Самые страшные техногенные катастрофы в ссср. Самые страшные катастрофы в истории

Научно-технический прогресс облегчает человеку жизнь, но и приводит к техногенным авариям. Так было во все времена. Мы расскажем о пяти самых тяжелых катастрофах в истории СССР.

Куренёвская трагедия

Куреневская трагедия произошла в Киеве, 13 марта 1961 года. 2 декабря 1952 года было принято решение о создании свалки из строительных отходов в печально известном месте Бабий Яр. Это место перекрывала дамба, которая защищала Куреневский район от сливавшихся отходов с заводов по производству кирпича. 13 марта дамбу прорвало, и грязевая волна высотой в 14 метров понеслась вниз, по улице Телиги. Поток обладал большой силой и смывал все на своем пути: автомобили, трамваи, здания.

Хотя потоп и продолжался всего полтора часа, за это время волна из отходов успела унести жизни сотни людей и нанести катастрофический урон всему городу. Точное количество жертв установить не удалось, но цифра эта близка к 1,5 тысяч человек. Кроме того, было разрушено около 90 зданий, примерно 60 из которых были жилыми.

Известие о катастрофе дошло до населения страны только 16 марта, а в день трагедии властями было принято решение не афишировать произошедшее. Для этого по всему Киеву была отключена международная и междугородняя связь. Позже экспертная комиссия вынесла решение о причинах этой аварии, ими были названы «ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы».

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово»

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово», который располагался в Нижнем Новгороде, произошла 18 января 1970 года. Трагедия произошла во время строительства атомной подводной лодки К-320, которая входила в проект «Скат». Когда лодка находилась на стапеле, вдруг включился реактор, который проработал 15 секунд на предельной для него скорости. В результате этого произошло радиационное заражение всего механосборочного цеха.
В момент работы реактора в помещении находилось около 1000 человек, работающих на заводе. Не подозревая о заражении, в тот день многие ушли домой без необходимой медицинской помощи и дезактивационной обработки. Трое из шести пострадавших, доставленных в больницу в Москве, умерли от лучевой болезни. Было принято решение не придавать огласке это происшествие, и со всех, кто остался в живых, были взяты подписки о неразглашении на 25 лет. И только на следующий день после аварии рабочих начали обрабатывать. Ликвидация последствий аварии продолжалась до 24 апреля 1970 года, более тысячи рабочих завода были задействованы в этих работах.

Авария на Чернобыльской АЭС

Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции. Реактор был полностью разрушен в результате взрыва, и в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Авария стала самой крупной за всю историю атомной энергетики. Основным поражающим фактором при взрыве стало радиоактивное заражение. Кроме территорий, находящихся в непосредственной близости к взрыву (30 км), пострадала территория Европы. Это произошло из-за того, что облако, образовавшееся от взрыва, разнесло радиоактивные материалы на многие километры от очага. Выпадение радионуклеидов йода и цезия было зафиксировано на территории современной Белоруссии, Украины и Российской Федерации.

В течение трех первых месяцев после аварии погиб 31 человек, при этом за следующие 15 лет от последствий аварии погибло еще от 60 до 80 человек. Более 115 тысяч человек были эвакуированы из 30-километровой зоны поражения. В ликвидации аварии участвовало более 600 тысяч военнослужащих и добровольцев. Ход расследования постоянно менялся. До сих пор точно не установлены причины аварии.

Кыштымская авария

Кыштымская авария стала первой техногенной катастрофой в СССР, она случилась 29 сентября 1957 года. Она произошла на заводе «Маяк», который располагался в закрытом военном городе «Челябинск – 40». Название авария получила по наиболее близкому городу Кыштым.

Причиной стал взрыв, который произошел в специальном резервуаре для радиационных отходов. Эта ёмкость представляла собой ровный цилиндр, который был изготовлен из нержавеющей стали. Конструкция емкости представлялась надежной, и никто не ожидал того, что система охлаждения выйдет из строя.
Произошел взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90 процентов радиации выпало на территорию самого химкомбината «Маяк». К счастью, Челябинск-40 не пострадал. В ходе ликвидации аварии 23 деревни были расселены, а сами дома и домашние животные подверглись уничтожению.

В результате взрыва ни один человек не погиб. Однако служащие, которые выполняли ликвидацию заражения, получили значительную дозу облучения. В операции принимало участие около тысячи человек. Сейчас эта зона носит название Восточно-Уральский радиоактивный след и любая хозяйственная деятельность на этой территории запрещена.

Катастрофа на космодроме Плесецк

18 марта 1980 года при подготовке к запуску ракеты-носителя «Восток 2-М» произошел взрыв. Происшествие произошло на космодроме Плесецк. Эта авария привела к большим количествам человеческих жертв: только в непосредственной близости к ракете в момент взрыва находился 141 человек. 44 человека погибло в пожаре, остальные получили ожоги разной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, впоследствии четверо из них скончались.

К привел тот факт, что при изготовлении фильтров в качестве каталитических материалов была использована перекись водорода. Только благодаря храбрости самих участников этой аварии удалось вынести из пожара множество людей. Ликвидация катастрофы длилась в течение трёх дней.
В будущем ученые отказались от применения перекиси водорода в качестве катализатора, что позволило избежать подобных происшествий.

Поклонение четырем природным стихиям прослеживается во многих философских и религиозных течениях. Конечно, современный человек, полагает, что это смешно. Он, как герой романа Тургенева, Евгений Базаров, считает природу не храмом, а скорее мастерской. Однако часто природа напоминает о своем всесилии, подкидывая людям стихийные бедствия. И тогда не остается ничего иного, как молить стихии о пощаде. За всю свою историю, какие только природные катастрофы не вмешивались в жизнь человечества.

Стихия земля

Эпицентр был в провинции Шэньси. Сегодня трудно сказать, какова была его магнитуда, но некоторые ученые, основываясь на геологических данных, называют 8 баллов. Но суть не столько в его мощности, сколько в количестве жертв – 830 тыс. человек. Это число жертв самое большое среди всех случаев землетрясений.


2,2 млрд. метров кубических – таковы масштабы, а точнее объемы, оползня, весь этот рыхлый материал сполз со склонов Музкольского хребта (высота – 5 тыс.м над уровнем моря). Полностью было завалено селение Усой, остановилось течение реки Муграб, появилось новое озеро Сарезкое, которое, разрастаясь, затопило еще несколько поселков.

Стихия вода

Наиболее разрушительное наводнение также произошло в Китае. Сезон был дождливый, результатом стал разлив рек Янцзы и Хуанхэ. Всего пострадало около 40 млн. человек, погибло 4 млн. жителей. В некоторых местах вода сошла только спустя полгода.


Хотя зачем искать стихийные бедствия в азиатских странах, когда в 1824 году разрушительное наводнение произошло в . И сегодня на стенах некоторых старых домов можно увидеть памятные метки, которые демонстрируют тогдашний уровень воды на улицах. К счастью, число погибших не достигло и тысячи, однако точного количества жертв никто не знает, многие пропали без вести.


В этом году произошло одно из самых страшных цунами в Европе. Затронуло оно много прибрежных стран, но наибольший урон понесла Португалия. Столица Лиссабон была практически стерта с лица земли. Погибло свыше100 тыс. человек, исчезли памятники культуры и истории, например, картины Рубенса и Караваджо.

Стихия воздух

Ураган Сан-Каликсто II, который бушевал неделю на Малых Антильских островах Карибского моря, унес с собой свыше 27 тыс. жизней ни в чем неповинных людей. Точных данных о его силе, траектории движения не осталось, вероятно, что его скорость превышала 320 км/ч.


Этот мощный ураган зародился в Атлантическом бассейне, его максимальная скорость достигала 285 км/ч. Погибло 11 тыс. человек и приблизительно столько же исчезло без вести.

8.

Свидетелями этого события стали мы с вами. Из новостных сюжетов наблюдали за разрушительными действиями урагана, в результате которого погибло 1836 человек, был нанесен урон на $125 млрд.

Стихия огонь

Тем жарким летом в Греции было 3 тыс. очага возгорания. Пострадали территории общей площадью 2,7 тыс. кв. км. Это были сельскохозяйственные угодья, леса, оливковые рощи. Унесли пожары 79 жизней.

Говоря об огне, как не упомянуть огненные извержения. Мощное извержение Кракатау в том году разрушило сам остров, от него погибло 2 тыс. человек. Взрыв вулкана повлек цунами, которое обрушилось на соседние острова, в результате чего погибло еще 36 тыс. человек.

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки .

9

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1

Самая на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Большинство толковых словарей трактует основное значение слова «катастрофа» как событие с трагическими последствиями. Именно таких событий, до сих пор ужасающих наших современников своими масштабами и количеством погибших людей и животных, история нашей планеты насчитывает не так уж и мало. Самые страшные катастрофы порой оказывали влияние на дальнейшее развитие пострадавших стран или даже всей цивилизации.

С развитием техники люди начали освоение таких неподходящих для их существования океанских просторов, а затем обратили свои мечты и стремления к небу. С появлением огромных океанских крейсеров, многоместных пассажирских авиалайнеров значительно увеличилось число погибших и пострадавших в катастрофах. В прошлом столетии прибавились техногенные катастрофы, которые также можно назвать одними из самых масштабных.

Крупнейшая авиакатастрофа в гражданской авиации

К самым страшным авиакатастрофам относят Тенерифскую, которая повлекла за собой гибель 583 человек. Все произошло 27 марта 1977 г. непосредственно на взлетной полосе аэропорта Лос- Родеос, расположенного вблизи от города Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). Погибли все пассажиры «Боинга» KLM, включая 14 членов экипажа, за исключением одной пассажирки Робины Ван Ланскот, которая решила прервать полет ради встречи с другом и сошла в Тенерифе. А вот на борту «Боинга» Pan American после крушения оказались выжившие. Удалось спастись 61 человеку - 54 пассажирам и 7 членам экипажа.

Из-за произошедшего накануне теракта в крупнейшем аэропорту Канарских островов, Лас-Пальмасе, его закрыли, а аэропорт Лос-Родеос в связи с этими событиями оказался сильно перегруженным. Был выходной день, множество самолетов, непринятых Лас-Пальмасом, заполнили все стоянки. Некоторые из них стояли на рулежных дорожках. Известны причины, которые привели к ужасной катастрофе:

  • туман, видимость из-за которого была первоначально ограничена 300 метрами, а немного позднее стала еще меньше;
  • отсутствие огней на границах взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожке;
  • сильный испанский акцент диспетчера, который плохо понимали пилоты, переспрашивали и уточняли его приказы;
  • отсутствие согласованных действий со стороны пилотов при переговорах с диспетчером, они вступали в разговор и перебивали друг друга.

Авиакомпания KLM впоследствии взяла на себя ответственность за произошедшую трагедию и выплатила семьям жертв и пострадавшим значительную компенсацию.

5 мая 1937 г. был спущен на воду германский круизный лайнер, названный именем Вильгельма Густлоффа,одного из лидеров национал-социалистов Швейцарии, погибшего за год до этого.

Пассажирский лайнер имел десять палуб, был рассчитан на 1,5 тыс. человек, его обслуживали 417 членов экипажа. Судно построили по самым передовым технологиям, и оно было очень комфортным. Лайнер предназначался, в первую очередь, для осуществления длительных и неспешных круизов. В 1939 г. «Вильгельм Густлофф» передали ВМС Германии. Вскоре он стал плавучим госпиталем, а затем после 1940-го года причислен к школе подводников в Готенхафене. Его цвет снова стал камуфляжным, и он лишился защиты Гаагской конвенции.

После торпедной атаки, которую провела советская подводная лодка под командованием А.И. Маринеску, «Вильгельм Густлофф» затонул у берегов Польши 30 января 1945 г. Согласно официальным данным, погибли 5 348 человек, однако, точное количество пассажиров так и осталось неизвестным.

Вблизи берегов Крыма 7 ноября 1941 г. гитлеровской авиацией был потоплен советский теплоход «Армения», на борту которого, предположительно, находилось более 3 000 человек.

С точки зрения экологии, сейчас на планете происходит одна из крупнейших катастроф - снижение уровня Аральского моря и его усыхание. Так называемое Аральское море являлось четвертым по размеру озером на планете после Каспийского моря (которое из-за своей замкнутости может быть квалифицировано как озеро), Верхнего озера в Северной Америке и озера Виктории в Африке.

Но после того как стоки рек Сырдарьи и Амударьи, которые питали Арал, стали забираться через построенные системы орошения, озеро обмельчало. Летом 2014 г. его восточная часть практически высохла, объем воды уменьшился до 10%.

Все это повлекло за собой изменения климата, который стал континентальным. На выступившем дне бывшего моря появилась песчано-соляная пустыня Аралкум. Пыльные бури разносят мельчайшие частицы соли с вкраплениями ядохимикатов и сельскохозяйственных удобрений, которые в свое время попали в Арал с полей через реки и могут негативно отразиться на здоровье людей и животных. Из-за солености исчезло большинство видов морских обитателей, закрылись порты, люди потеряли работу.

К таким катастрофам, затрагивающим своими губительными последствиями население всей планеты, в первую очередь нужно отнести аварию на Чернобыльской АЭС. Во время взрыва четвертого ядерного реактора он был полностью разрушен. Работы по ликвидации последствий до сих пор не закончены. После 26 апреля 1986 г. с места катастрофы в радиусе 30 км были эвакуированы все люди - 135 000 человек и 35 000 голов скота. Была создана охраняемая зона отчуждения. От радиоактивных веществ, попавших в воздух, более всего пострадали Украина, Белоруссия, запад России. В других странах тоже было отмечено повышение радиоактивного фона. Более 600 000 человек участвовали в ликвидации последствий этой катастрофы.

Крупнейшее землетрясение в Японии, произошедшее 11 марта 2011 года, а затем цунами, послужили причиной радиационной аварии на АЭС Фукусима-1, которая имеет наивысший, седьмой уровень. Из строя были выведены внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что повлекло за собой сбой в системе охлаждения, а затем и расплавление активной зоны реакторов на 1, 2, 3 энергоблоках. Весь финансовый ущерб, который включает работы по дезактивации, компенсации пострадавшим и вынужденным переселенцам, приблизительно, составляет 189 млрд долларов.

Еще одной катастрофой, которая отразилась на состоянии всей биосферы Земли, называют взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, случившийся 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Вызванный аварией разлив нефти стал самым крупным . В момент самого взрыва и в возникшем затем пожаре на полупогружной установке погибло 11 человек и 17 из 126 получили травмы, которые в тот момент находились на платформе. Позже погибли еще двое. Нефть вытекала в залив в течение 152 дней, всего попало в залив более 5 млн баррелей. Эта техногенная катастрофа оказала губительное воздействие на экологию всего района. Пострадали различные виды морских животных, рыб и птиц. А на севере Мексиканского залива в том же году зарегистрировали повышенную смертность китообразных. Кроме нефти, на поверхности воды (размер пятна достигал 75 000 км²) образовалось большое количество подводных нефтяных шлейфов, длина которых доходила до 16 км, а ширина и высота - соответственно, 5 км и 90 м.

Это лишь несколько жутких аварий, которые можно классифицировать как самые страшные катастрофы в истории человечества.Но были еще другие, порой менее известные, принесшие людям множество разрушений и бед. Часто эти катастрофы были вызваны войной или целой чередой случайностей, а в некоторых случаях горе принесла разрушительная сила природы.

Ситуация вокруг Большого Барьерного рифа продолжает ухудшаться и грозит превратиться в самую масштабную катастрофу в истории человечества. reCensor вспомнил, когда еще экология была в чрезвычайном положении из-за действий человека.

Ученые считают, что, несмотря на все усилия экологов, в ближайшее время самому большому в мире коралловому рифу грозит уничтожение. Совсем недавно эксперты отмечали, что более 50% Большого Барьерного рифа в Австралии находится на стадии гибели. По обновлённым данным показатель увеличился до 93%.

Формирование столь уникального природного образования произошло около 10 тысяч лет назад. Он включает в себя почти 3 тысячи различных коралловых рифов. Длина Большого Барьерного рифа составляет 2,5 тысячи километров при площади в 344 тысячи квадратных километров. Коралловый риф является местом обитания миллиардов разнообразных живых организмов.

В 1981 году ЮНЕСКО признало Большой Барьерный риф чудом природы, которое подлежит защите. Однако в 2014 году экологи стали замечать, что многие кораллы потеряли свой цвет. Следует отметить, что подобные изменения произошли со многими коралловыми рифами по всему миру, поэтому первоначально ученые решили, что это стандартная аномалия. Но спустя несколько месяцев стало ясно, что количество обесцвеченных кораллов растет в геометрической прогрессии.

Терри Хьюз , являющийся главой Центра передового опыта по исследованию коралловых рифов при Университете Джеймса Кука, рассказал, что обесцвечивание кораллов практически всегда приводи к их гибели. «Кораллы могут быть спасены, если показатель обесцвечивания не достиг 50% процентов. На данный момент показатель обесцвечивания более половины кораллов Большого Барьерного рифа составляет от 60% до 100%.

Экологи бьют тревогу вот уже несколько лет, поскольку гибель кораллов приведет к исчезновению всей экосистемы. Обесцвечивание кораллов происходило в несколько этапов. В 2015 году произошла наиболее крупная волна обесцвечивания, но ученые считают, что самое масштабное вымирание еще впереди. «Причиной этому являются климатические изменения, связанные с глобальным потеплением. Температура вод в океанах сильно повысилась, в результате чего кораллы стали погибать. Самое печальное, что мы не знаем, как противостоять этой проблеме, поэтому вымирание Большого Барьерного рифа будет продолжаться и дальше», — констатируют ученые.


Также одной из причин вымирания кораллов рассматривается катастрофа крупного промышленного танкера, произошедшего в 2010 году. В результате крушения танкера в воды Большого Барьерного рифа попало более 65 тонн угля и 975 тонн нефти.

Эксперты уверены, что этот инцидент стал непоправимой экологической катастрофой. «В современном мире образовалась тенденция, которая ведет к тому, что по причине крайне неосторожной деятельности человека погибнут практически все животные, населяющие нашу планету. Даже гибель Аральского моря не сможет сравниться с уничтожением Большого Барьерного рифа», — отмечает профессор Терри Хьюз .

Большая часть крупнейших экологических трагедий произошла в XX-XXI веках. Ниже вашему вниманию представлен список 10 самых масштабных экологических катастроф в истории, информацию о которых собрали корреспонденты reCensor.




Одним из самых масштабных инцидентов, нанесших серьезный ущерб экологии, является крушение нефтяного танкера «Престиж». Происшествие случилось 19 ноября 2002 года на побережье Европы. Корабль попал в сильный шторм, из-за чего в его корпусе образовалась огромная пробоина, длинною более 30 метров. Каждые сутки танкер не менее 1 тысячи тонн нефти, которая выбрасывалась в воды Атлантики. В конце концов танкер распался на две части, затонув со всем хранившимся на нем грузом. Общее количество нефти, попавшей в Атлантический океан, составило 20 миллионов галлонов.

2. Бхопальская утечка метилизоцианата


В 1984 году произошла крупнейшая в истории утечка ядовитых паров метилизоцианата в городе Бхопал. Трагедия стала причиной гибели более 3 тысяч человек. Кроме того, еще 15 тысяч человек скончались позже в результате воздействия яда. По данным экспертов объем смертельных паров, оказавшихся в атмосфере, составил около 42 тонн. До сих пор остается неизвестным, из-за чего случилась авария.

3. Взрыв на заводе «Нипро »


В 1974 году на заводе «Нипро », расположенном в Великобритании, прогремел мощнейший взрыв, за которым последовал пожар. По сообщениям экспертов, взрыв был настолько мощным, что повторить его можно было бы только, собрав 45 тонн тротила. Жертвами инцидента стали 130 человек. Однако самой большой проблемой стал выброс аммония, в результате чего в больницы поступили тысячи людей с заболеваниями зрения и дыхательных путей.

4. Крупнейшее загрязнение Северного моря


В 1988 году на нефтяной платформе «Пайпер-Альфа» произошла крупнейшая авария в истории добычи нефти. Ущерб аварии составил 4 миллиарда долларов США. Авария стала причиной мощного взрыва, который полностью уничтожил нефтедобывающую платформу. Практически весь персонал предприятия в ходе аварии погиб. В течении последующих дней нефть продолжала поступать в Северное море, воды которого теперь являются одними из самых загрязненных в мире.

5. Крупнейшая ядерная катастрофа


Самой масштабной экологической катастрофой в истории человечества является взрыв на Чернобыльской АЭС, произошедший в 1986 году на территории Украины. Причиной взрыва авария в четвертом энергоблоке атомной электростанции. Взрыв стал причиной гибели более 30 человек.

Тем не менее, самым страшным последствием является выброс огромного количества радиации в атмосферу. На данный момент количество людей, погибших в результате радиационного заражения в последующие годы, перевалило за несколько тысяч. Их число продолжает расти, несмотря на цинкованный саркофаг, которым был запечатан взорвавшийся реактор.




В 1989 году крупная экологическая катастрофа произошла на побережье Аляски. Нефтяной танкер «Эксон-Вальдез» налетел на риф и получил серьезную пробоину. В результате все содержимое в объеме 9 миллионов галлонов нефти оказалось в воде. Почти 2,5 тысячи километров побережья Аляски были затянуты нефтью. Данная авария стала причиной гибели десятков тысяч живых организмов, обитающих как в воде, так и на суше.




В 1986 году в результате трагедии на Швейцарском заводе химической промышленности река Рейн навсегда перестала быть безопасной для купания. Химическое предприятие горело на протяжении нескольких дней. За это время более 30 тонн ядовитых веществ, вылились в воду, уничтожив миллионы живых организмов, и загрязнив все питьевые источники.




В 1952 году в Лондоне произошла страшная катастрофа, причины которой до сих пор не известны. 5 декабря столица Великобритании погрузилась в едкий смог. Поначалу горожане восприняли его за обычный туман, однако спустя несколько дней он так и не рассеялся. В больницы стали поступать люди, с симптомами легочных заболеваний. Всего за 4 дня погибло около 4 тысяч человек, большая часть их которых дети и старики.

9. Утечка нефти в Мексиканском заливе


В 1979 году еще одна нефтяная катастрофа произошла в Мексиканском заливе. Авария случилась на буровой установке «Исток-1». В результате неполадок в воду вылилось почти 500 тысяч тонн нефти. Скважину удалось закрыть лишь через год.

10. Крушение нефтяного танкера «Амоко Кадис»


В 1978 году в Атлантическом океане затонул нефтяной танкер «Амоко Кадис». Причиной крушения стали подводные скалы, которые не заметил капитан судна. В результате катастрофы побережье Франции было залито 650 миллионами литров нефти. Из-за крушения нефтяного танкера погибли десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

ТОП-10 крупнейших экологических катастроф в истории обновлено: Июль 7, 2016 автором: РЕДАКЦИЯ



Похожие публикации