Что такое буквы и звуки? Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы Звук мы слышим и произносим схематическое изображение.

Лингвистические определения (определения изучаются на чтении), которые должен знать учащийся 1 класса.

1. Речь – это способ общения между людьми, или то, что мы говорим.

Виды речи и их признаки.

Признаки устной речи – говорение и слушание (при подсказке детям показывается ухо и рот)

2) Письменная

Признаки письменной речи – письмо и чтение (при подсказке показывается, как человек читает, как человек пишет)

Речь состоит из предложений.

2. Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу , которые выражают законченную мысль.

Признаки предложения :

1) Выражает законченную мысль.

2) Предложение произносится с определённой интонацией (по интонации предложения бывают восклицательными (Мама, я пришёл!) и невосклицательными (Мама купила молоко.)

Оформление предложения на письме:

1) Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

2) Предложение всегда заканчивается знаком препинания (. ! ?)

3. Слово – это сочетание звуков (не букв!!!), имеющих определённое значение.

Выделяют большие и маленькие слова:

Большое слово: мама, дом, Катя, школа, кот и др.

В схеме большое слово обозначается: (если с заглавной буквы),

(со строчной буквы)

Маленькое слово: предлоги (в, под, над и др), союзы (а, и, но).

В схеме маленькие слова обозначаются: предлог - союз -

Слово делится на слоги.

4. Слог – один или несколько звуков, которые произносятся на одном выдохе.

Приёмы по определению количества слогов в слове:

1) Подставить ладошку ко рту и произнести слово (сколько раз подбородок коснётся руки – столько и слогов.

2) Подставить ладошку под подбородок и произнести слово (сколько раз поток воздуха коснётся руки – столько слогов).

3) Сколько в слове гласных – столько и слогов.


В схеме слова слоги выделяют: (ма-ши-на)

Слог-слияния – это слог, состоящий из двух звуков (согласный и гласный): МА, МУ, МО, МИ, КА и т.д..

Слог слияния обозначается так:

Слог слияния с твёрдой основой (согл. тв.),

Слог слияния с мягкой основой (согл. мягк.)

Слоги бывают ударными и безударными.


В слове ставится одно ударение.

В слове с одним слогом – ударение не ставится, т.к. и так понятно, что он ударный.

Приём постановки ударения: нужно позвать слово (М-иииииии-шка, ст-ууууу-л, п-аааааа-па).

Ударение ставится над гласной в ударном слоге косой чертой.

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим.



На письме звуки мы заносим в особые скобки –

Например: [т], [и].

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у] [ы], [и], [э].

Как понять, что это гласный звук? При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, гласный звук можно пропеть (Ааааа, Ооооо)

Гласные звуки бывают ударными и безударными (зависит от ударения).

Как понять, что это согласный звук? При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (зубы ([c]), губы ([м]), язык и зубы ([л]).

Согласные звуки бывают звонкие/глухие ([д]/[т]), твёрдые/мягкие ([д]/[д’])

Звуки и буквы.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Звуки

Буквы

Фонетика.

Тысячи разных звуков окружают человека: стук дождя по окну, скрип
снега под ногами, шум волн в море, стрекотание кузнечика, пение птиц.
На протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в
определённом порядке, становились словами, которые имели значение,
смысл.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА.
Само название образовано от греческого слова «phone»,
что означает «звук».

Фонетика нужна и важна, поэтому не случайно обучение в школе
начинают с букв и звуков. А звуки бывают гласные и согласные.
Послушайте отрывки стихотворения из книги Валентины Васильевны
Волиной «Учимся играя».

Мы - не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи
Произносят и слышат нас.

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.
Шшш… - шуршит опавший лист.
Жжж… - шмели в саду жужжат.
Ррр… - моторы тарахтят.

Гласные звуки и буквы.
Гласные звуки произносятся с голосом. При их произношении воздух
проходит свободно, без преград. Гласные звуки образуют слоги.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
В русском языке 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]
и 10 гласных букв: А, Я, О, Ё, Э, Е, У, Ю, Ы, И.
Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твёрдость согласных звуков .
Гласные Я, Ё, Ю, Е, И обозначают мягкость согласных звуков .
Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука , если стоят в начале слова,
после гласной, после разделительных Ь,Ъ.

Согласные звуки и буквы.
Согласных звуков – 36 . Согласных букв – 21 .
При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграды
в виде языка, зубов, губ и преодолевает их. Согласные звуки могут
произноситься с голосом и шумом (это звонкие согласные) и только с
шумом (это глухие согласные). Согласные без гласных не образуют слога.
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими . Звонкие и глухие,
твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными .
Согласные буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают непарные звонкие, сонорные
согласные звуки, звук [Й’] всегда мягкий.
Согласные буквы Х, Ц обозначают непарные глухие согласные звуки,
причём звук [Ц] – всегда твёрдый.
Согласные буквы Ж, Ш, Ч, Щ обозначают шипящие согласные звуки,
звуки [Ч’] и [Щ’] всегда мягкие. Парные [Ж] и [Ш] всегда твёрдые.

Парные согласные звуки и буквы

Звонкие согласные звуки

Согласные буквы

Глухие согласные звуки

Памятка родителям .

Звук мы слышим и произносим .

Звуки речи на письме обозначаются буквами.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Сначала нужно различать звуки на слух (выделять звук среди других звуков,

находить звук в слове) , а потом учиться обозначать звук буквой.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.

3. Гласные звуки и буквы.

Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а],[о],[у],[и],[э],[ы]. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а,о,у,и,ы,э,я,е,ю ё.

Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые

состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать

слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под

ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».

4. Согласные звуки и буквы.

В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами, их в русском алфавите 20 – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч,ш, щ. Звук Й принято называть полугласной.

- Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие –

зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук,

не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.

Например: лось – в начале слова стоит звук Л (твердый);

лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).

Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.

- Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных ([в] ,[з] [ж], [б], [г],[д], [л], ],[р]), горлышко «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «з»).

При произнесении глухих согласных([к],[п], [с], [т],[ф], [х], [ц],[ч], [ш], [щ]) горлышко не «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «с»).

Запомните: в конце слова звонкие согласные оглушаются.

Например: в слове «ёж» пишем «ж», а слышим «ш».

5 . Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.

Комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой

дизартрии

1. Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное

положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя

челюсть не должна выдвигаться вперед.

2. Трубочка

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3. Заборчик-трубочка

Насчет «раз-два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

4. Толстячок

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной

щеки в другую).

5. Худышка

Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

6. Накажем непослушный язычок.

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до

корня, постепенно высовывая и снова втягивая.

7. Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между

зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

8. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из

одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

9. Качели

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за

нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под

счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже

с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так

поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал

только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Артикуляционная гимнастика.

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы

артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти –

также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений

органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Что необходимо знать!

1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.

6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.

7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.

В помощь родителям правила выполнения домашнего задания.

1. Тетрадь с заданием логопеда выдается в пятницу.

2. Получив тетрадь, ознакомьтесь с заданием.

3. Если возникли вопросы, обратитесь за разъяснениями к логопеду.

4. Убедитесь, что предыдущие домашние задания были выполнены вами верно.

Если нет – доделайте эти задания (или переделайте).

5. Внимательно причитайте новое задание логопеда. Постарайтесь понять, на что направлено задание (активизация словаря (лексическая тема), повторение предлогов (грамматический строй), работа над фразой и связной речью ребенка (построение предложений) и т.д.)

6. Подберите наглядный материал (картинки и пр.), который должен быть доступен для ребенка (он знает что это, может назвать)

7. Обсудите с ребенком выбор материала, помогите ему вырезать картинки, наклеить их.

8. Поговорите с ребенком по поводу данной лексической темы: задайте вопросы, вспомните примеры из жизни, покажите (по возможности), продемонстрируйте, как это работает, как перемещается, для чего используется и т.д.

– Из каких частей состоит предмет? Чем отличается (если сравнение возможно) от других, изученных предметов?

Что может делать этот предмет (или что можно сделать с ним)?

– Подберите возможные глаголы (слова-действия).

– Какой он? Подберите возможные прилагательные (слова-признаки).

9. Помогите ребенку овладеть грамматической формой: правильно согласовывать слова во фразе и в предложении, правильно употреблять предложно-падежные конструкции, обращайте внимание на окончание слов в предложении, употребление слов в нужном числе и роде и т.п.

10. Помогите ребенку строить и совершенствовать свою фразу и связную речь в целом. Больше читайте ребенку произведений художественной литературы, пейте колыбельные песни, исправляйте речевые ошибки.

11. Ошибки нужно исправлять тактично, это должна быть помощь ребенку в овладении новым (в данном случае родным языком). При этом не стоит наказывать детей за ошибки.

Постарайтесь заинтересовать ребенка, подобрать такой мотив, такой ключик, чтобы ребенок сам захотел узнать новое, выполнить задание.

12. Лучше, если инициатива будет исходить от ребенка, а взрослый должен помогать, направлять деятельность ребенка.

13.Приносите тетрадь вовремя (не позднее понедельника следующей недели),

отдавайте тетрадь в руки воспитателю.

Анализ любого предложения:

1. Почему это предложение? (Это предложение, потому что слова в нем дружат.)

2. Сколько слов в предложении? (В предложении….слов.)

3. Назови слово предмет, задай вопрос (Кто это? Или что это?) Как обозначим (карточкой желтого цвета)

5. Назови слово-действие, задай вопрос (Что делает?) Как обозначим (карточка коричневого цвета).

6. Назови слово-признак, задай вопрос (какой?, какая?, какое? или какие?). Как обозначим? (карточкой белого цвета).

7. Придумай по данной схеме свое предложение.

Схема №2

1. Правильно произнеси звук [у-у-у].

2. Какой это звук (гласный или согласный), почему? (Звук [У] гласный, потому что его можно петь).

3. Что происходит с ротиком или губками, когда мы его произносим? (Когда мы произносим звук [У] губы вытягиваются трубочкой).

3. Как обозначаем звук? (Звук [У] обозначаем красным квадратом).

Схема №3

Характеристика согласного звука:

1. Правильно произнеси звук.

2. Какой это звук – гласный или согласный, почему? (Он согласный, потому что его нельзя петь).

3. Как проходит воздушная струя, когда мы произносим этот звук? (Воздушная струя встречает преграду). Какую преграду?

4. Это твердый или мягкий звук (квадратом какого цвета обозначаем)?

5. Глухой или звонкий?

Схема №4

Звуко-слоговой анализ слова:

1. Назови 1-й звук, какой это звук (гласный или согласный), почему?

2. Квадратиком какого цвета обозначаем и почему (гласный звук – красный, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым)?

3. Нарисовать квадратами последовательность звуков в слове, характеризуя каждый звук.

4. Сколько в слове звуков?

5. Сколько в слове гласных звуков (назови их), сколько согласных?

6. Сколько в слове слогов? (прохлопай в ладоши).

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышаютречевую активность ребёнка.

Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилитсяконтроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкомписьма.

Советы:

– Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу илинаучите его помогать себе второй рукой.

– Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно

Иг ровые задания.

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 3. “Замок”. Переплетите пальцы, сожмите ладони. 4. “Солнечные лучи”. Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 5. “Ножницы”. Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 6. “Пальчики здороваются”. Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 10. Имитируйте игру на пианино. 11. “Человечки бегают” с помощью указательного и среднего пальцев. 12. “Футбол”. Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Речевое развитие ребенка.

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.

Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление . Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы , у, возможно в сочетании с согласным г . Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

6-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов:»дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом .

9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляются несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двухсложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется, бурно развивается воображение.

К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Начиная заниматься с ребенком дома, родители должны помнить:

Только интересные занятия, поданные в игре, будут эффектными. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Занятия должны быть живыми и интересными.

Не забывайте, что ребенка нужно похвалить, и выдать после занятия маленький приз.

Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь

Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 минут.

Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа артикуляционного аппарата усиливается.

И еще один совет, при отработке звуков или при выполнении артикуляционной гимнастики обязательно выполняйте это перед зеркалом.

Как говорит ваш ребенок.

Каждый родитель задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

Понимание речи;

Оценка речи по звучанию;

Фонематический слух;

Звуко-буквенный анализ и синтез слова;

Связная речь;

Лексико-грамматический строй речи;

Темп речи.

Понимание речи включает в себя понимание инструкций, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов.

Оценка речи по звучанию предполагает определение внятности речи ребенка, правильности произносимых им звуков.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак звука. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-”том”, рак-”лак”, лук-”люк”, жук-”щук”)

Звуко-буквенный синтез слов – умение по звукам составить слово.

Звуко-буквенный анализ – умение выделять звуки на фоне слова.

Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

Темп речи. Говорит ли ребенок либо слишком медленно, либо слишком быстро.

(младший дошкольный возраст)

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашему сыну и дочке

Не перебивайте ребенка

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

Слушайте ребенка внимательно

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

Устанавливайте четкие и определенные требования к ребенку

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: « Она синяя»

алёна корнейчук
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы»

ЗВУКИ И БУКВЫ .

Цели : Познакомить : - с понятием звуки и буквы ; - дать понятие гласный звук , согласный звук ; - с обозначением звуков на письме .

Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется?

(Наша речь) .

Из чего состоит наша речь? (из слов)

А слова? (из звуков )

Звуки мы произносим и слышим.

А буквы мы видим , пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки . Гласные звуки разные , но очень дружные, все они любят петь. Голоса их звучат красиво и звонко. Давайте вместе споем эти звуки ! - АУОИЭЫ.

Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных Голос зовет, голос поет. Звук получается гласный .

Гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.

Игровое упражнение «Назови картинки»

(Карточка с картинками : утка, игла, очки, автобус)

Согласные звуки .

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки петь не умеют , не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей) .

Если согласный звук твердый , то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки , у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей) .

Это значит, что звуков два : и, твердый, и мягкий. Таких звуков много , посмотрите (педагог показывает звуки на доске ) .

Но есть звуки , которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук , а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки ) - [ж][ш][ц].

А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’][щ’][й’] .

Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий . Это запятая называется апостроф.

Игровое упражнение «Назови картинки» Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука ?

(Карточки- картинки : рубашка, ремень, белка, барабан, лампочка, лист)

Педагог уточняет у детей, чем отличаются гласные звуки от согласных ?

(когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду).

Физкультминутка У детей карточки с буквами . Бегают врассыпную, по сигналу – разделиться на 3 команды : гласные, твердые согласные и мягкие согласные. Три домика : синий, зеленый, красный.

Напомнить, что гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные – синим или зеленым цветом.

Игровое упражнение «Найди картинку» Обведи картинки, названия которых начинаются на гласный звук красным цветом , а на согласный - синим.

(Карточки с картинками : топор, ручка, окно, полотенце, лук)

Обведи картинки, названия которых заканчиваются на гласный звук красным цветом , а на согласный - синим.

(Карточки с картинками :игла, мяч, утка, зонт)

Ребята, мы все можем услышать звук , а можно ли его увидеть?

Звуки обозначаются на письме буквой . И на следующем занятии мы с вами начнем знакомиться с буквами .

Публикации по теме:

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.

Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши» Тема: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Цель: познакомить с твердым согласным звуком ш, с правописанием сочетания ши;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] - [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах, словах, предложениях; упражнять.

Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з» Урок обучения грамоте

Предисловие 2

Часть 1. Трудные вопросы орфографии

1.1 Фонетика 4

1.2 Подчинительная связь слов в словосочетаниях 5

1.3 Средства речевой выразительности 6

1.4 Корни с чередованием гласных о//а, е//и 8

1.5 Правописание приставок 9

1.6 Н и НН в разных частях речи 10

Часть 2. Практические задания. Тесты.

Фонетика 12
Подчинительная связь слов в словосочетаниях 16 Средства речевой выразительности 18

Правописание приставок 20

Корни с чередованием гласных о//а, е//и 23

Н и НН в разных частях речи 25

Сложное предложение 29 Часть 3. Сочинение – рассуждение. 33

Ответы 50

Предисловие

Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к этому экзамену. Обобщив накопленный опыт и систематизировав имеющийся материал, у меня получился «Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку», соответствующих демонстрационной версии ГИА 2013г. (т.е. с последними изменениями).

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения в таблицах и схемах, а также тренировочные задания, включенные в спецификацию ГИА.

Сборник состоит из 3 частей. В первой части содержится теоретический материал в виде схем и таблиц, где уделяется внимание таким сложным вопросам, как правописание гласных и согласных в корне, Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, выразительные средства языка и т. д. Такое оформление теоретического материала, как мне показалось, легче для усвоения и запоминания учащимися. В систему подготовки и в урочную деятельность введена система зачетов по каждой теме. Используя этот материал, учащиеся сдают зачеты по каждой теме. Материалы сборника используем при работе не только с 9-ми, а также для проведения разнообразной работы на уроках русского языка начиная с 5-го класса (Например, в 5 классе по теме «Фонетика»). Чтобы проверить уровень усвоения материала, во 2 часть сборника включены тесты, которые сгруппированы по отдельным темам, полностью соответствующих плану ГИА 2013 года. Таким образом, тесты включают в себя все задания частей А и В. По каждой теме предлагается несколько вариантов тестов, содержащий от 7 - 10 заданий. (Например, фонетика – 4 теста, виды связи в словосочетаниях – 4 и т. д. (Такая работа помогает мне подготовить слабых учащихся). Тесты распределены по уровню сложности, постепенно уровень сложности нарастает.

Третья часть сборника посвящена подготовке задания С2. В прошлом году изменения коснулись третьей части экзаменационной работы. В 2013 году было представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, т.е альтернативное задание С2.2 отсутствовало. Учащиеся писали сочинение, раскрывая смысл высказывания известного ученого-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Было предложено 36 вариантов цитат. Все высказывания я попробовала сгруппировать в 6 групп по темам: «Грамматика», «Синтаксис», «Морфология», «Лексика», «Пунктуация», «Выразительные средства языка», что позволит выпускникам проверить знания по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного.

Ответы к тестам даны в конце сборника. Они помогут самостоятельно проверить правильность выполнения заданий и степень усвоения теоретического материала.

Материалы сборника могут быть использованы при организации самостоятельной работы учащихся 8-9 классов, в процессе подготовки к предстоящему экзамену, как самостоятельно, так и под руководством учителя, а также при изучении многих тем по русскому языку.

Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства, а также ударение.

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ.

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.

ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса, их можно тянуть, петь) СОГЛАСНЫЕ (при образовании воздух преодолевает в полости рта какую-либо преграду)
Букв – 10; А, Е, Ё, О, У, И, Ы, Ю, Э, Я Звуков – 6; [а], [о], [э], [у], [и], [ы] 1.Парные звонкие / глухие согласные: Звонкие: Г Б В Д З Ж Глухие: К П Ф Т С Ш + Х, Ц, Ч, Щ (они всегда глухие) Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Ф ок а, х оч еш ь п оест ь щец ? (в этом предложении все согласные глухие)
1.В русском алфавите есть гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы Е, Ё, Ю, Я. Два звука они обозначают в 3 позициях: 1. В начале слова: яма [й’ама] – 3 буквы, 4 звука 2. После гласных: поел [пай’эл] – 4 буквы, 5 звуков 3. После Ь и Ъ: вьюга [в’й’уга] – 5 букв, 5 звуков Буква И после мягких согласных обозначает один звук: пить [п’ит’], после Ь – два: соловьи [салав’й’и] 2.Парные мягкие / твердые согласные: Мягкими согласные будут, если их смягчают гласные звуки Е, Ё, Ю, Я, И + Ь + Ч, Щ, Й (они всегда мягкие); например, в слове «варенье» звуки [р] и [н] – мягкие, т.к их смягчили [э] и Ь, а [в] – твердый звук. Твердыми согласные будут, если рядом с ними нет этих звуков и Ь, + Ж, Ш, Ц (они всегда твердые).
2. Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного звука: мал [мал] – мел [м’эл] 3.Сонорные: Р, Л, М, Н, Й Всегда твердые: Ж, Ш, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, Й
3.Сколько гласных в слове – столько и слогов: вокруг – во-круг (гласные: о,у – 2 слога) 4.Фонетические процессы: 1. Озвончение - глухой звук произносится как звонкий: просьба [проз’ба], сделать [ зд’элат’]; 2. Оглушение – звонкий произносится как глухой: сугроб [сугроп]
5. Не путать значение Ь: в слове вьюга Ь разделяет согласный [в] и гласную Ю; в слове моль Ь смягчает согласный Л; в словах речь и пойдешь Ь – показатель грамматической формы (глагол и существительное ж.р. 3 скл)

Подчинительная связь слов в словосочетаниях



Похожие публикации