Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Глаза — главные помощники человека. Конспект внеклассного занятия: "Глаза-главные помощники человека" «Кто как видит?»

Цель:

Познакомить обучающихся, воспитанников со строением глаза;

Воспитывать бережное отношение к зрению, к своему здоровью;

- разучить гимнастику для глаз;

- коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (черный кружок, желтый кружок)

У вас на столах лежат кружки, поднимите тот кружок, который соответствует вашему настроению.

Ребята, вы готовы к занятию?

Вы готовы, глазки?

Да!

Вы готовы, ушки?

Да!

Вы готовы, ручки?

Да!

Вы готовы, ножки?

Да!

Вы готовы, ребята?

Да!

Сегодня мы проведём урок здоровья. Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

Сейчас я попрошу вас заучить слова, которые должны стать девизом в вашей жизни:

Я здоровье сберегу

Сам себе я помогу!

    Определение темы и цели занятия:

Сегодня мы с вами будем говорить о наших помощниках. Как вы думаете, кто может быть нашим помощником?

Действительно, их очень много, а чтобы понять о каких же помощниках мы сегодня поговорим, я загадаю вам загадку, а отгадку вы узнаете, когда соберете осколочные картинки. Слушайте внимательно.

Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их детвора? (глаза)

Слайд 1 глаза.

Правильно, сейчас мы с вами поговорим о глазах. Что такое глаза?

А что ещё можно узнать о глазах?

Правильно, узнаем их строение, узнаем, что для глаз хорошо, ну и, конечно, узнаем, как нужно заботиться о глазах.

3.Актуализация знаний.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Кто там в куст густой залез? Свой считает домом лес . Двор - зелёная лужайка . Это длинноухий...(зайка).

Слайд 2 заяц.

Высоко в горах живёт, Клюв крючком, широк полёт, Когти остры, а взгляд зол! Берегись! Летит...(орёл).

Слайд 3 орёл.

Клюв крючком, глаза большие, Кругом ходит голова, Сокращает род мышиный Тихо серая...(сова)

Слайд 4 сова.

А кто-нибудь догадался, почему они сегодня с нами?

Оказывается у этих птиц и животных очень необыкновенные глаза. Слайд орел. Хорошо известно, что у орла самое острое зрение. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Слайд сова.

Сова лучше всех видит ночью. Она легко отыщет мышь в темноте. Слайд заяц.

А вот у зайца глаза располагаются по бокам головы. Он хорошо видит по сторонам, а вот то, что впереди - плохо, поэтому часто на бегу ударяется о куст или дерево. За это зайца прозвали косым. И ещё, заяц лучше видит ночью.

Слайд 5 человек.

Человек не такой зоркий, как орёл и в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главным помощником человека.

Закройте глаза. А теперь скажите, что вы увидели закрытыми глазами? Что мы видим открытыми глазами?

Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у нас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту. (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые).

Каким бывает цвет глаз?

Слайд 6 цвет глаз.

Какие по размеру бывают глаза?

Как глаза расположены? (на одинаковом расстоянии от переносицы).

Посмотрите друг другу в глазки. Что вы там видите?

(маленький цветной кружок и черную точку по середине)

4. Задание « Строение глаза».

Этот цветной кружок называется радужная оболочка. От нее зависит цвет глаз, у одних она серая, у других зеленая, голубая или коричневая.

А черная точка у нас в глазах – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим.

Слайд 7 строение глаза.

Посмотрите, это глаз в увеличенном виде.

Наш глаз похож на маленькое яблоко. Оно называется глазное яблоко. Давайте мы аккуратно пальчиками потрогаем его. Закройте глазки. Мы его не можем потрогать целиком, так как это яблоко надёжно спрятано в глубокую норку – глазницу.

Рассмотрим, что же можно обнаружить в глазу.

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.

Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Свет проходит через зрачок и хрусталик и собирается на сетчатке глаза, которая нужна для того, чтобы различать цвета. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Вот видите, как сложно устроен наш глаз.

Слайд 8

Скажите, а для чего нужны глазам брови, веки и ресницы?

Ткани глаза хорошо защищены.

Брови, веки, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. А ещё важную роль играют слёзы. Они смывают с поверхности глаза всякие мелкие пылинки и соринки.

Но если мы не будем сами заботиться о своих глазах им ни брови, ни веки, ни ресницы, ни слёзы не помогут.

Физкультминутка.

5. Задание «Полезно – вредно».

Я буду называть совет, а вы определять, полезен он для глаз или вреден. Если полезен – хлопаем, если вреден – топаем.

Промывать по утрам глаза. Слайд 10

Смотреть на яркий свет. Слайд 11

Тереть глаза грязными руками. Слайд 12

Оберегать глаза от ударов. Слайд 13

Смотреть близко телевизор. Слайд 15

Если глаза устали, смени занятие и сделай упражнения для отдыха глаз.

Молодцы. Вот сейчас пришло время разучить несколько упражнений для отдыха глаз.

6.Практическая работа. Гимнастика для глаз.

1). Крепко зажмурьте глаза, откройте. (5-6 раз)

2). Быстро моргать в течение 1-2 минут.

3)Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев (указательным и большим) 1 минуту.

4). «Часики».

5). «Рисование носом».

7. Задание «Найди лишнее» .

У вас на столах лежат картинки с различными предметами. Внимательно посмотрите, определите какой предмет лишний и обведите его зеленым карандашом. Скажите, что объединяет остальные предметы. (Карандаш, ручка, ножницы, игла, пуговица, спица, палка).

Правильно, вы убрали пуговицу, а остальные предметы опасны для глаз, поэтому, когда вы ими пользуетесь, будьте очень осторожны.

8. Задание «Наш глаз».

Нарисуйте глаз по точкам и раскрасте его.

9. Итог.

А сейчас давайте подведём итог нашему занятию.

О каком органе чувств мы сегодня говорили? Почему нужно беречь глаза?

Вот сейчас я проверю, внимательны ли вы сегодня были на занятии, и следующее задание называется «Светофор». Нужно отгадать полезные и вредные советы. Если полезно для глаз, то поднимаем зеленый кружок, а если нет, то какой? (красный)

Смотреть на яркий свет

Оберегать глаза от ударов

Промывать по утрам глаза

Тереть глаза грязными руками

Молодцы, ребята, запомнили, что полезно для глаз, а что вредно.

Ребята, а еще полезно для глаз кушать овощи, фрукты и ягоды.

Слайд 16

Давайте, назовем их. (яблоко, морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, шиповник, абрикос, изюм)

А в заключении девочки расскажут нам стихотворение Н. С. Орловой «Береги свои глаза»

Чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться

Запомни ты десяток строк на заключительной странице.

Глаза поранить очень просто – не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй и книгу лёжа не читай!

На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть, упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!

И смотри не всё подряд, а передачи для ребят, что приносят пользу!

Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!

И над партой каждый раз не сгибайся как от ветра,

От стола до наших глаз ровно 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь: нужно всем глаза беречь!

Наше занятие подошло к концу.

ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Усмань»

Коррекционно-развивающее занятие:

«Глаза – наши помощники».

Подготовила и провела:

воспитатель 1 класса

Кузнецова Н. А.

Усмань, 2017 год

Цель: учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами.

1. Вступительная беседа.

Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят.

Верно это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте.

Тема нашего урока здоровья «Глаза – главные помощники человека».

2. Работа по теме урока.

Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.

Как вы думаете, почему?

Ребята, а вы знаете, кто из животных самый зоркий?

Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.

Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Чем помогают нам глаза?

Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу.

Какие красивые у нас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.

Каким бывает цвет глаз?

Какие глаза бывают по размеру?

Строение глаза.

Давайте рассмотрим строение нашего глаза.

Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.

Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.

В центре глаза мы видим чёрную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Ребята, а как защищены наши глаза?

Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Гимнастика для глаз.

Если глаза устали, можно выполнить гимнастику для глаз.

Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз.
  3. Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз.
  4. Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.

А теперь поиграем в игру «Вредно – полезно».

  1. Читать лёжа.
  2. Смотреть на яркий свет.
  3. Смотреть близко телевизор.
  4. Оберегать глаза от ударов.
  5. Промывать глаза по утрам.
  6. Тереть глаза грязными руками.
  7. Читать при хорошем освещении.

Итак, давайте запомним правила бережного отношения к зрению.

  1. Умываться по утрам.
  2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
  3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
  4. Играть на компьютере можно не более 15 мин.
  5. Не читать лёжа.
  6. Не читать в транспорте.
  7. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
  8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  9. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
  10. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)
  11. Делать гимнастику для глаз.

Если доктор выписал вам очки, не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

Берегите очки. Храните в футляре. Регулярно мойте тёплой водой с мылом. Снимайте во время занятий спортом.

Что нового вы узнали на уроке?

Что для глаз вредно, а что полезно?

Как нужно относиться к ребятам, которые носят очки?

Узнать всё о лечении, здоровье глаз вы сможете, посетив Офтальмологический портал http://nashi-glaza.ru/

Сайт создан в помощь пациентам и практикующим врачам. Здесь вы найдёте актуальную информацию в области офтальмологии, сможете получить консультацию офтальмолога онлайн.

Организация: ГКОУ ЛО «Ефимовская коррекционная школа-интернат»

Населенный пункт: Ленинградская область, п.г.т. Ефимовский

Цели :

  • познакомить со значением зрения для здоровья человека, со строением глаза;
  • учить беречь глаза, использовать комплекс упражнений для глаз (гимнастику для глаз);
  • развивать наблюдательность, внимание, расширять кругозор;
  • воспитывать у детей потребность беречь глаза, формировать потребность в личной гигиене при уходе за глазами, при необходимости носить очки.

1. Вступительная беседа.

Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят.

Верно это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте.

2. Целевая установка.

Тема нашего занятия: «Глаза – главные помощники человека»

3. Основная часть.

Работа по теме занятия.

Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.

Как вы думаете, почему?

Они помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.

Как вы думаете все ли глаза видят одинаково?

КОНЕЧНО НЕТ.

Все видят по-разному. Вот,например, пчела видит хуже человека в сто раз.

Её глаз состоит из множества маленьких глазков.

Плохо видят рыбы. К тому же они всё видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде невысока.

Глаза крота и вовсе заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и глаза ему не нужны.

Самые зоркие существа-ПТИЦЫ! Орлы, ястребы, сокола и совы видят почти в 8 раз лучше человека. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

А сколько мы много ещё не знаем. Как видят червяки или улитки?

На все многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А что бы читать книжки- мы будем пользоваться глазами.

Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Строение глаза. (ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ)

Детям выдать карточки с изображением строения глаза,как на экране.

Давайте рассмотрим строение нашего глаза.

Галя прочитает нам стихотворение о строении глаза, а мы будем смотреть.

Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро
он устроен -
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою..

Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз - домок.
В центре радужки - зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь
стемнеет - наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.

Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу.

Какие красивые у нас глаза!

Одинаковые ли они у вас? Чем они отличаются?

Они у вас разные по цвету: голубые, серые, карие, зелёные.

Практическая работа.

Повернитесь в парах друг к другу лицом.

Посмотрите в глаза друг другу.

Поочереди закройте глаза ладонью. Затем уберите руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?

(В темноте значок расширился, а при ярком свете он уменьшился.)

Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен –хрусталик.

Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, и собираются на сетчатке.

(Рассказ сопровождается показом на экране)

Давайте повторим всё, что мы сейчас узнали.

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.

Каким бывает цвет глаз?

Какие глаза бывают по размеру?

Ребята, а как защищены наши глаза?

Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Нужно берегчь глаза, выполнять специальную гимнастику.

Гимнастика для глаз.

Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.

    Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

    Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз.

    Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз.

    Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.

А теперь поиграем в игру «Вредно – полезно».

    Смотреть на яркий свет.

    Смотреть близко телевизор.

    Оберегать глаза от ударов.

    Промывать глаза по утрам.

    Тереть глаза грязными руками.

Итак, давайте запомним правила охраны собственного зрения.

    Умываться по утрам.

    Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

    Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

    Играть на компьютере можно не более 15 мин.

    Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

    При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

    Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

    Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)

    Делать гимнастику для глаз.

Если доктор выписал вам очки, не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

Хорошо ли поступают дети, которые дразнят ребят в очках? Конечно нет, очки нужны, что бы лучше видеть. Вот сейчас Алина прочитает вам стихотворение:

Про глаза и очки.

С плохим, ребята, зрением
Жить без очков - мучение!
Ты по улице родной
Ходишь робко, как чужой.

На глазах- как пелена

Как в тумане все дома

Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет –Наташа? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Трудно даже в мяч играть..

А когда очки надела,
Жалко даже их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать!

В очках ходить не стыдно
И вовсе не обидно.
Хоть вы не старички,
Носите без стеснения
Хорошие очки!

Ребята, каждый год проверяйте зрение у врача. Если врач прописал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. А если ваше зрение хорошее-берегите его.

Берегите очки. Храните в футляре. Регулярно мойте тёплой водой с мылом. Снимайте во время занятий спортом.

4.Итог.

Что нового вы узнали на уроке?

Что для глаз вредно, а что полезно?

Как нужно относиться к ребятам, которые носят очки?

Молодцы, все очень хорошо работали!

Материалы для урока взяты из сборника:

Обухова Л. А., Лесмякина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2007.

Урок здоровья: «».

Бойкова О. В.,

МОУ СОШ №1 г. Конаково

Тверской области.

Цель: учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами.

1. Вступительная беседа.

Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят.

Верно это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте.

Тема нашего урока здоровья «Глаза – главные помощники человека».

2. Работа по теме урока.

Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.

Как вы думаете, почему?

Ребята, а вы знаете, кто из животных самый зоркий?

Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.

Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Чем помогают нам глаза?

Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу.

Какие красивые у нас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.

Каким бывает цвет глаз?

Какие глаза бывают по размеру?

Строение глаза.

Давайте рассмотрим строение нашего глаза.

Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.

Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.

В центре глаза мы видим чёрную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Ребята, а как защищены наши глаза?

Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Гимнастика для глаз.

Если глаза устали, можно выполнить гимнастику для глаз.

Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз.
  3. Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз.
  4. Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.

А теперь поиграем в игру «Вредно – полезно».

  1. Читать лёжа.
  2. Смотреть на яркий свет.
  3. Смотреть близко телевизор.
  4. Оберегать глаза от ударов.
  5. Промывать глаза по утрам.
  6. Тереть глаза грязными руками.
  7. Читать при хорошем освещении.

Итак, давайте запомним правила бережного отношения к зрению.

  1. Умываться по утрам.
  2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
  3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
  4. Играть на компьютере можно не более 15 мин.
  5. Не читать лёжа.
  6. Не читать в транспорте.
  7. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
  8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  9. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
  10. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)
  11. Делать гимнастику для глаз.

Если доктор выписал вам очки, не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

Берегите очки. Храните в футляре. Регулярно мойте тёплой водой с мылом. Снимайте во время занятий спортом.

3. Итог.

Что нового вы узнали на уроке?

Что для глаз вредно, а что полезно?

Как нужно относиться к ребятам, которые носят очки?

Материалы для урока взяты из сборника:

Обухова Л. А., Лесмякина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2007.

Подписи к слайдам:

УРОК ЗДОРОВЬЯ
ГЛАЗА – ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ ЧЕЛОВЕКА

Бойкова О. В.,

МОУ СОШ №1

Г. Конаково.

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят.

ГЛАЗА – ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ ЧЕЛОВЕКА

КТО САМЫЙ ЗОРКИЙ?

СТРОЕНИЕ ГЛАЗА

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз.

Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.

Смотреть на яркий свет.

Смотреть близко телевизор.

Оберегать глаза от ударов.

Промывать глаза по утрам.

Правила бережного отношения к зрению.

Умываться по утрам.

Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

Играть на компьютере можно не более 15 мин.

Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)

Делать гимнастику для глаз.

Глаза - главные помощники человека

Цель: учить заботиться о сохранении зрения, выяснить причины ухудшения зрения, разучить физминутки для глаз.

I. Домашнее задание.

Как правильно следует мыть руки и лицо.

II. Постановка темы занятия.

Как человек общается с окружающей средой?

(5 органов чувств - с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)

- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о нас лучше, чем вы сами.

А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки:

«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)

Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)

Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними есть гора.

(Глаза и нос)

Как вы думаете, кто из животных самый юркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облака высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Глаза являются главными помощниками человека.

Почему?

(Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка - роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это - зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Через глаза поступает ≈ 90% информации из окружающего мира. После органов дыхания и кровообращения глаза являются самыми работающими органами человека.

Мы чистим зубы каждый день, но каждый ли день мы заботимся о столь важных органах как глаза??? Только представьте, какую роль выполняют каждый день наши глаза. Как же относимся к ним мы? Мы беспощадно используем их, глядя в монитор компьютера, монитор телевизора, книги, журналы и т.д. и т.п.

Статистика утверждает, что среди школьников становится все больше детей со слабым зрением. Согласно ежегодным медицинским осмотрам, перед поступлением в школу снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей, среди школьников – более чем у 20%.

В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. От воспалительных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 млн. россиян. 60 % россиян старше 50 лет испытывают серьезные проблемы со зрением, каждый пятый из них страдает глаукомой. Среди основных причин заболеваний органов зрения специалисты называют: воспалительные заболевания (число вызванных ими нарушений зрения в России составляет около 4 млн.); травмы (около 2 млн. заболеваний); близорукость (более 1,5 млн.); глаукома (более 770 тыс.), сообщает АМИ-ТАСС.

III. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

IV. Опыт (дети наблюдают)

Яркий свет - зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.)

- Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку:

Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем два соболька разыгрались.

(Брови и глаза.)

Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Когда так говорят и почему. «Придет беда – потечет вода»

А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)

V. Каковы факторы, приводящие к снижению остроты зрения?

Авитаминоз, ранения и ожоги роговицы глаза, хронические инфекционные и аллергические заболевания, наследственность, напряженная зрительная работа, вирусы, бактерии, нарушение обмена веществ в организме, эндокринные нарушения, воздействие ультрафиолетового, радиоактивного излучения, воздействие пыли, ветра.

Утомление глаз, головная боль, затуманенность зрения возникают также при длительном зрительном напряжении: чтении, работе за компьютером, работе с мелкими деталями, шитье.

1. Умываться по утрам.

2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

4. Играть на компьютере можно не более 15 минут.

7. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

10. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

11. Делать гимнастику для глаз.

12. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

VI. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали - влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

VII. Обобщение.

Послушайте высказывания, что для глаз полезно, что вредно, если полезно – хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

2. Смотреть на яркий свет.

3. Смотреть близко телевизор.

4. Оберегать глаз от ударов.

5. Промывать по утрам глаза.

6. Тереть глаза грязными руками;

Детям раздаются памятки с комплексом упражнений для улучшения аккомодации глаз. (упражнения выполняются из положения стоя)

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так - 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Если вы носите очки

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

1. Берегите свои «вторые» глаза.

2. Храните их в футляре.

3. Не кладите стеклами вниз.

4. Регулярно мойте теплой ВОДОЙ с мылом.

VIII. Итог урока

Что для глаз полезно, а что вредно?

Как помочь своим глазам?

Заучите физминутки для глаз.




Похожие публикации