Урок здоровья "глаза - главные помощники человека". Глаз - главный помощник человека (внеклассное занятие) «Кто как видит?»

"Глаза - главные помощники человека"

Цели : раскрыть значение глаз не только как органа зрения, но и как органа чувств, выражающего душевное состояние человека его внутренний мир;

формировать понимание необходимости бережного отношения к глазам, правильного ухода за ними;

развивать умение у учащихся вести рассуждение, высказывать свою точку зрения;

воспитывать культуру общения через групповую и коллективную работу, коммуникативные умения, чувство взаимопомощи.

Форма проведения : час общения

Сегодняшнее занятие я хотела начать с просмотра мультфильма

О чём говориться в просмотренном мультфильме.

Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?

Ученики. Они у нас разные по цвету: голубые, серые, карие, зеленые.

Учитель. У кого же еще есть глаза?

Ученики. Глаза есть у всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.

Учитель. Для чего нужны глаза?

Ученики. Они помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.

Учитель. Как вы думаете все ли глаза одинаково видят?

(Выслушиваются предположения детей.)

Узнать об этом нам поможет видеоролик.

«Кто как видит?»

Как вы думаете у кого самое острое зрение?

А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведет подземный образ жизни и ему глаза не нужны.

А сколько мы еще до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки - мы будем пользоваться глазами.

Пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека - его главные помощники. И об этом мы поговорим сегодня. Глаза главные помощники человека тема сегоднешнего занятия

Игра « Угадай предмет»

Легко вам было распознать, что предметы не видя их.

Как вы думаете, почему глаза считаются главными помощниками человека?

Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Что же такое наш глаз?

Глаза орган –зрения(слайд)

Да, глаза - орган зрения - наши «окна» в окружающий мир. Но глаза не только орган зрения. Глаза – орган еще и чувств.

Что же можно узнать почувствовать по глазам о человеке? Что могут рассказать нам глаза?

(Глаза могут рассказать о характере человека, здоров человек или болен, о его настроении, о его переживаниях).

Действительно, иногда от чужого взгляда «мороз по коже»… иногда весело и тепло.

*(слайд) Глаза - это душа и сердце. Они могут рассказать о многом. «На душе кошки скребут», «душа болит», говорится в народных изречениях. Кажется, человек внешне спокоен, но всмотритесь в его глаза и вы увидите, что в них отражается эта боль, переживания, душевное состояние. Не зря народная мудрость гласит: «Глаза – зеркало души».

ролик

Состояние души отражается как в зеркале в наших глазах. В них отражаются все душевные переживания: испуг, досада, радость, горе, злость. Таким образом, можно сказать, глаза умеют говорить. Часто можно слышать высказывания «все понятно без слов», «прочитать по глазам», «понять по глазам». Но говорят они не звуками, не словами, а своим выражением. Когда так говорят: «потухший взгляд», «колючий взгляд», «пристальный взгляд», «блеск в глазах»?

А как говорят о глазах чтобы передать и х красоту?(слайд )

Почему человеку, который обманывает, говорят: «Посмотри мне в глаза»?(Слайд)

Да, действительно, человек может обманывать, но только не глаза. Глаза выдают обманывающего человека. Говорят, что у такого человека «бегающий взгляд».

Стих (слайд)

Ребята, давайте чаще смотреть друг другу в глаза и, чтобы при этом, наши глаза светились радостью, теплотой, лаской и чтобы в них мы не видели обман.

А что можно увидеть в глазу, рассматривая его? Как устроен наш глаз.(слайд)

Строение глаза (работа с макетом)

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это-зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

(слайд) брови, веки, ресницы, слезы, которые защищают их от пыли, грязи, механических повреждений. При отсутствии слез, произошло бы обезвоживание глаз и тогда очень быстро наступила слепота.

Как вы думаете долго ли глаз у вас может находиться без движения?

Глаза без движения долго не бывают. А знаете ли вы, что человек ежедневно моргает около 11 500 раз. Во время моргания

Несмотря на то, что у глаз есть защитники, они все равно нуждаются в защите, в отдыхе и постоянном уходе. Для снятия утомляемости, для глаз разработаны специальные упражнения. Давайте сделаем физминутку для глаз.

Физминутка(слайд)

Правила бережного отношения к зрению(слайды)

Умываться по утрам

Смотреть телевизор не более 1-1.5 часов ч день

Сидеть не ближе 3 м от телевизора

Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов

При чтении и письме свет должен освещать страницу слева

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов(морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец) .

По мнению специалистов, хорошее зрение во многом зависит и от правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов. Помните, что самая полезная пища, подвергаемая минимальной тепловой обработке. Именно она сохраняет наибольшее количество полезных веществ.

Делать гимнастику для глаз

Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце

(слайд) Помните

Стих Гоша слайд

Итог: - Какая тема нашего классного часа?

Какой вывод можно сделать?

1. Глаза - зеркало души. Они передают душевное состояние человека.

2. Глаза никогда не врут.

3. Глаза помогают человеку созерцать окружающий мир.

4. Глаза надо беречь с детства.

5. Не стесняться носить очки тем ребятам, кому это необходимо.

6. Делать ежедневно физминутки для глаз. Давать глазам отдых.

Песня « Взгляни на мир».

Конспект урока на тему «Глаза – главные помощники человека»

Учитель: Лутынская Инна Юрьевна

Цель: учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами. 1. Вступительная беседа. - Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят.

Верно это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте.

Тема нашего занятия «Глаза – главные помощники человека».

2. Работа по теме. - Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам. - Как вы думаете, почему?

Ребята, а вы знаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. - Чем помогают нам глаза?

Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! - Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д. - Каким бывает цвет глаз? - Какие глаза бывают по размеру? Строение глаза. - Давайте рассмотрим строение нашего глаза. Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.

В центре глаза мы видим чёрную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Ребята, а как защищены наши глаза? Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Гимнастика для глаз. Если глаза устали, можно выполнить гимнастику для глаз. Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.

    Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз. Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз. Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз. Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.

А теперь поиграем в игру «Вредно – полезно». Я буду читать предложения, а вы должны сказать вредно это или полезно.

    Читать лёжа. Смотреть на яркий свет. Смотреть близко телевизор. Оберегать глаза от ударов. Промывать глаза по утрам. Тереть глаза грязными руками. Читать при хорошем освещении.
Итак, давайте запомним правила бережного отношения к зрению.
    Умываться по утрам. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день. Сидеть не ближе 3 м от телевизора. Играть на компьютере можно не более 15 мин. Не читать лёжа. Не читать в транспорте. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.) Делать гимнастику для глаз.
Если доктор выписал вам очки, не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться. Берегите очки. Храните в футляре. Регулярно мойте тёплой водой с мылом. Снимайте во время занятий спортом. 3. Итог. - Что нового вы узнали на уроке? - Что для глаз вредно, а что полезно? - Как нужно относиться к ребятам, которые носят очки?

Материалы для занятия взяты из сборника: Обухова Л. А., Лесмякина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2007.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Цель: познакомить детей со строением глаза; расширить знания детей о правилах гигиены зрения; разучить гимнастику для глаз.

Ход урока

1. Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Оно несет тепло всем – всем. (Руки в стороны перед собой.)

2. Повторение.

Какие советы вы получили от доктора Воды?

3. Беседа по теме.

Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств.)

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: “Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят”. (Глаза).

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из- за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Повернитесь и посмотрите в глаза друг друга. Какие красивые у нас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, веселые и т. д.)

Каким бывает цвет глаз?

Какие по размеру бывают глаза?

Как глаза расположены? (Рисунок - строение глаз.)

Что можно увидеть в глазу, рассматривая его?

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это-зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

4. Заучивание слов.

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

5. Оздоровительная минутка “Упражнения животных”.

  • “Жираф” - голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.
  • “Осьминог” - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить.
  • “Птица” - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения руками назад вперед.
  • “Обезьяна” - наклон вперед, круговые движения туловищем.
  • “Лошадь” - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

6. Опыт (дети наблюдают).

Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется.

Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

Как защищены наши глаза? (Веки, ресницы защищают их.)

Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку: “Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались” (Брови и глаза)

Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

7.Правила бережного отношения к зрению.

Умываться по утрам.

  • Смотреть телевизор не более 1 – 2 часов в день.
  • Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
  • Не читать лежа.
  • Не читать в транспорте.
  • Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
  • При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  • Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30 – 35 см.
  • Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
  • Делать гимнастику для глаз.

8. Оздоровительная минутка “Гимнастика для глаз”.

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторить 10 раз.
  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторить 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

9. Если вы носите очки.

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

  • Берегите свои “ вторые” глаза.
  • Храните их в футляре.
  • Не кладите стеклами в низ.
  • Регулярно мойте теплой водой с мылом.
  • Снимайте во время занятий спортом.

10. Итог урока. Игра “Полезно – вредно”.

Рассмотрите картинки. Если это для глаз полезно – хлопаем в ладоши, если это для глаз вредно – топаем ногами.

  • Читать лежа.
  • Смотреть на яркий свет.
  • Смотреть близко телевизор.
  • Оберегать глаз от ударов.
  • Промывать по утрам глаза.
  • Тереть глаза грязными руками.
  • Читать при хорошем освещении.

Цель:

Познакомить обучающихся, воспитанников со строением глаза;

Воспитывать бережное отношение к зрению, к своему здоровью;

- разучить гимнастику для глаз;

- коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (черный кружок, желтый кружок)

У вас на столах лежат кружки, поднимите тот кружок, который соответствует вашему настроению.

Ребята, вы готовы к занятию?

Вы готовы, глазки?

Да!

Вы готовы, ушки?

Да!

Вы готовы, ручки?

Да!

Вы готовы, ножки?

Да!

Вы готовы, ребята?

Да!

Сегодня мы проведём урок здоровья. Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

Сейчас я попрошу вас заучить слова, которые должны стать девизом в вашей жизни:

Я здоровье сберегу

Сам себе я помогу!

    Определение темы и цели занятия:

Сегодня мы с вами будем говорить о наших помощниках. Как вы думаете, кто может быть нашим помощником?

Действительно, их очень много, а чтобы понять о каких же помощниках мы сегодня поговорим, я загадаю вам загадку, а отгадку вы узнаете, когда соберете осколочные картинки. Слушайте внимательно.

Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их детвора? (глаза)

Слайд 1 глаза.

Правильно, сейчас мы с вами поговорим о глазах. Что такое глаза?

А что ещё можно узнать о глазах?

Правильно, узнаем их строение, узнаем, что для глаз хорошо, ну и, конечно, узнаем, как нужно заботиться о глазах.

3.Актуализация знаний.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Кто там в куст густой залез? Свой считает домом лес . Двор - зелёная лужайка . Это длинноухий...(зайка).

Слайд 2 заяц.

Высоко в горах живёт, Клюв крючком, широк полёт, Когти остры, а взгляд зол! Берегись! Летит...(орёл).

Слайд 3 орёл.

Клюв крючком, глаза большие, Кругом ходит голова, Сокращает род мышиный Тихо серая...(сова)

Слайд 4 сова.

А кто-нибудь догадался, почему они сегодня с нами?

Оказывается у этих птиц и животных очень необыкновенные глаза. Слайд орел. Хорошо известно, что у орла самое острое зрение. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Слайд сова.

Сова лучше всех видит ночью. Она легко отыщет мышь в темноте. Слайд заяц.

А вот у зайца глаза располагаются по бокам головы. Он хорошо видит по сторонам, а вот то, что впереди - плохо, поэтому часто на бегу ударяется о куст или дерево. За это зайца прозвали косым. И ещё, заяц лучше видит ночью.

Слайд 5 человек.

Человек не такой зоркий, как орёл и в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главным помощником человека.

Закройте глаза. А теперь скажите, что вы увидели закрытыми глазами? Что мы видим открытыми глазами?

Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у нас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту. (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые).

Каким бывает цвет глаз?

Слайд 6 цвет глаз.

Какие по размеру бывают глаза?

Как глаза расположены? (на одинаковом расстоянии от переносицы).

Посмотрите друг другу в глазки. Что вы там видите?

(маленький цветной кружок и черную точку по середине)

4. Задание « Строение глаза».

Этот цветной кружок называется радужная оболочка. От нее зависит цвет глаз, у одних она серая, у других зеленая, голубая или коричневая.

А черная точка у нас в глазах – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим.

Слайд 7 строение глаза.

Посмотрите, это глаз в увеличенном виде.

Наш глаз похож на маленькое яблоко. Оно называется глазное яблоко. Давайте мы аккуратно пальчиками потрогаем его. Закройте глазки. Мы его не можем потрогать целиком, так как это яблоко надёжно спрятано в глубокую норку – глазницу.

Рассмотрим, что же можно обнаружить в глазу.

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.

Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Свет проходит через зрачок и хрусталик и собирается на сетчатке глаза, которая нужна для того, чтобы различать цвета. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Вот видите, как сложно устроен наш глаз.

Слайд 8

Скажите, а для чего нужны глазам брови, веки и ресницы?

Ткани глаза хорошо защищены.

Брови, веки, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. А ещё важную роль играют слёзы. Они смывают с поверхности глаза всякие мелкие пылинки и соринки.

Но если мы не будем сами заботиться о своих глазах им ни брови, ни веки, ни ресницы, ни слёзы не помогут.

Физкультминутка.

5. Задание «Полезно – вредно».

Я буду называть совет, а вы определять, полезен он для глаз или вреден. Если полезен – хлопаем, если вреден – топаем.

Промывать по утрам глаза. Слайд 10

Смотреть на яркий свет. Слайд 11

Тереть глаза грязными руками. Слайд 12

Оберегать глаза от ударов. Слайд 13

Смотреть близко телевизор. Слайд 15

Если глаза устали, смени занятие и сделай упражнения для отдыха глаз.

Молодцы. Вот сейчас пришло время разучить несколько упражнений для отдыха глаз.

6.Практическая работа. Гимнастика для глаз.

1). Крепко зажмурьте глаза, откройте. (5-6 раз)

2). Быстро моргать в течение 1-2 минут.

3)Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев (указательным и большим) 1 минуту.

4). «Часики».

5). «Рисование носом».

7. Задание «Найди лишнее» .

У вас на столах лежат картинки с различными предметами. Внимательно посмотрите, определите какой предмет лишний и обведите его зеленым карандашом. Скажите, что объединяет остальные предметы. (Карандаш, ручка, ножницы, игла, пуговица, спица, палка).

Правильно, вы убрали пуговицу, а остальные предметы опасны для глаз, поэтому, когда вы ими пользуетесь, будьте очень осторожны.

8. Задание «Наш глаз».

Нарисуйте глаз по точкам и раскрасте его.

9. Итог.

А сейчас давайте подведём итог нашему занятию.

О каком органе чувств мы сегодня говорили? Почему нужно беречь глаза?

Вот сейчас я проверю, внимательны ли вы сегодня были на занятии, и следующее задание называется «Светофор». Нужно отгадать полезные и вредные советы. Если полезно для глаз, то поднимаем зеленый кружок, а если нет, то какой? (красный)

Смотреть на яркий свет

Оберегать глаза от ударов

Промывать по утрам глаза

Тереть глаза грязными руками

Молодцы, ребята, запомнили, что полезно для глаз, а что вредно.

Ребята, а еще полезно для глаз кушать овощи, фрукты и ягоды.

Слайд 16

Давайте, назовем их. (яблоко, морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, шиповник, абрикос, изюм)

А в заключении девочки расскажут нам стихотворение Н. С. Орловой «Береги свои глаза»

Чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться

Запомни ты десяток строк на заключительной странице.

Глаза поранить очень просто – не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй и книгу лёжа не читай!

На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть, упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!

И смотри не всё подряд, а передачи для ребят, что приносят пользу!

Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!

И над партой каждый раз не сгибайся как от ветра,

От стола до наших глаз ровно 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь: нужно всем глаза беречь!

Наше занятие подошло к концу.

ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Усмань»

Коррекционно-развивающее занятие:

«Глаза – наши помощники».

Подготовила и провела:

воспитатель 1 класса

Кузнецова Н. А.

Усмань, 2017 год



Похожие публикации