Чем отличается фгос от традиционной программы. Образовательный портал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Актюбинский»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Педагогический совет

"Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования"

Подготовила:

учитель начальных классов

Л.Н.Хадеева

п.г.т. Актюбинский

2014 -2015 уч. год

Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования

Слайд 2. Россия – часть мирового пространства. В последнее время образование России не соответствовало мировым фундаментальным ценностям образования, которые были сформулированы ЮНЕСКО.

Слайд 3. Юнеско. ЮНЕСКО -Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. В настоящее время членами Организации является 191 государство.

СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как “государство-продолжатель” Основная цель ЮНЕСКО - содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.
Слайд 4. Мировые фундаментальные ценности образования (ЮНЕСКО). Научиться учить себя в любой ситуации и в любое время; научить работать и зарабатывать достойно; научить жить в современном, быстро развивающемся мире; научить жить вместе.

Слайд 5. ШКОЛА РОССИИ ВСЕГДА СЛАВИЛАСЬ КАЧЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (изменился критерий качества). Школа России давала фундаментальные знания самых разных наук. На протяжении многих лет это было хорошо. Международные олимпиады (Теперь – не только знания, но и умение применять эти знания в изменённой ситуации - последние места). (Разные предметы, разные уровни) Социально-экономические, научно-технические, культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно повлекли за собой и изменения в образовании. Невозможно в учебники заложить всё, что происходит и с невероятной скоростью накапливается. Вся модель системы образования стала устаревать……..

Слайд 6. Работу между многоточием должен выполнить ФГОС нового поколения. ФГОС II поколения – принципиально новый для отечественной школы документ.

Слайд 7. Инновационность стандартов
1. Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования

2.Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни, определяет уклад школьной жизни.

3.Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно- экономическая модель образования.

Слайд 8 . 4. Выделение в основной образовательной программе (в том числе, учебном плане) двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

5. Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

6. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования

Слайд 9 . 7. Повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы

8. Ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Слайд 10 . Инновационность в системе оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентирует учителя не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты ребенка.

Слайд 11,12 . Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования

Это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП)

Совокупность трех компонентов (федерального, регионального (национально-регионального), образовательного учреждения), определяющая в первую очередь содержание ООП

Структура стандарта

Требования к структуре ООП;

Требования к условиям реализации ООП;

требования к результатам освоения ООП

(зТ+С)

Обязательный минимум содержания ООП;

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

Требования к уровню подготовки выпускников

Слайд 13 . Структура стандартов (3Т + С)

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

Требования (Т1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

Требования (Т2) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Требования (Т3) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

Система оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы (С)

Слайд 14 . Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования

- обязательная часть;

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем обучающихся, педагогических работников общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся.

Федеральный компонент;

Региональный (национально-региональный) компонент;

Компонент образовательного учреждения

Слайд15. Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность входит о образовательную программу.

Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение установленных стандартом результатов

Отдельно урочная и внеурочная деятельность

Слайд 16. Устанавливаемые стандартом результаты

Личностные;

Метапредметные;

Предметные

Учащиеся должны знать;

Учащиеся должны уметь;

Учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни*

Слайд 17. Основа стандарта

Системно-деятельностный подход

Основные направления модернизации российского образования*

Умение учиться

Формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно)

Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности**

Финансирование образовательного процесса

Урочная и внеурочная деятельность (основная образовательная программа)

Базисный учебный план

* Определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.

**Относится к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта

Слайд 18 . Новые умения В свете Стандартов II поколения в содержание образования закладываются новые процессуальные умения: самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию из разных источников;

работать в группах и принимать решения; использовать новые технологии информации и коммуникации.

Выражаясь научным языком, происходит формирование Универсальных Учебных Действий (УУД).

Слайд 19 УУД . УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Слайд 20 . Образовательные технологии В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

от репродукции знаний к их продуктивному использованию и применению в зависимости от решаемых задач;

от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Слайд 21 . Урок Происходящие в настоящее время изменения в образовании оказывают существенное влияние и на структуру построения урока. Главное отличие современного урока, несмотря на его тип (урок закрепление пройденного, интегрированный урок, комбинированный урок и т.д.) – это вовлечение учащихся в процесс активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях, т.е. системно-деятельностный подход.

Слайд 22 . Внеурочная деятельность Принципиально новое – это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы начального общего обучения – внеурочной деятельности учащихся.

В соответствии со Стандартом определены 5 приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе.

Слайд 23 . Это - спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное.

Слайд 24 Внеурочная деятельность . Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения, в отличие от содержания дополнительного образования, которое не входит в основную образовательную программу образовательного учреждения. В каждом классе школы выделяется в среднем до 10 часов в неделю на осуществление внеурочной деятельности. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность может осуществляться как в первой половине, так и во второй половине дня, так как является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе. Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники.

(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Слайд 25 . Внеурочная деятельность Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Слайд 26 . Отличительная особенность нового Стандарта Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Слайд 27. СМЕНА БАЗОВОЙ МОДЕЛИ

Слайд28. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

Личностный результат: развитие личности

В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Слайд29. Цель школы.

Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей

профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели (т. е. вооружить КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ)

Слайд30 . Я предлагаю вам сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, чтобы Вы могли получить представление, о том, как это было раньше и как это будет теперь, в новой школе.

Слайд 32 – 38 (по слайдам)

Слайд 39. Методическая литература по ФГОСТ

Слайд 40 . Заключение. Итак, ФГОС второго поколения – это нормативный правовой акт. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Слайд 41 . Януш Корчак (польский педагог) писал: «Уважайте незнание ребёнка! Уважайте труд познания! Уважайте незнание и слёзы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной и ответственной жизнью?». Пусть ребёнок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её. Жить – вот ремесло, которому мы должны учить его.

Слайд 42. Спасибо за внимание!

Статья+презентация

Стандарты 2004г. и ФГОС второго поколения

Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию

(начальная школа)

Цепелева Евгения Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 61"

г. Владивосток

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов , в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

( ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785))

В чем отличие стандарта 2004 г. и ФГОС второго поколения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

1.В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования - темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательнойпрограммы основного общего образования:

· личностным

· метапредметным

· предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

УУД - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

2. Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.
Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности . Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

3.отличие стандартов - это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии , что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

*формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

*проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

*активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

*построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

По ФГОСу второго поколения я работаю первый год.И,конечно, стараюсь работать по новому. Начало новому было положено на курсах по новым стандартам ПИПКРО. Много прочитано, увидено меньше, но и увиденное (у коллег в школа других, интернете (в Электронном журнале Экстернат. РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования,) видеоуроки) подстёгивало к работе совершенно отличной от той работы, которую я выполняла последние 28 лет. Но конечно главное - самообразование и большое желание помочь учиться мои деткам, моим ученикам. Сделать процесс научаемости для них более доступным, более понятным.Помочь им осмыслить и спроектировать последовательность работы на уроке по освоению темы от цели до конечного результата; отличать новое от уже известного и от этого научить давать имя уроку; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного. И, конечно же, научить проектной деятельности. Всё это возможно стало в ходе реализации ФГОС второго поколения. Изменяется и моя деятельность - деятельности педагога, работающего по ФГОС по сравнению с моей деятельностью по стандарту первого поколения.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Главное: я(учитель) даю знания и организую действия.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, электронным приложением к уроку.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • определению имени урока, темы его
  • постановке учебной задачи и т. д.
  • учит проверять правильность действий по эталону(по учебнику)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, обоснуйте свой выбор), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Фронтальная,в парах, групповая индивидуальная

Нестандартное уроки

Урок проектной деятельности

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников осуществляется при помощи Интернета

Обязательно - ведение электронных дневников.

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение универсальных учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Нет портфолио обучающегося

Создание учебного портфолио

ученика; электронное портфолио учителя

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Учитель всегда помнит, что ребёнок(ученик) должен чувствовать себя успешным

В ходе реализации ФГОС в 1 классе по-новому строится система мониторинга.

  • Предметные универсальные учебные действия - лежат в основе изучения самого предмета.
  • Метапредметные универсальные действия. Их центральной составляющей является формирование умения обучающихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать).
  • Личностные универсальные учебные действия -это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь провожу метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.

На каждого ученика мной заполнена карта наблюдения за процессом адаптации учащихся моего класса по результатам:

Стартовой диагностики (сентябрь), позволяющей определить начальный уровень сформированности у обучающихся организационных, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков;

По методике Е.А. Нежновой:
- промежуточной диагностики (декабрь), определяющей общеучебные и организационные умения обучающихся;

Его психологический портрет;

Итогом мониторинга будет

Итоговая диагностика (май), выявляющая сформированность универсальных учебных действий обучающихся.

Проводила эти диагностики с целью выяснения уровня готовности каждого ребенка к обучению в школе, его индивидуальных особенностей; консультировала родителей; по необходимости проводила коррекционную работу.

При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

При реализации ФГОС второго поколения использую в работе безотметочную методику (без отметки - показ результата ЗАР и ЗБР)

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего портфолио.

В течение учебного года проводила изучение уровня овладения обучающимися моего класса универсальными учебными действиями (УУД). Особое внимание уделялось контролю обучения грамоте и письму, ведь дети пришли в 1 класс без каких-либо навыков чтения и письма. Все результаты контроля математических навыков, навыков чтения и письма копятся в учебном портфолио каждого ученика. Показ результата ЗАР и ЗБР доводится до родителей и самих учеников, как уже сказано, копится в портфолио ученика и в виде ведомостей у учителя в специальной накопительной папке.

К концу учебного года обучающиеся должны достигнуть определённых личностных, предметных и метапредметных результатов. Итоговая комплексная работа покажет, какими универсальными учебными действиями обучающиеся овладели к концу учебного года. Это будет и итог моей учительской работы по внедрению в жизнь ФГОС.

В школе обеспечено выполнение ФГОС начального общего образования: требований к структуре ООП, к результатам освоения ООП и к условиям реализации ООП. Накопленный опыт интеграции основного образования, высокий уровень педагогического мастерства позволяет надеяться на успешную реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Все это и много другое позволят создать условия для реализации ФГОС НОО. Стандарты нового поколения должны фиксировать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения. От них напрямую зависит формирование столь актуальных познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.

Документы:

1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

3. ФГОС среднего (полного) общего образования - утвержден приказом от 17 мая 2012года № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)


В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Д.А.Медведев Федеральный государственный образовательный стандарт


Изменения структурных пропорций в российской экономике существенно повлияют на тенденции развития человеческого капитала установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности; готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; высокая социальная активность; требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность; способность быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. Федеральный государственный образовательный стандарт


Социальные вызовы школьному образованию: Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения Федеральный государственный образовательный стандарт


Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт


5 пунктов президентской инициативы: 1.Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения Федеральный государственный образовательный стандарт




Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт




Стандарты как общественный договор Стандарты определяют новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина, основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Федеральный государственный образовательный стандарт


СЕМЬЯОБЩЕСТВОГОСУДАРСТВО Личностная успешность Безопасный и здоровый образ жизни Национальное единство и безопасность Социальная успешность Свобода и ответственность Развитие человеческого потенциала Федеральный государственный образовательный стандарт Стандарты как общественный договор


Интересы в общем образовании Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс, активно вовлекаются в управление школой. Школьные советы, в состав которых войдут родители учащихся, будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми Стандарт второго поколения: – является инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании; – инструментом формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. СЕМЬЯ СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВОГОСУДАРСТВО Профессиональная успешность Социальная справедливость и благосостояние Конкуренто- способность Федеральный государственный образовательный стандарт


С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт


В чём выражается инновационный характер стандарта второго поколения? определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; ориентация на развитие вариативности образования; системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности). Федеральный государственный образовательный стандарт


В чём выражается инновационный характер стандарта второго поколения? восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов; новая система организации образовательного процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно- образовательной среды и т. д. определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра. Федеральный государственный образовательный стандарт


Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Параметр для сравнения ФГОСГОС Определение стандарта Стандарт как совокупность трех систем требований к результатам образования основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ (к организационно- педагогическим условиям); к условиям реализации основных образовательных программ (к материальной базе и ресурсам). Стандарт как совокупность обязательного минимума содержания образования; требований к уровню подготовки выпускников: максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт


Параметр для сравнения ФГОСГОС Цели и смысл образования Духовно-нравственное развитие личности обучающегося Формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций» Национальный воспитательный идеал Предметоцентризм Внеурочная деятельность +– Устанавливаемые стандартом результаты - личностные; - метапредметные; - предметные - учащиеся должны знать; - учащиеся должны уметь; - учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт


Параметр для сравнения ФГОСГОС Основа стандарта Системно-деятельностный подход Основные направления модернизации российского образования Умение учиться Формирование и развите универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно) Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности Структура соответствующего учебного плана - обязательная часть; - часть, формируемая участниками образовательного процесса - федеральный компонент; - региональный (национально- региональный) компонент - компонент образовательного учреждения Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт


Ключевые особенности ФГОС общего образования системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования выделение в основной образовательной программе (в том числе, учебном плане) по каждой ступени общего образования двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса стандарт, как совокупность требований (к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы) организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы Федеральный государственный образовательный стандарт


Ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования учёт психолого-педагогических особенностей подросткового периода учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья изменилась система оценки изменилось представление об образовательных результатах Ключевые особенности ФГОС общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт


Деятельностный подход В основе построения Cтандарта в целом лежит системно- деятельностный подход. Его методология при разработке Стандарта реализована в деятельностной парадигме, согласно которой координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст обучающихся. Это означает, что для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться условием и движущей силой развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт


Алексей Алексеевич Леонтьев, доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Федеральный государственный образовательный стандарт


3 года 17 лет Возраст Результаты ВД:Межличностное общение со сверстниками Групповая ВД: Ролевая игра 7 лет ВД:Учение Совместная (с учителем) Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст 11 лет 15 лет Ранняя юность ВД:Учебно- профессиональная деятельность Самостоятельная Стремление к общественно- значимой деятельности Произвольность психических явлений, внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы ВД – ведущая деятельность Основные новообразования Возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину


Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала –демонстрирует культурные образцы действий –инициирует пробные действия детей –консультирует, корректирует действия –ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя –создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей –со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки –оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Федеральный государственный образовательный стандарт






Дистанционного обучения Система инновационной оценки «портфолио» Здоровьесберегающие Информационно- коммуникационные Обучение в сотрудничестве (командная,групповая работа) Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр Развития «критического мышления» Развивающее обучение Проблемное обучение Разноуровневое обучение Коллективная система обучения (КСО) Исследовательские методы в обучении Проектные методы обучения Технология «Дебаты» Блочно-модульная Лекционно-семинарско- зачетная система обучения Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)


Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Федеральный государственный образовательный стандарт


Роль участников образовательного процесса в реализации ФГОС Учитель обеспечивает достижение требований к результатам освоения ООП Администрация школы организует образовательный процесс, формирует образовательную среду школы, распределяют ресурсы для достижения наилучших результатов Родители, органы общественно-государственного управления активно участвуют в организации образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт


Стандарт регламентирует: требования к структуре ООП ступени требования к условиям реализации ООП требования к результатам освоения Стандарт НЕ регламентирует: содержание образования учебный план учебные программы по предметам Новый ФГОС даёт существенно большую самостоятельность школе! Федеральный государственный образовательный стандарт



Наталия Шестерикова
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ

Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО .

Во-первых,ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем ,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых,отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления : познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей) ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области : коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие,художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию,а ФГТ на саму общественность (социализацию) .

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60% , а часть,формируемая участниками образовательного процесса – 40%.

ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной прог-раммы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ ,на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .

3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС . Она включает три основных раздела :1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы» .По ФГТ :обязательная часть :Пояснительная записка,режим пребывания детей, содержание по областям,результаты освоения ОП,система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых,в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества,желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Воображение

Физическое развитие

Волевые усилия

Любознательность

Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :

Коммуникации со сверстниками и взрослыми

Игровой деятельности

Познавательной деятельности

Проектной деятельности

Художественной деятельности

Физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

Информация для родителей по новым Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования

(ФГОС НОО)

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html . Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .

Какие требования выдвигает ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД (включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся»). Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающих ся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …». Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.




Похожие публикации