексей Василевский

Навигация:

Сегодня стоматология располагает достаточно широким перечнем качественных современных материалов и передовых технологий, что обеспечивают реанимирование эстетической и жевательной функции. Так как повреждения доставляет пациенту целый ряд неприятных ощущений, обратиться к врачу следует незамедлительно. Реставрация режущего края зуба в СПб выполняется во многих клиниках города. Важно, выбрать то медицинское учреждение, которое укомплектовано соответствующим оборудование, применяет проверенные материалы и имеет положительный имидж.

Обратите внимание! В центре ARTE-S опытные специалисты избавят вас и от повышенной чувствительности, и от болевых режущих ощущений. Терапевтическая программа разрабатывается опытными специалистами. Они профессионально подходят к делу, учитывают индивидуальные особенности больного.

Если рассмотреть строение фронтальных зубов, то режущий край зуба – это важный структурный элемент. Он необходим для откусывания пищевых продуктов и разделения их на куски. Расположен он внизу коронки, похожей на долото. У него весьма острые края. Анатомическая особенность — наличие трех бугорков, что с возрастом стираются. Самыми крупными являются центральные единицы верхней челюсти. Нижняя челюсть имеет меньшие по размеру органы.

Методы

Кроме стандартной техники, в наши дни применяются специальные новые способы, позволяющие возобновить не только функции, а и цветовые акценты. Реставрация режущего края фронтальных зубов чаще всего нужна при аномальной стираемости. Пациенты, которые следят за эстетичностью передних резцов, в первую очередь обращаются к врачу. Чтобы воссоздать коронковой часть, придать единице изначальную анатомическую форму, применяются такие способы:

Прямая технология

Она предполагает проведение манипуляций непосредственно в ротовой полости больного. Особенно часто применяется для возобновления единиц, что попадают в линию улыбки. Такие мероприятия проводятся стоматологом-терапевтом. Особенно важно, что этот метод способен максимально сохранить ткани единицы, что пострадала.

Восстановление режущего края зуба с помощью композитной реставрации показано при истертости, трещинах и прочих патологиях. Особое внимание уделяется эстетической составляющей. Врач тщательно подбирает используемые материалы в тон эмали пациента.

Непрямая методика

Главное отличие метода в том, что он предполагает создание систем для реконструирования единиц в условиях лаборатории. Чаще всего это тонкие композитные или фарфоровые пластинки, могут быть и коронки. Виниры от коронок отличаются тем, что покрывают исключительно фронтальную сторону единицы.

Используемые материалы

В нашем центре применяются высококачественные и современные материалы. Часто используются пломбировочные светоотвеждаемые вещества — фотополимеры. Восстановление скола режущего края переднего зуба, если он миниатюрный, можно провести профессиональными композитными смесями. Серьезное и глубокое повреждение после травм, откусывания твердых предметов, а также при переизбытке фтора, дефиците кальция, гормональном дисбалансе, можно реанимировать посредством микропротезирования.

В таких случаях применяются пластины из керамики, коронки из циркония и другие материалы с высокой степенью эстетичности. Их изготовляет зубной техник. Тончайшие накладки фиксируются на поврежденных резцах. Удалять нерв в такой ситуации не требуется. Очень важно грамотно подобрать тон, он должен соответствовать эмали единиц. Кроме того, нужно точно повторить очертания природной формы натуральных органов.

Этапы проведения процедуры

Чтобы правильно восстановить режущий край зуба, стоматолог должен тщательно осмотреть пациента. Это поможет определиться с технологией, по которой будет выполняться работа.

  • Если дефект незначительный, то после подбора тона, врач проводит дезинфекцию единиц.
  • Затем он делает изоляцию от слюны.
  • Верхний слой патологического участка обрабатывается бором.
  • Далее на эту зону наносится специальный композитный состав послойно.
  • После полимеризации выполняется полировка, а также зачистка.

При серьезных дефектах требуется:

  1. Сначала осмотр опытного специалиста.
  2. Затем диагностирование и консультация.
  3. Если нужно, выполняются терапевтические мероприятия, чистятся корневые каналы, пломбируются.
  4. Далее происходит снятие слепка.
  5. По нему в условия лаборатории техник изготовляет специальные конструкции – накладки, пластины, виниры, если нужно, коронки.
  6. Примерка, установка, фиксация.


Похожие публикации